Прокурорский надзор за исполнением законов при возбуждении уголовного дела

Издательство «Юрлитинформ»

Прокурорский надзор за исполнением законов при возбуждении уголовного дела

Введение

Глава 1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

§ 1.1. Цели, задачи, значение прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений

§ 1.2. Предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений

Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

§ 2.1. и объем понятия методики прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений

§ 2.2. Характеристика принципов методики прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений

Глава 3. МЕТОДИКА ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ УБИЙСТВ

§ 3.1. Прокурорский надзор за исполнением законов при возбуждении уголовных дел об убийстве и на первоначальном этапе их расследования

§ 3.2. Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия в ходе уголовного преследования подозреваемых, обвиняемых в убийстве

§ 3.3. Проверка прокурором законности и обоснованности приостановления предварительного следствия по уголовному делу об убийстве

§ 3.4. Роль прокурора в повышении качества расследования убийств

Глава 4. МЕТОДИКА ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ИЗНАСИЛОВАНИЙ

§ 4.1. Основы организации прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании изнасилований

§ 4.2. Прокурорский надзор за исполнением законов при приеме, регистрации, разрешении сообщений (заявлений) об изнасиловании

§ 4.3. Прокурорский надзор за исполнением законов при осуществлении уголовного преследования подозреваемого, обвиняемого в изнасиловании

§ 4.4. Оценка прокурором законности и обоснованности приостановления предварительного следствия по уголовным делам об изнасилованиях

Глава 5. МЕТОДИКА ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПОЛУЧЕНИЯ ВЗЯТКИ

§ 5.1. Цели, задачи, организация прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений коррупционной направленности

§ 5.2. Уголовно-правовая характеристика получения взятки

§ 5.3. Объекты прокурорского надзора на этапе возбуждения уголовного дела о получении взятки

§ 5.4. Прокурорский надзор за законностью и обоснованностью уголовного преследования подозреваемого, обвиняемого в получении взятки

§ 5.5. Действия прокурора по уголовному делу о получении взятки, поступившему с обвинительным заключением

Глава 6. МЕТОДИКА ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ

§ 6.1. Основные положения методики и объекты прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений против собственности

§ 6.2. Оценка прокурором всесторонности, полноты и объективности расследования преступлений против собственности

§ 6.3. Вопросы, подлежащие выяснению прокурором при изучении уголовных дел о преступлениях против собственности

§ 6.4. Тактика изучения прокурором уголовного дела о преступлении против собственности

Глава 7. МЕТОДИКА ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

§ 7.1. Правовые основы прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений экстремистской направленности

§ 7.2. Объекты прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений экстремисткой направленности

§ 7.3. Особенности оценки прокурором заключений экспертов при изучении уголовных дел о преступлениях экстремистской направленности

§ 7.4. Обстоятельства, выясняемые прокурором при изучении уголовных дел о преступлениях экстремистской направленности

Глава 8. МЕТОДИКА ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ НЕЗАКОННОГО СБЫТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ

§ 8.1. Уголовная ответственность за незаконный сбыт наркотических средств и психотропных веществ

§ 8.2. Проверка прокурором законности и обоснованности возбуждения уголовного дела о незаконном сбыте наркотических средств и психотропных веществ

§ 8.3. Оценка прокурором законности назначения и производства судебных экспертиз, заключений экспертов в досудебном производстве по уголовным делам о незаконном сбыте наркотических средств и психотропных веществ

§ 8.4. Типичные ошибки и нарушения закона, допускаемые при расследовании незаконного сбыта наркотических средств и психотропных веществ

Библиографический список

Источник: //www.urlit.ru/Katalog/2334-.html

Прокурорский надзор за исполнением законов при возбуждении уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков

Прокурорский надзор за исполнением законов при возбуждении уголовного дела


В статье рассматриваются вопросы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное расследование по делам о незаконном обороте наркотиков, при возбуждении уголовного дела. Исследуются типичные поводы и основание для возбуждения дела о незаконном обороте наркотиков, обращается внимание на документы, содержащиеся в материалах проверки, которые должны быть проанализированы прокурором.

Ключевые слова: прокурор, расследование, незаконный оборот наркотиков

The article examines the issues of prosecutorial supervision over the execution of laws by the bodies conducting the preliminary investigation in cases of drug trafficking, with the criminal case.

