Равное гражданство – это

Депортации русских не будет

Равное гражданство – это

Их откладывают на три года — вечером 9 декабря Госдума приняла «в целом» соответствующий закон, возражений от Совета Федерации не ждут. Благополучное большинство вряд ли представляет, от какой мерзости мы отскочили.

О каких масштабах речь? Все данные оценочны.

2 декабря президент провел в Санкт-Петербурге заседание Совета по культуре и искусству и Совета по русскому языку.

Владимир Путин между прочим заметил: «В нашей стране, так же как и в Соединенных Штатах, — примерно равное количество людей, находящихся на нелегальном или полулегальном положении, это свыше 10 миллионов человек.

И, безусловно, мы с вами должны это иметь в виду, поскольку это вызывает законные озабоченности и раздражение у местного населения, особенно в крупных российских городах».

Первое января могло стать черным днем, конечно, не для всех 10 миллионов.

1 января 2017 года заканчивается действие главы VIII.1 Закона «О гражданстве Российской Федерации». Она упрощала легализацию:

а) имевшим гражданство СССР и прибывшим в РФ до 1 ноября 2002 года, если они не имеют другого гражданства, вида на жительство или прописки в иностранном государстве;

б) их детям;

в) тем, кто получил паспорт гражданина РФ до 1 июля 2002 года, но у кого впоследствии органы не определили «наличие гражданства РФ», имеющим гражданство иностранного государства, при условии отсутствия у них действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве.

По данным МВД, эта глава облегчала оформление гражданства (не требовалось добиваться разрешения на временное проживание или вида на жительство, предъявлять данные об источнике средств к существованию, сдавать экзамен по русскому языку) более 70 тыс.

соотечественникам, однако воспользовались ее нормами 45 тысяч. Остальные — не менее 25 тыс. человек — обязаны были выехать из России. Законом от 12 ноября 2012 года устанавливался срок: до 31 марта 2017 года (не позднее трех месяцев со дня окончания срока действия главы VIII.

1), иначе — депортация.

Петр Саруханов / «Новая газета»

Законопроект, продлевающий действие этой главы еще на три года, внес в ноябре первый зампред Комитета по делам СНГ Константин Затулин. 8 декабря, накануне рассмотрения, к числу инициаторов проекта добавили Ирину Яровую.

И Дума его поддержала.

Примечательно, что законодательное требование депортации бывших соотечественников, то есть результаты работы прежнего состава Думы, состав нынешний (не сказать, что сильно отличающийся) назвал «дискредитацией РФ».

«Не терпится опробовать Нацгвардию»

СПЧ меж тем рекомендует провести иммиграционную амнистию для соотечественников, ставших «нелегалами поневоле» из-за несовершенства законодательства.

Соответствующие письма из администрации президента разослали первым лицам всех ведомств, причастных к миграции.

Как пишет председатель исполкома «Форума переселенческих организаций» Лидия Графова, «к сожалению, ответы получены пока неутешительные».

Куда хотели депортировать всех этих людей? Или собираются депортировать через три года? Они не менее 14 лет (кто-то всю жизнь) живут в России, многие из них — русские и коренные россияне. Куда их?

Президент Уральской ассоциации беженцев, консультант-эксперт Общественной палаты Свердловской области Людмила Лукашёва говорит о необходимости срочных мер: «Если бы хотя бы одно ведомство откликнулось на наши прежние обращения, нам не пришлось бы в авральном режиме предупреждать ту гуманитарную катастрофу, к которой подталкивают общество те, кому не терпится опробовать Нацгвардию». Это цитата из письма Лукашёвой от 9 декабря, когда еще было неизвестно, как отреагирует Дума на проект Затулина. А отправлено это письмо Сергею Меняйло, сибирскому полпреду президента. Почему ему? Потому что в Красноярске живет Наталья Коверник, героиня серии публикаций «Новой газеты» (№ 131 за 2011 год, № 105 и 134 с.г.). Конституционное право Коверник на изменение гражданства присвоили чиновники. Они отказывают ей в том, что она — гражданка России.

Между тем: Н. Коверник родилась 28.10.1961 в Красноярске. Ее мать, Игнатова Александра Васильевна, уроженка д. Ново-Михайловка Партизанского района Красноярского края, являлась гражданкой России по рождению, российского гражданства не прекращала, иного не приобретала. Ее отец, Игнатов Виктор Павлович, уроженец д.

Осиповки Туруханского района Красноярского края, являлся гражданином России по рождению, российского гражданства не прекращал, иного не приобретал. «Коверник приобрела гражданство РФ на момент своего рождения и продолжает в нем состоять, поскольку не ходатайствовала о его прекращении», — цитирую экспертное заключение от Лукашёвой.

Да, на момент распада СССР Коверник постоянно проживала на территории, отошедшей к Республике Украина. Но поскольку у РФ нет договора о двойном гражданстве с Украиной, полномочные органы РФ не имеют права признавать Коверник гражданкой Украины.

«Иное толкование закона и следующие за ними действия фактически произвольно без свободного волеизъявления гражданина лишают Коверник законно приобретенного российского гражданства, нарушают статью 6 Конституции, умаляют достоинство ее личности».

