Процессуальный порядок деятельности в стадии возбуждения уголовного дела

66. Основания и процессуальный порядок принятия решений в стадии возбуждения уголовного дела. Виды решений. Возбуждение уголовного дела. Отказ в возбуждении уголовного дела

Процессуальный порядок деятельности в стадии возбуждения уголовного дела

Первой стадиейроссийского уголовного процесса являетсявозбуждение уголовного дела. В соответствиисо ст.144 Уголовно-процессуальногокодекса дознаватель,орган дознания, следователь обязаныпринять, проверить сообщение о любомсовершенном или готовящемся преступлениии принять по нему решение в срок непозднее трех суток со дня поступленияуказанного сообщения.

От своевременностивозбуждения уголовного дела во многомзависит успех его дальнейшегорасследования. Волокита и ошибки,допущенные в этой стадии процесса,нередко влекут невосполнимую в дальнейшемутрату доказательств.

Законное исвоевременное возбуждение делаобеспечивает защиту интересов обществаи государства, а также прав и законныхинтересов потерпевших от преступления.

С другой стороны, законный и обоснованныйотказ в возбуждении уголовного делатакже является гарантией прав личности,ограждая ее от необоснованного привлеченияк уголовной ответственности.

Быстрое и правильноереагирование правоохранительных органовна заявления и сообщения о совершенныхи готовящихся преступлениях и принятиепо ним своевременных и законных решенийимеют большое воспитательное ипредупредительное значение.

Возбуждениеуголовного дела имеет и важноепроцессуальное значение, так как толькопосле этого становится возможнымпроизводство следственных действий,применение мер процессуальногопринуждения.

Сущность стадиивозбуждения уголовного дела заключаетсяв принятии компетентными должностнымилицами заявлений и сообщений опреступлениях и возбуждении по ним либоотказе в возбуждении уголовных дел. Тоесть сущность первой стадии процессазаключается в быстром и обоснованномреагировании уголовно-процессуальнымисредствами на все случаи обнаруженияпреступлений.

 этойстадии уголовно-процессуальнойдеятельности заключается в системепроцессуальных отношений, действий ирешений с момента получения информациио преступлении до принятия по ней решенияо возбуждении уголовного дела либоотказе в этом.

Тем самым содержаниестадии возбуждения уголовного дела несводится только к вынесению соответствующегопостановления; оно включает в себядеятельность по разрешению ряда вопросов,предшествующих принятию итоговогорешения по заявлению или сообщению опреступлении.

Правом возбужденияуголовного дела в соответствии с УПКнаделены орган дознания, дознавательили следователь (ч. 1ст.146 Уголовно-процессуального кодекса).

Для возбужденияуголовного дела необходимо: а) наличиезаконного повода; б) наличие достаточногооснования; в) отсутствие обстоятельств,исключающих производство по делу.

Под поводом квозбуждению уголовного дела принятопонимать предусмотренные закономисточники, из которых компетентныедолжностные лица получают информациюо совершенном или готовящемся преступлении.

Статья 140Уголовно-процессуального кодекса кповодам для возбуждения уголовногодела относит:

заявление опреступлении;

явку с повинной;

сообщение осовершенном или готовящемся преступлении,полученное из иных источников.

Заявление опреступлении в соответствии со ст.141 Уголовно-процессуального кодекса можетбыть сделано в устном или письменномвиде. Письменное заявление должно бытьподписано заявителем.

Устное заявлениезаносится в протокол, который подписываетсязаявителем и лицом, принявшим данноезаявление. В протоколе указываютсятакже данные о заявителе и документах,удостоверяющих его личность.

Анонимноезаявление не может служить поводом длявозбуждения уголовного дела.

Заявительпредупреждается об уголовнойответственности за заведомо ложныйдонос в соответствии со ст.306 Уголовного кодекса.

Явка с повинной всоответствии со ст.142 Уголовно-процессуальногокодекса представляетсобой добровольное сообщение лица осовершенном им преступлении. Заявлениео явке с повинной может быть сделанокак в письменном, так и в устном виде.Устное заявление принимается и заноситсяв протокол.

Сообщение осовершенном или готовящемся преступлении,полученное из других источников, оформляетсяв виде рапорта об обнаружении признаковпреступления должностным лицом,получившим данное сообщение (ст.143 Уголовно-процессуального кодекса).

По сообщению опреступлении, распространенному всредствах массовой информации, проверкупроводит по поручению прокурора органдознания, а также по поручению руководителяследственного органа следователь.

Редакция, главный редактор соответствующегосредства массовой информации обязаныпередать по требованию прокурора,следователя или органа дознания имеющиесяв распоряжении соответствующего средствамассовой информации документы иматериалы, подтверждающие сообщение опреступлении, а также данные о лице,предоставившем указанную информацию,за исключением случаев, когда это лицопоставило условие о сохранении в тайнеисточника информации (ст.144 Уголовно-процессуального кодекса).

Заявителю выдаетсядокумент о принятии сообщения опреступлении с указанием данных о лице,его принявшем, а также даты и времениего принятия. Отказ в приеме сообщенияо преступлении может быть обжалованпрокурору или в суд (ст.144 Уголовно-процессуального кодекса).

Уголовные делачастного (ч. 6 ст.144 Уголовно-процессуального кодекса)и частно-публичного обвинения (ст.147 Уголовно-процессуального кодекса)возбуждаются не иначе как по заявлениюпотерпевшего.

Следователь, а также ссогласия прокурора дознаватель возбуждаютуголовное дело о любом преступлении,по делам частного и частно-публичногообвинения, и при отсутствии заявленияпотерпевшего или его законногопредставителя, если данное преступлениесовершено в отношении лица, которое всилу зависимого или беспомощногосостояния либо по иным причинам не можетзащищать свои права и законные интересы.К иным причинам относится также случайсовершения преступления лицом, данныео котором неизвестны.

