Прекращение производства по делу в суде надзорной инстанции

Арбитражный суд Амурской области

Прекращение производства по делу в суде надзорной инстанции

Вступившие в законную силу судебные акты, указанные в части 3 статьи 308.1 АПК РФ, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по надзорным жалобам лиц, участвующих в деле, и иных лиц, указанных в статье 42 АПК  Кодекса.

Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации вправе обратиться в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре определений Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенных в порядке кассационного производства по делам, указанным в части 1 статьи 52 АПК Кодекса.

В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются:

1) вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;

2) определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представлений на решения или определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции;

3) определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные в порядке кассационного производства.

Надзорные жалоба, представление подаются в Верховный Суд Российской Федерации в срок, не превышающий трех месяцев со дня их вступления в законную силу.

Срок подачи надзорных жалобы, представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такими заявлением или представлением, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте, по ходатайству заинтересованного лица может быть восстановлен судьей Верховного Суда Российской Федерации при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта или, если ходатайство подано лицом, указанным в статье 42 настоящего Кодекса, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав или законных интересов обжалуемым судебным актом.

В надзорных жалобе, представлении должны быть указаны:

—  наименование суда, в который они подаются;

— наименование лица, подающего надзорные жалобу, представление, его процессуальное положение, место нахождения или место жительства;

— наименования лиц, участвующих в деле, их место нахождения или место жительства;

—  наименования судов, рассматривавших дело в первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими судебных актов;

— сведения об обжалуемом судебном акте, дате его принятия и вступления в законную силу;

— предмет спора;

— основания пересмотра судебного акта в порядке надзора, предусмотренные статьей 308.8 настоящего Кодекса, с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;

— просьба лица, подающего жалобу, представление;

— перечень документов, прилагаемых к заявлению или представлению.

 В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным актом.

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или заместителем Генерального прокурора Российской Федерации.

Надзорные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.

К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.

Надзорные жалоба, представление могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Документы, прилагаемые к надзорным жалобе, представлению, могут быть представлены в Верховный Суд Российской Федерации в электронном виде.

Надзорные жалоба, представление, поданные в соответствии с правилами, установленными статьями 308.1 и 308.2 АПК РФ, изучаются судьей Верховного Суда Российской Федерации. Судья Верховного Суда Российской Федерации изучает надзорные жалобу, представление по материалам, приложенным к ним, либо по материалам истребованного дела.

По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение:

1) об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;

2) о передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Надзорные жалоба, представление рассматриваются в Верховном Суде Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев, если дело не было истребовано, и в срок, не превышающий трех месяцев, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации в случае истребования дела с учетом его сложности могут продлить срок рассмотрения надзорных жалобы, представления, но не более чем на два месяца.

При рассмотрении дела в порядке надзора Президиум Верховного Суда Российской Федерации проверяет правильность применения и (или) толкования норм материального права и (или) норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов, изложенных в надзорных жалобе, представлении.

В интересах законности Президиум Верховного Суда Российской Федерации вправе выйти за пределы доводов, изложенных в надзорных жалобе, представлении.

При этом Президиум Верховного Суда Российской Федерации не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев надзорные жалобу, представление вместе с делом в порядке надзора, вправе:

1) оставить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции без изменения, надзорные жалобу, представление без удовлетворения;

2) отменить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум Верховного Суда Российской Федерации может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;

3) отменить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;

4) оставить в силе один из принятых по делу судебных актов;

5) отменить либо изменить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права;

6) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 308.3 настоящего Кодекса.

Источник: http://amuras.arbitr.ru/process/nadzor

Производство в суде надзорной инстанции: понятие, значение и порядок

Прекращение производства по делу в суде надзорной инстанции

Конституция РФ гарантирует гражданам судебную защиту их прав, свобод и законных интересов. Повысить эффективность отправления правосудия, исправить ошибки судопроизводства позволяет пересмотр судебных решений и определений в порядке надзора.

Определение 1

Надзорным производством принято считать способ проверки вступивших в законную силу постановлений суда.

Надзорное производство в уголовном процессе, административных и гражданских делах, подсудных судам общей юрисдикции, осуществляет Верховный суд Российской Федерации.

Полномочия надзорной инстанции

Обжалованию в Президиуме Верховного суда РФ подлежат решения и определения, выданные судами первой, кассационной и апелляционной инстанций, включая региональные верховные, окружные военные суды, коллегиальные подразделения российского высшего судебного органа. Президиум Верховного суда рассматривает жалобы на вступившие в законную силу решения и определения ВС РФ, которые были приняты им по первой инстанции, если данные постановления являлись предметом апелляционного рассмотрения.

