Прокурорский надзор над органами дознания и предварительного следствия

Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознания и предварительного следствия

Прокурорский надзор над органами дознания и предварительного следствия

1. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (ОРД).

В ст.29 Закона о прокуратуре определен предмет надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие.

Эта норма предусматривает, что «предметом надзора является: соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие».

Предметом прокурорского надзора в ОРД являются:

Соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Основные права и свободы человека и гражданина закреплены в Конституции РФ, определены общепризнанными нормами и принципами международного права, а также международными договорами. В принятой 22 ноября 1991 г.

Декларации прав и свобод человека и гражданина РФ провозглашен приоритет международных норм, относящихся к правам человека, перед законами России. Это положение закреплено в Конституции РФ (ч.1 ст.17), согласно которой признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

В соответствии с ч.4 ст.15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

В связи с этим, прокурору следует, во-первых, знать не только законы РФ, регулирующие данную сферу отношений, но и соответствующие нормы международного права; во-вторых, при расхождении предусмотренных в них положений следует руководствоваться указанными в Конституции РФ правилами.

В ч.1 ст.5 Закона об ОРД предписано органам, осуществляющим ОРД, при проведении оперативно-розыскных мероприятий обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина. Это положение нашло отражение в абз. 1 п. 4 приказа Генерального прокурора РФ от 21.12.

2007 № 207, где записано, что «при организации и осуществлении надзора за ОРД обеспечить законные гарантии соблюдения прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений, а также прав и законных интересов юридических лиц…»

В отношении некоторых категорий должностных лиц установлены дополнительные ограничения по проведению оперативно-розыскных мероприятий. Согласно Конституции РФ неприкосновенностью обладают Президент РФ (ст.91), члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы РФ (ст.98), судьи (ст.122).

В предмет прокурорского надзора включен порядок выполнения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), а именно:

  • Исполнение законодательства о субъектах, осуществляющих ОРД
  • Исполнение законодательства о видах оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ)
  • Исполнение законодательства об основаниях для проведения ОРМ
  • Исполнение законодательства об условиях проведения ОРМ
  • Исполнение законодательства о порядке документирования ОРМ

Полномочия прокурора по надзору за деятельностью органов, осуществляющих ОРД:

При предъявлении служебного удостоверения — беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, осуществляющих ОРД. У прокурора есть право доступа к документам и материалам органов, осуществляющих ОРД.

Прокурор вправе требовать от руководителей и других должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, проведения проверок и ревизий их деятельности, причем должностные лица органов, осуществляющих ОРД, обязаны приступить к выполнению такого требования незамедлительно.

Прокурор имеет право вызывать к себе должностных лиц и граждан для дачи объяснений по поводу нарушений законов. Прокурор вправе рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД.

Прокурор вправе разъяснять пострадавшим порядок защиты их прав и свобод. Прокурор вправе требовать привлечения лиц, осуществляющих ОРД, к установленной законом ответственности (дисциплинарной, материальной).

Актами прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, являются: письменное требование, протест, заявление, иск, представление, предостережение о недопустимости нарушения закона и постановление.

Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющимидознание и предварительное следствие.

Прокурор обязан следить за тем, чтобы нормы закона, регулирующие процессуальную деятельность органов дознания и предварительного следствия, не нарушались, а при обнаружении нарушений – немедленно принимались меры к их устранению, восстановлению нарушенных прав и свобод гражданина, предупреждению нарушений законов.

Прокурор должен следить за тем, чтобы:

— исполнялись требования закона при приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях;

— соблюдался, установленный законом, порядок возбуждения уголовного дела;

— в каждом случае обнаружения признаков преступления следователь, орган дознания и дознаватель принимали предусмотренные законом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления;

— соответствовали требованиям закона решения, принимаемые в процессе досудебного производства по уголовным делам;

— соблюдались условия и порядок проведения следственных и иных процессуальных действий, а в предусмотренных законом случаях – основания для их проведения;

— соблюдались права потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого и других участников уголовного судопроизводства.

Полномочия прокурора:

1. Проверять исполнение требований ФЗ при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. 

2. Выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства.

3. Требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия.

4. Давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий.

5. Давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения.

6. Отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя.

7. Рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение.

8.

Участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении сроков содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайства о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст. 125 УПК.

9. Разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы.

10.Отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК.

11. Изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи.

12. Передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре РФ – с обязательным указанием оснований такой передачи.

13. Утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу.

14. Утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу.

15. Возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения и обвинительного акта и устранения выявленных недостатков.

16. Продлевать по ходатайству дознавателя срок проверки сообщения о преступлении до 30 суток.

17. Прокурор дает согласие дознавателю на возбуждение уголовного дела.

18. Прокурор наделен правом продлить срок дознания.

19. Прокурор имеет право немедленно своим постановлением освобождать всякого незаконно задержанного или лишенного свободы, а также незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар либо содержащегося под стражей свыше установленного срока.

Актами прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном производстве являются: постановление, письменное требование, письменное указание, представление.

Источник: https://students-library.com/library/read/36344-nadzor-za-ispolneniem-zakonov-organami-osusestvlausimi-operativno-rozysknuu-deatelnost-doznania-i-predvaritelnogo-sledstvia

Объекты, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания

Прокурорский надзор над органами дознания и предварительного следствия

К объектам прокурорского надзора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства относятся государственные органы и должностные лица, наделенные в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством полномочиями осуществлять предварительное следствие и дознание. В соответствии со ст.

150 УПК предварительное расследование осуществляется либо в форме предварительного следствия, либо в форме дознания.

Предварительное следствие производится следователями Следственного комитета органов внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков.

Другим объектом, на деятельность которого распространяются надзорные полномочия прокурора, является орган дознания. В соответствии со ст. 40 УПК к органам дознания относятся:

К органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) органы Федеральной службы судебных приставов;

3) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

На органы дознания возлагаются:

1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, – в порядке, установленном главой 32 УПК РФ;

2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, – в порядке, установленном статьей 157 УПК РФ;

3) осуществление иных предусмотренных настоящим Кодексом полномочий.

Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 УПК РФ, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой ст. 40 УПК Ф, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;

3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации – по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 УПК полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя начальником органа дознания.

Предметом прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, является соблюдение:

1) прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществления уголовного преследования;

2) установленного законом порядка разрешения заявлений и сообщений о совершаемых, совершенных и готовящихся преступлениях;

3) законности проведения предварительного расследования;

4) законов при принятии решений органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие. Законодательно установлены также пределы прокурорского надзора.

  1. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие и дознание, согласно п. 31 ст. 5 УПК могут осуществлять Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и помощники прокуроров, которые участвуют в уголовном судопроизводстве. Вместе с тем представляется правильным, что помощники прокурора имеют право по поручению надзирающего прокурора принимать участие в проверке исполнения требований уголовно-процессуального закона органами дознания и предварительного следствия. Однако они не вправе принимать окончательные решения, так как согласно ч. 6 ст. 37 УПК полномочия прокурора по надзору за соблюдением законности предварительного расследования исполняют прокуроры района, города, их заместители, приравненные к ним прокуроры и вышестоящие прокуроры.
  2. Надзор прокурора осуществляется только в рамках УПК и Закона о прокуратуре и касается исключительно процессуальных аспектов. Вмешиваться в организационно-распорядительную деятельность органов, проводимых предварительное следствие и дознание, прокурор не имеет права.

3. Указания надзирающего прокурора не всегда являются безусловными для исполнения и могут быть обжалованы вышестоящему прокурору.

Источник: https://lawpedia.ru/ponjatie-sushhnost-i-zadachi-prokurorskogo-nadzora-za-ispolneniem-zakonov-organami-osushhestvljajushhimi-operativno-rozysknuju-dejatelnost-doznanie-i-predvaritelnoe-sledstvie/

Прокурорский надзор за деятельностью органов дознания, расследующих уголовные дела

Прокурорский надзор над органами дознания и предварительного следствия

Шабанова А. К. Прокурорский надзор за деятельностью органов дознания, расследующих уголовные дела // Молодой ученый. — 2018. — №23. — С. 159-160. — URL https://moluch.ru/archive/209/51237/ (дата обращения: 08.11.2019).



