Производство в надзорной инстанции субъекты объекты и сроки обжалования

Производство в суде надзорной инстанции

Производство в надзорной инстанции субъекты объекты и сроки обжалования

Федеральным законом от 9 декабря 2010 г. № 353-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» ГПК дополнен гл. 41.1 «Производство в суде надзорной инстанции», вступившей в силу с 1 января 2012 г.

Производство в суде надзорной инстанции как самостоятельная стадия гражданского процесса сохранило свое значение (с определенными изменениями). Этой стадии посвящены ст. 391.1 — 391.14 ГПК. На данной стадии гражданского процесса осуществляется пересмотр судебных постановлений, уже вступивших в законную силу.

Однако полномочия надзорной инстанции в рамках надзорного производства в настоящее время предоставлены только Президиуму Верховного Суда РФ.

Предоставление Президиуму Верховного Суда РФ полномочий по проверке законности судебных актов, прошедших все необходимые инстанции, предусмотренные ГПК, следует признать положительным моментом.

Как свидетельствует судебная практика, ошибки допускаются в судах всех инстанций.

Предоставленное право лицам, участвующим в деле, подавать надзорные жалобы непосредственно в Президиум Верховного Суда страны подчеркивает доступность судебной защиты для всех и каждого, как указано в ст. 46 Конституции РФ.

Установленный порядок пересмотра постановлений, вступивших в законную силу, Президиумом Верховного Суда РФ можно назвать экстраординарным, т.е. вне порядка прохождения многих инстанций.

В соответствии со смыслом гл. 41.1 ГПК Президиум Верховного Суда РФ обязан не только устранить элементарные ошибки в применении и толковании материального и процессуального закона, но и проверить судебный акт с позиции высшей справедливости и разумности.

Поэтому ГПК конкретно и однозначно устанавливает субъектов обжалования, объекты обжалования, сроки и порядок рассмотрения жалоб и представлений прокурора, определяет пределы полномочий, принятия постановления по результатам рассмотрения жалоб и представлений.

СУБЪЕКТЫ, ОБЪЕКТЫ ОБЖАЛОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПОДАЧИ ЖАЛОБ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Право обращения в Президиум Верховного Суда РФ предоставлено лицам, участвующим в судопроизводстве по делу, а также лицам, не участвующим в процессе, в случае если их права, свободы и законные интересы были нарушены принятыми судебными постановлениями. Названные лица подают надзорные жалобы. Если в судебном деле участвовал прокурор, то в Президиум может обратиться Генеральный прокурор РФ и его заместитель. Они подают надзорное представление.

Статья 391.11 ГПК предоставляет отдельное, самостоятельное право вносить представление в Президиум Верховного Суда РФ о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора Председателю Верховного Суда РФ и его заместителю. Но необходимо подчеркнуть, что право вносить такие представления возможно лишь по жалобам заинтересованных лиц или по представлению прокурора.

Как следует из смысла ст. 391.11 ГПК Председатель Верховного Суда РФ и его заместитель по своему усмотрению (без жалобы, представления) не вправе вносить такие представления в Президиум Верховного Суда РФ. Это положение свидетельствует о том, что должностные лица не могут требовать пересмотра дела без учета мнений лиц, участвующих в деле.

Это отвечает действию принципа диспозитивности.

В соответствии с ч. 2 ст. 391.1 ГПК объектом обжалования в надзорном порядке могут быть:

  • 1) вступившие в законную силу решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде РФ;
  • 2) вступившие в законную силу решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде РФ;
  • 3) вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда РФ, принятые им по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;
  • 4) определения Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ;
  • 5) определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ и определения Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ, вынесенные ими в апелляционном порядке;
  • 6) определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ и определения Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ, вынесенные ими в кассационном порядке.

Надзорные представления и жалобы подаются непосредственно в Верховный Суд РФ. Срок подачи надзорных жалоб и представлений установлен в ст. 391.2 ГПК и составляет три месяца со дня вступления обжалуемых постановлений в законную силу.

Если же жалоба, представление подаются с пропуском трехмесячного срока, то необходимо предварительно обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного срока. Такое заявление подается в суд первой инстанции, рассмотревшей гражданское дело, постановление по которому подлежит надзорному обжалованию в Президиум Верховного Суда РФ.

Это правило предусмотрено ч. 4 ст. 112 ГПК.

При этом процессуальный закон подчеркивает, что указанный трехмесячный срок может быть восстановлен только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи кассационной и надзорной жалоб в установленный срок.

