Закон о квотировании рабочих мест для осужденных к исправительным работам

О соблюдении законности в деятельности уголовно-исполнительных инспекций при исполнении наказания в виде исправительных работ

Закон о квотировании рабочих мест для осужденных к исправительным работам

Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность

О соблюдении законности в деятельности уголовно-исполнительных инспекций при исполнении наказания в виде исправительных работ

Ирина Николаевна СМИРНОВА, Заур Нурметович КУДЖАЕВ,

профессор кафедры организации режима Псковский филиал Академии ФСИН России

и оперативно-розыскной деятельности E-mail: smirnova_ps@mail.ru

в УИС Псковского филиала Академии ФСИН России, доктор юридических наук

Научная специальность: 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность,

правозащитная и правоохранительная деятельность

Аннотация. В статье раскрываются проблемы деятельности уголовно-исполнительных инспекций при исполнении исправительных работ.

На основе результатов исследования формулируются меры по обеспечению законности при исполнении этого наказания.

Ключевые слова: нарушения законности при исполнении наказания в виде исправительных работ; учет отработанного времени осужденными к исправительным работам; привлечение осужденных к отбыванию исправительных работ; меры реагирования на нарушения порядка отбывания исправительных работ.

Annotation. The article reveals the problems of the activity of penal inspection in the execution of correctional works.

the results of the research are formulated measures to ensure the rule of law in the execution of this punishment.

Key words: violations of law in the execution of the punishment of correctional work; time worked condemned to corrective works; the involvement of convicts for serving correctional work; measures in response to violations of the order of serving correctional work.

В течение 2013 г. по учетам уголовно-исполнительных инспекций (УИИ) прошло на треть больше, чем в 2012 г., осужденных к исправительным работам; при этом незначительно (с 10 до 14%), но растет доля осужденных этой категории от общего числа осужденных без изоляции от общества1.

В числе приоритетных задач в деятельности УИИ по-прежнему остается соблюдение законности при исполнении судебных актов2.

Особую актуальность эта задача имеет применительно к исполнению наказания в виде исправительных работ, поскольку, как свидетель-

ствуют официальные данные Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России), в указанной сфере в 2013 г. выявлено 1600 нарушений, что в два раза выше показателя аналогичного периода прошлого года (в целом за 2013 г. в адрес территориальных органов и непосредственно УИИ поступило 3053 представления органов прокуратуры)3.

Рассмотрим некоторые из этих нарушений более подробно4.

1. Несвоевременное привлечение осужденных к отбыванию исправительных работ (по ито-

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2014

гам 2013 г. количество таких нарушений возросло на четверть, уровень несвоевременного привлечения осужденных к отбыванию исправительных работ по России в 2013 г. составил 0,84%).

Плановый показатель на год по уровню привлечения осужденных к отбыванию наказания в виде исправительных работ выполнен, однако в отдельных регионах он составляет чуть более 50%, что вызвано следующими негативными явлениями:

■ неудовлетворительным проведением подготовительной работы по созданию условий для трудоустройства осужденных к исправительным работам со стороны руководства территориального органа и УИИ;

■ отсутствием должного взаимодействия УИИ с органами местного самоуправления и государственной власти;

■ отсутствием заинтересованности у работодателей по созданию рабочих мест для осужденных к исправительным работам, в том числе непроработанностью вопроса снижения ставки налога на прибыль организаций, предоставляющих рабочие места осужденным к исправительным работам.

Согласно официальным данным ФСИН России, в настоящее время лишь в восьми субъектах Российской Федерации действуют законодательные акты о снижении ставки налога на прибыль организаций, предоставляющих рабочие места осужденным к исправительным работам, а также по квотированию рабочих мест для осужденных к исправительным работам, что обусловлено высокой дотационностью бюджетов регионов, низким экономическим эффектом от соотношения количества принятых организацией на работу осужденных к исправительным работам с размером предоставленной налоговой льготы5.

Кроме того, в регионах в основном не были поддержаны предложения о принятии законодательных актов по квотированию рабочих мест для осужденных к исправительным работам; целевые программы, предусматривающие мероприятия по оказанию содействия в трудоустройстве осужденных без изоляции от общества и стимулированию работодателей на создание рабочих мест для осужденных к исправительным работам, реализуются только в 20% регионов России.

