Ст 123 нк РФ с изменениями на 2019 год смягчающие обстоятельства

Пояснение в ифнс о несвоевременной уплате ндфл | Загранник

Ст 123 нк РФ с изменениями на 2019 год смягчающие обстоятельства

Из Постановления Конституционного суда от 30.07.2001 (п. 4):
«. несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу. Конституции недопустимо».

Нередко бывает, что компанию или предпринимателя оштрафовали, а возразить по существу совершенного нарушения им нечего — да, виноваты. И вот тут-то и могут прийти на помощь смягчающие обстоятельства, ведь:

  • при наличии хотя бы одного такого обстоятельства налоговый штраф должен быть уменьшен минимум в два раз Причем уменьшен может быть и минимальный штраф (как, например, 1000 руб. за просрочку сдачи деклараци с этим согласен даже Минфи На практике налоговики до сих пор либо предпочитают вообще «не замечать» смягчающих обстоятельств, либо снижают штраф строго на 50%. А вот суды, как правило, уменьшают размер штрафа значительно больше, чем инспекция, порой — в десятки, а то и в сотни

Внимание

Смягчающие обстоятельства не помогут вам снизить размер пене

  • тот факт, что смягчающие обстоятельства уже были учтены вышестоящим налоговым органом, для суда значения не имее
  • перечень смягчающих обстоятельств, приведенный в не исчерпывающи поэтому таковыми может быть признано буквально все, что способно вызвать у налоговиков или судей сочувствие, жалость или ощущение, что наказание несоразмерно проступку.

Нужно помнить, что признание не указанных в п. 1 ст. 112 НК обстоятельств смягчающими — это право, а не обязанность суд или налогового органа;

  • наличие наряду со смягчающими отягчающих обстоятельств снижению штрафа не помех

Какие обстоятельства помогут уменьшить штраф

Проанализировав арбитражную практику за последние 3 года, мы выявили часто встречающиеся смягчающие обстоятельства. При этом мы условно разделили их на три вида.

Спектр обстоятельств, которые суды признают смягчающими, приятно удивляет своим многообразием

ВИД 1. «Универсальные». На эти обстоятельства могут ссылаться абсолютно все — и организации, и ИП, независимо от вида совершенного нарушения. К универсальным обстоятельствам относятся:

  • привлечение к налоговой ответственности впервы
  • отсутствие умысла на совершение нарушени
  • раскаяние и признание своей вин
  • добросовестность налогоплательщика, заключающаяся в своевременной уплате всех налогов и представлении отчетност Правда, не все суды учитывают это обстоятельство как смягчающе справедливо замечая, что «добросовестность налогоплательщика является нормой поведения в налоговых правоотношениях
  • тяжелое финансовое состояние налогоплательщика, подтвержденное документальн в частности наличие задолженности перед большим количеством кредиторов (от бюджета и поставщиков до персонала признание компании банкрото либо нахождение в предбанкротном состояни (например, стабильная убыточность или случаи, когда размер чистых активов меньше уставного капитала);
  • отсутствие у организации бухгалтера в момент нарушения (по причине болезни или отпуска

Однако учтите, что налоговики или судьи могут вам возразить: то, что главбух фирмы по какой-то причине отсутствовал, не является смягчающим обстоятельством. Ведь руководитель, будучи лицом, ответственным за состояние учета и отчетности, может привлекать других лиц для обеспечения соблюдения налогового законодательств

  • статус бюджетного учреждени или градообразующего предприяти
  • ведение социально-значимой деятельности, например, в таких сферах, как:

— строительство и ремонт социальных объекто

— поставка продуктов питания для бюджетных учреждений и отдаленных населенных пункто

  • оказание спонсорской и благотворительной помощи, финансирование общественно-культурных мероприяти

ВИД 2. «Специфические». Эти обстоятельства характерны только для определенных налоговых нарушений.