Examines the typical reasons and grounds for initiation of proceedings on illegal trafficking, drawing attention to the documents contained in the verification material that should be examined by the Prosecutor.

Keywords: the Prosecutor, the investigation, drug trafficking

Возбуждение уголовного дела — важнейшая стадия уголовного судопроизводства, сущность которой заключается в принятии должностным лицом компетентного государственного органа сообщения о совершенном и готовящемся преступлении, быстром и обоснованном реагировании на него и на установление его признаков уголовно-процессуальными средствами, в конечном счете сводящимися к возбуждению уголовного дела или отказу в этом. При этом каждое процессуальное решение, включая постановление о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом, выступает критерием оценки законности и обоснованности. [2, c. 20] Несомненно, что как постановление о возбуждении уголовного дела (или отказе в этом), так и все материалы проверки должны тщательно изучаться не только следователем и его руководителем в рамках процессуального контроля, но и прокурором, реализация полномочий которого на различных стадиях и этапах уголовного судопроизводства должна рассматриваться как важная гарантия государственной защиты прав и свобод человека и гражданина.

Как справедливо отмечает Е. Г.

Лиходаев, особое значение деятельность прокурора имеет на начальном этапе уголовного судопроизводства, связанном с принятием решения о возбуждении уголовного дела, так как от того, насколько эффективно обеспечиваются права личности на стадии возбуждения уголовного дела, зависит законность всей уголовно-процессуальной деятельности, а в конечном итоге, и ее результат. [4] Данный тезис в полной мере применим и к уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Изучая материалы возбужденного уголовного дела, прокурор должен оценить законность и обоснованность принятого процессуального решения, что предполагает получение ответа, прежде всего на следующие вопросы:

− имеется ли законный повод для возбуждения уголовного дела;

− имеется ли достаточное основание для принятия процессуального решения;

− соблюдены ли требования уголовно-процессуального законодательства в ходе проверки заявления (сообщения) о преступлении.

В соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством, по общему правилу поводами для возбуждения дела могут являться заявление о преступлении, явка с повинной, сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, а также постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании (ч. 1 ст. 140 УПК РФ). По делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков, основная масса уголовных дел возбуждается по результатам комплекса оперативно-розыскных мероприятий, в связи с чем наиболее типичным поводом для возбуждения дела является сообщение о преступлении, полученное из иных источников, оформленное соответствующим рапортом лиц, осуществлявших оперативно-розыскные мероприятия. Как правило, законность собственно повода для возбуждения уголовного дела под сомнение не ставится. Прокурор при этом должен дополнительно убедиться в законности проведенных оперативно-розыскных мероприятий, наличии для этого оснований и правильности введения полученных данных в уголовный процесс. [6, 7]

Помимо повода необходимо наличие основания для возбуждения уголовного дела, т. е. достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ч. 2 ст. 140 УПК РФ).

Как справедливо отмечается в литературе, основание для возбуждения уголовного дела предполагает не только наличие признаков преступления в событии, ставшем известным органу или должностному лицу, компетентному разрешать вопрос о возбуждении уголовного дела, но и достаточность данных, на основании которых устанавливается наличие этих признаков [9, c. 41].

Как отмечают Е. Б. Серова и С. В.

Душкин применительно к деятельности прокурора на всех этапах уголовного преследования по делам о незаконном обороте наркотиков, изучая представленные ему материалы уголовного дела о незаконном обороте наркотиков, прокурор, в частности, должен оценить правильность определения следователем предмета доказывания по делу, всесторонность и полноту исследования им всех обстоятельств совершённого преступления, объективность принятия процессуальных решений, обеспечить законность уголовного преследования на всех стадиях уголовного судопроизводства. В случае выявления пробелов в доказательственной базе, ошибок предварительного следствия прокурор обязан принять меры, направленные на устранение или хотя бы нейтрализацию их негативных последствий. [5, c. 44–50]

Конечно, на стадии возбуждения уголовного дела информация, которой оперируют следователь (дознаватель) и прокурор носит фрагментарный и, подчас, вероятностный характер, однако это не освобождает правоприменителя от принятия законных и обоснованных решений. Именно поэтому прокурору следует обращать особое внимание на наличие достаточного основания для возбуждения уголовного дела.