Тем не менее значимость таких программ бесспорна: они направлены на снижение уровня рецидивной преступности, совершенствование региональной нормативно-правовой базы по воп-

росам адаптации осужденных без изоляции от общества, развитие информационно-справочной системы по вопросам оказания социальной помощи лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации6.

2. Отсутствие должного учета отработанного времени осужденными к наказанию в виде исправительных работ (в 2013 г. этот показатель по сравнению с 2012 г. также увеличился на четверть).

Анализ практики деятельности УИИ показывает, что в нарушение п. 67 приказа Минюста России от 20 мая 2009 г. № 142 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества» в учетной карточке не ведется учет отработанного времени осужденным к исправительным работам, заработной платы и произведенных из нее удержаний.

Думается, что это происходит в том числе из-за высокой нагрузки на инспекторов при исполнении данного вида наказания (на приведенный факт особое внимание обратили опрошенные нами сотрудники филиалов ФКУ УИИ, которые проходили повышение квалификации в Псковском филиале Академии ФСИН России), слабого взаимодействия УИИ с организациями, где трудятся осужденные.

3. Несвоевременное принятие мер реагирования на нарушения порядка отбывания исправительных работ, некачественная подготовка материалов в суд для решения вопроса о замене наказания на лишение свободы (прирост по каждому показателю в сравнении с прошлым годом произошел наполовину).

С точки зрения практических работников, отсутствует должный контроль по месту проживания и работы за поведением осужденных к исправительным работам, а администрации организаций самоустраняются от участия в воспитательной работе с осужденными, которые работают в их коллективах.

Выявляются факты, когда осужденным допускаются нарушения условий и порядка отбывания наказания, но в нарушение ч. 2 ст. 46 УИК РФ предупреждений осужденному о замене исправительных работ другим видом наказания не выносилось.

В нарушение п. 102 названного ранее приказа, несмотря на установление злостного уклоне-

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2014

ния осужденного от отбывания наказания, представление в суд о замене исправительных работ другим видом наказания не направлялось.

О недостаточной профилактической работе свидетельствует и то, что 41,48% (в 2012 г. — 37,55%) осужденных к исправительным работам, совершивших повторные преступления, содеяли их в течение трех месяцев после постановки на учет УИИ.

Тем не менее уровень осужденных к наказанию в виде исправительных работ, в отношении которых возбуждены уголовные дела за совершение повторного преступления, снизился и составил 1,40% (в отдельных регионах он достигает 3,53%).

Несвоевременное принятие мер предупредительно-профилактического воздействия на осужденных к исправительным работам нередко связано с недостаточным уровнем профессиональной подготовки сотрудников УИИ и ресурсным обеспечением их деятельности7.

Для обеспечения соблюдения законности в деятельности УИИ при исполнении наказания в виде исправительных работ необходимо:

1) скорректировать систему планирования воспитательно-профилактической работы с осужденными рассматриваемой категории;

2) определить механизм привлечения к отбыванию исправительных работ осужденного, трудоустроившегося после оглашения приговора в суде или уволившегося с работы после назначения ему этого наказания;

3) решить вопрос о выдаче разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, осужденным к исправительным работам;

4) урегулировать порядок учета времени отпуска в сроке отбывания наказания в виде исправительных работ;

5) усилить контроль со стороны ФКУ УИИ за деятельностью подведомственных им филиалов, обеспечить предоставление ими достоверных и своевременных данных о деятельности;

6) выявлять специфические индивидуальные черты конкретного осужденного и на этой основе обеспечивать строго индивидуальный подход к выбору мер воздействия на подучетных лиц8.

1 Анализ деятельности уголовно-исполнительных инспекций территориальных органов ФСИН России по исполнению наказания в виде исправительных работ за 2013 год. М., 2014.

2 Об итогах деятельности уголовно-исполнительных инспекций по некоторым направлениям в 2013 году: Обзор ФСИН России.

3 Анализ деятельности уголовно-исполнительных инспекций территориальных органов ФСИН России по исполнению наказания в виде исправительных работ за 2013 год…

4 См. об этом также: О состоянии законности в деятельности уголовно-исполнительных инспекций: Обзор ФСИН России.

5 Анализ деятельности уголовно-исполнительных инспекций территориальных органов ФСИН России по исполнению наказания в виде исправительных работ за 2013 год.

