Социальная помощь осужденным к наказаниям без изоляции от общества

Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан

Социальная помощь осужденным к наказаниям без изоляции от общества

ОГЛАВЛЕНИЕ

      Примечание РЦПИ!
      Порядок введения в действие настоящего Кодекса см. ст. 177

ОБЩАЯ ЧАСТЬ
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Глава 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИКАЗАХСТАН, ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЕ ПОРЯДОКИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ И ИНЫХ МЕР

УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Статья 1. Уголовно-исполнительное законодательство Республики Казахстан

      1. Уголовно-исполнительное законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан и общепризнанных принципах и нормах международного права и состоит из настоящего Кодекса, законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих порядок и условия исполнения и отбывания наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия.

      2. Подзаконными нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок и условия исполнения и отбывания наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия, не могут устанавливаться ограничения прав, свобод и законных интересов осужденных, если таковые не предусмотрены законом.

      3. Международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, имеют приоритет перед настоящим Кодексом и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона.

Статья 2. Действие уголовно-исполнительного законодательства Республики Казахстан в пространстве и во времени

      1. К осужденным, в отношении которых наказания или иные меры уголовно-правового воздействия исполняются на территории Республики Казахстан, применяется уголовно-исполнительное законодательство Республики Казахстан.

      2. Исполнение и отбывание наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия, применение средств исправления к осужденным, а также оказание помощи освобождаемым осужденным осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан, действующим на момент их исполнения.

Статья 3. Разъяснение некоторых понятий, содержащихся в настоящем Кодексе

      Содержащиеся в настоящем Кодексе понятия применяются в следующем значении:

      1) органы, исполняющие наказания, – органы, исполняющие наказания в виде ареста, наказания, не связанные с изоляцией осужденного от общества, и иные меры уголовно-правового воздействия;

      2) режим отбывания наказания – установленный настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания наказаний;

      3) уполномоченный орган в сфере уголовно-исполнительной деятельности – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в сфере уголовно-исполнительной деятельности;

      4) уголовно-исполнительная (пенитенциарная) система (далее – уголовно-исполнительная система) – система органов и учреждений, осуществляющих исполнительные и распорядительные функции по обеспечению исполнения уголовных наказаний, а также организаций, обеспечивающих функционирование указанных органов и учреждений;

      5) учреждение уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы (далее – учреждение) – государственное учреждение, предназначенное для исполнения наказаний в виде лишения свободы, а также содержания осужденных к смертной казни;

      6) уполномоченный орган уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы (далее – уполномоченный орган уголовно-исполнительной системы) – ведомство уполномоченного органа в сфере уголовно-исполнительной деятельности, в пределах своей компетенции осуществляющее контрольные и (или) реализационные функции;

      7) пробация – система видов деятельности и индивидуально определяемых мер контрольного и социально-правового характера, направленных на коррекцию поведения лиц, категории которых определены законом, для предупреждения совершения ими уголовных правонарушений;

      8) служба пробации – орган уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы, осуществляющий исполнительные и распорядительные функции по обеспечению исполнения уголовных наказаний без изоляции от общества, а также организации и функционированию пробации;

      9) пробационный контроль – деятельность уполномоченных органов по осуществлению контроля за исполнением лицами, состоящими на их учете, обязанностей, возложенных на них законом и судом;

      10) исправление осужденного – формирование у осужденного правопослушного поведения, позитивного отношения к личности, обществу, труду, нормам, правилам и этике поведения в обществе;

      11) изолированные участки следственных изоляторов – помещения следственных изоляторов с камерами для содержания осужденных к лишению свободы, а также осужденных к аресту.

Источник: http://egov.kz/cms/ru/law/list/K1400000234

Организация социальной поддержки осужденных, состоящих на учете уголовно-исполнительных инспекций

Социальная помощь осужденным к наказаниям без изоляции от общества

Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ

ОСУЖДЕННЫХ, СОСТОЯЩИХ НА УЧЕТЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ

Ирина Николаевна СМИРНОВА, доктор юридических наук

Сергей Леонидович БЫЧИНСКИЙ, заместитель начальника Псковского юридического института ФСИН России E-mail: smirnova_ps@mail.ru

Научная специальность: 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность

Аннотация. В статье раскрываются основные направления деятельности уголовно-исполнительных инспекций по оказанию социальной помощи, поддержке и защите осужденных без изоляции от общества.

Обосновывается, что эффективно организованная социальная поддержка и помощь осужденным, состоящим на учете уголовно-исполнительных инспекций, является непременным условием снижения уровня повторных преступлений этих лиц.