По нашему мнению, для возбуждения уголовного дела о незаконном обороте наркотиков необходимо наличие следующей информации:

1) О предмете преступления — наркотическом средстве, психотропном веществе или их аналоге, должно быть установлено: точное наименование, факт включения в соответствующие списки, количество (размер).

Источник: //moluch.ru/archive/154/43534/

PravoDay

Прокурорский надзор за исполнением законов при возбуждении уголовного дела

На стадии возбуждения уголовного дела роль прокурора существенна, о чем свидетельствует спектр процессуальных, надзорных и организационно-распорядительных полномочий, которые предоставлены ему УПК.

Уголовно-процессуальное законодательство не предусматривает отказа в приеме сообщения о преступлении. Каждое заявление о преступлении должно быть принято должностными лицами правоохранительных органов, зарегистрировано и разрешено в установленном порядке, который регулируется ведомственными инструкциями правоохранительных органов, обязанных осуществлять эту деятельность.

Норма ч. 1 ст. 172 УПК обязывает орган уголовного преследования принять сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК, проверить его и принять по нему решение о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела в срок, указанный в ст. 173 УПК.

Практика прокурорского надзора за законностью возбуждения уголовных дел выработала рекомендации, согласно которым такая проверка осуществляется на предмет: 1) соответствия повода к возбуждению уголовного дела требованиям закона; 2) наличия предусмотренного законом основания для возбуждения уголовного дела; 3) достаточности выявленных данных для принятия решения о возбуждении уголовного дела; 4) наличия обстоятельств, препятствующих возбуждению уголовного дела.

Проверка повода и основания для возбуждения уголовного дела состоит в осуществлении действий по истребованию справок и иных материалов, получению объяснений, организации проведения ревизий и документальных проверок.

В целях закрепления следов преступления и установления лица, его совершившего, в ходе доследственной проверки допускается осуществление отдельных следственных действий, а именно осмотра места происшествия, освидетельствования, назначения экспертизы и некоторых других.

Практика прокурорского надзора свидетельствует, что требование о производстве всесторонних и полных доследственных проверок во многих случаях не исполняется.

Проблема незаконных отказов в возбуждении уголовных дел, равно как и проблема незаконного возбуждения уголовных дел может быть решена только одним способом: в ходе доследственных проверок должны устанавливаться конкретные данные, указывающие на наличие преступного события, включая признаки всех элементов состава преступления. При этом следует иметь в виду, что фактическое неустановление субъекта совершенного деяния еще не означает, что он отсутствует в установленном событии преступления, так же как не исключает возможность установления субъективной стороны преступления, поскольку само событие и механизм преступления, как правило, дают первоначальную характеристику о субъективной стороне деяния.

Однако следует признать и то, что распространенность нарушений закона при возбуждении уголовных дел связана подчас с неэффективностью осуществляемого на данной стадии уголовного процесса прокурорского надзора. В работе органов прокуратуры имеют место случаи формального отношения к выполнению своих обязанностей по надзору за исполнением законов о приеме и регистрации сообщений о преступлениях.

Практика прокурорского надзора выработала и сформулировала ряд задач, стоящих перед прокурорами при осуществлении ими надзора за исполнением закона при приеме и регистрации сообщений о преступлениях, решение которых способствует достижению положительных результатов в борьбе с преступностью. К ним относятся:

1) проверка полноты и правильности регистрации и учета поступивших в органы внутренних дел заявлений и сообщений о преступлениях;

2) проверка соблюдения сроков регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, а также рассмотрения их в порядке, предусмотренном ст. 172, 173 УПК;

3) проверка законности и обоснованности решения, принятого по материалам проверки, а также соблюдения порядка уведомления соответствующих лиц о принятом по их заявлению или сообщению решении;

4) выявление нарушений закона при приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях путем непосредственного ознакомления с заявлениями, материалами, по которым принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела;

5) сопоставление по одним и тем же фактам записей в документации органов внутренних дел;

6) получение из учреждений, организаций, предприятий информации о преступных проявлениях за определенный период и сопоставление ее с учетной документацией органов внутренних дел.

Деятельность прокурора в данном направлении надзора условно может быть выстроена из трех этапов соответственно трем этапам работы с сообщениями о преступлениях: 1) при приеме и регистрации, 2) при рассмотрении и 3) при принятии решения по существу.

