Служебный подлог это внесение в документы заведомо ложных сведений

Служебный подлог

Служебный подлог это внесение в документы заведомо ложных сведений

В ст.

292 УК предусмотрена ответственность за служебный подлог, представляющий собой внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности.

Предметом данного преступления является официальный документ, под которым понимается носитель информации:

  • — подтверждающий наличие или отсутствие фактов, имеющих юридическое значение;
  • — выданный как государственными органами власти и управления, должностными лицами этих органов, органов местного самоуправления, так и юридическим лицом любой организационно-правовой формы, зарегистрированным в установленном порядке, либо физическим лицом, в том случае, если государство в соответствии с положениями закона или иного нормативного акта признает их официальный статус и юридическое значение (например, официально заверенный нотариусом либо лицами, чьи подписи приравниваются к нотариально заверенным), поскольку такой документ приобретает юридический характер;
  • — имеющий, как правило, определенную форму, соответствующие реквизиты, место и время его составления, наименование органа или лица, выдавшего документ, подписи, в некоторых случаях печати, штампы ит.п.;
  • — изданный (принятый, оформленный) в соответствии с установленной процедурой.

Как правило, официальный документ удостоверяет факты, влекущие возникновение прав и/или обязанностей. Это обстоятельство может быть и прямо указано в официальном документе, и вытекать из его содержания.

Таким образом, официальным является документ, имеющий официальный источник происхождения, за которым государство в лице государственных органов или органов местного самоуправления в установленном законом или иным нормативным актом порядке признает юридическое значение.[1]

Верховный Суд РФ указал, что постановления о возбуждении и прекращении уголовного дела удостоверяют такие события и факты, которые имеют юридическое значение и влекут юридические последствия, в связи с чем внесение в эти документы заведомо ложных сведений должностными лицами органов внутренних дел из иной личной заинтересованности, выразившейся в желании улучшения показателей раскрываемости преступлений, является служебным подлогом, ответственность за совершение которого предусмотрена от. 292 УК.[2]

Президиум Свердловского областного суда отметил, что по смыслу от. 292 УК предметом служебного подлога являются лишь официальные документы, т. е. такие, которые удостоверяют события или факты, имеющие юридическое значение и влекущие соответствующие юридические последствия, либо предоставляют права, возлагают обязанности или освобождают от них.

Статистические карточки являются формой первичного учета выявленных преступлений и лиц, их совершивших, и служат целям контроля за своевременностью поступления первичной учетной документации, подбора отдельных сведений о преступности, результатах расследования по делу и иных справочных сведений.

Статистические карточки форм 1.1-99, 2-2000 носят информационный характер и как документы первичного учета преступлений применяются только для решения ведомственных задач. Указанные статистические карточки, как не устанавливающие каких-либо юридических фактов и не влекущие правовых последствий, нельзя признать официальными документами.

По изложенным мотивам выводы суда о признании этих карточек официальными документами и о наличии в действиях С. состава преступления, предусмотренного ст. 292 УК, являются ошибочными.[3]

К официальным документам, в частности, относятся листки временной нетрудоспособности, медицинские книжки, экзаменационные ведомости, зачетные книжки, справки о заработной плате, протоколы комиссий по осуществлению закупок, свидетельства о регистрации автомобиля.

Состав служебного подлога, предусмотренный в ч. 1 ст. 292 УК, формальный.

Общественно опасное деяние может быть совершено только путем действия:

  • — путем внесения в официальный документ заведомо ложных сведений (интеллектуальный подлог); в этом случае документ внешне сохраняет все признаки и реквизиты настоящего документа;
  • — путем изготовления документа, полностью не соответствующего действительности, или путем внесения в документ исправлений, искажающих его действительное содержание (физический или материальный подлог).

Субъективная сторона служебного подлога характеризуется виной в виде прямого умысла, а также корыстной или иной личной заинтересованностью.

