Результаты орд могут послужить поводом для возбуждения уголовного дела

Процессуальная деятельность органа дознания на стадии возбуждения уголовного дела

Результаты орд могут послужить поводом для возбуждения уголовного дела
скачать (772.8 kb.)
Выявление преступления – одно из оснований возбуждения уго­ловного дела. В ходе проведения ОРМ создаются условия и пред­посылки для официальной регистрации деяния в качестве преступ­ления и принятия процессуального решения о возбуждении дела и проведения по нему расследования. Согласно норме ст.

11 ФЗ об ОРД результаты ОРД могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела.

Под поводами для возбуждения уголовного дела следует пони­мать предусмотренные законом источники информации, явля­ющиеся побудительной причиной для начала уголовного судопроизводства, деятельности органа дознания, следователя или проку­рора по проверке содержащихся в источнике первичных сведений о признаках совершения (или подготовки к совершению) преступ­ления, вызывающие обязанность решения вопроса о возбуждении уголовного дела либо об отказе в его возбуждении.

Поводами для возбуждения уголовного дела могут быть посту­пившие в орган дознания ис­точники первичных сведений о признаках совершения (или подго­товки к совершению) преступления, в том числе результаты ОРД. Хотя УПК РФ (ст. 140) прямо не предусматривает оперативные сведе­ния, данные в качестве повода и основания для возбуждения уго­ловного дела, тем не менее подразумевает их.1 В частности, п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ предусматривает в качестве повода для возбуждения уголовного дела сообщение о совершенном или готовящемся пре­ступлении, полученное из любых источников, не связанных с заявле­нием о преступлении или явкой с повинной. Такими источниками мо­гут быть сообщения конфидентов, выявление признаков подготав­ливаемого, совершаемого или совершенного преступления при проведении ОРМ, результаты сопоставления (анализа) информа­ции, указывающие на признаки преступления. В этой связи доку­ментальным поводом (наряду с заявлением о преступлении и яв­кой с повинной) для возбуждения уголовного дела служит рапорт об обнаружении признаков преступления, составленный лицом, получившим соответствующую информацию (ст. 143 УПК РФ).

Сведения о преступлении, оформленные в соответствующем виде, могут быть самыми различными, однако они должны быть конкретизированными, исходить из конкретного источника. В этой связи результаты ОРД, подтверждающие наличие признаков пре­ступления и оформленные рапортом, исходящим от конкретного дол­жностного лица, выступают в качестве законного повода к возбуж­дению уголовного дела.

В таком рапорте должны содержаться сведения об обстоятель­ствах совершенного деяния и источнике получения информации об этом, а также должность, звание, фамилия и инициалы лица, по­лучившего информацию о преступлении и составившего рапорт.

Представляется, что сведения об источнике информации не обяза­тельно должны быть конкретизированы в рапорте – они могут быть отражены и в общей форме, например: «в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий», без указания, каких имен­но, с чьим участием, времени и места их проведения и др.1

Рапорт в качестве повода для возбуждения уголовного дела по результатам ОРД не должен составляться в момент получения пер­вичной информации, когда информация является недостаточной для принятия обоснованного решения. Это обусловлено тем, что данные о совершенном или готовящемся преступлении, получен­ные в результате осуществления ОРД, имеют процессуально неконкретизированную форму источника информации (отсутствие за­явителя или лица, явившегося с повинной), изначально могут отсут­ствовать данные, указывающие на наличие факта общественно опасного деяния и признаков конкретного преступления ввиду его латентности.

Сама по себе информация о признаках преступления, получен­ная не из заявления или вследствие явки с повинной, а из опера­тивных источников, в результате проведения ОРМ, подлежит пред­варительной проверке и оценке до того, как она будет отражена в рапорте.

Информация о признаках преступления является поводом для возбуждения уголовного дела только после того, как должностное лицо убедится, что полученные им оперативные материалы содержат све­дения о совершении деяния, подпадающего под признаки преступления.

Если для констатации наличия признаков преступления необходи­мо провести дополнительную проверку по первичным материалам, она осуществляется в рамках ОРД или административно-служебной деятельности.