В истории Коверник со всей наглядностью отражаются некоторые сущностные черты российской государственности.

С ее желанием осчастливить всех вовне, с раздачей российских паспортов иностранным деятелям искусств, жителям Южной Осетии и Абхазии, с борьбой против «произвольного лишения гражданства» как инструментария Риги и Таллина.

С наделением двух миллионов крымчан российскими паспортами, чему не помешали их украинские паспорта, и отказе Коверник признать ее российское гражданство из-за того же украинского паспорта.

«Судя по поведению и ответам, направляемым руководством местного миграционного ведомства, в его структуре отсутствуют специалисты, компетентные в вопросах определения гражданства РФ, — пишет Лукашёва. — К сожалению, это типично не только для Сибири.

Нам известен единичный случай, когда руководство местного миграционного ведомства положительно отреагировало на гражданскую инициативу по самоопределению статуса гражданства. Это было в Челябинской области.

В нашем регионе, несмотря на положительную судебную практику, уже бывшее УФМС во главе с уже бывшим начальником вступило в открытую конфронтацию с гражданами и годами устраивало бюрократическую волокиту вокруг нежелания соотечественников, не утративших гражданства России по рождению, получить паспорт без повторного приобретения гражданства».

Коррупция в режиме ожидания

На антикоррупционном форуме в Екатеринбурге 5 и 7 декабря, организованном областной Общественной палатой, констатировали: реформирование ФМС проходит в закрытом режиме. Октябрьские обращения Лукашёвой к первому замглавы МВД Александру Горовому, в четыре думские фракции с предложениями о реформировании ФМС остались без ответа. И нет причин ждать изменений к лучшему.

«В настоящее время коррупция в сфере миграции перешла в режим ожидания (на период реформ), но и деятельность миграционного ведомства по осуществлению основных функций (паспортизация, определение наличия гражданства, исполнение решение суда по миграционным спорам) сведена на нет. До настоящего времени не исполнено ни одно решение суда, вступившее в силу по спорам, прошедшим под контролем нашей организации и ее партнеров», — констатирует Лукашёва.

Она просит Меняйло поручить главному фединспектору в СибФО взять под личный контроль соблюдение прав Коверник.

После выхода последней нашей заметки о деле Коверник мне позвонила полковник Ирина Мужецкая, начальник отдела информации и общественных связей краевого УМВД, и пригласила для конструктивного диалога к начальнику бывшего территориального управления ФМС, теперь Управления по вопросам миграции краевого УМВД. Я в эту контору не ходок, потому что слушать в 129-й раз одни и те же аргументы, почему Коверник никогда не была гражданкой РФ и почему ее «по-хорошему» надо выдворять, — бессмысленно. Коверник же — куда деваться — пошла. Вышла и подтвердила: аргументация не меняется.

Слушайте. Все независимые юристы, к которым обращались и я, и Коверник, говорят: гражданства РФ и РСФСР — одно и то же, состоялось лишь переименование. См., например, закон РСФСР от 25.12.

1991 № 2094-I: «Государство Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) впредь именовать Российская Федерация (Россия)». И — ничего о прекращении чьего-либо гражданства.

Гражданин России по рождению (не важно, как называлось государство — Российская империя, РСФСР или РФ) остается ее гражданином навсегда, если только сам не откажется от гражданства.

Есть определения Конституционного и Верховного судов, где разъясняется, что лица, имевшие российское гражданство по рождению, не утрачивают его в силу автоматического принятия гражданства стран СНГ и в силу проживания за пределами России. Но кому и как тыкать этими определениями?

Только сейчас власти озаботились многолетним игнорированием решений КС — внесенный президентом законопроект, который должен прекратить эту практику, Госдума 9 декабря приняла в первом чтении.

Толкование законов от КС станет безоговорочным для госорганов и приоритетным для судов при рассмотрении жалоб граждан на нарушение их законных прав и свобод.

Законопроект оговаривает необходимость пересмотра ранее принятых решений по таким делам.

Президент говорит

Возвращаясь к заседанию в Санкт-Петербурге 2 декабря. Президент, в частности, заметил: «Я неоднократно обращал внимание правительства на то, что вопросы, связанные с приобретением российского гражданства, особенно определенными категориями граждан бывших республик Советского Союза, должны быть максимально разбюрокрачены».

То есть президент уже устал говорить чиновником одно и то же.

Ну если Путина не слышат, не знаю, есть ли смысл газете повторять прописные истины. И все же.

Еще раз: никакие чиновники, пусть самые великие, не вправе отнимать у человека гражданство. Народ, его персональный состав, пусть он им совсем не нравится, — не в их компетенции. Кровь и почва — предки и место рождения — им не подконтрольны.

Вторичное государство может фиксировать движение первичных крови и почвы, но уж никак не пытаться ими командовать.

Законодательство России это, собственно, и утверждает.

Все, что требуется от миграционных чиновников по делу Коверник, — это выполнить свои функциональные обязанности. Первым пунктом в их полномочиях указано «определение наличие гражданства РФ у лиц, проживающих на территории РФ».

И определяться оно должно на основании законодательных актов РФ, РСФСР или СССР, международных договоров РФ, РСФСР или СССР.

