Система и структура органов предварительного следствия в системе МВД России

Дознание в органах внутренних дел

Система и структура органов предварительного следствия в системе МВД России

В системе органов внутренних дел основную нагрузку по выполнению возложенной на них уголовно-процессуальной функции по расследованию уголовных дел в форме дознания выполняют специализированные подразделения дознания (дознаватели ОВД).

Подразделения дознания функционируют в органах внутренних дел нашей страны с момента создания милиции, однако законодательно создание органов дознания как самостоятельных подразделений в системе органов внутренних дел состоялось только 16 октября 1992 г.

, когда был издан приказ МВД России № 3681Приказ МВД России от 16 октября 1992 г. № 368 «О мерах по укреплению подразделений дознания и совершенствованию раскрытия преступлений, по которым предварительное следствие не обязательно» (отменен).

о создании специализированных подразделений дознания для расследования уголовных дел, по которым предварительное следствие необязательно.

Специализированные подразделения дознания были созданы в МВД России (в составе Главного управления охраны общественного порядка МВД России), в УВД, ГУВД, УВДТ (ОВДТ) и гор(рай)линорганах внутренних дел.

Структура специализированных подразделений дознания ОВД. В настоящее время в системе МВД России руководство подразделениями дознания осуществляет Управление организации дознания, структурно входящее в Департамент охраны общественного порядка МВД России.

В МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ действуют управления и отделы дознания.

В структуре подразделений дознания субъектов РФ могут создаваться специализированные отделы, отделения, группы по направлениям деятельности, в том числе специализированные подразделения по производству дознания по уголовным делам, отнесенным к подследственности дознавателей ОВД2Приказ МВД России от 6 августа 2007 г.

№ 697 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по производству предварительного расследования в форме дознания».. Могут создаваться также подразделения (отделения и группы) по расследованию уголовных дел, имеющих повышенную сложность, общественную значимость либо носящих межрайонный характер.

Подразделение дознания возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности в установленном порядке начальником ГРОВД и непосредственно подчиняется заместителю начальника ГРОВД (начальнику МОБ). Начальник подразделения дознания может иметь заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности в установленном порядке начальником ГРОВД.

В Основных направлениях совершенствования деятельности подразделений дознания органов внутренних дел Российской Федерации на 2006-2011 годы3Приказ МВД России от 3 августа 2006 г.

№ 606 «Об утверждении Основных направлений совершенствования деятельности подразделений дознания органов внутренних дел Российской Федерации на 2006-2011 годы и плана их реализации».

в разделе II так сформулированы цели и задачи, поставленные перед подразделениями дознания ОВД в рамках совершенствования своей деятельности.

Цели подразделений дознания:

  • улучшение качества предварительного расследования в форме дознания, соблюдение законности при расследовании уголовных дел;
  • формирование более совершенных правовых механизмов, обеспечивающих деятельность подразделений дознания;
  • повышение результативности дознания, обеспечение неотвратимости наказания за совершенное преступное деяние;
  • формирование необходимого организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения деятельности подразделений дознания, совершенствования механизмов распространения передового опыта.

Задачи подразделений дознания ОВД:

  • защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления при производстве дознания;
  • защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод;
  • обеспечение личной безопасности граждан и защита собственности от противоправных посягательств путем предупреждения и раскрытия преступлений;
  • полное, объективное и всестороннее расследование уголовного дела по преступлениям, по которым производство предварительного следствия не обязательно;
  • проведение профилактических мероприятий по уголовным делам.