К таким исключительным обстоятельствам можно отнести тяжелую болезнь лица, подающего жалобу, его беспомощное состояние и др., если эти обстоятельства имели место в период не позднее одного года со дня вступления обжалуемого судебного постановления в законную силу. В отношении же юридических лиц ГПК не дает никаких пояснений.

Видимо, закон исходит из того, что юридическое лицо не может тяжело заболеть и быть в беспомощном положении.

Если заболел представитель юридического лица или находится в длительной командировке, то должен быть назначен другой представитель или эти функции может выполнить орган юридического лица (директор, председатель совета и т.д.).

Надо полагать, что такое жесткое правило будет стимулировать участников процесса к соблюдению процессуальных сроков, сократит время нахождения дел в различных судебных инстанциях и не только приведет к его исполнению, но и уменьшит так называемую судебную волокиту.

Надзорные жалобы, представления, поданные после истечения трехмесячного срока, могут быть приняты лишь тогда, когда к жалобе, представлению приложено судебное определение о восстановлении пропущенного срока.

Требования к форме и содержанию надзорных жалобы, представления определены в ст. 391.3 ГПК. Надзорные жалоба, представление должны содержать:

  • — наименование суда, в который они подаются;
  • — наименование лица, подающего жалобу, представление, его процессуальное положение в деле, а также его место жительства или место нахождения;
  • — наименование других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;
  • — указание на суды, которые рассматривали дело по первой, апелляционной и кассационной инстанциям, а также содержание принятых ими решений;
  • — указание на судебные постановления, которые обжалуются;
  • — указания на основания для пересмотра судебного постановления в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;
  • — просьбу лица, подающего жалобу, представление.

Очень важно, чтобы в просительной части жалобы, представления была четко сформулирована просьба, что должен сделать Президиум Верховного Суда РФ: изменить ли постановление, вступившее в законную силу, или отменить и прекратить дело, либо отменить старое и вынести новое решение по делу.

Надзорное представление подписывается Генеральным прокурором РФ или его заместителем. А надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем с приложением доверенности или другого уполномочивающего документа.

К надзорным жалобе, представлению необходимо приложить следующие документы: надлежащим образом заверенные копии всех судебных постановлений, которые принимались по обжалуемому делу; копии надзорных жалоб и представлений по числу лиц, участвующих в деле.

Также к надзорным жалобе, представлению необходимо прикладывать документы, подтверждающие уплату в установленных законом случаях государственной пошлины, или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, или указания на отсрочку или рассрочку ее уплаты.

К жалобе, поданной представителем, необходимо приложить доверенность или другой документ, который удостоверяет полномочия представителя.

Если все эти требования не выполнены, то жалоба, представление подлежат возврату без рассмотрения дела по существу в течение 10 дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции. Жалобы, представления возвращаются, если поступила просьба о возвращении жалобы или отзыв надзорного представления.

В п. 5 ч. 1 ст. 391.4 ГПК указано еще одно условие, при наличии которого жалоба, представление могут быть возвращены без рассмотрения по существу. Это нарушение правил подсудности, установленных в ч. 2 ст. 391.1 ГПК. Согласно ст. 391.

1 ГПК право пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу, предоставлено только одной судебной инстанции — Президиуму Верховного Суда РФ.

Ошибка при подаче жалобы, представления может быть лишь только в том, что не тот вид постановления обжалуется в Президиум Верховного Суда РФ.

Источник: //studref.com/659721/pravo/proizvodstvo_sude_nadzornoy_instantsii

Кассационное производство

Производство в надзорной инстанции субъекты объекты и сроки обжалования

См. также:

Коробов Евгений Алексеевич. Особенности обжалования судебных постановлений в гражданском процессе

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 29 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции»

Очень интересная и познавательная статья по судебной практике и реалиям российского судопроизводства: «Отказные» определения и «право не согласиться» председателя и заместителей Председателя Верховного суда РФ с результатами изучения кассационных и надзорных жалоб на сайте //zakon.ru/…/6370

Производство в суде кассационной инстанции регулируется гл. 41 ГПК РФ.

Производство в суде кассационной инстанции предназначено для исправления существенных нарушений норм материального права или норм процессуального права, допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела и повлиявших на исход дела, и без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом публичных интересов.