Другими словами, чиновники должны провести регламентированную законом проверку наличия у Коверник гражданства РФ (оно тут же обнаружится) и выдать ей паспорт гражданина России, а не интересоваться тем, получала ли она гражданство Украины и каково законодательство Украины? Какое им дело до Украины?

А вот полномочий не признавать коренных россиян гражданами РФ у территориальных органов исполнительной власти нет. И нет таких законов, на основании которых они могли бы это делать.

Лукашёва предлагает объявить конкурс на разработку программы повышения квалификации работников МВД «Компетенция «Гражданство РФ», обучить этой компетенции весь руководящий состав управления МВД по вопросам миграции и его территориальных структур. Госдума могла бы этим озаботиться хотя бы для того, чтобы спустя три года не пришлось искать тех, кто дискредитирует Россию.

А еще Лукашёва предлагает объявить конкурс на разработку электронной госуслуги «Определение наличия/отсутствия гражданства РФ» на основе технологии определения гражданства Уральской ассоциации беженцев (к слову, лауреата нацпремии «Гражданская инициатива»).

Коверник:

— Я об этой компьютерной программе говорю с 2005 года, после своего судебного решения. Вводишь место рождения, наличие/отсутствие решения о прекращении российского гражданства; наличие заявления о приобретении иностранного гражданства в порядке оптации (т.е.

добровольного выбора) по двусторонним международным договорам об упрощенном порядке приобретения гражданства иного государства (Казахстан, Киргизия) и т.д.

И железяка не будет мне врать в глаза и сочинять небылицы про оптацию при отсутствии двустороннего международного договора по вопросам гражданства, прекращения существования РСФСР и не будет нести другую околесицу, которую слушать стыдно. Всего-то: провести тестирование.

Но тогда придется ох как сократить штатную численность МВД… Жалко, сын мой не сможет участвовать в таком конкурсе — не россиянин же… А ведь программист, хотя власти сделали все возможное, чтобы я не смогла дать ему образование.

* * *

Это очевидная несправедливость, по каким угодно меркам — не признавать гражданство России за русскими по крови, по рождению, никогда не отказывавшимися от этой земли. Никому не дано отнимать у человека его право на гражданство, на родину. Оно естественное или, если угодно, данное Богом.

Источник: https://www.novayagazeta.ru/articles/2016/12/13/70889-deportatsii-russkih-ne-budet

Что такое гражданство? | Народный вопрос.РФ

Равное гражданство – это
+5 нравится [ 5 ] не нравится [ 0 ]

Гражданство — одна из основных правовых категорий, понятий, указывающее на правовую принадлежность лица к определенному государству, из этой связи возникают взаимные права и обязанности государства и его гражданина, их ответственность перед друг другом. Гражданство синонимично подданству — категории, использующейся в странах, где сохранилась монархия.

Гражданство Российской Федерации — устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Вопросы гражданства регулирует Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации». Он устанавливает порядок его приобретения, выхода из гражданства, принципы и т. д.

Российское гражданство имеет несколько принципов своего правового регулирования:

1. принцип запрета дискриминации,

2. принцип единого и равного гражданства независимо от оснований его приобретения,

3. принцип сохранения гражданства за проживающими вне РФ гражданами,

4. запрет выдачи граждан иностранному государству или высылки гражданина за пределы РФ,

5. запрет лишения гражданства или права изменить его.

Принцип единого и равного гражданства заключается в том, что граждане, которые приобрели гражданство (т. е.

натурализованные, например, жители Крыма) обладают таким же конституционного-правовым статусом, как и прирожденные (родившиеся в России, имевшие гражданство СССР и проживавшие в России) граждане.

В ряде стран мира (США, Эстония) статус натурализованных и прирожденных граждан не идентичен — первых, к примеру, можно лишить гражданства.

Помимо института гражданства в нашей стране существует также институт почетного гражданства (хрестоматийный пример — Жерар Депардье), которое персонально предоставляется лицу, имеющему выдающиеся заслуги перед Российской Федерацией или мировым сообществом, а также звание почетного гражданина субъекта федерации и отдельного населенного пункта, присваиваемое лицам, имеющим выдающиеся заслуги перед городом или регионом, Россией, лицам, связанным со значительной общественно-политической деятельностью для региона или города и строго говоря гражданством не являющееся. Гражданство как и статус предоставляется с согласия указанных лиц на всю их жизнь.

Порядок приобретения и утраты гражданства регулируется законодательством государства и международными соглашениями. Гражданство предполагает, что государство обязано покровительствовать, защищать и заботиться о благополучии своих граждан.

Антонимом понятие гражданин является апатрид — то есть лицо без гражданства или подданства, не связанное ни с одним государством.

Как правило, причины такого состояния кроются в форм-мажорных обстоятельствах (исчезновение государства, бегство из государства из-за религиозного или вооруженного конфликта, сопряженное с утратой документов), сознательно нежелание принимать гражданство какого-либо государства, лишение гражданства.

Апатрид, как правило, лишается некоторых прав, в первую очередь прав гражданина -т.е. прав политических и находится в уязвимом положении, создающим условия для его дискриминации.

