Решение о досрочном освобождении президента от должности принимается

Президент Республики Беларусь

Решение о досрочном освобождении президента от должности принимается

Правовой статус Президента Республики Беларусь, его полномочия, порядок и гарантии их осуществления определены в Конституции Республики Беларусь и Законе Республики Беларусь от 21 февраля 1995 года «О Президенте Республики Беларусь».

Президентом может быть избран:

  • гражданин Республики Беларусь по рождению,
  • обладающий избирательным правом,
  • постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами.

Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном ании.

Президент является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.

Являясь высшим должностным лицом Республики Беларусь, Президент:

  • олицетворяет единство народа;
  • гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики;
  • представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями.

Президент Республики Беларусь:

  • принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности;
  • обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти;
  • осуществляет посредничество между органами государственной власти.

Президент Республики Беларусь:

  1. назначает республиканские референдумы, очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы;
  2. распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией;
  3. назначает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;
  4. образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента, другие органы государственного управления, а также консультативно-совещательные и иные органы при Президенте;
  5. с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра Республики Беларусь;
  6. определяет структуру Правительства, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов;
  7. с согласия Совета Республики назначает на должность:
    • Председателя Конституционного Суда;
    • Председателя Верховного Суда;
    • Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей этих судов;
    • судей Высшего Хозяйственного Суда;
    • Председателя Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;
    • Председателя и членов Правления Национального банка;
  8. назначает шесть судей Конституционного Суда, иных судей Республики Беларусь;
  9. освобождает от должности:
    • Председателя и судей Конституционного Суда;
    • Председателя и судей Верховного Суда;
    • Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда;
    • Председателя и членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;
    • Председателя и членов Правления Национального банка по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением Совета Республики;
  10. назначает на должность и освобождает от должности:
    • Председателя Комитета государственного контроля;
    • руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус;
  11. назначает представителей Президента в Парламенте Республики Беларусь и других должностных лиц, должности которых определены в соответствии с законодательством, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь:

  1. обращается с посланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики;
  2. обращается с ежегодными посланиями к Парламенту Республики Беларусь, которые заслушиваются без обсуждения на заседаниях Палаты представителей и Совета Республики;
  3. имеет право участвовать в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением;
  4. имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь.

К компетенции Президента относится также решение вопросов:

  • о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища;
  • об установлении государственных праздников и праздничных дней;
  • о награждении государственными наградами, присвоении классных чинов и званий;
  • о помиловании осужденных.

Как Глава государства, Президент:

  1. ведет переговоры и подписывает международные договоры;
  2. назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях;
  3. принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств.

В случае стихийного бедствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства, Президент вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики; в случаях, предусмотренных законодательством, Президент вправе отложить проведение забастовки или приостановить ее, но не более чем на трехмесячный срок.

ПрезидентРеспублики Беларусь:

  1. имеет право в порядке, установленном Конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей;
  2. имеет право отменять акты Правительства;
  3. непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления;
  4. имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству.

Президент Республики Беларусь:

  1. формирует и возглавляет Совет Безопасности;
  2. является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь;
  3. назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил;
  4. вводит на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы или нападения военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики;
  5. осуществляет иные полномочия, если это не противоречит Конституции Республики Беларусь.

Президент имеет право роспуска палат Национального собрания Республики Беларусь.

На основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь Президент издает:

  • распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории республики.

В силу особой необходимости Президент по своей инициативе либо по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона.

Президент вправе в любое время подать в отставку. Отставка Президента принимается Палатой представителей. Президент Республики Беларусь может быть досрочно освобожден от должности при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять обязанности Президента.

Решение о досрочном освобождении Президента принимается большинством не менее двух третей от полного состава Палаты представителей и большинством не менее двух третей от полного состава Совета Республики на основании заключения специально создаваемой палатами комиссии.

Президент может быть смещен с должности в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления.

Решение о выдвижении обвинения и его расследовании в этом случае считается принятым, если за него проало большинство от полного состава Палаты представителей по предложению не менее одной трети ее депутатов. Расследование обвинения организуется Советом Республики.