Вид нарушенияСмягчающие обстоятельства
Просрочка сдачи декларации (п. 1 ст. 119 НК РФ)
  • несоразмерность суммы штрафа характеру и тяжести допущенного нарушени ведь никакого ущерба бюджету оно не нанесло. Ссылаться на это имеет смысл, только если к моменту сдачи декларации исчисленный налог полностью уплачен;
  • незначительность периода просрочки (от 1 до 10 рабочих дней допущенной, к примеру, из-за возникших у вас технических проблем со связью (при отправке декларации по Указав на это обстоятельство, также можно уменьшить штраф за непредставление вовремя в ИФНС информации об открытии/ закрытии счета в банк
Неуплата (неполная уплата) налога (ст. 122 НК РФ)
  • самостоятельное выявление и исправление налогоплательщиком ошибок в исчислении налога путем подачи уточненк притом что налог еще не уплачен;
  • уплата налога и пени до вынесения решения о привлечении к ответственност
  • по другим налогам имеется переплат
Непредставление в инспекцию документов и сведений, необходимых для налогового контроля (ст. 126 НК РФ) либо запрошенных в ходе встречной проверки (ст. 129.1 НК РФ)
  • значительный объем затребованных документов;
  • необходимость представлять в тот же период документы еще по нескольким требованиям;
  • принятие налогоплательщиком активных мер по исполнению требования ИФНС (к примеру, при большом количестве запрошенных документов представление их частями);
  • незначительный период просрочк
  • отсутствие у организации запрошенных документов (к примеру уничтожены при пожаре

* Некоторые суды считают, что если налог уплачен к моменту вынесения решения по проверке, то штрафа по ст. 122 НК быть не може Ведь эта статья не предусматривает ответственности за несвоевременную уплату налог

** Знайте, что вас не должны привлекать к ответственности по ст. 122 НК РФ, если в предыдущем периоде у вас переплата определенного налога, котора

  • перекрывает сумму налога, заниженную в последующем периоде и подлежащую уплате в тот же бюджет, или равна ей;
  • не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по этому налогу.

Читать дальше  Правонарушение по номеру постановления онлайн

Ведь занижение налога не привело к возникновению задолженности перед бюджетом в части уплаты этого налога.

*** Есть мнение, что в этом случае налогоплательщик освобождается от ответственности за непредставление документов в связи с отсутствием вин

ВИД 3. «Индивидуальные». Эти обстоятельства в свое оправдание могут приводить только предприниматели как физические лица:

  • нахождение на иждивении несовершеннолетних детей и (или) других членов семьи (престарелых родителей, жены
  • наличие инвалидност
  • преклонный (пенсионный) возрас
  • серьезная болезнь самого ИП или его близких родственнико
  • тяжелое финансовое положение, отягощенное наличием кредитных обязательст

Ходатайствуем о снижении штрафа

Итак, теперь вы знаете, чем можно «давить на жалость». Но этого недостаточно. Нужно все имеющиеся смягчающие обстоятельства грамотно изложить в ходатайстве и своевременно направить его в инспекцию:

  • нарушение обнаружено в ходе выездной или камеральной проверки — в течение 15 рабочих дней со дня получения вами акта проверк
  • нарушение выявлено не в рамках проверки — в течение 10 рабочих дней со дня получения акта об обнаружении факта правонарушени

По закону инспекция должна сама выявлять наличие смягчающих ответственность обстоятельст но уповать на ее сознательность не нужно.

Приведем примерную форму ходатайства об учете смягчающих обстоятельств при принятии решения о привлечении к налоговой ответственности.

Начальнику ИФНС России № 21 от ООО «ФлешКо», ИНН 7721025156, КПП 772101001, адрес: 109375, Москва, ул. Юных Ленинцев, д. 64,

тел.:

Исх. № 39н от 30.11.2012

ХОДАТАЙСТВО
об учете смягчающих обстоятельств

ИФНС № 21 по г. Москве была проведена камеральная налоговая проверка декларации по НДС ООО «ФлешКо» за III квартал 2012 г., в ходе которой было установлено несвоевременное представление Обществом данной декларации (представлена 29 октября вместо 22 октября).