Подразделения дознания ОВД осуществляют следующие функции:

  • рассмотрение заявлений, обращений и иной информации, поступившей в ОВД, содержащей признаки преступления, по которым производство предварительного следствия необязательно;
  • производство дознания по уголовным делам, отнесенным в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ к подследственности дознавателей ОВД;
  • принятие мер по обнаружению похищенного и приобретенного преступным путем имущества и обеспечение возмещения причиненного преступлениями ущерба;
  • выявление при расследовании уголовных дел причин и условий, способствующих совершению преступлений, и принятие предусмотренных законодательством РФ мер по их устранению, восстановление нарушенных прав граждан и организаций. интересов общества и государства;
  • принятие мер по повышению качества и сокращению сроков производства расследования в форме дознания;
  • выполнение в установленном порядке указаний прокурора;
  • анализ состояния законности в подразделениях дознания;
  • изучение и внедрение в практику перспективных форм отечественного и зарубежного опыта по участию подразделений дознания по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно;
  • организация взаимодействия подразделений дознания с другими службами и подразделениями ОВД;
  • участие в организации профессиональной подготовки сотрудников подразделений дознания;
  • ведение контрольно-наблюдательных производств по расследуемым дознавателями подразделения дознания уголовным делам, учетов уголовных дел, составление статистических отчетов.

Подразделения дознания для осуществления своих функций имеют право:

  • участвовать в информационном обмене с органами, подразделениями и учреждениями системы МВД России;
  • пользоваться базами данных органов, подразделений и учреждений системы МВД России для решения вопросов в установленной сфере деятельности;
  • осуществлять иные полномочия в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России.

Источник: https://isfic.info/doznanie/foat03.htm

Сегодня День работников следственных органов МВД России

Система и структура органов предварительного следствия в системе МВД России

Работа следственных органов МВД РФ / soldafon.net

Ежегодно 6 апреля в нашей стране отмечается профессиональный праздник работников следственного аппарата в органах внутренних дел Российской Федерации. 

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 года право производства предварительного следствия было передано Министерству охраны общественного порядка, позднее переименованному в МВД СССР. Введение Указа в действие и положило начало официальной деятельности следственного аппарата органов внутренних дел. 

Комплектование следственного аппарата в МВД шло на базе дознания, а затем — органов прокуратуры. Это позволило в сравнительно короткий срок создать в системе МВД следственный аппарат, способный квалифицированно, на высоком профессиональном уровне расследовать преступления. Работники прокуратуры помогли заложить прочный фундамент в становлении профессионального ядра органов предварительного следствия МВД и оставили о себе добрую память.

Учреждение следственного аппарата в органах внутренних дел Российской Федерации имело закономерный характер. Оно было обусловлено практическими потребностями борьбы с преступностью.

Практика показала, что такое решение оказалось вполне оправданным.

Практически за полувековую историю органы предварительного следствия МВД сформировались и окрепли, определились наиболее целесообразные структура, стиль и методы работы. 

Хотя стоит отметить, что история становления органов предварительного следствия началась гораздо раньше: согласно Уставу уголовного судопроизводства, принятому в 1864 году, была заложена идея процессуальной самостоятельности следователя, которая нашла отражение во всех последующих уголовно-процессуальных законах Российского государства. 

В своем развитии органы предварительного расследования претерпели ряд серьезных преобразований. 

Первая реформа состоялась уже в 1922 году, когда в соответствии с принятым Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР весь следственный аппарат был сосредоточен в системе органов юстиции, а в уголовном розыске упразднялся. Одновременно расширялась компетенция органов дознания. Если на следователей возлагалось производство предварительного расследования по 60 составам, то на органы дознания — по 89. 

Молодые сотрудники следственных органов / ohrana.ru

Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 3 сентября 1928 года следственный аппарат переподчиняется и переходит в ведение прокуратуры. А уже 20 октября 1929 года было принято решение, предоставляющее прокурорам право поручать милиции расследование любого преступления.

На практике это привело к тому, что в течение последующих 30 лет милиция, не являясь по закону органом предварительного следствия, тем не менее, расследовала в полном объеме уголовные дела всех категорий.

Для обеспечения этой деятельности в 1940-е годы в органах внутренних дел на основании ведомственного приказа были созданы свои следственные подразделения во главе со следственным отделом Главного управления милиции МВД СССР. 

Принятые в 1958 году Основы уголовного судопроизводства наделили правом производства предварительного следствия только следователей прокуратуры и госбезопасности. В связи с этим следственный аппарат милиции был вновь ликвидирован. 