Президент считается смещенным с должности, если за это решение проало не менее двух третей от полного состава Совета Республики, а также не менее двух третей от полного состава Палаты представителей.

В случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией Республики Беларусь, его полномочия до принесения Присяги вновь избранным Президентом переходят к Премьер-министру.

Источник: http://pravo.by/gosudarstvo-i-pravo/prezident-respubliki-belarus/

Изменения в ФЗ

Решение о досрочном освобождении президента от должности принимается

Одобрен Государственной Думой 22 мая 2009 года

Одобрен Советом Федерации 27 мая 2009 года

Статья 1

Внести в Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 13, ст. 1447) следующие изменения:

1) часть третью статьи 16 изложить в следующей редакции:

«Полномочия Председателя и заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации устанавливаются настоящим Федеральным конституционным законом.»;

2) в части четвертой статьи 20 слово «заместитель» заменить словом «заместители»;

3) в части третьей статьи 21:

а) пункт 1 признать утратившим силу;

б) пункт 5 изложить в следующей редакции:

«5) принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации, а также о досрочном освобождении от должности Председателя или заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации.»;

4) статью 23 изложить в следующей редакции:

«Статья 23. Назначение на должность Председателя и заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации.

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации имеет двух заместителей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации.

Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда Российской Федерации по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок.

Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда Российской Федерации могут по личному письменному заявлению сложить с себя эти полномочия. Сложение полномочий констатируется решением Конституционного Суда Российской Федерации.

По инициативе не менее пяти судей Конституционного Суда Российской Федерации, считающих, что Председатель или заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации недобросовестно исполняет свои обязанности либо злоупотребляет своими правами, может быть поставлен вопрос о его досрочном освобождении от должности. Решение о досрочном освобождении от должности соответствующего лица принимается большинством не менее двух третей от общего числа судей Конституционного Суда Российской Федерации тайным анием.

В случае, если должность Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации окажется вакантной, Председатель или заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность в порядке, установленном настоящей статьей, не позднее двух месяцев со дня открытия вакансии. По истечении срока полномочий Председатель или заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации продолжает исполнять свои обязанности до назначения на должность нового Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации.»;

5) пункт 4 части первой статьи 24 изложить в следующей редакции:

«4) осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда Российской Федерации, представляет на утверждение Конституционного Суда Российской Федерации кандидатуры руководителей аппарата и Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации, а также Положение о Секретариате Конституционного Суда Российской Федерации и структуру аппарата;»;

6) в статье 25:

а) в части первой слова «заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации» заменить словами «один из заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации по уполномочию Председателя Конституционного Суда Российской Федерации»;

б) в части второй слова «заместителем Председателя» заменить словами «одним из заместителей Председателя», слова «к судье-секретарю Конституционного Суда Российской Федерации,» исключить;

7) статью 26 изложить в следующей редакции:

«Статья 26. Заместители Председателя Конституционного Суда Российской Федерации

Заместители Председателя Конституционного Суда Российской Федерации осуществляют по уполномочию Председателя Конституционного Суда Российской Федерации его отдельные полномочия, а также выполняют иные обязанности, возложенные на них Председателем Конституционного Суда Российской Федерации.»;

8) статью 27 признать утратившей силу;

9) в части третьей статьи 59 слова «и судьей-секретарем» заменить словами «и одним из заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации по уполномочию Председателя»;

10) в части третьей статьи 111 слово «численность,» и слова «и штатное расписание» исключить.

Статья 2

1. Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования.

2. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации и заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, избранные до дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона, осуществляют свои полномочия до истечения их срока.

Президент Российской Федерации

Д. Медведев

Источник: https://rg.ru/2009/06/04/sudii-dok.html

Раздел III. Президент — Конституция Республики Казахстан, Конституция РК 2019

Решение о досрочном освобождении президента от должности принимается

Статья 40

1. Президент Республики Казахстан является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях.

2. Президент Республики — символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

3. Президент Республики обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом.

Статья 41

1. Президент Республики Казахстан избирается в соответствии с конституционным законом совершеннолетними гражданами Республики на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном ании сроком на пять лет.

2. Президентом Республики Казахстан может быть избран гражданин Республики по рождению, не моложе сорока лет, свободно владеющий государственным языком, проживающий в Казахстане последние пятнадцать лет и имеющий высшее образование. Конституционным законом могут устанавливаться дополнительные требования к кандидатам в Президенты Республики.