Субъектом преступления могут быть должностные лица либо государственные или муниципальные служащие, не являющиеся должностными лицами, которые работают с официальными документами.

Внесение заведомо ложных изменений в официальные документы государственными или муниципальными служащими, которые по роду деятельности не работают с данными документами, не образует состава служебного подлога.

Служебный подлог будет квалифицированным, если он повлек существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. данных преступных последствий полностью совпадает с общественно опасными последствиями, предусмотренными в ст. 285 и 286 УК.

Незаконная выдача паспорта гражданина РФ, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства РФ. В ч. 1 ст. 2921 УК предусмотрена ответственность за два вида общественно опасных деяний.

Первый вид общественно опасного деяния — незаконная выдача должностным лицом или государственным служащим паспорта гражданина РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства — может быть совершен только путем действия. Выдача паспорта представляет собой совокупность двух компонентов: принятия управленческого решения о выдаче паспорта и физической передачи паспорта иностранному гражданину или лицу без гражданства.

Выдача паспорта будет незаконной, если управленческое решение о выдаче паспорта принимается при отсутствии правовых оснований для выдачи паспорта гражданина РФ. Порядок выдачи паспорта гражданина РФ регламентирован в Положении о паспорте гражданина РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828.[4]

Уголовная ответственность за незаконную выдачу паспорта по ч. 1 ст. 2921 УК наступает только в том случае, если паспорт выдается иностранному гражданину или лицу без гражданства.

Незаконная выдача паспорта будет окончена с момента его получения соответствующим лицом.

Второй вид общественно опасного деяния, ответственность за которое предусмотрена в ст. 2921 УК, — внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства РФ. По сути, здесь идет речь о разновидности служебного подлога, который может быть совершен только путем действия.

Перечень документов, необходимых для получения гражданства, предусмотрен в Положении о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утв. Указом Президента РФ от31 декабря 2003 г. № 1545.[5] Согласно п.

10 данного Положения иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, при приеме в гражданство РФ вместе с заявлением представляют: вид на жительство, один из документов, подтверждающих наличие законного источника средств к существованию, и др.

Объективная сторона помимо общественно опасного действия представлена общественно опасным последствием в виде незаконного приобретения гражданства РФ. Датой приобретения гражданства РФ считается день принятия решения полномочным органом, ведающим делами о гражданстве РФ. Преступление будет оконченным с момента принятия решения о приеме в гражданство.

Субъект преступления специальный. Им могут быть должностное лицо, государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом, которые наделены правом выдачи паспорта гражданина РФ, а равно внесения сведений в документы, необходимые для приобретения гражданства РФ.

Субъективная сторона этого преступления характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла. Данный вывод основан на том, что в тексте диспозиции ч. 1 ст. 2921 УК отсутствует указание на неосторожную форму вины, а поэтому согласно ч. 1 ст. 24 УК преступление может быть совершено только умышленно.

В ч. 2 ст. 2921 УК предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом или государственным служащим своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло незаконную выдачу паспорта гражданина РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства либо незаконное приобретение гражданства РФ.

Состав данного преступления материальный. Общественно опасное деяние представляет собой неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом или государственным служащим своих обязанностей.

Данное деяние может быть совершено путем как действия (ненадлежащее исполнение обязанностей), так и бездействия (неисполнение обязанностей).

Общественно опасные последствия — незаконная выдача паспорта гражданина РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства либо незаконное приобретение гражданства РФ.

Субъектом данного преступления могут быть должностное лицо или государственный служащий.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме неосторожности. Об этом прямо говорится в диспозиции ч. 2 ст. 2921 УК.

Уголовная ответственность за халатность, т. е.

неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, предусмотрена в ст. 293 УК.

Состав преступления материальный. Общественно опасное деяние может быть совершено путем как действия (ненадлежащее исполнение обязанностей), так и бездействия (неисполнение служебных обязанностей). Следует отметить, что по смыслу ст.