Вместе с тем, из-за большой нагрузки следователи прокуратуры оказались не в состоянии обеспечить расследование всего массива уголовных дел. Органы дознания по существу продолжали выполнять функции предварительного следствия и передавали возбужденные дела для окончания расследования в прокуратуру лишь тогда, когда значительный объем работы по ним был выполнен. 

В своей уже официальной биографии следственный аппарат МВД также имеет несколько этапов развития. 

  • 1963—1965 годы — период не только становления органов предварительного следствия, но и отнесения к его подследственности наиболее сложных и трудоемких дел о хозяйственных преступлениях, в том числе о хищениях в особо крупных размерах. Начав с 2%, в дальнейшем следователи МВД стали расследовать более 90% дел этой категории. 
  • 1965—1978 годы — расширение учебной базы по подготовке следователей, предоставление начальникам следственных отделов процессуальных полномочий по контролю за расследованием преступлений, создание тройной системы контроля за действиями и решениями следователя (ведомственный процессуальный контроль, прокурорский надзор и судебный контроль). 
  • 1978—1986 годы — дальнейшее расширение подследственности следователей МВД, отнесение к их компетенции уголовных дел о преступлениях. 
  • 1987—1988 годы — проведение эксперимента по выделению следствия в самостоятельную структуру, прекращенного из-за ухудшения взаимодействия служб по раскрытию преступлений.

Эмблема Следственного департамента МВД России / www.calend.ru 

Сегодня следственный аппарат МВД — крупнейшая структура органов предварительного следствия, расследующая 93% преступлений.

Следственный департамент Министерства внутренних дел Российской Федерации является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата МВД РФ, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, а также правоприменительные полномочия в сфере расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел РФ, а также исполнения законодательства РФ об уголовном судопроизводстве. 

Следственный департамент МВД России возглавляет органы предварительного следствия в системе Министерства и выполняет функции головного подразделения по организации в системе Министерства расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации. В свой профессиональный праздник сотрудники следственных органов получают поздравления от руководства и коллег, а также есть в ГУВД традиция награждать и премировать в этот день наиболее отличившихся следователей. 

МОСКВА, Calend.ru 12            

Оригинал

Источник: https://www.arms-expo.ru/news/pamyatnye-rubezhi/segodnya-den-rabotnikov-sledstvennykh-organov-mvd-rossii/

Приказ МВД России от 09.01.2018 N 1

Система и структура органов предварительного следствия в системе МВД России

Приказ МВД России от 9 января 2018 г. N 1
«Об органах предварительного следствия в системе МВД России»

В целях совершенствования деятельности органов предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации1 — приказываю:

——————————

1 Далее — «органы предварительного следствия».

——————————

1. Утвердить:

1.1.

Типовое положение о следственном управлении (отделе) управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральному округу1, следственном управлении (отделе) линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, подчиненного Министерству внутренних дел Российской Федерации2, главном следственном управлении (управлении, отделе) министерства внутренних дел по республике, главного управления, управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по иному субъекту Российской Федерации3 (приложение N 1).

——————————

1 Далее — «СУ (СО) УТ МВД России по ФО».

2 Далее — «СУ (СО) ЛУ МВД России на транспорте».

3 Далее — «ГСУ (СУ, СО) территориального органа МВД России на региональном уровне».

——————————

1.2. Типовое положение о следственном управлении управления внутренних дел по административному округу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Москве (приложение N 2).

1.3. Типовое положение о следственном управлении управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу (городскому округу), по нескольким муниципальным образованиям (приложение N 3).

1.4.

Типовое положение о следственном управлении (отделе) линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, подчиненного управлению на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральному округу, следственном управлении (отделе, отделении, группе) управления, отдела, отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по району, городу и иному муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, на части территории административного центра субъекта Российской Федерации, по закрытому административно-территориальному образованию, на особо важном и режимном объекте, следственном отделе (отделении, группе) линейного отдела, отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, следственном управлении управления внутренних дел на Московском метрополитене Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Москве, следственном отделе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на комплексе «Байконур» (приложение N 4).

1.5.