Смотрите также

Система и виды страховых обязательств
Страхование — это отношение по защите имущественных интересов хозяйствующих субъектов и граждан при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых …

Способы изложения правовых норм
Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта – это часть общей проблемы соотношения системы права и системы законодательства. Так же как не совпадают система права и система законода …

Процесс становления правового государства
Проблема формирования правового государства является самой актуальной во всем мире, поскольку большинство стран избрали принципы правового государства в качестве основополагающих и прилагаю …

Источник: //www.pravoday.ru/pravos-1119-1.html

Надзор прокурора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания

Прокурорский надзор за исполнением законов при возбуждении уголовного дела

Уголовное судопроизводство представляет собой урегулированную нормами уголовно-процессуального права деятельность уполномоченных на то государственных органов и должностных лиц, направленную на выявление, раскрытие преступлений, изобличение лиц, виновных в их совершении, и назначении им справедливого наказания. В основе уголовного судопроизводства лежат три основные процессуальные функции: обвинение, защита и разрешение уголовного дела.

К участникам уголовного судопроизводства, осуществляющим функцию обвинения, согласно УПК относятся прокурор, следователь, руководитель следственного органа, орган дознания, дознаватель, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, представитель соответственно потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя. В соответствии со ст. 37 УПК прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

Уголовное преследование имеет властно-распорядительный характер и непосредственно связано с ограничением конституционных прав и свобод личности в уголовном процессе, применением мер процессуального принуждения, которые существенно затрагивают законные права и интересы участников уголовного судопроизводства.

В Конституции закреплено, что человек, его права и свободы – это высшая ценность, а признание, соблюдение и их защита являются обязанностью государства.

Этим объясняется то обстоятельство, что прокурор не только наделен полномочиями осуществлять уголовное преследование, но и обязан обеспечить действенный надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

Под прокурорским надзором за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия понимается урегулированная нормами права деятельность уполномоченных прокуроров в досудебных стадиях уголовного процесса, направленная на обеспечение законности при осуществлении уголовного преследования.

Таким образом, прокурорский надзор за соблюдением законности в данном случае решает две задачи.

С одной стороны, он служит средством обеспечения верховенства Конституции и защиты прав и свобод граждан, а с другой – осуществляет надзор за правильным соблюдением закона, позволяет эффективно проводить уголовное преследование, так как в случае нарушения предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством правил проведения следственных действий полученные сведения не будут иметь доказательственного значения.

Осуществляя надзор за соблюдением законности предварительного расследования и являясь в досудебном производстве руководителем уголовного преследования, прокурор обязан:

  1. обеспечить единый подход к организации прокурорского надзора за всеми органами предварительного следствия и дознания независимо от их ведомственной принадлежности;
  2. незамедлительно реагировать на выявленные нарушения законов на всех этапах уголовно-процессуальной деятельности с момента поступления заявления, сообщения о деянии, имеющем признаки преступления, до принятия прокурором окончательного решения (утверждения обвинительного заключения, направления дела в суд, для применения принудительных мер медицинского характера или воспитательного воздействия, проверки законности решения о прекращении, а также отказе в возбуждении уголовного дела);
  3. в полной мере реализовать важнейшую обязанность прокуроров – защиту прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений. Прокуроры должны внимательно подходить к рассмотрению их жалоб и заявлений, принимать все необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, возмещению морального и материального ущербов;
  4. обеспечить своевременность и законность решений следователя и дознавателя по результатам проверки каждого сообщения о преступлении;
  5. принять все возможные меры к обеспечению законности при применении мер процессуального принуждения;
  6. осуществлять надзор за своевременностью и правильностью проведения следственных действий;
  7. установить действенный надзор за законностью и обоснованностью прекращения уголовного дела и уголовного преследования, строго руководствуясь при этом требованиями уголовно-процессуального закона. Безотлагательно отменять постановления о приостановлении предварительного следствия, прекращении уголовного дела или уголовного преследования, если не исчерпаны все возможные средства для сбора доказательств и изобличения виновных.

Источник: //be5.biz/pravo/p008/8.html

Тема 8. Надзор прокурора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания — 8.4. Прокурорский надзор за исполнением закона в стадии возбуждения уголовного дела

Прокурорский надзор за исполнением законов при возбуждении уголовного дела

Страница 4 из 5

8.4. Прокурорский надзор за исполнением закона в стадии возбуждения уголовного дела

Стадия возбуждения в уголовном судопроизводстве имеет очень важное значение. Оттого, насколько правильно и своевременно будет принято и зарегистрировано сообщение о преступлении, насколько полно будет проведена проверка поступившего повода, зависит успех дальнейшего расследования, а также обеспечение прав и законных интересов граждан.

В соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства должностные лица органов, осуществляющих уголовное преследование, обязаны принять и проверить сообщение о любом совершенном, совершаемом или готовящемся преступлении.

Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела урегулирован как уголовно-процессуальным законодательством, так и внутриведомственными нормативными актами.

Участие прокурора на стадии возбуждения уголовного дела заключается в осуществлении надзора за соблюдением правил приема, регистрации, рассмотрения и проверки поступающих сообщений о преступлениях с целью установления наличия или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела.

Уголовное судопроизводство начинается с поступления и регистрации повода для возбуждения уголовного дела. Поводом для возбуждения уголовного дела служит установленный уголовно-процессуальным законом источник, из которых компетентные государственные органы и должностные лица получают информацию о совершаемом, совершенном или готовящемся преступлении.

Поступление соответствующего повода для возбуждения уголовного дела является юридическим фактом, который обязывает прокурора, следователя, орган дознания принять его, проверить на наличие или отсутствие оснований для возбуждения уголовного дела и вынести соответствующее решение.

На этом этапе стадии возбуждения уголовного дела допускаются серьезные нарушения законности: 1) в случаях, когда преступление совершено в условиях неочевидности и нет подозреваемого лица, пострадавшим нередко отказывают в приеме заявлений и сообщений о преступлениях, а принятые — не регистрируются и не рассматриваются; 2) уголовно наказуемые деяния квалифицируются как административные проступки, а при очевидных признаках состава преступления принимаются незаконные решения об отказе в возбуждении уголовного дела, подчас учиняются подлоги, фальсифицируются материалы проверок; 3) нарушаются установленные законом сроки рассмотрения и разрешения сообщений о преступлениях и т.д. В связи с этим прокурор обязан ежемесячно проверять исполнение законодательства при приеме, разрешении и учете заявлений и сообщений о преступлениях, сопоставляя для этого данные органов внутренних дел, сообщения средств массовой информации, жалобы граждан, сведения страховых компаний, медицинских учреждений об оказании помощи гражданам по поводу криминальных травм, результаты судебно-медицинского исследования трупов с признаками насильственной смерти, сводки о совершенных преступлениях, материалы иных источников. Генеральный прокурор обязывает нижестоящих прокуроров, ответственных за правильность ведения учетно-регистрационной документации, обеспечить своевременную и полную регистрацию заявлений, сообщений и сигналов о преступлениях, поступающих в органы прокуратуры. Прокуроры должны систематически проверять состояние делопроизводства, учетно-регистрационной дисциплины в нижестоящих прокуратурах. Ответственность за организацию этой работы возложена лично на прокуроров городов и районов. Осуществляя надзор за исполнением закона в стадии возбуждения уголовного дела, прокуроры обязаны обращать внимание и на соблюдение установленной уголовно-процессуальным законом формы поступившего повода для возбуждения уголовного дела. При наличии фактов фальсификации материалов доследственных проверок, прокурор должен выносить мотивированное постановление о направлении в органы предварительного следствия соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений. Особое внимание при осуществлении надзора за исполнением законов в этой стадии прокурор должен уделить срокам проверки поступившего повода для возбуждения уголовного дела. В соответствии с положениями УПК прокурор, следователь и дознаватель обязаны проверить поступивший повод для возбуждения уголовного дела и в течение трех суток принять решение о возбуждении уголовного дела либо об отказе в этом. Продлить срок проверки до 10 суток может только руководитель следственного органа или начальник органа дознания по ходатайству соответственно следователя или дознавателя. Дальнейшее продление срока проверки недопустимо. Все проверочные действия, проводимые следователем, дознавателем после истечения 10 суток, признаются нарушением закона. Однако при необходимости проведения ревизий или документальных проверок руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить срок проверки поступившего сообщения о преступлении до 30 суток. Основной задачей стадии возбуждения уголовного дела является установление наличия или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела. Представляется вполне оправданным в этой стадии уголовного процесса истребовать предметы и документы, опрашивать граждан относительно обстоятельств, имеющих значения для разрешения поступившего в компетентные органы повода для возбуждения уголовного дела, назначать и проводить ревизии, инвентаризации, проверки документации, необходимые исследования с привлечением специалистов и т.д. Отдельного внимания заслуживает подход к возможности осуществления в этой стадии уголовного процесса следственных действий. Так, до возбуждения уголовного дела может быть проведено только одно следственное действие — осмотр места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК). В связи с этим прокуроры должны обращать внимание на то, что это положение УПК не подлежит расширительному толкованию. При выявлении нарушений порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, проведения до- следственных проверок прокурор должен требовать их устранения и привлечения виновных лиц к ответственности. Следователь, дознаватель, убедившись в том, что в поступившем сообщении о преступлении содержатся признаки преступления и отсутствуют правовые основания к отказу в возбуждении уголовного дела, обязаны принять решение о возбуждении уголовного дела, вынести об этом постановление и немедленно уведомить заявителя. Следователь, вынеся постановление о возбуждении уголовного дела, незамедлительно приступает к расследованию. В свою очередь дознаватель обязан свое решение о возбуждении уголовного дела согласовать с начальником органа дознания и прокурором. Прокурор, признав постановление об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, должен отменить его и с указаниями возвратить в орган дознания, установив при этом конкретный срок проведения дополнительной проверки с учетом объема производства необходимых проверочных действий. Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования. Постановление следователя, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, в свою очередь, должно стать объектом пристального внимания прокурора, как с формальной, так и с содержательной стороны. Генеральный прокурор возлагает на надзирающих прокуроров безотлагательно рассматривать поступающие от дознавателей копии постановлений о возбуждении уголовного дела публичного обвинения, проверяя наличие поводов и оснований для возбуждения уголовного дела. В тех случаях, когда, исходя из текста копии постановления, невозможно сделать однозначный вывод о законности возбуждения уголовного дела, прокуроры должны незамедлительно требовать от органа дознания, дознавателя представления материалов, обосновывающих принятое решение. Признав постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, надзирающий прокурор выносит постановление о его отмене в течение 24 часов с момента получения указанных материалов прокурором или его заместителем, независимо оттого, производились ли по делу следственные действия. Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору, руководителю вышестоящего следственного органа или в суд в порядке, установленном ст. 124 и 125 УПК.