При рассмотрении кассационных жалобы, представления суд кассационной инстанции проверяет только законность судебных постановлений, то есть правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права (ст. 390 ГПК РФ).

В суд кассационной инстанции обжалуются вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Верховного Суда Российской Федерации (ст. 376 ГПК РФ).

Характерные черты кассационного производства (по ГПК РФ):

  • кассационная жалоба подается заинтересованными лицами на вступившее в законную силу постановление суда первой, апелляционной и кассационной инстанции;
  • суд кассационной инстанции проверяет только законность судебных постановлений;
  • до обращения в суд кассационной инстанции необходимо соблюдение правила об использовании апелляционного способа проверки судебных постановлений.

Субъекты кассационного обжалования

Право на обращение в суд кассационной инстанции имеют:

  • лица, участвующие в деле;
  • другие лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями;
  • должностные лица органов прокуратуры, указанные в ст. 377 Кодекса (если в рассмотрении дела участвовал прокурор).

Судебные постановления могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение 6 месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что лицами, указанными в части первой настоящей статьи, были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.

Объекты кассационного обжалования (ст. 377 ГПК РФ):

  1. апелляционные определения:
    • верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов;
    • районных судов;
    • окружных (флотских) военных судов;
  2. вступившие в законную силу:
    • судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей;
    • решения и определения гарнизонных военных судов;
    • решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения были обжалованы в президиум вышестоящего суда;
  3. постановления президиумов:
    • верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов;
    • окружных (флотских) военных судов.

Порядок подачи кассационных жалобы, представления

Кассационные жалоба, представление подаются непосредственно в суд кассационной инстанции:

1) в президиум (соответственно) верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа:

  • на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей;
  • на апелляционные определения судов;

2) в Судебную коллегию по административным  (или гражданским) делам Верховного Суда Российской Федерации:

  • на постановления президиумов;
  • на апелляционные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, а также на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения были обжалованы в президиум соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;

3) в Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации:

  • на постановления президиумов военных судов;
  • на апелляционные определения окружных (флотских) военных судов, а также на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов, если указанные судебные постановления были обжалованы в президиум окружного (флотского) военного суда.

С представлениями о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений вправе обращаться:

  1. Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители — в любой суд кассационной инстанции;
  2. прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) — соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда.

Срок обращения с кассационной жалобой:

  • 6 месяцев с момента вступления в законную силу обжалуемого судебного акта.

Согласно ст. 379.1 ГПК РФ кассационные жалоба, представление, поданные по истечении 6-месячного срока, подлежат возвращению без рассмотрения по существу, если к ним не приложено вступившее в законную силу определение суда о восстановлении этого срока.

О восстановлении срока см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 29 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции»

кассационной жалобы, представления

Кассационные жалоба, представление должны содержать (ст. 378 ГПК РФ):

  1. наименование суда, в который они подаются;
  2. наименование лица, подающего жалобу, представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;
  3. наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;
  4. указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;
  5. указание на судебные постановления, которые обжалуются;
  6. указание на то, в чем заключаются допущенные судами существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, повлиявшие на исход дела, с приведением доводов, свидетельствующих о таких нарушениях;
  7. просьбу лица, подающего жалобу, представление.

В кассационной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.

Если кассационные жалоба, представление ранее подавались в суд кассационной инстанции, в них должно быть указано на принятое по жалобе, представлению решение.

Кассационные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле, и должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем.

К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Представление должно быть подписано прокурором, указанным в ч.

3 статьи 377 Кодекса.

К кассационным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.

К кассационной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо судебное постановление о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.

Кассационные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу, если:

  1. кассационные жалоба, представление не отвечают требованиям, предусмотренным ГПК для их содержания;
  2. кассационные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд кассационной инстанции;
  3. пропущен срок обжалования судебного постановления в кассационном порядке и к кассационным жалобе, представлению, не приложено вступившее в законную силу определение суда о восстановлении этого срока либо в кассационных жалобе, представлении, поданных в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации, не содержится просьба о восстановлении пропущенного срока подачи кассационных жалобы, представления или в его восстановлении отказано;
  4. поступила просьба о возвращении или об отзыве кассационных жалобы, представления;
  5. кассационные жалоба, представление поданы с нарушением правил подсудности, установленных ст. 377  Кодекса.

Кассационные жалоба, представление должны быть возвращены без рассмотрения по существу в течение 10 дней со дня их поступления в суд кассационной инстанции.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2021 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2021 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2021 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2021 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2021 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2021 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2021 года).