Типовую структуру следственного управления (отдела) управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральному округу, следственного управления (отдела) линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, подчиненного Министерству внутренних дел Российской Федерации, следственного управления (отдела) министерства внутренних дел по республике, управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по иному субъекту Российской Федерации (приложение N 5).

1.6. Типовую структуру главного следственного управления министерства внутренних дел по республике, главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по иному субъекту Российской Федерации (приложение N 6).

1.7. Типовую структуру следственного управления внутренних дел по административному округу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Москве1 (приложение N 7).

——————————

1 Далее — «СУ УВД по АО ГУ МВД России по г. Москве».

——————————

1.8. Типовую структуру следственного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу (городскому округу), по нескольким муниципальным образованиям (приложение N 8).

1.9.

Типовую структуру следственного управления (отдела) линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, подчиненного управлению на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральному округу, следственного управления (отдела, отделения, группы) управления, отдела, отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по району, городу и иному муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, на части территории административного центра субъекта Российской Федерации, по закрытому административно-территориальному образованию, на особо важном и режимном объекте, следственного отдела (отделения, группы) линейного отдела, отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, следственного управления внутренних дел на Московском метрополитене Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Москве, следственного отдела Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на комплексе «Байконур» (приложение N 9).

2. Установить, что:

2.1. В структуре территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствии с утвержденной типовой структурой создается:

следственная часть — в Главном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу;

главное следственное управление — в территориальном органе МВД России на региональном уровне I и II категорий;

следственное управление при штатной численности не менее 26 единиц;

следственный отдел при штатной численности не менее 8 единиц;

следственное отделение при штатной численности не менее 4 единиц;

следственная группа при штатной численности не менее 2 единиц.

2.2. В составе следственного подразделения территориального органа МВД России в соответствии с утвержденной типовой структурой может создаваться:

следственная часть по расследованию организованной преступной деятельности, действующая на правах: управления — при штатной численности не менее 26 единиц, отдела — при штатной численности не менее 8 единиц, отделения — при штатной численности не менее 4 единиц;

управление — при штатной численности не менее 26 единиц, в структуре которого создается не менее 3-х отделов и может вводиться не более двух должностей заместителей начальника управления, при этом вторая должность заместителя начальника управления совмещается с должностью начальника отдела;

отдел — при штатной численности не менее 8 единиц, в структуре которого могут создаваться отделения, группы и может вводиться не более двух должностей заместителя начальника отдела, при этом вторая должность вводится при численности отдела не менее 12 единиц и совмещается с должностью начальника отделения;

отделение — при штатной численности не менее 4 единиц, в структуре которого могут создаваться группы;

группа — при штатной численности не менее 2 единиц.

2.3. За счет имеющейся штатной численности СУ (СО) УТ МВД России по ФО, СУ (СО) ЛУ МВД России на транспорте, ГСУ (СУ, СО) территориального органа МВД России на региональном уровне, СУ УВД по АО ГУ МВД России по г.

 Москве в их структуре могут создаваться специализированные следственные подразделения, осуществляющие расследование преступлений общеуголовной направленности по определенным приоритетным направлениям деятельности.

2.4.

Соотношение количества должностей старших исполнителей — старших следователей по особо важным делам, старших инспекторов по особым поручениям и приравненных к ним должностей к следователям по особо важным делам, инспекторам по особым поручениям и приравненным к ним должностям, а также количества должностей исполнителей — старших следователей, старших специалистов и приравненных к ним должностей к следователям, специалистам и приравненным к ним должностям устанавливается не более 1:1.

2.5. Положение абзаца четвертого подпункта 2.2 в части норматива штатной численности отдела в составе следственного подразделения территориального органа МВД России подлежит применению в отношении существующих подразделений численностью менее 8 единиц по мере освобождения должности начальника такого подразделения в установленном порядке.

3. Установить, что:

3.1. Никто, кроме специально уполномоченных на то законом лиц, не вправе проверять уголовные дела и материалы, находящиеся в производстве следователей, давать по ним указания, оценивать процессуальные действия, а также решения следователей и руководителей следственных органов, не отмененные в установленном законом порядке.

