Процессуальный порядок проверки поводов к возбуждению уголовного дела

10.4. Средства проверки заявления (сообщения) о преступлении

Процессуальный порядок проверки поводов к возбуждению уголовного дела
Средств проверки заявления (сообщения) о преступлении три вида. 1.

Прямо закрепленные в уголовно-процессуальном законе средства сбора достаточных данных, указывающих на признаки преступления, а именно: —

требования о производстве документальных проверок, ревизий и

254

привлечении к их участию специалистов (ч. 1 ст. 144 УПК РФ) ; —

требования (поручения и запросы) о передаче документов и материалов (ч. 4 ст. 21, ч. 2 ст. 144 УПК РФ) —

осмотр места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК РФ). 2.

Выработанные практикой и широко применяемые органами предварительного расследования: —

получение объяснений111, —

собирание доказательств112, —

исследование (направление на исследование); —

изъятие предметов и документов. 3.

Предусмотренные иными не уголовно-процессуальными нормативными актами:

а) гласные оперативно-розыскные мероприятия;

б) гласные розыскные действия;

в) судебно-медицинское освидетельствование,

г) освидетельствование лиц, подозреваемых в совершении административного правонарушения, по поводу наличия в организме алкоголя или наркотических средств (п. 19 ст. 11 Закона РФ «О милиции»),

д) исследование веществ и объектов (приказ МВД России № 261 от 1 июня 1993 г.),

е) административное изъятие (ст. ст. 27.1, 27.10 КоАП РФ),

ж) досмотр (ст. ст. 27.1, 27.7, 27.9 КоАП РФ),

з); осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (ст. ст. 27.1, 27.8 КоАП РФ),

и) акт добровольной сдачи наркотического средства, психотропного вещества, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. ст. 222, 223, 228 УК РФ) и др.

Этими средствами решаются задачи стадии возбуждения уголовного дела. Перечень данных средств широк. Однако процессуальными можно называть лишь три. Только на них распространяется процессуальная форма. И хотя в ст.

144 УПК РФ лишь упоминается требование о передаче документов и материалов (о производстве документальных проверок, ревизий и привлечении к их участию специалистов), это действие нельзя производить без соблюдения принципов уголовного процесса. 10.5.

Процессуальные акты, завершающие стадию возбуждения уголовного дела

Стадию возбуждения уголовного дела может завершить одно из следующих решений: 1)

о возбуждении уголовного дела; 2)

об отказе в возбуждении уголовного дела;

На данной стадии может быть принято также решение о передаче заявления или сообщения по подследственности (подведомственности) или в суд в соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК РФ. Однако оно не завершает течение срока данной стадии уголовного процесса.

По делам частного обвинения стадия возбуждения уголовного дела завершается решениями о принятии или об отказе в принятии заявления

257

мировым судьей к своему производству . 10.6.

Порядок возбуждения уголовного дела

При наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки объективной стороны состава преступления, — основания для возбуждения уголовного дела — дознаватель (орган дознания) или следователь с согласия прокурора, а также прокурор обязан в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело.

О возбуждении уголовного дела следователь (прокурор, орган дознания и др.) выносит постановление. Этот процессуальный документ состоит из трех частей — вводной, описательной и резолютивной.

В постановлении о возбуждении уголовного дела должны быть указаны день, месяц, год, время (час и минуты принятия решения о возбуждении уголовного дела), населенный пункт его составления, должность, звание (классный чин) фамилия и инициалы должностного лица, кем оно составлено, (наименование органа прокуратуры, классный чин, фамилия, инициалы прокурора), давшего согласие на возбуждение уголовного дела, повод и основание к возбуждению уголовного дела, пункт, часть и статья УК РФ, по признакам которого оно возбуждается, ссылка на ст. ст. 145, 146 (или ст. 147) и ч. 1 ст. 156 УПК РФ, а также собственно решение о возбуждении уголовного дела (если есть лицо, подозреваемое в совершении данного преступления, указывается его фамилия, имя и отчество), о принятии уголовного дела к своему производству (о направлении его по подследственности), о направлении копии постановления прокурору, об извещении заявителя и подозреваемого о принятом решении.

Копия постановления о возбуждении уголовного дела, вынесенного следователем (дознавателем и др.) немедленно направляется прокурору. О том, дал прокурор согласие на возбуждение уголовного дела или нет, извещается заявитель и лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

Помимо того, органы дознания и органы предварительного следствия обязаны в двухнедельный срок сообщать в военные комиссариаты или иные органы, осуществляющие воинский учет, о возбуждении уголовных дел в отношении граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете (п. 5 ст.

