Преступление и наказание по мусульманскому уголовному праву понятие и виды

«Преступление и наказание» по шариату

Преступление и наказание по мусульманскому уголовному праву понятие и виды

Что было бы, если бы героев романа Достоевского судили по нормам мусульманского права

Подготовил Ренат Беккин

Что такое шариат?

Слово «шариат» (в буквальном переводе с арабского — «путь; тропа к источ­нику, дающему жизнь») используется в Коране для обозначения указанного Аллахом прямого пути, позволяющего верующему попасть в рай (Коран, 45:18).

Среди мусульманских правоведов существуют различные интер­пре­тации поня­тия «шариат».

Согласно одной из них, шариат включает правовую проб­лема­тику, то есть конкретные правила поведения, регули­рующие отно­шения между людьми, — ал-му‘амалат; положения догматики — ал-‘ака‘ид; вопросы ислам­ской этики — ал-ахлак; нормы, регламентирующие порядок исполнения рели­гиозных обрядов верующими, или, иначе говоря, их отно­шения с Алла­хом, — ал‘ибадат. Таким образом, шариат — всеобъемлю­щий божественный закон, поэтому, например, словосочетание «законы шариата» некорректно. ­

Мусульманское право обозначается понятием фикх (в переводе с араб­ско­го — «глубокое понимание», «знание»). Фикх — составная часть шариата, включаю­щая в себя две категории норм. Первые (‘ибадат) регламентируют механизм исполнения религиозных обрядов, вторые (му‘амалат) регулируют отношения между людьми.

В обе категории входят как ясно выраженные положения Корана и Сунны пророка  Сунна — второй по значимости источник му­сульманского права после Корана. Содер­жит предания о действиях и поступках про­рока Мухаммада, служащих примером и руко­вод­ством к действию для мусульман., так и нормы, выведенные мусульман­скими право­ведами путем толкования этих источников.

Шариат применяется там, где имеется хотя бы один мусульманин, практи­кую­­щий основные обряды ислама, например соблюдение пятикратной молит­вы (намаза), поста и т. п. Поэтому распространенное выражение «вве­сти шариат» требует как минимум серьезных пояснений со стороны произ­нося­щего эти слова.

Сложнее обстоит дело с поведенческими нормами, относя­щи­мися к раз­делу му‘амалат.

Для того чтобы применить некоторые из них, не тре­буется изменений в законо­датель­стве, а для неко­торых (как, напри­мер, уравнива­ние прав всех жен в полигам­ном браке с точки зре­ния гражданского законода­тель­ства) уже необходимы поправки в Семей­ный кодекс и другие нормативно-правовые акты.

Миниатюра «Кади из Маарры». 1334 годÖsterreichische Nationalbibliothek / Wikimedia Commons

Одно из самых известных литературных преступлений — убийство студентом Родионом Раскольниковым старухи-процентщицы. Читателям романа хорошо известно, чем кончилось дело. Виновный был обличен, во всем сознался и по­лучил заслуженное наказание, ставшее важной вехой на пути его духовного возрождения.

Вообразим на мгновение, что свое преступ­ление Раскольников совершил не в сто­лице Российской империи, а в регионе с шариат­ской юрисдикцией (по крайней мере, в сфере уголовного права) и все основные действую­щие в романе лица являются приверженцами ислама.

Последнее условие крайне важно, поскольку не всегда в мусульманском мире нормы основанного на ша­риате законода­тельства распространя­лись на немусульман. Это обстоятель­ство, как мы увидим ниже, имеет значение и при расчете компенсации за убий­ство.

Итак, вообразим, что после того, как Порфирий Петрович выну­дил Родиона Романовича дать признательные показания, дело Раскольни­кова попадает в руки к шариатскому судье (кади). Как он поступит?

В мусульманском уголовном, или, правиль­нее, деликтном  Деликт (лат.

delictum) — причинение вреда отдельному лицу, его семье или имуществу вследствие прямого или косвенного нару­шения прав этого лица с возникновением обязанности возместить вред.

Отсюда назва­ние этого раздела права — ‘укубат, букваль­но: деликты., праве в зависи­мости от природы наказаний, предусмотренных за совершенное преступление, различаются три вида правонарушений.

Первая группа — преступления, представляющие наибольшую общественную опасность: хадд (араб. «ограничение»), или худуд (мн. ч. от слова хадд). О них есть прямые упоминания в Коране и Сунне или в их отношении сформулиро­вано единодуш­ное мнение сподвижников пророка.

Среди мусульман­ских пра­воведов нет согласия в том, какие преступления могут быть отнесены к катего­рии хадд.

Если брать максимально полный список, то к такого рода преcтупле­ниям относятся квалифи­цированная кража (сарика)  Квалифицированная кража — кража, при ко­торой вещь была похищена из места ее при­выч­ного хранения, при этом имел место взлом (не считается квалифицированной кра­жей, например, похищение слугой оставлен­ного хозяйкой на столе кольца). Также для от­не­сения кражи к квалифициро­ванной необходимо, чтобы стоимость похи­щенной вещи была не меньше определенной в законе суммы., прелю­бо­деяние, ложное обвинение в прелюбодеянии, употребление спиртного, разбой, бунт, измена исламу.