3.2. Информация по вопросам оперативно-служебной деятельности органов предварительного следствия может представляться в другие подразделения органов внутренних дел Российской Федерации, иные правоохранительные и надзирающие органы лишь при прямом указании на это в законодательстве Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России.

3.3. Руководитель следственного органа несет ответственность за соблюдение подчиненными следователями порядка учета и хранения вещественных доказательств, установленного законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России.

3.4. При исполнении служебных обязанностей сотрудникам органов предварительного следствия разрешается ношение гражданской одежды.

3.5. Перечень информации по уголовным делам, представляемой руководителями следственных органов в Следственный департамент МВД России, определяется заместителем Министра — начальником Следственного департамента МВД России или его заместителями при делегировании им соответствующих полномочий.

4. Начальникам территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях в целях повышения эффективности деятельности органов предварительного следствия:

4.1. В шестимесячный срок привести ранее изданные правовые акты в соответствие с настоящим приказом.

4.2.

Выделять для хранения вещественных доказательств и изъятых в ходе предварительного следствия материальных ценностей, исходя из их специфики, объемов и габаритов, помещения, в том числе отдельные специальные помещения, предназначенные для хранения предметов (средств, веществ), которые могут причинить вред другим предметам или для которых требуются особые условия хранения и (или) площадки, специально оборудованные для обеспечения их сохранности, контроля за размещением и перемещением на территории, закрытия доступа посторонних лиц. По согласованию с начальником следственного подразделения назначать лицо, ответственное за хранение и учет принятых вещественных доказательств и ценностей, в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 8 мая 2015 г. N 449 «Об условиях хранения, учета и передачи вещественных доказательств по уголовным делам»1.

——————————

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 20, ст. 2915.

——————————

4.3. В соответствии с законодательством Российской Федерации принимать меры по обеспечению правовой и социальной защиты сотрудников органов предварительного следствия, по их защите при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество в связи со служебной деятельностью, а также их близких.

4.4.

Рационально использовать служебное время следователей, исключив их привлечение к проверкам несения службы нарядами патрульно-постовой службы, соблюдения паспортного режима, патрулированию, рейдам, охране общественного порядка при проведении массовых (культурных, спортивных) мероприятий и выполнению других несвойственных функций, не связанных с исполнением уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, сосредоточив все силы и средства органов предварительного следствия на расследовании преступлений.

Обеспечить привлечение следователей к осмотрам мест происшествий в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, подпункта 35.3 Наставления по организации деятельности дежурных частей территориальных органов МВД России, утвержденного приказом МВД России от 12 апреля 2013 г.

N 200дсп1, и подпунктов 6.1 и 7.1 Инструкции по организации совместной оперативно-служебной деятельности подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии преступлений и расследовании уголовных дел, утвержденной приказом МВД России от 29 апреля 2015 г.

N 495дсп2, и других нормативных правовых актов МВД России.

——————————

1 Приказ МВД России от 12 апреля 2013 г. N 200дсп «О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей территориальных органов внутренних дел Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте России 10 июня 2013 года, регистрационный N 28761).

2 Приказ МВД России от 29 апреля 2015 г. N 495дсп «Об утверждении Инструкции по организации совместной оперативно-служебной деятельности подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии преступлений и расследовании уголовных дел» (зарегистрирован в Минюсте России 30 апреля 2015 года, регистрационный N 37075).

——————————

5. Признать утратившими силу нормативные правовые акты МВД России и отдельные предписания нормативных правовых актов МВД России согласно Перечню (приложение N 10).

6. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, ответственных за деятельность соответствующих подразделений.

Источник: http://base.garant.ru/72012286/

Органы предварительного следствия органов внутренних дел

Система и структура органов предварительного следствия в системе МВД России

Следственный аппарат органов внутренних дел входит в структуру Министерства внутренних дел Российской Федерации и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации установлено, что Следственный комитет при МВД РФ является органом, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение законодательства РФ об уголовном судопроизводстве и возглавляющим органы предварительного следствия в системе МВД Российской Федерации.