Помимо законногоповода для возбуждения уголовного делатребуются достаточные основания. Всоответствии с ч. 2 ст.140 Уголовно-процессуальногокодекса основаниемдля возбуждения уголовного дела являетсяналичие достаточных данных, указывающихна признаки преступления.

Таким образом,основания для возбуждения уголовногодела образуют фактические данные,свидетельствующие о совершениипреступления.

Для принятия решения овозбуждении уголовного дела не требуетсяустановления всех признаков составапреступления. Достаточно установитьналичие данных об объективной сторонепреступления, данных, подтверждающихналичие события преступления.

Отсутствиесведений о субъекте преступления неможет служить препятствием к возбуждениюуголовного дела.

Дело не может бытьвозбуждено, если имеютсяобстоятельства,исключающие производство поделу.Согласно ст.24 Уголовно-процессуального кодекса ктаким обстоятельствам относятся:

отсутствие событияпреступления;

отсутствие в деяниисостава преступления;

истечение сроковдавности уголовного преследования;

смерть подозреваемогоили обвиняемого, кроме случаев, когдапроизводство по делу необходимо дляреабилитации умершего;

отсутствие заявленияпотерпевшего, если дело может бытьвозбуждено не иначе как по его заявлению;

отсутствие заключениясуда о наличии признаков преступленияв действиях члена Совета Федерации идепутата Государственной Думы, судейКонституционного, Верховного и ВысшегоАрбитражного судов РФ и иных судей,депутата законодательного органагосударственной власти субъекта РФ,следователя, адвоката либо отсутствиесогласия Совета Федерации, ГосударственнойДумы, Конституционного Суда РФ,квалификационной коллегии судей навозбуждение уголовного дела в отношениисоответственно члена Совета Федерации,депутата Государственной Думы, судейКонституционного, Верховного и ВысшегоАрбитражного Судов РФ и иных судей.

По результатамрассмотрения сообщения о преступленииорган дознания, дознаватель, следовательпринимает одно из следующих решений:

о возбужденииуголовного дела;

об отказе ввозбуждении уголовного дела;

о передаче сообщенияпо подследственности или подсудности.

Возбуждениеуголовного дела осуществляется приналичии повода и основания. Это решениепринимается в пределах установленнойзаконом компетенции органом дознания,дознавателем или следователем, о чемвыносится соответствующее постановление(ст.146 Уголовно-процессуального кодекса).Копия постановления следователя,дознавателя о возбуждении уголовногодела незамедлительно направляетсяпрокурору.

В постановлении овозбуждении уголовного делауказываются:

дата, время и местоего вынесения;

кем оно вынесено;

повод и основаниядля возбуждения уголовного дела;

пункт, часть истатья уголовного закона, на основаниикоторых возбуждается уголовное дело.

В случае еслипрокурор признает постановление овозбуждении уголовного дела незаконнымили необоснованным, он вправе в срок непозднее 24 часов с момента полученияматериалов отменить постановление овозбуждении уголовного дела, о чемвыносит мотивированное постановление.О принятом решении следователь идознаватель незамедлительно уведомляютзаявителя, а также лицо, в отношениикоторого возбуждено уголовное дело.

При отсутствииоснования для возбуждения уголовногодела следователь, орган дознания илидознаватель выносит постановление оботказе в возбуждении уголовного дела.Отказ в возбуждении уголовного дела пооснованию, предусмотренному п. 2 ч.1 ст.24 Уголовно-процессуального кодекса,допускается лишь в отношении конкретноголица.

При вынесениипостановления об отказе в возбужденииуголовного дела по результатам проверкисообщения о преступлении, связанногос подозрением в его совершении конкретноголица или лиц, следователь, орган дознанияобязаны рассмотреть вопрос о возбужденииуголовного дела за заведомо ложныйдонос в отношении лица, заявившего илираспространившего ложное сообщение опреступлении.

Передача сообщенияпо подследственности осуществляетсяв тех случаях, когда преступление, окотором информируется соответствующеедолжностное лицо, подследственно иномуследователю или органу дознания.Заявления о совершении преступленийчастного обвинения направляются мировомусудье (п. 3 ч. 1 ст.145 Уголовно-процессуального кодекса).

Источник: https://studfiles.net/preview/5267143/page:23/

Основания и процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела

Процессуальный порядок деятельности в стадии возбуждения уголовного дела

1. Понятие и основания для отказа в возбуждении дела. Отказ в возбуждении дела — это итоговое решение стадии возбуждения дела, которым завершается уголовное судопроизводство в целом.

В связи с этим отказ в возбуждении дела относится к числу основных уголовнопроцессуальных решений и постановление об этом имеет преюдициальное (точнее, преклюзивное — от лат.

ргаесИлБЮ — закрывание) значение для органов уголовного преследования, являясь основанием для прекращения будущего уголовного преследования в отношении конкретных лиц по тому же самому подозрению (п. 5 ч. 1 ст. 27 УПК РФ).

Отнесение отказа в возбуждении дела к основным процессуальным решениям приводит к выводу о том, что его основаниями должны быть уголовно-процессуальные доказательства. С их помощью необходимо достоверно установить одно из обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу (ст. 24 УПК РФ).

При этом следует иметь в виду, что сам по себе недостаток данных о наличии в деянии признаков преступления не может сразу же повлечь отказ в возбуждении дела. Дефицит информации о признаках преступления не освобождает органы уголовного преследования от принятия мер по установлению события преступления и изобличению виновных (ч.

