Судебное почерковедение – это

§ 3. Судебное почерковедение: понятие, предмет, задачи и научные основы

Судебное почерковедение – это

Понятие и предмет судебного почерковедения. Методика и техника исследования почерка с целью установления исполнителя рукописи разрабатываются судебным почерковедением.

Судебное почерковедение — это раздел криминалистической техники, изучающий почерк и разрабатывающий методы его исследования в целях решения задач судебно-почерковедческой экспертизы.

Как и любой другой вид криминалистического исследования, оно имеет самостоятельную область знаний, и его специфичность определяется предметом исследования — почерком, связанным с осуществлением одного из наиболее сложных навыков человека — навыка письма1.

Задачи, разрешаемые при проведении судебно-почерковедческой экспертизы. Перед судебно-почерковедческой экспертизой следователем и судом могут быть поставлены задачи идентификационного и неидентификационного (диагностического) характера.

К первым относится установление исполнителя рукописного текста или подписи, факта выполнения одним лицом различных текстов, отдельных фрагментов текста и подписей.

Наиболее распространенной задачей, которая ставится перед экспертом-почерковедом, является идентификация исполнителя текста или подписи. Необходимость в этом может возникнуть у следователя или суда при изучении письменных или вещественных доказательств, в частности, когда содержание написанного составляет доказательство определенного факта — подделки, угрозы, оскорбления и т. д.

Иногда установление исполнителя текста документа может указать на круг лиц, среди которых следует искать виновного.

Так, при расследовании двух дел (о пожаре и об убийстве) обнаружение на месте происшествия клочков ученических тетрадей и установление конкретных исполнителей текстов на этих листках способствовали построению правильных версий.

Как выяснилось в результате расследования, в первом случае отец ученика использовал тетради сына в качестве материала для поджога дома, во втором — брат ученицы К. из листов, вырванных из ее тетради, изготовил пыжи.

Особую группу задач идентификационного исследования составляет установление факта выполнения одним лицом различных текстов, отдельных фрагментов текста и подписей.

Например, если обвиняемый признается в выполнении одного из документов, проходящих по делу в качестве вещественного доказательства, подтверждающего какой-либо факт, но отказывается от другого, а у следователя есть основания полагать, что обвиняемым написан и другой документ, то он назначает судебно-почерковедческую экспертизу.

В этом случае на разрешение эксперта может быть поставлен вопрос о том, одним ли лицом выполнены оба текста, причем первый документ используется в качестве образца почерка обвиняемого.

В следственной и судебной практике нередки случаи, когда в доказательство факта займа предоставляется расписка.

После предъявления таких расписок появляется подозрение, что подписи на расписках выполнены теми лицами, от имени которых они составлены, но сам текст расписок или его часть, дописанная к тексту (например, сумма прописью или отдельные цифры), выполнены не ими. Установлению истины в данном случае может способствовать судебно-почерковедческая экспертиза.

Вопрос о выполнении нескольких текстов или подписей одним лицом может быть поставлен и в том случае, когда у следователя есть основания полагать, что исполнителем всех текстов анонимных писем или подписей от имени вымышленных лиц является одно лицо. Следователь или суд, назначая экспертизу почерка, в подобных случаях может поставить на разрешение эксперта вопрос о выполнении текста одним лицом или разными лицами.

Как уже отмечалось, кроме идентификационных могут проводиться и неидентификационные исследования. Они имеют своей целью:

установление факта письма в необычных условиях или при необычном состоянии писавшего;

установление одновременности выполнения всех фрагментов текста, подлежащих экспертизе;

решение вопроса о давности выполнения исследуемой рукописи;

определение пола исполнителя по рукописному тексту и т. д.

Вопрос об условиях выполнения рукописи следователю и суду приходится выяснять при проверке показаний обвиняемых, свидетелей или потерпевших либо в целях уточнения или оценки заключения эксперта, содержащего выводы о невозможности решения поставленной перед ним задачи.

Например, эксперт при исследовании подписи на расходном ордере установил совпадающие и различающиеся признаки почерка, однако ни те ни другие не являются, по его мнению, достаточным основанием для положительного или отрицательного вывода. По этой причине эксперт пришел к выводу о невозможности решения поставленной перед ним задачи.

При оценке такого вывода у следователя могут возникнуть дополнительные вопросы, касающиеся влияния условий письма на проявление признаков подписи. Перед экспертом в подобном случае может быть поставлена задача установить, могли ли появиться различающиеся признаки почерка вследствие выполнения подписи определенным лицом в неудобной позе или болезненном состоянии.

Предсмертная записка П.

Образец почерка П.

Особенно часто такие вопросы ставятся перед экспертом в случаях, когда другими доказательствами по делу (например, показаниями свидетелей) установлено, что подпись была выполнена в очень необычных условиях больным человеком (например, подпись на завещании).

В данном случае результатом сравнительного исследования является исключение или подтверждение условий, сходных с проверяемыми по характеризующим их признакам.

Иногда одной из задач неидентификационного исследования, которую ставят перед экспертом, является установление факта дописки слова или фразы к тексту, цифры к числу и т. д.

Например, существенное значение может иметь установление того, выполнен ли весь текст накладной в одно и то же время либо некоторые из наименований товаров были дописаны позднее, после написания основного текста. Обычно эта задача решается комплексным исследованием с применением методик как почерковедческой экспертизы, так и технической экспертизы документов.

В некоторых случаях перед экспертом ставится задача определения времени выполнения рукописи. Необходимость в этом может возникнуть при решении вопросов о приоритете научных открытий, давности составления завещаний и т. д.