293 УК речь идет о ненадлежащем исполнении или неисполнении должностных обязанностей, а не профессиональных, которые не являются должностными.

В случае ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей уголовная ответственность может наступить по иным нормам УК (например, по нормам о преступлениях против личности).

Общественно опасные последствия могут выражаться либо в причинении крупного ущерба, который согласно примечанию к ст. 293 УК превышает на момент совершения преступления 100 тыс. руб.

, либо в существенном нарушении прав, законных интересов граждан или организаций, охраняемых законом интересов общества или государства.

Между общественно опасным деянием и общественно опасными последствиями необходимо установить причинную связь.

По делам о халатности следует проверять, имел ли виновный реальную возможность выполнить возложенные на него обязанности надлежащим образом. Если будет установлено, что ненадлежащее исполнение обязанностей было связано с тем, что должностное лицо в это время исполняло другую обязанность, то в таком случае не представляется возможным говорить о наличии в содеянном состава халатности.

Субъект халатности — должностное лицо. Субъективная сторона халатности характеризуется неосторожной виной, чаще небрежной.

В ч. 2 ст. 293 УК предусмотрена ответственность за халатность, повлекшую по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека. Халатность является особо квалифицированной в случае причинения по неосторожности смерти двум или более лицам.

Основная литература

Постановления Пленума Верховного Суда РФ

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» // ВВС РФ. 2009. № 12.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» // БВС РФ. 2013. № 9.

Научная литература

Волженкин Б. В. Служебные преступления. М., 2000.

Волженкин Б. В.

Источник: https://studref.com/420147/pravo/sluzhebnyy_podlog

Служебный подлог (ст. 292 УК РФ)

Служебный подлог это внесение в документы заведомо ложных сведений

Непосредственный объект — нормальная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления в части обеспечения достоверного официального документооборота. В ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 27.07.

2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» указано, что в федеральных органах исполнительной власти документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Правила делонроизводства и документооборота, установленные иными государственными органами, органами местного самоуправления в пределах их компетенции, должны соответствовать требованиям, установленным Правительством РФ в части делопроизводства и документооборота для федеральных органов исполнительной власти.

Предмет — официальные документы. Понятие документа содержится в Федеральном законе от 29.12.

1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов»: документ — материальный носитель с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи (фонограммы), изображения или их сочетания, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях общественного использования и хранения.

В этом же Законе содержится и легальная дефиниция официальных документов, под которыми понимаются документы, принятые органами законодательной, исполнительной и судебной власти, носящие обязательный, рекомендательный или информационный характер. В соответствии с ч. 4 сг.

11 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» электронное сообщение, подписанное электронной подписью или иным аналогом собственноручной подписи, признается электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе. Таким образом, предметом служебного подлога могут выступать и электронные документы.

Б. В.

Волженкин дает следующее определение официального документа, которое можно считать оптимальным, — «это документированная информация, зафиксированная на любом материальном носителе, выдаваемая (исходящая) государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, органами управления и должностными лицами Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований РФ, а равно документированная информация, выдаваемая частными лицами, коммерческими и иными организациями, находящаяся в ведении (делопроизводстве) государственных или муниципальных органов и учреждений, для удостоверения фактов, имеющих юридическое значение»[1].

Исходя из этого определения в качестве предмета служебного подлога можно выделить два вида официальных документов: 1) исходящие от органов государственной власти, местного самоуправления и государственных (муниципальных) учреждений; 2) исходящие от иных лиц (граждан или организаций), но находящиеся в делопроизводстве органов государственной власти, местного самоуправления и государственных (муниципальных) учреждений.

Необходимыми признаками официального документа являются также наличие определенной формы и реквизитов (бланк, штамп, печать, входящий или исходящий номер, дата, наименование должности и подпись надлежащего должностного лица).

Объективная сторона определяется как служебный подлог.

