Заявление о преступлении явка с повинной рапорт об обнаружении преступления

Рапорт об обнаружении признаков преступления

Заявление о преступлении явка с повинной рапорт об обнаружении преступления

В соответствии со ст. 143 УПК РФ сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников информации, не из тех, что указаны в ст. 141 и 142 (заявление о преступлении и явка с повинной), принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления.

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, предусмотренное в качестве повода для возбуждения уголовного дела в п. 3 ч. 1 ст.

140 УПК, охватывает все прочие случаи получения сведений о преступлении, кроме тех, что поступили в виде заявления о преступлении или заявления о явке с повинной и являются самостоятельным поводом для возбуждения уголовного дела (ст.

141 и 142 УПК РФ), и тех, что поступили в виде анонимного заявления и в соответствии с ч. 7 ст. 141 УПК РФ не могут служить поводом для возбуждения уголовного дела.

К числу иных источников информации, содержащиеся в которых сообщения о преступлении будут поводом для возбуждения уголовного дела, относятся:

  • (а) материалы, собранные в результате служебной деятельности органов государственного обвинения, специально направленной на обнаружение преступлений. Таковыми будут являться результаты оперативно-розыскной деятельности, отчасти сюда могут быть отнесены результаты прокурорско- надзорной деятельности;
  • (б) материалы, полученные в ходе служебной деятельности правоохранительных органов, для которой обнаружение преступлений является побочным результатом, например, при выполнении полицией задач по обеспечению безопасности личности, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности или при производстве следователем или дознавателем расследования по факту другого преступления.

В частности, сюда могут быть отнесены сообщения работников паспортных аппаратов — об утрате гражданами паспортов при обстоятельствах, вызывающих подозрение о преступлении; работников дорожно-патрульной службы — о дорожно-транспортных происшествиях и их последствиях; работников подразделений вневедомственной охраны — о срабатывании приборов охранной сигнализации; работников государственной пожарной службы — о пожарах и загораниях; работников МРЭО — об утрате гражданами удостоверений на право управления автотранспортом и технических паспортов на автомобили при обстоятельствах, вызывающих подозрение о преступлении.

Разновидностью данного источника информации следует считать и материалы, которыми оформлены результаты личного наблюдения сотрудниками правоохранительных органов обстоятельств совершения преступления, оказавшимися случайными свидетелями: рапорты, объяснения, акты и т.п.;

  • (в) информация граждан, представителей общественных организаций и должностных лиц, поступившая по телефону (телефаксу), телеграфу или радио, включая сообщения персонала лечебных учреждений об обращении граждан с телесными повреждениями, происхождение которых может быть результатом преступных действий;
  • (г) статьи, заметки и письма, опубликованные в печати и других средствах массовой информации, содержащие сведения о преступлениях;
  • (д) оповещения о других происшествиях, событиях или фактах, имеющих отношение к борьбе с преступностью и обеспечению охраны общественного порядка; сведения об авариях, пожарах, эпизоотиях, стихийных бедствиях, несчастных случаях с людьми.

Информация о преступлении, полученная из указанных источников, дает основание предположить о наличии уголовно-наказуемого деяния. В силу этого она побуждает должностных лиц провести проверку, чтобы установить действительное событие и оценить его с точки зрения противоправности.

Информация проверяется в таком объеме, который позволяет сделать обоснованный вывод о наличии либо отсутствии признаков преступления. В результате проверки полученной информации может быть сделан вывод об отсутствии правонарушения либо о наличии административного правонарушения или признаков преступления.

В последнем случае необходимо принять решение о возбуждении уголовного дела.

Факт получения информации о совершенном или готовящемся преступлении из указанных источников оформляется рапортом об обнаружении признаков преступления, составляемым в момент получения первичной информации.

В некоторых случаях подобная информация, являясь результатом специально предпринятой проверки (в рамках административной, оперативно-розыскной, прокурорско-надзорной деятельности), содержит достаточные для принятия окончательного решения данные.

В других случаях полученная информация лишь побуждает заинтересоваться каким-либо событием как противоправным, однако сама по себе недостаточна для принятия обоснованного решения.

В обоих случаях рапорт будет иметь обычное значение повода для возбуждения уголовного дела как юридического факта, обязывающего орган дознания, дознавателя, следователя, прокурора принять решение о возбуждении уголовного дела или отказать в этом, однако не предрешающего указанного вопроса.