Задачи, поставленные перед экспертом следователем или судом, определяют методику проведения экспертизы рукописного текста, а также процесс подготовки и оформления материалов, направляемых для исследования.

При необходимости установления исполнителя рукописного текста либо подписи следователь или суд должны представить эксперту, производящему экспертизу, свободные и экспериментальные образцы почерка (подписи) лица, в отношении которого проводится исследование.

Если перед экспертом поставлена задача установить, одним или разными лицами выполнены отдельные фрагменты текста в исследуемом документе или несколько текстов (подписей), то на экспертизу представляются лишь исследуемые документы (например, завещание с подписью умершего лица). При проведении экспертизы почерка по рукописям, выполненным в необычных условиях, требуются образцы почерка или подписей, выполненные в аналогичных условиях.

Научные основы судебного почерковедения. Основу судебного почерковедения составляет положение об индивидуальности почерка. Каждому пишущему свойствен индивидуальный, только ему присущий почерк. Нет двух людей, имеющих один и тот же почерк, хотя и встречаются почерки, очень похожие и внешне кажущиеся одинаковыми.

Почерк художника

Индивидуальность почерка обусловлена тем, что если в процессе всякой деятельности человека определенные действия повторяются неоднократно, большое число раз, то формируются навыки. Это в равной мере относится к такому виду деятельности, как письмо.

Отдельные элементы этих действий при повторении становятся все более однообразными, стереотипными, приобретают значительную устойчивость. Для последующего повторения тех же действий требуется меньше усилий, чем ранее, при формировании навыка. Движения выполняются в большей степени автоматически.

Формирование навыков с физиологической точки зрения объясняется возникновением в деятельности центральной нервной системы сложного сочетания условных рефлексов. Укоренившись в результате длительных повторений одних и тех же действий, эта совокупность условных рефлексов (по учению И.П.

Павлова — динамический стереотип) приобретает прочность, устойчивость. Она может частично изменяться, но для этого необходимы определенные усилия. Более значительные изменения требуют соответственно больших усилий и длительного времени, в течение которого происходит перестройка навыка.

Полное его разрушение возможно лишь под воздействием чрезвычайных факторов (например, нервного заболевания).

Умение писать возникает не сразу — оно является результатом обучения. В начале обучения письму движения носят неуверенный характер, они неустойчивы и несовершенны.

Однако в результате учебных упражнений и практического пользования письмом движения становятся все более устойчивыми, целесообразными, быстрыми. Зрительный контроль за ними ослабевает, они приобретают автоматизм.

Незнакомые в начале обучения движения становятся привычными. Так постепенно складываются навыки письма.

Но навыки той или иной деятельности, будучи у разных людей в общих чертах одинаковыми, содержат и индивидуальные особенности, присущие каждому отдельному человеку. Это в полной мере относится к почерку: он тоже приобретает характерные особенности, присущие отдельному человеку.

На формирование навыков воздействуют различные обстоятельства: методика обучения, условия работы, разнообразные условия внешней среды, стремление выполнить те или иные

Сходные почерки двух лиц действия определенным образом, заимствования, подражания. Понятно, что совокупность перечисленных факторов не может быть одинаковой для всех.

На индивидуальное формирование навыка письма большое влияние оказывают аналитические и функциональные особенности тех органов, которые непосредственно участвуют в выполнении соответствующих движений.

Уже в стадии обучения, несмотря на общие для всех обучающихся правила, в почерках разных лиц возникают своеобразные черты, присущие каждому человеку в отдельности.

Даже если обучающийся стремится исправить те индивидуальные отклонения, которые противоречат установленным нормам, все равно в пределах этих норм реализуется бесконечное количество вариаций, в которых сказывается индивидуальность письма.

В начальной стадии обучения навыки письма еще не закреплены и весьма подвижны. Поэтому и индивидуальные особенности письма, выраженные в графических признаках, еще неустойчивы. Вследствие этого идентификация личности по почерку обучающихся письму представляет определенную сложность.

В практическом отношении индивидуальность почерка доказана многолетней практикой установления исполнителя рукописи в судебных и иных целях. Индивидуальность почерка больше всего сказывается не в отчетливо заметных его признаках, таких, например, как общее его построение, типы письменных знаков, их размеры, наклоны и пр.

, а в мелких, требующих специальных методов для их обнаружения. Этим и объясняется то, что внешнее впечатление нередко обманчиво: кажется, что почерки одинаковы, в действительности же они различны.

Вследствие этого правильное решение вопросов, входящих в компетенцию судебно-почерковедческой экспертизы, возможно только на основе квалифицированного исследования, проведенного хорошо подготовленным специалистом.

Источник: http://adhdportal.com/book_1420_chapter_68__3._Sudebnoe_pocherkovedenie:_ponjatie,_predmet,_zadachi_i_nauchnye_osnovy.html

Криминалистическое исследование письма

Судебное почерковедение – это

В России первые сведения о проведении экспертизы письма относятся к началу XVII в.

По русскому Своду законов сличением почерков могли заниматься люди, владеющие «тайной» письма — секретари присутственных мест, учителя чистописания, писцы, дьяки — люди, «сведущие» в письме.

Поэтому первое основное направление развития судебного почерковедения и называют каллиграфическим.

Однако подлинно научным направлением развития почерковедения становится приметоописательное направление. Его основоположником является Альфонс Бертильон, который в 1887 г. предложил в статье «Сравнение почерков и графическая идентификация» перенести на процесс почерковедческого исследования принципы описания человека по разработанному им методу словесного портрета.