Положением об органах предварительного следствия определены следующие их задачи: обеспечение в пределах своих полномочий исполнения законодательства РФ об уголовном судопроизводстве; организационно-методическое руководство расследованием преступлений, подследственных следователям органов внутренних дел РФ».

Данные задачи реализуются в форме расследования конкретных уголовных дел, возбуждаемых следователями и органами дознания; раскрытия преступлений; возмещения ущерба, причиненного преступными действиями; выявления и устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений.

Кроме этого органы предварительного следствия анализируют следственную практику, организацию и результаты деятельности следователей; разрабатывают и реализуют меры по повышению качества и сокращению сроков производства расследования; изучают, обобщают и рекомендуют к внедрению положительный опыт предварительного следствия и методики расследования отдельных видов преступлений; организуют вза-! имодействие следователей органов внутренних дел с органами, осуществляющими оперативно-розыскную, экспертно-криминалистическую деятельность; обеспечивают подбор, расстановку и воспитание следственных кадров, повышение их квалификации и профессионального мастерства; выполняют и другие функции по обеспечению деятельности органов предварительного следствия.

Структуру органов предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации представляют:

Следственный комитет при Министерстве внутренних дел РФ;

Главное следственное управление (управления, отделы) при органах внутренних дел субъектов РФ;

следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел в районах, городах, округах, а также при органах внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и региональных объектах;

следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах

внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте.

Следственный комитет возглавляет заместитель министра — началь

ник Следственного комитета при МВД РФ, который назначается на долж

ность и освобождается от должности Президентом по предложению Пред

седателя Правительства Российской Федерации.

В составе центрального аппарата существуют управления и отделы, которые осуществляют деятельность по руководству нижестоящими следственными подразделениями. В следственных подразделениях имеются должности следователей, старших следователей и следователей по особо важным делам.

В соответствии с приказом МВД РФ «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 23 ноября 1998 года» от 4 января 1999 г. разработана типовая структура следственного управления (отдела) СУ, СО МВД республик в составе России, УВД, УВДТ:

заместитель министра внутренних дел, зам. начальника УВД, УВДТ — он же начальник следственного управления (отдела);

отдел зонального контроля;

организационно-методический отдел;

Управление (отдел) по расследованию организованной преступной деятельности (следственная часть);

канцелярия.

Деятельность следственных подразделений этого уровня сосредоточена на организационно-методическом руководстве деятельностью подчиненных следственных подразделений и процессуальном контроле за производством предварительного следствия. Весьма важное влияние на сроки расследования и качество следствия оказывает именно организация расследования по наиболее сложным уголовным делам.

Как правило, после передачи дела по подследственности от органа дознания органу предварительного следствия возникают сложности организационного характера. Такая ситуация складывается по большинству дел и вызвана она внутриведомственной разобщенностью, так как органы милиции, передав дело по подследственности, теряют к нему интерес, особенно когда установлено лицо, совершившее преступление.

Контрольные функции следственных управлений имеют рамки зонального контроля и методического обеспечения. Контроль в полной мере осуществляется по делам, подсудным областным и другим судам этого уров-: ня. По этим делам контроль имеет определенную системность, а по другим делам он эпизодичен.

Кроме этого следственное управление непосредственно расследует тяжкие, наиболее сложные и совершенные на территории нескольких районов или областей преступления, а также преступления, подсудные краевому, областному суду, Верховному Суду республики в составе Российской Федерации; готовит рекомендации по совершенствованию организации следственной работы, тактике и методике расследования отдельных видов преступлений; изучает, обобщает и распространяет положительный опыт работы и научные методы расследования, обеспечивает их внедрение в следственную практику; контролирует правильное использование в следственных подразделениях криминалистических средств, оргтехники, служебного автотранспорта, а также сохранность вещественных доказательств и изымаемых при расследовании ценностей; организует рассмотрение и разрешение в установленном порядке жалоб и заявлений по вопросам деятельности следственного аппарата; организует учебу и профессиональную подготовку следственных кадров.

