Возбуждение уголовного дела по указанию руководителя следственного органа

Статья 38. Следователь

Возбуждение уголовного дела по указанию руководителя следственного органа

1. Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

2. Следователь уполномочен:

1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом;

2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;

3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;

4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 настоящего Кодекса, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;

6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

3. В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

1. Постановления, требования, поручения и запросы следователя, предъявленные в пределах его процессуальных полномочий, обязательны для исполнения без какого-либо исключения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 4 ст. 21 УПК).

2. На следователя закон возложил и ряд обязанностей. Он должен в каждом случае обнаружения признаков преступления принимать предусмотренные УПК меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления (ч. 2 ст.

21 УПК), принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции принять по нему решение (ч. 1 ст. 144 УПК), в пределах своей компетенции вынести постановление о прекращении уголовного преследования, принять иное процессуальное решение при наличии к тому фактических оснований.

Следователь обязан выявлять обстоятельства, способствовавшие совершению преступления (ч. 2 ст. 73 УПК).

3. В отличие от некоторых органов дознания следователь не обладает правом на принятие оперативно-розыскных мер (ст. 40 УПК). Между тем у него есть ряд полномочий, которые отсутствуют у дознавателя.

4. В то же время следователь обладает процессуальной самостоятельностью. Процессуальная самостоятельность следователя заключается в следующем.

Прокурор уполномочен требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия.

Однако, когда следователь не согласен с направленным в его адрес требованием прокурора, он обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа.

Последний информирует прокурора об обжаловании следователем его требования и приступает к рассмотрению требования прокурора, а также письменных возражений следователя на указанные требования. По результатам такого рассмотрения руководитель следственного органа дает следователю письменные указания об исполнении указанных требований либо информирует прокурора о несогласии с его требованиями.

5. Обязательные для исполнения письменные указания следователю вправе давать и руководитель следственного органа. Но у следователя имеются возможности попытаться отстоять свое мнение по наиболее важным вопросам расследования.

Так, когда непосредственный руководитель следственного органа занимает отличную от подчиненного ему следователя, в производстве которого находится уголовное дело, позицию, он по ряду вопросов не может навязать свое мнение следователю.

6.

Обжалование вышестоящему руководителю следственного органа письменного указания непосредственного начальника следователя, касающегося изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, направления дела в суд или его прекращения, приостанавливает исполнение этого указания до рассмотрения жалобы. В этом случае вышестоящий руководитель следственного органа вправе отменить указание нижестоящего руководителя следственного органа или же отстранить следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК. Данные возможности вышестоящего руководителя следственного органа следуют из перечня общих прав всех руководителей следственных органов.

7. Исходя из правил подследственности, по делам, по которым предварительное следствие обязательно, следователь вправе в любой момент приступить к производству предварительного следствия, не дожидаясь выполнения органами дознания действий, предусмотренных ст. 157 УПК.

8. Органам дознания следователь по расследуемым им делам вправе давать поручения и указания о производстве любого следственного действия и (или) оперативно-розыскного мероприятия.

9. Выполнение поручений (указаний) следователя бывает нескольких видов:

а) выполнение органом дознания следственных и (или) розыскных действий по поручению следователя;

б) привлечение следователем представителей органа дознания для оказания содействия (помощи) в производстве отдельных следственных действий;

в) принятие мер, призванных создавать необходимые условия для успешного производства отдельных следственных действий, таких как охрана места происшествия, оцепление здания и т.д.;

г) выполнение постановлений следователей о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий.

10. Поручение — это требование о производстве следственных и (или) розыскных действий . Указание следователя дополняет его поручение и заключается в разъяснении, как провести выполнение его поручения .

———————————

См.: Ларин А.М. Расследование по уголовному делу. Процессуальные функции. М.: Юрид. лит., 1986. С. 123.

См.: Белозеров Ю.Н. Органы дознания и предварительного следствия МВД и их взаимодействие: Учеб. пособие. М.: Юрид. лит., 1973. С. 92.

11. Учеными рекомендуется в поручении следователя органу дознания указывать следующее:

— наименование органа дознания, которому адресовано поручение;

— указание, от кого исходит поручение;

— краткое изложение существа дела, по которому дается поручение;

— указание на юридическую основу дачи поручения (ссылка на ст. 38 УПК);

— содержание поручения, то есть вопросы, подлежащие выяснению;

— указание о порядке (последовательности и т.п.) исполнения поручения;

— сведения, которые следует учесть при исполнении поручения, или рекомендация, как поступить при получении определенного результата;

— целесообразные тактические приемы проведения процессуального действия;

— сроки исполнения;

— указание, у кого можно получить дополнительные разъяснения по заданию .