Ключевые слова и словосочетания: критерии исправления осужденных; социальная работа с осужденными, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций; причины повторных преступлений подучетных лиц; трудная жизненная ситуация; объект и субъект социальной работы.

Annotation. The article describes the main directions of social assistance, support and protection of convicted without isolation from the society. It is proved that effectively organized social support and assistance to the convicts registered penal inspection is a prerequisite for reducing the level of repeated crimes of these persons.

Key words and word combinations: criteria of correction of convicted; social work with convicted consisting on the account of penal inspection; reasons recidivism of convicted consisting on the account of penal inspection; difficult life situation; the object and the subject of social work.

Актуальность темы публикации обусловлена приоритетными направлениями деятельности уголовно-исполнительных инспекций (УИИ), в числе которых предупреждение преступлений и иных правонарушений осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера, не связанным с изоляцией от общества.

Вместе с тем, как показало исследование, уровень повторной преступности подучетных лиц остается высоким; объективными причинами повторных преступлений являются:

■ слабая мотивация осужденных трудиться. Они имеют достаточно высокие запросы к материальной оценке своего труда, однако не вполне адекватно оценивают личный профессиональный потенциал;

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2012

■ низкая социальная активность осужденных. Предпочтение в решении социальных проблем осужденные отдают семье, родственникам либо УИИ;

■ психологические проблемы, в том числе алкогольная и наркотическая зависимость, разногласия с семьей и ближайшим социальным окружением;

■ криминогенная характеристика осужденных.

Ежегодно по учетам УИИ проходит около 30%

осужденных, относящихся к категории социально незащищенных. Социальная неустроенность лиц, отбывающих наказание без изоляции от общества, нередко способствует их противоправному поведению.

Так, уровень повторной преступности осужденных, не занятых трудом или учебой, почти в два раза превосходит общий уровень рецидива; при этом доля лиц, не занятых трудом или учебой, от общего числа осужденных за повторные преступления после постановки на учет УИИ составляет около 60%:.

Критериями исправления осужденных является отношение к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития. В настоящее время требуются новые подходы к исправительному воздействию на осужденных, организационные механизмы оказания им помощи для быстрого возвращения к нормальной жизни в обществе.

Немаловажная составляющая работы по предупреждению повторных преступлений осужденных без изоляции от общества — социальная помощь, поскольку уровень повторной преступности осужденных при активной социальной работе служб, исполняющих наказания без лишения свободы, снижается на 8—15%2.

В прямом смысле УИИ не являются субъектами оказания такой помощи осужденным; для этого существуют уполномоченные органы в лице соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Такую социальную поддержку и помощь оказывают лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, общественные объединения и иные организации.

В настоящее время УИИ участвуют в оказании социальной помощи, поддержки осужденным без изоляции от общества посредством своевременно -го информирования соответствующих органов о необходимости оказания адресной помощи осужденным, разъяснения осужденным их прав3.

Предмет социальной работы при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, — трудная жизненная ситуация,

поэтому в качестве объектов социальной работы можно выделить несколько категорий осужденных:

■ объективно нуждающиеся в социальной помощи и поддержке, не инициирующие эту помощь, но и не отказывающиеся от нее в случае ее предоставления;

■ объективно нуждающиеся в социальной помощи, но отказывающиеся от сотрудничества с социальными работниками;

■ добровольно инициирующие оказание им социальной помощи и поддержки.

В рамках организации социальной работы с подучетными лицами особую значимость в настоящее время приобретают:

1. Правовое информирование, в частности, разъяснение прав и обязанностей осужденных, доведение информации об адресах и возможностях организаций социальной защиты, расположенных по месту жительства осужденного.

2. Трудоустройство, предусматривающее направление осужденных в центры занятости, социальные центры, имеющие возможность трудоустроить, а также оказание иной консультативной помощи по проблемам, касающимся трудоустройства.

Для оказания консультативной помо -щи осужденным, нуждающимся в социальной поддержке, в большинстве регионов России действуют советы (комиссии) при органах местного самоуправления, членами которых являются сотрудники УИИ.

Вопросы трудоустройства решаются и в рамках целевых программ.

Так, в Республике Саха (Якутия) на период 2012—2016 гг.

принята республиканская целевая программа, в рамках одной из подпрограмм которой запланировано выполнение мероприятий и в отношении осужденных без изоляции от общества.

Во многом благодаря этому уровень привлечения осужденных к отбыванию наказания в виде исправительных работ вырос и за второй квартал 2012 г. составил 96,5% (по России — 96,87)4.