Родоначальником графометрического метода считается Эдмон Локар, применивший измерительный метод в исследовании почерка. Метод сводился к измерению ряда одноименных характеристик почерка в сравниваемых рукописях, которые затем фиксировались на графиках и сопоставлялись между собой.

Попыткой проникнуть в природу почерка, выявить закономерности его формирования становится графологическое направление. Графология — это наука, изучающая законы зависимости между почерком и личностью. Возникновение ее связывают с именем итальянского врача Камилло Бальди («О способах узнать образ жизни, характер и личные качества человека по его письму», 1622).

История судебного почерковедения в России неразрывно связана с именем К. Ф. Буринского. Ему и принадлежит авторство термина почерковедение.

Он был первым криминалистом, начавшим разрабатывать основы судебно-почерковедческой экспертизы с позиций естественных наук. Свои взгляды на почерк Е. Ф.

Буринский изложил в работе «Судебная экспертиза документов» (1903), где он пишет о почерке как о «сложной функции многих переменных, между которыми первое место занимают анатомические и физиологические особенности пишущего».

Для экспериментальных исследований в современный период характерен комплексный подход, предполагающий изучение как собственно почерковых закономерностей, так и структуры процесса экспертного исследования почерка, активное обращение к математическим методам и использование ЭВМ. Объективность экспериментальных исследований растет за счет использования технических средств, расширяющих возможности эксперимента и позволяющих изучать динамические закономерности процесса письма, в особенности распределения нажима на пишущий прибор.

Судебное почерковедение, научные основы

Судебное почерковедение — это отрасль криминалистики, изучающая почерк и закономерности его судебно-экспертного исследования. Объектом судебного почерковедения является почерк и практика его экспертного исследования. Предметом судебного почерковедения являются:

  • o закономерности формирования и изменения функционально-динамического комплекса навыков (ФДКН), лежащего в основу почерка и отражающего деятельность исполнителя при подготовке рукописи;
  • o закономерности экспертного исследования почерка (методы, методики решения задач судебно-почерковедческой экспертизы), т.е. закономерности, отражающие деятельность эксперта при исследовании рукописи.

Все методы судебного почерковедения можно систематизировать следующим образом.

Общенаучные методы используются во всех пауках: наблюдение, измерение, описание, сравнение, эксперимент, моделирование и др.

Частнонаучные методы — методы физиологии, психологии, физики, математики и других наук.

Специальные методы — графические (алфавитная разработка), инструментальные (использование специальной линейки при определении пола исполнителя рукописи), количественные (установление факта намеренного изменения почерка скорописным способом), машинные (дифференционно-идентификационный алгоритм — ДИА), качественно-описательный метод (раздельный анализ общих признаков и выделение диагностических признаков в исследуемой рукописи), комплексный (заключительная оценка результатов сравнительного исследования текстовых почерковых объектов).

Система судебного почерковедения представлена двумя частями. Общая часть носит теоретико-фундаментальный характер. Особенная часть по существу является методическим руководством для решения типовых задач судебно-почерковедческой экспертизы.

Объекты экспертизы можно классифицировать:

  • — по составу: текст и краткая запись могут иметь буквенный состав, либо цифровой состав, либо смешанный (буквы и цифры); подпись может быть буквенной транскрипции, безбуквенной транскрипции или смешанной транскрипции;
  • — по объему: текст большого объема (одна и более страницы), среднего объема (от 10 слов до страницы), малого объема (4-10 слов); краткая запись может состоять из одного-трех слов либо 1-7 цифр; подпись может быть неинформативная, малоинформативная и информативная;
  • — по условиям выполнения: рукописи, исполненные в обычных условиях; рукописи, исполненные в необычных условиях, не связанных с намерением изменить свой почерк; рукописи, исполненные необычным образом, связанным с умышленным изменением своего почерка.

Источник: https://studme.org/192407017407/pravo/kriminalisticheskoe_issledovanie_pisma

§ 2. Судебное почерковедение

Судебное почерковедение – это

Судебное почерковедение (криминалистическое исследование письма) — один из видов криминалистической идентификации личности. Его суть состоит в сравнительном исследовании признаков письма, отобразившихся в документе, исполнитель которого неизвестен или вызывает сомнения, и признаков письма, имеющихся в образцах, написанных лицами, подозреваемыми в исполнении этого документа.

Письмо есть мысль человека, зафиксированная при помощи графических знаков и правил их сочетания. В нем различаются смысловая и графическая стороны.

Понятие смысловой стороны охватывает содержание, стиль и манеру изложения, лексику и другие особенности. К графической стороне относится почерк — система выработанных движений, служащая для изображения букв, слов, цифр, знаков.

При исследовании письма обе его стороны — смысловая и графическая — рассматриваются в их единстве и взаимосвязи.

Признаки, характеризующие смысловую сторону письма при производстве почерковедческой экспертизы, второстепенны. Более существенна их роль в автороведческой экспертизе. Поэтому перечень данных признаков будет рассмотрен в параграфе «Судебное автороведение». Здесь же мы остановимся лишь на признаках почерка.

В основе формирования почерка лежат навыки.

В период обучения письму человек исполняет штрихи буквы изолированно, осознавая каждое расчлененное им действие, не охватывая при этом одновременно все содержание написанного и другие элементы, которые составляют комплексное понятие письма. Когда навыки письма отсутствуют, процесс письма максимально трудоемок, требует значительных усилий, движения руки пишущего замедленны.

