Уголовное преследование прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса

и реализация прокурором функций надзора и уголовного преследования в досудебных стадиях уголовного процесса Сычев Дмитрий Анатольевич

Уголовное преследование прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса

к диссертации

Введение

Глава 1. Определение понятия, истоки формирования функций прокурора в досудебном судопроизводстве .21

1. Понятие, значение, условия осуществления функций прокурора в досудебном судопроизводстве 21

2. Становление и эволюция функционального содержания уголовно-процессуальной деятельности прокурора 45

3. Виды функций прокурора в современном досудебном судопроизводстве 64

Глава 2. Функция уголовного преследования в деятельности прокурора в досудебном судопроизводстве 85

1. функции уголовного преследования в деятельности прокурора и полномочия по ее реализации 85

2. Взаимодействие прокурора с органами предварительного следствия и дознания при реализации функции уголовного преследования 130

Глава 3. Функция надзора в деятельности прокурора в досудебном судопроизводстве 152

1. функции прокурорского надзора и полномочия по ее реализации 152

2. Соотношение функции прокурорского надзора и функций судебного и ведомственного контроля .182

Заключение 205

Библиографический список

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Определение процессуального положения прокурора в уголовном процессе вообще и, в особенности, на досудебных его стадиях, никогда не было однозначным.

Советское законодательство отводило прокурорскому надзору роль высшего и всеобъемлющего, делало мнение прокурора решающим в вопросах обеспечения уголовного преследования.

Концепция судебной реформы в РФ, одобренная 24 октября 1991 г.

постановлением Верховного Совета РСФСР, выдвинула ряд идей, непосредственно касающихся роли и статуса прокурора в уголовном судопроизводстве, в том числе создания независимой и самостоятельной судебной власти, состязательности судопроизводства, определения для прокуратуры уголовного преследования в качестве «доминирующей функции»1.

Указанные идеи нашли свое отражение в действующем уголовно-процессуальном законодательстве. В частности, путем закрепления в ст. 15 УПК РФ положения о трех основных уголовно-процессуальных функциях — обвинения (уголовного преследования), защиты и разрешения уголовного дела, которые отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же

орган или должностное лицо.

Вместе с тем, в теории уголовного процесса так и остался не до конца решенным вопрос об иных функциях в уголовном судопроизводстве, в том числе применительно к особенностям функционирования прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса.

Так, УПК РФ относит прокурора к участникам уголовного процесса со стороны обвинения, на которого возложено осуществление уголовного преследования от имени государства по делам публичного и частно-публичного обвинения (ст. 21, 37 УПК РФ). При этом ст.

37 УПК РФ не снимает с прокурора обязанности по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. Однако функция уго-

1 Концепция судебной реформы в Российской Федерации / Сост. С.А. Пашин. М., 1992. С. 60, 78.

ловного преследования, согласно закону, подлежит реализации прокурором на протяжении всего уголовного процесса, в отличие от функции надзора, которая носит более ограниченный характер, затрагивая только деятельность органов предварительного расследования.

Это создало трудности в науке уголовного процесса в понимании функционального назначения прокурора, в особенности в ходе досудебного производства, обусловило различие научных точек зрения, в том числе о соотношении и взаимосвязи пары функций: надзор — уголовное преследование.

Законодательные инициативы, направленные на разграничение полномочий по надзору и руководству следствием, допуск в уголовный процесс защитника с момента начала осуществления процессуальных действий, затрагивающих права и свободы подозреваемого, расширение прав и гарантий прав иных лиц, участвующих в производстве процессуальных действий при проведении проверки в порядке ст. ст.

144—145 УПК РФ, стали последовательными шагами в развитии начал состязательности в отечественном уголовном процессе. Между тем, поступательности в определении функционального содержания деятельности прокурора и наполнении его процессуальных функций реальными полномочиями у законодателя не наблюдается.