Служебный подлог — это внесение должностным лицом, а также государственным или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного ст. 292.1 УК РФ).

На основании законодательного определения выделяются две разновидности служебного подлога: 1) содержательный (интеллектуальный) подлог — внесение в официальные документы заведомо ложных сведений;

2) технический подлог — внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание (подделки, подчистки, вытравливание подлинного текста, изменение реквизитов документа и т.п.).

Основной состав служебного подлога сконструирован по типу формального. Преступление окончено с момента фальсификации документа. Последующие действия с поддельным документом находятся за пределами состава и при наличии признаков иных преступлений квалифицируются по совокупности преступлений (например, с хищениями).

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом: виновный осознает, что он подделывает официальный документ, и желает этого.

Обязательным признаком субъективной стороны являются определенные мотивы — корыстная или иная личная заинтересованность.

Если совершение служебного подлога было обусловлено получением взятки, требуется дополнительная квалификация но совокупности с ч. 3 ст. 290 УК РФ.

Субъект специальный — должностные лица органов государственной власти, местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, а также государственные и муниципальные служащие.

Если аналогичные действия совершает технический работник органов государственной власти, местного самоуправления или служащий государственного (муниципального) учреждения, содеянное при наличии иных необходимых признаков может быть квалифицировано по ст. 327 УК РФ как подделка документов.

Квалифицированный состав служебного подлога (ч. 2 ст.

292 УК РФ) сконструирован как материальный, обязательным признаком которого является наступление общественно опасных последствий, по своему содержанию аналогичных последствиям основного состава злоупотребления полномочиями или их превышения (в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства).

Незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации

(ст. 292.1 УК РФ)

Непосредственный объект

Источник: https://studme.org/171936/pravo/sluzhebnyy_podlog

Официальный документ как предмет служебного подлога

Служебный подлог это внесение в документы заведомо ложных сведений

Управленческая деятельность нередко связана с оформлением и выдачей различного рода письменных актов, порождающих определенные юридические последствия. В этой связи служебный подлог представляет собой достаточно опасное явление, поскольку является универсальным способом совершения различных преступлений. Уголовным законом (ст.

427 УК) служебный подлог определен как «внесение должностным или иным уполномоченным лицом заведомо ложных сведений и записей в официальные документы, либо подделка документов, либо составление и выдача заведомо ложных документов, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности, при отсутствии признаков более тяжкого преступления».

Таким образом, сущность служебного подлога сводится к информационному искажению юридического факта – источника правообразующих, правоизменяющих или правопрекращающих общественных отношений – путем интеллектуального или материального подлога.

Общественная опасность служебного подлога состоит в том, что это преступление является посягательством на нормальную деятельность публичного аппарата власти и управления в сфере обращения с официальными документами.

Кроме того, служебный подлог зачастую выступает в качестве средства, облегчающего совершение или сокрытие иных преступлений (например, хищений, должностных злоупотреблений, уклонения от уплаты налогов и т.д.), характеризующихся еще более высокой степенью общественной опасности.

По сути дела, служебный подлог является приготовительной стадией к осуществлению дальнейшей обманной деятельности, однако, в отличие от подлога, обман является результатом уже состоявшегося противоправного деяния.

Предметом служебного подлога являются исключительно официальные документы. Понятие это на законодательном уровне не определено и является весьма оценочным, потому как используется во многих других статьях УК.

Кроме того, понятие официального документа содержится в различных нормативных правовых актах, однако имеющиеся там определения касаются целей соответствующего нормативно-правового регулирования определенных общественных отношений и не могут механически воспроизводиться уголовным правом для решения своих специфических задач.

Поэтому отнесение того или иного документа к числу официальных требует оценки различных обстоятельств с учетом множественности видов и форм существования документов и их предназначения. 

Согласно п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 16 декабря 2004 г.