Не менее значимо наличие конкретных факторов, способствующих положительной мотивации подучетных лиц для определения социальных ориентиров на работу, учебу, ведение нормального образа жизни.

Согласно нашим данным5, на момент совершения преступления 63,2% не были заняты трудом и не имели официального источника дохода, поэтому в рамках профилактического воздействия на подучетных лиц решение вопроса о трудоустройстве должно стать приоритетным в их социальной адаптации.

3. Оказание помощи в восстановлении утраченных документов, получении регистрации по месту жительства. Организация получения медицинской помощи может предполагать оказание помощи в получении медицинского полиса, на-

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2012

правление в наркологический диспансер, беседы и лекции с привлечением врача-нарколога, организацию курса реабилитации. Сотрудникам УИИ следует проводить рабочие встречи с медицинскими учреждениями, обладающими правом выдачи медицинских полисов, по вопросу оказания осужденным первоочередной помощи.

Финансирование УИИ для выделения средств на обеспечение жильем осужденных не предусмотрено законодательством, поэтому уголовно-исполнительные инспекции могут оказать лишь содействие во временном размещении лиц, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, в социальных приютах.

4. Социально-психологическое сопровождение осужденных без изоляции от общества. Данное сопровождение имеет своей основной задачей прогноз поведения осужденных, оказание им социально-психологической помощи в решении возникающих проблем.

Для оказания психологической и иной помощи осужденным, предоставления мест для временного проживания по решению органа исполнительной власти субъекта Федерации или органа местного самоуправления, а также физическими или юридическими лицами на территории России создаются центры социальной реабилитации (наркологические для несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации).

Социальная работа в отношении несовершеннолетних осужденных предусматривает ценностную переориентацию, мотивацию их на правопос-лушное поведение, вовлечение в общественно полезную и развивающую деятельность.

Для оказания содействия осужденным в решении задач социальной реабилитации и адаптации большое значение имеет создание в УИИ советов общественности с участием представителей органов местного самоуправления, общественных организаций, правоохранительных органов, Русской Православной Церкви.

В частности, в Тюменской области разработана программа взаимодействия всех служб системы профилактики подростковой преступности, создан Единый банк данных подростков с де-виантным поведением, позволяющий осуществлять мониторинг участия служб в судьбе подростка, состоящего на учете УИИ и в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел6.

Определенные особенности имеет оказание социальной помощи женщинам, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания. Например, в каждом районе Самарской области организовано взаимодействие с социально-реаби-

литационными центрами «Семья», органами опеки и попечительства. Предлагаемые центрами мероприятия положительно оцениваются как женщинами, так и их детьми7.

С учетом изложенного вопрос состояния взаимодействия УИИ с правоохранительными органами в работе по профилактике повторных преступлений осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера, не связанным с изоляцией от общества, целесообразно рассматривать на координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов регионов, на заседаниях межведомственной комиссии по профилактике правонарушений.

Не менее значимы

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источник: http://naukarus.com/organizatsiya-sotsialnoy-podderzhki-osuzhdennyh-sostoyaschih-na-uchete-ugolovno-ispolnitelnyh-inspektsiy

Страница не найдена

Социальная помощь осужденным к наказаниям без изоляции от общества

Элемент не найден!

Минул 2013 год, год 20-летия Конституции Российской Федерации, наступила эпоха его 30-летия, такая дата непроизвольно обращает внимание любого исследователя-юриста в прошлое. То, что конституция за эти годы не претерпела никаких принципиальных изменений, говорит о качестве ее норм.

Однако стабильностью отличалась и Конституция СССР 1936 года, между тем, общеизвестны грубейшие нарушения естественных прав и свобод человека в условиях её действия. Поэтому непроизвольно возникает интерес не столько к нормам конституции, сколько о их воплощении в реальной жизни.

Автор делает это на примере уголовно — исполнительного права, так как наиболее ярко степень реализации таких прав и свобод проявляется в условиях исполнения уголовных наказаний.

Представляется, что важности этого вопроса не требует особой аргументации. Перефразируя слова В.

Зорькина относительно разрыва между представлениями и кодифицированной правовой нормативностью и его разрушительного воздействия на действенность права[i], можно сказать, что разрыв между нормами, закрепленными в уголовно-исполнительном кодексе и отсутствием возможности их реализации в целом или определенной части «снижают или даже обрушивают»[ii] его действенность.

Прежде всего стоит отметить, что действующее уголовно-исполнительное законодательство не только воплощает в себе соответствующие конституционные нормы, но и во многом превосходят по своему содержанию нормы, содержащиеся в международных правовых документах, в законодательстве зарубежных государств.