6 См., напр., Областная целевая программа «Об оказании помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, и лицам, осужденным к мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества, и содействии их социальной реабилитации» на 2012 — 2016 годы // dob.samregion.ru (Дата обращения — 05.05.2014)

7 См.: Смирнова И.Н., Тарабуев Л.Н. Некоторые организационно-правовые проблемы воспитательно-профилактического воздействия на осужденных к исправительным работам // Человек: преступление и наказание. 2013. № 1. С. 32—33;

Смирнова И.Н., Тарабуев Л.Н. Об организационно-правовом

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источник: http://naukarus.com/o-soblyudenii-zakonnosti-v-deyatelnosti-ugolovno-ispolnitelnyh-inspektsiy-pri-ispolnenii-nakazaniya-v-vide-ispravitelnyh-

Дополнительный прием на принудительные работы ФСИН создаст еще пять тысяч рабочих мест

Закон о квотировании рабочих мест для осужденных к исправительным работам

/Коммерсантъ/

ФСИН России открывает дополнительные центры принудительных работ для исполнения нового вида наказания, которое применяется с этого года. К концу 2018 года количество мест для приговоренных к принудительным работам должно увеличиться вдвое и составить 5 тысяч.

Осужденным подыскивают рабочие места в госкомпаниях: Минюст РФ разработал законопроект о квотировании. Между тем практика уже обозначила проблемы применения этого вида наказания.

В частности, иностранцы, направленные в исправительные центры, не могут приступить к работе из-за необходимости получать трудовые патенты.

Вчера правительство России издало распоряжение об открытии новых четырех исправительных центров для принудительных работ в Челябинске, Оренбурге, Волгограде и Костроме. Об этом на круглом столе в Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН) РФ сообщил начальник управления организации исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества ведомства Евгений Лукьянец.

Центры — это общежития с особым режимом, куда приговоренные должны возвращаться на ночлег с работы. Новый вид наказания применяется с 1 января 2017 года, тогда же заработали четыре первых центра — в Ставропольском и Приморском краях, в Тамбовской и Тюменской областях и семь участков при колониях на 896 человек.

В начале осени открылись два участка в Кировской и Свердловской областях. К концу этого года планируется ввести в эксплуатацию еще два центра в Якутии и Татарстане, а также шесть участков при исправительных учреждениях в Адыгее, Алтайском и Красноярском краях, Пензенской, Иркутской и Нижегородской областях.

«В 2018 году планируется открыть еще восемь исправительных центров в Ингушетии, Чечне, Кабардино-Балкарии, Удмуртии, Курганской, Ленинградской, Новгородской и Тульской областях, а также 38 участков при колониях»,— указал господин Лукьянец. К концу 2018 года исправительные центры смогут принять свыше 5000 осужденных.

Так как центры появятся в большинстве регионов, то суды смогут более активно применять новый вид наказания, считают во ФСИН. Москва получит свой центр в 2019 году — на 200 мест на территории Капотни.

По словам господина Лукьянца, сейчас в центрах находятся 417 осужденных. Большинство из них осуждены за кражу, нарушение ПДД, неуплату алиментов и незаконный оборот наркотиков.

Более чем половине из осужденных судьи назначили сроки от двух месяцев до года, еще 182 осужденных — до трех лет, десяти осужденным — свыше трех лет. Как отметил господин Лукьянец, еще 124 человека сняты с учета: одни уже освободились, другие отказались работать и переведены в колонии.

Один человек погиб: был сбит на пешеходном переходе. В среднем осужденные получают зарплату от 8 тыс. до 15–20 тыс. руб. в месяц.

Первые десять месяцев работы выявили ряд проблем, признают в ведомстве: оказалось, что нельзя официально трудоустроить осужденных иностранцев.

Они обязаны иметь трудовой патент, но закон запрещает выдавать его осужденным. Сейчас в исправительных центрах живут четыре иностранца, в том числе граждане Таджикистана[2] и Украины[2].

Сотрудники ФСИН подали в суд документы об изменении им наказания на лишение свободы.

Трудоустройство оказалось самым сложным, признают в ведомстве. Много сил приходится тратить на «маргинальных осужденных» — утративших социальные связи, нигде ранее не работавших. «Их надо подготовить к работе, провести медосмотр.

Мы их практически учим жить»,— говорит господин Лукьянец. Проблемой, по его словам, оказались квалификация осужденных и состояние их здоровья: «В Ставропольском крае работу предлагают кирпичный завод, завод минеральных вод, хлебокомбинат. Зарплата хорошая, но осужденные не подходят.

