Причинение смерти по неосторожности при нарушении правил дорожного движения

Статья 264 УК РФ — нарушение ПДД, повлекшее тяжкий вред здоровью, смерть, смерть двух и более лиц, в состоянии опьянения. Федерального Судьи / Юрсервис бесплатных юридических консультаций

Причинение смерти по неосторожности при нарушении правил дорожного движения
Юридическая энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » адвокат по уголовным делам » Статья 264 УК РФ — нарушение ПДД, повлекшее тяжкий вред здоровью

Уголовная ответственность за преступление, предусмотренное статьей 264 УК РФ, может иметь место лишь при условии наступления последствий, указанных в этой статье, и если эти последствия находятся в причинной связи с допущенными лицом нарушениями правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств.

Субъект преступления

Субъектом преступления, предусмотренного статьей 264 УК РФ, является достигшее 16-летнего возраста лицо, управлявшее автомобилем, трамваем или другим механическим транспортным средством, предназначенным для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (пункт 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, далее − Правила).

Им признается не только водитель, сдавший экзамены на право управления указанным видом транспортного средства и получивший соответствующее удостоверение, но и любое другое лицо, управлявшее транспортным средством, в том числе лицо, у которого указанный документ был изъят в установленном законом порядке за ранее допущенное нарушение пунктов Правил, лицо, не имевшее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства, а также лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением.

Отличие от смежных составов

В силу пункта 1.

2 Правил к механическим транспортным средствам не относятся мопеды и другие транспортные средства, приводимые в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 кубических сантиметров и имеющие максимальную конструктивную скорость не более 50 километров в час, а также велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

Лица, управлявшие указанными транспортными средствами и допустившие нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, при наличии к тому оснований несут ответственность соответственно по частям 1, 2 или 3 статьи 268 УК РФ.

Действия водителя транспортного средства, повлекшие указанные в статье 264 УК РФ последствия не в результате нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, а при погрузке или разгрузке, ремонте транспортных средств, производстве строительных, дорожных, сельскохозяйственных и других работ, а равно в результате управления автотранспортным средством вне дороги, должны квалифицироваться в зависимости от наступивших последствий и формы вины по соответствующим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающим ответственность за преступления против личности либо за нарушение правил при производстве работ.

Основания для отмены приговора либо возврата дела прокурору

При рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных статьей 264 УК РФ, судам следует указывать в приговоре, нарушение каких конкретно пунктов Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства повлекло наступление последствий, указанных в статье 264 УК РФ, и в чем конкретно выразилось это нарушение.

Если же в приговоре суда будет отсутствовать указание на пункты правил, то приговор будет однозначно отменен судом апелляционной инстанции.

Если в обвинительное заключение (обвинительный акт) включены отдельные пункты названных правил, нарушения положений которых не соответствуют установленным в судебном заседании фактическим обстоятельствам дела, суд, исходя из положений статьи 237 УПК РФ, по ходатайству стороны или по собственной инициативе вправе возвратить уголовное дело прокурору для предъявления обвинения с указанием конкретных пунктов правил, нарушение которых повлекло указанные в статье 264 УК РФ последствия, если это не связано с восполнением неполноты произведенного дознания или предварительного следствия и при этом не ухудшается положение подсудимого.

Превышение скорости

Превышение скорости дорожного движения-одна из основных причин всех совершаемых ДТП. Как показывает судебная практика, доля подобных случаев составляет порядка 40 %.

Решая вопрос о виновности либо невиновности водителя в совершении дорожно-транспортного происшествия вследствие превышения скорости движения транспортного средства, следует исходить из требований пункта 10.

1 Правил, в соответствии с которыми водитель должен вести его со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.

Исходя из этого при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Уголовная ответственность по статье 264 УК РФ наступает, если у водителя имелась техническая возможность избежать дорожно-транспортного происшествия и между его действиями и наступившими последствиями установлена причинная связь.

Отсутствие технической возможности остановки транспортного средства

Нередко результатом ДТП является техническая неисправность транспортного средства, которая не позволяет водителю избежать столкновения (наезда).