В рапорте подлежат отражению:

  • • наименование начальника органа предварительного следствия или дознания, которому адресован рапорт;
  • • название документа;
  • • обращение о докладе;
  • • процессуальное основание доклада;
  • • содержание доклада (обстоятельства совершенного деяния и источник получения информации об этом);
  • • должность, звание, фамилия и инициалы лица, получившего сообщение;
  • • число, месяц и год составления рапорта;
  • • подпись должностного лица, составившего рапорт.

Рапорт составляется должностным лицом, получившим сообщение о совершенном или готовящемся преступлении и обязанным принять это сообщение.

В целях исключения случаев укрытия преступлений от учета, также правильного исчисления сроков принятия решения составленный рапорт подлежит регистрации в книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» или ст. 124 УПК РФ, а также организационно-распорядительными документами Следственного комитета Российской Федерации.

Рапорт об обнаружении обстоятельств, указывающих на признаки преступления, составленный по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, регистрируется в том следственном органе Следственного комитета Российской Федерации, в котором он был составлен.

Регистрации в книге подлежат сообщения о преступлении, содержащие сведения об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления, поступившие с постановлением о передаче сообщения о преступлении по подследственности из другого органа предварительного расследования (в том числе иного следственного органа Следственного комитета Российской Федерации), независимо от ранее произведенной регистрации.

Регистрации в книге также подлежат сообщения о преступлении, поступившие из другого органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) без постановления о передаче сообщения о преступлении по подследственности и без решения прокурора, если они содержат сведения об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления.

Что касается дополнительного сообщения об одном и том же преступлении, то оно регистрируется в книге и приобщается к ранее зарегистрированному сообщению об этом же преступлении, если по нему еще не принято процессуальное решение, о чем делается отметка в книге.

В том случае, если при проверке зарегистрированного сообщения о преступлении будет установлено, что оно является дополнительным и что по результатам рассмотрения другого сообщения об этом же преступлении ранее было принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела или о возбуждении уголовного дела, такое сообщение по решению руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации либо его заместителя приобщается к материалам проверки сообщения о преступлении или возбужденному (прекращенному, приостановленному) уголовному делу, о чем уведомляется заявитель, а также делается отметка в книге.

Должностное лицо, принявшее сообщение о совершенном или готовящемся преступлении и составившее рапорт об обнаружении признаков преступления, не всегда полномочно проверять это сообщение, а тем более — принимать по нему решение.

В силу этого руководитель следственного органа или начальник органа дознания, которому адресован рапорт, переадресовывает его своей резолюцией на рапорте полномочному должностному лицу с учетом компетенции, специализации, загруженности работой и т.п.

для проверки и принятия решения по существу.

Источник: https://studref.com/511694/pravo/raport_obnaruzhenii_priznakov_prestupleniya

Дознание в органах внутренних дел

Заявление о преступлении явка с повинной рапорт об обнаружении преступления

Повод к возбуждению уголовного дела — это предусмотренный законом источник сведений о совершенном преступлении.

При наличии повода у дознавателя, органа дознания возникает юридическая обязанность разрешить вопрос о возбуждении уголовного дела. Конкретные формы поводов перечислены в ст.

140 УПК: 1) заявление о преступлении; 2) явка с повинной; 3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

В законе дан исчерпывающий перечень поводов для возбуждения уголовного дела, носящий открытый характер. Когда обнаружены признаки преступления, всегда есть повод для возбуждения уголовного дела — если не в виде заявления о преступлении или явки с повинной, то в виде сообщения, полученного из иных источников.

Значение поводов для возбуждения уголовного дела заключается в том, что они порождают уголовно-процессуальные отношения, е момента их появления начинается уголовно-процессуальная деятельность по обнаружению признаков преступления, с этого же момента исчисляются сроки принятия решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом. Кроме того, документы, в которых фиксируются поводы (протокол устного заявления, письменное сообщение и т.д.), служат важным источником информации о преступлении.

С целью исключения из практики случаев укрытия преступления от учета, а также соблюдения установленных сроков принятия решения по поступавшим сообщениям о преступлениях во многих ведомствах введена система регистрации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях. В настоящее время в органах внутренних дел действует Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел РФ заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, которая была утверждена приказом МВД России от 1 декабря 2005 г. № 985.

Рассмотрим каждый повод подробнее.