В частности, сообщения негласных источников инфор­мации могут быть оформлены рапортом в качестве повода для воз­буждения уголовного дела лишь после тщательной проверки такого их сообщения путем проведения гласных и негласных ОРМ, и только после подтверждения такой информации, сбора совокупности данных о при­знаках преступления целесообразно составлять рапорт об их обнару­жении.1

В этой связи составление рапорта об обнаружении признаков преступления по результатам ОРД может быть практически целе­сообразным и обоснованным, когда имеются основания для воз­буждения уголовного дела, т.е. когда имеется достоверная инфор­мация (фактические данные), указывающая на подготовку или со­вершение деяний, подпадающих под признаки какого-либо преступления. Результаты ОРД в качестве повода для возбуждения уголовного дела могут появляться и в случаях получения субъектом ОРД дан­ных в процессе проведения ОРМ по проверке заявлений или опе­ративной информации из конфиденциальных источников, меро­приятий, обеспечивающих проведение следственных действий по уголовным делам по фактам других преступлений. Возбуждение уголовного дела как начальная стадия уголовного судопроизводства состоит в установлении достаточных данных для принятия решения о начале предварительного расследования. Эта стадия не сводится лишь к процессуальному решению и его офор­млению в виде постановления о возбуждении уголовного дела, а предполагает выполнение комплекса действий, сбора и проверки фактических данных, позволяющих установить признаки конк­ретного состава преступления, отсутствие обстоятельств, исключа­ющих производство по делу, и др.

Обязательным условием для принятия рассматриваемого про­цессуального решения помимо надлежашего повода к возбуждению уголовного дела законодателем является и наличие соответству­ющего основания.

Только при единстве этих двух условий представ­ляется законным и обоснованным решение о начале уголовного су­допроизводства, его процессуальное оформление в форме постанов­ления, последующее производство расследования.1

Основанием для возбуждения уголовного дела является такая со­вокупность и качество результатов ОРД (содержащихся в собран­ных материалах фактических данных), которые позволяют сделать обоснованное предположение о совершении или подготовке пре­ступления, наличии события и его уголовной противоправности. Такое предположение можно сделать путем сопоставления обстоя­тельств, ставших известными к моменту решения вопроса о возбуж­дении уголовного дела, с признаками состава преступления, пре­дусмотренного диспозициями одной или нескольких статей Осо­бенной части УК РФ, и выявления их сходства с теми, информация о которых содержится в оперативных данных.

Именно поэтому Инструкция2 (п.

5) предписывает, что для ре­шения вопроса о возбуждении уголовного дела результаты ОРД дол­жны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно сведения о том, где, когда, какие призна­ки и какого именно преступления обнаружены, при каких обстоя­тельствах имело место обнаружение признаков преступления, све­дения о совершившем его лице (лицах) и очевидцах преступления (если они известны), о местонахождении следов преступления, до­кументов и предметов, которые могут стать вещественными дока­зательствами, о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.1

Для решения вопроса о возбуждении уголовного дела не требует­ся установление всех без исключения признаков состава преступ­ления, характеризующих все его элементы, а достаточно лишь ус­тановить отдельные признаки, отражающие наиболее существен­ные свойства конкретного состава преступления. Полное и всестороннее установление конкретных лиц, формы вины, мотива, цели, способа, обстановки и других обстоятельств совершения пре­ступления не входит в задачу стадии возбуждения уголовного дела. Такая задача может быть решена только в досудебной и судебной стадиях уголовного процесса. Соответственно, результаты ОРД дол­жны содержать лишь достаточные данные, указывающие на при­знаки преступления. Как пояснил Верховный Суд РФ, круг и содержание таких данных должны свидетельствовать о том, что компетентный государственный орган (должностное лицо) располагает сведениями, которые позволяют обосновать решение о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела. В каж­дом конкретном случае вопрос о достаточности данных решается должностным лицом по своему внутреннему убеждению с учетом всей совокупности собранных материалов.

Достаточность фактических данных может рассматриваться как по их совокупности, так и по качеству отдельных данных, которые позволяют сделать обоснованное предположение (выдвижение вер­сии) о совершении или подготовке к совершению деяния, указы­вающего на признаки того или иного состава преступления.1

Например, обнаружение трупа с признаками насильственной смерти является достаточным для обоснованного предположения о совершении преступления, хотя сам факт смерти еще не указывает на конкретное пре­ступление, а определяет лишь возможное наличие его признака – обще­ственно опасного последствия, поскольку оно может быть результатом не только, например, убийства, но и самоубийства или несчастного случая.