Об этом свидетельствует временное изъятие у прокурора полномочий по отмене незаконных и необосно-

ванных постановлений органа расследования об отказе в возбуждении уголов-

ного дела, а также о приостановлении и прекращении уголовного дела. Это в значительной мере дезориентирует правоприменителя, у которого отсутствует четкое представление об осуществляемых прокурором функциях в досудебных стадиях уголовного процесса.

Одновременно с указанным сохраняется процессуально-правовое регулирование, при котором прокурор, в отличие от должностных лиц органов расследования, лишен возможности инициировать уголовное преследование посредством личного возбуждения уголовного дела.

Данный казус вряд ли оправдан при наличии действующих рекомендаций № R (2000) 19 Комитета министров Совета Европы 2000 года «О роли прокура-

туры в системе уголовного правосудия» и №Rec 1604(2003) Парламентской Ассамблеи Совета Европы 2003 года «О роли прокуратуры в демократическом обществе, основанном на верховенстве закона»2, согласно которым прокуроры не только поддерживают обвинение в суде, но и «во всех системах уголовного правосудия решают вопрос о возбуждении или продолжении уголовного преследования». На этот факт также последовательно обращает внимание в своих выступлениях Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.Я. Чайка3.

Кроме того, анализ Федерального закона от 4 марта 2013 г.

№ 23-ФЗ в части распространения гарантий защиты прав и законных интересов личности, в том числе против необоснованного уголовного преследования, на стадию возбуждения уголовного дела и увеличение возможностей собирания на данном этапе досудебного производства полноценных доказательств дает основания для вывода о существенном расширении пределов уголовного преследования. Сдвиг возможного начала уголовного преследования в первую стадию процесса, в свою очередь, позволяет говорить о появлении у соответствующего заподозренного лица фактически правового статуса подозреваемого. Но законодатель в очередной раз уклонился от конкретизации, как момента начала уголовного преследования, так и расширения круга лиц, подпадающих под статус подозреваемого.

Источник: http://www.dslib.net/kriminal-process/soderzhanie-i-realizacija-prokurorom-funkcij-nadzora-i-ugolovnogo-presledovanija-v.html

Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения

Уголовное преследование прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса

Прокурор — наделенный властными полномочиями участник уголовного судопроизводства, который может вступать в уголовно-процессуальные отношения во всех его стадиях.

УПК определяет прокурора как должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, установленной УПК, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия (ч. 1 ст. 37).

Самим термином «прокурор» УПК обозначает круг должностных лиц прокуратуры в лице Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров, их заместителей и иных должностных лиц органов прокуратуры, участвующих в уголовном судопроизводстве и наделенных соответствующими полномочиями Законом о прокуратуре (и. 31 ст. 5 УПК).

Существенными полномочиями УПК и Закон о прокуратуре наделяют прокурора на досудебных этапах уголовного судопроизводства — в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. Определяя основные направления деятельности прокурора и указанной сфере, Закон о прокуратуре констатирует, что прокурор осуществляет:

  • а) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие;
  • б) уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;
  • в) координацию правоохранительной деятельности по борьбе с преступностью (п. 2 ст. 1 Закона).

Прокурор, в частности, уполномочен: давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий; давать ему согласие на возбуждение перед судом ходатайств об избрании, отмене и изменении меры пресечения, о производстве других процессуальных действий; разрешать отводы, заявленные дознавателю, и его самоотводы; отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования; изымать уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю; утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу (п. 4, 5, 9—11, 13 ч. 2 ст. 37 УПК).

Аналогичные полномочия в части процессуального руководства следователями указанным законом возложены на руководителей следственных органов. Это не означает, что прокурор не осуществляет вообще указанных полномочий в отношении следователей.

Он, в частности, вправе проверить исполнение в органах предварительного следствия и дознания требований закона о приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, требовать от этих органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе расследования; истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с УПК; передавать уголовное дело от органа расследования при исполнительной власти следователю Следственного комитета РФ; утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт; возвращать дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями, рассматривать ходатайство подозреваемого или обвиняемого и постановление следователя о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве.