Вторая группа — преступления, санкция за совершение которых основана на прин­ципе талиона  Талион — равное воздаяние за причиненный физический ущерб по принципу «око за око, зуб за зуб».: кисас (араб. «воздаяние равным»). К ним относятся прежде всего убийство и телесные повреждения необратимого характера.

Третья группа правонарушений — та‘зир (араб. «удержание»): в современных уголовных кодексах некоторых мусульман­ских стран в эту группу входят все правона­рушения — за исключением тех, которые относятся к категориям хадд и кисас.

Убийство женщин

В романе Раскольников убил как минимум двух человек: старуху-процентщицу Алену Ивановну и ее сестру Лизавету (которая, по намеку Достоевского, воз­мож­но, ждала ребенка  «Главное же, чему удивлялся и смеялся сту­дент, было то, что Лизавета поминутно была беременна…».). Данное преступление относится ко второй катего­рии — кисас.

Раскольников совершил умышленное убийство. В пользу наличия умысла говорит, помимо прочего, и орудие преступления. Так, например, если бы Раскольников взял палку, а не топор, то при умелой работе адвоката можно было бы доказать, что намерения убивать старуху у него не было — только поколотить.

Согласно шариату, судьба Раскольникова находится в руках родственников убиенных им жертв. Они могут выбрать одно из трех решений: простить Раскольникова; делегировать государству право осуществить возмез­дие в виде смертной казни; потребо­вать от убийцы компенсацию (так назы­ваемую плату за кровь, или виру).

Однако, по мнению большинства мусуль­манских правоведов, лучшее решение в такой ситуации — прощение убийцы.

Жесткое регламентирование вопросов наказания за совершенное убийство или членовредительство имело целью борьбу с таким распространенным явлением, как кровная месть.

Выступая против кровной мести, ислам жестко ограничил права жертвы и ее родственников наказанием лишь одного пре­ступника (а не всего племени) или получением компенсации.

Вот почему прощение выглядит наилучшим решением с точки зрения установления мира и спокой­ствия в обществе.

Среди мусульманских правоведов нет единодушия по вопросу, следует ли в случае прощения убийцы родственниками жертвы взимать плату за кровь.

В Сунне установлена стоимость компенсации за кровь убитого взрослого муж­чины-мусульманина — 100 верблюдов; в правление халифа ‘Умара (634—644) это равнялось 1000 динарам  С тех пор данный размер компенсации взят за основу при исчислении платы за причи­нен­ный физический ущерб и убийство..

За убитую взрослую женщину-мусульманку ком­пенсация составляла соответственно 50 верблюдов (или 500 динаров). В наши дни, например, в Саудовской Аравии при установлении платы за кровь берется рыночная стоимость 100 верблюдов — так, при умышленном убийстве выплата за уби­того мужчину превышает 100 тысяч долларов.

Если же у убитого не было родственников, то право решать судьбу преступника переходило к правителю (то есть к государ­ству). Правда, в отличие от родст­вен­ников жертвы, государственные органы уже не имели права простить убийцу. Они могли назначить ему другое наказание, кроме смертной казни, — например, тюремное заключение.

Кража

Убийство старухи сопровождается в романе кражей денег и отданных в залог вещей. Это отягчающее обстоятельство.

Наказание в этом случае зависит от того, какая санкция будет выбрана за убийство: если это воздая­ние равным, то есть смертная казнь, тогда похищенные вещи просто возвращаются их вла­дельцам или (в случае смерти послед­них) их наследникам.

Если же родствен­ники жертв прощают убийцу, то судья при вынесении приговора может увели­чить срок тюремного заключения для преступника, принимая во внимание тот факт, что имело место не просто убийство, а убийство с ограблением. Обнару­жен­ные у преступника вещи также следует возвратить тем, кому они принадлежали.

Убийство нерожденного младенца

За гибель плода в чреве Лизаветы с убийцы могли бы взыскать до 1/20 платы за кровь свободного мужчины-мусульманина, то есть эквивалент стоимости пяти верблюдов.

Ростовщичество

Говоря о старухе-процентщице, нельзя не упомянуть о ее занятии — ростов­щичестве. Старуха давала деньги в рост под залог ценных вещей. В исламе недопустимо взимать или выплачивать процент.

Согласно хадису (преданию о словах и делах пророка Мухаммада), риба (ростовщичество) имеет 70 степе­ней наказаний, и самое легкое из нака­заний равнозначно наказанию за совер­ше­ние прелюбодеяния с родной матерью (то есть смертной казни).

Иными словами, самая легкая форма ростовщиче­ства сравнивается с пре­ступле­нием, которое относится к категории хадд — прелюбодея­нию лиц, не состоящих друг с другом в браке и находя­щихся при этом в близком родстве (что является отягчающим обстоятель­ством).

Логично было бы предположить, что санкция за ростовщическую деятельность будет жесткой. Но в реальности кара за лихо­имство обещана только в будущей жизни. То есть конкретного наказания в мусульман­ском праве за занятие ростовщичеством не предусмотрено.