По смыслу норм ФЗ об ОРД результаты ОРД могут быть: одно­временно поводом и основанием для возбуждения уголовного дела; только основанием – при наличии заявления о преступлении или явки с повинной, когда имеющаяся в них информация требует опе­ративной проверки, добывания фактических данных, подтвержда­ющих содержание сделанного заявления; только поводом – когда объективные данные свидетельствуют о наличии признаков пре­ступления и эти данные обнаружены в результате проведения ОРМ.2

Вместе с тем результаты ОРД, даже если они соответствуют тре­бованиям гл. 19 УПК РФ «Поводы и основания для возбуждения уго­ловного дела», не всегда могут выступать в качестве как поводов, так и оснований для возбуждения уголовного дела. Это связано с тем, что в зависимости от характера и тяжести совершенного пре­ступления уголовное преследование, включая обвинение в суде, может осуществляться как в публичном, так и в частно-публичном или частном порядке (ст. 20 УПК РФ). Так, результаты ОРД не могут быть использованы в качестве по­водов для возбуждения уголовных дел частного обвинения, кото­рые в соответствии с УПК РФ возбуждаются не иначе как по заявле­нию потерпевшего, его законного представителя, а также по уго­ловным делам частно-публичного обвинения, возбуждаемым не иначе как по заявлению потерпевшего. Уголовными делами частного обвинения считаются уголовные дела о преступле­ниях, предусмотренных ст. 115, 116, 129 (ч. 1) и 130 УК РФ. Уголовными делами частно-публичного обвинения считаются уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 131 (ч. 1), 136 (ч. 2), 137 (ч. 1), 138 (ч. 1), 139 (ч. 1), 145, 146(4. 1) и 147 (ч. 1) УК РФ.

Необходимо, однако, учитывать, что дознаватель с согласия прокурора вправе возбудить уголовное дело о любом преступлении как частного, так и частно-публичного об­винения и при отсутствии заявления потерпевшего, если такие пре­ступления совершены в отношении лиц, находящихся в зависимом состоянии, или по иным причинам, когда лицо не способно само­стоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами. В этом случае результаты ОРД могут быть использованы в качестве осно­ваний, указывающих (подтверждающих), например, на зависимое состояние потерпевших.1

Следует также иметь в виду, что изнасилование не является слу­чаем частной жизни субъекта этого преступления (хотя носит ин­тимный характер), но может характеризовать ее применительно к жертве. Именно поэтому данный состав преступления отнесен к делам частного обвинения, возбуждаемым не иначе как по жалобе потерпевшей. Сбор оперативных данных о факте изнасилования не нарушает принципа неприкосновенности частной жизни, однако их использование представляется допустимым только с согласия по­терпевшей. Особый порядок возбуждения уголовного дела УПК РФ определен и применительно к деяниям, предусмотренным гл. 23 УК (ст. 23 УПК РФ). Если деяние, посягающее на интересы службы в коммерческих и иных организациях, причиняет вред интересам исключительно коммерческой или иной организации, не являющейся государ­ственным или муниципальным предприятием, и не причиняет вре­да интересам других организаций, а также интересам граждан, об­щества или государства, то уголовное дело возбуждается по заяв­лению руководителя данной организации или с его согласия. Применительно к преступлениям, предусмотренным гл. 23 УК РФ, результаты ОРД помимо общих требований, предъявляемых к по­водам и основаниям для возбуждения уголовного дела, должны со­держать данные, свидетельствующие о причинении вреда интере­сам личности, общества или государства либо других организаций.
§ 2. Проблемы использования результатов оперативно розыскной деятельности органов дознания в стадии возбуждения уголовного дела

Источник: //ref.rushkolnik.ru/v66288/?page=6

10.2. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности при возбуждении уголовных дел

Результаты орд могут послужить поводом для возбуждения уголовного дела

Возбуждение уголовного дела – это первоначальная стадия досудебного производства,значение которой состоит в выявлениии установлении наличия общественноопасного деяния, предварительноквалифицированного в качестве признаковпреступления.

В связи с этим на данной стадии реализуются такие задачи оперативно-розыскной деятельности, как выявление, пресечение, а нередко и раскрытие преступлений, выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих и совершивших, в том числе если такие действия (бездействие) создают угрозу государственной, военной, экономической и экологической безопасности России.