На территории России апатриды как и иностранцы пользуются большинством прав и свобод и ограничены в избирательных правах, доступе к государственной службе, в возможностях вести некоторые виды предпринимательской деятельности. Документы, которые удостоверяют личность апатрида на территории страны — certificat d`apatrid, разрешение на временное проживание, вид на жительство и т. д.

На международном уровне статус апатридов регулирует Конвенция о статусе апатридов от 28 сентября 1954 года. Согласно её апатрид обязан соблюдать законы страны пребывания, а его ранее приобретенные права (например, связанные с браком), должны соблюдаться и признаваться государством, в котором он находится.

Имущественные права апатридов равны имущественным правам иностранцев, авторские и смежные права — правам граждан государства пребывания.

За апатридом сохраняются свободы передвижения, труда, предпринимательской деятельности, право на обращение в государственные органы, он уплачивает налоги, которые уплачивают иностранные граждане.

Государства стараются не допускать потери человеком гражданства, препятствую добровольному отказу от него, если человек не представляет гарантий того, что перейдет в гражданство другого государства. Таким образом гражданство превращается в обязанность, а не право, коим оно является исходя в Всеобщей декларации прав человека.

Источник: http://xn--80aefurcfeajeho7k.xn--p1ai/Home/Article/96

Почему гражданство РФ становится популярнее? И что будет с ним дальше?

Равное гражданство – это
Правообладатель иллюстрации ThinkStock Image caption Привлекательность российского гражданства значительно выросла за последние пять лет, свидетельствуют данные нового исследования

Качество российского гражданства за последние пять лет значительно улучшилось, перейдя из категории гражданств среднего качества в категорию гражданств высокого качества, следует из исследования компании Henley & Partners и профессора Димитрия Коченова.

Всемирный рейтинг гражданств, опубликованный в четверг, покрывает отрезок в пять лет с 2011 по 2015 годы и затрагивает 182 государства.

Россия упрочила позиции в индексе из-за последовательного снятия визовых ограничений с рядом стран, а также благодаря росту экономики и, следовательно, росту социально-экономической привлекательности российского гражданства.

Однако, по мнению соавтора исследования профессора Димитрия Коченова, возглавляющего Совет по инвестиционной миграции, ухудшение экономической ситуации в России и осложнение отношений с некоторыми соседями могут в будущем значительно понизить привлекательность гражданства страны.

Корреспондент Русской службы Би-би-си Дмитрий Булин расспросил эксперта о важности подобных глобальных рейтингов, а также о ёмкости всемирного рынка гражданств.

_________________________________________________________

Би-би-си: Для чего вообще нужен глобальный индекс привлекательности гражданств?

Димитрий Коченов: Сейчас, к сожалению, во всей литературе бытует мнение, что существует прямая корреляция между государством и гражданством. То есть богатые, большие государства дают гражданства своим гражданам более качественные, чем бедные и неуспешные страны.

Однако на самом деле это не так. Если посмотреть на то, в какие страны могут путешествовать граждане Лихтенштейна, и сравнить это с Индией и Китаем, то видно, что даже микрогосударства могут давать своим гражданам паспорта удивительно высокого качества.

Второе заблуждение состоит в том, что нельзя сравнивать гражданства различных стран, поскольку это все равно что сравнивать родину. Но мы же сравниваем не людей, мы сравниваем гражданства. А они зависят по качеству от того, какие шаги предпринимаются правительствами для того, чтобы улучшить жизнь собственных граждан.

Наконец, третье ошибочное мнение состоит в том, что существует корреляция между правами на территории страны и ценностью гражданства данной страны.

Но если мы посмотрим на гражданство в Америке, то оно дает тебе права только в Америке, и ни в какой другой стране.

Между тем в мире последние 20-30 лет нарастает абсолютно другой тренд, когда государства соглашаются предоставлять по паспортам друг друга равные права на собственной территории.

ЕС — прекрасный пример. Если у тебя паспорт Мальты, то ты можешь обладать большинством прав гражданства во всех странах ЕС.

Правообладатель иллюстрации ThinkStock Image caption Мальта, по словам Дмитрия Коченова, за последние полтора года заработала на торговле гражданствоом 1 млрд долларов

Би-би-си: Помимо академической ценности данного исследования, здесь присутствует, конечно, еще и большой бизнес-аспект. И не случайно, наверное, ваш рейтинг подготовлен совместно с консалтинговой компанией Henley & Partners. Я правильно понимаю, что сегодня гражданство находится в центре некоего сформировавшегося международного рынка?

Д.К.: Этому явлению уже много лет. Сейчас более 100 стран предлагают за деньги либо вид на жительство, либо гражданство.

Здесь очень тяжело проводить разграничительную черту, потому что очень часто вид на жительство можно превратить в гражданство по истечении определенного времени.

Если покупаешь болгарский вид на жительство, то через два года, заплатив небольшую сумму, почти автоматически можешь стать гражданином БолгарииДмитрий Коченов

Если ты покупаешь болгарский вид на жительство, то через два года, заплатив небольшую сумму, почти автоматически можешь стать гражданином Болгарии.