Заявление о преступлении — это сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, сопровождаемое просьбой о привлечении виновного к уголовной ответственности. Официальное уведомление дознавателя, органа дознания о преступлении, не содержащее такой просьбы (письмо), не является поводом для возбуждения уголовного дела в смысле п. 1 ч. 1 ст. 140 УПК.

Заявление о преступлении может исходить как от частного, так и от должностного лица. В частности, как заявление о преступлении расценивается обращение руководителя коммерческой организации с просьбой о привлечении к уголовной ответственности за преступление против интересов службы в коммерческой организации.

Поводом к возбуждению уголовного дела будет сообщение, сделанное как лицом, потерпевшим от преступления, так и посторонним лицом, которому стало известно о совершенном или готовящемся преступлении.

Следует при этом иметь в виду, что дела частного и частно-публичного обвинения возбуждаются не иначе, как по заявлению потерпевшего.

В этих случаях подача заявления лицом, не являющимся потерпевшим, порождает обязанности, связанные с появлением повода к возбуждению уголовного дела, однако отсутствие заявления потерпевшего в соответствии с гг. 5 ч. 1 ст. 24 УПК РФ влечет отказ в возбуждении уголовного дела.

Заявление, автор которого не известен (анонимное заявление), либо подписанное вымышленным именем (псевдоним), не может служить поводом для возбуждения уголовного дела, и оно, за исключением заявления, содержащего данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта, без регистрации передается в соответствующие подразделения ОВД для возможного использования в установленном порядке в оперативно-розыскной деятельности. Заявление является поводом для возбуждения уголовного дела тогда, когда оно содержит данные, указывающие на признаки какого-либо преступления. При этом заявитель может прямо указать на преступный характер сообщаемого им факта или ограничиться приведением данных об общественно опасном характере деяния, не давая ему уголовно-правовой оценки1Муравьев К.В. Возбуждение уголовного дела дознавателем органов внутренних дел // Законодательство и практика. 2007. № 1. С. 41.. Если заявитель сообщает о деянии, не содержащем признаков состава преступления, но он считает его таковым, его заявление должно рассматриваться как повод к возбуждению уголовного дела.

Заявление о преступлении — уголовно-процессуальный документ, в котором сообщаются и удостоверяются обстоятельства и факты, указывающие на совершенное или готовящееся преступление. Поэтому к ним предъявляются определенные требования, направленные на обеспечение достоверности и сохранности получаемой информации.

Заявления о преступлении могут быть как письменными, так и устными. Однако устное заявление подлежит занесению в протокол, поэтому в конечном счете в обоих случаях заявление приобретает форму письменного документа.

Письменное заявление должно быть подписано лицом, от которого оно исходит. Если заявитель лично прибыл в орган дознания, к дознавателю, чтобы вручить написанное им заявление, он должен быть предупрежден от ответственности за заведомо ложный донос по ст.

306 УК РФ, о чем делается заметка на заявлении, удостоверяемой подписью заявителя.

Если письменное заявление получено по почте, то предупреждение об ответственности производится при его явке для получения объяснений, допроса либо производства иных процессуальных действий с его участием.

Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и должностным лицом, его составившим.

При приеме устного заявления необходимо удостовериться в личности заявителя по соответствующему документу (паспорту, удостоверению личности, свидетельству о рождении и т.п.), реквизиты которого отражаются в протоколе.

Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.

Заявитель, не достигший 16-летнего возраста, об уголовной ответственности за заведомо ложный донос не предупреждается, ему лишь разъясняются в доступной для него форме уголовно-процессуальные последствия, которые вытекают из подаваемого им заявления. Протокол принятия устного заявления составляется в соответствии с УПК РФ.

Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия. Отдельный протокол принятия устного заявления не составляется.

В случае, когда в ходе предварительного расследования становится известно о совершении преступления, не связанного с расследуемым преступлением, дознаватель выносит постановление о выделении материалов, содержащих сведения о новом преступлении, из уголовного дела и направлении их прокурору для рассмотрения и принятия решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом.

В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола (сведения о преступлении передаются по телефону, телефаксу, телеграфу, радио, через Интернет), его заявление оформляется в порядке, установленном для случаев обнаружения признаков преступления из иных, чем заявление, источников информации — в соответствии со ст. 143 УПК рапортом об обнаружении признаков преступления.

Явка с повинной или заявление о явке с повинной — это в соответствии со ст. 142 УПК добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении.