Источник: //jurkom74.ru/ucheba/kassatsionnoe-proizvodstvo

§ 2. Субъекты, управомоченные на подачу жалобы, представления в

Производство в надзорной инстанции субъекты объекты и сроки обжалования

Субъектами, имеющими право подать жалобу, представление в порядке надзора, являются лица, участвующие в деле; другие лица, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями; должностные лица органов прокуратуры (Генеральный прокурор РФ и его заместители — в любой суд Российской Федерации, прокуроры субъектов РФ — соответственно в президиум суда субъекта РФ) в пределах их компетенции, если в рассмотрении дела участвовал прокурор (ст. 376 ГПК). Кроме того, в целях обеспечения единства судебной практики и законности, Председатель Верховного Суда РФ или заместитель Председателя Верховного Суда РФ имеют право внести в Президиум Верховного Суда РФ мотивированное представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора.

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 20 января 2003 г. Г» 2 в п.

19 подчеркнул, что прокурор вправе приносить представление суд второй и надзорной инстанций на судебное постановление лишь в случае, если он участвует в деле (ст. 371, 376 ГПК).

Прокурора следует считать участвующим в судопроизводстве лицом на основании ст. 34, 35, 45 ГПК «независимо от того, явился ли он в заседание суда первой инстанции» (Р.Ф Каллистратова).

Надзорную жалобу, представление можно подать:

1) на вступившие в законную силу решения и определения судов субъектов Российской Федерации, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного или надзорного рассмотрения в Верховном Суде РФ; на кассационные определения судов субъектов Федерации; на апелляционные решения и определения районных судов; на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей — соответственно в президиум Верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;

2) на кассационные определения окружных (флотских) военных судов; на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов — в президиум окружного (флотского) военного суда;

3) на определения президиумов судов субъекта Федерации; на вступившие в законную силу решения и определения судов субъектов Федерации, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ; на кассационные определения судов субъектов Федерации, а также на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, если жалобы на указанные решения и определения были оставлены без удовлетворения президиумами судов субъектов Российской Федерации, — в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ;

4) на определения президиумов окружных (флотских) военных судов; на вступившие в законную силу решения и определения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ; на кассационные определения окружных (флотских) военных судов, а также на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов, если жалобы на указанные судебные постановления были оставлены без удовлетворения президиумом окружного (флотского) военного суда, — в Военную коллегию Верховного Суда РФ;

5) на вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда РФ, принятые им по первой инстанции; на определения Кассационной коллегии Верховного Суда РФ; на определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, вынесенные ею в кассационном порядке; на определения Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ею в кассационном порядке, — в Президиум Верховного Суда Российской Федерации.

Таким образом, объектом обжалования в порядке надзора могут быть вступившие в законную силу следующие судебные постановления судов общей юрисдикции: решения и определения мировых судей; решения и определения районных судов, рассмотревших дела по первой инстанции; решения и определения апелляционных судов и судов кассационной инстанции; определения надзорных инстанций, кроме определений Президиума Верховного Суда РФ. Определения Президиума Верховного Суда РФ могут быть пересмотрены только по вновь открывшимся обстоятельствам. В военные суды надзорные жалобы подаются на кассационные определения окружных (флотских) судов; на вступившие в законную силу решения, определения гарнизонных ' военных судов; на определения президиумов окружных (флотских) военных судов; на вступившие в законную силу решения и определения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ; на кассационные определения окружных (флотских) военных судов, а также на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных судов, если жалобы на указанные постановления были оставлены без удовлетворения президиумом окружного (флотского) военного суда.

Вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения мировых судей, а также апелляционные решения и определения можно обжаловать только в президиум суда субъекта Федерации.

Данный вывод вытекает из анализа ч. 3 ст.

377 ГПК, так как перечисленные судебные постановления не указаны в числе постановлений, на которые можно подавать надзорные жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ.

Источник: //uchebnikfree.com/grajdanskiy-protsess-pravo/subyektyi-upravomochennyie-podachu-jalobyi-13946.html

Субъекты права обжалования в надзорном производстве

Производство в надзорной инстанции субъекты объекты и сроки обжалования

  • Уголовный процесс Сайт Константина Калиновского
  • Субъекты надзорного обжалования
  • Производство в надзорной инстанции субъекты объекты и сроки обжалования
  • Объекты и субъекты надзорного производства
  • Субъекты права на подачу надзорных жалобы, представления.
  • Право на обращение в суд надзорной инстанции в арбитражном процессе

Уголовный процесс Сайт Константина Калиновского

| | | В отличие от апелляционного и кассационного производства объектом пересмотра в суде надзорной инстанции являются уже вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов (п. 16 ст. 5 УПК).