Так как большое количество стран продают гражданство и виды на жительство, включая США, Францию, Голландию, то мы не можем больше говорить об этом как о чем-то исключительном.

Би-би-си: Существуют какие-то оценки емкости этого рынка? Например, Мальта, которую вы упомянули, в 2014 году представила законодательство, в соответствии с которым иностранцы могли купить гражданство за 1,5 млн долларов.

Д.К.: Мальта привлекла таким способом 1 млрд евро за последние полтора года. Это очень много для маленького государства. Но есть и меньшие государства, потенциально еще более бедные, как например, Сент-Китс и Невис [островное государство в восточной части Карибского моря]. Там 60% годового бюджета — продажа паспортов.

Би-би-си: Если сложить Мальту, Сент-Китс и Невис и другие, то сколько получится?

Д.К.: Мы говорим о гигантских суммах, но оценки давать сложно, потому что многие страны держат в секрете то, сколько они конкретно продают. Например, Австрия никогда не публикует информацию о том, кто купил и за сколько.

Многие страны держат в секрете то, сколько они продают [гражданство]. Например, Австрия никогда не публикует информацию о том, кто купил и за сколько

Би-би-си: Я знаю, что в Австрии очень строгие правила продажи гражданства — лишь за какие-то выдающиеся заслуги.

Д.К.: Да нет, наоборот, совсем не строгие. Все зависит от того, какой у вас подход к строгости. Обычно строгость коррелирует с открытостью, с заранее опубликованными правилами, которым должен соответствовать каждый кандидат.

В Австрии же мы видим, что никаких правил нет. Единственная возможность покупки австрийского гражданства — послать своего адвоката туда и договориться с теми, кто во власти, о том, сколько им нужно. Так что, там намного менее строгое регулирование, чем в Мальте, Португалии, Латвии.

Би-би-си: Но, возможно, австрийское гражданство стоит дороже мальтийского?

Д.К.: Я не думаю, что оно стоит больше. Потому что качество паспорта то же самое. Самая главная добавочная стоимость паспорта в том, что это паспорт ЕС, а следовательно, мальтийский паспорт наравне с австрийским дает право селиться и работать без всяких разрешений более чем в 30 странах Европы.

Если мы посмотрим на Княжество Лихтенштейн, например, то это страна, в которой почти никто не живет, в которой почти нет экономики. И все равно у нее один из самых лучших паспортов в мире.

Спасибо Медведеву?

Би-би-си: Если мы перенесемся в Россию, то как ее позиция менялась в рейтинге за последние пять лет, которые покрывает ваше исследование?

Д.К.: Качество российского гражданства очень сильно улучшилось за последние пять лет. Россияне теперь могут ездить без виз в гораздо большее количество стран.

Россия — одна из немногих стран, где улучшение наблюдается не только в одной категории оценки качества гражданства. Она переместилась из гражданства среднего качества в гражданство высокого качества.

Причем она сделала это не одна, а вместе с Китаем. Но у Китая этот скачок произошел за счет роста доли в мировой экономике, в то время как в России скачок произошел, в основном, за счет прав безвизового передвижения по миру.

Это все коррелирует с изменением политики, когда президентом страны стал Дмитрий Медведев. Тогда МИД России стал вести переговоры с большим количеством стран по поводу безвизового въезда.

Би-би-си: Но это не единственный двигатель роста в рейтинге?

На следующий год, я думаю, мы увидим ухудшение качества российского гражданстваДмитрий Коченов

Д.К.: Не единственный. Дело в том, граждане России имели право проживания и работы в большинстве стран СНГ. Это та область, где как раз сейчас закрываются возможности. Россия ужесточила свой режим для гастарбайтеров из стран бывшего СССР.

Соответственно, и россиянам стало тяжелее работать в некоторых странах. Особенно на Украине и в Грузии. Всех последствий этого процесса мы еще не видим в свежем индексе, поскольку часть его данных относится к 2014 году.

На следующий год, я думаю, мы увидим ухудшение качества российского гражданства.

Би-би-си: Помимо визовых аспектов, есть другие факторы привлекательности российского гражданства?

Д.К.: Конечно — экономика. Но в 2016 году, когда мы получим новые данные от Всемирного банка по размеру российского ВВП, я не исключаю того, что Россия опять может оказаться в категории стран со средним качеством гражданства, выпав из категории стран с высоким качеством гражданства.

Источник: https://www.bbc.com/russian/business/2016/06/160602_russia_nationality_report

Неграждане или лица без гражданства — в чем разница?

Равное гражданство – это

Омбудсмен разъясняет существенные различия между людьми со статусом негражданина и статусом лица без гражданства (апатрида), поскольку в публичном пространстве часто встречается некорректная интерпретация этих понятий и объемаправ и обязаностей .

1. Неграждане — это не лица без гражданства.

В Латвийской Республике действует закон «О лицах без гражданства», в котором четко прописано, что лицо может признано лицом без гражданства в Латвийской Республике, если на него распространяются условия Конвенции от 28 сентября 1954 года о статусе апатридов. В свою очередь лицо, являющееся субъектом закона «О статусе граждан бывшего СССР, не имеющих гражданства Латвии или другого государства», не может быть признано лицом без гражданства.[1]

2. Социальные и экономические права лиц без гражданства и неграждан существенно различаются, и, если бы неграждане являлись лицами без гражданства, они бы имели гораздо меньше прав.

