Причинение вреда жизни и здоровью пассажира на железнодорожном транспорте

Вологодская транспортная прокуратура разъясняет

Причинение вреда жизни и здоровью пассажира на железнодорожном транспорте

Вологодская транспортная прокуратура разъясняет:

С 04.06.2018 года в Воздушный кодекс Российской Федерации внесены изменения в части отказа в заключении договора воздушной перевозки пассажиру, внесенному в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена перевозчиком

Согласно ст. 107.1 Воздушного кодекса Российской Федерации установлена процедура отказа в заключении договора воздушной перевозки пассажиру, внесенному в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена перевозчиком.

Установлено, что о факте совершения пассажиром действий, которые могут подпадать под признаки административного правонарушения, либо преступления совершенного на борту воздушного судна, командир воздушного судна информирует руководителя перевозчика, также копия документа вручается пассажиру воздушного судна до покидания им воздушного судна. В случае отказа пассажира от получения копии документа делается соответствующая отметка в документе.

Решение о внесении пассажира в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена перевозчиком, может быть обжаловано пассажиром в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исключение пассажира из указанного реестра осуществляется по истечении одного года с даты вступления в силу административного постановления, либо приговора суда.

Законом установлено, что в заключении договора воздушной перевозки пассажира не может быть отказано пассажиру, если он внесен в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена перевозчиком, в случае, если этот пассажир возвращается в Российскую Федерацию из пункта отправления, единственным способом транспортного сообщения из которого с Российской Федерацией является воздушная перевозка, либо подлежит административному выдворению за пределы Российской Федерации, либо направляется к месту лечения или обратно, либо сопровождает пассажира из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности к месту лечения или обратно, либо направляется на похороны члена семьи или близкого родственника пассажира, внесенного в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена данным перевозчиком, или обратно, что подтверждается документально.

В законе уточняется, что перевозчик обязан в письменной форме уведомить пассажира о внесении его в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена данным перевозчиком, а также о случаях, при которых пассажиру не может быть отказано в заключении договора воздушной перевозки пассажира и которые указаны в пункте 6 ст. 107.1 ВК РФ.

Определен порядок оформления перевозчиками случаев причинения вреда жизни, здоровья и имуществу пассажиров

С 4 мая 2018 года вступил в действие приказ Минтранса России от 27.12.2017 № 450 «Об утверждении Порядка и требований к оформлению документа о произошедшем событии на транспорте и его обстоятельствах для получения страхового возмещения по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров».

Установлено, что документ о произошедшем событии на транспорте и его обстоятельствах должен составляться перевозчиком или лицом, уполномоченным перевозчиком, в отношении каждого произошедшего события, в результате которого при перевозке был причинен вред жизни, здоровью, имуществу пассажира.

В случае причинения вреда багажу пассажира на воздушном и автомобильном транспорте документ о произошедшем событии именуется коммерческим актом.

В случае причинения вреда жизни и здоровью пассажира на железнодорожном транспорте документ о произошедшем событии именуется актом о несчастном случае.

Документ о произошедшем событии составляется перевозчиком как в отношении нескольких потерпевших, так и в отношении одного (каждого) потерпевшего и должен быть дополнен информацией о мерах, принятых перевозчиком для уменьшения размера возможного вреда, сохранения жизни или здоровья потерпевшего, а также иной информацией о произошедшем событии и его обстоятельствах.

Документ о произошедшем событии должен составляться перевозчиком в двух экземплярах, один из которых направляется в течение пяти рабочих дней со дня произошедшего события страховщику, заключившему договор обязательного страхования, а второй хранится у перевозчика, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Внесены изменения в Устав железнодорожного транспорта, регламентирующие продажу билетов, возврат которых невозможен

С 1 января 2019 года Федеральным законом Российской Федерации от 18.04.2018 № 73-ФЗ внесены изменения в статью 83 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», которыми установлена продажа для проезда в поездах дальнего следования железнодорожных билетов, возврат которых невозможен.

Стоимость такого билета можно будет вернуть только в случаях:

внезапной болезни пассажира или совместно следующего с пассажиром члена семьи (супруга, родителя (усыновителя) или ребенка (усыновленного);

смерти члена семьи либо травмирования пассажира в результате несчастного случая, подтвержденного соответствующими документами;

отмены отправления поезда или задержки отправления поезда либо непредоставления пассажиру места, указанного в таком проездном документе (билете).