3. Очередные выборы Президента Республики проводятся в первое воскресенье декабря и не могут совпадать по срокам с выборами нового состава Парламента Республики.

3.1. Внеочередные президентские выборы назначаются решением Президента Республики и проводятся в порядке и сроки, установленные конституционным законом.

4. Исключен Законом РК от 07.10.1998 N 284.

5. Кандидат, набравший более пятидесяти процентов избирателей, принявших участие в ании, считается избранным. В случае, если ни один из кандидатов не набрал указанного числа , проводится повторное ание, в котором участвуют два кандидата, набравшие большее число . Избранным считается кандидат, набравший большее число избирателей, принявших участие в ании.

Статья 42

1. Президент Республики Казахстан вступает в должность с момента принесения народу следующей присяги: “Торжественно клянусь верно служить народу Казахстана, строго следовать Конституции и законам Республики Казахстан, гарантировать права и свободы граждан, добросовестно выполнять возложенные на меня высокие обязанности Президента Республики Казахстан”.

2. Присяга приносится во вторую среду января в торжественной обстановке в присутствии депутатов Парламента, членов Конституционного Совета, судей Верховного Суда, а также всех бывших Президентов Республики.

В случае, предусмотренном статьей 48 Конституции, лицом, принявшим на себя полномочия Президента Республики Казахстан, присяга приносится в течение одного месяца со дня принятия полномочий Президента Республики.

3. Полномочия Президента Республики прекращаются с момента вступления в должность вновь избранного Президента Республики, а также в случае досрочного освобождения или отрешения Президента от должности либо его кончины. Все бывшие Президенты Республики, кроме отрешенных от должности, имеют звание экс-Президента Республики Казахстан.

4. Исключен Законом Республики Казахстан от 7 октября 1998 года № 284-1 ЗРК.

5. Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом Республики более двух раз подряд.

Настоящее ограничение не распространяется на Первого Президента Республики Казахстан.

Статья 43

1. Президент Республики Казахстан не вправе быть депутатом представительного органа, занимать иные оплачиваемые должности и осуществлять предпринимательскую деятельность.

2. Исключен Законом Республики Казахстан от 21 мая 2007 г. № 254-ІІІ ЗРК.

Статья 44

Президент Республики Казахстан:

1) обращается с ежегодным посланием к народу Казахстана о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики Республики;

2) назначает очередные и внеочередные выборы в Парламент Республики и его Палаты; созывает первую сессию Парламента и принимает присягу его депутатов народу Казахстана; созывает внеочередную сессию Парламента; подписывает представленный Сенатом Парламента закон в течение одного месяца, обнародует закон либо возвращает закон или отдельные его статьи для повторного обсуждения и ания;

3) после консультаций с фракциями политических партий, представленных в Мажилисе Парламента, вносит на рассмотрение Мажилиса для дачи согласия кандидатуру Премьер-Министра Республики; с согласия Мажилиса Парламента назначает на должность Премьер-Министра Республики; освобождает от должности Премьер-Министра Республики; по представлению Премьер-Министра определяет структуру Правительства; по представлению Премьер-Министра, внесенному после консультаций с Мажилисом Парламента, назначает на должности членов Правительства; самостоятельно назначает на должности министров иностранных дел, обороны, внутренних дел; освобождает от должностей членов Правительства; принимает присягу членов Правительства; при необходимости председательствует на заседаниях Правительства по особо важным вопросам; отменяет либо приостанавливает полностью или частично действие актов акимов областей, городов республиканского значения и столицы;

4) с согласия Сената Парламента назначает на должности Председателя Национального Банка, Генерального Прокурора и Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан; освобождает их от должностей;

5) образует, упраздняет и реорганизует государственные органы, непосредственно подчиненные и подотчетные Президенту Республики, назначает на должности и освобождает от должностей их руководителей;

6) назначает и отзывает глав дипломатических представительств Республики;

7) назначает на должности сроком на пять лет Председателя и двух членов Центральной избирательной комиссии, Председателя и двух членов Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета;

Источник: http://www.constitution.kz/razdel3/

Глава 4. Президент Российской Федерации | Конституция Российской Федерации

Решение о досрочном освобождении президента от должности принимается

Статья 80

1.