При решении вопроса о технической возможности предотвращения дорожно-транспортного происшествия судам следует исходить из того, что момент возникновения опасности для движения определяется в каждом конкретном случае с учетом дорожной обстановки, предшествующей дорожно-транспортному происшествию. Опасность для движения следует считать возникшей в тот момент, когда водитель имел объективную возможность ее обнаружить.

При анализе доказательств наличия либо отсутствия у водителя технической возможности предотвратить дорожно-транспортное происшествие в условиях темного времени суток или недостаточной видимости следует исходить из того, что водитель в соответствии с пунктом 10.1 Правил должен выбрать скорость движения, обеспечивающую ему возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

Судебная автотехническая экспертиза

По всем преступлениям, предусмотренным статьей 264 УК РФ в обязательном порядке проводится автотехническая экспертиза, которая отвечает на целый ряд вопросов, имеющих значение для расследования уголовного дела и последующего наказания виновного лица. В частности, экспертиза дает ответ на вопросы о скорости автомобиля в момент ДТП, тормозном пути, наличия либо отсутствия технической возможности остановки транспортного средства и др.

Следует иметь в виду, что в компетенцию судебной автотехнической экспертизы входит решение только специальных технических вопросов, связанных с дорожно-транспортным происшествием.

Поэтому при назначении экспертизы суды не вправе ставить перед экспертами правовые вопросы, решение которых относится исключительно к компетенции суда (например, о степени виновности участника дорожного движения).

При анализе и оценке заключений автотехнических экспертиз следует также исходить из того, что объектом экспертного исследования могут быть обстоятельства, связанные с фактическими действиями водителя транспортного средства и других участников дорожного движения.

Нередко суды ставят перед экспертами вопросы, не совсем относящимися к компетенции автоэкспертов. В подобных случаях заинтересованное лицо имеет право ходатайствовать о назначении и проведении повторной экспертизы.

Повлекшее смерть потерпевшего, либо смерть двух и более лиц

Нередко в результате ДТП причиняется не только тяжкий вред здоровью, но наступает смерть потерпевшего. Это может быть наезд на пешехода, либо столкновение автомобилей, в результате которого водитель либо пассажиры одного из участников ДТП погибают.

Ответственность за причинение смерти в результате ДТП установлена в части 3 и 4 статьи 264 УК РФ. За причинение смерти двум и более лицам – по части 5 и 6 статьи.

Санкции предусматривают наказание в виде лишения свободы с обязательным дополнительным наказанием в виде лишения права управления. Как показывает судебная практика, в 70% случаев виновным лица назначается реальное лишение свободы.

Особо это касается случаев совершения преступления в состоянии опьянения.

В тех случаях, когда в результате дорожно-транспортного происшествия пострадало два и более человек, действия лица, нарушившего правила дорожного движения при управлении транспортным средством, подлежат квалификации по той части статьи 264 УК РФ, которая предусматривает более строгую ответственность за наступившие по неосторожности тяжкие последствия, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 17 УК РФ совокупностью преступлений признаются только те действия (бездействие), применительно к которым признаки преступлений предусмотрены двумя или более статьями Уголовного кодекса Российской Федерации.

Если суд на основании исследованных доказательств установит, что указанные в статье 264 УК РФ последствия наступили не только вследствие нарушения лицом, управляющим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, но и ввиду несоблюдения потерпевшим конкретных пунктов правил (неприменение пассажиром при поездке ремней безопасности, поездка на мотоцикле без мотошлема и т.п.), эти обстоятельства могут быть учтены судом как смягчающие наказание, за исключением случаев, когда водитель не выполнил свои обязанности по обеспечению безопасности пассажиров (пункт 2.1.2 Правил).

Совершенное в состоянии опьянения

В соответствии с п. 2.7 Правил дорожного движения водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного).

ДТП в состоянии наркотического либо алкогольного опьянения – наиболее общественно опасное нарушение ПДД, поскольку в состоянии опьянения у виновного лица отсутствует должная реакция на дорожную обстановку, он не осознает своих действий, в связи с чем, как правило, наступают более значимые последствия.

При назначении наказания лицу, совершившему предусмотренное статьей 264 УК РФ преступление в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, в силу части 3 статьи 60 УК РФ следует учитывать указанное обстоятельство как отрицательно характеризующее личность этого лица, умышленно допустившего нарушение пункта 2.7 Правил, повышающее степень общественной опасности им содеянного.