———————————

См.: Гапанович Н.Н. Основы взаимодействия следователя и органа дознания при расследовании преступлений: Учеб. пособие / Н.Н. Гапанович, И.И. Мартинович. Минск: Изд-во БГУ, 1983. С. 90 — 97.

12. Наличие поручения предполагает определенный срок его исполнения. Когда следователь сам указывает время производства мероприятия, его нарушать нельзя.

Указанное требование обусловлено тем, что порой возникает необходимость одновременного производства серии следственных (розыскных) действий, к примеру обысков.

Если время производства возложенного на подразделение мероприятия изменить, провести его в другой день, не только оно само, но и весь круг намеченных следователем мер могут не дать ожидаемого положительного результата.

13. Вместе с тем не всегда следователь в отдельном поручении указывает конкретную дату производства следственного или розыскного действия. В таком случае следует руководствоваться правилами ч. 1 ст. 152 УПК, где указанный срок ограничивается 10 сутками . В пределах указанных границ срок исполнения поручения может быть определен начальником органа дознания.

———————————

Данное правило не распространяется на случаи, когда исполнение поручения должно осуществляться до наступления определенного результата (к примеру, установление лица, совершившего преступление, и т.п.) или в ходе производства всего предварительного расследования (допустим, поручение о сборе доказательств совершения преступления и др.).

14. Ответ на поручение должен состоять из следующих реквизитов:

а) фамилия, инициалы, должность, звание, место работы следователя, которому адресован ответ.

Важно помнить, что следователь по закону — это процессуально самостоятельный орган предварительного расследования, поэтому ответ адресуется тому лицу, от кого получено поручение.

Направление ответа начальнику органа внутренних дел и даже начальнику следственного подразделения, в штате которого числится данный следователь, не будет соответствовать уголовно-процессуальному закону;

б) дата и место происшествия (для преступлений, совершенных на транспорте, — обнаружения последствий). Номер исходящего и дата отправления в органы дознания поручения. У следователя в производстве может находиться не одно дело. Эти данные позволят ему, сэкономив время, сразу выяснить, к какому из дел сведения имеют отношение;

в) указание на юридическую основу исполнения поручения (ссылка на ч. 4 ст. 157 УПК);

г) лаконичный и полный ответ на каждый из вопросов, поставленных следователем;

д) указание на то, что ход исполнения поручения не нарушен. Если орган дознания все же отступил от предложенного следователем порядка, в ответе должна быть подробно обоснована причина такового;

е) дополнительная информация, задание на выявление которой не давалось, но она была установлена в процессе исполнения поручения. Здесь же по возможности отражается, как эти сведения повлияли на последовательность сбора материала и внутреннее убеждение дознавателя. Обоснование их значимости для расследования;

ж) сведения, которые могут повлиять на выбор тактических приемов производства предварительного следствия. По возможности, характеристика поведения отдельных участников уголовного процесса (подозреваемого, свидетелей и др.) с целью создания у следователя о них более полного представления. Не помешают и соответствующие умозаключения дознавателя, на чем они основаны;

з) основания, если таковые имелись, нарушения сроков исполнения поручения и меры, направленные как на их сокращение, так и на уведомление следователя о факте, препятствующем своевременному исполнению поручения;

и) указание, к кому может обращаться следователь, если понадобится проведение дополнительных мероприятий. Эти данные особенно важны в тех ситуациях, когда непосредственный исполнитель уходит в отпуск, уезжает в командировку и т.п.;

к) перечень материалов, следующих с ответом, количество и краткое описание вещественных доказательств, а равно их упаковки;

л) указание, какой орган и кто именно (фамилия, имя, отчество, должность, специальное звание, адрес места работы и рабочий телефон) исполнял поручение и готовил ответ. Приведенные данные необходимы для быстрой организации возможной обратной связи.

Даже в тех случаях, когда специального ответа не составлялось, указанные данные должны найти свое отражение в соответствующем сопроводительном письме.

Полнота изложения сведений в ответах на поручение (указание) следователя и сопроводительных письмах — непременное условие качественного и эффективного обеспечения предварительного следствия.