Но тео­ре­тически для злостных ростовщиков возможно наложение наказания (та’зир) судьей. И, конечно, от ростовщика требуется вернуть все взятые с долж­ников проценты. Кроме того, согласно шариату, грех совершает не толь­ко тот, кто взимает процент, но и тот, кто выплачивает его.

Убийство «ради блага»

Раскольников убивает старуху, пытаясь таким образом избавить человечество от человека, паразитирующего на обществе, занимающегося осуждаемым с точки зрения шариата деянием.

Но это не снимает с него ответственности за совершенное им преступ­ление, так как он не имел права проливать кровь ни старухи, ни тем более ее ни в чем не повинной сестры.

То, что жертва занималась незаконной (осуждаемой) деятельностью, не имеет значения при назначении наказания преступнику.

Проституция

Что касается работы Сони Мармеладовой на панели — это занятие осуждается шариа­том. Женщина или мужчина, занимающиеся проституцией, подлежат наказанию подобно тому, кто совершил прелюбодеяние, не состоя в законном браке.

Санкция здесь та же — раджм, побивание камнями. Однако на практике по от­ношению к проституткам зачастую применялось более мягкое наказа­ние, чем предусматривали источники мусуль­манского права. Например, тех, кто про­мышлял этим ремеслом, просто могли выселить из города.

Следует также отме­тить, что нельзя пользоваться деньгами, зарабо­танными проституцией. Так, например, в одном из хадисов сказано: «Посланник Аллаха запретил брать цену собаки  То есть нельзя брать и выплачивать деньги
за собак.

, заработок блудницы и заработок прорица­теля» — эти деньги считаются нечистыми.

Источник: https://arzamas.academy/materials/1609

Глава 3. Система наказаний в мусульманском уголовном праве и их виды

Преступление и наказание по мусульманскому уголовному праву понятие и виды

Наказание – один из основных институтовуголовного права. От правильного егоопределения, от того, какой смысл мывкладываем в это понятие, как определяемего социальную сущность, зависит решенияосновных проблем уголовного права:понятие уголовной ответственности иформы ее реализации, практика назначенияи освобождения от наказания и определениядругих вопросов уголовной ответственности.

История развития наказания свидетельствует,что оно больше, чем какой либо другойинститут уголовного права отражаетсоциально-экономические особенностиразвития общества, его обычаи, традициисистему взаимоотношения людей. Социальнаясущность наказания в арабских странахдвоякая. Она обусловлена социальноэкономическими особенностями этихстран.

Первой ее аспект – общетеоретический,когда наказания направлено на защитуинтересов всех членов общества (запретна совершения так называемых общеуголовныхпреступлений); второй – зависит отнаправления социально-экономическогоразвития той иной страны. В странах,идущих по капиталистическому пути,социальная сущность наказания определяетсятакже интересами этого развития.

Встранах же социалистической ориентацииона, кроме того, обусловлена необходимостьюзащиты осуществляемых тамсоциально-экономических и политическихпреобразований.

История человеческогообщества свидетельствует, что по мереего развития происходит гуманизациянаказания, которая выражается в отменеее наиболее жестоких форм исключенияпозорящих и калечащих наказаний;применения наказания, не связанных слишением свободы.

Наказание непосредственно связано спреступлением. Иначе говоря, социальнаясущность наказания непосредственносвязана с социальной сущностьюпреступления. Поэтому оно вступает каксредство самозащиты общества от нарушенияусловий его существования.

В шариате, как и в уголовном законодательствеарабских стран не дается определенияпонятия наказания. Однако некоторыеарабские юристы в своих трудах пытаютсядать определение понятия наказания,раскрыть его содержание.

Так, сирийскийюрист Мухамедль-Фадель пишет, чтонаказание – это предусмотренная закономкара, принимаемая от имени общества вотношении лица, вина которого установлена,которое заслужило наказание за совершениепреступления, предусмотренного законом.

Далее, он, анализируя понятие наказания,выделяет его следующие признаки:

 законность наказания, которая вытекаетиз принципа «Nulla Poena Sine lege»;

 наказание за одно и то же преступлениедолжно быть одинаковым для всех членовобщества, т.е. наказание назначаетсявиновному независимо от его социальногоположения;

 наказание должно быть индивидуальным,т.е. оно назначается только виновномулицу, совершившему преступления;

 наказание должно выражаться ввозмездии, т.е. в каре за совершенноепреступление; это связано с положениемо том, что наказание назначается толькоза преступление, указанное в законе.

Известный арабский криминалист, бывшийсоветник кассационного суд ЕгиптаДжунди Абдель Малик считает, что наказание– это кара, налагаемая на преступникав интересах общества. Далее он пишет,что наказание является страданием,причиняемым преступнику за нарушениепредписаний закона.

Джунди Абдель Малик отмечает трипризнака, присущих, по его мнению,уголовному наказанию. Первый – наказаниедолжно быть законным; это значит, чтонаказание может быть назначено толькоприговором суда и в соответствии сзаконом. Для этого требуется:

а) чтобы была установлена уголовнаяответственность обвиняемого, т.к.уголовная ответственность основаниедля назначения наказания;

б) определить вид наказания и его тяжесть.