Установлена обязанность перевозчика (уполномоченного им лица) убедиться в том, что пассажир проинформирован о возможности приобретения билета в поезд дальнего следования по тарифу, предусматривающему условие о получении обратно стоимости билета при его возврате, либо по тарифу, не предусматривающему такого условия.

Внесены изменения в порядок дистанционной продажи алкоголя

Постановлением Правительства РФ от 05.06.2018 № 651 с 15 июня 2018 года внесены изменения в порядок продажи дистанционным способом алкогольной продукции.

Настоящим документом установлено, что сайты с предложениями о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, розничная продажа которой запрещена, будут блокироваться по решению Росалкогольрегулирования.

Основанием для включения в единый реестр запрещенных сайтов являются, в том числе, решения Росалкогольрегулирования – в отношении распространяемой посредством Интернета информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которых ограничена или запрещена законодательством РФ.

Плавучие объекты, не являющиеся транспортными средствами и находящиеся на внутренних водных путях, возьмут на учет

Приказом Министерства транспорта России от 01.11.2017 № 470 утверждены правила учета плавучих объектов, расположенных на внутренних водных путях государства, вступившим в законную силу 10 июня 2018 года.

Учет плавучих объектов возложен на администрации соответствующего бассейна внутренних водных путей по их местонахождению с целью обобщения информации об объектах в интересах обеспечения безопасности судоходства и не связан с наличием права собственности и иных прав на плавучие объекты.

Учет плавучих объектов осуществляется посредством формирования специального реестра и внесения информации о плавучих объектах в информационную систему государственного портового контроля.

В реестр подлежат внесению сведения о несамоходных плавучих сооружениях, не являющихся судами, в том числе дебаркадерах, плавучих (находящихся на воде) домах, гостиницах, ресторанах, понтонах, плотах, наплавных мостах, плавучих причалах и других технических сооружениях, которые освидетельствованы и классифицированы в соответствии с законодательством РФ.

Учет плавучего объекта удостоверяется выпиской из реестра, которая выдается заявителю без взимания платы не позднее трех рабочих дней со дня внесения в реестр соответствующей записи и содержит сведения о плавучем объекте (тип и назначение; размеры, местоположение и географические координаты; отличительные признаки) и его владельце.

Вступили в силу поправки в Воздушный кодекс, повышающие компенсации, выплачиваемые пассажирам за задержки международных авиарейсов

С 25 мая 2018 года вступили в силу изменения, внесенные в статью 120 Воздушного кодекса Российской Федерации в связи с присоединением России к Монреальской конвенции о международных авиаперевозках. Теперь максимальная компенсация за задержки авиарейсов увеличивается до 360 тысяч рублей.

Кроме того, повысилась и компенсация за утерю багажа — с 600 рублей за каждый килограмм до максимума в 90 тысяч рублей.

Иск к авиакомпании пассажиры теперь могут подать по месту жительства, а не по месту регистрации перевозчика, как это было ранее.

В то же время правила на внутренних российских авиалиниях остались прежними, так как Монреальская конвенция касается только международных перевозок. Как и раньше, на внутренних авиарейсах пассажирам компенсируют лишь сумму в размере 25 процентов МРОТ, но не превышающую 50 процентов от стоимости билета за каждый час задержки.

Источник: http://vytegra.munrus.ru/news/media/2018/6/26/vologodskaya-transportnaya-prokuratura-razyasnyaet/

Энциклопедия судебной практики. Перевозка. Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира (Ст. 800 ГК) | ГАРАНТ

Причинение вреда жизни и здоровью пассажира на железнодорожном транспорте

  • Энциклопедия судебной практики. Перевозка. Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира (Ст. 800 ГК)
  • 1. Вред, причиненный жизни и здоровью пассажира, подлежит возмещению в полном объеме, независимо от вины перевозчика
  • 2. Ответственность перевозчика за причиненный пассажиру вред здоровью охватывается как периодом непосредственно перевозки граждан, так и периодом посадки пассажира в транспортное средство
  • 3. Причинение вреда здоровью пассажира при посадке в транспортное средство признается страховым случаем по договору ОСАГО, т.к. посадка пассажиров является элементом дорожного движения транспортных средств
  • 4. Перевозка пассажиров подлежит регулированию положениями ст. 1079 ГК РФ, т.к. является разновидностью деятельности, связанной с повышенной опасностью для окружающих
  • 5. Перевозчики несут ответственность за обеспечение безопасности перевозки, в частности, пассажиров, только в пределах своей компетенции при осуществлении этой деятельности

Энциклопедия судебной практикиПеревозка. Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира

(Ст. 800 ГК)

1. Вред, причиненный жизни и здоровью пассажира, подлежит возмещению в полном объеме, независимо от вины перевозчика

Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 26 февраля 2015 г. по делу N 33-556/2015

В силу ст. 800 Гражданского кодекса РФ ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, определяется по правилам главы 59 Гражданского кодекса РФ, если законом или договором перевозки не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика.