Главное в характеристике сущности явки с повинной составляет волеизъявление лица, совершившего преступление, на то, чтобы передать себя в руки правосудия2Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс России: Учеб, пособие. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Кнорус, 2008. С. 184..

В основе волеизъявления при явке с повинной лежат многообразные факторы, которые по характеру мотивации могут быть подразделены на внутренние факторы личности явившегося с повинной, определяющие мотивацию его поведения, и внешние факторы, стимулирующие к явке с повинной.

Сущность явки с повинной заключается в том, что лицо, совершившее преступление, заявляет об этом преступлении и своем участии в нем в правоохранительные органы, уполномоченные осуществлять уголовное преследование по факту такого преступления.

Заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление принимается и заносится в протокол в порядке, установленном применительно к заявлению о преступлении. Протокол явки с повинной в соответствии с УПК РФ. В соответствии со ст.

62 УК РФ при наличии смягчающих обстоятельств, предусмотренных п. «и» и «к» ст.

61 УК РФ (среди которых предусмотрена явка с повинной), и отсутствии отягчающих обстоятельств, срок или размер наказания не могут превышать 3/4 максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК.

Рапорт об обнаружении признаков преступлении. В соответствии со ст. 143 УПК сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников информации, чем указанные в ст.

141, 142 УПК, принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления.

Рапорт — это официальное письменное сообщение должностного лица правоохранительного органа об обнаружении им признаков преступления.

К иным источникам информации относятся:

а) материалы, собранные в результате служебной деятельности органов государственного обвинения, специально направленной на обнаружение преступлений;

б) материалы, полученные в ходе служебной деятельности правоохранительных органов (утрата паспортов, сигналы о срабатывании сигнализации, загорания);

в) информация граждан, представителей организаций и должностных лиц по телефону и т.п., сообщения «03»;

г) статьи, заметки и письма в печати и СМИ.

Информация о преступлении, полученная из указанных источников, дает основание предположить о наличии уголовно наказуемого деяния. В силу этого она побуждает соответствующих должностных лиц провести проверку, чтобы установить действительное событие и оценить его с точки зрения противоправности.

Информация проверяется в таком объеме, который позволяет сделать обоснованный вывод о наличии либо отсутствии признаков преступления. В результате проверки полученной информации может быть сделан вывод об отсутствии правонарушения либо о наличии административного правонарушения или признаков преступления.

Факт получения информации о совершенном или готовящемся преступлении из указанных источников оформляется рапортом об обнаружении признаков преступления в соответствии с УПК РФ.

В соответствии с этой формой в указанном рапорте подлежат отражению: наименование начальника органа, которому адресован рапорт, название документа, обращение в докладе, процессуальные основания доклада, содержание доклада, должность, звание, фамилия лица, получившего сообщение, число, месяц и год составления рапорта, подпись должностного лица, составившего рапорт.

Непосредственное обнаружение органом дознания признаков преступления. Признаки преступления могут быть обнаружены в ходе выполнения служебных обязанностей сотрудниками органа дознания или дознавателями.

Например, рапорт сотрудника патрульно-постовой службы о факте нарушения общественного порядка, рапорт дознавателя об отказе свидетеля от дачи показаний. При этом непосредственное обнаружение признаков преступления может быть связано с фактическим задержанием предполагаемого преступника.

При обнаружении признаков преступления рапорт должен быть оставлен и направлен в соответствующий орган внутренних дел, где данный рапорт должен быть зарегистрирован.

Лицо, составившее рапорт о непосредственном обнаружении признаков преступления, не может исполнять в данном случае обязанности дознавателя и подлежит отводу, если: 1) есть необходимость допроса этого лица в качестве потерпевшего или свидетеля; 2) это лицо само проводило оперативно-розыскные мероприятия.

Основание для возбуждения уголовного дела. Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие фактических данных, достаточных для вероятного вывода о существовании общественно опасного деяния, содержащего признаки состава конкретного преступления.

На практике очень часто под «достаточными данными, указывающими на признаки преступления» понимают информацию, которая свидетельствует обо всех элементах состава преступления. В момент возбуждения уголовного дела дознаватель, как правило, обладает небольшим объемом информации о преступлении.

Поэтому необходимо четко понимать, что же такое «признаки преступления». Исходя из уголовно-правового понятия «преступление», ими являются противоправность, общественная опасность и наказуемость деяния. Именно наличие достаточных данных об этих признаках и является основанием для возбуждения уголовного дела.