Круг этих решений более широк — к ним относятся не только решения судов первой и апелляционной, но и кассационной инстанций, а также определения и постановления нижестоящих надзорных инстанций и постановления судов, вынесенные в стадии исполнения приговора. 405, ч. 3, 5 ст. 410)

Право надзорного пересмотра и порядок его осуществления.

Субъекты, объекты, сроки обжалования, судебные расходы.

Стр 34 из 78 Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постанов­лений, вступивших в законную силу. Надзорное производство является самостоятельной стадией гражданского процесса. Необходимость такой стадии обусловлена рядом обстоятельств.

Значение надзорного производства: 1) проверка вступивших в законную силу судебных решений в по­рядке надзора является дополнительной гарантией защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и

Субъекты надзорного обжалования

Движущей силой пересмотра приговора в порядке надзора являются жалобы сторон.

Жалоба в порядке надзора может быть заявлена осужденным, оправданным, их защитниками и законными представителями, потерпевшим, частным обвинителем, их законными представителями и представителями.

Надзорное производство может быть инициировано и иными лицами, которые не были участниками производства по делу, но имеют основания считать, что судебный акт затрагивает их права и законные интересы.

Гражданский истец, гражданский ответчик или их законные представители и представители вправе обжаловать судебное решение в части, касающейся гражданского иска.

Обращаться в суд надзорной инстанции с представлением об отмене, изменении приговора, иного решения суда уполномочены Генеральный прокурор РФ и его заместители.

Вступившие в законную силу судебные решения могут быть пересмотрены в порядке надзора только Президиумом ВС РФ.

Право надзорного обжалования (субъекты и объекты надзорного обжалования, порядок и срок подачи надзорной жалобы).

Пределы рассмотрения дела в суде надзорной инстанции.

13В качестве суда надзорной инстанции остается единственный орган – Президиум ВС РФ.

В порядке надзора м.б. обжалованы только те дела, которые уже были рассмотрены в по I инстанции, порядке апелляц. и кассац. обжалования.Субъекты: стороны, лица, участвующие в деле прокурор, должностные лица органов прокуратуры, другие заинтересованные лица. Объекты: любые вступившие в законную силу постановления судов, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда РФ.

В Президиум Верховного Суда РФ обжалуются: 1) вступившие в законную силу решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде РФ; 2) вступившие в законную силу решения окружных (флотских) военных судов, принятые

Производство в надзорной инстанции субъекты объекты и сроки обжалования

Право надзорного обжалования (субъекты и объекты надзорного обжалования, порядок и срок подачи надзорной жалобы) В качестве суда надзорной инстанции остается единственный орган – Президиум ВС РФ.

В порядке надзора м. б. обжалованы только те дела, которые уже были рассмотрены в по I инстанции, порядке апелляц. и кассац. обжалования.Субъекты: стороны, лица, участвующие в деле прокурор, должностные лица органов прокуратуры, другие заинтересованные лица. Объекты: любые вступившие в законную силу постановления судов, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда РФ.

Полномочия суда надзорной инстанции практически ничем не отличаются от полномочий, предусмотренных ранее в ГПК РФ, но уточняется, что при направлении дела на новое рассмотрение Президиум ВС РФ может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей.

При рассмотрении дела в надзорном порядке

Объекты и субъекты надзорного производства

5В СУДЕ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ С 1 января 2012 года вступили в законную силу изменения, внесенные в ГПК РФ, в частности, они коснулись глав, посвященных пересмотру судебных актов, вступивших в законную силу.

В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются: 1) вступившие в законную силу решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации; 2) вступившие в законную силу решения окружных (флотских)

Понятие надзорного производства (право обращения в надзорную инстанцию, его субъекты, объекты пересмотра).

— Экзаменационные вопросы и ответы по Арбитражному процессуальному праву.

Поделись с друзьями НАДЗОРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО- в РФ порядок пересмотра решений, приговоров, определений и постановлений судов первой инстанции, вступивших в законную силу, а также кассационных определений, которыми эти судебные постановления оставлены без изменения, отменены или изменены.