4 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе).

По общему правилу дознаватель и следователь должны получить согласие прокурора на возбуждение уголовного дела. Между тем предусмотренный ч. 4 ст.

146 УПК РФ порядок получения такового позволяет утверждать, что данной нормой дознавателю и следователю не запрещено принимать самостоятельно мысленное (пока еще без получения согласия прокурора) решение о возбуждении уголовного дела и приступать к производству неотложных следственных действий еще до получения согласия прокурора.

Закон (ч. 4 ст. 146 УПК РФ) позволяет до получения согласия прокурора производить отдельные следственные действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы).

Однако УПК РФ только осмотр места происшествия разрешает производить до возбуждения уголовного дела (ч. 2 ст. 176 УПК РФ). Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод, что законодатель под возбуждением уголовного дела понимает принимаемое следователем (дознавателем и др.

) мысленное решение о наличии в его распоряжении предусмотренного законом повода и достаточных данных, указывающих на признаки объективной стороны состава преступления.

Оформление же данного процессуального решения постановлением и тем более получение соответствующего согласия у прокурора являются лишь процессуальными гарантиями соблюдения прав и законных интересов граждан, вовлеченных в сферу уголовного процесса.

Подобными гарантиями, только не уголовно-процессуальными, а ведомственными, являются также требование от дознавателей некоторых органов дознания утверждения постановления о возбуждении уголовного дела у начальника учреждения (начальника органа внутренних дел и др.), а также составление по поводу принятия указанного решения специальных регистрационных документов (карточек).

Следователь, а в определенных случаях и дознаватель, производя неотложное следственное действие после принятия решения о возбуждении уголовного дела (констатации наличия повода и основания такового), но до его оформления в соответствии с требованиями закона и ведомственных нормативных актов, уголовно-процессуальный закон не нарушает. Нарушением положений УПК РФ будет производство следственного действия (за исключением осмотра места происшествия) до того, как в распоряжении следователя (дознавателя и др.) появится повод и основание к возбуждению уголовного дела.

Незаконным также следует признавать отказ от применения средств стадии предварительного расследования (отказ от производства следственных действий), в случае наличия у компетентного органа (органа дознания, следователя, прокурора) повода к возбуждению уголовного дела и данных, о которых идет речь в ч. 2 ст. 140 УПК РФ.

Практическая значимость данного тезиса продемонстрируем примером. Дознаватель органа внутренних дел увидел, как преступник сорвал с пострадавшего шапку, забежал с ней в сарай и закрылся в нем.

Что в такой ситуации должен делать сотрудник милиции? Налицо повод — сообщение о совершенном преступлении, полученное из иных источников, и основание — достаточные данные, указывающие на признаки объективной стороны состава преступления, — возбуждения уголовного дела.

Требуется производство такого неотложного следственного действия как обыск.

Значит ли это, что дознаватель должен немедленно отправляться в РОВД, а затем в прокуратуру; оформить постановление о возбуждении уголовного дела, утвердить его у начальника органа и успеть получить согласие у прокурора на возбуждение уголовного дела? Нет, это приведет к тому, что преступник скроется, и раскрыть преступления будет значительно труднее.

Редакция ч. 4 ст. 146 УПК РФ позволяет следователю (дознавателю и др.

) мысленно принять решение о возбуждении уголовного дела, с соблюдением требований УПК РФ произвести неотложные следственные действия, после этого немедленно должным образом оформить постановления о возбуждении уголовного дела и незамедлительно направить их прокурору.

К постановлению прилагаются соответствующие протоколы и постановления о производстве следственных действий. Если, изучив указанные документы, прокурор даст согласие на возбуждение уголовного дела, значит следователь (дознаватель и др.) не нарушил требований УПК РФ.

Все представленные ему до дачи согласия на возбуждение уголовного дела постановления и протоколы (а также изъятые в ходе следственных действий предметы и документы) будут допустимыми доказательствами.

Такие доказательства имеют юридическую силу и в последующем могут быть положены в основу обвинения.

И наоборот, если прокурор, ознакомившись с представленными протоколами и постановлениями (материалами), посчитает, что следователь (дознаватель и др.

) приступил к производству неотложных следственных действий (за исключением осмотра места происшествия) не располагая законными поводом и (или) основанием к возбуждению уголовного дела, он вынесет постановление об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела.

В этой ситуации протоколы следственных действий, которые были осуществлены следователем (дознавателем и др.) станут недопустимыми доказательствами.