Источник: http://zagranic.ru/2019/09/10/pojasnenie-v-ifns-o-nesvoevremennoj-uplate-ndfl/

Статья 101.4 НК РФ. Производство по делу о предусмотренных настоящим Кодексом налоговых правонарушениях

Ст 123 нк РФ с изменениями на 2019 год смягчающие обстоятельства

СТ 101.4 НК РФ.

1.

При обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена настоящим Кодексом (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 настоящего Кодекса), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение. Об отказе лица, совершившего нарушение законодательства о налогах и сборах, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте.

2. В акте должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также выводы и предложения должностного лица, обнаружившего факты нарушения законодательства о налогах и сборах, по устранению выявленных нарушений и применению налоговых санкций.

3. Форма акта и требования к его составлению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

4. Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения.

Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом.

В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты его отправки.

5.

Лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение одного месяца со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.

6. По истечении срока, указанного в пункте 5 настоящей статьи, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение.

7. Акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно.

Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица.

При рассмотрении акта могут оглашаться составленный акт, иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения. Отсутствие письменных возражений не лишает этого лица права давать свои объяснения на стадии рассмотрения акта.

При рассмотрении акта заслушиваются объяснения лица, привлекаемого к ответственности, исследуются иные доказательства.

Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением настоящего Кодекса, а также доказательств, полученных из специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и (или) прилагаемых к ней документов и (или) сведений. Если документы (информация) были представлены лицом, привлекаемым к ответственности, в налоговый орган с нарушением установленных настоящим Кодексом сроков, то полученные документы (информация) не будут считаться полученными с нарушением настоящего Кодекса.

При рассмотрении материалов налоговой проверки ведется протокол.

В ходе рассмотрения акта и других материалов мероприятий налогового контроля может быть принято решение о привлечении в случае необходимости к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста.

В ходе рассмотрения акта и других материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа:

1) устанавливает, допускало ли лицо, в отношении которого был составлен акт, нарушения законодательства о налогах и сборах;

2) устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав налоговых правонарушений, содержащихся в настоящем Кодексе;

3) устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица, в отношении которого был составлен акт, к ответственности за совершение налогового правонарушения;

4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, или обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

8. По результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение в срок, предусмотренный пунктом 6 настоящей статьи:

1) о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение;

2) об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.

9.

В решении о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение излагаются обстоятельства допущенного правонарушения, указываются документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, привлекаемым к ответственности, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении лица к ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих ответственность за данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено указанное решение, вправе обжаловать это решение, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган, а также указываются наименование органа, место его нахождения, другие необходимые сведения.

10.

На основании вынесенного решения о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение) этому лицу налоговым органом, выявившим соответствующее правонарушение, направляется требование об уплате (о перечислении) налога (сбора, страховых взносов), пеней и штрафа в порядке и сроки, которые установлены статьями 60, 69 и 70 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

11. Утратил силу.

12. Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.

Основаниями для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию неправильного решения.

13.

По выявленным налоговым органом нарушениям законодательства о налогах и сборах, за которые лица подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа составляет протокол об административном правонарушении.

Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных санкций в отношении лиц, виновных в их совершении, производятся налоговыми органами в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Источник: http://www.nalkod.ru/statia101-4

Смягчающие обстоятельства нк рф

Ст 123 нк РФ с изменениями на 2019 год смягчающие обстоятельства

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются: 1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; 2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; 2.

1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения; 3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за налоговое правонарушение, являются: а) совершение правонарушения вследствие: тяжелых личных обстоятельств.

Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа.

Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.

112 НК определяет обстоятельства, которые влияют на размер налоговой санкции: это смягчающие и отягчающие ответственность.