Согласно ст. 11 ФЗ об ОРД результаты оперативно-розыскной деятельностимогут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела.

Под поводом для возбуждения уголовного дела в уголовно-процессуальном законодательстве следует понимать источники информациио совершенном или готовящемся преступлении, которые являются побудительной причиной для начала уголовного судопроизводства. В Законе названы три повода для возбуждения уголовного дела – заявление о преступлении, явка с повинной и сообщение о готовящемся или совершенном преступлении, полученное из иных источников (ст. 140 УПК РФ).

Результаты оперативно-розыскной деятельности в УПК РФ прямо не оговорены в качестве повода и основания для возбуждения уголовного дела, однако положение ст.

143 УПК предусматривает получение сообщения о совершенном или готовящемся преступлении из любых источников, в том числе и из оперативно-розыскных, о получениикоторых лицо, его принявшее, составляет рапорт об обнаружении признаков преступления (в случае если они есть).

Источниками в нашем случае могут являться результаты проведенных оперативно-розыскных мероприятий, сведения, переданные конфидентами, полученная должностными лицами оперативно-розыскных органов информация из иных источников, результаты аналитической работы, указывающие на признаки преступления.

Вместе с тем, получение только оперативной информацииили результатов ОРМ само по себе еще автоматически не может служить поводом для возбуждения уголовного дела, поскольку любые оперативно-розыскные сведения должны быть проверены оперативным путем и должна быть данаоценка их действительности.

Это объясняется тем, что в делах оперативного учета и иных формах оперативно-розыскного делопроизводства содержатся огромные объемы информации, связанные с различными преступлениями и правонарушениями.

В то же время, Закон предусматривает, что поводом к возбуждению уголовного дела является не любая оперативно-розыскная информация, а рапорт должностного лица об обнаружении признаковконкретного состава преступления, то есть когда полученные оперативные сведения показывают наличие необходимых признаков, позволяющих объективно предполагать совершение преступления.Тем самым, в данном случае речь идет об основаниях для возбуждения уголовного дела, то есть наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, что уже является правовой оценкой полученной информации.

Перед тем как направить указанную информацию в виде рапорта об обнаружении признаков преступления, она должна быть проверена оперативно-розыскным органом и оценена с точки зрения ее достоверности, достаточности и допустимости.

Достоверность полученных оперативных сведений означает соответствие имеющейся информации объективным обстоятельствамсовершенного деяния, имеющего признаки преступления, или иным обстоятельствам, подлежащим установлению.

Достаточность оперативных сведений означает, что они должны содержать как по совокупности данных, так и по их качеству необходимуюинформацию, позволяющую установить обстоятельства совершенного общественно опасного деяния с указанием где, когда и при каких обстоятельствах оно имело место, его последствия и другие данные, подтверждающие наличие в событиях (действиях) признаков конкретного состава преступления.

Допустимость сведений оперативно-розыскного характера означает их пригодность с точки зрения законности источника, субъекта и способа их получения.

В этом случае должны быть выполнены все нормы о проведении оперативно-розыскных мероприятий, основания и условия их проведения, получение соответствующих санкций от суда или руководителя ведомства при проведении ряда мероприятий и другие правила, закрепленные в законодательных актах.

В рапорте об обнаружении признаков преступления указываются данные, на чье имяпоступает рапорт (обычно в адрес руководителя правоохранительного органа или прокурора), источник сведений.

Если они не подлежат оглашению, то указывается, что сведения получены в результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий или из негласных источников в результате оперативно-розыскной деятельности.

Затем указывается время, место и иные обстоятельства обнаруженного преступления, причиненный ущерб, данные лица, совершившегопреступление или причастного к его совершению. Рапорт подписывается должностным лицом с указанием звания, должности и времени его составления.

К рапорту могут быть приложены документы, полученные в результате оперативно-розыскной деятельности, предметы и вещества, полученные в результате ОРМ, видео- и аудиозаписи, иные материалы, имеющие значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Рапорт и приложенные к нему материалы рассматриваются прокурором, следователем, дознавателем или органом дознания в трех-, десяти-или тридцатисуточный срок в соответствии со ст. 144–145 УПК РФ.