Неграждане, в отличие от лиц без гражданства, являются лицами, принадлежащими к Латвийской Республике.

Неграждане имеют выданный Латвийской Республикой паспорт, они находятся под защитой Латвийской Республики во время пребывания за границей, имеют право постоянного пребывания в Латвийской Республике, равные с гражданами социальные и экономические права, большую часть политических прав (исключение — например, не имеют права ать) и право в любой момент получить гражданство Латвийской Республики в порядке натурализации.

В отношении различий в объеме социальных и экономических прав между апатридами и негражданами важно отметить, что в каждом законе наряду с гражданами Латвии в качестве охраняемого или относимого субъекта можно найти и неграждан, в то же время социальная и экономическая защита лиц без гражданства обеспечивается в меньшем объеме.[2]

Конституционный суд уже 7 марта 2005 года в деле № 2004-15-0106 признал:

«Вместе с принятием закона «О негражданах» возникла новая, до сих пор неизвестная в международном праве категория лиц — неграждане Латвии.

Неграждане Латвии не приравниваются ни к одному статусу физического лица, установленному в международных правовых актах, поскольку объем установленных для неграждан прав не соответствует полностью ни одному такому статусу.

Неграждане Латвии не считаются ни гражданами, ни иностранцами, ни даже лицами без гражданства, это лица с “особым правовым статусом”».

Представители Латвии в международных учреждениях последовательно защищают позицию, что статус негражданина не может быть приравнен к статусу лица без гражданства.

Неграждане не считаются иностранцами, поскольку в соответствии со статьей 1 закона «О иммиграции» иностранец — это лицо, не являющееся гражданином или негражданином Латвии.

Группа независимых экспертов Европейского союза по вопросам основных прав (EU Network of Independent Experts on Fundamental Rights) в своем отчете по основным правам в Европейском союзе и его государствах-членах в 2003 году также указала, что неграждане, определенные в законе «О статусе граждан бывшего СССР, не имеющих гражданства Латвии или другого государства», не являются ни гражданами, ни иностранцами, ни лицами без гражданства. Группа экспертов указывает, что неграждане Латвии принадлежат к до сих пор неизвестной в международном праве категории лиц.[3]

В том же самом деле Конституционного суда Сейм выразил мнение, что цель закона «О статусе граждан бывшего СССР, не имеющих гражданства Латвии или другого государства» не состояла в том, чтобы сохранить статус негражданина полностью для всех на неопределенное время. Этот статус был установлен как временный, чтобы лицо со временем получило гражданство Латвии или другого государства.

3. Социальные и экономические права неграждан и граждан Латвии не различаются.

Социальные и экономические права неграждан и граждан Латвии одинаковы. Неграждане получают равные социальные гарантии как граждане и сталкиваются с теми же социальными рисками, что и граждане.

Они имеют право получить образование бесплатно, как и граждане, право свободно учреждать коммерческие общества и работать в частном секторе, а также свободно наслаждаться правом на культуру наравне с гражданами.

Однако негражданам запрещена работа на государственной службе, в правоохранительных органах, в судебной системе, в связанных с судебной системой независимых профессиях, где реализуется государственная власть и где законно требовать гражданство Латвийской Республики.

Это исключение соответствует праву на государственную службу, установленному в статье 25 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Связанные статьи:

[2] См. субъекты в законах, затрагивающих гарантированные индивиду экономические и социальные права. [3] Synthesis Report: Conclusions and Recommendations on the Situation of Fundamental Rights in the European Union and its Member States in 2003, 4 February 2004, p. 90).

Источник: http://www.tiesibsargs.lv/news/ru/negrazhdane-ili-lica-bez-grazhdanstva-v-chem-raznica

Не все граждане равны: паспортная политика Абхазии

Равное гражданство – это

Этот пост доступен на языках: English

Абхазский вид на житель­ство и паспорт (abkhazinform.com)

В Абхазии про­ис­хо­дит обмен абхазских паспортов старого образца на новые, и многие из тех, кто не является этни­че­ски­ми абхазами, опасаются, что новые правила в дей­стви­тель­но­сти были введены, чтобы лишить их граж­дан­ства.

Руслан Яйлян, этни­че­ский армянин из Сухума, столицы Абхазии, рассказал OC Media, что, когда он подал документы на новый паспорт в прошлом году, это был уже второй раз, когда он получал абхазский паспорт, и он не ожидал никаких проблем. Тем не менее, через десять дней после подачи необ­хо­ди­мых доку­мен­тов Руслана попросили прийти в пас­порт­ный стол.

Он вспо­ми­на­ет, что работница пас­порт­но­го стола в грубой форме попросила его принести военный билет, сви­де­тель­ство о рождении и повестку в армию. Руслан говорит, что процесс про­дол­жал­ся три месяца.

Во время грузино-абхазской войны 1992–1993 гг. Руслану было две­на­дцать лет, и все его документы сгорели вместе с домом, который сожгли гру­зин­ские войска. Процесс вос­ста­нов­ле­ния доку­мен­тов после войны был нелегким, и у многих в те годы вместо паспортов были справки.