По правилам главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный жизни и здоровью пассажира, подлежит возмещению в полном объеме и независимо от вины перевозчика.

2. Ответственность перевозчика за причиненный пассажиру вред здоровью охватывается как периодом непосредственно перевозки граждан, так и периодом посадки пассажира в транспортное средство

Апелляционное определение СК по гражданским делам Омского областного суда от 09 сентября 2015 г. по делу N 33-6204/2015

Несмотря на доводы апеллянта о незаключении истицей договора перевозки, истица в силу приведенных норм права относится к категории пассажиров автомобильного транспорта, поскольку совершала маневр по посадке в маршрутное такси и имела намерение продолжить следование по маршруту.

В данном случае ответственность перевозчика за причиненный вред здоровью охватывается не только периодом непосредственно перевозки граждан, но и периодом посадки пассажира (истца) в транспортное средство.

Перевозчик обязан обеспечить безопасную посадку пассажира в транспортное средство в пункте отправки, предоставить пассажиру место в транспортном средстве (если это предусмотрено в билете, — индивидуальное место), доставить пассажира в пункт назначения в установленный срок, обеспечить безопасность пассажира в пути следования, обеспечить безопасную высадку пассажира в пункте назначения.

3. Причинение вреда здоровью пассажира при посадке в транспортное средство признается страховым случаем по договору ОСАГО, т.к. посадка пассажиров является элементом дорожного движения транспортных средств

Апелляционное определение Московского городского суда от 14 июля 2015 г. N 33-24755/15

В пункте 1.2 Правил дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 года N 1090, установлено, что дорожное движение — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

Из указанного определения следует, что данная совокупность включает в себя собственно, само движение транспортного средства, а также его остановку, высадку и посадку людей, передвижение пешеходов, права и обязанности водителей, пассажиров и пешеходов.

По смыслу указанных норм права, посадка пассажиров также является элементом дорожного движения транспортных средств, а следовательно, причинение вреда здоровью пассажиру — страховым случаем по договору ОСАГО.

4. Перевозка пассажиров подлежит регулированию положениями ст. 1079 ГК РФ, т.к. является разновидностью деятельности, связанной с повышенной опасностью для окружающих

Апелляционное определение СК по гражданским делам Омского областного суда от 18 февраля 2015 г. по делу N 33-970/2015

Согласно ст. 800 Гражданского кодекса РФ ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, определяется по правилам главы 59 настоящего Кодекса, если законом или договором перевозки не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика.

Суд верно отметил, что перевозка пассажиров является разновидностью деятельности, связанной с повышенной опасностью для окружающих, поэтому регулируется ст. 1079 ГК РФ.

5. Перевозчики несут ответственность за обеспечение безопасности перевозки, в частности, пассажиров, только в пределах своей компетенции при осуществлении этой деятельности

Апелляционное определение СК по гражданским делам Свердловского областного суда от 21 октября 2014 г. по делу N 33-13784/2014

Из смысла правовых норм [ст.ст. 800, 1064 ГК РФ, ч. 2 ст.

 20 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Статьей 80 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.

2003 N 18-ФЗ] следует, что перевозчики, владельцы инфраструктуры, несут ответственность за обеспечение безопасности перевозки, в частности пассажиров, лишь в пределах своей компетенции при осуществлении этой деятельности.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В «Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Гражданского кодекса Российской Федерации.

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на сентябрь 2019 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

См. материалов Энциклопедии судебной практики

При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ» использованы авторские материалы, предоставленные творческим коллективом под руководством доктора юридических наук, профессора Ю. В. Романца, а также М. Крымкиной, О. Являнской (Части первая и вторая ГК РФ), Ю. Безверховой, А.

Вавиловым, А. Горбуновым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Е. Ефимовой, М. Зацепиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, Н. Королевой, Е. Костиковой, Ю. Красновой, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, И. Лопуховой, А. Мигелем, А. Назаровой, Т. Самсоновой, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е.