Остается лишь ЖКХ: метлу в руки — и вся специализация».

Представитель Генпрокуратуры Сергей Попков отметил, что участками в колониях руководят начальники колоний: «Это неправильно, так мы дойдем до того, что исправительные центры станут частью колоний».

Минюст пока готовит ряд поправок к законодательству. В частности, ведомство требует выравнять условия содержания в исправительных центрах и в колониях-поселениях, смягчив режим в центрах.

Сейчас, например, отпуск по неотложным причинам в колонии-поселении составляет семь дней, а в центре — только пять.

Планируется также отменить конвоирование осужденных к общежитиям, но при этом закрепить возможность отправлять нарушителей режима центров в колонии.

ФСИН намерена добиться введения для осужденных к принудительным работам квот рабочих мест в организациях, на которые могут оказывать влияние государственные компании. Это позволит отправлять осужденных на длительный срок в отдаленные регионы, размещая их на объектах, принадлежащих организациям.

Минюст уже разработал законопроекты о внесении соответствующих изменений в УК и УИК РФ. Ряд компаний ждет этих изменений, чтобы рассмотреть предложение ФСИН: так, о сотрудничестве со ФСИН уже заявило ОАО РЖД.

«Компания заинтересована в работе осужденных,— заявил на круглом столе замначальника департамента управления персоналом ОАО РЖД Николай Захаров.— Мы по многим регионам, особенно на Дальнем Востоке, испытываем дефицит ресурсов». Компания даже готова обучать работников.

Господин Зайцев отметил проблему, которую необходимо еще решить: многие объекты РЖД имеют особые категории доступа, и осужденным туда будет закрыт доступ. «Надо также продумать, чем мы можем заинтересовать и частный бизнес»,— добавил представитель Минюста РФ Федор Ручкин.

Источник: https://minjust.ru/ru/smi-o-nas/dopolnitelnyy-priem-na-prinuditelnye-raboty-fsin-sozdast-eshche-pyat-tysyach-rabochih-mest

Для осужденных к работам предложили ввести квоты в госкомпаниях

Закон о квотировании рабочих мест для осужденных к исправительным работам

Тюремное ведомство планирует расширить сеть казенных домов облегченного типа — исправительных центров. А минюст разработал законопроект, предлагающий ввести квоты на государственных предприятиях для тех, кто отбывает наказание в таких центрах.

Вчера эти новости прозвучали на «круглом столе» в Федеральной службе исполнения наказаний. Планируется, что к 2019 году, то есть уже через год, практически в каждом регионе страны появится один исправительный центр.

По расчетам, общее число сидячих мест в таких центрах по всей стране составит 5 тысяч. Впрочем, можно ли назвать такие места сидячими, а срок в исправительном центре отсидкой — большой вопрос.

В таких казенных домах отбывают новое для нашей страны наказание — принудительные работы.

По закону, принудительные работы могут назначаться на срок до пяти лет, отбывают их в исправительных центрах

Подразумевается, что это альтернатива обычному лишению свободы. Однако человек все равно помещается в казенные апартаменты. Правда, условия там намного мягче, чем в обычных колониях. Осужденному даже разрешено иметь при себе мобильный телефон и пользоваться Интернетом.

Принудительные работы — это совершенно новое наказание, оно действует с 1 января нынешнего года. Как сообщил вчера начальник управления организации наказаний, не связанных с изоляцией от общества, ФСИН России Евгений Лукьянец, за 10 месяцев в исправительные центры для отбывания наказания прибыло 417 осужденных, в том числе 373 мужчины и 44 женщины.

Начальник «Бутырки» — о том, как влияют на заключенных церковные службы

Большая часть из получивших новое наказание осуждены за кражу: 87 человек. На втором месте идут водители, осужденные за нарушение Правил дорожного движения, — 60 человек. Третье место занимают злостные алиментщики: 47 человек.

Первыми для приема осужденных к новому наказанию открылись 4 исправительных центра и 7 изолированных участков при колониях. Общий лимит наполнения — 896 осужденных.

В сентябре — октябре текущего года открыты и приступили к приему первых осужденных участки в Кировской и Саратовской областях.

До конца года будут введены в эксплуатацию еще 6 исправительных центров с общим лимитом наполнения 1300 осужденных.