В результате систематических упражнений у пишущего образуются определенные навыки, формируется система выработанных движений, позволяющая исполнять письмо быстро, скорописью, не контролируя непосредственное исполнение каждого элемента буквы.

В дальнейшем почерк у человека приводится в Отлаженную систему выработанных условно-рефлекторных связей — так называемый динамический стереотип.

Теперь у пишущего на первый план выступает только смысловая сторона письма, а сам почерк переходит в категорию сознательно не контролируемого действия, в автоматизм движений. Почерк приобретает устойчивость.

Под почерком в криминалистике понимается индивидуальная и динамически устойчивая программа графической техники письма, в основе которой лежит зрительно-двигательный образ выполнения рукописи, реализуемая с помощью системы движений. Следует отметить, что такие существенные свойства почерка, как индивидуальность и устойчивость, являются предметом изучения только криминалистики.

Условно-рефлекторные связи письма образуются под влиянием множества факторов, определяемых физическими и психическими особенностями данного лица и условиями обучения. В результате в почерке закрепляются индивидуальные отклонения, причем их совокупность в разнообразном сочетании неповторима для каждого лица.

Поскольку динамический стереотип обладает устойчивостью, при умышленном изменении почерка происходит переход к осознанным движениям руки,, и в результате наступает деавтоматизация почерка, выражающаяся в замедленном движении руки; исчезает непринужденность в почерке.

При этом всякое умышленное изменение почерка также носит индивидуальный характер. В любом документе при достаточном количестве графического материала всегда появляются признаки, вновь выработанные пишущим.

В то же время будут «прорываться» и признаки, характерные для его обычного почерка.

Для того чтобы полностью изменить почерк, необходимо выработать новый динамический стереотип, что практически оказывается невозможным, так как специфические для письма данного человека нервные связи вырабатываются и закрепляются в течение длительного периода времени и поэтому становятся весьма прочными, обусловливая образование в почерке целого ряда устойчивых признаков.

Из этого, однако, нельзя делать вывод, что почерк того или иного человека является абсолютно постоянным.

Естественные изменения почерка вызываются физическим и психическим состоянием данного лица, характером трудовой деятельности и иными причинами, а также конкретными условиями выполнения документа (целевым назначением документа, состоянием, положением пишущего, материалами и принадлежностями письма и т. д.).

Но все эти отклонения, как бы велики они ни были, остаются относительными. Поэтому каждый почерк при любых изменениях всегда остается индивидуальным, сохраняет присущую данному лицу в данный период его жизни совокупность признаков, достаточных для графической идентификации.

Признаки почерка разделяются на две группы: общие, или групповые, и частные, или особенности почерка.

Общие признаки характеризуют почерк как систему движений. К ним относятся:

1. Выработанность почерка — уровень владения техникой письма, проявляющийся в способности выполнить текст в быстром темпе, устойчивыми координированными движениями в соответствии с общепринятой системой скорописи (рис. 1).

Из этого определения следует, что составными элементами выработанности почерка являются темп и координация движений. В зависимости от степени выработанности почерк определяют как высоко-, средне- и маловыработанный.

2. Размер букв определяют по высоте как малый (до 2 мм), средний (от 2 мм до 5 мм) и большой (свыше 5 мм), а также по ширине букв. Размер букв — признак устойчивый, изменяется он только преднамеренно или в зависимости от целевого назначения документа (рис. 2).

3. Наклон букв зависит от расположенности их продольных осей относительно линии строки. С учетом от этого почерк определяют как прямой, правонаклонный и левонаклонный. Если продольные оси букв расположены по-разному (вправо, влево) в одной рукописи, то почерк именуют неустойчивым (рис. 3).

4. Связность почерка зависит от способности выполнить определенное количество знаков в пределах одного слова без отрыва пишущего прибора от бумаги. Малая связанность – когда непрерывно выполняют не более 2-3 букв, средняя — от 4 до 6 букв, свыше 6 букв – большая ( рис.4).

Рис. 1. Степень выработанности почерка: А — высоковыработанный;

Б — средний по степени выработанности; В — маловыработанный.

5. Разгон почерка. Если ширина букв или расстояние между ними менее высоты букв, то такой почерк считается сжатым; при равенстве высоты и ширины букв почерк называют средним по разгону; если ширина букв или расстояние между ними более высоты букв — размашистым (рис. 5).

6. Сложность почерка тесно связана со степенью его выработанности и выражается в упрощении или усложнении письменных знаков и их связей по сравнению с принятыми нормами (типовыми прописями). Упрощения выражаются в утрате отдельных элементов письменных знаков

Рис. 2. Размер букв почерка: А — большой; Б — средний; В — малый.

Рис. 3. Наклон букв почерка: А — прямой; Б — правонаклонный;

В — левонаклонный.

в уменьшении их размера либо в выпрямлении овальных движений и введении в рукопись упрощенных конструкций письменных знаков, при котором снижается четкость и разборчивость почерка (упрощенный почерк).

Усложнения выражаются в дополнительных элементах письменных знаков, не предусмотренных прописями, появлении в почерке вычурности (усложненный почерк).

Почерк, в котором отсутствуют как упрощенные, так и усложненные движения, внешний вид которого близок к типовым прописям, именуется простым (рис. 6).

Рис. 4. Связность почерка: А — высокосвязный; Б — средний по степени связности; В — отрывистый.