Анализ судебной практики показывает, что практически во всех случаях виновному лицу назначается реальное лишение свободы, даже несмотря на примирение с потерпевшим лицом и заглаживании причиненного вреда.

Лишение прав как дополнительное наказание

В связи с тем, что статья 264 УК РФ, наряду с основным наказанием предусматривает возможность применения к виновному дополнительного наказания в виде лишения права управления транспортным средством, следует иметь в виду, что исходя из статьи 47 УК РФ указанное дополнительное наказание может быть назначено как лицу, которому в установленном законом порядке было выдано соответствующее удостоверение, так и лицу, управлявшему автомобилем или другим транспортным средством без соответствующего разрешения.

При назначении виновному дополнительного наказания в виде лишения права управления транспортным средством суду надлежит информировать об этом соответствующее управление ГИБДД в субъекте Российской Федерации. Имеющееся в деле удостоверение на право управления транспортными средствами следует направить в это подразделение для исполнения приговора суда.

Как уже говорилось выше, в случае осуждения лица за совершение ДТП в состоянии опьянения либо повлекшее смерть потерпевшего, закон предусматривает назначение обязательного дополнительного наказания в виде лишения права управления.

Умышленное причинение вреда здоровью

В тех случаях, когда лицо, управлявшее транспортным средством, умышленно использовало его в целях причинения вреда здоровью потерпевшего, содеянное влечет уголовную ответственность по статьям Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации о преступлениях против личности.

Так, приведем пример. Так, Б., работая трактористом на заводе, испытывал личную неприязнь к К., который периодически высказывал свое недовольство в работе Б., поскольку последний часто приходил на работу пьяный. При этом К. стал требовать у Б.

деньги, чтобы не сообщать руководству о данных фактах, которые были известны только ему. Подождав удобный момент, когда К. вышел из одного из цехов завода, Б. подъехал к нему на тракторе и резко надавил на педаль акселератора, и переехал его. Он полученных травм К. скончался.

В ходе следствия Б. утверждал, что перепутал педали акселератора и педаль тормоза, и такое у него уже бывало неоднократно. То есть никакого умысла на причинение смерти у него не было. Следствием было собрано достаточно доказательств виновности Б.

в совершении именно умышленного убийства, и последний был осужден на 9 лет лишения свободы.

Освобождение от уголовной ответственности за примирением сторон

Освобождение от уголовной ответственности по данному составу возможно за примирением сторон.

Как показывает судебная практика, прекращение уголовного дела о преступлении, предусмотренном статьей 264 УК РФ, за примирением сторон (статья 25 УПК РФ) является правом, а не обязанностью суда.

При принятии решения о прекращении уголовного дела в связи с примирением лица, совершившего преступление, с потерпевшим, суду надлежит всесторонне исследовать характер и степень общественной опасности содеянного, данные о личности подсудимого, иные обстоятельства дела (надлежащее ли лицо признано потерпевшим, его материальное положение, оказывалось ли давление на потерпевшего с целью примирения, какие действия были предприняты виновным для того, чтобы загладить причиненный преступлением вред, и т.д.). Принимая решение, следует оценить, соответствует ли оно целям и задачам защиты прав и законных интересов личности, общества и государства.

В связи с этим необходимо также устанавливать, соблюдены ли предусмотренные статьей 76 УК РФ основания, согласно которым от уголовной ответственности может быть освобождено лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред.

Источник: https://advokat-malov.ru/voprosyi-i-otvetyi/ugolovnoe-pravo/264-uk-rf-narushenie-pdd.html

Смерть при ДТП по неосторожности — что грозит водителю, если он виновен?

Причинение смерти по неосторожности при нарушении правил дорожного движения

От аварий на дороге не застрахован ни один автомобилист.

Чаще всего в ДТП бьются машины. Но иногда травмы получают водители и пассажиры.

Самым серьезным последствием столкновения является гибель человека. Очевидно, что виновник происшествия не хотел чьей-либо смерти, но его действия привели к трагедии.

Что грозит водителю, спровоцировавшему смертельное ДТП? Как правильно вести себя на месте аварии? Что сделать, чтобы смягчить наказание? На эти и другие вопросы ответим в нашем материале.

Какая статья предусматривает ответственность за ДТП со смертельным исходом?