В соответствии со ст. 124 УПК прокурор, руководитель следственного органа рассматривают жалобу в течение трех суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель. По результатам ее рассмотрения прокурор, руководитель следственного органа выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении. Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования.

Источник: //uristinfo.net/prokurorskij-nadzor/209-prokurorskij-nadzor-mp-poljakov-af-fedulov/5152-nadzor-prokurora-za-ispolneniem-zakonov-organami-predvaritelnogo-sledstvija-i-doznanija.html?start=3

Полномочия прокурора и правовые акты прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

Прокурорский надзор за исполнением законов при возбуждении уголовного дела

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами. Указания Генерального прокурора РФ по вопросам дознания, не требующие законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.

В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

  1. проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
  2. выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;
  3. требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;
  4. давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;
  5. давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
  6. истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с УПК РФ;
  7. отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном УПК РФ;
  8. рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;
  9. участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 УПК РФ;

УПК РФ

  • при наличии оснований возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока домашнего ареста или срока содержания под стражей по уголовному делу, направляемому в суд с обвинительным заключением или обвинительным актом;
  • разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;
  • отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ;
  • изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;
  • передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными статьей 151 УПК РФ, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;
  • утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;
  • утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;
  • возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления и устранения выявленных недостатков;
  • осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору настоящим Кодексом.

По мотивированному письменному запросу прокурора:

ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела.  В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

  Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены УПК РФ, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения.

Полномочия прокурора, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

В случае несогласия руководителя следственного органа либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа.

В случае несогласия руководителя вышестоящего следственного органа с указанными требованиями прокурора:

прокурор вправе обратиться к Председателю Следственного комитета Российской Федерации или руководителю следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти).

В случае несогласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации или руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться к Генеральному прокурору Российской Федерации, решение которого является окончательным.

Для устранения выявленных в ходе осуществления прокурорского надзора нарушений законности органами дознания и предварительного следствия прокурор уполномочен применять следующие средства правового реагирования.

Представление.

Данное правовое средство прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона в уголовном судопроизводстве имеет двойное назначение.