После изучения надзорных жалоб судья Верховного суда РФ уполномочен вынести определение:

  • отказывающее в передаче для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ;
  • разрешающее направить надзорную жалобу, представление с делом в судебное заседание Президиума ВС РФ.

Замечание 1

Председатель Верховного суда или его заместитель имеют право выразить несогласие с определением, которое вынес судья ВС РФ об отказе в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании. В этом случае выносится определение об отмене отказа, и надзорная жалоба направляется в судебное заседание.

При отмене судебных актов в порядке надзора Верховный суд руководствуется следующими основаниями, которые являются нарушением:

  • прав и свобод человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, международными договорами, общепризнанными нормами и принципами международного права;
  • прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Судебный акт может быть также отменен по причине единообразия в толковании и применении судом правовых норм.

Надзорная жалоба изучается судьей. Если есть необходимость истребования дела, судья имеет право своим определением приостановить исполнение решения суда до завершения процессуальных действий в суде надзорной инстанции. Срок обжалования судебного постановления в суде надзорной инстанции составляет 3 месяца со дня его вступления в силу.

Замечание 2

При нарушении срока по уважительным причинам может быть принято представление о его восстановлении по заявлению заинтересованного лица.

Оформление жалобы

Производство в суде надзорной инстанции начинается с подачи надзорной жалобы. К форме и содержанию документа предъявляются серьезные требования. В нем указывается:

  • наименование судебного органа, в который подается жалоба;
  • ФИО лица, подающего жалобу, его место жительства или непосредственное местонахождение;
  • наименование лиц, которые участвуют в деле, их адреса;
  • суды, рассмотревшие дело по первой, кассационной или апелляционной инстанциям;
  • обжалуемые судебные постановления;
  • основание для пересмотра в порядке надзора с обоснованием причин;
  • просьба лица, направляющего жалобу.

Надзорная жалоба подписывается лицом, которое ее подает. Закон допускает подачу документа представителем заинтересованного гражданина.

В этом случае в обязательном порядке прилагается доверенность или иное документальное удостоверение полномочий представителя. Надзорное представление подписывается Генеральным прокурором РФ или его заместителем.

К надзорной жалобе прилагаются копии постановлений по делу, принятые соответствующим судом. К жалобе также прикладывается квитанция об уплате государственной пошлины.

Этапы производства по надзору

Определение 2

Предмет апелляционного рассмотрения надзорной жалобы – это судебная проверка законности, справедливости и обоснованности судебного решения.

Объектом надзорного пересмотра считаются вступившие в законную силу приговоры, определения и иные судебные акты.

При рассмотрении производств в порядке надзора президиум Верховного суда РФ четко соблюдает стадии проведения подобных судебных заседаний.

Лицам, участвующим в деле, отправляются копии определения о передачи надзорной жалобы для рассмотрения. Граждане извещаются о дате, времени и месте проведения заседания суда.

Замечание 3

Неявка лиц, заинтересованных в рассмотрении дела, не является препятствием для рассмотрения производства в порядке надзора.

Сроки рассмотрения надзорной жалобы в ВС РФ ограничиваются двумя месяцами, если не было истребовано дело. В случае необходимости получения производства, срок увеличивается. Он может составлять не более трех месяцев.

В судебном заседании могут присутствовать лица, которые участвуют в деле, их представители и иные граждане, интересы которых непосредственно затронуты в обжалуемом судебном постановлении. Порядок проведения судебного заседания при рассмотрении надзорной жалобы включает следующие этапы:

  1. Изложение обстоятельств дела судьей-докладчиком, включая доклад о содержании судебных постановлений, доводы надзорной жалобы.
  2. Получение объяснений по делу от лиц, участвующих в рассмотрении надзорной жалобы. Первым право выступить имеет гражданин, подавший жалобу.
  3. Принятие судом постановления по результатам рассмотрения надзорной жалобы.

Прения сторон в судебном заседании не предусмотрены. Все вопросы решаются посредством ания. Равное количество означает отклонение надзорной жалобы.

Президиум ВС РФ вправе:

  • не изменять постановление предыдущей судебной инстанции;
  • отменить решение суда первой, кассационной, апелляционной инстанций частично или полностью и вновь отправить дело на рассмотрение, прекратить производство по делу;
  • оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;
  • отменить или изменить постановление предыдущей судебной инстанции, принять новое решение, не передавая дело на рассмотрение;
  • при наличии оснований оставить надзорную жалобу без рассмотрения.

постановления суда

По итогам судебного разбирательства суд выносит постановление. Документ содержит следующую информацию:

  • наименование суда, его состав;
  • дата и место принятия постановления;
  • производство, по которому принято решение;
  • ФИО лица, подавшего надзорную жалобу;
  • фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение о передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании;
  • данные из обжалуемых судебных постановлений;
  • мотивы, которыми руководствовались судьи при вынесении постановления.