Рис. 5. Разгон почерка: А — почерк сжатый; Б — почерк средний по разгону; В — почерк размашистый.

7. Интенсивность нажимов определяется отношением ширины штриха, выполненного с нажимом, к ширине штриха, выполненного без нажима.

При слабом нажиме ширина основных и соединительных штрихов равна; при среднем — основные штрихи вдвое шире, чем штрихи соединительные; при сильном — более чем в два раза.

Под частными понимаются признаки, которые характеризуют индивидуальные особенности движений при исполнении письменных знаков. К ним относятся:

1) признаки направления движения при выполнении буквы в целом или отдельных ее элементов: левоокружное и правоокружное, приводящее (к пишущему) и отводящее (от пишущего) при выполнении вертикальных элементов;

Рис. 6. Сложность почерка: А — простой; Б — упрощенный;

В — усложненный.

Рис. 7. Виды транскрипции подписи: А — буквенная;

Б — безбуквенная; В — смешанная.

2) признаки соотношения движений: соотношение размера штрихов в букве и букв в слове; соотношение верхних и нижних окончаний штрихов, соотношение наклонов штрихов в буквах и букв в словах и др.;

3) признаки локализации движений и иные их особенности: место начала и окончания движения, когда выполняется элемент буквы; место расположения нажима; форма и темп начала и окончания штрихов и др.

Подпись — особый вид рукописи, отражающий фамилию лица в виде букв или условных письменных знаков и имеющий удостоверительное назначение.

Индивидуальная и динамически устойчивая программа графической техники письма, в основе которой лежит образ выполнения подписей, реализуемая с помощью системы движений, является подписным почерком.

Подписи классифицируются в зависимости от: а) принадлежности лицу — от имени существующего лица, от имени вымышленного лица;

б) удостоверительного значения — подлинные, неподлинные; в) условий выполнения — в естественных условиях, намеренно или ненамеренно измененных.

Подписи по своему составу бывают: буквенные — подпись состоит только из букв; штриховые — подпись состоит из штрихов, не образующих букв; смешанные — подпись состоит как из букв, так и безбуквенных элементов (рис. 7).

Кроме того, подписи могут быть: полные — когда в подписи присутствуют все буквы фамилии; сокращенные; усложненные — при добавлении инициалов или условных сочетаний штрихов, а в заключительной части подписи — росчерк. Наибольшую сложность в исследовании представляют безбуквенные подписи.

Однако при глубоком их исследовании можно выявить мелкие особенности (например, своеобразное свойство движений), являющиеся дополнительными идентификационными признаками.

К графическим признакам подписи относятся:

1) росчерк — направление заключительного штриха;

2) соотношение линий основания письма и верхних окончаний штрихов;

3) гладиолаж — уменьшение размера штрихов к концу подписи;

4) положение подписи относительно текста документа и линовки на бумаге (топографический признак).

Намеренное изменение собственной подписи в целях отказа от нее в дальнейшем называется автоподлогом.

Видами автоподлога являются: 1) искажение признаков подписного почерка; 2) обводка подписи карандашом или чернилами; 3) выработка нового варианта подписи.

В следственной и оперативной практике нередко возникает задача розыска преступника по письму. Эта работа проводится в три этапа.

На первом необходимо попытаться обнаружить на документе следы пальцев рук путем обработки бумаги порошком железа, раствором нингидрина в ацетоне.

Далее — изучить бумагу, чернила (пасту) или графит, которыми исполнен текст.

Заканчивается первый этап анализом содержания документа, уяснением фактических данных, которыми располагает пишущий и которые, в известной степени, помогают определить круг подозреваемых лиц.

Второй этап — составление розыскной таблицы. На этом этапе анализируются признаки письменной речи, в розыскной таблице дается их краткая характеристика. Затем анализируются общие и частные признаки почерка, которые также фиксируются в таблице (рис. 8).

Эта работа, как правило, выполняется экспертом-почерковедом. Третий, самый ответственный этап — проверка почерков. Предварительно определяется круг лиц, которыми мог быть выполнен исследуемый документ, затем — собственно розыск исполнителя рукописи по письму.

Для этого признаки письменной речи, общие и частные признаки почерка проверяемых рукописей сравниваются с аналогичными признаками, зафиксированными в розыскной таблице. В тех случаях, когда большинство признаков почерка не совпадает с указанными в таблице, проверяемая рукопись исключается из дальнейшего сравнения.

Работая таким образом (по методу исключения), следователь, оперативный работник может проверить значительный массив документов, отобрать для экспертного исследования рукописи с наиболее близкими характеристиками.

Рис. 8. Розыскная таблица.

Глава 16. Судебное почерковедение и судебное автороведение

§ 2. Судебное почерковедение

§ 4. Методика судебно-почерковедческой экспертизы

К содержанию

Источник: http://vuzirossii.ru/index/sudebnoe_pocherkovedenie/0-68

Понятие судебного почерковедения. Общие и частные признаки почерка

Судебное почерковедение – это

Вопросы, разрешаемые почерковедческой экспертизой.

Судебное почерковедение (криминалистическое исследование письма) один из видов криминалистической идентификации личности. Его суть состоит в сравнительном исследовании признаков письма, отобразившихся в документе, исполнитель которого неизвестен или вызывает сомнения, и признаков письма, имеющихся в образцах, написанных лицами, подозреваемыми в исполнении этого документа.