2 ст. 21 УПК РФ). Если по истечении срока предварительной проверки сообщения о преступлении все же осталось неясным, было ли совершено преступление, то уголовное дело должно быть возбуждено для расследования предполагаемого события.

Другими словами, основания для возбуждения дела имеют вероятностный характер, а основания для отказа в возбуждении — достоверный.

Например, пострадавший в результате дорожно-транспортного происшествия находился в больнице 30 дней. За это время не удалось точно установить, какова степень тяжести причиненного его здоровью вреда.

В связи с истечением срока предварительной проверки сообщения о преступлении необходимо возбуждать уголовное дело, так как признаки преступления имеют место, а именно: есть вероятность причинения пострадавшему тяжкого вреда здоровью, минимально необходимого для наличия признаков состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264 УК РФ.

В то же время оснований для отказа в возбуждении дела нет (так как достоверно не доказано, что последствия не превысят вреда здоровью средней тяжести).

Уголовно-процессуальный закон предусматривает следующие основания для отказа в возбуждении уголовного дела:

отсутствие события преступления (п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ). Это основание означает, что установлено отсутствие самого деяния, в связи с которым поступило сообщение о преступлении.

Следует иметь в виду, что иногда событие как таковое может иметь место, но если оно не является человеческим деянием (действием или бездействием), а представляет собой проявление исключительно стихийных природных сил (молнии, снежной лавины, диких животных и т.

д.), отказ в возбуждении дела производится также по данному основанию.

Оно применяется только тогда, когда не существовало никакого деяния, послужившего причиной сообщения о совершении преступления (было сделано заведомо ложное сообщение о преступлении; заявителю показалось, что у него пропали деньги, и т. п.).

Если же обнаружится, например, что причиной для подачи заявления лица о краже или об угоне принадлежащего ему автомобиля послужили действия члена его семьи, переставившего автомобиль в другое место без ведома владельца, то в этом случае нельзя сделать вывод, что события, содержащего некоторые признаки кражи или угона (в данной ситуации — исчезновения автомобиля), не существовало.

Основание для отказа в возбуждении уголовного дела в этом случае будет другим — отсутствие состава преступления в действиях члена семьи;

отсутствие в деянии состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ) как основание для отказа в возбуждении дела имеет место тогда, когда проверяемое событие (деяние) было, однако оно не является преступным. Поэтому в постановлении каждый раз необходимо

указывать, состав какого именно преступления отсутствует, со ссылкой на соответствующий пункт, часть, статью УК РФ.

В возбуждении уголовного дела по данному основанию необходимо отказать, если: в деянии отсутствуют все или некоторые признаки какого-либо конкретного состава преступления, предусмотренного статьями Общей и Особенной частей УК РФ; деяние имело правомерный характер ввиду наличия обстоятельств, исключающих преступность деяния (необходимая оборона, причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление, крайняя необходимость и другие действия, указанные в гл. 8 УК РФ); деяние не является преступлением в силу малозначительности (ч. 2 ст. 14 УК РФ); лицо к моменту совершения деяния не достигло возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии не могло в полной мере сознавать характер своих действий или руководить ими (ч. 3 ст. 27 УПК РФ; ст. 20 УК РФ). Указанные обстоятельства предполагают доказанность участия данного лица в совершении преступления и потому не влекут его реабилитации (ч. 4 ст. 133 УПК РФ).

Процессуальный закон устанавливает, что отказ в возбуждении дела в связи с отсутствием состава преступления допускается лишь в отношении конкретного лица (ч. 1 ст. 148 УПК РФ).

Другими словами, требуется установить личность человека, совершившего деяние.

По-видимому, законодатель полагал, что это обеспечивает права пострадавшего (которому в этом случае легче обратиться в суд для возмещения известным ему ответчиком ущерба в порядке гражданского судопроизводства);

истечение сроков давности уголовного преследования (п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ). Порядок исчисления данных сроков установлен ст. 78, 94 УК РФ. Течение сроков давности приостанавливается лишь в случае, если виновный уклоняется от следствия, и возобновляется с момента его задержания либо явки с повинной.

Совершение нового преступления не прерывает течение срока давности, так как сроки давности по каждому преступлению исчисляются самостоятельно.

Не допускается отказ в возбуждении дела по данному основанию по преступлениям, за которые установлено наказание в виде смертной казни или пожизненного лишения свободы, так как в этих случаях вопрос о применении сроков давности решается только судом, т. е. после возбуждения дела и проведения предварительного следствия (ч. 4 ст. 78 УК РФ).

Данное основание для отказа в возбуждении дела является нереабилитирующим и предполагает установление всех признаков состава преступления. По этой причине оно применяется только при отсутствии возражений со стороны потенциального обвиняемого (подробнее о реабилитирующих и нереабилитирующих основаниях см. § 2 гл. 17 настоящего учебника);

смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по делу необходимо для реабилитации умершего (п. 4 ч. 1 ст. 24 УПК РФ).

При наличии данных о существовании реабилитирующих лицо обстоятельств производство по делу продолжается в общем порядке и может завершиться прекращением дела по этим обстоятельствам, в том числе и тогда, когда виновность лица, несмотря на все принятые меры, осталась недоказанной.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 14 июля 2011 г. № 16-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 4 части первой статьи 24 и пункта 1 статьи 254 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан С. И. Александрина и Ю. Ф. Ващенко» указал следующее.

При заявлении возражения со стороны близких родственников подозреваемого (обвиняемого) против прекращения уголовного дела в связи с его смертью орган предварительного расследования или суд обязаны продолжить предварительное расследование либо судебное разбирательство.