Задача, стоящая перед судом надзорной инстанции заключается в проверке правильности толкования и применения правовых норм судами первой, кассационной, апелляционной инстанций. При этом необходимо учитывать, что Президиум Верховного суда не имеет право проводить проверку законности судебных решений в той части, в которой они не обжалуются.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://zaochnik.com/spravochnik/pravo/ugolovnyj-protsess/proizvodstvo-v-sude-nadzornoj-instantsii/

Уголовно-процессуальное право

Прекращение производства по делу в суде надзорной инстанции

Надзорное производство — еще одна стадия уголовного процесса, в которой вышестоящий суд в случае поступления надзорных жалобы или представления проверяет законность приговора, определения и постановления суда. Порядок производства в суде надзорной инстанции регламентирован главой 48.1 УПК РФ, именуемой «Производство в суде надзорной инстанции».

Производство в суде надзорной инстанции имеет ряд общих черт с другими стадиями уголовного процесса, где проводится проверка судебных решений. Речь идет о стадиях апелляционного и кассационного производства.

Прежде всего, их объединяют общие задачи:

  1. проверка законности судебных решений, а в связи с этим проверка законности деятельности органов расследования, а также и судов во всех предшествующих инстанциях;
  2. в случае выявления допущенных нарушений закона — принятие мер по их устранению или исправлению.

Суд надзорной инстанции, как и суды кассационной и апелляционной инстанций, вправе отменить или изменить приговор, иные проверяемые решения по одним и тем же основаниям, указанным в законе (ст. 389.15, 401.15, 412.9 УПК РФ).

Гораздо больше общего между стадией надзорного производства и стадией кассационного производства.

Отличительной особенностью этих двух стадий является то, что предметом их проверки является только вступившие в законную силу приговоры, определения, постановления суда (ст. 401.1; ч. 1 и 2 ст. 412.1 УПК РФ).

Правом обращения в суд надзорной, как и в суд кассационной инстанции обладают одни и те же лица, указанные в ч. 1 и 2 ст. 401.2; ч. 1 ст. 412.1 УПК РФ.

Практически совпадает порядок проведения судебного заседания в суде надзорной инстанции и в суде кассационной инстанции. Суд надзорной, как и суд кассационной, инстанции не вправе вынести новый приговор. Свои выводы суды основывают только на имеющихся в деле и дополнительно представленных материалах, но без проведения дополнительных следственных действий.

В этих стадиях одинаково не допускается «поворот к худшему» при пересмотре судебного решения, за исключением случаев, предусмотренных ст. 401.6 УПК РФ.

Совпадают сроки обжалования судебных решений. И в суд кассационной инстанции, и в суд надзорной инстанции жалоба (представление) могут быть поданы только в течение года со дня вступления в силу решения суда, которое обжалуется.

Вместе с тем стадия надзорного производства характеризуется своими особенностями, отличающими ее от других стадий.

В качестве надзорной инстанции выступает только Президиум Верховного Суда РФ, и никакой другой судебный орган такими функциями не наделен. Президиум Верховного Суда РФ рассматривает в прядке надзора:

  1. судебные решения судов областного уровня, вынесенные ими по первой инстанции, если они были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде РФ;
  2. определения Судебной коллегии Верховного Суда РФ и Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ими в апелляционном или кассационном порядке;
  3. иные постановления Верховного Суда РФ.

Судебные решения могут быть обжалованы участниками процесса в течение одного года со дня их вступления в законную силу. Надзорные жалобы, представления подаются непосредственно в Верховный Суд РФ. К содержанию и форме надзорных жалоб, представлению предъявляются жесткие требования, которые сформулированы ст. 412.-412.4 УПК РФ.

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, ее подавшим. Надзорное представление вправе подписать только Генеральный прокурор РФ или его заместители.

К надзорным жалобам, представлениям могут быть приложены заверенные соответствующими судами копии судебных решений, вынесенных по первой, апелляционной или кассационной инстанции.

Надзорные жалоба, представление, оформленные ненадлежащим образом, в течение 10 дней со дня их поступления в Верховный Суд РФ возвращаются без рассмотрения по существу.

Процедура рассмотрения надзорных жалоб, представления, как и в стадии кассационного производства, осуществляется по одним и тем же правилам.

Надзорные жалоба, представление и приложенные к ним материалы сначала изучаются одним из судей Верховного Суда РФ. Он может в случае необходимости истребовать ранее рассмотренное уголовное дело.

По результатам изучения судья выносит одно из двух решений: (а) об отказе в передаче надзорных жалоб, представления дня рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ или (б) о их передаче для рассмотрение в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ.

Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель может отменить представление судьи об отказе в передаче жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ и передать их на рассмотрение в судебное заседание Президиума.