Теоретической основой судебного почерковедение является психофизиологическое учения академика И. Павлова о высшей нервной деятельности человека и его динамический стереотип; учение о навыки письма, их устойчивость и относительную неизменность; учение об индивидуальности письма, отраженную в совокупности его признаков, которые фиксируются на материальных носителях.

Судебное почерковедение оперирует понятиями «письмо», «почерк», «навык», «признак».

Письмо — это средство фиксирования мысли человека с помощью системы специально созданных условных знаков — алфавитов (алфавитов). Системы письма (буквенные, клиновидные, иероглифические т.д.

) обеспечивают общение людей, обмен информацией, позволяющих человеку приобретать новые знания. К особенностям буквенного письма принадлежит простое овладение им и связь его с фонетикой языка.

Письмо является средством фиксации следов памяти (субъективных образов, знаний, суждений и мнений) человека, т.е. проявлением ее динамических свойств.

Письмо имеет две стороны — содержательную (семантическую), которая называется письменным языком, и графическую (техническую), т.е. графика выполнения букв, знаков, символов — почерк.

Письменная речь — это смысловое значение текста, выполненного (написанного) на материальном носители (бумаге, дереве) языковыми средствами, применяемыми для его отображения. Различают письмо буквенное, цифровое и символьное.

Почерк является системой движений, которые человек совершает при выполнении знаков, букв. Навык письма формируется под влиянием языковой среды, обучения и производственной письменного деятельности, физических и психологических особенностей человека.

Для формирования навыка письма требуется сознательное, целенаправленное усилия по выбору лексических средств с соблюдением грамматических и стилистических норм и правил выполнения письменных знаков.

Различают навыки персептронного (чувственные), интеллектуальные и двигательные (лежащие в основе формирования признаков письма).

В результате длительной тренировки навык письма становится автоматическим, то есть при создании письменного документа внимание человека фокусируется не на графическом исполнении, а на содержании текста. Автоматичность навыки письма обусловлено деятельностью высшей нервной системы человека. Указанные принципы являются основой индивидуальной и постоянной навыков письма.

Для того чтобы полностью изменить почерк, необходимо выработать новый динамический стереотип, что практически оказывается невозможным, так как специфические для письма данного человека нервные связи вырабатываются и закрепляются в течение длительного периода времени и поэтому становятся весьма прочными, обусловливая образование в почерке целого ряда устойчивых признаков.

Навыки письменной речи и почерка характеризуются идентификационными признаками, применяемыми для отождествления личности, писавшей, и установление личных свойств человека 2, с. 67.

Общие признаки почерка — это свойства почерка, проявляющиеся во всех, либо в преобладающем большинстве букв рукописи и характеризующие ее исполнение в целом.

Изучение признаков почерка следует начинать именно с общих признаков, поскольку они имеют большое значение при проведении идентификационного исследования, так как являются наиболее устойчивыми и надежными, что в свою очередь, имеет важное значение при установлении личности исполнителя рукописи. Условно в практических целях общие признаки делятся на три группы. Первая из них — общесистемные признаки, отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка. Под ними понимается степень выработанности, которая не может быть рассмотрена без тесно связанных с ней степени совершенства системы движений, координации движений и темпа письма, а также строения почерка по степени сложности.

Вторая группа — включает в себя частно-системные признаки, отражающие структурно-геометрические и динамические характеристики. Это — преобладающие форма, направление и протяженность движений, степень связности движений, из динамических — степень и характер нажима.

Третья группа — признаки, отражающие пространственную ориентацию (относительное размещение) фрагментов рукописи и движений, которыми они выполняются.

При этом имеются в виду специфические особенности размещения самостоятельных фрагментов документа (обращений, дат, резолюций, подписей) в пределах листа бумаги; расположение текста относительно срезов листа бумаги — поля: их наличие, отсутствие, конфигурация и размер, локализация; размещение начального движения в первой строке абзаца, относительно начала других строк и предшествующей строки. К признакам этой группы относятся и такие, как размер между строками, размещение линии письма относительно бланковой строки, направление линии письма в строке, форма линии письма в строке, размер интервалов между словами, размещение знаков препинания относительно предшествующего слова, линии письма или бланковой строки.

Общие признаки почерка, характеризующие его в целом, это:

Выработанность почерка, т.е. степень владения техникой письма конкретным лицом.

По степени выработанности выделяются маловыработанный, средневыработанный и высоковыработанный почерк.

Маловыработанный почерк характеризуется неуверенностью и несогласованностью движений пишущей руки. Рукопись выглядит нестройной, буквы заметно отличаются от стандартных прописей.

Средневыработанный почерк имеет обычный темп письма и такую же координацию движений. Наблюдается недостаточная согласованность движений при исполнении письменных знаков. Отдельные буквы и несложные сочетания в словах выполняются автоматизированно, появляются вариации в способах написания письменных знаков.

Высоковыработанный почерк отличается автоматизмом и согласованностью движений. В нем наблюдается, с одной стороны, многовариантность букв в зависимости от их места в слове и сочетаний с другими буквами, а с другой стороны — однотипное выполнение разных букв.

Общий тип (строение) почерка может быть простым, упрощенным и усложненным (вычурным).

Тип почерка считается простым, когда система движений по выполнению элементов письменных знаков, букв и слов близка к ученическим прописям.

При упрощенном почерке большинство письменных знаков исполняется быстрыми движениями. Это, как правило, хорошо выработанные («быстрые»), трудночитаемые почерки.

Усложненный почерк характеризуется излишним по отношению к прописям количеством движений при выполнении и соединении письменных знаков. Усложнения чаще всего вводятся в надстрочные и подстрочные элементы букв для их украшения.