Закончив расследование, следователь составляет обвинительное заключение, а дознаватель — обвинительный акт или обвинительное постановление (утверждаемые начальником органа дознания) и направляют дело прокурору, который, проверив материалы и утвердив обвинительное заключение (обвинительный акт или обвинительное постановление), передает дело в суд (ст. 222, п. 1 ч. 1 ст. 226 УПК).

По направляемому в суд с обвинительным заключением или обвинительным актом (постановлением) уголовному делу прокурор при наличии оснований возбуждает перед судом ходатайство о продлении срока домашнего ареста или срока содержания под стражей обвиняемого.

Процессуальное положение прокурора в ходе судебного производства дано в ст. 37 УПК лишь в самой общей форме, так как его правовой статус на этом этапе определяет положение стороны в состязательном судопроизводстве.

На прокурора как на представителя власти возложено осуществление уголовного преследования и форме поддержания государственною обвинения (ч. 3 ст. 37).

Впрочем, в законе оговорено, что по основаниям, установленным УПК, он вправе отказаться от уголовного преследования (ч. 4 ст. 37).

Источник: https://studme.org/35199/pravo/uchastniki_ugolovnogo_sudoproizvodstva_storony_obvineniya

Курс уголовного процесса

Уголовное преследование прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса

⇐ Государственные органы и должностные лица, осуществляющие в уголовном процессе властные полномочия

С точки зрения терминологии, понятие «прокурор» используется в законодательстве в нескольких значениях. С одной стороны, в организационном смысле прокурором является должностное лицо, возглавляющее соответствующее звено системы прокуратуры (прокурор района, прокурор области и т.п.). С другой стороны, в процессуальном смысле, согласно п. 31 ст.

5 УПК РФ, прокурор — это Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре.

Таким образом, конкретное должностное лицо может занимать разные должности в системе органов прокуратуры, но в процессуальном смысле обладатели этих должностей будут «прокурорами».

Данное различие имеет не только сугубо формальное значение, но и концептуальное: как будет показано далее, прокуроры в должностной и процессуальных плоскостях подчиняются правовому регулированию, которое строится на принципиально разных подходах.

а) необходимость прокурора в уголовном процессе

В историческом разрезе она вовсе не столь очевидна, как может показаться. Вообще вопрос о роли прокурора в производстве по уголовному делу произволен от вопроса о действии принципа публичности. Ранний обвинительный процесс не знает фигуры, аналогичной прокурору. В такой форме процесса движущей силой является воля частного лица, выступающего обвинителем.

Соответственно, имеет место начало народного обвинения, когда право начинать процесс принадлежит любому лицу1Такой вид обвинения возрождается и при крушении государственного аппарата, Так, он был введен в России Декретом о суде № 1 от 24 ноября 1917 г. (СУ. 1917. № 4, Ст. 50) и существовал до 30 ноября 1918 г., когда Положением о народном суде было утверждено должностное обвинение (ст.

40-42) (СУ. 1918. № 85. Ст. 889)..

Следующим этапом развития обвинения следует считать начало должностного обвинения, когда компетентные должностные лица ex officio полномочны возбуждать производство по выявленным ими признакам преступлений.

При этом должностное обвинение, как правило, не исключает народное, что порождает целый ряд возможностей: конкурирующее обвинение (возможность начать процесс имеется как у должностного, так и у частного лица); дополнительное обвинение (потерпевший может участвовать в поддержании обвинения вместе с должностным лицом); субсидиарное обвинение (частное лицо может продолжить обвинение при отказе или уклонении должностного лица от его поддержания)2Такой вид обвинения существовал в российском уголовном процессе с 1993 по 2001 г. при разбирательстве уголовных дел с участием присяжных заседателей (см. ст. 430 УПК. РСФСР 1960 г.)., монополия обвинения (по ряду составов преступлений обвинение полномочны возбуждать только должностные лица; также есть отдельные составы, производство по которым инициируется лишь по воле частных лиц, как правило, потерпевших от преступлений).