«Создаются данные учреждения, как правило, на базе ликвидируемых исправительных учреждений, что позволяет существенно сэкономить бюджетные средства на указанные цели», — сообщил вчера Евгений Лукьянец.

В будущем году планируется открытие еще 8 исправительных центров, а также 38 изолированных участков исправительных учреждений, функционирующих как исправительные центры.

Представители тюремного ведомства вчера особо отметили, что суды все чаще дают наказания, не связанные с лишением свободы. Тюрьма должна остаться только для закоренелых преступников. Или тех, кто совершил действительно страшные преступления и опасен для общества.

Поэтому, по прогнозам экспертов, применение принудительных работ также будет расширяться. Пока, если можно так выразиться, идет тестовый этап. Суды осторожно назначают подобное наказание. Это позволяет тюремному ведомству постепенно отлаживать механизм, выявляя проблемы.

В целом принудительные работы могут назначаться на сроки от 2 месяцев до 5 лет. Уже на сегодня 38 процентов всех осужденных на принудительные работы имеют сроки от 1 года до 3 лет.

Преимуществом принудительных работ является возможность свободно общаться с родственниками и даже проживать с семьями. Из тех, кто отбывает это наказание, лишь порядка 30 человек утратили связи с семьями. То есть на воле их никто не ждет.

«Остальные свободно общаются по телефонам с семьями, а четверо живут вместе с семьями», — сообщил представитель ФСИН.

Одна из проблем — трудоустройство осужденных. Иногда нет рабочих мест, иногда места есть, но осужденные не подходят на данные вакансии.

В каждом регионе страны будут открыты исправительные центры для принудительных работ

«В связи с прогнозируемым значительным ростом численности осужденных к принудительным работам представляется целесообразным внесение изменений в действующее законодательство Российской Федерации, предусматривающих квотирование рабочих мест для осужденных к принудительным работам», — заявил вчера Евгений Лукьянец.

Как сообщается, минюст уже разработал ряд законопроектов, предусматривающих в том числе установления квот для приема на работу осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, в организациях, в которых государственные корпорации или государственные компании имеют возможность влиять на принимаемые этими организациями решения.

Сергей Шаргунов: Духовное окормление очень важно людям в неволе

Квоты будут распространяться, например, на осужденных к принудительным работам, а также осужденным к исправительным работам. Исправительные работы предполагают, что человек живет дома, где-то работает и с зарплаты отчисляет определенный процент государству.

Законопроектами также устанавливается возможность привлечения к труду осужденных к принудительным работам на объектах предприятий любых организационно-правовых форм, расположенных вне пределов исправительного центра.

Это значит, что осужденные смогут трудиться на каких-нибудь отдаленных объектах и жить там. Например, в вахтовых поселках.

В таком случае, как предполагается, специальные общежития для осужденных будут созданы самими предприятиями.

Представитель РЖД вчера в ходе «круглого стола» заметил, что в госкорпорации заинтересованы в привлечении работников, поскольку испытывают огромную нехватку «особенно в регионах Дальнего Востока и БАМа» и готовы обучать за свои средства работников, как обучают и тех, кто просто приходит трудоустраиваться на работу. Но здесь есть сложность: не на все объекты можно взять осужденных, так как есть правила, запрещающие брать туда судимых.

Между тем

По словам начальника изолированного участка в колонии-поселении N 11 в селе Усть-Золиха Красноармейского района Саратовской области Сергея Юшкова, он рассчитан на содержание 50 человек: 35 мужчин и 15 женщин. Пока там всего двое осужденных, которые трудятся на местном сельхозпредприятии разнорабочими.

Как сообщили в УФСИН, достигнута договоренность о предоставлении рабочих мест еще на пяти предприятиях Красноармейского района. Женщины, например, смогут работать в швейном цехе.

— Осужденный к принудительным работам уже не находится за решеткой, ему, например, разрешается иметь при себе мобильный телефон и пользоваться им.

Кроме того, если он не имеет нареканий, в свободное от работы и с разрешения администрации исправительного центра у него есть право свободного выхода, а выходные и праздничные дни он может проводить с семьей даже за пределами муниципального образования, — рассказывает Сергей Юшков.

Подготовил Андрей Куликов

Источник: https://rg.ru/2017/11/16/dlia-osuzhdennyh-k-rabotam-predlozhili-vvesti-kvoty-v-goskompaniiah.html

Юрист Воеводин
Добавить комментарий