Как видно, признаки наказания, указанныеДжунди Абдель Маликом, в принципесовпадают со вторым и третьим признаками,указанными Мухамедом аль-Фаделем.

Сходные определения наказания и егопризнаков дает Исхак Ибрагим, которыйполагает, что наказание – эта кара,установленная законодателем и назначаемаясудьей лицу, признанному виновным всовершении преступления, которая состоитв причинении страданий этому лицу, вограничении его прав и свобод. Этотавтор говорит о пяти признаках наказания.Приведем все эти признаки, т.к. несмотряна то, что некоторые из них совпадают стеми, которые указаны выше, их трактовкане всегда совпадает.

 Наказание должно быть подчиненопринципу законности; законодательустанавливает пределы наказания, егомаксимум и минимум:

 Оно индивидуально, т.к. назначаетсятолько лицу, предназначенному виновнымв совершении преступления;

 Наказание применяется судьей, т.е.оно должно исходить только от судебнойвласти;

 Наказание должно быть справедливым.Это значит, что суровость наказаниядолжна соответствовать опасности,тяжести совершенного преступления;

 Наказание – это страдания, т.е.содержит во время его реализации элементыстрадания. Страдание состоит в ограниченииили лишении определенных личных правосужденного права на жизнь, на свободу,на свободное передвижение, некоторыхимущественных прав.

Известный исламский криминалистАбделькадер Оде считает, наказание этокара, налагаемая на преступника винтересах общества. Он отмечает трипризнака присущих, по его мнению,уголовному наказанию. Первый – наказаниедолжно быть законным.

Оно считаетсязаконным, если опирается на один изисточников шариата, каковым являетсяКоран и Сунна, аль-иджма (единодушноемнение авторитетных лиц) и писаныезаконы, принимаемые компетентнымиорганами.

От наказаний, установленныхвластями, требуется, чтобы они непротиворечили нормам шариата.

Из требования законности наказаниявытекает, судье не дозволяется наказаниеот себя, если он посчитает, что оно лучшеуже установленных наказаний.

Некоторые ошибочно полагают, что шариатпредставляет судье абсолютные полномочияв применении наказания, не согласуясьс реальностью. У этого мнения нетоснования, кроме невежества относительнонорм шариата.

Наказания в шариате делятся на «хадд»,«кысас» (отмщение за убийство, ранениеи другие телесные повреждения) и «тазир»,что касается «хадд» и «кысас», то этооднозначно преопределенное наказание,в отношении которых у судьи нет выбора,кроме как принимать решения об ихприменении, так как эти преступленияявляются неизменимыми, и он не можетсмягчить эти наказания, ужесточить илизаменить их другими. Так, кража, потрадиционному мусульманскому праву,например, карается ампутацией и судьяв соответствии с нормами шариата неможет приговорить к другому видунаказания, кроме этого наказания, заисключением случая, когда имеетсяпричина, препятствующая наказанию,например, кража отцом у сына. Полномочиясудьи в этих преступлениях определеныи ограничены.

Что касается «тазир», то в нем судьяобладает широкими полномочиями, однакоони не произвольные.

Они широки, потомучто шариат карает преступления категориитазир комплексом наказаний, начиная спростых наказаний (порицание), кончаясамыми жестокими (пожизненное заключениеи смерть).

Шариат оставляет за судьейправо выбирать из этого комплексанаказаний одно соответствующеепреступлению и личности преступника.Ему также разрешается оцениватьдостаточность наказания в рамках егомаксимального и минимального уровней.

На наш взгляд, представление судье такихшироких законных полномочий, бесспорно,облегчает ему возможность расставитьвопросы по своим местам и наказатьпреступника тем наказанием, котороезащитит общество от преступления иисправит преступника.

Во-вторых, наказание носит личныйхарактер, т.е. оно назначается тольковиновному лицу, совершившему преступления,и не должно затрагивать интересы другихлюдей.

В-третьих, наказание должно быть общим,т.е. наказание за одно и то же преступлениедолжно быть одинаковым для всех членовобщества, не взирая на их социальныеположения. Полное равенство в наказаниине существует, за наказание является«хадд» или «кысас», потому что этинаказание предопределены.

И, наконец, в одной из сравнительно новыхработ отмечается, что наказание этоуголовная кара, представляющая собойтелесные страдания, причиняемоевиновному, определяемое и назначаемоесудьей на основании закона.

Из шестипризнаков, присущих, по мнению автораэтого определения, уголовному наказаниюотметим первый и, по-видимому, самойглавной целью наказания являетсяпричинение телесных страданий,представляющих собой осуществлениесправедливости.

Из рассмотрения вышеприведенныхопределений понятия наказания можноуказать общие признаки, присущиенаказанию по шариату и по уголовномуправу арабских стран.

Прежде всего, в исламской и арабскойуголовно-правовой доктрине наказанияассоциируются с карой за совершенноепреступление. В связи с этим можетсложиться впечатление, что кара – этоосновная, чуть ли не единственная цельнаказания. В действительности же карапредставляет собой содержание наказания,является средством предупрежденияпреступлений, т.е.