№ 12 «О судебной практике по делам о преступлениях против интересов службы» предметом служебного подлога являются официальные документы, «то есть надлежаще составленные и содержащие необходимые реквизиты электронные документы либо письменные акты, удостоверяющие факты и события, имеющие юридическое значение».

Исходя из данного определения можно заключить, что официальные документы порождают для использующих их лиц определенные юридические последствия.

При этом официальные документы должны содержать необходимые реквизиты в зависимости от характера документа (штамп и печать организации, номер, дата изготовления) и быть подписаны соответствующим должностным лицом. Таким образом, в ст. 427 УК официальный документ противопоставляется документу, который обычно ассоциируется с деловой бумагой, подтверждающей какой-нибудь факт или право на что-нибудь.

В правовой литературе предлагается признавать предметом служебного подлога также: а) электронные документы, содержащие юридически значимую информацию на машинном носителе, приравненные к документам на бумажных носителях и имеющие одинаковую с ними юридическую силу; б) письменные заявления, жалобы и обращения граждан в государственные и общественные организации; в) составленные частными лицами платежные, долговые и иные обязательственные документы, в которые по месту их разрешения или хранения внесены недостоверные сведения; г) процессуальные документы, связанные с осуществлением уголовного преследования.

По приговору суда Н. признан виновным, наряду с иными преступлениями, в составлении и выдаче должностным лицом заведомо ложного документа, совершенных из иной личной заинтересованности. Как указала судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь, виновность Н. в составлении и выдаче по просьбе С. 4 мая 2015 г.

заведомо ложного документа – справки о непривлечении к административной ответственности С., которую последний представил в отдел образования, спорта и туризма райисполкома при трудоустройстве водителем, подтверждена в совокупности показаниями свидетелей С., И., П., М., Ш.

, а также изъятой в райисполкоме справкой, заключением почерковедческой экспертизы, подтвердившей подписание справки Н., материалами оперативно-розыскных мероприятий в виде прослушивания телефонных переговоров между обвиняемым и Ш. Факт выдачи справки С. и ее подписания Н. не оспаривается. По сведениям банка данных о правонарушениях, С.

10 января 2015 г. подвергался административному взысканию на основании части четвертой ст. 18.12 КоАП. Однако из содержания выданной Н. справки следует, что С. за последние два года к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения не привлекался. Поскольку справка содержала заведомо ложную информацию в отношении С.

, удостоверяла представляемые ГАИ официальные сведения о привлечении к административной ответственности, была представлена последним в райисполком при трудоустройстве водителем, подписана Н.

как начальником отделения ГАИ и скреплена печатью отделения ГАИ РОВД, суд пришел к правильному выводу о том, что данная справка является официальным документом, ответственность за подлог которого должностным лицом предусмотрена уголовным законом.

Может ли электронный документ быть предметом подлога? 

Что касается электронных документов, то, действительно, следует признать факт их возможного подлога, т.е. электронный документ может быть отнесен к официальному. В самом общем представлении электронный документ представляет собой электронное сообщение, подписанное электронно-цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи. 

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г.

№ 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» электронный документ – документ в электронном виде с реквизитами, позволяющими установить его целостность и подлинность, которые подтверждаются путем применения сертифицированных средств электронной цифровой подписи с использованием при проверке электронной цифровой подписи открытых ключей организации или физического лица (лиц), подписавших этот электронный документ. При этом электронный документ должен соответствовать следующим требованиям: а) создаваться, обрабатываться, храниться, передаваться и приниматься с помощью технических, программных и программно-аппаратных средств; б) иметь определенную структуру (общая часть электронного документа состоит из информации, составляющей содержание документа; особенная часть электронного документа состоит из одной или нескольких электронных цифровых подписей, эта часть также может содержать штамп времени, а также дополнительные данные, необходимые для проверки электронной цифровой подписи и идентификации электронного документа); в) быть представляемым в форме, доступной и понятной для восприятия человеком. Следует также иметь в виду, что электронный документ приравнивается к документу на бумажном носителе, подписанному собственноручно, и имеет одинаковую с ним юридическую силу.