15. Федеральным законом от 2 декабря 2008 г. N 226-ФЗ сформулирована новая редакция п. 5 ч. 2 коммент. ст. По сути, законодатель лишь добавил к кругу уже имеющихся прав следователя возможность обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном ч. 4 ст.

221 УПК, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела.

Несмотря на то что законодатель не указывает, о чьем постановлении идет речь, не трудно догадаться, что подразумевается постановление именно того следователя, которому предоставлено право обжалования такового.

16. На первый взгляд здесь и разъяснять нечего. И так все ясно. Но мы бы не спешили с таким категоричным заявлением. Нам представляется, что данная редакция п. 5 ч. 2 коммент. ст. порождает ряд вопросов:

— где в законе закреплено право прокурора отменять постановления следователя о возбуждении уголовного дела?

— если такое право у прокурора имеется, то уполномочен ли он отменять и аналогичные постановления руководителя следственного органа?

— обладает ли руководитель следственного органа правом обжаловать в порядке, установленном ч. 4 ст. 221 УПК, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела и при каких условиях?

— если вправе, то должен ли он получать на то согласие, и если должен, то у кого?

17. Самый неоднозначный ответ на первый вопрос. Сразу оговоримся, что нам известно содержание п. 1.3 Приказа Генерального прокурора РФ от 6 сентября 2007 г. N 136 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» и некоторых других ведомственных нормативных актов .

Там, действительно, прокурорам предписано, признав решение следователя о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, в срок не позднее 24 часов с момента получения присланных следователем материалов, подтверждающих обоснованность принятого им решения, отменять постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносить мотивированное постановление.

———————————

См.: Законность. 2007. N 11.

Приказ Следственного комитета при прокуратуре РФ от 7 сентября 2007 г. N 5 «О мерах по организации процессуального контроля».

Источник: http://pravo-mag.ru/ugolovno-processualnyj-kodeks/statya-38

Статья 39. Руководитель следственного органа

Возбуждение уголовного дела по указанию руководителя следственного органа

Новая редакция Ст. 39 УПК РФ

1. Руководитель следственного органа уполномочен:

1) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству;

2) проверять материалы проверки сообщения о преступлении или материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя;

2.1) отменять по находящимся в производстве подчиненного следственного органа уголовным делам незаконные или необоснованные постановления руководителя, следователя (дознавателя) другого органа предварительного расследования;

3) давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения, лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в проверке сообщения о преступлении;

4) давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого без принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом указанного ходатайства;

5) разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы;

6) отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса;

7) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном настоящим Кодексом;

7.1) возбуждать перед судом ходатайство о разрешении отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в случае, предусмотренном частью первой.1 статьи 214 настоящего Кодекса;

8) продлевать срок предварительного расследования;

9) утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу, а также об осуществлении государственной защиты;

10) давать согласие следователю, производившему предварительное следствие по уголовному делу, на обжалование в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 настоящего Кодекса, решения прокурора, вынесенного в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 221 настоящего Кодекса;

11) возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;

12) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

2. Руководитель следственного органа вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом, принять уголовное дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы, предусмотренными настоящим Кодексом.

3. Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Указания руководителя следственного органа могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного органа.

Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения. При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа.

4.

Руководитель следственного органа рассматривает в срок не позднее 5 суток требования прокурора об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе досудебного производства, а также письменные возражения следователя на указанные требования и сообщает прокурору об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении допущенных нарушений либо выносит мотивированное постановление о несогласии с требованиями прокурора, которое в течение 5 суток направляет прокурору.

5.

Полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные настоящей статьей, осуществляют Председатель Следственного комитета Российской Федерации, руководители следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, их заместители, а также руководители следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), их территориальных органов по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, их заместители, иные руководители следственных органов и их заместители, объем процессуальных полномочий которых устанавливается Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителями следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти).

Источник: http://upkodeksrf.ru/ch-1/rzd-2/gl-6/st-39-upk-rf

Возбуждение уголовного дела

Возбуждение уголовного дела по указанию руководителя следственного органа

Порядок возбуждения уголовных дел различен в зависимости от того, являются ли они делами частного, частно-публичного или публичного обвинения. Свои особенности имеются также применительно к процедуре возбуждения уголовных дел в отношении отдельных категорий лиц.