Статья посвящена анализу сложившейся системы полномочий, которые применяются прокурорами в досудебной уголовно-процессуальной деятельности для выявления и пресечения нарушений закона со стороны органов дознания.

Ключевые слова: прокурорский надзор, органы дознания, предварительное следствия, полномочия, прокурорское реагирование.

Законодатель в Уголовно-процессуальном кодексе РФ наделяет прокурора весьма значительными полномочиями для реагирования на нарушения норм закона органами дознания. Полномочия прокурора в данном вопросе регламентированы статьями 25, 28, 37, 144, 146, 148, 153, 214, 223, 226 и др. УПК РФ и служат важной гарантией обеспечения законности в сфере борьбы с преступностью.

Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, следствие и оперативно-розыскную деятельность является одним из направлений деятельности органов прокуратуры. Данное направление согласно п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре выделяется в отдельную отрасль прокурорского надзора.

В соответствии со ст.

29 Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора служит порядок разрешения заявлений о готовящихся или совершенных преступлениях, соблюдение прав и свобод человека, законность решений, принятых органами дознания, предварительного следствия и органами, ведущими оперативно розыскную деятельность. Конкретными статьями УПК РФ регламентируется прокурорский надзор за законностью действий определенных субъектов уголовно-процессуальной деятельности, к которым относятся начальники органов дознания и дознаватели.

Данная сфера прокурорского надзора отличается от иных направлений надзорной деятельности (например, надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина), наступательным характером, меры прокурорского реагирования в большинстве случаев могут применяться прокурором инициативно и вне зависимости от наличия у него прямой информации о фактах нарушения законов. Специфика реализуемых прокурором полномочий и детальная их регламентация в уголовно-процессуальном законодательстве обусловливают тот факт, что правовые средства надзора, определенные Законом о прокуратуре, в этой сфере, как правило, не применяются.

Прокурор, реализующий надзор, проверяет законность, начиная от возбуждения уголовного дела и заканчивая подписанием поступившего к нему обвинительного акта.

Также прокурор следит за законностью принятых решений, соблюдением сроков дознания, приостановлением дознания, прекращением уголовного дела. При этом прокурор, осуществляя надзор, не вмешивается в процессуальную деятельность органов дознания.

Принятие прямых мер, направленных на устранение обнаруженных нарушений закона, как правило, выходит за рамки прокурорских полномочий.

Только лишь в специально предусмотренных законом случаях прокурор имеет право непосредственного устранения выявленного им нарушения закона со стороны органов предварительного следствия, например посредством отмены отдельных постановлений следователя или вынесения обязательных для исполнения указаний о производстве необходимых процессуальных действий.

На стадии возбуждения уголовного дела прокурор наделен правами, которые обеспечивают ему руководящую роль. В настоящее время эти права выражаются в продлении по ходатайству дознавателя срока проверки сообщения о преступлении до 30 суток.

На основании пункта 19 Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 6 сентября 2007 г. № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания», прокурор требует от дознавателей продлевать срок дознания до 60 суток за 5 дней до истечения срока, свыше 60 суток — за 10 дней, свыше 6 месяцев — за 15 дней.

Прокурор может привлечь к ответственности всех виновных должностных лиц при отмене незаконного постановления о приостановления уголовного дела.

Прокурор в месячный срок проверяет законность постановления о приостановление уголовного дела. Особое внимание обращает на повторное приостановление уголовного дела. Если есть основания, указанные в ст.

211 УПК РФ, в соответствии с ч. 31 ст. 223 УПК РФ будет вынесено постановление о возобновлении уголовного дела.

Прокурор может требовать документацию, связанную с работой по заявлениям о преступлениях, книги и журналы регистрации и прочие документы, связанные с производством уголовного дела.

Для пресечения укрытия преступлений от регистрационного учета прокуратура ежемесячно сверяет учетные данные органов дознания с данными медицинских учреждений и другими надзорными учреждениями.

Выявленные нарушения закона следственных и процессуальных действий фиксируются в актах прокурорского реагирования, т. е. письменных указаниях о предоставлении иных решений.