В процессе рассмотрения рапорта и приложенных к нему материалов следователь или иные указанные лица проводят необходимую проверку, в ходе которой они вправе требовать от оперативно-розыскногооргана дополнительные материалы,собирать объяснения, истребовать необходимые справки и иные сведения, которые будут достаточны для принятия решения о наличии илиотсутствии признаков преступления.В результате указанной доследственной проверки выносится решение о возбуждении уголовного дела, об отказе в его возбуждении либо о передаче сообщения о преступлении по подследственности или по территориальности в другой орган в соответствии со ст. 151 или 152 УПК РФ.

Отдельным случаем использования результатов ОРД привозбуждении уголовных дел является участие следователя или прокурора в определенных действиях во время проведения оперативно-розыскных мероприятий либо сразу после них на стадии возбуждения уголовного дела.

Это могут быть консультации, совместное обсуждение оптимального и эффективного порядка проведения ОРМ, планирование следственных действий сразу после проведения оперативных мероприятий и иные формы взаимодействия следователя и оперативных работников.

Обычно на практике реализуемые оперативно-розыскные мероприятия, которые прямо направлены на возбуждение уголовного дела, согласовываются со следователем или прокурором напредмет законности и надлежащей организации дальнейших действий с целью получения необходимых качественных доказательств. В результате такого взаимодействия достигается несколько целей:

    • грамотное и профессиональное проведение оперативно-розыскных мероприятий, в результате которых формируются необходимые доказательства, используемые при расследовании уголовных дел;
    • закрепление результатов оперативно-розыскных мероприятий путем проведения вслед за ними следственных действий (осмотр места происшествия, обыск, допрос и др.);
    • отсутствие нарушений закона при проведении оперативно-розыскных мероприятий, в результате чего обеспечивается качество допустимости доказательств, полученных в результате оперативно-розыскной деятельности, в уголовном судопроизводстве.

Таким образом,поводом для возбуждения уголовного дела, оформленного в виде рапорта об обнаружении признаков преступления, могут стать результаты любых оперативно-розыскных мероприятий либооперативно-розыскной деятельности при соблюдении правил конспирации, безопасности лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и возможности использования результатов ОРД исходя из положений уголовно-процессуального законодательства РФ.

Источник: //studfiles.net/preview/7438837/page:28/

3.3. Использование результатов ОРД при возбуждении уголовного дела

Результаты орд могут послужить поводом для возбуждения уголовного дела
Результаты ОРД могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела (ст. 11 ФЗ об ОРД, ст. 140-143 УПК).

Под поводами для возбуждения уголовного дела следует понимать предусмотренные законом источники информации, являющиеся побудительной причиной для начала уголовного судопроизводства, деятельности органа дознания, следователя или прокурора по проверке содержащихся в источнике первичных сведений о признаках совершения (или подготовки к совершению) преступления, вызывающие обязанность решения вопроса о возбуждении уголовного дела либо об отказе в его возбуждении[87].

Поводами для возбуждения уголовного дела могут быть поступившие в соответствующий орган источники первичных сведений о признаках совершения (или подготовки к совершению) преступления, в том числе результаты ОРД. Хотя УПК (ст. 140) прямо не предусматривает оперативные сведения в качестве повода и основания для возбуждения уголовного дела, тем не менее подразумевает их.

В частности, п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК предусматривает в качестве повода для возбуждения уголовного дела сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из любых источников, не связанных с заявлением о преступлении или явкой с повинной.

Такими источниками могут быть сообщения конфидентов, выявление признаков подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления при проведении ОРМ, результаты сопоставления (анализа) информации, указывающие на признаки преступления.

В этой связи документальным поводом (наряду с заявлением о преступлении и явкой с повинной) для возбуждения уголовного дела служит рапорт об обнаружении признаков преступления, составленный лицом, получившим соответствующую информацию (ст. 143 УПК).

В таком рапорте должны содержаться сведения об обстоятельствах совершенного деяния и источнике получения информации об этом, а также должность, звание, фамилия и инициалы лица, получившего информацию о преступлении и составившего рапорт (Приложение № 1).

Представляется, что сведения об источнике информации не обязательно должны быть конкретизированы в рапорте — они могут быть отражены и в общей форме, например: «в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий», без указания, каких именно, с чьим участием, времени и места их проведения и т.д.