Возбуждение уголовных дел публичного обвинения

В соответствии с ч. 1 ст. 146 УПК при наличии повода и основания для возбуждения уголовного дела орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление.

Постановление о возбуждении уголовного дела состоит из трех частей: вводной, описательной и мотивировочной. В вводной части указываются дата, время и место вынесения постановления, а также кем оно вынесено. В описательной части постановления указывается повод для возбуждения уголовного дела, а также излагается основание — данные, указывающие на признаки преступления.

Заключительная (резолютивная часть) непосредственно, логически вытекает из описательной и содержит: формулировку принятого решения; юридическую квалификацию деяния с указанием на соответствующую статью уголовного закона; указание па дальнейшее направление дела; лицо, которому поручается производство расследования; указание уведомления о принятом решения заявителя и лица, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

Постановление о возбуждении уголовного дела должно быть подписано лицом, вынесшим его. Отсутствие в постановлении подписи вынесшего его лица должно расцениваться как нарушение закона, влекущее признание постановления не имеющим юридической силы.

В ряде случаев постановление следователя или дознавателя может объединять в себе два процессуальных акта -постановление о возбуждении уголовного дела (акт стадии возбуждения уголовного дела) и постановление о принятии его к своему производству (акт стадии предварительного расследования), что допускается по практическим соображениям.

Копия постановления руководителя следственного органа, следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору.

При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геологоразведочных партий или зимовок, начальниками российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений РФ прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела передается прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности.

В случае, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело.

О принятом решении руководитель следственного органа, следователь, дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

Возбуждение уголовных дел частно-публичного и частного обвинения

Уголовные дела частно-публичного обвинения[1] возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя.

Уголовные дела частного обвинения (уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 115 УК «Умышленное причинение легкого вреда здоровью» и ч. 1 ст. 116 УК «Побои», ч. 1 ст. 128.

1 УК «Клевета»), по общему правилу, возбуждаются путем подачи потерпевшим или его законным представителем (а также близким родственником потерпевшего в случае смерти последнего) заявления мировому судье.

Если заявление подается мировому судье в отношении лица, данные о котором потерпевшему неизвестны, то мировой судья отказывает в принятии заявления к своему производству и направляет заявление руководителю следственного органа или начальнику органа дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, о чем уведомляет лицо, подавшее заявление.

Уголовные дела частно-публичного и частного обвинения могут быть возбуждены руководителем следственного органа, следователем, а также с согласия прокурора дознавателем и при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя, если данное преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы. При этом к иным причинам относится также случай совершения преступления лицом, данные о котором неизвестны.

Возбуждение уголовных дел по заявлению коммерческой или иной организации

Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных гл. 23 УК, если они причинили вред интересам исключительно коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, и не причинили вреда интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства, возбуждаются по заявлению руководителя данной организации или с его согласия.

Возбуждение уголовного дела в отношении лиц, указанных в ст. 447 УПК (член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, Генеральный прокурор РФ и др.), осуществляется с соблюдением особых правил, установленных в ст. 448 УПК. В этом порядке в отношении указанных лиц возбуждаются уголовные дела как публичного, так и частного или частно-публичного обвинения.

Согласно ч. 1 ст. 148 УПК при отсутствии основания для возбуждения уголовного дела следователь или дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Основаниями для отказа в возбуждении уголовного дела являются:

  • 1) отсутствие события преступления — означает отсутствие реально произошедшего виновно совершенного общественно опасного деяния, запрещенного уголовным законом под угрозой наказания. При наличии повода и оснований дело подлежит возбуждению, даже если имеются сомнения в наличии события преступления, однако не установлено его отсутствие;
  • 2) отсутствие в деянии состава преступления. В отличие от отсутствия события преступления, вывод об отсутствии в деянии состава преступления всегда связан с оценкой деяния лица, которое бы признавалось преступным, если бы не отсутствие одного или нескольких элементов состава преступления. В возбуждении уголовного дела за отсутствием в деянии состава преступления отказывается и в случае совершения деяния, хотя формально содержащего признаки преступления, но в силу малозначительности не представляющего общественной опасности. Отказ в возбуждении уголовного дела по этому основанию допускается лишь в отношении конкретного лица;
  • 3) истечение сроков давности уголовного преследования. Под истечением сроков давности уголовного преследования понимается истечение определенных в уголовном законе (ст. 78 УК) сроков, в силу чего привлечение к уголовной ответственности лица, нарушившего уголовно-правовой запрет, не может иметь место.