Надзорная функция прокуратуры, с объективной стороны, не лишена недостатков, прокуроры иногда допускают халатность, некомпетентность, превышают свои полномочия.

Однако именно прокурор, будучи должностным лицо, одновременно осуществляющим от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности и процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного расследования, как координатор может способствовать эффективному взаимодействию правоохранительных органов в изобличении организаторов и участников преступной деятельности.

Литература:

  1. Вершинин А. Д. Прокуратура на современном этапе / А. Д. Вершинин. — Самара: Изд-во Самарского ун-та. — 2006.
  2. Винокуров Ю. Е. Прокурорский надзор: учебник / Ю. Е. Винокуров. — М.: Высшее образование, 2007.
  3. Рябов В. Н. Прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности криминальной милиции: моногр. / В. Н. Рябов. — Хабаровск: ДВЮИ МВД России, 2001.
  4. Сухарев А. Я. Прокурорский надзор: учебник / А. Я. Сухарев. — М.: НОРМА, 2003.
  5. Соловьев А. Б. Прокурор в досудебных стадиях уголовного процесса России / А. Б. Соловьев, М. Е. Токарева, Н. В. Буланова — М.: Юрлитинформ, 2006.

1

Основные термины(генерируются автоматически): прокурорский надзор, прокурор, РФ, орган дознания, прокурорское реагирование, предварительное следствие, оперативно-розыскная деятельность, процессуальная деятельность органов дознания, приостановление уголовного дела, свобода человека.

прокурорский надзор, органы дознания, предварительное следствия, полномочия, прокурорское реагирование

предварительноеследствие, РФ, возбуждение уголовногодела, следственный орган, прокурор, уголовное судопроизводство, прокурорскийнадзор, уголовное преследование, руководитель, следователь.

предварительноеследствие, РФ, возбуждение уголовногодела, следственный орган, прокурор, уголовное судопроизводство, прокурорскийнадзор, уголовное преследование, руководитель, следователь.

Прокурор утратил руководящую роль при осуществлении уголовного преследования органамипредварительногоследствия, за прокурором сохранены лишь функция процессуального руководства дознанием.

Прокурорскийнадзор за деятельностьюоргановдознания… Ключевые слова: прокурорскийнадзор, органыдознания, предварительноеследствия, полномочия, прокурорскоереагирование.

прокурорскийнадзор, РФ, уголовное преследование, Российская Федерация, реабилитация, предварительноеследствие, уголовное судопроизводство, органдознания, Генеральный прокурор, надзорная деятельность

РСФСР, РФ, предварительноеследствие, органдознания, уголовное судопроизводство, прокурорскийнадзор, предварительное расследование, дело, дознание, обвинительное заключение.

Прокурорскийнадзор за деятельностьюоргановдознания… Ключевые слова: прокурорскийнадзор, органыдознания, предварительноеследствия, полномочия, прокурорскоереагирование.

Ключевые слова: прокурор, уголовное судопроизводство, прокурорскийнадзор, предварительноеследствие, дознание, прокурорскийнадзор за производством предварительного расследования.

возбуждение уголовногодела, РФ, уголовное преследование, следственный орган, уголовный процесс, предварительноеследствие, полномочие прокурора, органдознания, постановление прокурора, прокурор.

Источник: https://moluch.ru/archive/209/51237/

Читать

Прокурорский надзор над органами дознания и предварительного следствия
sh: 1: —format=html: not found

Прокурорский надзор:

Шпаргалка

1. ПРОКУРАТУРА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РФ

Прокуратура занимает особое место в государственной системе РФ. Прокуратура не относится к законодательной, исполнительной и судебной власти, обладая признаками каждой из них.

Осуществляя прокурорский надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, прокуратура распространяет свою компетенцию на все ветви государственной власти и на органы местного самоуправления.

Характеристика отношений прокуратуры с органами исполнительной власти связана с особенностями ее отношений с правоохранительными, а также контролирующими органами. Прокуроры осуществляют прокурорский надзор за соблюдением и исполнением законов, за соответствием правовых актов и решений, принимаемых правоохранительными и контролирующими органами.