Информация о признаках преступления, полученная из оперативных источников, в результате проведения ОРМ, подлежит предварительной проверке и оценке до того, как она будет отражена в рапорте.

Подобная информация является поводом для возбуждения уголовного дела только после того, как должностное лицо убедится, что полученные им оперативные материалы содержат сведения о совершении деяния, подпадающего под признаки преступления.

Если для констатации наличия признаков преступления необходимо провести дополнительную проверку по первичным материалам, она осуществляется в рамках ОРД или административно-служебной деятельности.

В частности, сообщения негласных источников информации могут быть оформлены рапортом в качестве повода для возбуждения уголовного дела лишь после тщательной проверки такого их сообщения путем проведения гласных и негласных ОРМ, и только после подтверждения такой информации, сбора совокупности данных о признаках преступления целесообразно составлять рапорт об их обнаружении.

В этой связи составление рапорта об обнаружении признаков преступления по результатам ОРД может быть практически целесообразным и обоснованным, когда имеются основания для возбуждения уголовного дела.

Только при единстве этих двух условий представляется законным и обоснованным решение о начале уголовного судопро­изводства, его процессуальное оформление в форме постановления, последующее производство расследования.

Основанием для возбуждения уголовного дела является такая совокупность и качество результатов ОРД (содержащихся в собранных материалах фактических данных), которые позволяют сделать обоснованное предположение о совершении или подготовке преступления.

Такое предположение можно сделать путем сопоставления обстоятельств, ставших известными к моменту решения вопроса о возбуждении уголовного дела, с признаками состава преступления, описанными в УК РФ, и выявления их сходства с теми, информация о которых содержится в оперативных данных.

Именно поэтому п.

5 Межведомственной Инструкции предписывает, что результаты ОРД, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно: сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены, при каких обстоятельствах имело место обнаружение признаков преступления, сведения о лице (лицах), его совершившем (если оно известно), очевидцах преступления (если они известны), о местонахождении следов преступления, документов и предметов, которые могут стать вещественными доказательствами, о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Сведения, содержащиеся в представляемых результатах, должны позволять сделать вывод о наличии события и его противоправности.

В практике редко документы, в которых отражены результаты ОРД, на момент их передачи следователю содержат весь перечень указанных сведений.

Так, не всегда по результатам проведения ОРМ оперативные службы получают данные о месте нахождения следов преступления, документов и предметов, которые могут стать вещественными доказательствами. Поэтому перечь, указанный в п.

5 Межведомственной Инструкции, необходимо считать примерным, ориентирующим, а руководствоваться требованием, сформулированным в ч. 2 ст. 140 УПК: «Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления».

Таким образом, для решения о возбуждении уголовного дела достаточно лишь установить отдельные признаки, отражающие наиболее существенные свойства конкретного состава преступления.

Соответственно результаты ОРД должны содержать достаточные данные, указывающие на эти признаки преступления.

Полное и всестороннее установление конкретных лиц, формы вины, мотива, цели, способа, обстановки и других обстоятельств совершения преступления не входит в задачу стадии возбуждения уголовного дела. Такая задача может быть решена только в последующих стадиях уголовного процесса.

Вместе с тем результаты ОРД, даже если они соответствуют требованиям главы 19 УПК «Поводы и основания для возбуждения уголовного дела», не всегда могут выступать в качестве повода и основания для возбуждения уголовного дела.

Это связано с тем, что в зависимости от характера и тяжести совершенного преступления уголовное преследование, включая обвинение в суде, может осуществляться как в публичном, так и в частно-публичном или частном порядке (ст. 20 УПК).

Так, результаты ОРД не могут быть использованы в качестве поводов для возбуждения уголовных дел частного обвинения, которые в соответствии с УПК возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, его законного представителя, а также по уголовным делам частно- публичного обвинения, возбуждаемым не иначе как по заявлению потерпевшего. В частности, изнасилование без отягчающих обстоятельств не является случаем частной жизни субъекта этого преступления (хотя носит интимный характер), но затрагивает частную жизнь жертвы. Именно поэтому дела о данном преступлении отнесены к делам частно-публичного обвинения, возбуждаемым не иначе как по жалобе потерпевшей. Сбор оперативных данных о факте изнасилования не нарушает принципа неприкосновенности частной жизни, однако их использование представляется допустимым только с согласия потерпевшей.