Нижестоящим звеном органов предварительного следствия в составе МВД являются отделы, отделения, группы при органах внутренних дел в районах, городах, округах и других формированиях этого уровня, которые расследуют подавляющее число преступлений.

В их штатах состоят следователи, старшие следователи и следователи по особо важным делам. Деятельностью этого звена непосредственно руководит заместитель начальника горрайоргана внутренних дел — начальник следственного отдела.

Основные задачи этой структуры: расследование и раскрытие преступлений, возмещение причиненного ущерба, выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений.

Организация деятельности следственных подразделений проводится на основе текущих и перспективных планов работы органа внутренних дел и его следственного подразделения с учетом проблем борьбы с преступностью на обслуживаемой территории или объекте.

Источник: http://www.bibliotekar.ru/3-1-30-organy-i-sud/39.htm

Следственные органы Российской Федерации. Справка

Система и структура органов предварительного следствия в системе МВД России

Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации (СКП России) — орган прокуратуры Российской Федерации, обеспечивающий в пределах своих полномочий исполнение законодательства РФ об уголовном судопроизводстве.
 Федеральным законом от 5 июня 2007 г.

№ 87-ФЗ «О внесении изменений в УПК РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ» в рамках прокуратуры РФ был создан Следственный комитет, который, согласно пункту 4 статьи 11 ФЗ «О прокуратуре РФ», состоит из Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ, следственных управлений Следственного комитета по субъектам Федерации и приравненных к ним специализированных следственных управлений, в том числе военных следственных управлений Следственного комитета, а также следственных отделов по районам, городам и приравненных к ним специализированных следственных отделов, в том числе военных следственных отделов Следственного комитета.

В Центральный аппарат Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации входит: 

 — Главное следственное управление 

 — Главное управление процессуального контроля 

 — Главное организационно-инспекторское управление 

 — Главное управление обеспечения.

Согласно указу президента Российской Федерации, главной и основной задачей создания Следственного комитета при прокуратуре России является обеспечение оперативного, эффективного, качественного расследования тяжких и особо тяжких преступлений, при этом обеспечить безусловное соблюдение законности в процессе расследования уголовных дел и защиту законных прав и интересов участвующих в судопроизводстве лиц. Кроме того, к важной задаче Следственного комитета отнесено определение государственной политики в сфере уголовного судопроизводства на стадии предварительного расследования.

Штатная численность системы Следственного комитета установлена в количестве 16656 единиц. С военными следователями, которые тоже входят в систему Следственного комитета при Прокуратуре РФ, численность составляет 18 500 человек.

Военное следствие обеспечивается, финансируется Министерством обороны РФ, которое несет на себе бремя затрат по содержанию Следственного комитета военных следователей.

Следственный комитет при министерстве внутренних дел Российской Федерации(СК при МВД России) является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающим и осуществляющим в рамках предоставленных полномочий функции министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере расследования преступлений, а также исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, и возглавляющим органы предварительного следствия в системе министерства внутренних дел Российской Федерации.

Основные задачи Следственного комитета при МВД России: 

 — выработка предложений по формированию государственной политики в сфере расследования преступлений, организации деятельности органов предварительного следствия и исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве; 

 — организационно-методическое руководство деятельностью органов предварительного следствия в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел;

 расследование наиболее сложных, носящих международный и межрегиональный характер, а также представляющих повышенную общественную опасность и значимость преступлений непосредственно следователями Следственного комитета; 

 — осуществление в пределах своей компетенции взаимодействия с органами государственной власти по вопросам, связанным с предупреждением, выявлением и расследованием преступлений.