может рассматриватьсякак промежуточная или вспомогательнаяцель в борьбе с преступностью. Кара –это воздаяние виновному за содеянноеим. Иначе говоря, арабские юристы, говоряо наказании как о каре, подчеркиваютважнейший признак уголовного наказания,а именно, что оно всегда носит принудительныйхарактер, что оно влечет за собой лишенияличного или имущественного характера.

За наказание всегда стоит принудительнаясила государства. Следует отметить, чтоособенностью правовых систем арабскихстран является то, что наказания тамнередко устанавливаются не законом, аподзаконными актами, что, строго говоря,является нарушением принципа «Nulla PoenaSine Lege». Важнейшим признаком уголовногонаказания является то, что оно применяетсятолько судом.

Это общепризнанноеположение также зачастую нарушается вразвивающихся странах, в том числе иарабских.

Одним из важнейших признаков наказания,отличающим его от других мер государственногои общественного воздействия, являетсято, что оно влечет за собой судимость.

Чтобы наказание было эффективным, онодолжно соответствовать совершенномупреступлению. Соразмерность суровостинаказания тяжести преступления –непременное условие эффективностиуголовного наказания.

Следует отметить, что в основу содержащегосяв уголовном законодательстве Иорданиитрехчленного деления уголовно-наказуемыхдеяний (на преступления, проступки инарушения) положено, предусмотрено лиза их совершение наказания, котороеобусловлено опасностью этих деяний.

Так, общеуголовное преступление по УКИордании караются смертной казнью,пожизненной которой, пожизненнымлишением свободы, временной каторгой,временным лишением свободы (ст. 14);общеуголовные проступки – заключением,штрафом (ст. 15); и нарушения – простымзаключением или штрафом (ст. 1б).

Такойподход наблюдается и в законодательствахряда других арабских стран, испытавшимвлияние французского права.

Соразмерность между преступлением инаказанием, конечно, не может бытьабсолютной. На наш взгляд, не совсемправ Н.С. Ной, который пишет, чтоутверждение о пропорциональнойзависимости между карой и тяжестьюсовершенного преступления не тольконе обоснованно теоретически, но и неможет быть осуществлено на практике.Суд должен всегда стремиться к обеспечениютакой соразмерности.

Следует отметить, что в настоящее времяточка зрения на то, что кара – это цельнаказания не имеет много сторонниковсреди юристов современного периода.Одним из не многих является И.И. Карпец,который считает, что «сегодня нельзяотказываться от признания кары в качествеодной из целей наказания». Такие авторы,как Н.А.Стручков и Н.С.Ной считают, чтокара – это свойство наказания.

С этим трудно спорить, ибо именнокарательное свойство наказания оказываетпредупредительное воздействие.

Однако кара присуща не только уголовномунаказанию, но и другим мерам правовогопредупреждения. Особенностями уголовнойкары являются следующие.

Она применяетсятолько на основании решения, вынесенногосудом от имени государства; характеризуетсянаибольшей остротой репрессии; применяетсялишь к виновным в совершении преступления,а не какого-либо правонарушения; влечетза собой судимость, т.е. ограничения впользовании определенным правом послеотбытия наказания и другие последствия.

В заключении попытаемся сформироватьопределение понятия уголовного наказания:наказание – это мера государственногопринуждения, назначаемая по приговорусуда лиц, признанному виновным всовершении преступления, предусмотренногозаконом и выражающаяся в причиненииему определенных лишений личного иимущественного характера.

Источник: https://studfiles.net/preview/6705939/page:8/

§ 2. Классификация преступлений по шариату и по действующим

Преступление и наказание по мусульманскому уголовному праву понятие и виды

уголовным кодексам мусульманскихстран

Мусульманские правоведы средневековьяи современные исследователи разработалинемало классификаций правонарушений,анализ которых помогает лучше понятьспецифику мусульманского уголовногоправа.

В основе большинства из них дваосновных критерия: характер нарушенныхинтересов и прав и степень определенностинаказания за тот или иной проступок.

Наэтой основе деликтное право, отражаязависимость оценки поведения мусульманинаот степени соответствия его воли Аллаха,закрепленной тем или иным образом вправе, подразделяет все правонарушенияна три большие группы:

 Преступления, представляющиенаибольшую опасность и посягающие на«права Аллаха» и вместе с тем и наинтересы мусульманской общины в целом,наказываются точно определенной санкцией«хадд»;

 Преступления, нарушающие правоотдельных лиц, также влекущие фиксированноенаказание («кисас»), «кавад» или «дия»;

3)    Все иные правонарушения,точная мера наказания, за которые неустановлена («тазир») и которые могутзатрагивать как «права Аллаха», так ичастные интересы.

Направленное на защиту пяти основныхценностей ислама – религии, жизни,разума, продолжения рода и собственности,деликтное право классифицируетправонарушения также в зависимости отвозможности достижения примирения справонарушителем и помилования его.

Так, к первой группе преступлений, т.е.к преступлениям против Аллаха и общества,относятся семь наиболее опасныхобщественных деяний: вероотступничество,преступление против власти (бунт),прелюбодеяние, разбой, кража, употреблениеспиртных напитков, ложное обвинение впрелюбодеянии. Виновные в их совершениидолжны быть строго наказаны и не могутбыть прощены.