Порядок расследования преступлений, совершенных работниками прокуратуры, предполагает гарантии независимости прокуроров. На деятельность Правительства РФ надзорная компетенция прокуратуры не распространяется. В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и законам РФ Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента РФ.

Прокуратура и Президент РФ. Генеральный прокурор РФ и Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ.

Прокуратура и судебная власть. Конституция РФ содержит положения, касающиеся прокуратуры, в главе «Судебная власть». Однако прокуратура является самостоятельной, независимой структурой, выполняющей функции одного из элементов системы уравновешивания в механизме разделения властей, и не принадлежит к судебной ветви власти.

Прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших, в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Осуществляя уголовное преследование, в суде по уголовным делам прокурор выступает в качестве государственного обвинителя.

Прокурор приносит апелляционное, кассационное, надзорное представление, а в арбитражных судах – жалобу на незаконное, необоснованное или несправедливое решение, приговор, определение или постановление суда в вышестоящий суд. Федеральное Собрание и прокуратура.

Государственная Дума принимает законы, составляющие основное содержание предмета прокурорского надзора за соблюдением и исполнением законов.

Генеральный прокурор РФ лично ежегодно представляет палатам Федерального Собрания доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ и о проделанной работе по их укреплению. Прокуратура по запросам и обращениям депутатов проводит проверки фактов нарушений законов, принимает меры к их выявлению, устранению и предупреждению.

2. ПРЕДМЕТ, СОДЕРЖАНИЕ И СИСТЕМА КУРСА «ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР»

Предмет курса как правовой дисциплины составляют нормы права, определяющие сущность, функции, задачи, принципы организации и деятельности прокуратуры, ее систему и структуру, полномочия прокурора при осуществлении прокурорского надзора, а также регламентирующие общественные отношения, возникающие между органами прокуратуры, осуществляющими прокурорский надзор, и субъектами, вовлеченными (привлеченными) в эту деятельность.

Система курса – направление в изучении. Систему курса «Прокурорский надзор» как учебной дисциплины составляют основные изучаемые темы общей и особенной частей.

курса «Прокурорский надзор» можно условно разделить на две части: общую и особенную.

В общей части излагается материал о роли прокуратуры как конституционного государственно-правового института в системе органов государственной власти; содержание и система прокурорского надзора как учебного курса; правовые основы, принципы организации и деятельности прокуратуры; основные направления деятельности; система прокуратуры, структура различных ее звеньев, порядок их формирования; понятие, задачи, принципы и функции управления в органах и учреждениях прокуратуры; требования, предъявляемые к прокурорам и следователям, атакже рассматриваются основные исторические этапы учреждения, формирования и совершенствования российской прокуратуры.

Особенная часть курса последовательно раскрывает понятие, сущность, задачи и полномочия прокуроров по выявлению, предупреждению и устранению нарушений законов в основных направлениях деятельности прокуратуры; изучает разделы, посвященные: прокурорскому надзору за соблюдением и исполнением законов и законностью правовых актов; прокурорскому надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; прокурорскому надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; прокурорскому надзору за исполнением законов судебными приставами; прокурорскому надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; участию прокурора в рассмотрении дел судами общей юрисдикции и арбитражными судами; координации прокуратурой деятельности по борьбе с преступностью.

3. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

Сущность прокурорского надзора: а) это самостоятельный, специфический вид государственной деятельности, которая является исключительной компетенцией прокуратуры; б) осуществляется от имени государства – Российской Федерации; в) заключается в проверке правильности соблюдения и исполнения законов, действующих на территории РФ; г) направлен на выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, восстановление нарушенной законности, привлечение виновных к установленной законом ответственности. Прокурорский надзор как вид государственной деятельности – деятельность специально уполномоченных государственных органов (прокуратур), осуществляемая от имени РФ в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, выполняемая с использованием предусмотренных законом полномочий и правовых средств их осуществления.

Прокурорский надзор как отрасль юридической науки изучает закономерности возникновения, становления и развития правоотношений в сфере осуществления прокурорского надзора и иных функций прокуратуры; исследует основные понятия прокурорского надзора; изучает эффективность правовых норм, регламентирующих деятельность прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора и иных, возложенных на прокуратуру, функций.