За гибель человека при ДТП ответственность наступит по ст. 264 УК РФ. Наказание по ней грозит не за причинение смерти как таковое, а за нарушение правил эксплуатации авто или правил дорожного движения.

Возможны следующие виды санкций:

  • ограничение свободы;
  • принудительные работы;
  • арест;
  • лишение свободы.

Дополнительно виновник аварии будет лишен права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на установленный судом период.

При назначении санкции суд примет во внимание наличие смягчающих и отягчающих вину факторов. Кроме того, не останется без внимания поведение обвиняемого на месте ДТП.

Правильные действия после аварии могут смягчить наказание, а неверные — только усугубят положение.

Действия на месте аварии, которые влияют на наказание

После ДТП водители, как правило, находятся в состоянии шока. Но не следует поддаваться панике и эмоциям — вы можете совершить действия, из-за которых получите более строгое наказание.

Вам не следует:

  • скрываться от ГИБДД;
  • уезжать с места происшествия;
  • оставлять в беде пострадавших;
  • пытаться скрыть следы преступления.

Эти обстоятельства будут расценены судом как отягчающие вину.

Также в их число входит:

  • грубое нарушение ПДД, которое стало причиной гибели человека;
  • наличие судимости за подобные преступления или административных взысканий;
  • нахождение за рулем в пьяном виде (алкогольное, наркотическое или токсическое опьянение);
  • управление авто без прав (если водитель лишен их или никогда не имел).

Оказывая всевозможное содействие во время аварии, вы помогаете не только пострадавшим, но и себе. Суд примет такое поведение во внимание и смягчит наказание.

Вы смягчите свой приговор, если поможете пострадавшим, позвоните медикам и сотрудникам ГИБДД.

Также санкция будет менее строгой, если виновный в ДТП:

  • имеет маленьких детей;
  • находится в положении;
  • нарушил ПДД впервые;
  • сам серьезно пострадал, в результате чего получил инвалидность или утратил трудоспособность.

Крайне важно при расследовании и рассмотрении дела в суде подтвердить наличие смягчающих обстоятельств, чтобы облегчить свое положение. Но принимать окончательное решение будет суд.

Чем может помочь адвокат?

Причинение смерти по неосторожности, в том числе в ДТП, считается преступлением без умысла. Несмотря на это, санкция по статье довольно суровая. И причина тому — гибель человека.

Обратиться к адвокату стоит и виновнику аварии, и родным погибшего. Рассмотрим, чем может помочь юрист каждой из сторон:

Юрист оценит обстоятельства дела, найдет смягчающие вину автомобилиста факторы, сможет грамотно обосновать суду, почему наказание должно быть менее строгим. Также возможно удастся доказать, что вины гражданина вовсе нет. Если суду представят подтверждения того, что водитель не нарушал ПДД и правила эксплуатации ТС, его освободят от ответственности.

Потеря близкого человека — тяжелая душевная травма для его близких людей. Если в ДТП погиб глава семейства, его родственники могут оказаться без средств к существованию. Адвокат поможет доказать суду, что виновный водитель не должен быть освобожден от уголовной ответственности. Он сможет взыскать с нарушителя компенсацию имущественного и морального вреда.

Обратиться к адвокату стоит как виновному водителю, так и родственникам погибшего.

Что грозит за смерть при ДТП?

Смерть человека при ДТП — отягчающее обстоятельство. Санкции за это преступление установлены в ч. 3 – ч.6 ст. 264 УК РФ. Первые две части предусматривают ответственность за тяжкие повреждения.

Если погиб один человек, при этом автомобилист был трезв, ему грозит:

  • принудительные работы до 4 лет;
  • тюремное заключение до 5 лет.

Также виновного водителя лишат прав на срок до 3 лет.

Если по вине трезвого автомобилиста погибли два человека и более, он может быть привлечен к принудительным работам до 5 лет или лишиться свободы до 7 лет. У него также отберут водительское удостоверение на 3 года.

Мера наказания зависит от того, находился ли виновный водитель «под мухой» и сколько людей погибло по его вине.

Если гражданин сел за руль пьяным и спровоцировал аварию, в которой погиб один человек, ему грозит тюремное заключение. Верхняя планка — 7 лет. Если погибших два или больше, максимальное наказание составит 9 лет.