Ко второй группе преступлений, т.е. кнарушениям прав отдельных лиц, правоваядоктрина ислама относит убийство ителесные повреждения необратимогохарактера. Основной критерий наказанияза указанные преступления – принципталиона.

Согласно положению Корана:«Предписано вам возмездие за убитых:свободный – за свободного, и раб – зараба, и женщина – за женщину», «ипредписали мы им, что душа за душу, и окоза око, и нос за нос, и ухо за ухо и раны– отмщение» (2:173/178; 5:49/45).

Вместе с тем по этой группе преступлениймусульманское право допускает заменуталиона другим наказанием. Так,предусмотренная высшая мера наказанияза умышленное убийство, мусульманскоеправо допускает и иную возможность.

Согласно Сунне в этом случае пророкпредполагает пострадавшей стороневыбрать одного из трех – «кисас»(смертная казнь), «дия» – прощениепреступника или принятие от него выкупаза кровь.

Право выбора предоставляетсянаследникам убитого, но правитель, ккоторому переходит право на наказаниев случае отсутствия наследников убитого,не может простить убийство, хотя в правезаменить смертную казнь выкупом закровь.

В случае нанесения телесных поврежденийпострадавший также имеет право заменитьнаказание для преступника по принципуталиона уплатой соответствующего выкупаза кровь или прощение.

Причем в своемисторическом развитии доктринамусульманского деликтного правапостепенно склонялось к тому, чтопрощение преступника по этой категориипреступления предпочтительнее егонаказания. («А если вы извините, то этоближе к богобоязненности.

И не забывайтеблагости между собой, – ведь Аллах видитто, что вы делаете. И устремляйтесь кпрощению от вашего Господа… но ктопростит и уладит, награда его у Аллаха.Он ведь не любит несправедливых»).(2:238/237; 3:127/133; 42:38/40).

В результатечленовредительские наказания зананесение телесных повреждений современем практически пересталиприменяться в большинстве мусульманскихстран и, как правило, заменялись уплатой«дия».

И, наконец, в определении третьей,последней группы правонарушенийкатегории «тазир», в отличие отпреступлений предыдущих двух категорий,существуют значительные разногласиямежду знатоками права.

По мнениюбольшинства мусульманских правоведов,к этой группе относятся те преступления,которые одновременно совершаются противобщества и против личности.

В то времякак ответственность за преступления«хадд» и «кисас» определяются с учетомпреимущественно признаков объективнойстороны. Но, в определении наказания засовершение правонарушений «тазир»значительную роль играет и субъективнаясторона правонарушения.

Принципиальнаявозможность тазира мусульманскимиправоведами выводится и основываетсяна отдельных положениях Корана, Сунныи подтверждается единогласным мнениеммуджтахидов (мусульманских богословов– правоведов).

Согласно мусульманской правовойтрадиции, к правонарушениям категории«тазир» относятся правонарушения, закоторые мусульманским правом неустанавливаются точные санкции «хадд»«ил-кисас», а также в качестве единственнойсанкции «кафрара», т.е. религиозноеискупление.

Это очень обширная категорияправонарушений.

В их числе многиерелигиозные правонарушения, неисполнениерелигиозных обязанностей, например,неуплата закята, отказ от совершениямолитвы, несоблюдение поста и многиедругие, представляющие собой посягательствана «право Аллаха», многочисленные,преимущественно умышленные, преступленияпротив собственности отдельных лиц-нанесение им любого материальногоущерба. За исключением кражи и разбоя,относящихся к преступлениям противАллаха и наказываемых санкций «хадд»;нарушением обязательств по сделкам,неуплата выкупа за кровь, обмер, обвеси мошенничество, растрата средств сирот,взяточничество.

Некоторые преступления противгосударственной (общественной)собственности – растрата средств казныи т.п.; преступления, направленные противпорядка управления в государстве – кним можно отнести взяточничестводолжностного лица, притеснение подданныхили произвол по отношению к подчиненными т.д.

; преступление против правосудия– лжесвидетельство (за исключениеложного обвинения женщины в прелюбодеянии,наказываемого санкций «хадд»), вынесениенеправомерного судебного решения ит.д.

; нарушение правил поведения вобществе (общественных местах), особеннокасающееся поведения морали женщин,преступления против государства и егобезопасности – шпионаж.

В числопреступлений группы «тазир» входят итакие отдельные религиозные преступления— отрицание основополагающих выводовдогматики ислама и колдовство, по которыму исламских богословов существуютзначительные разночтения по поводуотнесения их к категории «хадд» или«тазир».

Преступления можно также разделить навиды, исходя из их направленности на теили иные интересы, характера нанесенногоущерба и мотивов совершения преступлений.На этом основании можно построитьследующую классификацию:

—    Преступления противпубличных интересов и преступленияпротив частных лиц. К преступлениямпротив публичных интересов отнесенывсе преступления категории «хадд»;

К преступлениям против частных лицотносятся преступления против личности(преступления категории «кисас»).

—    Классификация преступленийосуществляется также по способусовершения деяния, характеру материальногорезультата и моменту окончанияпреступления.