Прокурорский надзор как учебная дисциплина, раскрывающая содержание организации и деятельности прокуратуры, изучается в высших и средних юридических заведениях, охватывает собой общую и особенную части курса.

Цели прокурорского надзора определяются статусом, местом и ролью прокуратуры в государственном устройстве и понимаются как то, к чему надо стремиться, что надо осуществлять, результат, на достижение которого направлена деятельность прокуратуры, регламентируемая законодательством: а) обеспечение верховенства закона; б) обеспечение единства и укрепления законности; в) обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина; г) обеспечение охраняемых законом интересов общества и государства.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=285119&p=13

Надзор прокурора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания

Прокурорский надзор над органами дознания и предварительного следствия

Уголовное судопроизводство представляет собой урегулированную нормами уголовно-процессуального права деятельность уполномоченных на то государственных органов и должностных лиц, направленную на выявление, раскрытие преступлений, изобличение лиц, виновных в их совершении, и назначении им справедливого наказания. В основе уголовного судопроизводства лежат три основные процессуальные функции: обвинение, защита и разрешение уголовного дела.

К участникам уголовного судопроизводства, осуществляющим функцию обвинения, согласно УПК относятся прокурор, следователь, руководитель следственного органа, орган дознания, дознаватель, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, представитель соответственно потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя. В соответствии со ст. 37 УПК прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

Уголовное преследование имеет властно-распорядительный характер и непосредственно связано с ограничением конституционных прав и свобод личности в уголовном процессе, применением мер процессуального принуждения, которые существенно затрагивают законные права и интересы участников уголовного судопроизводства.

В Конституции закреплено, что человек, его права и свободы – это высшая ценность, а признание, соблюдение и их защита являются обязанностью государства.

Этим объясняется то обстоятельство, что прокурор не только наделен полномочиями осуществлять уголовное преследование, но и обязан обеспечить действенный надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

Под прокурорским надзором за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия понимается урегулированная нормами права деятельность уполномоченных прокуроров в досудебных стадиях уголовного процесса, направленная на обеспечение законности при осуществлении уголовного преследования.

Таким образом, прокурорский надзор за соблюдением законности в данном случае решает две задачи.

С одной стороны, он служит средством обеспечения верховенства Конституции и защиты прав и свобод граждан, а с другой – осуществляет надзор за правильным соблюдением закона, позволяет эффективно проводить уголовное преследование, так как в случае нарушения предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством правил проведения следственных действий полученные сведения не будут иметь доказательственного значения.

Осуществляя надзор за соблюдением законности предварительного расследования, прокурор обязан:

  • 1) обеспечить единый подход к организации прокурорского надзора за всеми органами предварительного следствия и дознания независимо от их ведомственной принадлежности;
  • 2) незамедлительно реагировать на выявленные нарушения законов на всех этапах уголовно-процессуальной деятельности с момента поступления заявления, сообщения о деянии, имеющем признаки преступления, до принятия прокурором окончательного решения (утверждения обвинительного заключения, направления дела в суд, для применения принудительных мер медицинского характера или воспитательного воздействия, проверки законности решения о прекращении, а также отказе в возбуждении уголовного дела);
  • 3) в полной мере реализовать важнейшую обязанность прокуроров – защиту прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений. Прокуроры должны внимательно подходить к рассмотрению их жалоб и заявлений, принимать все необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, возмещению морального и материального ущербов;
  • 4) обеспечить своевременность и законность решений следователя и дознавателя по результатам проверки каждого сообщения о преступлении;
  • 5) принять все возможные меры к обеспечению законности при применении мер процессуального принуждения;
  • 6) осуществлять надзор за своевременностью и правильностью проведения следственных действий;
  • 7) установить действенный надзор за законностью и обоснованностью прекращения уголовного дела и уголовного преследования, строго руководствуясь при этом требованиями уголовно-процессуального закона. Безотлагательно отменять постановления о приостановлении предварительного следствия, прекращении уголовного дела или уголовного преследования, если не исчерпаны все возможные средства для сбора доказательств и изобличения виновных.