Вступившие в законную силу судебные акты, указанные в части 3 настоящей статьи, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по надзорным жалобам лиц, участвующих в деле, и иных лиц, не участвовавших в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт.

Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации вправе обратиться в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре определений Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенных в порядке кассационного производства по делам, указанным в части 1 статьи 52 настоящего Кодекса.

Субъекты права на подачу надзорных жалобы, представления

Стр 51 из 77 В соответствии с гл.

41 ГПК РФ правом подачи надзорной жало­бы или представления обладают две категории субъектов: а) за­интересованные лица; б) высшие должностные лица Верховного Суда РФ. Первая категория неоднородна по своему составу, по­тому что включает: а) собственно лиц, участвующих в деле, т.

е. стороны, третьих лиц, их представителей (ч.

1 ст. 376 ГПК РФ); б) других лиц, которые хотя и не участвовали в деле, но права и законные интересы которых нарушены судебным по­становлением (ч. 1 ст. 376 ГПК РФ); в) должностных лиц орга­нов прокуратуры (ч.

3 ст. 376, ч. 1, 4 ст. 377 ГПК РФ). Лица, уча­ствующие в деле, а также другие лица, чьи права и интересы на­рушены судебным постановлением, являются субъектами права на подачу надзорной жалобы1. Должностные лица органов проку­ратуры — субъектами права на подачу надзорного представления.

При характеристике должностных лиц

Субъекты права обжалования (опротестования) и судебные органы, рассматривающие дела в порядке надзора

Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постанов­лений, вступивших в законную силу. Надзорное производство является самостоятельной (исключительной, экстраординарной) стадией гражданского процесса. Согласно ст. 391.1 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом ВС РФ:

  • по жалобам
    1. других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.
    2. лиц, участвующих в деле, и
    3. по представлению о пересмотре судебных постановлений, указанных в части второй ст.
  • Право на обращение в суд надзорной инстанции в арбитражном процессе

    Право на обращение в суд надзорной инстанции: субъекты, объект оспаривания (пересмотра), требования к заявлению или представлению о пересмотре и последствия их несоблюдения.

    Арбитражный процесс предусматривает пересмотр судебных решений в порядке надзора как средство исправления возможных судебных ошибок.

    АПК РФ устанавливает при этом исключительный порядок надзорного производства: вступившее в законную силу судебное решение может быть пересмотрено только в случаях принесения жалобы или представления лицом, имеющим на то право.

    Надзорное производство возбуждается только по заявлениям:— ;— лиц, не участвовавших в деле, о правах и об обязанностях которых принял судебный акт;— органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления по делам об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов затрагивающих права и законные

    Понятие надзорного производства (право обращения в надзорную инстанцию, его субъекты, объекты пересмотра). — Ответы на вопросы к экзамену по арбитражному процессу

    Поделись с друзьями НАДЗОРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО — в РФ порядок пересмотра решений, приговоров, определений и постановлений судов первой инстанции, вступивших в законную силу, а также кассационных определений, которыми эти судебные постановления оставлены без изменения, отменены или изменены. Надзорное производство возбуждается: 1) по заявлениям лиц, участвующих в деле; 2) по заявлениям лиц, не участвовавших в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт; 3) по представлению прокурора.

    Источник: //netprav46.ru/subekty-prava-obzhalovanija-v-nadzornom-proizvodstve-72882/

    Право надзорного обжалования и порядок его реализации

    Производство в надзорной инстанции субъекты объекты и сроки обжалования

    Субъектами надзорного обжалования выступают лица, участвующие в деле, а также другие лица, если их права, свободы и законные интересы нарушены принятыми по гражданскому делу судебными постановлениями.

    Представители могут подать надзорную жалобу при наличии у них такого полномочия, указанного в доверенности, которая надлежащим образом оформлена (ст. 54 ГПК). Если в рассмотрении дела принимал участие прокурор, то аналогичным правом обладает Генеральный прокурор РФ и его заместители.

    В этой связи в приказе Генерального прокурора РФ «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском судопроизводстве» особо отмечается, что прокурор не имеет права истребовать гражданские дела в порядке надзора, однако по наиболее сложным делам прокурорам, участвующим в суде первой инстанции, следует формировать наблюдательные производства, в которых должны присутствовать копии исковых заявлений, правоустанавливающих и процессуальных документов.