Так, на досудебных стадиях уголовного процесса при осуществлении прокурором надзора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания представление адресуется руководителям органов, чьи подчиненные допустили выявленные нарушения закона. При этом в представлении может быть поставлен вопрос о привлечении виновных к ответственности.

О принятых мерах прокурор предлагает уведомить его в месячный срок. В судебных стадиях представление — это акт прокурорского реагирования на судебное решение, вносимое прокурором в порядке, предусмотренном УПК.

Указание

  • Эго правовое средство является наиболее распространенной формой прокурорского реагирования, которое, как правило, носит профилактический характер и способствует недопущению совершения следователем или дознавателем нарушений требований уголовно-процессуального законодательства.
  • Указание дается прокурором в письменном виде и может касаться как производства тех или иных следственных действий, проведение которых целесообразно с его точки зрения, так и характера избрания меры пресечения.
  • Прокурор может дать указание следователю о том, как квалифицировать преступление, по которому следователь осуществляет производство, об объеме обвинения, направлении уголовного дела в суц или его прекращении и т.д.

Письменное требование (поручение, запрос)

При осуществлении прокурорского надзора в досудебных стадиях уголовного процесса прокурор вправе истребовать у следователя уголовное дело для его проверки. Указанное полномочие прокурора реализуется посредством направления письменного требования (поручения, запроса) руководителю следственного органа и обязательно для исполнения.

Постановление.

В случаях, предусмотренных УПК, прокурор наделен правом вынести мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства.

Прокурор также вправе вынести, в случаях нарушения уголовно-процессуального закона, постановление о признании полученных органами уголовного преследования доказательств не допустимыми.

Согласие прокурора.

Уголовно-процессуальным законодательством России предусмотрен судебный порядок получения разрешения на проведение следственных действий (обыск, выемка, осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц и т.д.

), которые затрагивают основные конституционные права и свободы граждан, а также на применение к подозреваемому (обвиняемому) мер уголовно-процессуального принуждения (наложение ареста на имущество, временное отстранение от должности, избрание меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста и т.д.).

В этих случаях прокурор дает дознавателю свое согласие на возбуждение перед судом ходатайства о производстве следственных действий и иных мер процессуального принуждения, на совершение которых необходимо судебное решение.

В соответствии со ст. 115 УПК для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом ходатайство о наложении ареста на имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия.

Таким образом, проверка прокурором целей и оснований для реализации такой меры уголовно-процессуального принуждения, как наложение ареста на имущество подозреваемого (обвиняемого) и его согласие на это, является необходимым условием для получения судебного решения на производство этого процессуального действия. Отказ в даче согласия должен быть мотивированным и изложен в письменной форме.

Принятие некоторых процессуальных решений также требует непосредственного согласия прокурора.

Например, прокурор утверждает решение следователя, дознавателя о прекращении производства по уголовному делу, а также обвинительное заключение или обвинительный акт и направляет уголовное дело в суд.

Официальное извинение реабилитированному. Прокурор от имени государства приносит официальное извинение реабилитированному за причиненный ему вред. Вместе с тем УПК предусматривает следующие правовые средства возмещения реабилитированному морального вреда.

Так, по письменному указанию прокурора средства массовой информации, опубликовавшие сведения о задержании реабилитированного, его временном отстранении от должности, осуждении, обязаны в течение 30 суток сделать сообщение о реабилитации.

По требованию реабилитированного, а в случае его смерти — его близких родственников или родственников суд, прокурор, следователь, дознаватель обязаны в срок не позднее 14 суток направить письменные сообщения о принятых решениях, оправдывающих гражданина, по месту его работы, учебы или жительства.

Источник: //lawpedia.ru/obekty-predmet-i-predely-prokurorskogo-nadzora-za-ispolneniem-zakonov-organami-predvaritelnogo-sledstvija-i-doznanija/

§ 6. Прокурорский надзор за исполнением законов в стадии возбуждения уголовного дела

Прокурорский надзор за исполнением законов при возбуждении уголовного дела

В стадии возбуждения уголовного дела прокурор осуществляет надзор за точным исполнением законов органами и лицами, уполномоченными возбуждать уголовные дела. В частности, он обязан надзирать за соблюдением этими лицами и органами требований ст.

109 УПК, решительно пресекать отказ под каким-либо предлогом в принятии заявлений или сообщений о преступлении, несвоевременную регистрацию таких заявлений и сообщений, а также случаи неосновательных предварительных проверок или применения не предусмотренных законом способов проверки.