При этом указанным лицам должны быть обеспечены права, которыми должен был бы обладать подозреваемый, обвиняемый (подсудимый), аналогично тому, как это установлено ч. 8 ст. 42 УПК РФ применительно к умершим потерпевшим;

отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению (п. 5 ч. 1 ст. 24 УПК РФ). Это основание распространяется на отказ в возбуждении дел частного и частно-публичного обвинения, в том числе и на дела, возбуждаемые по заявлению коммерческой или иной организации (ч. 2, 3 ст.

20, ст. 23 УПК РФ). В данных случаях заявление о возбуждении дела является исключительным поводом, необходимой предпосылкой процесса. Отказ в возбуждении дела в связи с отсутствием заявления пострадавшего применяется только при условии, что он способен самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами (ч. 4 ст.

20 УПК РФ);

отсутствие заключения суда либо согласия Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей на возбуждение дела в отношении лиц, обладающих служебным иммунитетом (п. 6 ч. 1 ст. 24 УПК РФ). (Более подробно об этом основании и о самой процедуре возбуждения дел см. в § 2 гл. 35 настоящего учебника.) Данное основание не применяется при возражениях потенциального обвиняемого.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ не содержит больше никаких других оснований для отказа в возбуждении дела. Это означает, что во всех остальных случаях уголовное дело должно быть возбуждено, расследовано, а затем уже может быть прекращено.

Для того чтобы ориентироваться в сложном делении оснований для отказа в возбуждении дела по УПК РФ, полезно вспомнить их классификацию, общепринятую в старой российской процессуальной теории и постепенно забытую в советский период[1].

Согласно этой классификации основания для отказа в возбуждении дела отражают отсутствие предпосылок для уголовного преследования, которые делятся на фактические и юридические.

Фактические предпосылки отпадают при отсутствии события преступления и при неуста-новлении лица, его совершившего.

Юридические предпосылки могут быть материально-правовыми и процессуальными. Материально-правовые предпосылки отсутствуют, когда невозможно привлечение к уголовной ответственности: ввиду отсутствия состава преступления, смерти обвиняемого, истечения сроков давности, акта амнистии.

Отсутствие процессуальных предпосылок для уголовного преследования — это наличие других неотмеченных правоприменительных решений (преюдициальных или пре-клюзивных фактов) или ограниченная правоспособность обвинителя (когда по делам частного и частно-публичного характера требуется специальный (компетентный) обвинитель — сам потерпевший либо когда для возбуждения дела требуется предварительное согласие особого органа, например квалификационной коллегии судей).

2. Процессуальный порядок отказа в возбуждении дела. При наличии основания для отказа в возбуждении дела выносится мотивированное постановление с указанием в его тексте доказательств, устанавливающих одно из обстоятельств, предусмотренных ст. 24 УПК РФ.

Если в результате проверки заявления о преступлении будет установлена ложность содержащихся в нем сведений об участии в совершении преступления определенных лиц, то орган уголовного преследования обязан рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ по соответствующему рапорту дознавателя или следователя.

Если поводом к возбуждению дела был рапорт об обнаружении признаков преступления в сообщении средств массовой информации, то при отказе в возбуждении дела такое средство массовой информации обязано опубликовать (распространить) информацию о принятом решении.

Процессуальный закон требует, чтобы в течение 24 часов с момента вынесения постановления об отказе в возбуждении дела его копия была направлена заявителю и прокурору (ч. 4 ст. 148 УПК РФ). Эта норма должна применяться с учетом официального толкования Конституции РФ (ст. 45, 46), данного Конституционным Судом РФ1.

В соответствии с ним заинтересованные лица (чьи права затрагиваются постановлением об отказе в возбуждении дела) имеют право знакомиться с указанным постановлением и материалами предварительной проверки. С учетом этого копия постановления должна быть направлена пострадавшему, даже если он не является заявителем (п. 13 ч.

2 ст. 42 УПК РФ); лицу, в отношении которого было подано заявление; лицу, в отношении которого в постановлении сделаны неблагоприятные для него выводы (например, виновность в административном правонарушении).

Права этих лиц на ознакомление с материалами проверки должны быть обеспечены должностным лицом, отказавшим в возбуждении дела.

Отказ в возбуждении дела препятствует доступу граждан к правосудию, поэтому он может быть обжалован заинтересованными лицами как прокурору и руководителю следственного органа, так и в суд (ст. 124, 125 УПК РФ)[2] [3].

В случае признания его незаконным или необоснованным в силу УПК РФ соответствующее постановление следователя отменяется руководителем следственного органа как по собственной инициативе (п. 2 ч. 1 ст. 39), так и по результатам рассмотрения представления прокурора (ч. 6 ст. 148), жалобы заинтересованного лица (ст. 124), судебного решения (ст. 125).

Отменяя постановление об отказе в возбуждении дела, руководитель следственного органа вправе лично возбудить дело, если примет его к своему производству.

Постановление дознавателя, органа дознания об отказе в возбуждении дела согласно УПК РФ отменяется прокурором по собственной инициативе (п. 6 ч. 2 ст. 37, ч. 6 ст. 148), либо по результатам рассмотрения жалобы (ст.

124), либо по ходатайству начальника подразделения дознания (п. 4 ч. 1 ст. 40).

При этом прокурор не может лично возбудить уголовное дело, а должен направить соответствующие материалы начальнику органа дознания для принятия решения о возбуждении дела.

Источник: https://studref.com/315715/pravo/osnovaniya_protsessualnyy_poryadok_otkaza_vozbuzhdenii_ugolovnogo_dela

Тема 8. возбуждение уголовного дела

Процессуальный порядок деятельности в стадии возбуждения уголовного дела

Стадия возбуждения уголовного дела – это предназначенная для установления признаков преступления или обстоятельств, исключающих производство по делу, уголовно-процессуальная деятельность специально уполномоченных субъектов по приему, регистрации и проверке информации о преступлениях, завершающаяся решением о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом. Сущность стадии возбуждения уголовного дела состоит в том, что на ней принимается решение о начале принудительной процессуальной деятельности, результаты которой будут служить материалом для судебного разбирательства.