Источник: https://uchebnikfree.com/ugolovnoe-pravo/104-sredstva-proverki-zayavleniya-soobscheniya-5722.html

Основания и процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела

Процессуальный порядок проверки поводов к возбуждению уголовного дела

1. Понятие и основания для отказа в возбуждении дела. Отказ в возбуждении дела — это итоговое решение стадии возбуждения дела, которым завершается уголовное судопроизводство в целом.

В связи с этим отказ в возбуждении дела относится к числу основных уголовнопроцессуальных решений и постановление об этом имеет преюдициальное (точнее, преклюзивное — от лат.

ргаесИлБЮ — закрывание) значение для органов уголовного преследования, являясь основанием для прекращения будущего уголовного преследования в отношении конкретных лиц по тому же самому подозрению (п. 5 ч. 1 ст. 27 УПК РФ).

Отнесение отказа в возбуждении дела к основным процессуальным решениям приводит к выводу о том, что его основаниями должны быть уголовно-процессуальные доказательства. С их помощью необходимо достоверно установить одно из обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу (ст. 24 УПК РФ).

При этом следует иметь в виду, что сам по себе недостаток данных о наличии в деянии признаков преступления не может сразу же повлечь отказ в возбуждении дела. Дефицит информации о признаках преступления не освобождает органы уголовного преследования от принятия мер по установлению события преступления и изобличению виновных (ч.

2 ст. 21 УПК РФ). Если по истечении срока предварительной проверки сообщения о преступлении все же осталось неясным, было ли совершено преступление, то уголовное дело должно быть возбуждено для расследования предполагаемого события.

Другими словами, основания для возбуждения дела имеют вероятностный характер, а основания для отказа в возбуждении — достоверный.

Например, пострадавший в результате дорожно-транспортного происшествия находился в больнице 30 дней. За это время не удалось точно установить, какова степень тяжести причиненного его здоровью вреда.

В связи с истечением срока предварительной проверки сообщения о преступлении необходимо возбуждать уголовное дело, так как признаки преступления имеют место, а именно: есть вероятность причинения пострадавшему тяжкого вреда здоровью, минимально необходимого для наличия признаков состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264 УК РФ.

В то же время оснований для отказа в возбуждении дела нет (так как достоверно не доказано, что последствия не превысят вреда здоровью средней тяжести).

Уголовно-процессуальный закон предусматривает следующие основания для отказа в возбуждении уголовного дела:

отсутствие события преступления (п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ). Это основание означает, что установлено отсутствие самого деяния, в связи с которым поступило сообщение о преступлении.

Следует иметь в виду, что иногда событие как таковое может иметь место, но если оно не является человеческим деянием (действием или бездействием), а представляет собой проявление исключительно стихийных природных сил (молнии, снежной лавины, диких животных и т.

д.), отказ в возбуждении дела производится также по данному основанию.

Оно применяется только тогда, когда не существовало никакого деяния, послужившего причиной сообщения о совершении преступления (было сделано заведомо ложное сообщение о преступлении; заявителю показалось, что у него пропали деньги, и т. п.).

Если же обнаружится, например, что причиной для подачи заявления лица о краже или об угоне принадлежащего ему автомобиля послужили действия члена его семьи, переставившего автомобиль в другое место без ведома владельца, то в этом случае нельзя сделать вывод, что события, содержащего некоторые признаки кражи или угона (в данной ситуации — исчезновения автомобиля), не существовало.

Основание для отказа в возбуждении уголовного дела в этом случае будет другим — отсутствие состава преступления в действиях члена семьи;

отсутствие в деянии состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ) как основание для отказа в возбуждении дела имеет место тогда, когда проверяемое событие (деяние) было, однако оно не является преступным. Поэтому в постановлении каждый раз необходимо

указывать, состав какого именно преступления отсутствует, со ссылкой на соответствующий пункт, часть, статью УК РФ.

В возбуждении уголовного дела по данному основанию необходимо отказать, если: в деянии отсутствуют все или некоторые признаки какого-либо конкретного состава преступления, предусмотренного статьями Общей и Особенной частей УК РФ; деяние имело правомерный характер ввиду наличия обстоятельств, исключающих преступность деяния (необходимая оборона, причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление, крайняя необходимость и другие действия, указанные в гл. 8 УК РФ); деяние не является преступлением в силу малозначительности (ч. 2 ст. 14 УК РФ); лицо к моменту совершения деяния не достигло возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии не могло в полной мере сознавать характер своих действий или руководить ими (ч. 3 ст. 27 УПК РФ; ст. 20 УК РФ). Указанные обстоятельства предполагают доказанность участия данного лица в совершении преступления и потому не влекут его реабилитации (ч. 4 ст. 133 УПК РФ).