Другими словами, данные обстоятельства неразрывно связаны с личностью самого правонарушителя (например, его тяжелое заболевание).

При этом речь идет не только о физических лицах как налогоплательщиках (налоговых агентах), но и о тех случаях, когда последние, выполняя функции руководителей (иных лиц, осуществляющих управленческие функции) организации, совершают правонарушения при стечении тяжелых личных обстоятельств; семейных обстоятельств.

Речь идет об обстоятельствах, связанных с семьей налогоплательщика (налогового агента) — физического лица или руководителя (иного лица, выполняющего управленческие функции) организации.

Во всяком, случае необходимо давать упомянутым обстоятельствам оценку исходя из конкретной ситуации, поскольку само по себе наличие тяжелых личных и семейных обстоятельств не освобождает от уплаты налога; б) совершение налогового правонарушения под влиянием (или в силу): угрозы.

Она может иметь самые разные проявления: угроза в словесной форме, в виде совершения каких-то действий (например, к виску приставлен пистолет), представляющих явную опасность. 4 комментируемой статьи императивно устанавливают, что: упомянутые в ст.

Учитывается и угроза подрыва деловой репутации организации, индивидуального предпринимателя и т.д.; принуждения. 112 НК РФ обстоятельства устанавливаются либо судом, либо налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.

Имеется в виду как физическое (насилие, истязание, побои, причинение острой боли, иные физические и нравственные страдания), так и психическое (массированное воздействие на сознание лица, в том числе и путем гипноза) принуждение; материальной зависимости.

112 НК РФ позволяют определить, что считается «привлечением к налоговой ответственности за ранее совершенное налоговое правонарушение».

Соответственно, и право уменьшить размер штрафа при наличии смягчающих ответственность обстоятельств предоставлено как налоговому органу, рассматривающему дело, так и суду.

Например, предприниматель совершает налоговое правонарушение по указанию лица, которое предоставляет ему жилище, средства производства, энергию, сырье, полуфабрикаты и т.п.

Установлено, что лицо считается подвергнутым налоговой санкции, когда не прошло 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа.

Более того, суд вправе уменьшить размер налоговой санкции, даже если налоговым органом санкция уже была снижена.

КоАП РФ Статья 26.1. Обстоятельства,

(под угрозой того, что индивидуальный предприниматель может лишиться упомянутых благ, если не выполнит указание); служебной зависимости. Здесь также необходимо учитывать следующие правовые позиции Конституционного Суда РФ: Постановление от г.

Имеется в виду давление лица, в служебной зависимости от которого находится налогоплательщик (налоговый агент); иной зависимости.

Другие же обстоятельства (с учетом конкретной ситуации) могут быть оценены как смягчающие ответственность по усмотрению налогового органа или суда; размер налоговой санкции может быть существенно уменьшен, поскольку установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции.

N 14-П: меры взыскания должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств деяния; Постановления от 28 октября 1999 г.

N 12-П: при рассмотрении споров должны исследоваться все фактические обстоятельства дела, а не только формальные условия применения правовой нормы; Определение от 16 декабря 2008 г.

Примером могут служить отношения между взаимозависимыми лицами (ст.

По результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) размер санкции может быть уменьшен и более чем в два раза (ст.

N 1069-О-О: законодатель, предусматривая ответственность за совершение правонарушений, должен исходить из конституционных принципов справедливости, юридического равенства, пропорциональности, соразмерности устанавливаемой ответственности конституционно значимым целям (ч.

20 НК РФ); в) иные обстоятельства, которые судом (при производстве по делу о применении налоговой санкции за совершение налогового правонарушения) могут быть признаны смягчающими ответственность.

Необходимо отметить два важных момента: перечень смягчающих ответственность обстоятельств открытый.

Согласно правилам ведения производства по делу о налоговом правонарушении, установленным ст.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются: 1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; 2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; 2.