    Председатель Верховного Суда РФ и его заместитель по жалобе заинтересованных лиц или по представлению прокурора вправе внести в Президиум Верховного Суда РФ представление о пересмотре вынесенных судебных постановлений в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального процессуального права. При этом такие нарушения должны влиять на законность обжалуемых судебных постановлений; лишать участников правоотношений возможности реализации прав, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон; существенно ограничивать эти права (ст. 391.11 ГПК). Если Председатель Верховного Суда РФ и его заместитель воспользовались правом на внесение представления, то они не могут участвовать в заседании Президиума Верховного Суда РФ.

    Следовательно, в новом гражданском процессуальном законодательстве, с одной стороны, в действительность воплощена демократическая идея о необходимости совершенствования способа судебной защиты прав и законных интересов, а с другой – существенно ограничена возможность вмешательства в частное гражданское судопроизводство различных должностных лиц государства.

    Объект надзорного обжалования – вступившие в законную силу судебные постановления, кроме постановлений Президиума Верховного Суда РФ (ст. 391.14 ГПК).

    Срок подачи надзорной жалобы или представления прокурора составляет три месяца со дня вступления судебного постановления в законную силу, но следует учитывать, что для Председателя Верховного Суда РФ и его заместителя этот срок подачи представления увеличен до шести месяцев (ч. 2 ст. 391.11 ГПК). Сроки начинают течение со дня вступления в законную силу последнего судебного правоприменительного акта, вынесенного по правовому конфликту (М. С. Шакарян).

    Если заинтересованные лица пропустили срок надзорного обжалования, то это вызывает за собой такое процессуальное действие, как возвращение жалобы или представления без рассмотрения по существу, но этот срок по исключительным и уважительным причинам подлежит восстановлению по правилам ч. 4 ст. 112 ГПК. На определение суда о восстановлении или об отказе в восстановлении срока подачи жалобы может быть подана частная жалоба.

    Вместе с тем обращает на себя внимание еще одно важное требование, согласно которому судебные постановления обжалуются в суд надзорной инстанции в указанный выше срок лишь при условии, что субъектами были полностью исчерпаны прочие ординарные и неординарные способы обжалования судебного постановления, т.е. подавалась апелляционная либо кассационная жалоба. Таким образом, в отечественном процессуальном законодательстве в гл. 41.1 ГПК сохранен принцип соблюдения субъектом последовательности прохождения нижестоящих судебных инстанций.

    К форме и содержанию надзорной жалобы (представления) процессуальным законом предъявляются в целом общие требования.

    В них обычно приводятся: наименование суда, в который обращаются заинтересованные субъекты; наименование лица, подающего жалобу (представление), его место жительства или место нахождения, а также процессуальное положение в деле; наименование других лиц, участвующих в деле, их места жительства либо нахождения; указание на суды, рассматривавшие ранее правовой конфликт и содержание принятых ими решений; указание на постановления, которые обжалуются, и на то, в чем заключается допущенное судами существенное нарушение закона; просьба лица, подающего жалобу, представление.

    В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, отмечается, какие конкретные права или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.

    Надзорная жалоба подписывается лицом, обращающимся за пересмотром. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие его полномочия. Представление подписывается Генеральным прокурором РФ или его заместителями.

    Кроме того, должны наличествовать копии надзорной жалобы, представления по числу лиц, участвующих в деле, заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по правовой коллизии, а также квитанция об уплате государственной пошлины.

    Порядок подачи надзорной жалобы или представления прокурора отчасти определяется ч. 2 ст. 391.1 ГПК, где указано, что в Президиум Верховного Суда РФ обжалуются:

    • – вступившие в законную силу решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде РФ;
    • – вступившие в законную силу решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде РФ;
    • – вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда РФ, принятые им по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;
    • – определения Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ;
    • – определения судебных коллегий Верховного Суда РФ, вынесенные ими в апелляционном порядке;
    • – определения судебных коллегий Верховного Суда РФ, вынесенные ими в кассационном порядке.

    Нетрудно заметить, что в настоящее время законодатель сосредоточил все внимание Президиума Верховного Суда РФ как надзорной инстанции исключительно на результатах работы судов не ниже уровня субъекта РФ.

    Согласно нормам ГПК и Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» постановления мировых судей и районных судов не являются объектом исследования суда, выполняющего функции надзора.

    Источник: //studme.org/69637/pravo/pravo_nadzornogo_obzhalovaniya_poryadok_realizatsii

    Юрист Воеводин
    Добавить комментарий