Розыскной процесс строится на должностном обвинении, ранний обвинительный — на народном. И тот и другой могут обходиться без прокурора — обвинителя. Так, в розыскном процессе функция прокурора в России ограничивалась надзором за исполнением законов и не имела специфики относительно других направлений его надзорной деятельности.

Вопрос о прокуроре в уголовном процессе возникает, когда процесс проникается началом состязательности сторон (хотя бы в судебном разбирательстве).

При этом в состязательном процессе фигура прокурора выражена слабо ввиду отсутствия аналогов европейского континентального прокурорского дознания либо предварительного судебного следствия.

Слабость фигуры прокурора проявляется в том, что он не имеет руководящих полномочий относительно полицейского расследования, равно как и не обладает монополией на возбуждение производства по делу и поддержание обвинения в суде.

И лишь в смешанной форме уголовного процесса прокурор обретает классический набор функций: руководство дознанием, возбуждение публичного иска, поддержание обвинения перед судом, обеспечение исполнения обвинительного приговора.

При этом функция прокурора совместима с производством полицейского дознания (так как деятельность полиции носит административный характер), но не сочетаема с производством судебного предварительного следствия, поскольку последнее является прерогативой судебной власти.

б) функции прокурора в российском уголовном процессе: легальное определение

В соответствии с УПК РФ прокурор во всех стадиях уголовного процесса представляет сторону обвинения, осуществляет уголовное преследование (п. 45 и 47 ст. 5, ч. 1 ст. 37).

В досудебном производстве прокурор также осуществляет «надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия» (ч. 1 ст. 37 УПК РФ). При этом он полномочен давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий.

В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность (ч. 3 ст. 37 УПК РФ).

в) функции прокурора в российском уголовном процессе: доктринальное определение

Составить ясное представление о функциях прокурора на основе перечисленных норм нелегко. Этому препятствуют как забвение сущности реформ конца 20-х — начала 30-х годов прошлого века, так и укоренившееся отечественное понимание прокурорского надзора как основной функции прокуратуры.

Если рассматривать модель европейского континентального смешанного типа уголовного процесса с прокурорским дознанием, то функции прокурора были бы следующими:

а) руководство дознанием, чтобы определить, следует ли возбуждать публичный иск перед судом (в лице собственно судьи или следственного судьи);

б) решение вопроса о возбуждении публичного иска перед судом (следственным судьей);

в) обличение подсудимого перед судом;

г) обеспечение исполнения обвинительного приговора суда.

В этом смысле с точки зрения классической доктрины в России наблюдается ряд деформаций прокурорских функций:

Во-первых, руководящая роль прокурора относительно органов дознания и предварительного следствия «скрывается» за термином «надзор» (ч. 1 ст. 37 УПК РФ). этой функции сужено после реформы 2007 г. (Федеральный закон от 5 июня 2007 г.

№ 87-ФЗ), поскольку у прокурора нет теперь права возбуждать производство по уголовному делу, самостоятельно проводить расследование в полном объеме либо частично, давать следователю письменные указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий иначе как при направлении дела для производства предварительного следствия (п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК РФ). Причины такого положения дел заключаются в стремлении законодателя размежевать расследование и надзор за ним, а также «повысить» процессуальную самостоятельность следователя. Между тем и первое, и второе имеет смысл лишь применительно к предварительному судебному следствию, и совершенно не подходит прокурорскому дознанию, формами которого ныне являются дознание и даже отчасти предварительное следствие в России.

Подчиненность полицейского дознания прокуратуре является правилом для уголовного процесса европейских стран. Руководящая роль прокурора в континентальном уголовном процессе проявляется в следующем:

  1. прокурор вправе самостоятельно проводить в ходе дознания следственные действия; ни одно полномочие полиции не является ее монополией;
  2. прокурор вправе давать полиции указания о производстве необходимых действий и иным образом руководить полицейским дознанием;
  3. прокурору принадлежат некоторые исключительные полномочия (например, в неотложных случаях санкционировать обыск без решения судьи);
  4. прокурор вправе принимать решение о возбуждении публичного преследования или прекращении производства по делу до передачи материалов судебной власти.