По словам Руслана, до 1999 года у него не было и прописки, и он никуда не выезжал. Он даже служил в абхазской армии, в под­твер­жде­ние чего у него есть военный билет.

Ex post facto

Обмен паспортов старого образца на новые про­дол­жа­ет­ся в Абхазии с 2016 года. Как сообщили OC Media в Мини­стер­стве внут­рен­них дел Абхазии, пас­порт­ные службы должны обменять около 140 000 паспортов.

Как правило, согласно новому закону о граж­дан­стве, чтобы обменять паспорта старого образца на новые, граждане Абхазии должны доку­мен­таль­но под­твер­дить, что они проживали в Абхазии в период с 1994 по 1999 гг.

Тем не менее, многие граждане Абхазии неаб­хаз­ской наци­о­наль­но­сти сказали OC Media, что, по их мнению, этот закон является дис­кри­ми­на­ци­он­ным и не рас­про­стра­ня­ет­ся на этни­че­ских абхазов.

Вопрос обмена паспортов встал после того, как закон о граж­дан­стве 2005 года обратил свое действие в прошлое. Он анну­ли­ро­вал закон о граж­дан­стве 1993 года, по существу лишая граж­дан­ства людей, которые получили граж­дан­ство соот­вет­ствии с преды­ду­щим законом.

В статье №5 закона о граж­дан­стве от 2005 года говорится, что на граж­дан­ство имеют право лица, постоянно про­жи­вав­шие на тер­ри­то­рии Абхазии не менее пяти лет на момент принятия акта о неза­ви­си­мо­сти 1999 года и если они не отка­за­лись от своего граж­дан­ства.

«Люди, которые в 1994–1999 гг. уезжали из Абхазии, не понимали [в тот момент], что нарушают закон и могут потерять граж­дан­ство», — сказал в интервью OC Media юрист из Абхазии Олег Папаскири.

«При­ме­не­ние «Закона о граж­дан­стве» [2005 года] со ссылкой на непро­жи­ва­ние в те годы в Абхазии или отсут­ствие дока­за­тель­ства о том, что человек жил на тер­ри­то­рии Абхазии, при замене паспорта непра­во­мер­ны», — говорит Папаскири.

Тот же закон 2005 года говорит о том, что граж­дан­ство Абхазии является единым и равным, неза­ви­си­мо от оснований его при­об­ре­те­ния. В законе также говорится, что про­жи­ва­ние граж­да­ни­на за пределами Абхазии не дает оснований для пре­кра­ще­ния его граж­дан­ства. Более того, для лишения граж­дан­ства необходим соот­вет­ству­ю­щий указ пре­зи­ден­та.

Российская барсетка

Руслан говорит, что каждый его приход в пас­порт­ный стол «закан­чи­вал­ся какой-то новой историей».

«Однажды в качестве сви­де­те­лей я даже привез в пас­порт­ный стол своего «комбата» и соседей. Но и это не устроило работ­ни­ков пас­порт­но­го стола. Мне в какой-то момент пока­за­лось, что проблема уже не в доку­мен­тах, с меня просто хотели вытрясти деньги», — рас­ска­зы­ва­ет Руслан.

«В очередной раз, когда я пришел, одна из сотрудниц увидев меня сказала: “Ого, ты с барсеткой ходишь? В России что ли живешь?” Для меня это было настолько воз­му­ти­тель­но и нагло, что я тогда еле сдержался.

И так себя ведут боль­шин­ство сотруд­ни­ков пас­порт­но­го стола. Я уже молчу о том, что там огромные очереди, и своих знакомых они про­пус­ка­ют без очереди, в то время, когда взрослые люди там стоят часами».

«Я свой паспорт все же получил, хоть и с уни­же­ни­я­ми. Если бы мне его не дали, то я бы, наверно, все продал и уехал из этой страны. Так как без паспорта в Абхазии и на работу не устро­ишь­ся», — сказал Руслан.

«Все равно изъяты»

Процесс замены абхаз­ско­го паспорта тесно связан с правовым статусом жителей восточной Абхазии, боль­шин­ство из которых являются этни­че­ски­ми грузинами.  В 2009–2014 годах этни­че­ские грузины Гальского района Абхазии получили абхазские паспорта. Позже абхазское пра­ви­тель­ство поста­но­ви­ло, что это было неза­кон­ным.

Согласно дей­ству­ю­ще­му закону о граж­дан­стве, люди, которые не проживали в Абхазии в период 1994–1999 годов, не считаются граж­да­на­ми, в то время как этни­че­ским грузинам из Гальского района, пере­ме­щен­ным из-за войны, офи­ци­аль­но разрешили вернуться в Гальский район только в 1999 году.

Кроме того, в 2013 году Абхазия приняла закон, согласно которому допус­ка­ет­ся только абхазо-рос­сий­ское двойное граж­дан­ство. Это послужило допол­ни­тель­ным правовым осно­ва­ни­ем для массовой де-пас­пор­ти­за­ции этни­че­ских грузин в Гальском районе, у боль­шин­ства из которых было также граж­дан­ство Грузии.