Для установления в каком-либо деянии признаков состава преступления достаточно иметь о нем общее представление. Точный размер похищенного, места хранения, каналы сбыта, соучастники могут быть выяснены в ходе последующего расследования. Уголовное дело может быть возбуждено и при отсутствии сведений об этих обстоятельствах.

Однако в ряде случаев отдельные обстоятельства должны устанавливаться достаточно точно. Например, утверждать о наличии признаков преступления в некоторых деяниях можно лишь при существенном вреде, значительном размере или тяжких последствиях.

Вывод о наличии признаков преступления в подобных случаях может быть сделан только после проверки соответствующих обстоятельств3Багаутдинов Ф.Н. Возбуждение уголовного дела по УПК РФ // Законность. 2002. № 12. С. 65..

Однако необоснованное расширение пределов проверки затягивает решение вопроса о возбуждении уголовного дела, создавая условия для уничтожения следов и сокрытия преступления.

Источник: https://isfic.info/doznanie/foat36.htm

Особенности повода к возбуждению уголовного дела о преступлениях, совершаемых в местах лишения свободы

Заявление о преступлении явка с повинной рапорт об обнаружении преступления

(Плашевская А. А., Родичева Т. П.) («Российский следователь», 2007, N 18)

ОСОБЕННОСТИ ПОВОДА К ВОЗБУЖДЕНИЮ УГОЛОВНОГО ДЕЛА О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, СОВЕРШАЕМЫХ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

А. А. ПЛАШЕВСКАЯ, Т. П. РОДИЧЕВА

Плашевская А. А., доцент кафедры уголовного процесса, прокурорского надзора и правоохранительной деятельности Юридического института, Томского государственного университета, кандидат юридических наук.

Родичева Т. П., старший преподаватель кафедры уголовного права и уголовного процесса Томского филиала Кузбасского института ФСИН России, кандидат юридических наук.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ не содержит легального определения понятия повода к возбуждению уголовного дела.

Представляется, что под поводом к возбуждению уголовного дела необходимо понимать источник информации о подготавливаемом или совершенном преступлении, который служит юридическим фактом для возникновения уголовно-процессуальной деятельности, протекающей в стадии возбуждения уголовного дела. В соответствии со ст.

140 УПК РФ поводами для возбуждения любого уголовного дела, в том числе и о преступлении, совершенном в местах лишения свободы, являются: заявление о преступлении; явка с повинной; сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Заявление как повод для возбуждения уголовного дела представляет собой не просто просьбу о начале уголовного процесса, а адресованное компетентным органам (должностным лицам) официальное (т. е. с соблюдением всех правил и формальностей) обращение, содержащее информацию о совершенном или готовящемся преступлении. Прием заявления (устного или письменного) осуществляется в порядке ст.

141 УПК РФ. Исходя из данных следственно-судебной практики заявление как повод к возбуждению уголовного дела в местах лишения свободы используется крайне редко. Это обусловлено спецификой деятельности учреждений, исполняющих наказание. Потерпевшие осужденные, как правило, не обращаются с заявлениями в отношении виновных лиц, если они тоже являются осужденными.

Однако это правило не распространяется на случаи превышения полномочий или злоупотребления ими сотрудников пенитенциарных учреждений, совершенные в отношении осужденных. В данной ситуации осужденные, как правило, обращаются с заявлением в прокуратуру либо используют это как повод для организации акций протеста, дезорганизации деятельности исправительных учреждений.

Это объясняется психологическим состоянием, связанным с физической изоляцией от общества; воздействием, оказываемым на потерпевшего другими осужденными; недоверием или отрицательным отношением части осужденных к деятельности правоохранительных органов и администрации исправительных учреждений, в том числе к потерпевшим, лицам из числа осужденных, оказывающим помощь администрации учреждения; влиянием криминальной субкультуры; негативным отношением к проводимым режимным мероприятиям, предусмотренным УИК РФ и др. Рассматривая заявление о совершении преступления как повод для возбуждения уголовного дела, необходимо учитывать, что оно может быть подано не только по делам частного, но и частно-публичного или публичного обвинения. Это также обусловливает специфику порядка подачи заявлений. По делам публичного и частно-публичного обвинения особой специфики приема заявлений в учреждениях, исполняющих наказание, нет. Прием и регистрация таких заявлений производятся в общем порядке, в соответствии с нормами УПК РФ и ведомственной Инструкции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях (далее — Инструкция). ——————————— Утверждена Приказом Минюста России от 11 июля 2006 г. N 250.