Общее направление движений бывает левоокружным (против часовой стрелки), правоокружным, прямолинейным и смешанным. В зависимости от преобладания тех или иных движений почерки подразделяются на левоокружные, угловатые (с преобладанием прямолинейных движений), правоокружные и смешанные. В России большинство почерков являются левоокружными.

Размер. По высоте строчных элементов букв почерки бывают мелкими (до 2 мм), средними (от 2 до 5 мм) и крупными (5 мм и больше).

По наклону почерки делятся на правонаклонные, прямые, левонаклонные и смешанные. За прямые почерки принимаются такие, в которых угол наклона основных штрихов равен 85-95 градусам. Встречаются смешанные (веерообразные) почерки. Русские почерки в основном правонаклонные.

Разгон почерка характеризуется соотношением высоты письменных знаков и их ширины. Почерки делятся на сжатые, средние и размашистые. Если высота трехштриховых (строчных букв т, ш, щ) значительно больше их ширины, то почерк считается сжатым. При равенстве высоты и ширины — почерк средний, а если высота этих букв меньше ширины — то размашистый.

Связность почерка определяется по числу букв, выполненных без отрыва пера от бумаги. Почерк бывает связный, средний и отрывистый. Связным считается почерк, когда одним непрерывным движением выполняется пять и более букв, средним — три-четыре буквы и отрывистым когда каждая буква пишется отдельно, без связи с другими или связывается не более двух букв.

Нажим в почерке определяет соотношение ширины основных и соединительных штрихов, а также степень их вдавленности.

По этому признаку почерки подразделяются на имеющие:

— сильный нажим (ширина основного штриха более 1 мм);

— средний нажим (ширина этого штриха меньше 1 мм, но больше соединительного);

— малый нажим (основные соединительные штрихи по ширине примерно одинаковы, не менее 0,5 мм);

— тонкий нажим (основные соединительные штрихи по ширине менее 0,5 мм).

Почерки подразделяют по степени вдавленности: сильная, когда вдавленность наблюдается на более чем двух последующих листах; средняя на двух последующих листах; слабая — только на оборотной стороне листа.

Общие признаки имеют групповое значение. Они определяют сходство или различие почерка в исследуемом документе и образцах, используются при отборе сравнительного материала для анализа частных признаков почерка.

Частные признаки почерка — это совокупность навыков письма, отображающихся в способах исполнения и связывания письменных знаков и их элементов, а также в расположении письменных знаков и их элементов относительно друг друга.

Частные признаки могут иметь место в любых элементах (штрихах) букв: начальных и заключительных, основных и соединительных, овалах и полуовалах, надстрочных и подстрочных, выполняемых приводящим или отводящим, левоокружным или правоокружным движением, связанных между собой с образованием петли, угловатости, путем примыкания.

Идентификационная значимость, ценность частного признака зависит от его встречаемости в почерках других лиц, пишущих на языке исследуемого документа. Чем реже частота встречаемости, тем выше ценность этого признака при установлении исполнителя.

Тождество исполнителя выявляется в результате сравнительного анализа всех признаков почерка в исследуемом документе и образцах, неповторимость которых оценивается не только на основании специальных знаний (опыта) эксперта, но и путем использования математических данных об идентификационной значимости отдельных признаков и их комплекса в целом.

Помимо обнаружения исполнителя рукописного текста признаки почерка применяются и при исследовании подписей. При этом в подписях, подделанных путем рисовки или подражания, могут быть выявлены не только несоответствие их подлинной подписи, но и признаки почерка фальсификатора.

Составление розыскной таблицы.

Основным содержанием такой таблицы будут наиболее характерные общие и частные признаки почерка, включаемые в нее с целью сравнения с почерками подозреваемых лиц.

Таблица состоит из описания характерных признаков и иллюстрации в виде фотоснимков (или графических зарисовок) письменных знаков. Особенности почерка выделяются путем подчеркивания и проставления стрелок.

Розыскные таблицы позволяют отобрать наиболее близкие почерки, которые и подвергаются детальному почерковедческому исследованию экспертом-криминалистом.

Возможности криминалистического исследования почерка.

Кроме изучаемого документа следователь обязан представить в распоряжение эксперта свободные и экспериментальные образцы почерка. При этом свободные образцы должны иметь несомненное происхождение, т.е.

быть исполнены именно подозреваемым, а не другим лицом, и сопоставимыми с исследуемым документом: один язык; близость по времени составления, по форме и содержанию; однотипный материал (бумага, картон и т.д.

); аналогичные орудия письма (шариковая ручка, карандаш, чернила) и т.д.

Минимальный объем свободных образцов для почерковедческой экспертизы равен 2-3 листам писчей бумаги, а количество подлинных подписей должно быть не менее 15-20.

Для получения экспериментальных образцов почерка подозреваемому предлагают написать текст под диктовку, с включением в него слов, отдельных предложений, цифр, содержащихся в исследуемом документе. Если анонимный документ выполнен печатными буквами или с переменой пишущей руки, то подозреваемый должен исполнить образец соответствующим способом.

Некоторое своеобразие представляет собой подбор сравнительных образцов при исследовании подлинности подписей. Экспериментальные подписи, не менее 20-и, отбираются в несколько приемов на разных листах бумаги и с разными размерами мест для их постановки.

Кроме того, у лица, от имени которого исполнена исследуемая подпись, необходимо отобрать как тщательно выполненные, так и небрежные свободные образцы подписей, их полные и сокращенные варианты.