Необходимо, однако, учитывать, что прокурор, следователь или дознаватель с согласия прокурора вправе возбудить уголовное дело о любом преступлении как частного, так и частно-публичного обвинения и при отсутствии заявления потерпевшего, если такие преступления совершены в отношении лиц, находящихся в зависимом состоянии или по иным причинам, когда лицо не способно самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами (ч. 4 ст. 20 УПК). В этом случае результаты ОРД могут быть использованы в качестве основания, указывающего, например, на зависимое состояние потерпевшего.

Источник: //all-sci.net/rozyisknaya-deyatelnost-operativno/ispolzovanie-rezultatov-ord-pri-vozbujdenii-115735.html

Использование результатов ОРД в доказывании по уголовным делам

Результаты орд могут послужить поводом для возбуждения уголовного дела

Развитие государства и государственно-правовой системы – процесс продолжительный и достаточно сложный. Одна из задач современной России сегодня состоит в укреплении демократических правовых устоев, создании основ для государства социального благоденствия [3, с. 3-4].

Представляется, что решение данной задачи связано с решением проблемы роста преступности в стране [4, с. 88].

Помимо этого достаточно остро стоит вопрос процессуальной легализации полученных доказательств при производстве ОРМ на этапе предварительного расследования совершенного преступления [8, с. 130-131].

Ранее, до 2003 г. уголовно-процессуальный закон не подразумевал понятия «результаты ОРД», оно даже не сформулировано в ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», хотя в нем есть отдельная норма (ст. 11 данного закона), предусматривающая их использование.

Использование результатов оперативно-розыскной деятельности возможно при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Оперативно-розыскных мероприятий можно привести в пример множество. Например: по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений.

Выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, имущества, подлежащего конфискации.

Так же могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела; использоваться для подготовки и осуществления следственных и судебных действий; использоваться в доказывании по уголовным делам.

Служить основой для принятия решений о достоверности представленных государственным или муниципальным служащим, либо гражданином, претендующим на должность судьи, предусмотренных федеральными законами сведений [9].

На мой взгляд, результаты оперативно-розыскной деятельности не могут быть использованы в качестве доказательств по той причине, что законодательно предусмотренные форма и порядок их получения отличаются от уголовно-процессуальных доказательств.

Как отметил в одном из своих решений Конституционный Суд РФ, результаты оперативно-розыскных мероприятий являются не доказательствами, а лишь сведениями об источниках тех фактов, которые, будучи полученными с соблюдением требований Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», могут стать доказательствами только после закрепления их надлежащим процессуальным путем, а именно на основе соответствующих норм уголовно-процессуального закона. Как отмечал Р.С. Белкин, «проблема использования оперативной информации в доказывании сводится к проблеме придания процессуального статуса источникам информации» [1].

Остановлюсь на рассмотрении трех составляющих результатов оперативно-розыскной деятельности, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам:

— формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств [10];

— содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на ОРМ, при проведении которых получены предполагаемые доказательства [7];

— содержать данные позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.

Не менее важную составляющую занимает эффективность использования данных оперативно-розыскной деятельности в сообщении о результатах оперативно-розыскной деятельности и других представляемых материалах (независимо от наименования документов).

Например, как для правильного использования сведений, так и для отдельных оперативно-розыскных мероприятий законом предусмотрены особые условия их проведения.

Следовательно, должны соответствовать статье 6 Закона об ОРД, наименование оперативно-розыскного мероприятия, в результате которого получены представляемые сведения. Так же немало важно понимать, какие именно получены сведения, имеющие значение для дела.

Кем получены указанные сведения, т.е.

кто проводил оперативно-розыскное мероприятие и кто в нем участвовал (оперативный сотрудник, а также лица, оказывающие ему содействие, которые в случае необходимости и соблюдении определенных условий могут быть допрошены в качестве свидетелей), и при каких именно обстоятельствах они получены [2]. Только при наличии таких данных можно реально обеспечить проверяемость представленных сведений.

Нельзя так же забывать о технических средствах (аудио- или видеозаписи, фото- или киноматериалы и т.п.), использование которых предусмотрено ч.3 ст.6 Закона об ОРД.

Если при проведении оперативно-розыскных мероприятий применялись такие средства и представляются результаты их использования, то должны быть точно указаны технические характеристики этих средств.