Во-вторых, хотя прокурор и принимает решение о возбуждении публичного обвинения перед судом путем утверждения обвинительного заключения (акта, постановления), описанное выше ограничение его полномочий в предшествующем производстве, а также отсутствие у прокурора права прекращать производство по делу, по которому осуществляется предварительное следствие3Кроме случая, когда предварительное следствие проводилось в порядке решения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера (п. 3 ч. 5 ст. 439 УПК). Обосновать данное исключение мы не беремся., существенно снижает эффективность осуществления данной функции.

В-третьих, имеется противоречие между заявленной законодателем функцией обвинения в судебных стадиях процесса и существующей в п. 1 ст. 36 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» обязанностью прокурора обжаловать любой незаконный и необоснованный приговор (в том числе и в интересах стороны защиты).

Подробно эти проблемы будут рассмотрены в ходе дальнейшего изложения.

Источник: https://isfic.info/ugpro/prockurs53.htm

3.3. Прокурор, его процессуальный статус и задачи в различных стадиях

Уголовное преследование прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса
В уголовном процессе прокурор возбуждает уголовное дело (ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»), надзирает за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, а также за соблюдением уголовно-процессуального закона администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Помимо этого прокурор осуществляет уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно- процессуальным законодательством РФ, и участвует в рассмотрении дел судами, вносит представления на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Указанные виды уголовно-процессуальной деятельности осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры субъектов РФ, районные (городские) прокуроры, военные прокуроры и прокуроры специализированных прокуратур, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (п. 31 ст. 5 УПК РФ).

Уголовно-процессуальные полномочия прокурора, устанавливаются не только ст. ст. 37 и 246 УПК РФ, но и некоторыми другими статьями

УПК РФ. Указания Генерального прокурора РФ по вопросам предварительного следствия и дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения (ст. 30 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Правовой статус прокурора можно разделить на три части. Общий статус, права и обязанности на досудебных и на судебных стадиях.

К общим правам, присущим прокурору вне зависимости от того, на какой стадии уголовного процесса он участвует, относятся следующие: 1)

осуществлять уголовное преследование (ч. ч. 1 и 3 ст. 21 УПК

РФ); 2)

собирать доказательства (ч. 1 ст. 86 УПК РФ); 3)

заявлять отводы (ч. 1 ст. 64 УПК РФ); 4)

иные общие полномочия.

Общие обязанности прокурора: 1)

устраниться от участия в производстве по уголовному делу, при наличии оснований для отвода (ч. 1 ст. 62 УПК РФ); 2)

оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью (ч. 1 ст. 17 УПК РФ); 3)

выносить законные, обоснованные и мотивированные постановления; 4)

иные общие обязанности.

Согласно ч. 2 ст. 37 УПК РФ на досудебных стадиях уголовного процесса прокурор вправе, а в некоторых случаях и обязан: 1)

проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.

Регистрация — это присвоение каждому поступающему сообщению о преступлении и иной информации о правонарушении порядкового номера и фиксация в учетной документации кратких соответствующих све-

70

дений о них согласно установленному порядку ; 2)

возбуждать уголовное дело и в порядке, установленном УПК РФ, поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству; 3)

участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях давать письменные указания о направлении расследования, производстве следственных и иных процессуальных действий либо лично производить отдельные следственные и иные процессуальные действия; 4)

давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела в соответствии со ст. 146 УПК РФ; 5)

давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; 6)

разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводы; 7)

отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований УПК РФ при производстве предварительного расследования; 8)

изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя прокуратуры другому с обязательным указанием оснований такой передачи; 9)

передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК РФ, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования и передавать его следователю прокуратуры с обязательным указанием оснований такой передачи; 10)

отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя в порядке, установленном УПК РФ; 11)

поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий; 12)

продлевать срок предварительного расследования; 13)

утверждать постановление дознавателя, следователя о прекращении производства по уголовному делу; 14)

утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд; 15)

возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования; 16)

приостанавливать или прекращать производство по уголовному

делу.