Что касается дел частного обвинения, то необходимо рассматривать две ситуации: когда данные о личности лица, совершившего такого рода преступления, известны или когда такие данные отсутствуют вообще или присутствуют не в полном объеме: например, осужденный знает только прозвище виновного осужденного.

В первом случае заявление потерпевшим подается непосредственно мировому судье по месту нахождения учреждения. Изоляция осужденного от общества не позволяет ему лично подавать заявление мировому судье, поэтому заявление может быть направлено только по почте.

В соответствии с ведомственными нормативно-правовыми актами письма, отправляемые осужденными в адрес прокурора или суда, не вскрываются и не подвергаются цензуре.

В этой ситуации возникает проблема с регистрацией данного вида преступления в книге регистрации сообщений о преступлениях, которая предусмотрена Инструкцией, что может привести к искажению статистических данных о состоянии преступности в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Во втором случае согласно ч. 4 ст.

20 УПК РФ прием заявления должен осуществляться в общем порядке. После проведения проверочных действий решается вопрос о возбуждении уголовного дела начальником учреждения как начальником органа дознания или уполномоченным им лицом, как правило, оперативным сотрудником, в порядке, предусмотренном УПК РФ.

Дальнейшая судьба уголовного дела зависит от формы предварительного расследования. Следующим поводом является явка с повинной (ст. 142 УПК РФ), т. е. добровольная подача заявления о содеянном преступлении лицом, его совершившим. По сути, это разновидность заявления о совершенном преступлении. Заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде.

Устное заявление о явке с повинной принимается и заносится в протокол в том же порядке, что и другие устные заявления о преступлении (ч. 2 ст. 142, ч. 3 ст. 141 УПК РФ).

Исходя из данных следственно-судебной практики, явка с повинной в качестве повода к возбуждению уголовных дел о новых преступлениях, совершенных именно в местах лишения свободы, не используется, что обусловлено вышеуказанной спецификой самого учреждения и категорией лиц, отбывающих наказание.

Явка с повинной, как правило, используется как повод к возбуждению уголовного дела или как основание возобновления предварительного расследования (приостановленного по п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ) по ранее совершенным осужденным преступлениям (до начала отбытия наказания в виде лишения свободы). Третий и последний повод к возбуждению уголовного дела определен в п. 3 ч. 1 ст.

140 УПК РФ, он обозначен как «сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников».

Из этой формулировки следует, что любое сообщение, полученное из любого источника (кроме анонимного письма), является поводом к возбуждению уголовного дела, а значит, обязывает соответствующих должностных лиц начать уголовно-процессуальную деятельность в стадии возбуждения уголовного дела.

И эта деятельность должна заканчиваться вынесением либо постановления о возбуждении уголовного дела, либо постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Однако содержание ст. ст. 143, 144 УПК РФ вносит некоторые коррективы в понятие сообщения о преступлении, поступившего из других источников, как повода к возбуждению уголовного дела.