Начальник пас­порт­но­го депар­та­мен­та абхаз­ско­го Мини­стер­ства внут­рен­них дел Эдуард Манаргия сообщил OC Media, что при выдаче новых паспортов все еще бывают случаи, когда у этни­че­ских грузин есть одно­вре­мен­но абхазские удо­сто­ве­ре­ния личности и гру­зин­ское граж­дан­ство.

«Они все же получили новые паспорта, которые впо­след­ствии все равно были изъяты», — сказал Манаргия.

[Подробнее об удо­сто­ве­ре­ни­ях личности в Гальском районе на OC Media: Гальские грузины: чужие на родной земле]

«Меня доводили до слез»

Среди тех, кто потерял право на получение новых паспортов — люди, которые в 1994–1999 годах учились в рос­сий­ских уни­вер­си­те­тах, служили в рос­сий­ской армии, а также пен­си­о­не­ры, которые выезжали для оформ­ле­ния рос­сий­ской пенсии.

Марина Чистякова — коренная сухум­чан­ка, русская по наци­о­наль­но­сти. Во время войны нахо­ди­лась в Сухуме, но после 1995 года ей пришлось уехать в Челябинск в регионе Уральских гор в России, чтобы ухаживать за пожилой матерью. Марина вернулась в Абхазию в 2000-х и получила абхазский паспорт. Тем не менее, когда пришло время его менять, она столк­ну­лась с рядом проблем.

«Из-за абхаз­ско­го паспорта меня доводили до слез» — говорит Марина OC Media. «Каждый мой поход в пас­порт­ный стол закан­чи­вал­ся скандалом и оскорб­ле­ни­ем в мой адрес. Работники пас­порт­но­го стола не стес­ня­ют­ся в выра­же­ни­ях, когда видят, что ты не пред­став­ля­ешь титу­ло­ван­ную [этнически абхазскую] нацию».

«Мой муж погиб во время войны, защищая Абхазию. Я очень люблю свою страну, но, видя такую неспра­вед­ли­вость, мне хочется просто уехать отсюда. Замену паспорта пре­вра­ти­ли в дис­кри­ми­на­цию, а это не есть хорошо, если мы живем в циви­ли­зо­ван­ном госу­дар­стве», — говорит Марина.

Руслан Яйлян сумел доказать свое право на получение обще­граж­дан­ско­го паспорта, а Марине до сих пор при­хо­дит­ся бороться за свои права.

«В последний раз [когда я пошла в пас­порт­ный стол] у меня запросили мой диплом, хотя какое он имеет отношение к паспорту? Нас просто каждый раз унижают, да и я не в том возрасте, чтобы это терпеть. Я, наверно, буду подавать в суд, иначе эту проблему не решить. Мы не виноваты, что в абхазском зако­но­да­тель­стве есть пробелы», — говорит Марина.

Этнические абхазы «более равны»

Несмотря на то, что в зако­но­да­тель­стве этого четко не ука­зы­ва­ет­ся, на практике не видно, чтобы этот закон при­ме­нял­ся к этни­че­ским абхазам — у них нет огра­ни­че­ний на получение абхаз­ско­го граж­дан­ства.

Несмотря на неод­но­крат­ные запросы, OC Media не удалось найти ни одного этни­че­ско­го абхаза, от которого требовали принести допол­ни­тель­ные документы или который подвергся допол­ни­тель­ной проверке.

Пред­ста­ви­тель Мини­стер­ства внут­рен­них дел Абхазии сообщил OC Media, что порядок замены паспортов и перечень доку­мен­тов, необ­хо­ди­мый для этого, регу­ли­ру­ет внут­рен­няя инструк­ция.

Тем не менее, по их словам, инструк­ция пред­по­ла­га­ет, что «особые граждане» должны предо­ста­вить ряд допол­ни­тель­ных доку­мен­тов. Инфор­ма­ции о том, кем являются эти «особые граждане», нет в открытом доступе.

По словам пред­ста­ви­те­ля мини­стер­ства, решение для отнесения к этой категории должны принимать Мини­стер­ство ино­стран­ных дел, Мини­стер­ство внут­рен­них дел, Служба госу­дар­ствен­ной без­опас­но­сти и про­ку­ра­ту­ра.

Этой инструк­ции нет в свободном доступе, и в Мини­стер­стве внут­рен­них дел Абхазии OC Media объяснили, что данный документ является служебной инструк­ци­ей, и он не будет опуб­ли­ко­ван.

Мини­стер­ство внут­рен­них дел Абхазии сообщило OC Media, что «прак­ти­че­ски все лица данной «особой» категории», которые подали документы на абхазский паспорт, в настоящее время получили документы. По их данным, из 95 500 паспортов, принятых на обмен до 1 сентября, в обмене было отказано только 520.

Все гео­гра­фи­че­ские названия и термины, исполь­зу­е­мые в данной статье, являются словами автора, и не обя­за­тель­но отражают точку зрения редакции OC Media.

Источник: https://oc-media.org/ru/ne-vse-grazhdane-ravny-pasportnaya-politika-abkhazii/

Юрист Воеводин
Добавить комментарий