Источник: https://studme.org/95323/pravo/nadzor_prokurora_ispolneniem_zakonov_organami_predvaritelnogo_sledstviya_doznaniya

Глава XIV. Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

Прокурорский надзор над органами дознания и предварительного следствия

Страница 1 из 6

Глава XIV. Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

§ 1. Предмет прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия§ 2. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия§ 3. Прокурорский надзор за законностью возбуждения и отказов в возбуждении уголовных дел§ 4.

Прокурорский надзор за законностью привлечения лиц в качестве обвиняемых, задержания подозреваемых и применения к подозреваемым и обвиняемым меры пресечения в виде заключения под стражу§ 5. Прокурорский надзор за обеспечением прав потерпевших

§ 6.

Решение прокурора по делу, поступившему с обвинительным заключением

§ 1. Предмет прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия является одним из основных направлений надзорной деятельности прокуратуры. Вместе с тем осуществление такого надзора является основным содержанием деятельности прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса.

Прокурор обязан обеспечивать постоянный надзор за исполнением законов всеми органами дознания и предварительного следствия, независимо от их ведомственной подчиненности, для чего уголовно-процессуальный закон наделил прокурора властно-распорядительными полномочиями, в том числе рядом полномочий, принадлежащих только прокурору (например, отмена незаконных и необоснованных постановлений следователя и органа дознания, утверждение обвинительного заключения и направление уголовного дела в суд). С учетом особой роли прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса предметом прокурорского надзора является законность всей деятельности органов дознания и следователей при расследовании преступлений. Это положение конкретизировано в ст. 29 Закона о прокуратуре. В этой статье Закона определено, что предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами дознания и предварительного следствия. При этом понятие «соблюдение установленного порядка проведения расследования» означает, что в предмет прокурорского надзора без всяких ограничений входит законность производства всех процессуальных действий следователя и органа дознания, а понятие «законность решений, принимаемых органами дознания и предварительного следствия», включает в себя исполнение требований закона при принятии органами дознания и предварительного следствия абсолютно всех процессуальных решении, вне зависимости от того, требуется ли в данном случае получение санкции прокурора и возможно ли обжалование принятого решения в суд. Принимая во внимание, что предметом прокурорского надзора является законность всей деятельности органов дознания и предварительного следствия, можно тем не менее выделить «ключевые» моменты досудебных стадий уголовного процесса, где предметом прокурорского надзора будет законность важнейших действий и процессуальных решений следователя и органа дознания. К ним могут быть отнесены: 1) законность разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, возбуждения и отказа в возбуждении уголовных дел; 2) законность привлечения лица в качестве обвиняемого; 3) законность задержания подозреваемого и применения к подозреваемому и обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу; 4) обеспечение прав и законных интересов участников уголовного процесса, в том числе потерпевших от преступления; 5) исполнение требований закона о всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств преступления; 6) законность принятия решения при окончании предварительного следствия.* ——————— * Соловьев А.Б. и др. Прокурорский надзор за законностью расследования преступлений. М., 2000.

На эти же основные для осуществления прокурорского надзора участки ориентирует Приказ Генерального прокурора Российской Федерации № 31 от 18 июня 1997 г. «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием». В Приказе обращается внимание на необходимость единого подхода к организации прокурорского надзора за исполнением законов всеми органами предварительного следствия и дознания независимо от ведомственной принадлежности. Прокурорам предложено обеспечить безусловное реагирование на выявленные нарушения законов на всех этапах уголовно-процессуальной деятельности с момента поступления заявления, сообщения о деянии, имеющем Признаки преступления, до принятия прокурором окончательного решения (утверждения обвинительного заключения, направления дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера или воспитательного воздействия, проверки законности решения о прекращении, а также об отказе в возбуждении уголовного дела).

Последняя >>

Источник: http://uristinfo.net/prokurorskij-nadzor/210-rossijskij-prokurorskij-nadzor-aja-suharev/5173-prokurorskij-nadzor-za-ispolneniem-zakonov-organami-doznanija-i-predvaritelnogo-sledstvija.html

Юрист Воеводин
Добавить комментарий