Процессуальный закон устанавливает, что отказ в возбуждении дела в связи с отсутствием состава преступления допускается лишь в отношении конкретного лица (ч. 1 ст. 148 УПК РФ).

Другими словами, требуется установить личность человека, совершившего деяние.

По-видимому, законодатель полагал, что это обеспечивает права пострадавшего (которому в этом случае легче обратиться в суд для возмещения известным ему ответчиком ущерба в порядке гражданского судопроизводства);

истечение сроков давности уголовного преследования (п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ). Порядок исчисления данных сроков установлен ст. 78, 94 УК РФ. Течение сроков давности приостанавливается лишь в случае, если виновный уклоняется от следствия, и возобновляется с момента его задержания либо явки с повинной.

Совершение нового преступления не прерывает течение срока давности, так как сроки давности по каждому преступлению исчисляются самостоятельно.

Не допускается отказ в возбуждении дела по данному основанию по преступлениям, за которые установлено наказание в виде смертной казни или пожизненного лишения свободы, так как в этих случаях вопрос о применении сроков давности решается только судом, т. е. после возбуждения дела и проведения предварительного следствия (ч. 4 ст. 78 УК РФ).

Данное основание для отказа в возбуждении дела является нереабилитирующим и предполагает установление всех признаков состава преступления. По этой причине оно применяется только при отсутствии возражений со стороны потенциального обвиняемого (подробнее о реабилитирующих и нереабилитирующих основаниях см. § 2 гл. 17 настоящего учебника);

смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по делу необходимо для реабилитации умершего (п. 4 ч. 1 ст. 24 УПК РФ).

При наличии данных о существовании реабилитирующих лицо обстоятельств производство по делу продолжается в общем порядке и может завершиться прекращением дела по этим обстоятельствам, в том числе и тогда, когда виновность лица, несмотря на все принятые меры, осталась недоказанной.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 14 июля 2011 г. № 16-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 4 части первой статьи 24 и пункта 1 статьи 254 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан С. И. Александрина и Ю. Ф. Ващенко» указал следующее.

При заявлении возражения со стороны близких родственников подозреваемого (обвиняемого) против прекращения уголовного дела в связи с его смертью орган предварительного расследования или суд обязаны продолжить предварительное расследование либо судебное разбирательство.

При этом указанным лицам должны быть обеспечены права, которыми должен был бы обладать подозреваемый, обвиняемый (подсудимый), аналогично тому, как это установлено ч. 8 ст. 42 УПК РФ применительно к умершим потерпевшим;

отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению (п. 5 ч. 1 ст. 24 УПК РФ). Это основание распространяется на отказ в возбуждении дел частного и частно-публичного обвинения, в том числе и на дела, возбуждаемые по заявлению коммерческой или иной организации (ч. 2, 3 ст.

20, ст. 23 УПК РФ). В данных случаях заявление о возбуждении дела является исключительным поводом, необходимой предпосылкой процесса. Отказ в возбуждении дела в связи с отсутствием заявления пострадавшего применяется только при условии, что он способен самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами (ч. 4 ст.

20 УПК РФ);

отсутствие заключения суда либо согласия Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей на возбуждение дела в отношении лиц, обладающих служебным иммунитетом (п. 6 ч. 1 ст. 24 УПК РФ). (Более подробно об этом основании и о самой процедуре возбуждения дел см. в § 2 гл. 35 настоящего учебника.) Данное основание не применяется при возражениях потенциального обвиняемого.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ не содержит больше никаких других оснований для отказа в возбуждении дела. Это означает, что во всех остальных случаях уголовное дело должно быть возбуждено, расследовано, а затем уже может быть прекращено.

Для того чтобы ориентироваться в сложном делении оснований для отказа в возбуждении дела по УПК РФ, полезно вспомнить их классификацию, общепринятую в старой российской процессуальной теории и постепенно забытую в советский период[1].

Согласно этой классификации основания для отказа в возбуждении дела отражают отсутствие предпосылок для уголовного преследования, которые делятся на фактические и юридические.

Фактические предпосылки отпадают при отсутствии события преступления и при неуста-новлении лица, его совершившего.

Юридические предпосылки могут быть материально-правовыми и процессуальными. Материально-правовые предпосылки отсутствуют, когда невозможно привлечение к уголовной ответственности: ввиду отсутствия состава преступления, смерти обвиняемого, истечения сроков давности, акта амнистии.