Псаревой, Е. Филипповой, Т. Эльгиной (Часть первая ГК РФ), Н. Даниловой, О. Коротиной, В. Куличенко, Е. Хохловой, А.Чернышевой (Часть вторая ГК РФ), Ю. Раченковой (Часть третья ГК РФ), Д. Доротенко (Часть четвертая ГК РФ), а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, А. Ефременковым, С. Кошелевым, М.

Михайлевской.

Источник: http://base.garant.ru/57592786/

ОСГОПП, ответственность перевозчика перед пассажирами, страхование, ответственность в международных перевозках

Причинение вреда жизни и здоровью пассажира на железнодорожном транспорте

ОСГОПП — это обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров.

Введение ОСГОПП в Российской Федерации предусмотрено Федеральным законом от 14.06.2012 г.

№ 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном», который вступил в силу с 1 января 2013 г.

Этот нормативный акт регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика (за исключением метрополитена и легковых такси) за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

  • Договор  ОСГОПП заключается сроком не менее, чем на 1 год  и в отношении  всего парка ТС перевозчика;

  • Виды перевозок, которые подлежат страхованию:

  1. Железнодорожный транспорт пригородного сообщения и дальнего следования, включая международные перевозки;

  2. Воздушный транспорт: самолеты внутренних и международных линий и вертолеты;

  3. Морской транспорт;

  4. Внутренний водный транспорт;

  5. Автобусные перевозки, включая внутригородские, пригородные, междугородние и международные перевозки;

  6. Городской электрический транспорт: троллейбусы и трамваи;легкое метро и монорельсовый транспорт.
  • Независимо от вида транспорта перевозчик обязан страховать свою гражданскую ответственность.

  • Перевозчик, не исполнивший возложенной на него настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности и осуществляющий перевозки при отсутствии договора обязательного страхования, физическое лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, фактически осуществляющие перевозки физических лиц автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанные перевозки осуществляются физическим лицом для личных, семейных, домашних нужд), при отсутствии договора обязательного страхования несут ответственность за причиненный при перевозках вред на тех же условиях, на которых должно быть выплачено страховое возмещение при надлежащем страховании, если федеральным законом не установлен больший размер ответственности, а также иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

  • Суммы, неосновательно сбереженные перевозчиком вследствие неисполнения возложенной на него настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, взыскиваются по иску федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта (далее — орган транспортного контроля и надзора), в доход Российской Федерации с начислением на эти суммы процентов в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

  • Перевозчик обязан предоставлять пассажирам информацию о страховщике, с которым у него заключен договор обязательного страхования (наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер телефона) и договоре обязательного страхования (номер, дата заключения, срок действия) путем размещения указанной информации в местах, доступных для пассажиров (в местах продажи билетов, на информационных стендах, в транспортном средстве), на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на билете, в раздаточных информационных материалах, путем транслирования посредством звуковых информационно-справочных систем либо иными способами и поддерживать указанную информацию в актуальном состоянии.

Единая стоимость. Разная надежность

Минимальные и максимальные ставки страховых тарифов по ОСГОПП установлены Указанием Центрального Банка РФ и являются едиными для всех перевозчиков в зависимости от вида транспорта и вида перевозок.

Несмотря на то, что купить полис ОСГОПП можно во многих компаниях, нужно иметь в виду, что от надежности выбранной страховой компании будет зависеть, насколько простой будет процедура урегулирования убытка при наступлении страхового события.

Страховые выплаты

Действующим законодательством установлены лимиты страховых выплат при наступлении ответственности перевозчика в результате причинения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в пределах установленных договором ОСГОПП страховых сумм: 

Риск Страховая сумма (минимальная)
Причинение вреда жизни 2 025 000 рублей
Причинение вреда здоровью 2 000 000 рублей
Причинение ущерба имуществу 23 000 рублей

Необходимо обратить ваше внимание, что наступление гражданской ответственности перед пассажирами возникает вне зависимости от вины водителя, управляющего транспортным средством или иных условий.

Таким образом, как только пассажир вошел в транспортное средство (самолет, вертолет, поезд, корабль/паром, автобус, троллейбус и т. д.) за любой вред, причиненный его жизни, здоровью или имуществу отвечает перевозчик, но, при наличии договора ОСГОПП, его ответственность будет переложена на страховщика.

Источник: https://www.rgs.ru/products/juristic_person/otvetstvennost_perevozchikov_pered_passazhirami/index.wbp

Юрист Воеводин
Добавить комментарий