Непосредственными задачами стадии возбуждения дела служат установление признаков преступления или обстоятельств, исключающих производство по делу (оснований для отказа в возбуждении дела – ст. 24 УПК).

данной стадии состоит в процессуальной деятельности органа дознания, дознавателя, следователя (а в некоторых случаях прокурора и суда) по рассмотрению первичной информации о преступлениях (ее приему, регистрации, проверке и принятию решения). Кроме того, на стадии возбуждения дела могут участвовать заявитель, явившиеся с повинной лицо, специалист, эксперт, понятой, лицо, дающее объяснение, адвокат.

Процессуальная деятельность начинается с появления повода для возбуждения дела – сообщения о преступлении и заканчивается решением о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом.

Значение стадии возбуждения дела состоит в следующем:

* Определяется конкретный момент начала предварительного расследования (а по делам частного обвинения – судебного производства). Это обеспечивает контроль над сроками производства.

* Обеспечиваются права заявителя и подозреваемого.

* Актом возбуждения дела создается условие для производства принудительных процессуальных действий.

* Стадия возбуждения дела является своеобразным «фильтром» для информации, которая заведомо не содержит сведений о преступлениях.

2. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела

Повод для возбуждения уголовного дела – это сообщение о преступлении, полученное из предусмотренного процессуальным законом источника, прием которого обязывает органы расследования (а по делам частного обвинения — судью) приступить к процессуальной деятельности. Сообщение о преступлении как повод должно иметь соответствующую форму, в том числе быть удостоверено автором.

Законом предусмотрено четыре повода для возбуждения дела.

1) Заявление о преступлении – это обращенное к правоохранительным органам или суду официальное сообщение о преступлении, удостоверенное определенным лицом (физическим, юридическим или должностным).

При этом заявитель, во-первых, сам не считает себя причастным к совершению этого преступления, а во-вторых, не является сотрудником правоохранительных органов, который бы действовал в порядке исполнения служебных полномочий.

Заявление может быть письменным или устным. Письменное заявление подписывается заявителем. Анонимные сообщения не являются поводом для возбуждения дела, но могут быть проверены оперативно-розыскными средствами. Устное заявление оформляется протоколом. Заявителю разъясняется уголовная ответственность за заведомо ложный донос.

2) Явка с повинной — это добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении. Явка с повинной является не только поводом для возбуждения дела, но и смягчающим вину обстоятельством. Явка с повинной оформляется так же как и заявление: протоколом или письменным заявлением.

3) Рапорт об обнаружении признаков преступления — это официальное письменное сообщение должностного лица правоохранительного органа об обнаружении им признаков преступления из иных источников (кроме заявлений и явок с повинной). В качестве источников информации выступают первоначальные сообщения (полученные по телефону, опубликованные в печати) или непосредственное обнаружение признаков преступления самим лицом, составившим рапорт.

4) Постановление прокурора о направлении материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании. Прокурор может составить данное постановление в результате осуществления общего надзора за соблюдением законности или рассмотрения обращения граждан (ст. 10 Федеральный закон «О прокуратуре РФ»).

Принцип публичности уголовного судопроизводства порождает обязанность государственных органов уголовного преследования возбуждать уголовные дела в каждом случае обнаружения признаков преступления (ч. 2 ст. 21).

Поэтому при обнаружении признаков преступления, которое преследуется в публичном порядке, повод не обязательно должен выражаться в заявлении или сообщении, полученном из какого-либо строго определенного источника, — закон оставляет их перечень открытым, причисляя к ним любые другие сообщения, полученные из «иных источников» (ст. 140).

Исключение из этого правила составляют материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.

2 УК РФ, а также материалы, направленные Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а также конкурсным управляющим (ликвидатором) финансовой организации для решения вопроса о возбуждении уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьей 172.1 УК РФ (ч. 1.1 и 1.2 ст. 140 УПК)1.

Для возбуждения уголовного дела кроме повода необходимо основание – наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ч. 2 ст. 140 УПК). Обычно это вероятные данные о преступном деянии (объекте и объективной стороне состава преступления), которые содержатся в самом поводе для возбуждения дела и материалах его проверки.

Уголовное дело может возбуждаться либо по факту, либо в отношении конкретного подозреваемого. В последнем случае основанием являются достаточные данные, указывающие на совершения преступного деяния данным лицом.

3. Рассмотрение сообщений о преступлениях

Рассмотрение сообщений о преступлениях составляет содержание стадии возбуждения дела и включает в себя прием, регистрацию, проверку первичной информации и принятие по ней решения (ч. 1 ст. 144 УПК).

Прием и регистрация сообщений о преступлениях осуществляется в правоохранительных органах, чаще всего – в дежурной части отделения ОВД2. Должностные лица обязаны принять сообщение вне зависимости от вида преступления, места и времени его совершения, полноты информации.

Прием сообщения о преступлении сопровождается его соответствующей регистрацией (в книге учета сообщений о происшествиях в органах внутренних дел и аналогичных книгах в других органах предварительного расследования).

Порядок регистрации устанавливается ведомственными инструкциями.

При личном присутствии заявителя ему выдается документ о принятии сообщения о преступлении (талон-уведомление) с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия. Отказ в приеме сообщения может быть обжалован руководителю следственного органа, прокурору или в суд.