Так, например, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными в качестве меры безопасности прямо допускают применение смирительной рубашки. Европейские тюремные правила такого запрета вообще не содержат.

В законодательстве Российской Федерации смирительная рубашка вообще не фигурирует в перечне специальных средств, которые могут применяться как сотрудниками уголовно­исполнительных органов, так и полиции. Закон РФ от 21 июля 1993 г.

     «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» установил исчерпывающий перечень случаев, при которых сотрудники уголовно-исполнительной системы могут применять специальные средства (ст. 30).

В другом случае, Правило 32 минимальных стандартов допускает применение к осужденным взысканий, сопровождающихся сокращением питания. Важно лишь, чтобы это было официально удостоверено врачом.

Действующее уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации допускает питание по пониженным нормам только в отношении неработающих осужденных, содержащихся в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа или одиночных камерах (ч. 4 ст. 118 УИК).

Установление 'таких норм не является наказанием за какое-либо правонарушение.

Ни в какое сравнение не идут законодательная и пенитенциарная практика большинства европейских стран и России в вопросе поддержания связей с семьей и близкими родственниками посредством предоставления заключенным права на свидание. Законодательство европейских стран, как правило, предусматривает двух часовые краткосрочные свидания (в Германии: краткосрочное — не менее одного часа в месяц; длительное — 4-5 часов в месяц, без права совместного проживания).

А как быть в плане поддержания супружеских отношений в случае бракосочетания? В отличие от зарубежного законодательства статья 89 УИК РФ определяет, что «осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью четыре часа и длительные свидания продолжительностью трое суток на территории исправительного учреждения». Осужденными могут также предоставляться длительные свидания продолжительностью пять суток с проживанием вне исправительного учреждения. УИК РФ допускает проведение длительного свидания осужденного не только с близкими родственниками, но и с иными лицами (в исключительных случаях, с разрешения начальника учреждения).

Можно приводить и другие позитивные примеры. Вместе с тем, на фоне приведенных примеров еще более резко выделяются нормы, реализация которых весьма проблематична.

Систематический анализ таких норм позволяет причины их декларативности классифицировать следующий образом:

1.           Отсутствие экономической и социальной поддержки относительно постпенитенциарной адаптации, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, систематизированного законодательства в данной сфере, неопределенность уполномоченного субъекта нет.

2.           Правовая неурегулированность роли субъекта Российской Федерации в уголовно-исполнительных правоотношениях.

3.           Значительное количество прав и законных интересов осужденных, реализация которых зависит от судебного и административного усмотрения.

Относительно постпенитенциарной адаптации.  Надо ли говорить, что в плане постпенитенциарной адаптации лица, освобожденные из мест лишения свободы, находятся в худшем, а иногда в безвыходном положении, по сравнению с другими гражданами, имеющими, по крайней мере, регистрацию, социально-полезные связи и получающими пособие по безработице.

Изучение вопросов постпенитенциарной адаптации показывает, что они лучше решаются по месту регистрации лица до осуждения. Но ведь осужденный имеет право избрать иное место жительство после освобождения.

Далее, за время отбывания наказания (тем более длительного или пожизненного лишения свободы) бывшее его место жительство может просто географически исчезнуть или произойти другие преобразования.

Как быть в таком случае? Представляется, что одной из первопричин разбалансированности законодательства в данной сфере является ее непризнание предметом уголовно-исполнительного права. В.А. Уткин  и В.Е.

Южанинв связи с этим отмечают, что постпенитенциарная сфера деятельности является предметом законодательства о социальном обеспечении, а в более широком смысле – предметом законодательства о социальной защите[iii].

С данным утверждением можно согласиться лишь частично. На мой взгляд, законодательная регламентация вопросов постпенитенциарной адаптации включает в себя и период подготовки осужденного к освобождению, что является, однозначно, предметом уголовно-исполнительного права.

Здесь следует заметить, что уголовно-исполнительное законодательство содержит и нормы, которые определяют вопросы данной адаптации и после освобождения от дальнейшего отбывания наказания. Речь идет о ч. 3 ст. 180 УИК РФ и ст. 173.

1 — « Установление административного надзора в отношении лица, освобожденного из мест  лишения свободы».

Данные нормы противоречат устоявшейся в теории уголовно-исполнительного права точки зрения относительно прекращения уголовно-исполнительных правоотношений после освобождения осужденного от дальнейшего отбывания наказания.