Анализ их содержания позволяет сделать вывод о том, что на самом деле поводом к возбуждению уголовного дела является не само сообщение, полученное из иных (кроме заявления или явки с повинной) источников, а рапорт должностного лица об обнаружении признаков преступления.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ не конкретизирует должностных лиц, полномочных составлять рапорт об обнаружении признаков преступления, что обусловливает существование двух возможных выводов: рапорт может составляться только тем должностным лицом, которое в соответствии с УПК РФ правомочно осуществлять предварительную проверку, к каковым относятся орган дознания, дознаватель, следователь и прокурор; рапорт может составить любое должностное лицо, выявившее преступление, но проверку по нему проводить оно не правомочно, в соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ. Содержащуюся в ст. 143 УПК РФ формулировку о том, что рапорт об обнаружении признаков преступления составляется на основании сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученного из иных источников информации, чем указанные в ст. ст. 141 и 142 УПК, следует понимать именно с учетом ст. 144 УПК. Таким образом, не всякий рапорт, составляемый в соответствии с ведомственными правилами лицами, получающими сообщения и заявления, можно рассматривать как повод для возбуждения уголовного дела. Изучение следственно-судебной практики показывает, что рапорт об обнаружении признаков преступления составляют должностные лица, которые проводили первоначальные проверочные действия по сообщению, полученному из иных источников. К таковым, как правило, относятся должностные лица органа дознания, дознаватель, следователь и прокурор. В соответствии с Инструкцией рапорт об обнаружении признаков преступления может составить любой сотрудник ИУ, который обнаружил признаки совершаемого или совершенного преступления. Им может быть инспектор охраны, начальник отряда, оперативный дежурный и т. д. По сути, Инструкция отождествляет ведомственный рапорт и рапорт, составляемый в уголовно-процессуальном порядке. Однако опрос респондентов показал, что в случае обнаружения признаков преступления, совершаемых в местах лишения свободы, перечисленными сотрудниками последние составляют ведомственный рапорт на имя начальника ИУ. Последний для проведения проверки данный рапорт передает оперативному сотруднику, который после проведения проверки и составляет рапорт об обнаружении признаков преступления. На наш взгляд, это является более верным действием с точки зрения уголовного процесса, поскольку данный субъект относится к органу дознания в соответствии с УПК РФ. В связи с этим представляется необходимым привести в соответствие с УПК РФ положения Инструкции, касающиеся конкретизации должностных лиц, правомочных составлять рапорт об обнаружении признаков преступления, совершенных в местах лишения свободы. Рапорт должен быть составлен незамедлительно по получению и оценке сообщения, а установленные ст. 144 УПК сроки должны исчисляться с момента составления рапорта. Применительно к местам лишения свободы Инструкция в п. 17 уточняет, что если регистрация информации о преступлении была задержана по каким-либо причинам (например, неисправность средств связи), то при регистрации наряду со временем поступления информации в дежурную часть, указываются дата, часы и минуты ее первичного поступления к сотруднику УИС. В этих случаях сроки разрешения информации исчисляются со времени первичного поступления информации. Исходя из этого можно констатировать, что сроки для принятия решения исчисляются с момента выявления признаков преступления. Изучение судебно-следственной практики показывает, что рапорт об обнаружении признаков преступления является самым распространенным поводом к возбуждению уголовного дела по признакам преступлений, совершенных в местах лишения свободы. Это обусловлено тем, что чаще всего преступления в местах лишения свободы выявляются либо в ходе проведения режимных мероприятий, либо в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий. Так, например, предметы, запрещенные к обороту (наркотики, оружие), обнаруживают чаще всего в ходе таких режимных мероприятий, как досмотр и обыск, а факт совершения побега устанавливается, как правило, в ходе проведения такого режимного мероприятия, как просчет . ——————————— Для выяснения количества отсутствующих, их личности дежурной службой осуществляется построение осужденных, просчет и поименная проверка. В соответствии с п. 33 Приказа Минюста России от 3 ноября 2005 г. N 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» проверки наличия осужденных в исправительных учреждениях осуществляются ежедневно утром и вечером в часы, определенные распорядком дня. В необходимых случаях проверки могут проводиться в любое время суток. Проверки проводятся в установленном месте на общем построении путем количественного подсчета и пофамильной переклички. От построения освобождаются осужденные, отдыхающие после работы, занятые на работах, оставление которых невозможно, имеющие освобождение по болезни (с постельным режимом), а также инвалиды первой или второй группы с учетом медицинских показаний. Их проверка проводится по местам пребывания.

Результаты режимного мероприятия оформляются рапортом, который не является аналогом рапорта об обнаружении признаков преступления.

Прежде чем решить вопрос о возбуждении уголовного дела, начальник органа дознания (он же начальник учреждения) уполномочивает оперативного сотрудника провести предварительную проверку, после проведения которой оперативный сотрудник составляет рапорт об обнаружении признаков преступления, являющийся законным поводом к возбуждению уголовного дела.

Факты причинения телесных повреждений выявляются, как правило, в ходе досмотров, медицинских осмотров и др.

Преступления, совершаемые сотрудниками УИС, выявляются в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, и, соответственно, поводом для возбуждения уголовного дела является рапорт об обнаружении признаков преступления, который составляется оперативным сотрудником, выявившим преступление.

Как свидетельствует практика, решения о возбуждении уголовного дела в местах лишения свободы принимаются крайне редко (имеется в виду вынесение постановления о возбуждении уголовного дела как итогового документа, завершающего первоначальную стадию уголовного процесса), ограничиваясь лишь процессуальной деятельностью по выявлению повода и основания, а значит, и проведению совокупностью проверочных действий, после которых материалы проверки передаются через надзирающего прокурора по подследственности. Представляется, что это связано с отсутствием разработанного механизма порядка возбуждения уголовного дела в местах лишения свободы, который учитывал бы специфику самого учреждения и личности осужденного, а иногда и отсутствием достаточного уровня квалификации сотрудников учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Возможно, выход можно найти и во введении в таких учреждениях постоянной должности дознавателя, который будет работать только с данной категорией дел.