Помимо названных прав и обязанностей прокурор наделен широким кругом и иных полномочий. Так, прокурор вправе: 1)

продлять срок проверки заявления (сообщения) о преступлении до 10 суток, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий — до 30 суток (ч. 3 ст. 144 УПК РФ); 2)

знакомиться с документами, на основании которых лица задержаны или заключены под стражу, а также требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных и заключенных под стражу (ст. 33 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»); 3)

отменить указание нижестоящего прокурора (ч. 4 ст. 38 УПК

РФ); 4)

в случаях, указанных в ч. 2 ст. 75 УПК РФ, признать доказательство недопустимым (ч. 2 ст. 88 УПК РФ).

Приведенный перечень прав прокурора нельзя признать исчерпывающим. Помимо прав на досудебных стадиях у прокурора есть и обязанности: 1)

немедленно освободить своим постановлением каждого в нарушение закона подвергнутого задержанию или предварительному заключению (ст. 33 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»); 2)

не реже одного раза в год проверять состояние и условия хранения вещественных доказательств, правильность ведения документов по их

71

приему и учету, о результатах проверки составлять акт ; 3)

принимать предусмотренные УПК РФ меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления, в каждом случае обнаружения признаков преступления (ч. 2 ст. 21 УПК РФ); 4)

обеспечить участие защитника в деле в случаях, предусмотренных законом (ст. 51 УПК РФ), если защитник не был приглашен самим обвиняемым или другими лицами по его поручению, и др.

Прокуроры не осуществляют надзора за деятельностью судов, они поддерживают государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Поэтому при осуществлении уголовного судопроизводства он наделен следующими правами: 1)

получить копию постановления судьи:

а) о направлении уголовного дела по подсудности,

б) о назначении предварительного слушания,

в) о назначении судебного заседания (ч. 1 ст. 227 УПК РФ);

г) о прекращении уголовного дела на стадии подготовки к судебному заседанию (ч. 4 ст. 239 УПК РФ); 2)

знакомиться с материалами дела (ч. 4 ст. 246 УПК РФ); 3)

иметь время, необходимое для подготовки к участию в судебном разбирательстве (ч. 4 ст. 246 УПК РФ); 4)

участвовать в судебном разбирательстве (ч. 1 ст. 246 УПК РФ); 5)

поддерживать перед судом государственное обвинение (ч. 4 ст. 246 УПК РФ); 6)

отказаться в порядке и по основаниям, установленным УПК РФ, от осуществления уголовного преследования (ч. 5 ст. 37 УПК РФ), от обвинения (ч. 7 ст. 246 УПК РФ); 7)

изменять обвинение в сторону смягчения в ходе предварительного слушания (ч. 5 ст. 236 УПК РФ), а также во время судебного разбирательства вплоть до до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора (ч. 8 ст. 246 УПК РФ); 8)

заявлять ходатайства (ст. 230 УПК РФ); 9)

в начале судебного следствия по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения изложить предъявленное подсудимому обвинение (ч. 1 ст. 273 УПК РФ); 10)

представлять доказательства (ч. 5 ст. 246 УПК РФ); 11)

участвовать в исследовании доказательств (ч. 5 ст. 246 УПК

РФ);. 12)

излагать суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства (ч. 5 ст. 246 УПК РФ); 13)

участвовать в прениях сторон (ст. 292 УПК РФ); 14)

высказывать суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания (ч. 5 ст. 246 УПК РФ); 15)

знакомится с протоколом судебного заседания (ч. 7 ст. 259 УПК

РФ).