Для отказа в возбуждении уголовного дела за истечением срока давности необходимо определить квалификацию преступления, точно установить время его совершения и отсутствие обстоятельств, прерывающих течение срока давности, т.е. фактически необходимо раскрыть преступление;

  • 4) смерть подозреваемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего. Для отказа в возбуждении уголовного дела по данному основанию необходимо иметь достаточные данные, несомненно указывающие, что именно умершим было совершено преступление, т.е., по сути, провести расследование;
  • 5) отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению, является основанием для отказа в возбуждении уголовного дела, кроме тех случаев, когда руководитель следственного органа, следователь, а также дознаватель с согласия прокурора придут к выводу о необходимости возбуждения дела, поскольку преступление совершено в отношении лица, находящегося в зависимом состоянии или по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами;
  • 6) отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях Генерального прокурора РФ и Председателя Следственного комитета РФ либо отсутствие согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, судьи Конституционного Суда РФ, судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, военного суда, в отношении иных судей.

Перечисленные основания для отказа в возбуждении уголовного дела можно разделить на материально-правовые и процессуальные.

Если первые исключают само основание уголовной ответственности, преступность деяния или его наказуемость (отсутствие события преступления, отсутствие в деянии состава преступления, истечение сроков давности, смерть лица), то вторые не исключают факта преступления и наказания за содеянное, но в силу требования процессуального закона устраняют возможность возбуждения уголовного дела и производства расследования.

Также основания для отказа в возбуждении уголовного дела можно разделить на реабилитирующие, свидетельствующие о непричастности лица к совершению преступления (отсутствие события преступления и отсутствие в деянии состава преступления), и нереабилитирующие, не исключающие вероятности совершения лицом преступления, но в силу предусмотренных в законе условий препятствующие возбуждению уголовного дела.

Наличие основания для отказа в возбуждении уголовного дела должно быть установлено достоверно. В связи с этим данные, полученные в ходе проверки сообщений о преступлении, не позволяющие с достоверностью решить вопрос о наличии основания для отказа в возбуждении уголовного дела, не должны препятствовать возбуждению уголовного дела и производству предварительного расследования.

При наличии одного из указанных оснований выносится мотивированное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Следует также иметь в виду, что при вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, связанного с подозрением в его совершении конкретного лица или лиц, руководитель следственного органа, следователь, орган дознания обязаны рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о преступлении.

Если решение об отказе в возбуждении уголовного дела принимается по результатам проверки сообщения о преступлении, распространенного средством массовой информации, то данное решение подлежит обязательному опубликованию.

С целью обеспечения законности и обоснованности отказа в возбуждении уголовного дела ч. 4 ст.

148 УПК устанавливает, что копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору.

При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования (отказ в возбуждении дела может быть обжалован как прокурору и руководителю следственного органа — в порядке ст. 124 УПК, так и в суд — в порядке ст. 125 УПК).

Если прокурор признает постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он отменяет его и направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения.

Если прокурор признает постановление руководителя следственного органа, следователя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он в срок не позднее 5 суток с момента получения материалов проверки сообщения о преступлении отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительной проверке, которое вместе с указанными материалами незамедлительно направляет руководителю следственного органа.

Если отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела признает незаконным или необоснованным соответствующий руководитель следственного органа, он отменяет его и возбуждает уголовное дело либо направляет материалы для дополнительной проверки со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения.

Если судья признает отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он выносит соответствующее постановление, направляет его для исполнения руководителю следственного органа или начальнику органа дознания и уведомляет об этом заявителя.

Источник: https://studme.org/31730/pravo/vozbuzhdenie_ugolovnogo_dela

§ 2. Правовые отношения следователя с руководителем следственного органа и прокурором на стадии возбуждения уголовного дела

Возбуждение уголовного дела по указанию руководителя следственного органа

По своему содержанию стадия возбуждения уголовного дела включает в себя систему процессуальных действий и решений, направленных на получение заявлений и сообщений о преступлении, их процессуальное оформление и рассмотрение; выяснение наличия противоправного деяния и установления в нем признаков конкретного преступления; принятие мер к предотвращению или пресечению преступления и сохранению его следов; проведение при необходимости проверочных действий; систематизацию и анализ собранных материалов; продление срока рассмотрения и разрешения сообщения о преступлении; принятие и оформление решения о возбуждении уголовного дела, об отказе в его возбуждении или о направлении сообщения по подследственности; уведомление заявителя, иных заинтересованных лиц о принятом решении; обеспечение прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства.