Это нужно, прежде всего, чтобы при использовании данных доказательств в ходе следственного действия, применить аппаратуру с надлежащими техническими характеристиками и не привнести в нее каких-либо необратимых изменений [6].

Так же хотелось обратить внимание на вовлечение результатов ОРД в уголовный процесс. Собирание доказательств в ходе уголовного судопроизводства осуществляется путем производства следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных УПК РФ.

К иным процессуальным действиям относятся истребование и представление предметов и документов, которые необходимы для вхождения в уголовный процесс не только предметов и документов, полученных подозреваемым, обвиняемым, защитником, потерпевшим и т.д., но и результатов ОРД.

Орган, осуществляющий ОРД, должен предоставить следователю предметы и документы, полученные в ходе ОРД, для приобщения к материалам уголовного дела. Так же и сам следователь вправе истребовать данные, предметы и документы у органа, осуществляющего ОРД.

Стоить заметить, что для представления результатов ОРД, полученных при проведении проверочной закупки, контролируемой поставки или оперативного эксперимента, следует приложить постановление о проведении данного оперативно-розыскного мероприятия, которое утверждено руководителем органа, осуществляющего ОРД.

В случае представления результатов ОРД, полученных при проведении оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, следует приложить копии судебных решений о проведении оперативно-розыскного мероприятия.

Не стоит забывать, что использование результатов ОРД может быть связано и с реализацией полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по обеспечению представления интересов государства в делах о банкротстве, а также при реализации полномочий в сфере государственной регистрации юридических лиц и даже коррупции.

Касаясь проблемы результатов оперативно-розыскной деятельности при расследовании преступлений коррупционной направленности, можно обратить внимание на научную работу Кретинина А.Н. и Грудинина Н.С.

на тему: «Вопросы легализации результатов оперативно-розыскной деятельности при расследовании преступлений коррупционной направленности» [5].

Авторы работы классифицируют результаты ОРД на три группы, где в первую группу входят данные о лице, совершившем преступление.

Вторая группа объединяет сведения о лицах, которым известны обстоятельства и факты, имеющие значение для уголовного дела о коррупционном преступлении (местонахождение предметов и документов, имеющих значение в качестве вещественных доказательств) об иных возможных источниках доказательств.

В третью группу предлагается включить данные, характеризующие личность подозреваемого (обвиняемого), имел ли он связь с органами власти и управления, или же с организованной преступностью. Так же материальную обеспеченность (наличие престижных автомобилей, дорогостоящей загородной недвижимости и т.п.).

Список литературы:

1. Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня Злободневные вопросы российской криминалистики. М.: Издательство НОРМА, 2001.

2. Гармаев Ю.П. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам. Практическое пособие. Иркутск: Изд-во ИПКПР ГП РФ, 2004.

3. Грудинин Н.С. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации как орган народного представительства: вопросы теории и практики. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Академия Генеральной прокуратуры РФ. М., 2017. – 30 с.

4. Грудинин Н.С. Преступность как фактор, препятствующий гуманизации правовой системы России: состояние и меры противодействия // Гуманистический фактор в современном праве. Материалы международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сошникова Тамара Аркадьевна. М., 2017. С. 88-93.

5. Кретинин А.Н., Грудинин Н.С. Вопросы легализации результатов оперативно-розыскной деятельности при расследовании преступлений коррупционной направленности // Nauka-rastudent.ru. 2018. № 01.

6. Межведомственная инструкция «О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности» от 17 апреля 2007 г. № 368/185/164/481/32/184/97/147.

7. Мешков В.М., Попов В.Л. Оперативно-розыскная тактика и особенности легализации полученной информации в ходе предварительного следствия. Учебно-практическое пособие. М., 1999.

8. Николаев А.М., Грудинин Н.С. К вопросу об условиях допустимости доказательств на стадии судебного разбирательства в уголовном процессе // Стратегии социального развития современного общества: российские и мировые тренды. Сборник материалов XIV Международного социального конгресса. М., 2016. С. 130-132.

9. Уголовно-процессуальное право РФ: учебник / под ред. П.А. Лупинской. М.: Юрист, 2003.

10. Яковец Е.Н. Проблемы аналитической работы в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. Монография. М., 2005. 

Источник: //nauka-rastudent.ru/39/4096/

Юрист Воеводин
Добавить комментарий