По приговору суда З. признан виновным во внесении должностным лицом заведомо ложных сведений и записей в официальные документы, совершенном из корыстной заинтересованности, при отсутствии признаков более тяжкого преступления (служебный подлог). Виновность обвиняемого З.

в совершении преступления, за которое он осужден, судом установлена, подтверждается его показаниями в судебном разбирательстве об обстоятельствах внесения им как должностным лицом – директором ООО «П» из корыстной заинтересованности заведомо ложных сведений в официальные документы, а именно: справки об отсутствии задолженности по бюджетным займам и бюджетным ссудам, задолженности по платежам в бюджет в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ранее заключенных договоров, выдаваемые инспекцией Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, а также справки о финансовом состоянии ООО «П», выдаваемые ОАО «Банк», которые размещал с помощью электронного ключа цифровой подписи на имя З. в виде электронных документов на электронных торговых площадках, что привело в дальнейшем к заключению договоров поставки товаров и получению прибыли. Это положительно отразилось на материальном положении З. в виде получения достойной заработной платы. Действия З. судом правильно квалифицированы по части первой ст. 427 УК.

Несмотря на существование легального термина «электронный документ» в ряде нормативных правовых актах национального и международного законодательства, специалисты отмечают, что буквальное применение данного термина для достижения уголовно-правовых целей малопродуктивно, поскольку не выделены существенные признаки, которые бы позволяли относить электронный документ к числу официальных документов. Поэтому официальный электронный документ должен отвечать ряду требований: электронный документ должен быть включен в официальный документооборот; такой документ должен предоставлять права или освобождать от обязанностей либо удостоверять факты, имеющие юридическое значение; должен быть представлен в электронном виде уполномоченному лицу в целях принятия управленческого решения; электронный документ должен исходить от уполномоченного лица.

Принимая во внимание сказанное, следует отрицательно ответить на вопрос о признании официальным документом различных электронных пропусков, применяемых сегодня во многих организациях в качестве средства допуска на определенные объекты (здание, территорию и т.д.).

Обычный электронный пропуск не является документом, который подлежит предъявлению уполномоченному лицу для получения права прохода на некий объект, а позволяет просто осуществить проход через турникет путем совершения технической операции.

То есть такой электронный пропуск является электронным ключом (обычным средством доступа и фиксации определенного лица в неком месте) и поэтому не может признаваться официальным документом. Состав служебного подлога будет отсутствовать и в случае если, например, в набранный на компьютере, но не распечатанный текст кем-то сознательно вносится неверная информация.

Если правила документооборота требуют того, чтобы документ был распечатан и подписан, т.е. такая информация была зафиксирована только на бумаге, то внесение такой недостоверной информации в текст, содержащийся еще на машинном носителе, не отвечает характеру подлога официального документа.  

Полагаем, что правильная оценка содержательных и формальных признаков официального документа имеет важное теоретическое и прикладное значение, поскольку ориентирована на теоретическое обоснование пределов уголовной ответственности за служебный подлог, соблюдение законности при реализации нормы о служебном подлоге в следственной и судебной практике. По этой причине можно выделить несколько признаков, характерных для официального документа, как предмета ст. 427 УК:

  • включен в публично-правовую сферу и правоотношение;
  • выполняет функцию удостоверения юридически значимых фактов (событий и действий);
  • влечет создание, изменение или прекращение правоотношений;
  • выполнен в вербальной (письменной или электронной) форме;
  • имеет установленную форму и подпадает под действие системы регистрации, строгой отчетности и контроля за обращением (документооборота и делопроизводства).

Продолжение статьи читайте после приобретения платного доступа к порталу!

Источник: https://aqm.by/stati/ypravlenie-financ/ofitsialnyy-dokument-kak-predmet-sluzhebnogo-predloga/

Юрист Воеводин
Добавить комментарий