Если у водителя уже есть судимость за причинение смерти по неосторожности или он ранее был подвергнут административному наказанию за пьяную езду, санкция будет определена по ст. 264.1 УК РФ.

Наказание последует уже более жесткое:

  • штраф до 300 тыс. руб. (или конфискация дохода до 2 лет);
  • обязательные работы до 480 часов;
  • принудительные работы до 2 лет;
  • лишение свободы до 2 лет.

Дополнительно водителю запретят вести определенную деятельность на срок до 3 лет.

За причинение смерти по неосторожности при ДТП вам может «светить» срок заключения от 5 до 9 лет.

Понесет ли наказание виновник-пешеход?

За смерть при ДТП отвечают не только водители, но и другие участники движения.

Рассмотрим несколько случаев с участием пешехода, которые привели к аварии:

Пешеход выбежал на дорогу в неположенном месте или на красный свет, после чего водитель сбил его насмерть. Если автомобилист не нарушал правила, пытался резко затормозить, но не успел, его не будут привлекать к ответственности. Однако он будет обязан возместить родным погибшего вред.

  1. Нарушил ПДД и погиб водитель

Санкция для пешеходов предусмотрена в ст. 268 УК РФ. Максимальное наказание — это лишение свободы до 4 лет. Суд может применить более мягкую санкцию и назначить условный срок или принудительные работы. Родные погибшего также могут потребовать возместить им вред. Если из-за пешехода погибли два человека или более, срок тюремного заключения возрастет до 7 лет.

  1. Нарушил ПДД, но повреждения получили только машины

В таком случае пешеход, спровоцировавший аварию, должен будет оплатить все расходы водителя на ремонт ТС. Если гражданин при этом получил травмы, водитель должен будет возместить расходы на лечение.

Пешеход за свои действия, которые привели к аварии и смерти людей, может получить тюремный срок до 4 лет.

Где отбывает наказание виновник?

Причинение смерти по неосторожности нельзя ставить на одну ступень с убийством.

Поэтому водители, приговоренные к реальному тюремному сроку, отбывают его в более мягких условиях — в колониях-поселениях. В них нет постоянного надзора, вместо тюремных бараков предусмотрены общежития, нет ограничений по личным свиданиям и почтовым отправлениям.

Судебная практика

Опытные юристы знакомы с актуальной судебной практикой, поэтому знают, какие доказательства суд сочтет надлежащими, а какие — не примет к сведению. Приведем примеры.

Пример № 1

Если водитель нарушил ПДД, и в ДТП погиб пешеход, который сам пренебрег правилами дорожного движения, наказание для автомобилиста могут смягчить. Такое решение вынес Краснодарский краевой суд в 2016 году по делу № 22-6196/2016.

Пример № 2

Водитель автобуса сбил человека, перебегавшего дорогу в неположенном месте. Пешеход погиб. По решению первой инстанции водителю назначили 2 года тюрьмы и лишили прав на 3 года.

Однако апелляция не согласилась с таким вердиктом. Судья принял во внимание тот факт, что погибший пешеход сам нарушил правила дорожного движения. Приговор смягчили. Срок был снижен до полугода.

Пример № 3

Нередко под колеса попадают нетрезвые люди. Многие водители думают, что это автоматически накладывает вину на пешехода, однако это не так.

Если переходящий дорогу гражданин не нарушал прав, его состояние роли не играет. Такое решение было вынесено Московским городским судом по делу № 10-17615/2016.

Пример № 4

Водитель на нерегулируемом переходе насмерть сбил женщину. Судмедэксперт выяснил, что она была пьяна, однако переходила дорогу по правилам.

Вердикт суда — 1,5 года лишения свободы. Водитель также остался без прав на 2 года. Он попытался обжаловать решение, но апелляция поддержала суд первой инстанции.

Таким образом, как и водители, так и пешеходы понесут уголовную ответственность, если нарушили правила ПДД и спровоцировали аварию, в которой погибли люди.