Таким образом, одним из весьма существенных участков в деятельности прокуратуры является осуществление надзора за своевременностью и правильностью разрешения заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся к совершению преступлений. В связи с этим Генеральный прокурор РФ в приказе № 31 от 29 июня 1994 г.

“О повышении роли прокуратуры в борьбе с преступностью и ее предупреждением” предлагает: “В каждой прокуратуре обеспечить систему действенного надзора за законностью разрешения заявлений и сообщений о преступлениях.

Добиваться, чтобы каждое заявление и сообщение было зарегистрировано и проверено в установленном законом порядке”.

Осуществляя надзор за законностью возбуждения уголовного дела, прокурор обязан не реже одного раза в месяц проверять в органах дознания и предварительного следствия исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях (п. 1 ст. 211 УПК).

Прокурор также обязан осуществлять надзор за соблюдением требований ст. 112 и 113 УПК с тем, чтобы по заявлениям и сообщениям о преступлении принимались обоснованные решения о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела, не допускалось неосновательное возбуждение уголовного дела по правонарушениям, не представляющим значительной общественной опасности.

В случае неосновательного отказа в возбуждении дела прокурор отменяет постановление следователя или органа дознания и возбуждает уголовное дело. В этом случае он может поручить производство следствия или дознания другому лицу с целью обеспечения всестороннего, полного и объективного расследования уголовного дела (ст. 29 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”).

При обнаружении неосновательного возбуждения или отказа в возбуждении дела судьей или судом прокурор приносит протест на постановление судьи или определение суда в кассационном порядке (ст.

331 УПК), а после истечения кассационного срока в порядке надзора в соответствии со ст. 373 УПК. 29 апреля 1998 г.

Конституционный Суд вынес постановление, в котором разъяснил, что постановление об отказе в возбуждении уголовного дела может быть обжаловано в суде1.

1 СЗ РФ. 1998. № 12. Ст. 1459.

Считая решение органа дознания или следователя об отказе в возбуждения уголовного дела правильным по существу, прокурор может своим мотивированным постановлением изменить основания отказа, исключив из постановления органа дознания или следователя ошибочные утверждения.

ффф2

Уголовное право   Уголовное право. Вопросы и ответы    Уголовное право России  Уголовное право России

Уголовно-процессуальное право Российской Федерации   

Всеобщая история государства и права. Том 1   Всеобщая история государства и права. Том 2

Уголовное право — отрасль публичного права, регулирующая отношения …

Уголовное право — отрасль публичного права, регулирующая отношения, связанные с преступностью и наказуемостью деяний. Как всякая отрасль права уголовное …
www.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-7/131.htm

Сословный характер феодального уголовного права. Уголовное право

Уголовное право. Понятие преступления в памятниках права определялось по-разному. В одном случае оно рассматривалось как нарушение норм права — «выступ» из …
www.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-6/100.htm

Виды преступлений. Уголовное право.

Уголовное право. В казахском обычном праве особенно много норм было посвящено наказаниям за преступные деяния. При этом своеобразие хозяйственной жизни, …
bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-6/151.htm

Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Уголовное право

Уголовное право. В начале XX в. в России действовало несколько крупных уголовных кодексов: Уложение о наказаниях уголовных и исправительных (1845 г., …
bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-6/189.htm

Развитие уголовного права. Развитие феодализма. Уголовное право.

Уголовное право. Если гражданские правоотношения развивались сравнительно медленно, то уголовное право в данный период претерпело существенные изменения, …
bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-6/73.htm

Уголовное право. Развивается и система государственных …

Уголовное право. В XVIII в. уголовное право сделало значительный шаг вперед. Это объяснялось как обострением классовых противоречий, …
bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-6/161.htm

Основной принцип феодального права. Разработка норм уголовного

Уголовное право. Разработке норм уголовного права Уложение Василия Лупу уделяло больше всего внимания (в нем содержалось более 1000 статей, относящихся к …
bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-6/125.htm

Предмет уголовного права. Основание уголовной ответственности …

Весьма радикальному пересмотру подверглись общие положения об уголовной ответственности, которые вобрали в себя новеллы, внесенные в уголовное право Франции …
bibliotekar.ru/osnovy-prava-1/127.htm

Источник: //www.bibliotekar.ru/ugolovnoe-pravo-6/114.htm

Юрист Воеводин
Добавить комментарий