Президент Российской Федерации является главой государства.

2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Статья 81

1.

Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном ании.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

Статья 82

1.

При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:

«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».

2. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.

Статья 83

Президент Российской Федерации:

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;

е.

1) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;

ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Статья 84

Президент Российской Федерации:

а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Статья 85

1.

Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Статья 86

Президент Российской Федерации:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Статья 87

1.

Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

2. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерация вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

3. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

Статья 88

Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Статья 89

Президент Российской Федерации:

а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

в) осуществляет помилование.

Статья 90

1.

Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.

2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Статья 91

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.

Статья 92

1.

Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

Статья 93

1.

Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Алфавитно-предметный указатель
А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Ц  Ч  Я

Конституция | Оптичeская копия | Гocударственные симвoлы | Пoстановления КС | Пoстановление ВC

Источник: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-6.htm

Глава 2. Вопросы общей компетенции палат Национального собрания

Решение о досрочном освобождении президента от должности принимается

Статья 11. Законодательные полномочия палат Национального собрания

Палата представителей по предложению Президента Республики Беларусь либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, рассматривает проекты законов о внесении изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Беларусь, о толковании Конституции Республики Беларусь.

Палата представителей по предложению субъектов права законодательной инициативы рассматривает проекты иных законов Республики Беларусь.

Совет Республики одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов.

В случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, регулирование общественных отношений осуществляется законами Республики Беларусь.

Статья 12. Делегирование законодательных полномочий Палатой представителей и Советом Республики Президенту Республики Беларусь

Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством от полного состава палат Национального собрания, по предложению Президента Республики Беларусь могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять предмет регулирования указанных декретов и срок полномочий Президента Республики Беларусь на их издание.

Проект закона о делегировании Президенту Республики Беларусь законодательных полномочий вносится в Палату представителей Президентом Республики Беларусь и рассматривается в порядке, предусмотренном Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и регламентами палат Национального собрания.

Не допускается делегирование Президенту Республики Беларусь полномочий на издание декретов:

об изменении и (или) дополнении Конституции Республики Беларусь, о толковании Конституции Республики Беларусь;

о внесении изменений и (или) дополнений в законы об основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Беларусь, о военной доктрине Республики Беларусь (программные законы);

о республиканском бюджете на очередной финансовый год и об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год;

об изменении порядка выборов Президента Республики Беларусь и Национального собрания;

ограничивающих конституционные права и свободы граждан;

об изменении закона о делегировании законодательных полномочий Президенту Республики Беларусь;

содержащих нормы, имеющие обратную силу.

В период срока полномочий Президента Республики Беларусь на издание декрета, имеющего силу закона, Национальное собрание не вправе принимать законы по вопросам, по которым Президенту Республики Беларусь делегированы полномочия на издание декрета.

Статья 13. Рассмотрение палатами Национального собрания временных декретов Президента Республики Беларусь, имеющих силу закона

Временный декрет Президента Республики Беларусь с обоснованием необходимости его издания в трехдневный срок после его подписания представляется для рассмотрения Палатой представителей, а затем Советом Республики.

Если временный декрет Президента Республики Беларусь представлен в период между сессиями палат Национального собрания, он рассматривается на очередной (внеочередной) сессии палат Национального собрания.

Рассмотрение палатами Национального собрания временных декретов Президента Республики Беларусь осуществляется в порядке, установленном регламентами палат Национального собрания.

Не подлежат рассмотрению временные декреты Президента Республики Беларусь, утратившие силу к моменту их рассмотрения в Национальном собрании.

Палаты Национального собрания по результатам рассмотрения временного декрета Президента Республики Беларусь, имеющего силу закона, могут принять решение:

о принятии временного декрета Президента Республики Беларусь к сведению;

об отмене временного декрета Президента Республики Беларусь.

Решение о принятии временного декрета Президента Республики Беларусь к сведению считается принятым при условии, что за него проало большинство от полного состава каждой из палат Национального собрания.

Решение об отмене временного декрета Президента Республики Беларусь считается принятым при условии, что за него проало не менее двух третей от полного состава каждой из палат Национального собрания.