1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения; 3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Комментируемая статья содержит перечень обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения.

Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа.

Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.

101.4 Налогового кодекса РФ, в ходе рассмотрения акта и других материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен установить, имеются ли в деле обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность лица, совершившего налоговое правонарушение.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются: 1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; 2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; 3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения.

По правилам Налогового кодекса РФ налоговые санкции применяются к нарушителю с учетом обстоятельств, смягчающих и отягчающих налоговую ответственность (см.

Источник: http://oxbridge.spb.ru/pravo/smyagchayuschie-obstoyatelstva-nk-rf

Долгая налоговая проверка не сократит штраф

Ст 123 нк РФ с изменениями на 2019 год смягчающие обстоятельства

Компания действительно нарушила требования Налогового кодекса об уплате НДФЛ. Но налоговики, в свою очередь, слишком долго проводили проверку и нарушили сроки вынесения решения. Может ли это стать поводом сократить размер штрафа? Ответ на этот вопрос искала Елена Пшеничная, эксперт по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения ООО «ИК Ю-Софт».

В компании сложилась следующая ситуация: 1 марта 2018 года в ее адрес поступил акт камеральной проверки от 19 октября 2016 года по расчетам НДФЛ (форма 6-НДФЛ) за первое полугодие 2016 года.

В Акте отражен срок проведения проверки: 18 июня 2016 года – 10 октября 2016 года. По итогам ревизии установлено несвоевременное перечисление НДФЛ.

Контролеры пригласили представителя компании в инспекцию для рассмотрения материалов налоговой проверки.

Предыстория этой проверки была такой: компания сдала отчетность по форме 6-НДФЛ вовремя, однако перечисление налога в бюджет было несвоевременным в связи с тяжелым финансовым состоянием фирмы. Все платежи по НДФЛ были оплачены с запозданием.

Пени, выставленные инспекцией, также были оплачены.

В связи с этим у бухгалтера возник ряд вопросов, а именно: возможно ли в данной ситуации избежать штрафных санкций? Не нарушены ли сроки представления акта со стороны налоговой инспекции в адрес компании?

Избежать штрафа

Российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать и уплатить сумму НДФЛ (п. 1 ст. 226 НК РФ).

При этом исчисление сумм налога производится агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 НК РФ нарастающим итогом с начала периода применительно ко всем доходам (за исключением доходов от долевого участия в организации), в отношении которых применяется ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 НК РФ (п. 3 ст. 226 НК РФ).

Кроме того, агенты обязаны удержать исчисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ), а перечислять суммы исчисленного и удержанного налога – не позднее дня, следующего за днем выплаты дохода (п. 6 ст. 226 НК РФ).

НК РФ не предусмотрено освобождение агента от ответственности в зависимости от срока допущенной просрочки в перечислении удержанного НДФЛ. Правонарушением признается противоправное деяние (действие или бездействие) компании, за которое НК РФ установлена ответственность (ст. 106 НК РФ).

Отсутствие вины лица в совершении правонарушения, согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 109 НК РФ, является обстоятельством, исключающим привлечение компании к ответственности за совершение фискального правонарушения.

При привлечении агента к ответственности за совершение правонарушения также учитываются обстоятельства, смягчающие ответственность (ст. 112 НК РФ).

В пункте 21 постановления Пленума ВАС от 30 июля 2013 года № 57 указано, что правонарушение, предусмотренное статьей 123 НК РФ, может быть вменено налоговому агенту только в том случае, если он имел возможность удержать и перечислить соответствующую сумму, имея в виду, что удержание осуществляется из выплачиваемых денежных средств (письмо Минфина России от 11 ноября 2016 г. № 03-02-08/66026).

Обратите внимание

Самым «слабым» аргументом является ссылка на сложное финансовое положение.