Отсутствие процессуальных предпосылок для уголовного преследования — это наличие других неотмеченных правоприменительных решений (преюдициальных или пре-клюзивных фактов) или ограниченная правоспособность обвинителя (когда по делам частного и частно-публичного характера требуется специальный (компетентный) обвинитель — сам потерпевший либо когда для возбуждения дела требуется предварительное согласие особого органа, например квалификационной коллегии судей).

2. Процессуальный порядок отказа в возбуждении дела. При наличии основания для отказа в возбуждении дела выносится мотивированное постановление с указанием в его тексте доказательств, устанавливающих одно из обстоятельств, предусмотренных ст. 24 УПК РФ.

Если в результате проверки заявления о преступлении будет установлена ложность содержащихся в нем сведений об участии в совершении преступления определенных лиц, то орган уголовного преследования обязан рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ по соответствующему рапорту дознавателя или следователя.

Если поводом к возбуждению дела был рапорт об обнаружении признаков преступления в сообщении средств массовой информации, то при отказе в возбуждении дела такое средство массовой информации обязано опубликовать (распространить) информацию о принятом решении.

Процессуальный закон требует, чтобы в течение 24 часов с момента вынесения постановления об отказе в возбуждении дела его копия была направлена заявителю и прокурору (ч. 4 ст. 148 УПК РФ). Эта норма должна применяться с учетом официального толкования Конституции РФ (ст. 45, 46), данного Конституционным Судом РФ1.

В соответствии с ним заинтересованные лица (чьи права затрагиваются постановлением об отказе в возбуждении дела) имеют право знакомиться с указанным постановлением и материалами предварительной проверки. С учетом этого копия постановления должна быть направлена пострадавшему, даже если он не является заявителем (п. 13 ч.

2 ст. 42 УПК РФ); лицу, в отношении которого было подано заявление; лицу, в отношении которого в постановлении сделаны неблагоприятные для него выводы (например, виновность в административном правонарушении).

Права этих лиц на ознакомление с материалами проверки должны быть обеспечены должностным лицом, отказавшим в возбуждении дела.

Отказ в возбуждении дела препятствует доступу граждан к правосудию, поэтому он может быть обжалован заинтересованными лицами как прокурору и руководителю следственного органа, так и в суд (ст. 124, 125 УПК РФ)[2] [3].

В случае признания его незаконным или необоснованным в силу УПК РФ соответствующее постановление следователя отменяется руководителем следственного органа как по собственной инициативе (п. 2 ч. 1 ст. 39), так и по результатам рассмотрения представления прокурора (ч. 6 ст. 148), жалобы заинтересованного лица (ст. 124), судебного решения (ст. 125).

Отменяя постановление об отказе в возбуждении дела, руководитель следственного органа вправе лично возбудить дело, если примет его к своему производству.

Постановление дознавателя, органа дознания об отказе в возбуждении дела согласно УПК РФ отменяется прокурором по собственной инициативе (п. 6 ч. 2 ст. 37, ч. 6 ст. 148), либо по результатам рассмотрения жалобы (ст.

124), либо по ходатайству начальника подразделения дознания (п. 4 ч. 1 ст. 40).

При этом прокурор не может лично возбудить уголовное дело, а должен направить соответствующие материалы начальнику органа дознания для принятия решения о возбуждении дела.

Источник: https://studref.com/315715/pravo/osnovaniya_protsessualnyy_poryadok_otkaza_vozbuzhdenii_ugolovnogo_dela

ПОВОДЫ, ОСНОВАНИЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

Процессуальный порядок проверки поводов к возбуждению уголовного дела

ПОВОДАМИ ДЛЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА СЛУЖАТ:

1) заявление о преступлении;

2) явка с повинной;

3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;

4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

Поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.2 (уклонение от уплаты налогов). Уголовного кодекса Российской Федерации, служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

· ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРЕСТУПЛЕНИИ

Заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде. Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем.

Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.

Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.

· ЯВКА С ПОВИННОЙ

Заявление о явке с повинной — добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении. Заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление принимается и заносится в протокол.

· РАПОРТ ОБ ОБНАРУЖЕНИИ ПРИЗНАКОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления.

· ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА РЕЗУЛЬТАТОВОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Результаты ОРД, подтверждающие наличие признаков пре­ступления и оформленные рапортом, исходящим от конкретного дол­жностного лица, выступают в качестве законного повода к возбуж­дению уголовного дела.

Рапорт в качестве повода для возбуждения уголовного дела по результатам ОРД не должен составляться в момент получения пер­вичной информации, когда информация является недостаточной для принятия обоснованного решения.

Сама по себе информация о признаках преступления, получен­ная из опера­тивных источников, в результате проведения ОРМ, подлежит пред­варительной проверке и оценке до того, как она будет отражена в рапорте.

ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА ЯВЛЯЕТСЯ такая

со­вокупность и качество результатов ОРД (содержащихся в собран­ных материалах фактических данных), которые позволяют сделать обоснованное предположение о совершении или подготовке пре­ступления, наличии события и его уголовной противоправности.

ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ СООБЩЕНИЯ О ПРЕСТУПЛЕНИИ

Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.

При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа. Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства.

Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств.

По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь.

Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок принятия решения.

При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд.

РЕШЕНИЯ, ПРИНИМАЕМЫЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ СООБЩЕНИЯ ОПРЕСТУПЛЕНИИ.

Источник: https://studopedia.org/9-81106.html

Регистрация поводов для возбуждения уголовного дела

Процессуальный порядок проверки поводов к возбуждению уголовного дела
С целью исключения из практики случаев укрытия преступления от учета, а также соблюдения установленных сроков принятия решения по поступавшим сообщениям о преступлениях введена система регистрации сообщений и иной информации о преступлениях.

В соответствии со ст. 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах установленной компетенции принять по нему решение.

Обязанность дознавателя, органа дознания и следователя принимать сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении вытекает из требований ч. 2 ст.

21 УПК РФ, в соответствии с которой в каждом случае обнаружения признаков преступления следователь, орган дознания и дознаватель принимают предусмотренные Кодексом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления.

Под сообщениями о преступлении в соответствии с п. 43 ст. 5 УПК РФ имеются в виду все предусмотренные Кодексом в качестве поводов для возбуждения уголовного дела источники информации: заявление о преступлении, явка с повинной, рапорт об обнаружении признаков преступления.

Обязанность дознавателя, органа дознания и следователя принимать сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении распространяется на все виды преступлений, независимо от их характера и тяжести, а также отнесения их к уголовным делам публичного, частно-публичного или частного обвинения. Дознаватель, орган дознания и следователь не вправе отказать в приеме сообщения о преступлении, даже если речь идет о преступлении, не относящемся к их компетенции. В подобных случаях они обязаны поступить в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ — принять поступившее сообщение в установ-

194 Глава 11. Возбуждение уголовного дела

ленном порядке и передать его по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения — в суд.

Отказ принять сообщение о преступлении — это нелегитимный вариант поведения, означающий уклонение от выполнения возложенных законом обязанностей.

В качестве дополнительной гарантии права граждан на судебную защиту в ч. 5 ст. 144 УПК РФ предусмотрена возможность обжалования отказа в приеме сообщения о преступлении прокурору или непосредственно в суд.

Порядок рассмотрения такой жалобы установлен в ст. 124 и 125 Кодекса.

С целью обеспечения реального доступа граждан к правосудию в правоохранительных органах существует система принятия сообщений о преступлениях.

В частности, в органах внутренних дел информация о преступлениях вне зависимости от места и времени их совершения, а также полноты сообщаемых сведений принимается в любом органе внутренних дел круглосуточно штатными дежурными, их помощниками или работниками, назначенными на дежурство в установленном порядке1.

Заявления о преступлениях, поступившие в канцелярию (секретариат) органа внутренних дел по почте, телеграфу и т. д.

, регистрируются по общим правилам регистрации входящей корреспонденции, докладываются начальнику органа внутренних дел или лицу, его замещающему, который в зависимости от содержащейся информации дает письменное указание о регистрации заявления в дежурной части и принимает решение о порядке его проверки. Передача такой информации для проверки и исполнения без регистрации в дежурной части категорически запрещается.

Запрещается учитывать в делопроизводстве канцелярии письменные заявления или сообщения о преступлениях, которые представлены в орган внутренних дел непосредственно заявителем (гражданином или должностным лицом).

При обращении граждан в дежурную часть, приемную органа внутренних дел, к участковому уполномоченному милиции, следователю, дознавателю или другому сотруднику с устным заявлением о преступлении оформляется протокол заявления в соответствии с требованиями УПК РФ.

1

См.: Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях (утв. приказом МВД России от 1 декабря 2005 г. № 985).

§ 3. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении 195

Согласно ч. 4 ст. 144 УПК РФ заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия. При получении заявления о преступлении непосредственно от заявителя и оформлении протокола устного заявления дежурный обязан немедленно выдать заявителю талон-уведомление.

Сообщения о преступлениях и поручения прокурора о проведении проверки по сообщениям о преступлениях, распространенных в средствах массовой информации, регистрируются в дежурной части органа внутренних дел в Книге учета сообщений о преступлениях.