От подозреваемого в подделке следует получить свободные образцы его почерка и подписи, а также экспериментальные образцы начертания фамилии (подписи) лица, чья подпись подделана.

Отбор экспериментальных образцов производится неоднократно.

Таким образом, основные пути применения методов криминалистического почерковедения — это установление авторов и исполнителей анонимных документов, а также подложных документов, использованных при совершении преступления, и розыск преступников по записям, оставленным ими на месте совершения преступления, и учинивших подпись в интересующем следствие документе.

Основные вопросы, разрешаемые почерковедческой экспертизой:

— кем из числа заподозренных лиц выполнен текст исследуемого документа;

— одним или разными лицами выполнены тексты в различных документах;

— выполнена ли подпись от имени определенного лица данным субъектом или кем-то другим.

Источник: https://studbooks.net/952771/pravo/ponyatie_sudebnogo_pocherkovedeniya_obschie_chastnye_priznaki_pocherka

Понятие и научные основы судебного почерковедения

Судебное почерковедение – это

Судебное почерковедение – это раздел криминалистической техники, изучающий почерк и разрабатывающий методы его исследования в целях решения задач судебно-почерковедческой экспертизы.

Основу судебного почерковедения составляет положение об индивидуальности почерка. Каждому пишущему свойственен индивидуальный почерк, нет двух людей, имеющих один и тот же почерк. В практическом отношении индивидуальность почерка доказана многолетней практикой установления исполнителя рукописи в судебных и иных целях.

  Индивидуальность почерка больше всего сказывается не в отчетливо заметных его признаках, таких, например, как общее его построение, типы письменных знаков, их размеры, наклоны и прочее, а в мелких, требующих специальных методов для их обнаружения.

Вследствие этого правильное решение вопросов, входящих в компетенцию судебно-почерковедческой экспертизы, возможно только на основе квалифицированного исследования, проведённого хорошо подготовленным специалистом.

Почерк – система привычных движений руки, в основе формирования которых лежит письменно-двигательный навык, служащий для воспроизведения письма. Почерк каждого человека индивидуален.

По истечении определенного периода времени у человека меняется темп письма, степень и характер его выработанности, но обычно в нем сохраняются одни и те же особенности. Почерк относительно устойчив.

Почерк изменяется по таким причинам, как болезнь, возраст, под влиянием культурного развития, окружающей среды и т. д.

Общие признаки условно можно разделить на три большие группы.

1. Признаки, отражающие степень сформированности и характер письменно-двигательного навыка. Это выработанность почерка, т.е.

владение техникой письма в соответствии с общепринятой системой скорописи высоковыработанный, средневыработанный, маловыработанный; координация движений — точность и систематичность движений при написании букв, соблюдение их размера, наклонов (высокая, средняя, низкая); темп письма (быстрый, медленный, средний); строение почерка — сложность движений (простой, упрощенный, усложненный).

2. Признаки, отражающие структурные характеристики движений.

Это преобладающая форма движений (прямолинейно-угловатая, округлая, смешанная); направление движений (правоокружное, левоокружное, смешанное); размер почерка, который определяется по средней высоте строчных букв (малый — при высоте букв до 2 мм, большой — более 5 мм); протяженность движений по горизонтали — разгон почерка: сжатый (малый разгон), размашистый (большой разгон), средний (высота строчных знаков равна их ширине); связность почерка, то есть способность пишущего выполнить, не отрывая пишущего прибора от бумаги, определенное количество знаков — может быть большой (слитно пишутся 6 и более знаков), средний (от 4 до 6) и малой (не более 3 букв); нажим почерка сильный (ширина основных штрихов превышает ширину соединительных); средний, почерк без нажима и смешанный.

3. Признаки, отражающие пространственную ориентацию фрагментов рукописи и движений (топографические), проявляются в особенностях размещения самостоятельных фрагментов документов: заголовков, подписей.

При оценке их идентификационной значимости принимают во внимание общепринятые правила компоновки фрагментов текста, размещение подписи (в углу, в центре, на нижележащей строке), размещение текста относительно краев листа бумаги: наличие, размер и расположение полей, размер интервалов между строками, положение строк относительно горизонтальных срезов листа и другие.

Частные признаки почерка: форма движений при выполнении и соединении букв и их элементов (прямолинейная, дуговая, петлевая, угловая, извилистая); направление движений при написании. Различают движения снизу вверх, сверху вниз, левоокружные, правоокружные; протяженность движений.

Она характеризуется относительным размером штрихов различных элементов букв; связность движений, то есть вид соединения элементов в буквах, а также вид соединения букв между собой (слитный или с интервалами); относительное размещение точек начала, окончания, пересечения и соединения движений; последовательность движений, которыми выполняются различные элементы букв и их соединения; сложность движений при выполнении букв. Различают обычные, усложненные и упрощенные движения, по сравнению с прописями.

Как показывают экспертная практика и экспериментальные исследования, обычно наблюдается изменение одного из следующих признаков:

направление сгибательных движений  при  выполнении основных элементов букв   относительно    линии    письма  (наклон);

выработанность почерка;

общее строение    почерка    (в    частности,   подражание школьным прописям);

протяженность движений, по вертикали;

протяженность движений по горизонтали;

степень связности движений;

отдельные частные признаки.

Источник: https://students-library.com/library/read/103089-ponatie-i-naucnye-osnovy-sudebnogo-pocerkovedenia

Юрист Воеводин
Добавить комментарий