В этой связи стоит вспомнить письмо Минфина от 15 октября 2012 года № 03-02-07/1-253, в котором указано, что источником перечисления агентом сумм НДФЛ в бюджет являются суммы средств, удерживаемые у налогоплательщиков.

Поэтому ссылка на сложное финансовое положение агента неуместна – ведь в бюджет надлежит уплатить деньги не самого агента, а налогоплательщиков.

Исходя из условий рассматриваемой ситуации организация несвоевременно перечисляла НДФЛ в бюджет в связи с тяжелым финансовым состоянием (все платежи по НДФЛ были оплачены с запозданием). Поэтому фирма не сможет полностью избежать штрафных санкций по результатам проверки, так как факт нарушения однозначно присутствует.

При этом у организации есть возможность хотя бы частично снизить размер санкций, применяя положения статьи 112 НК РФ.

Данной нормой установлен перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за правонарушение.

При наличии хотя бы одного из них размер штрафа подлежит сокращению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ (п. 1 ст. 112, п. 3 ст. 114 НК).

Перечень смягчающих обстоятельств носит открытый характер. И суды при рассмотрении конкретных дел могут учесть и иные, прямо не упомянутые в названной норме обстоятельства.

Самым «слабым» аргументом является ссылка на сложное финансовое положение.

В связи с этим стоит вспомнить письмо Минфина от 15 октября 2012 г. № 03-02-07/1-253, в котором указано, что источником перечисления агентом сумм НДФЛ в бюджет являются суммы средств, удерживаемые у налогоплательщиков.

Поэтому ссылка на сложное финансовое положение агента неуместна – ведь в бюджет надлежит уплатить деньги не самого агента, а налогоплательщиков.

Поэтому предлагаю компании рассмотреть иные обстоятельства, которые принимаются судами и инспекторами как смягчающие обстоятельства, а именно:

  • признание вины (Постановления ФАС Московского округа от 15 апреля 2014 г. № Ф05-2839/14, ФАС Западно-Сибирского округа от 11 февраля 2014 г. по делу № А81-60/2013, ФАС Уральского округа от 13 марта 2012 г. № Ф09-7037/11 по делу № А07-9263/11 и т. д.);
  • совершение налоговым агентом правонарушения впервые (Постановления ФАС Московского округа от 16 апреля 2014 г. №Ф05-3123/14 по делу №А41-42709/13, ФАС Западно-Сибирского округа от 26 апреля 2013 г. по делу № А27-8594/2012);
  • незначительное нарушение сроков уплаты НДФЛ.

Опоздали с актом проверки!

В общем порядке камеральная проверка декларации проводится на территории ИФНС в течение трех месяцев со дня ее представления (п. 4 ст. 80, п. 2 ст. 88 НК РФ). Проверяющий, который провел камеральную проверку и выявил нарушения, в течение 10 дней после окончания ревизии должен составить акт камеральной налоговой проверки (абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ).

При этом данный срок исчисляется в рабочих днях (п. 6 ст. 6.1 НК РФ), а течение срока начинается на следующий день после окончания ревизии (п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Однако если инспектор превысит установленный статьей 100 НК РФ 10-дневный срок для составления акта камеральной проверки, то никаких правовых последствий это не повлечет.

Это объясняется тем, что согласно пункту 14 статьи 101 НК РФ пропуск срока для составления акта не является безусловным основанием для отмены решения. Как показывает практика, часто бывает так, что 10-дневный срок налоговики отсчитывают от даты фактического окончания камеральной проверки, в том числе и в случае, если ревизия окончена позже установленного трехмесячного срока.

Ссылаются проверяющие при этом на формулировку абзаца 2 пункта 1 статьи 100 НК РФ, которая достаточно неопределенна.

Есть позиция, согласно которой смысл абзаца 2 пункта 1 статьи 100 НК РФ сводится к тому, что дата окончания проверки – это дата ее фактического завершения, а не дата истечения трехмесячного срока, который предусмотрен для проведения ревизии.