Здесь же регистрируются заявления, содержащие признаки безвестного исчезновения человека, и рапорты сотрудников органов внутренних дел о непосредственном обнаружении и выявлении ими признаков преступлений.

Иная информация и письменные заявления о несчастных случаях, авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и других событиях, требующих проверки для обнаружения признаков преступления, регистрируются в Журнале учета иной информации о правонарушениях. Передача сообщений и иной информации исполнителю для проведения проверки без регистрации категорически запрещается.

При регистрации сообщений о преступлениях, поступивших в дежурную часть органа внутренних дел, на заявлении (протоколе заявления), рапорте об обнаружении преступления в обязательном порядке проставляется штамп о регистрации. В оттиск штампа оперативный дежурный вносит регистрационный номер записи в Книге учета сообщений о преступлениях, дату регистрации, наименование органа внутренних дел, свои подпись, фамилию и инициалы.

В УПК РФ (ч. 1 и 2 ст. 144) предусмотрена проверка поступившего сообщения о преступлении. Под проверкой сообщения о преступлении понимается его сопоставление с другими данными, имеющимися в распоряжении органов уголовного преследования, установление его источника, получение иных данных, подтверждающих или опровергающих проверяемое сообщение.

Проверка зарегистрированного сообщения о преступлении поручается уполномоченному сотруднику органа, принявшего сообщение, в зависимости от специализации, объектов и территории обслуживания. Эти вопросы регулируются ведомственными нормативными актами. Исключение составляет проверка сообщения о преступлении, распространенного в средствах массовой информации. Такую проверку проводит по поруче-

196 Глава 11. Возбуждение уголовного дела

нию прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь.

С целью проверки сообщения о преступлении не могут производиться следственные действия, которые закон допускает только после возбуждения уголовного дела. Исключение составляет осмотр места происшествия. В соответствии с ч. 2 ст. 176 УПК РФ в случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения уголовного дела.

С целью проверки сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов (ч. 1 ст. 144 УПК РФ).

Согласно закону могут производиться иные процессуальные действия, к числу которых относятся требования, поручения, запросы (ст. 21 УПК РФ). В частности, в соответствии с ч. 2 ст.

144 УПК РФ по требованию прокурора, следователя или органа дознания редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать имеющиеся в их распоряжении документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

Источник: https://lib.sale/ugolovnyiy-protsess-uchebnik/registratsiya-povodov-dlya-vozbujdeniya.html

Процессуальный порядок рассмотрения сообщения о преступлении и возбуждения уголовного дела

Процессуальный порядок проверки поводов к возбуждению уголовного дела

Процессуальный порядок рассмотрения сообщения о преступлении предусмотрен ст. 144 УПК.

В соответствии с положениями этой статьи следователь, дознаватель обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.

При проверке сообщения о преступлении следователь, дознаватель вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном УПК, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные УПК, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен п. 4 ст. 5 УПК, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения следователя, дознавателя в порядке, установленном гл. 16 УПК. Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном ст. 161 УПК. При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном ч. 9 ст. 166 УПК, в том числе при приеме сообщения о преступлении.

Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений ст. 75 и 89 УПК. Если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.

В случае когда в сообщении о преступлении первичных данных о наличии признаков преступления недостаточно, чтобы обоснованно возбудить уголовное дело, и нет основания для отказа в его возбуждении, необходимо провести проверочные действия с целью получения дополнительных сведений.

Такие виды проверок, как документальные проверки и ревизии, проводятся, как правило, по сообщениям о преступлениях, совершаемых против собственности (присвоение или растрата), в сфере экономической деятельности, против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Документальная проверка заключается в исследовании подлинных документов (в отдельных случаях и их копий) в организациях, учреждениях и предприятиях специалистами контролирующих органов с целью выявления наличия или отсутствия фактов злоупотреблений и иных нарушений.

Тем самым документальная проверка исходной информации позволяет получить необходимые дополнительные сведения, касающиеся основания для возбуждения уголовного дела.

По результатам документальной проверки составляется акт, который должен быть подписан проверяющим, другими специалистами, привлеченными для выяснения соответствующих вопросов, руководителем данного учреждения, предприятия или организации, а также должностными лицами, ответственными за оформление и движение документов (документооборот). К акту документальной проверки должны быть приложены документы, свидетельствующие о допущенных злоупотреблениях и иных нарушениях, в том числе соответствующих инструкций, распоряжений, приказов.

Документальная ревизия – это исследование первичных учетных и бухгалтерских документов с целью установления правильности их оформления, а также определения законности совершенных операций в сфере финансово-хозяйственной деятельности учреждения, предприятия или организации.