Важность этапа подготовки осужденного к освобождению в деле постпенитенциарной адаптации с одной стороны, в значительной степени декларативность соответствующих норм уголовно-исполнительного права и отсутствия специализированной постпенитенциарной службы (службы пробации), с другой, обуславливает повышенное внимание к данному вопросу в рамках если не уголовно-исполнительного права, то в уголовно-исполнительной политики.

Источник: https://ombudsman.ryazangov.ru/announcements/232316/

Оступившись раз, не повторяй ошибок снова

Социальная помощь осужденным к наказаниям без изоляции от общества

За 2016 год по учетам филиала по Эвенкийскому району Федеральное казенное учреждение «Уголовно-исполнительная инспекция ГУФСИН России по Красноярскому краю» прошло 104 осужденных к наказаниям без изоляции от общества.

В настоящее время в филиале состоит 62 осужденных к наказаниям без изоляции от общества.

По видам наказаний: осужденные условно с испытательным сроком, осужденные к исправительным работам, осужденные к обязательным работам, осужденные к ограничению свободы, осужденные к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

За тяжкие и особо тяжкие преступления в филиале состоят 20 осужденных — 19,2%. Более 50% лиц осуждены за преступления против собственности (кражи, грабежи).

За 12 месяцев 2016 года 5 условно осужденных, состоящих на учете в филиале, совершили повторные преступления (4,8%). 4 осужденных, совершивших повторные преступления, проживали в п. Тура, 1 осужденный проживал в п. Эконда.

Анализ повторной преступности показывает, что 4 осужденных, совершивших повторные преступления, являются ранее судимыми. 4 осужденных из 5 были осуждены за преступления против собственности, и совершили аналогичные преступления.

Четверо осужденных нигде не работали, проживали за счет случайных заработков, к официальному трудоустройству не стремились, по выданным предписаниям в Центр занятости населения не обращались. Все осужденные имели склонность к злоупотреблению спиртных напитков и совершили повторные преступления в состоянии алкогольного опьянения.

4 осужденных из 5 совершили преступления в летний период, 1 — в осенний. 3 осужденных из 5 совершили преступления в вечернее и ночное время.

Из 5 осужденных, совершивших повторные преступления, 4 были осуждены судом к реальному лишению свободы, взяты под стражу в зале суда.

Приоритетным направлением в деятельности филиала по Эвенкийскому району является исправление, социализация осужденных и профилактика повторной преступности среди спецконтингента.

С целью предупреждения повторной преступности филиал довольно тесно взаимодействует с участковыми уполномоченными полиции ОМВД России по Эвенкийскому району. Ежемесячно осуществляются совместные рейды по проверке осужденных по месту жительства, с проведением бесед воспитательно-профилактического характера.

Филиалом заключены соглашения о сотрудничестве с Центром занятости населения, МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения», план взаимодействия с отделом профилактики безнадзорности несовершеннолетних Комплексного центра социального обслуживания населения.

В администрации ЭМР создан Совет по профилактике правонарушений и преступлений.

Ежеквартально в администрации района  проводятся заседания Совета по профилактике правонарушений, в ходе которых рассматриваются вопросы проведения совместной работы, направленной на пресечение совершения преступлений и правонарушений лицами ранее судимыми, проведения с данной категорией граждан совместной профилактической работы.

Одним из немаловажных факторов предупреждения повторной преступности является оказание содействия в социальной адаптации, трудоустройстве  нуждающимся осужденным.

С данной целью осужденным сотрудниками филиала оказывается консультативная помощь, осужденные направляются в департамент социального обслуживания населения для решения вопроса получения социальной (материальной) помощи, в Центр занятости населения для решения вопроса трудоустройства, либо получения дополнительного профессионального образования. В 2016 году 12 осужденных были зарегистрированы в Центре занятости населения в поисках подходящей работы, 2 осужденных были трудоустроены, 2 осужденных на базе ЦЗН прошли обучение на курсах дополнительного образования и получили специальности охотник-промысловик  и делопроизводитель.

«Учитывая тот факт, что граждане, защищенные в социальном плане, менее склонны к совершению противоправных действий и антиобщественных проявлений, необходимо повышение уровня заинтересованности социальных служб, психологов в проведении совместной работы по оказанию содействия в социальной адаптации лицам, ранее судимым, поскольку мы все являемся членами одного общества и жителями одного поселка и желаем видеть рядом с собой законопослушных граждан, не опасаясь за свое имущество и за здоровье своих детей», — говорит начальник филиала по Эвенкийскому району ФКУ УИИ ГУФСИН России по Красноярскому краю Елена Шелест. 

Источник: http://www.evenkya.ru/news/ostupgdrewt.html

Юрист Воеводин
Добавить комментарий