Данный подход основан, в частности, на сложившейся судебной практике, согласно которой срок камеральной проверки не является пресекательным и его нарушение не является однозначным основанием для отмены решения.

Кроме того, пропустив 10-дневный срок для составления акта, налоговики тем самым не лишают компанию права на подачу письменных возражений на акт проверки, при этом также не сокращается срок для их представления, поскольку данный период начинает течь с момента вручения акта.

При рассмотрении подобных споров суды указывают на факт нарушения налоговым органом срока составления акта проверки только в совокупности с иными обстоятельствами, которые влекут за собой отмену решения, вынесенного по результатам налоговой проверки, и практически не заостряют на нем внимания (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 11 июня 2009 г. № КА-А40/4759-09, от 22 июля 2008 г. №КА-А40/6627-08, ФАС Уральского округа от 22 июня 2010 г. №Ф09-4601/10-С2).

Еще в 2003 году Президиум ВАС разъяснил, что проведение камеральной ревизии за пределами трехмесячного срока само по себе не может повлечь отказа в удовлетворении требования налогового органа о взыскании налога и пени.

Обратите внимание

При рассмотрении подобных споров суды указывают на факт нарушения налоговым органом срока составления акта проверки только в совокупности с иными обстоятельствами, которые влекут за собой отмену решения, вынесенного по результатам налоговой проверки, и практически не заостряют на нем внимания.

Порядок фиксирования срока окончания камеральной проверки НК РФ не предусмотрен, практических последствий это не влечет. Поэтому истечение срока не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер, в том числе по его принудительному взысканию (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. № 71).

Несмотря на то, что срок на проведение камеральной налоговой проверки не является пресекательным и его нарушение по общему правилу не является безусловным основанием для признания незаконным решения, принятого по итогам такой камеральной проверки, суд может решить иначе. Ведь в силу пункта 14 статьи 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Так может произойти, когда, например, инспекция нарушит принцип недопустимости избыточного или неограниченного по продолжительности применения мер налогового контроля, установленный пунктом 3 Постановления Конституционного суда РФ от 16 июля 2004 года № 14-П, и с момента возникновения обязанности по уплате спорных налогов пройдет, в частности, более трех лет (срок исковой давности – п. 1 ст. 196 ГК РФ). В таком случае суд может признать такое решение незаконным (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27 августа 2013 г.по делу № А53-33602/2012).

Приведенное решение – не единственное. На Постановление Конституционного суда РФ ссылаются в своих судебных Постановлениях ФАС Московского округа от 9 декабря 2008 года № Ка-А40/11495-08 по делу № А40-9961/08-142-26 и Десятый арбитражный апелляционный суд от 26 августа 2009 года по делу № А41-13195/09.

Согласно использованному судами Постановлению Конституционного суда, соблюдение указанных в части 2 статьи 89 НК РФ предельных сроков проведения выездных проверок обязательно для ревизоров, поэтому в случае нарушения сроков, установленных для выездных или камеральных проверок, особенно в случае нарушения принципа недопустимости избыточного или неограниченного по продолжительности налогового контроля, предприниматели могут смело обращаться в суд.

В рассматриваемом случае в организацию 1 марта 2018 года поступил акт налоговой проверки от 19 октября 2016 года по расчетам сумм НДФЛ (форма 6-НДФЛ) за первое полугодие 2016 года (срок проведения проверки 18 июля 2016 г. – 10 октября 2016 г.).

Фактически в акте указан верный период проведения ревизии, однако пропущен 10-дневный срок для составления акта, видимо, по причине того, что дата фактического окончания проверки не совпала с датой истечения трехмесячного срока, который указан в акте. Однако при этом ревизорами установлен реальный факт нарушения.

Поэтому период составления акта не может являться основанием для отмены решения.

Источник: https://www.buhgalteria.ru/article/dolgaya-nalogovaya-proverka-ne-sokratit-shtraf

Юрист Воеводин
Добавить комментарий