Источник: http://osudili.ru/prichinenie-smerti/smert-po-neostorozhnosti-pri-dtp-chto-grozit-vinovniku

Статья 264. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

Причинение смерти по неосторожности при нарушении правил дорожного движения

Новая редакция Ст. 264 УК РФ

1. Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, если оно:

а) совершено лицом, находящимся в состоянии опьянения;

б) сопряжено с оставлением места его совершения, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, —

наказывается принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

4. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, если оно:

а) совершено лицом, находящимся в состоянии опьянения;

б) сопряжено с оставлением места его совершения, —

наказывается лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

5. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

6. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, если оно:

а) совершено лицом, находящимся в состоянии опьянения;

б) сопряжено с оставлением места его совершения, —

наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечание. Утратило силу с 1 июля 2015 г.

Примечания. 1. Под другими механическими транспортными средствами в настоящей статье и статье 264.1 настоящего Кодекса понимаются трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, а также транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.

2. Для целей настоящей статьи и статей 263 и 264.

1 настоящего Кодекса лицом, находящимся в состоянии опьянения, признается лицо, управляющее транспортным средством, в случае установления факта употребления этим лицом вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, установленную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, или в случае наличия в организме этого лица наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также лицо, управляющее транспортным средством, не выполнившее законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Источник: http://ukodeksrf.ru/ch-2/rzd-9/gl-27/st-264-uk-rf

О внесении изменений в статьи 264 и 264.1 ук рф

Причинение смерти по неосторожности при нарушении правил дорожного движения

Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 264 и 2641 Уголовного кодекса Российской Федерации» от 29 октября 2018 г № 8755п-П4 подготовлен в целях устранения выявленных Конституционным Судом Российской Федерации неконституционных аспектов правового регулирования ответственности за нарушение правил дорожного движения.

Предлагается внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №25, ст. 2954; 1998, №26, ст. 3012; 2003, №50, ст. 4848; 2009, №7, ст. 788; №52, ст. 6453; 2010, № 31, ст. 4164; 2011, № 11, ст. 1495; № 45, ст. 6334; № 50, ст. 7362; 2014, №6, ст. 566; 2015, №1, ст. 81; 2016, №27, ст. 4261) следующие

изменения:

1) в статье 264:

а) абзац первый части второй после слов «в состоянии опьянения» дополнить словами «или скрывшимся с места его совершения»;

б) абзац первый части четвертой после слов «в состоянии опьянения» дополнить словами «или скрывшимся с места его совершения»;

в) абзац первый части шестой после слов «в состоянии опьянения» дополнить словами «или скрывшимся с места его совершения»;

2) абзац первый статьи 2641 после слов «судимость за совершение» дополнить словами «в состоянии опьянения».

Вопросы, посвященные вредоносности неосторожных преступлений в области нарушения правил безопасности, в том числе за нарушение правил дорожного движения, постоянно привлекают внимание органов государственной власти и российской уголовно-правовой науки, что обусловлено непрерывно возрастающим применением как традиционных, так и появлением новых видов источников повышенной опасности в результате деятельности, связанной с повышенной опасностью для окружающих.

Начнем с элементарного.

Этим законопроектом вносятся изменения в части вторую, четвертую и шестую статьи 264 УК, усиливающие ответственность лица, управляющего транспортным средством и нарушившего ПДД или эксплуатации транспортных средств, при условии наступления тяжких последствий, если это лицо скрылось с места совершения противоправного деяния.

Закрепление в уголовном законе обязанности лица, управляющего транспортным средством как источником повышенной опасности и нарушившего ПДД или его эксплуатации, оставаться на месте ДТП, направлено на защиту интересов всех участников дорожного движения и связано с необходимостью обеспечения выполнения ими взаимных обязательств, порождаемых фактом ДТП.

Очевидно, что авторы законопроекта остановились в начале интересного и весьма показательного процесса.

Не стоит останавливаться на достигнутом. Почему не продолжить данный перечень, усиливающий ответственность лиц, совершивших также убийство, изнасилование, террористический акт и так далее, если это лицо скрылось с места совершения противоправного деяния.

Вот только где найти таких законопослушных преступников желающих понести уголовную ответственность. Как-то трудно представить террориста, умышленно наехавшего на людей, который «для обеспечения выполнения им взаимных обязательств, порождаемых фактом ДТП», дожидается на месте совершения преступления сотрудников правоохранительных органов.

С другой стороны, что значит оставаться на месте ДТП? Какая необходимость обеспечения выполнения участниками дорожного движения взаимных обязательств, порождаемых фактом ДТП, если есть необходимость оказания срочной и неотложной помощи пострадавшим участникам ДТП.