На этой основе различаются позитивные(активные) и негативные (пассивные)преступления; кратковременные и длящиеся;«простые и многозвеньевые преступления.

Преступление считается позитивным,если составляющее его деяние являетсяпозитивным и осуществляется, хотя закони запрещает совершение этого деяния.

Что касается негативного преступления,то оно совершается, если составляющееего деяние является негативным(пассивным), когда закон предписываетсовершать определенное действие, а лицоотказывается это сделать, т.е. занимаетпозицию воздержания от выполнения того,что предписано законом.

Например,свидетель отказывается предстать передсудом, чтобы дать свидетельские показания.Или лицо воздерживается от уведомленияо совершении преступления, или отказываетсяоказать необходимую помощь другомулицу, которому угрожает опасность.

Такоепреступление может быть умышленным,как в указанных примерах, и неумышленным,как, например, при личной небрежностив деле принятия мер предосторожности,в результате чего какой-либо человекполучил травму.

Кратковременным (относящимся к какому-либоопределенному моменту) преступлениемназывается деяние, материальная основакоторого создается в результате деяния,продолжающегося в течение незначительногопериода времени. Это, например, такиепреступления как убийство, воровство,мошенничество, изнасилование. Все этократковременные преступления,оканчивающиеся совершением активногодеяния.

Что касается продолжительного повремени, то оно состоит из уголовнонаказуемого преступления, котороепродолжается относительно долгое время.Например, сокрытие вещей, полученныхпреступным путем, или отказ передатьребенка тому, кто имеет право на еговоспитание, или лишение свободы человекабез всякого на это права, или ношениеоружия без специального разрешения.

Простым преступлением являетсяпреступление, состоящее из одногодеяния, при этом не имеет значения егохарактер, т.е. не важно, было ли оноактивным или пассивным, кратковременнымили продолжительным по времени.

Однакопреступление может принимать сложныйвид, когда преступник совершает не однодеяние, а ряд следующих друг за другом,повторяющихся ради достижения однойцели.

Например, слуга неоднократнокрадет деньги из дома своего хозяина,или имело место неоднократное хищениеу ведомства электроэнергии. Во всехэтих случаях посягательство направленопротив права, защищаемого законом.

Речьидет о совершении нескольких тождественныхдействий в разное время, но для достиженияодной цели. Преступник совершает однопреступление, которое подлежит одномунаказанию, и, если обратиться к нашимпримерам, наказанию за кражу и хищение.

Что касается преступления, нераскрытогосразу на месте его совершения, то речьв данном случае идет о преступлении,которое было совершено незадолго доэтого или же по прошествии довольнозначительного периода времени, когдапреступник не схвачен на местепреступления.

По действующему УК Иордании классификацияпреступлений дается в соответствии спринципами, предусмотренными вконтинентальной системе права. Всеуголовно-наказуемые деяния, в зависимостиот наказания, делятся на три категории:преступления, проступки и нарушения.

При определении вида наказуемого деянияпринимаются во внимание максимальновозможная степень наказания, указаннаяв законе, а не конкретный приговор,вынесенный судом по делу обвиняемого.

Если изнасилованной меньше 15 лет, токарается тюремным заключением на срокдо 10 лет (ст. 394, с.

2 УК Ирака), а судназначил обвиняемому тюремное заключениена срок 5 лет, то содеянное все равносчитается преступлением.

Не меняется вид преступления и в томслучае, если суд заменил предусмотренноеза него наказание более мягким наказаниемв связи со смягчающими обстоятельствами(ст. 24 УК).

Следует отметить, что указаннаятройственная классификация преступленийна основании тяжести наказания не можетсчитаться логичной. Прежде всего, следуетпринимать во внимание общественнуюопасность преступного деяния, а неограничиваться, дав ему определениеединственно на основании предусмотренныхдля него наказаний.

Иначе этот вопрос решается в УК Палестины.Классификация уголовно наказуемыхдеяний там дается не в отдельной норме,а в статье, разъясняющей понятие отдельныхтерминов, используемых в УК (ст. 5).

Всоответствии с этой статьей преступления– это деяния, которые караются смертнойказнью или арестом на срок более трехлет. К нарушениям относятся деяния,наказуемые лишением свободы сроком доодной недели.

Все другие уголовно-наказуемыедеяния считаются проступками.

Отнесение деяния к одному из этих видовопределяет пределы ответственности ипорядок рассмотрения дела. Таким образом,в УК Иордании и Палестины классификацияпреступлений четко увязывается сопределенными правовыми последствиями.

Совершенно очевидно, что при такомподходе обеспечивается дифференциацияуголовной ответственности с учетомтяжести совершенного преступления.

Источник: https://studfile.net/preview/6705939/page:4/

Преступление и его виды в мусульманском праве

Преступление и наказание по мусульманскому уголовному праву понятие и виды

Преступление и его виды в мусульманском праве

Разрабатывая религиозную доктрину преступления, мусульманские юристы исходят из двух основополагающих религиозно-философских начал. Прежде всего они считают, что все поступки и даже мысли людей предопределяются волей Аллаха.