Статья 14. Рассмотрение палатами Национального собрания вопросов о досрочном освобождении от должности или смещении с должности Президента Республики Беларусь

Палаты Национального собрания могут принять решение о досрочном освобождении от должности Президента Республики Беларусь при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять обязанности Президента Республики Беларусь.

Решение о досрочном освобождении от должности Президента Республики Беларусь принимается большинством не менее двух третей от полного состава Палаты представителей и большинством не менее двух третей от полного состава Совета Республики на основании заключения специально создаваемой палатами Национального собрания комиссии.

Президент Республики Беларусь может быть смещен с должности в связи с совершением измены государству или иного особо тяжкого преступления. Решение о выдвижении обвинения против Президента Республики Беларусь и его расследовании считается принятым, если за него проало большинство от полного состава Палаты представителей по предложению не менее одной трети ее депутатов.

На основании решения Палаты представителей, указанного в части третьей настоящей статьи, Совет Республики организует расследование выдвинутого обвинения.

О дате и времени заседаний Совета Республики и Палаты представителей по рассмотрению вопроса о смещении с должности Президента Республики Беларусь уведомляются Президент Республики Беларусь, Премьер-министр Республики Беларусь, Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь, Председатель Верховного Суда Республики Беларусь и Генеральный прокурор Республики Беларусь.

Решение о смещении с должности Президента Республики Беларусь в связи с совершением измены государству или иного особо тяжкого преступления считается принятым, если за него проало не менее двух третей от полного состава Совета Республики и не менее двух третей от полного состава Палаты представителей.

Непринятие Советом Республики и Палатой представителей решения о смещении Президента Республики Беларусь с должности в течение месяца со дня выдвижения обвинения означает отклонение обвинения.

Предложение о смещении Президента Республики Беларусь с должности не может инициироваться в период рассмотрения в соответствии с Конституцией Республики Беларусь вопроса о досрочном прекращении полномочий палат Национального собрания.

Статья 15. Рассмотрение палатами Национального собрания вопроса о проведении республиканского референдума

Палаты Национального собрания вправе внести Президенту Республики Беларусь предложение о проведении республиканского референдума.

Вопрос о внесении Президенту Республики Беларусь предложения о проведении республиканского референдума рассматривается Палатой представителей и Советом Республики на их раздельных заседаниях по инициативе соответственно депутатов Палаты представителей, Президиума и постоянных комиссий Совета Республики, а также членов Совета Республики.

Решение по предложению о проведении республиканского референдума принимается большинством от полного состава каждой из палат Национального собрания и оформляется постановлениями палат, которые направляются соответственно в Совет Республики, Палату представителей.

Постановления Палаты представителей, Совета Республики должны содержать предложения о:

дате республиканского референдума;

вопросах, выносимых на республиканский референдум;

рассмотрении соответственно Советом Республики, Палатой представителей вопроса о проведении республиканского референдума.

Совет Республики, Палата представителей рассматривают предложение о проведении республиканского референдума и принимают одно из следующих решений:

согласиться с предложением соответственно Палаты представителей, Совета Республики о проведении республиканского референдума;

отклонить предложение соответственно Палаты представителей, Совета Республики о проведении республиканского референдума.

Постановления палат Национального собрания по вопросам принятия либо отклонения предложения о проведении республиканского референдума направляются Президенту Республики Беларусь.

Если предложение о проведении республиканского референдума внесено Президенту Республики Беларусь с соблюдением требований Конституции Республики Беларусь, настоящего Закона и иных актов законодательства Республики Беларусь, Президент Республики Беларусь назначает республиканский референдум.

Статья 16. Заслушивание палатами Национального собрания ежегодных посланий Президента Республики Беларусь к Парламенту

Ежегодные послания Президента Республики Беларусь к Парламенту заслушиваются на совместных заседаниях Палаты представителей и Совета Республики без обсуждения и принятия по ним решения.

Решение о проведении совместного заседания палат Национального собрания для заслушивания ежегодного послания Президента Республики Беларусь к Парламенту принимается палатами Национального собрания с согласия Президента Республики Беларусь. 

Источник: http://house.gov.by/ru/glava-2-voprosy-obschej-kompetentsii-palat-natsionalnogo-sobranija-ru

Юрист Воеводин
Добавить комментарий