По сути законопроект «провоцирует» законопослушных участников дорожного движения оставаться на месте ДТП, а не помогать пострадавшим – немедленно доставить их в лечебное учреждение. Сколько людей погибнет из-за несвоевременно оказанной медицинской помощи. Ведь первой мыслью такого водителя будет – уеду, точно посадят.

Таким образом авторы законопроекта «подстрекают» участников дорожного движения совершить преступление, предусмотренное ст. 125 УК РФ.

УК РФ Статья 125. Оставление в опасности

 Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению, … в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние

С другой стороны, а знаком ли нашим законодателям принцип равенства всех перед законом. Почему вот только за автотранспортные преступления?

Статья 264.1. Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию

И так, управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного частями второй, четвертой или шестой статьи 264 настоящего Кодекса либо настоящей статьей….

Но, подлежит ли уголовной ответственности лица управляющие:

— железнодорожным (локомотивом);

— воздушным судном;

—  морским судном или внутренним водным;

— транспортными средствами метрополитена и

находящиеся в состоянии опьянения, подвергнутые административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения…?

Однозначно нет. Данная норма распространяется лишь на лиц управляющих транспортными средствами, перечисленными в ст. 264 УК РФ.

А, является ли отягчающим обстоятельством (квалифицированным признаком) нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта, метрополитена для лиц управляющих вышеперечисленными транспортными средствами, если такое управление совершается лицом, находящимся в состоянии опьянения и результат которого:

— неосторожное причинение тяжкого вреда здоровью человека;

— смерть человека, наступившая по неосторожности;

— смерть двух или более лиц, наступившая по неосторожности?

Есть ли подобно частям второй, четвертой или шестой ст. 264 УК РФ такие же квалифицированные признаки в ст. 263 УК РФ.

Нет.

По мнению законодателя, управление воздушным, морским судном, железнодорожным подвижным составом, в отличии от транспортных средств, перечисленных в ст. 264 УК, в состоянии опьянения с теми же уголовно-правовыми последствиями, не нуждаются в дополнительной квалификации.

Лицам управляющим этими видами транспорта не грозит (проектом не предусмотрено) и усиление ответственности за нарушение Правил движения или эксплуатации, при условии наступления тяжких последствий, если это лицо скрылось с места совершения противоправного деяния.

 Согласно ст.

4 УК РФ «лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств». Принцип равенства граждан перед законом имеет свою конституционную основу (ст.19 Конституции РФ).

Как следует из ее текста, равенство граждан проявляется в том, что все лица, совершившие преступления, независимо от указанных в ней характеристик (в нашем случае, вида транспортного средства), равным образом подлежат уголовной ответственности.

Такого равенства мы не наблюдаем.

Во-вторых, законодатель, юристы (ученые-криминалисты, преподаватели, студенты изучившие уголовное право и прочий научный люд), не способны по наступившему неосторожному последствию определить общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом. Определить, чем являются источники повышенной опасности в рассматриваемых преступлениях.

Источник: https://zakon.ru/Blogs/o_vnesenii_izmenenij_v_stati_264_i_2641_uk_rf/77369

Уголовная ответственность за нарушение Правил дорожного движения

Причинение смерти по неосторожности при нарушении правил дорожного движения

  • В редакции Уголовного Кодекса Республики Беларусь, действующей с 5 января 2015 г.Суммы штрафов указаны в белорусских рублях.

    С 1 января 2019 г.: 1 б.в. = руб.

    1.Неоказание лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, необходимой и явно не терпящей отлагательства помощи, если она заведомо могла быть оказана виновным без опасности для его жизни или здоровья либо жизни или здоровья других лиц, либо несообщение надлежащим учреждениям или лицам о необходимости оказания помощи

    или

    или

    • Исправительные работы: до 1 года
    2.Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться

    или

    • Ограничение свободы: до 2 лет

    или

    • Ограничение свободы: до 2 лет
    • Штраф: – руб.
    3.Заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние

    или

    • Лишение свободы: до 3 лет
    • Штраф: – руб.
    1.Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее по неосторожности причинение менее тяжкого телесного повреждения