Прокурор имеет и иные права.

При рассмотрении судом уголовным дел прокурор обязан:

участвовать в судебном разбирательстве уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения (ч. 2 ст. 246 УПК РФ);

подчиняться законным распоряжениям председательствующего в судебном заседании;

отказаться от обвинения и изложить суду мотивы отказа, если в результате судебного разбирательства прокурор придет к убеждению, что данные судебного следствия не подтверждают предъявленного подсудимому обвинения (ч. 7 ст. 246 УПК РФ);

опровергать доводы, представленные стороной защиты, при рассмотрении ходатайства об исключении доказательства, заявленного стороной защиты на том основании, что доказательство было получено с нарушением требований УПК РФ (ч. 4 ст. 235 УПК РФ);

предъявить или поддержать предъявленный потерпевшим гражданский иск, если этого требует охрана прав граждан, общественных или государственных интересов (ч. 6 ст. 246 УПК РФ);

выполнять иные предусмотренные законом обязанности.

Прокуроры осуществляют полномочия независимо от федеральных

органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами; действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне; информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

Письменные указания прокурора органу дознания, дознавателю, следователю, данные в порядке, установленном УПК РФ, являются обязательными.

Обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда следователь представил уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений в случае несогласия со следующими указаниями прокурора: 1)

о привлечении лица в качестве обвиняемого; 2)

о квалификации преступления; 3)

об объеме обвинения; 4)

об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении подозреваемого или обвиняемого; 5)

об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий, предусмотренных п. п. 2 — 11 ч. 2 ст. 29 УПК РФ; 6)

о направлении уголовного дела в суд или его прекращении; 7)

об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия; 8)

о передаче уголовного дела другому следователю.

Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат

безусловному исполнению в установленный срок. Умышленное невыполнение таких требований влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда (ст. 17.7 КоАП РФ).

Источник: https://uchebnikfree.com/ugolovnoe-pravo/prokuror-ego-protsessualnyiy-status-zadachi-5670.html

Статья 37. Прокурор

Уголовное преследование прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса

Новая редакция Ст. 37 УПК РФ

1. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

2. В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

5.

1) истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с настоящим Кодексом;

5.

2) рассматривать ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве и постановление следователя о возбуждении перед прокурором ходатайства о заключении с подозреваемым или обвиняемым досудебного соглашения о сотрудничестве, выносить постановление об удовлетворении такого ходатайства либо об отказе в его удовлетворении, заключать досудебное соглашение о сотрудничестве, выносить постановление об изменении или о прекращении действия такого соглашения в порядке и по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, а также выносить представление об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по уголовному делу в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве;

6) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом;

7) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;

8) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 настоящего Кодекса;

8.

1) при наличии оснований возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока запрета определенных действий, срока домашнего ареста или срока содержания под стражей по уголовному делу, поступившему или направляемому в суд с обвинительным заключением или постановлением о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера, а также ходатайство о разрешении отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в случае, предусмотренном частью первой.1 статьи 214 настоящего Кодекса;

9) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

10) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса;

11) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

12) передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными статьей 151 настоящего Кодекса, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;

13) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

14) утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;

15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления и устранения выявленных недостатков;

16) осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору настоящим Кодексом.

2.1. По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела.

3. В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

4. Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены настоящим Кодексом, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения.

5.

Полномочия прокурора, предусмотренные настоящей статьей, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

6. В случае несогласия руководителя следственного органа либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа.

В случае несогласия руководителя вышестоящего следственного органа с указанными требованиями прокурора прокурор вправе обратиться к Председателю Следственного комитета Российской Федерации или руководителю следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти).

В случае несогласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации или руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться к Генеральному прокурору Российской Федерации, решение которого является окончательным.

Источник: http://upkodeksrf.ru/ch-1/rzd-2/gl-6/st-37-upk-rf

Юрист Воеводин
Добавить комментарий