В ходе ревизии осуществляется проверка товарно-материальных ценностей и денежных средств, сверка фактического их наличия с учетными данными, проверенными по документам, что позволяет выявить факты нарушений нормативных актов, злоупотреблений, а также должностных лиц, их допустивших.

В задачу ревизии входят также выявление недостач и излишков товарно-материальных ценностей и установление правильности их учета и списания. Документальная ревизия оформляется актом, который подписывается ревизором, участвующими в ней специалистами, материально ответственными лицами, деятельность которых подвергалась проверке.

С актом документальной ревизии должен быть ознакомлен руководитель учреждения, организации или предприятия, в котором проводилась ревизия.

Наряду с документальной проверкой и документальной ревизией эффективным способом проверки сообщения о преступлении является инвентаризация товарно-материальных ценностей и денежных средств.

Она проводится для выявления недостачи или излишков ценностей и денежных средств в процессе производства документальной ревизии или самостоятельно.

По результатам инвентаризации составляются акт и сличительная ведомость, которые подписываются председателем (или ревизором, если она проводилась в ходе документальной ревизии) и членами инвентаризационной комиссии.

В соответствии с ч. 2 ст. 144 УПК но сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению руководителя следственного органа следователь. Такую проверку дознаватель не проводит. Она осуществляется по поручению прокурора органом дознания.

Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении данного средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

Следует отметить, если документы и материалы, полученные от средства массовой информации, подтверждают сообщение о преступлении, которое относится к подследственности дознавателя, то они могут быть переданы ему прокурором или органом дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела и производства дознания.

Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток трехсуточный срок, установленный ч. 1 ст. 144 УПК.

При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном ст. 124 и 125 УПК.

УПК предусматривает порядок возбуждения уголовного дела публичного, частного и частно-публичного обвинения.

Возбуждение уголовного дела публичного обвинения осуществляется в порядке, установленном ст. 146 УПК. При наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК, следователь, дознаватель в пределах компетенции возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление.

В постановлении о возбуждении уголовного дела указываются: 1) дата, время и место его вынесения; 2) кем оно вынесено; 3) повод и основание для возбуждения уголовного дела; 4) пункт, часть, статья УК, на основании которых возбуждается уголовное дело.

Исходя из этих требований закона, постановление о возбуждении уголовного дела состоит из вводной, описательной и резолютивной частей.

В вводной части указываются: дата, время и место его вынесения, кем оно вынесено, от кого и когда поступило сообщение о преступлении.

В описательной части излагаются повод и основание для возбуждения уголовного дела, первичные материалы, полученные в ходе предварительной проверки основания для возбуждения уголовного дела.

Достаточные данные, являющиеся основанием для возбуждения уголовного дела, излагаются в их связи с признаками преступления, предусмотренного уголовным законом.

В резолютивной части постановления указывается решение о возбуждение уголовного дела по признакам преступления соответствующих пункта, части, статьи УК. В ней же делается отметка о принятии уголовного дела к своему производству и начале расследования. Если уголовное дело направляется прокурору для определения подследственности, то об этом в постановлении о возбуждении уголовного дела делается соответствующая отметка.

Копия постановления следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору, т.е. передается ему в день его вынесения. О принятом решении следователь, дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

В соответствии с ч. 5 ст. 146 УПК уголовные дела в отношении лиц, указанных в ст. 447 УПК, возбуждаются в порядке, установленном ст. 448 УПК[1].

Порядок возбуждения уголовного дела частного и частно-публичного обвинения предусмотрен ст. 147 УПК. Как уже отмечалось, уголовные дела о преступлениях, указанных в ч. 2 ст.

20 УПК, считаются уголовными делами частного обвинения, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или сто представителя. Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч. 3 ст.

20 УПК, считаются уголовными делами частнопубличного обвинения, возбуждаются также не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя. Однако производство по таким уголовным делам ведется в общем порядке (ч. 3 ст. 147 УПК). В то же время следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 4 ст.

147 УПК следователь, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают уголовное дело о любом преступлении, указанном в ч. 2 и 3 ст. 20 УПК, т.е.

преследуемом в частном и частно-публичном порядке, и при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя, если данное преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы. К иным причинам относится также случай совершения преступления лицом, данные о котором не известны (ч. 4 ст. 20 УПК).

Источник: https://studme.org/74418/pravo/protsessualnyy_poryadok_rassmotreniya_soobscheniya_prestuplenii_vozbuzhdeniya_ugolovnogo_dela

Юрист Воеводин
Добавить комментарий