Проверка сообщения о преступлении заключается в проведении проверочных действий – собирании дополнительных доказательств, подтверждающих или опровергающих первоначальную информацию о преступлении и необходимых для принятия решения. Проверочные действия предпринимаются при условии, что в поводе недостаточно данных, указывающих на признаки преступления. В противном случае решение по поступившему сообщению принимается на основе прилагаемых к нему материалов.

Средствами проверки являются, как правило, непринудительные способы собирания доказательств: истребование и принятие представленных предметов и документов (ст. 86).

В числе таких действий могут быть получены объяснения от очевидцев и заявителя; образцы для сравнительного исследования, справки; направлены требования о проведении ревизий, документальных проверок, инвентаризаций; поручены иные исследования специалистам; даны письменные поручения органу дознания о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Проведение таких действий предусматривается ч. 4 ст. 21, ст. 141 УПК.

Редакция средства массовой информации обязана по запросу органов уголовного преследования передать им имеющиеся в ее распоряжении материалы о преступлении (ч. 4 ст. 21 УПК). При этом редакция имеет право не сообщать данные о лице, предоставившем информацию, если это лицо поставило условие неразглашения своего имени.

По общему правилу производство следственных действий (как обладающих принудительным характером) до вынесения постановления о возбуждении уголовного дела не допускается, кроме осмотров места происшествия, предметов и документов, трупов (ч. 2 ст.

176), освидетельствования и производства судебной экспертизы (ч. 1 ст. 144).

Однако если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.

Срок процессуальной проверки сообщений о преступлениях составляет 3 суток со дня приема сообщения о преступлении.

Этот срок может быть продлен до 10 суток по ходатайству следователя или дознавателя соответственно руководителем следственного органа или начальником органа дознания, а при необходимости проведения документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также оперативно-розыскных мероприятий этот срок может быть продлен до 30 суток прокурором по ходатайству дознавателя или руководителем следственного органа по ходатайству следователя. Если по истечении срока проверки все еще осталось неясным, имеются ли основания для возбуждения или же для отказа в возбуждении дела, то – исходя из публично-правовой обязанности осуществления уголовного преследования (ч. 2 ст. 21 УПК) – должно быть принято решение о возбуждении дела (как основанное на вероятных данных и подлежащее дальнейшей проверке).

Проверка сообщений о преступлениях завершается вынесением постановления:

* о возбуждении уголовного дела;

* об отказе в возбуждении уголовного дела;

* о передаче сообщения по подследственности или подсудности.

О любом из трех принятых решений ставятся в известность заявитель и другие заинтересованные лица. Решение о возбуждении уголовного дела по факту не подлежит обжалованию в суд.

4. Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела

Уголовные дела публичного обвинения возбуждаются органами уголовного преследования: органом дознания, начальником подразделения дознания, дознавателем, следователем, руководителем следственного органа.

Порядок возбуждения дела складывается из трех основных этапов:

1) Вынесение постановления о возбуждении уголовного дела. В нем указываются: дата, место и время его вынесения; кем оно вынесено; повод и основание для возбуждения дела; уголовно-правовая квалификация преступления.

2) О возбуждении дела незамедлительно уведомляются прокурор, заявитель и подозреваемый. Прокурору направляется копия постановления о возбуждении дела.

3. Прокурор проверяет законность и обоснованность возбуждения уголовного дела. Он вправе истребовать материалы проверки (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК) и в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов отменить постановление о возбуждении уголовного дела.

Существенными особенностями обладает процедура возбуждения некоторых уголовных дел: а) частного и б) частно-публичного обвинения; в) по запросам иностранных государств об уголовном преследовании (ст. 459 УПК); г) в отношении лиц, обладающих служебным иммунитетом (ст. 448 УПК).

Возбуждение уголовных дел частного обвинения производится путем подачи заявления потерпевшим или его законным представителем мировому судье, который выносит постановление о принятии заявления к своему производству.

Дела частного обвинения (совершенные без квалифицирующих признаков побои, оскорбление и др. перечисленые в ч. 2 ст.

20 УПК) подлежат обязательному прекращению при примирении частного обвинителя с обвиняемым до удаления суда в совещательную комнату.

Для возбуждения уголовных дел частно-публичного обвинения обязательным поводом является заявление потерпевшего или его законного представителя, однако его примирение с обвиняемым уже не влечет автоматическое прекращение дела. Перечень дел частно-публичного обвинения дан в ч. 3 ст. 20 УПК (изнасилование без квалифицированных признаков, нарушение неприкосновенности частной жизни).

Если потерпевший не может сам защищать свои права (в силу зависимого, беспомощного состояния), то уголовное дело возбуждается в общем порядке.

5. Основания и процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела

Отказ в возбуждении дела – это итоговое решение стадии возбуждения дела, которым завершается уголовное судопроизводство в целом.

Основанием для отказа в возбуждении уголовного дела является достоверное установление с помощью уголовно-процессуальных доказательств одного из следующих обстоятельств (ст. 24 УПК):

1) отсутствия события преступления (самого преступного деяния);

2) отсутствие в деянии состава преступления, когда проверяемое событие (деяние) было, однако оно не является преступным.

3) истечения сроков давности уголовного преследования, установленных УК РФ.

4) смерти подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по делу необходимо для реабилитации умершего.

5) отсутствия заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе, как по его заявлению (по делам частного и частно-публичного обвинения).

6) отсутствия заключения суда, либо согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда Российской Федерации, квалификационной коллегии судей на возбуждение дела в отношении лиц, обладающих служебным иммунитетом.

Процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела включает в себя:

* вынесение мотивированного постановления;

* рассмотрение вопроса о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего ложное сообщение о преступлении;

* опубликование сведений о принятом решении в том средстве массовой информации, по материалам которого проводилась проверка;

* направление копии постановления заявителю и прокурору в течение 24 часов с момента его вынесения;

* разъяснение заинтересованным лицам их права обжаловать данное решение прокурору, руководителю следственного органа или в суд.

Источник: http://kalinovsky-k.narod.ru/publ/studentam/shpargalki_po_ugolovnomu_processu/tema_8_vozbuzhdenie_ugolovnogo_dela/6-1-0-20

§ 2. Процессуальный порядок принятия решения о возбуждении уголовного дела

Процессуальный порядок деятельности в стадии возбуждения уголовного дела

В соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ по результатам проверки сообщения о преступлении следователь не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения должен принять решение, предусмотренное законом.

Руководитель следственного органа при наличии ходатайства следователя имеет право продлить этот срок до 10 суток.

При необходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следственного органа вправе по ходатайству следователя продлить этот срок до 30 суток (ч. 3 ст. 144 УПК РФ).

Примечательно, что уголовно-процессуальный закон, наделив руководителя следственного органа правом продлевать срок рассмотрения сообщения о преступлении до 10 суток, не конкретизировал оснований такого продления срока.

Полагаем, что его продление допустимо в тех ситуациях, когда в ходе проверочной деятельности требуется выполнить значительный объем процессуальных действий, направленных на получение необходимой информации и сопряженных с определенными временными затратами.

По смыслу закона предполагается письменная форма ходатайства о продлении указанного срока.

Срок рассмотрения сообщения о преступлении, согласно ч. 1 ст. 144 УПК РФ, надлежит исчислять с момента его поступления для разрешения. Исходя из анализа ч. 2 ст. 128 УПК РФ «Исчисление срока», окончание срока принятия решения по результатам проверки поступившего сообщения приходится на 24 часа последних суток.

По итогам рассмотрения сообщения о преступлении следователь принимает одно из следующих решений: о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, либо о передаче сообщения по подследственности или в суд (ч. 1 ст. 145 УПК РФ).

Аналогичное полномочие принадлежит также руководителю следственного органа, который вправе возбудить уголовное дело, принять его к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы (ч. 2 ст. 39 УПК РФ).

Решение о возбуждении уголовного дела является одним из итоговых на начальном этапе уголовного процесса и одновременно свидетельствует о начале стадии предварительного расследования.

Процессуально решение следователя о возбуждении уголовного дела оформляется постановлением (ч. 1 ст. 146 УПК РФ). Требования постановления  сформулированы в общем виде в ч. 2 ст. 146 УПК РФ.

Постановление о возбуждении уголовного дела состоит из трех частей: вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной.

Во вводной части постановления указываются дата, время, место его составления, кем оно вынесено (фамилия, инициалы, должность и специальное звание лица), повод для возбуждения уголовного дела.

В описательно-мотивировочной части излагаются фактические данные, указывающие на признаки преступления, с указанием на конкретные обстоятельства, обосновывающие принятое решение; время, место совершения деяния, лицо, его совершившее (если таковое известно), краткое описание преступных действий (бездействия). Кроме того, указывается статья уголовного закона и статьи УПК РФ, которыми руководствуется следователь при вынесении постановления.

Резолютивная часть постановления содержит формулировку решения о возбуждении уголовного дела, юридическую квалификацию деяния с указанием пункта, части и статьи УК РФ, по которым возбуждается уголовное дело.

УПК РФ допускает возможность возбуждения уголовного дела по признакам или, иными словами, по факту преступления, а также возбуждение уголовного дела в отношении конкретного лица.

Последний вариант решения оформляется в ситуации, когда лицо, заподозренное в совершении преступления, установлено.

В этом случае особенностью самого постановления является необходимость указания в нем фамилии, имени и отчества лица, которое при этом приобретает статус подозреваемого с момента возбуждения уголовного дела (п. 1 ч. 1 ст. 46 УПК РФ).

Наряду с изложенным, в резолютивной части должно быть определено дальнейшее движение дела: решение о принятии уголовного дела к своему производству, если должностное лицо, составившее постановление, будет проводить по нему расследование.

В целях обеспечения законности и обоснованности возбуждения уголовного дела ч. 4 ст. 146 УПК РФ определяет, что копия постановления следователя о возбуждении дела незамедлительно направляется прокурору.

В случае возбуждения уголовных дел капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геолого-разведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации постановление о возбуждении уголовного дела передается прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности (ч. 4 ст. 146 УПК РФ).

Прокурор изучает представленное постановление и оценивает его с точки зрения законности и обоснованности.

Если прокурор признает постановление незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения указанного постановления и прилагаемых материалов отменить его, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет следователю, возбудившему уголовное дело.

_______________________

Глава 13. Возбуждение уголовного дела

§ 1. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела

§ 2. Процессуальный порядок принятия решения о возбуждении уголовного дела

§ 3. Иные процессуальные решения следователя на этапе возбуждения уголовного дела и процессуальный порядок их принятия

§ 4. Обжалование решений, принятых следователем по результатам рассмотрения сообщения о преступлении

§ 5. Особенности возбуждения уголовных дел частного, частно-публичного обвинения и в отношении отдельных категорий лиц

К содержанию

2629

No votes yet.

Please wait…

Источник: https://zakoniros.ru/?p=847

§ 1. Понятие, сущность и значение стадии возбуждения уголовного дела

Процессуальный порядок деятельности в стадии возбуждения уголовного дела

В уголовно-процессуальном законе и теории уголовного процесса четко выделяются две крупные части: досудебное и судебное производства, которые существенным образом отличаются друг от друга по самым разнообразным параметрам (признакам, свойствам, доминантам).