Основные функции Следственного комитета при МВД России: 

 — организация и осуществление анализа состояния реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;
 — разработка и реализация мер по повышению качества и сокращению сроков расследования, обеспечению законности при его производстве, совершенствованию организации следственной работы; 

 — участие в определении основных направлений деятельности органов внутренних дел и разработке мер по их совершенствованию в пределах установленной компетенции; 

 — осуществление в установленном порядке контроля за деятельностью органов предварительного следствия по реализации государственной политики в сфере уголовного судопроизводства, а также ведомственный и процессуальный контроль за расследованием наиболее сложных уголовных дел, оказание практической и методической помощи в их расследовании; ведение контрольно-наблюдательных производств по этим делам; 

 — организация оказания практической и методической помощи органам предварительного следствия; 

 — представление в необходимых случаях в установленном порядке в судах интересов МВД России, а по соответствующим поручениям ‑ интересов президента Российской Федерации и правительства Российской Федерации по предметам споров, отнесенным к компетенции Следственного комитета; 

 — координация производимого следователями органов внутренних дел расследования преступлений, носящих международный и межрегиональный характер; 

 — организация взаимодействия следователей органов внутренних дел Российской Федерации с органами, осуществляющими оперативно-разыскную, экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам, и в пределах своей компетенции — с другими органами государственной власти; 

 — организация производства непосредственного расследования наиболее сложных, носящих международный и межрегиональный характер, а также представляющих повышенную общественную опасность и значимость преступлений; 

 — обращение в установленном порядке в компетентные органы зарубежных государств с запросами об оказании правовой помощи по уголовным делам в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации, а также организация исполнения аналогичных запросов; 

 — организация рассмотрения в соответствии с законодательством Российской Федерации писем, жалоб и заявлений граждан, учреждений, организаций, а также публикаций и сообщений в средствах массовой информации, связанных с производством предварительного следствия по уголовным делам; 

 — участие в правовой пропаганде и информировании населения о результатах деятельности органов предварительного следствия.

Следственный комитет при МВД России, на долю которого сейчас приходится самый большой штат следователей (около 44 тысяч человек) и расследование около 70% всех уголовных дел.

С  принятием в 1995 г. закона Российской Федерации «О милиции» процессуальные права начальника органа дознания перешли от начальников органов внутренних дел к руководителям криминальной милиции и милиции общественной безопасности. Следователь перестал находиться в формальном подчинении начальников органов дознания.

Одновременно законом Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности» производство оперативно-розыскных мероприятий было возложено на органы, не находящиеся в зависимости от следователей.

В это же время в МВД России создан Следственный комитет, который возглавил все органы предварительного следствия в системе министерства. Они перестали подчиняться другим подразделениям органов внутренних дел.

Для следователей были установлены специальные звания юстиции.

Тенденция расширения подследственности следователей органов внутренних дел за счет сокращения категорий уголовных дел, относящихся к компетенции следователей органов прокуратуры, нашла отражение и в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, принятом в 2002 г.

Следственное управление Федеральной службы безопасности проводит крупные и значимые расследования. Это расследование уголовных дел о государственной измене и шпионаже, разглашении государственной тайны. Борьба с терроризмом, контрабандой, незаконным оборотом наркотических средств.

Большое количество уголовных дел связано с расследованием преступлений, посягающих на экономическую безопасность государства, а также касающихся незаконного пересечения государственной границы.

Поэтому важная роль в деятельности органов безопасности отводится осуществлению предварительного следствия во главе со Следственным управлением ФСБ России.

Органы безопасности не только вправе, но и обязаны проводить оперативно-розыскные мероприятия по выявлению и пресечению фактов коррупции. Впоследствии, когда ими собраны улики, достаточные для возбуждения уголовного дела, все материалы передаются в прокуратуру, которая и осуществляет дальнейшее расследование.

Следователи органов безопасности нередко привлекаются для расследования коррупционных преступлений и в составе межведомственных следственно-оперативных групп, создаваемых прокуратурой.

Структура СУ почти повторяет структуру центрального аппарата ФСБ: в нее включены отделы контрразведки, экономической безопасности, борьбы с терроризмом, военной контрразведки и т.п.

В 1993 г. по указу президента РФ Следственное управление было распущено, а его следственный изолятор ‑ знаменитая Лефортовская тюрьма — передан в ведение МВД. В 1995 г. Управление было восстановлено.

Источник: https://ria.ru/20101221/310035834.html

Юрист Воеводин
Добавить комментарий