——————————————————————

Источник: http://center-bereg.ru/j2236.html

Статья 143. Рапорт об обнаружении признаков преступления

Заявление о преступлении явка с повинной рапорт об обнаружении преступления

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, чем указанные в статьях 141 и 142 настоящего Кодекса, принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления.

1. Уголовный процесс начинается тогда, когда в распоряжении компетентного органа (должностного лица) появится повод и основание для начала уголовного процесса. Поводом в ситуации, наличие которой предполагается коммент. ст.

, является устное или письменное сообщение (в значении не определенного рода информации, а формы выражения таковой ) о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

О получении данного сообщения уже на стадии возбуждения уголовного дела вне зависимости от того, в каком виде оно поступило в компетентный возбуждать уголовное дело орган, составляется рапорт об обнаружении признаков преступления.

———————————

Для того чтобы избежать определенного рода путаницы, анализируемый нами повод будем именовать с использованием термина «сообщение», а содержащуюся в нем информацию — с использованием термина «данные» (информация, сведения).

2. Согласно требованиям коммент. ст. рапорт является документом, который составляется в связи с получением сообщения, а не документом, в котором фиксируется данное сообщение.

Между тем, несомненно, имеющая процессуальное значение информация (фактические основания начала уголовного процесса), содержащаяся в сообщении о совершенном или готовящемся преступлении, полученном из иных источников, должна быть отражена и в рапорте.

3.

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, соотносится с рапортом об обнаружении признаков преступления примерно так же, как предмет, который может служить средством для установления обстоятельств уголовного дела, соотносится с постановлением о признании его вещественным доказательством. Предмет, обладающий признаками вещественного доказательства, появляется в распоряжении следователя (дознавателя и др.) (а значит, и в уголовном процессе) до того, как последним будет вынесено постановление о признании его вещественным доказательством. Точно так же сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, выслушивается (прочитывается, обнаруживается) до того, как будет оформлен соответствующий рапорт. Сообщение существует без рапорта, но его получение обязательно должно быть оформлено таковым. Аналогично вещественное доказательство после изъятия его, к примеру, в процессе осмотра места происшествия уже имеется в уголовном деле, но уголовно-процессуальное законодательство требует составить дополнительно постановление о признании изъятого предмета (обладающего признаками вещественного доказательства) вещественным доказательством.

4. В этой связи хотелось бы несколько слов сказать по поводу того, можно ли именовать рапорт об обнаружении признаков преступления разновидностью сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученного из иных источников, или «новым видом сообщения о преступлении».

Если это верное утверждение, то напрашивается вывод, не соответствующий содержанию коммент. ст.

, — что рапорт об обнаружении признаков преступления составляется не во всех, а лишь в некоторых (авторы не говорят, в каких именно) случаях принятия сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученного из иных источников. Между тем коммент. ст.

требует во всех (а не в каких-то отдельно взятых) без исключения случаях принятия сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученного из иных источников, составлять рапорт об обнаружении признаков преступления.

5. Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников , является поводом для возбуждения уголовного дела и одновременно поводом для начала уголовного процесса. Но не все ученые согласятся с этим утверждением.

В литературе встречаются рассуждения, из которых следует, что несообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, — повод для начала уголовного процесса, а «сообщение о преступлении, содержащееся в… ином источнике» .

Не трудно заметить, что указанным определением автор ставит знак равенства как минимум между формой определенного рода юридического факта и содержанием другого юридического факта, то есть между поводом для возбуждения уголовного дела и основанием для начала уголовного процесса. Что не может быть признано правильным.

Повод — это форма, а основание — это содержание явления, именуемого юридический факт. В одном случае юридический факт — порождающий начало уголовного процесса, в другом — возбуждение уголовного дела.

———————————

Далее, повод к возбуждению уголовного дела, о котором идет речь в п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК, будем для краткости именовать сообщением о преступлении.

Источник: http://pravo-mag.ru/ugolovno-processualnyj-kodeks/statya-143

Юрист Воеводин
Добавить комментарий