В принципе следует выделять как минимум три части. В третью часть должны входить особые производства. При этом мы не исключаем возможность подразделения уголовно-процессуального законодательства и уголовного судопроизводства на более детальное деление.

Данный вывод обусловлен тем, что, с одной стороны, в эту структуру «не вписывается» уголовный процесс основных зарубежных государств, а с другой стороны, преподаватели обязаны знакомить студентов с принципиальными институтами ведущих в экономическом и правовом плане государств.

Досудебное отечественное уголовное судопроизводство включает в себя две стадии: возбуждение уголовного дела и предварительное расследование преступлений (уголовных дел).

Возбуждение уголовного дела — первая и обязательная стадия уголовного процесса, которая предшествует производству по уголовному делу в других стадиях уголовного судопроизводства .

Возбуждение дела как самостоятельная стадия процесса имеет собственные непосредственные задачи, особый круг участников, свои временные пределы, специфические уголовно-процессуальные действия и правоотношения, уголовно-процессуальные решения и соответствующие документы.

———————————

Некоторые авторы утверждают, что о первоначальном характере этой стадии можно вести речь только тогда, когда за ней следует другая уголовно-процессуальная стадия. В случае отказа в возбуждении дела она является не частью (стадией) уголовного процесса, а его целым. (Руководство для следователей / Под ред. Н.А. Селиванова, В.А. Снеткова. М., 1997. С. 31.)

Думается, что и в этом случае рассматриваемая стадия уголовного судопроизводства не теряет своего первоначального характера в силу общего определения понятия уголовного процесса, данного в настоящем учебнике.

Непосредственные задачи стадии возбуждения уголовного дела заключаются в:

1) обнаружении деяний с признаками совершенных или подготавливаемых преступлений;

2) определении правовых оснований для принятия решений и их юридических последствий;

3) предотвращении форм досудебного уголовно-процессуального производства (дознания или предварительного следствия), когда в них отсутствует объективная необходимость.

Участники уголовного процесса, непосредственно решающие задачи в стадии возбуждения уголовного дела.

К ним относятся орган дознания, дознаватель, начальник подразделения дознания, следователь, руководитель следственного органа и в ограниченных пределах прокурор и судья районного суда.

Ограниченность деятельности прокурора по надзору определяется тем, что лица, перечисленные выше, ставят его в известность о возбуждении уголовного дела путем направления ему копии постановления.

Судья принимает участие в этой стадии также в ограниченных пределах, когда участники уголовного процесса обжалуют решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела или в возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица или когда эти решения затрудняют доступ граждан к правосудию.

Судье (или суду как коллегиальному органу) уголовно-процессуальным законом не предоставлено право возбуждать уголовное дело, поскольку это решение так или иначе связано с реализацией функции обвинения (уголовного преследования).

В рассматриваемой стадии уголовного судопроизводства принимает участие такой специфический участник уголовного процесса, как заявитель, т.е. лицо, сообщающее о подготавливаемом или совершенном преступлении.

Данная стадия отличается от других стадий уголовного судопроизводства сроками производства.

В этой стадии существуют процессуальные действия и специфические правоотношения. В частности, для этой стадии уголовного процесса характерно производство проверочных действий и, следовательно, специфических уголовно-процессуальных отношений, которые наиболее ярко проявляются во взаимоотношениях с заявителем, населением и со средствами массовой информации.

Наконец, в этой стадии принимаются только ей присущие решения, которые оформляются соответствующими документами (постановлениями о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела и т.д.).

Таким образом, возбуждение уголовного дела — обязательная и первоначальная стадия уголовного процесса, заключающаяся в правоотношениях и деятельности всех его участников при определяющей роли органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа при ограниченном контроле прокурора (за деятельностью органов следствия) и суда по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для начала производства предварительного расследования или судебного разбирательства по делам частного обвинения (при определяющей роли мирового судьи).

Социально-правовое значение стадии возбуждения уголовного дела определяется следующими обстоятельствами.

Во-первых, своевременное, законное и обоснованное возбуждение уголовного дела обеспечивает незамедлительное реагирование на каждое преступление и немедленное начало установления фактических его обстоятельств и лиц, совершивших это преступное посягательство.

В то же время возбуждение уголовного дела без достаточных к тому оснований, а также незаконный или необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела являются грубейшими нарушениями надлежащей процессуальной процедуры и наносят иногда непоправимый ущерб охране прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, интересам общества и государства.

Во-вторых, акт возбуждения уголовного дела определяет границу между непроцессуальной деятельностью по обнаружению преступлений и совершивших их лиц специальными методами (мероприятиями оперативно-розыскной деятельности) и процессуальной деятельностью по установлению фактических обстоятельств совершения преступлений и виновности лиц, их совершивших. Это значение обусловлено тем, что не всякая оперативно-розыскная информация может выступать в качестве уголовно-процессуальных доказательств.

В-третьих, этот акт служит правовым основанием для производства следственных, судебных и иных процессуальных действий и принятия процессуальных решений по существу уголовного дела, а также для применения к участникам уголовного процесса мер уголовно-процессуального принуждения.

В-четвертых, стадия возбуждения уголовного дела представляет собой своеобразный «фильтр», позволяющий:

1) не допускать в уголовное судопроизводство правонарушения, не влекущие за собой уголовной ответственности и уголовного наказания;

2) сосредоточить усилия государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, на борьбе именно с преступлениями, на контроле над состоянием преступности в стране .

———————————

См.: Учебник уголовного процесса / Под ред. А.С. Кобликова. М., 1995. С. 132.

Источник: https://zakon.today/ugolovnoe-pravo_836/ponyatie-suschnost-znachenie-stadii-97456.html

Юрист Воеводин
Добавить комментарий