В соответствии со ст. 144 УПК РФ следователь обязан принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. Следователь не вправе отказать в приеме сообщения о преступлении, даже если речь идет о преступлении, не относящемся к его подследственности.

В случае необходимости получения оснований к возбуждению уголовного дела, а также проведения документальных проверок или ревизий, следователь выходит с ходатайством к руководителю следственного органа о продлении срока проверки до 10 или 30 суток (ч. 3 ст.

144 УПК РФ). Для этих целей следователь выносит постановление о возбуждении перед руководителем следственного органа ходатайства о продлении срока проверки сообщения о преступлении, в котором указывает количество суток, необходимых ему для завершения проверки.

Руководитель следственного подразделения продлевает срок проверки до испрашиваемого в постановлении, устанавливает свой срок, но не превышающий разрешенный законом, или отказывает в продлении. Каких-либо указаний закона, предписывающих ему вынести мотивированное постановление по этому поводу и пояснить основания принятия того или иного решения, в УПК РФ не предусмотрено.

Свое решение руководитель следственного органа  указывает на постановлении следователя о возбуждении перед руководителем следственного органа ходатайства о продлении срока проверки сообщения о преступлении. В этом постановлении он указывает срок проверки, наименование следственного подразделения, свои звание, фамилию, инициалы, заверяет подписью и ставит дату принятия решения.

В соответствии с ч. 1 ст. 146 УПК РФ следователем при наличии повода и основания возбуждается уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление.

При отсутствии основания, а также при наличии правовых препятствий для возбуждения уголовного дела следователь выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 1 ст.148 УПК) или о передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст.

151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения  – в суд в соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК РФ.

Как уже отмечалось, полномочие прокурора по даче согласия на возбуждение уголовного дела, было отменено Федеральным законом от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 147 УПК РФ.

По нашему мнению, это положение закона, неоднократно подвергавшееся критике ученых и практиков, существенно повысило процессуальную самостоятельность следователя, оперативность принятия его решений и в целом эффективность предварительного следствия.

Практика показала, что на получение согласие прокурора на возбуждение уголовного дела и других следственных и иных процессуальных действий следователем ранее затрачивалось от нескольких часов до нескольких суток.

Следует отметить, что до недавнего времени полномочия руководителя следственного органа на стадии возбуждения уголовного дела законодателем не были определены.

Вместе с тем, ведомственные акты предписывали ему обеспечивать соблюдение законности при рассмотрении заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, возбуждении уголовных дел, а также использовать предоставленные законом полномочия для своевременного выявления, пресечения и предупреждения нарушений законности.

Федеральный закон от 2 декабря 2008 г. № 226-ФЗ устранил эти противоречия.

Руководитель следственного органа был наделен правом не только изучать материалы проверки сообщения о преступлении, лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в проверке сообщения о преступлении (п.п.2 и 3 ч. 1 ст.

39 УПК РФ), но и самостоятельно принимать по результатам рассмотрения сообщения о преступлении решения, предусмотренные ч. 1 ст. 145 УПК РФ, а также отменять незаконные и необоснованные постановления следователя.

В соответствии с ч. 4 ст. 146 УПКРФ следователь незамедлительно направляет прокурору копию постановления о возбуждении уголовного дела.

Если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным и необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление следователя о возбуждении уголовного дела.

В этих целях прокурор выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело. О принятом решении следователь незамедлительно уведомляет заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело (ч. 4 ст. 146 УПК РФ).

Прокурор, в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, в рамках надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, проверяет исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.

В случаях выявления нарушений уголовного законодательства, обнаруженных при проверке исполнения требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, прокурор выносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании (п.п. 1 и 2 ч. 2 ст. 37 УПК).

Специфика прокурорского надзора в этом направлении заключается в том, что порядок приема, регистрации, учета сообщений о преступлениях, законность принятия решений о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела более детально регламентируется ведомственными нормативными актами.

Источник: https://zakoniros.ru/?p=784

Юрист Воеводин
Добавить комментарий