    или

    или

    • Исправительные работы: до 2 лет

    или

    или

    • Ограничение свободы: до 2 лет

    или

    • Лишение свободы: до 2 лет
    2.То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения
    • Исправительные работы: до 2 лет

    или

    • Ограничение свободы: до 5 лет

    или

    • Лишение свободы: до 5 лет

    или

    • Лишение должности (прав)
    • Лишение свободы: до 5 лет
    3.Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц
    • Лишение свободы: от 3 до 7 лет

    или

    • Лишение должности (прав)
    • Лишение свободы: от 3 до 7 лет
    4.Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения
    • Лишение должности (прав)
    • Лишение свободы: до 7 лет
    5.Деяние, предусмотренное частью 4 настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц
    • Лишение должности (прав)
    • Лишение свободы: от 4 до 10 лет
    1.Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, либо передача управления транспортным средством такому лицу, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения
    • Исправительные работы: до 2 лет
    • Лишение должности (прав)
    • Конфискация ТС

    или

    • Арест: до 3 месяцев
    • Штраф: – руб.
    • Лишение должности (прав)
    • Конфискация ТС

    или

    • Ограничение свободы: до 2 лет
    • Штраф: – руб.
    • Лишение должности (прав)
    • Конфискация ТС

    или

    • Лишение свободы: до 2 лет
    • Лишение должности (прав)
    • Конфискация ТС
    2.Те же деяния, совершенные лицом, ранее совершившим преступление, предусмотренное настоящей статьей
    • Арест: до 3 месяцев
    • Штраф: – руб.
    • Лишение должности (прав)
    • Конфискация ТС

    или

    • Ограничение свободы: от 1 года до 3 лет
    • Штраф: – руб.
    • Лишение должности (прав)
    • Конфискация ТС

    или

    • Лишение свободы: от 1 года до 3 лет
    • Лишение должности (прав)
    • Конфискация ТС
    1.Выпуск в эксплуатацию заведомо технически неисправного транспортного средства, либо допуск к управлению транспортным средством лица, заведомо не имеющего права управления транспортным средством или заведомо находящегося в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, либо иное грубое нарушение правил эксплуатации транспортного средства, совершенные лицом, ответственным за техническое состояние или эксплуатацию транспортного средства, если эти нарушения повлекли по неосторожности причинение менее тяжкого телесного повреждения либо ущерба в особо крупном размере

    или

    • Исправительные работы: до 2 лет

    или

    • Ограничение свободы: до 2 лет

    или

    • Лишение свободы: до 2 лет

    или

    • Лишение должности (прав)
    • Лишение свободы: до 2 лет
    2.Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения
    • Ограничение свободы: до 5 лет

    или

    • Лишение свободы: до 5 лет

    или

    • Лишение должности (прав)
    • Лишение свободы: до 5 лет
    1.Нарушение правил содержания дорог, улиц, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений в безопасном для движения состоянии либо непринятие мер к своевременному запрещению или ограничению движения лицом, ответственным за безопасность дороги, повлекшие по неосторожности причинение менее тяжкого телесного повреждения либо ущерба в особо крупном размере

    или

    • Исправительные работы: до 2 лет

    или

    • Ограничение свободы: до 2 лет

    или

    • Лишение должности (прав)
    • Ограничение свободы: до 2 лет
    2.Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения
    • Исправительные работы: до 2 лет

    или

    • Ограничение свободы: до 5 лет

    или

    • Лишение свободы: до 7 лет

    или

    • Лишение должности (прав)
    • Лишение свободы: до 7 лет
    1.Нарушение пассажиром, пешеходом или другим участником движения (кроме лиц, указанных в статьях 314, 318 и 319 настоящего Кодекса) правил безопасности движения или эксплуатации всех видов транспорта, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения

    или

    • Исправительные работы: до 2 лет

    или

    • Ограничение свободы: до 2 лет

    или

    • Лишение свободы: до 2 лет
    2.То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека
    • Ограничение свободы: до 5 лет

    или

    • Лишение свободы: до 5 лет
    Уклонение осужденного от исполнения приговора суда о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

    или

    См. также «Административная ответственность за нарушение Правил дорожного движения».

  • Источник: http://pdd.by/pdd/crime/

    Юрист Воеводин
    Добавить комментарий