По мнению представителей большинства мусульманских правовых школ, установленные божественным откровением рамки достаточно гибки, чтобы позволить человеку во многих случаях самостоятельно выбирать вариант своего поведения.

Поэтому любой серьезный проступок рассматривается как наказуемое нарушение мусульманских запретов.

Другим принципиально важным моментом является рассмотрение правонарушения как непослушания воли Аллаха. Поэтому, по мнению мусульманских ученых-юристов, любое неправомерное в юридическом смысле поведение – не просто отклонение от предписаний мусульманского права, за которое следует соответствующая «земная» санкция, но в то же время – религиозный грех, влекущий наказание Аллаха.

В мусульманском уголовном праве преступления делятся на три основных категории – хадд, кисас и тазир.

«Хадд» – обозначение преступлений, наказуемость которых определена в Коране и сунне. К этой категории преступлений относятся, например, прелюбодеяние, обвинение в неверности, клевета на целомудрие, распутство, воровство, пьянство, отступничество от ислама.

Однако в доктрине к преступлениям категории «хадд» относятся некоторые преступления против государства.

В частности, в Саудовской Аравии – это: посягательство на главу государства, восстание, бунт, неповиновение властям, расцениваемые как подрыв мусульманского строя, за которые Коран и сунна установили единственное наказание в виде смертной казни.

«Кисас» – преступление, за совершение которого положено «воздаяние равным», а также возможна выплата выкупа («дийа»). Примером преступления относимого к этой категории, является причинение ранения или увечья.

«Тазир» – это преступление, наказание за совершение которого точно не установлено Кораном, сунной или единогласным мнением муджахидов (признанных знатоков шариата).

К этой группе преступлений могут быть отнесены, например, посягательства на права общины или личные интересы, не подпадающие под категории хадд и кисас.

Мусульманские юристы преступления категории «тазир» делят на две группы:
а) против религии, общественного порядка и морали;
б) против интересов личности. 

Преступность деяний, подпадающих под перечисленные категории, нередко прямо установлена в уголовном законодательстве государств мусульманского системы.

С другой стороны, имеется ситуации, когда уголовный закон содержит только преступления категории «тазир», а ответственность за преступления категории «хадд» и «кисас» возлагается в соответствии с нормами некодифицированного мусульманского права (например, в ст. 1 УК Объединенных Арабских Эмиратов 1987 г.)

Уголовно-правовой доктрине большинства мусульманских (в первую очередь — арабских) стран неизвестно понятие общего состава преступления.

Под влиянием европейского континентального (преимущественно французского) уголовного права, в исламской юридической литературе используются понятия «элементы преступления, составляющие каждое отдельное преступление», и «элементы, присущие всем без исключения преступлениям».

Например, общими элементами преступления по уголовному праву Бахрейна и Объединенных Арабских Эмиратов являются: легальный, материальный и моральный.

В нормах шариата нет однозначного указания на возраст человека, к которому можно применить наказание, поэтому в уголовных законах исламских государств возраст субъекта нередко установлен относительно. Так, ст. 49 УК Судана 1983 г.

, говоря о минимальном возрасте уголовной ответственности, упоминает о «возрасте половой зрелости».

С другой стороны, в ряде мусульманских стран минимальный предел возраста уголовной ответственности установлен на очень низком уровне (например, в Иране уголовная ответственность наступает по достижении 6-ти лет).

Преступление должно быть совершено по собственной воле. Вынужденный характер деяния исключает виновность лица в его совершении. Например, если будет доказано, что кража еды совершена голодным человеком, который долгое время не мог найти работу, то вина за преступление ляжет на общину, которая в этом случае должна обеспечить работой и деньгами человека, вынужденно совершившего воровство.

В исламской доктрине тяжесть совершенного преступления и, соответственно, вид наказания во многом ставится в зависимость от формы вины.

Например, согласно саудовской религиозной традиции, в случае умышленного убийства потерпевшей стороне предлагается выбирать одно из трех: «воздаяние равным» (т.е. смертную казнь убийцы), прощение преступника или принятие «выкупа за кровь».

Право выбора принадлежит родителям убитого, при отсутствии таковых – ближайшим родственникам. За неосторожное убийство винновый должен уплатить «выкуп за кровь» и нести религиозное покаяние.

Мусульманское уголовное право сохраняет неравный правовой статус мужчины и женщины как субъекта преступления и потерпевшего от преступления. Так, в соответствии со ст. 5 УК Ирана, если мужчина-мусульманин умышленно убил женщину-мусульманку, то его следует приговорить к возмездию (если отсутствует «выкуп за кровь»), но попечитель женщины обязан уплатить убийце половину «цены крови» до того, как казнить его по разрешению мусульманского суда. Если женщина-мусульманка умышленно убила мужчину-мусульманина, она должна быть приговорена к возмездию, а попечитель не должен ничего платить за кровь. Если достигнут договор о «выкупе крови» (100 верблюдов, либо 200 быков, либо 2000 баранов, либо их денежный эквивалент), то, согласно традиции, цена выкупа за жизнь женщины вдвое меньше, чем таковая за жизнь мужчины.

Источник: http://www.labex.ru/page/g14_urzs_24.html

Юрист Воеводин
Добавить комментарий