Надзорную жалобу, представление судья Верховного Суда РФ должен рассмотреть в течение одного месяца со дня их поступления в суд. Если же он при этом истребован ранее рассмотренное уголовное дело, то срок принятия решения увеличивается до двух месяцев (ст. 412.5, 412.6 УПК РФ).

Рассмотрение уголовного дела в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ (ст. 412.10 УПК РФ) должно состояться не позднее двух месяцев со дня вынесения судьей постановления о передаче дела в суд надзорной инстанции.

В порядке надзора уголовное дело рассматривается большинством членов Президиума Верховного Суда РФ (напомним, состав Президиума включает 13 судей).

В судебном заседании Президиума обязательно участие прокурора. Иные лица, имеющие право на обжалование в порядке надзора судебных решений, извещаются о дате, времени и месте заседания Президиума.

Дело докладывается судьей Верховного Суда РФ, ранее не принявшем участие в рассмотрении данного уголовного дела. Ему могут быть заданы вопросы судьями. Представители сторон, явившиеся в суд, вправе выступить по существу дела. Первым выступает лицо, подавшее надзорную жалобу или представление.

По результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления Президиум вправе (ст. 412.11 УПК РФ):

  1. оставить надзорные жалобу, представление без удовлетворения;
  2. отменить приговор и все другие состоявшиеся судебные решения и дело прекратить;
  3. отменить приговор и все последующие решения и передать дело на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции, либо в суд апелляционной инстанции, либо в суд кассационной инстанции;
  4. изменить приговор, определение, постановление суда.

Президиум, отменив приговор и все последующие судебные решения, вправе возвратить уголовное дело прокурору при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 389.22 УПК РФ.

Пределы прав Президиума Верховного Суда РФ установлены в ст. 412.12 УПК РФ.

Президиум при рассмотрении уголовного дела проверяет правильность применения норм уголовного и уголовно-процессуального законов нижестоящими судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалоб, представления. Однако в интересах законности Президиум вправе рассмотреть уголовное дело в полном объеме, в том числе и в отношении лиц, которые не обжаловали ранее вынесенные судебные решения (ч. 1 ст. 412.12 УПК РФ).

Президиум Верховного Суда РФ является высшей надзорной инстанцией в судебной системе России.

Поэтому его решения и указания по вопросам правильности применения закона в рамках конкретного уголовного дела для нижестоящего суда являются обязательными.

Однако Президиум не вправе давать судам предписания, ограничивающие их самостоятельность и независимость при повторном рассмотрении уголовных дел.

В ч. 3 ст. 412.12 УПК РФ установлено, что Президиум, отменяя обжалуемое судебное решение, не вправе:

  1. устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции;
  2. предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими;
  3. определять, какое судебное решение должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Пределы прав Президиума Верховного Суда РФ ограничены также основаниями отмены или изменения судебных решений в порядке надзора.

Согласно ч. 1 ст. 412.9 УПК РФ таковыми являются только существенные нарушения уголовного и уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела. Применить решения по надзорным жалобе, представлению без учета указанных оснований Президиум не может.

УПК РФ (ч. 2 ст. 412.9) устанавливает еще одно предписание, касающееся ограничения пределов прав Президиума Верховного Суда РФ. Согласно этому предписанию, поворот к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 401.6 УПК РФ.

Согласно этой статье, такой поворот к худшему возможен в течение года со дня вступления обжалуемых судебных решений в законную силу, если в ходе ранее состоявшегося судебного разбирательства были допущены существенные нарушения закона, повлиявшие на исход дела и законность судебного решения как акта правосудия.

Решение Президиума Верховного Суда РФ вступает в законную силу с момента его провозглашения (ст. 412.13 УПК РФ). Оно является окончательным и дальнейшему обжалованию не подлежит, но при условии, что по уголовному делу не возникнут новые или вновь открывшиеся обстоятельства, которые могут послужить основанием для возобновления производства по ранее рассмотренному делу.

Источник: https://isfic.info/crimpro/lodne135.htm

Надзорная инстанция (решения суда общей юрисдикции (гражданского суда))

Прекращение производства по делу в суде надзорной инстанции

Вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда Российской Федерации, могут быть обжалованы в порядке надзорного производства.

Судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что указанными лицами были исчерпаны иные установленные настоящим Кодексом способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу (ст.336 ГПК РФ).

Надзорная жалоба подается:

— на кассационные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; на апелляционные решения и определения районных судов; на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей — соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;

— на постановления президиумов верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; на кассационные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, а также на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения были обжалованы в президиум соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, — в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;

— на вступившие в законную силу решения и определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации; на вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда Российской Федерации, принятые им по первой инстанции; на определения Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации; на определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ею в кассационном порядке, — в Президиум Верховного Суда Российской Федерации. 

По результатам изучения надзорной жалобы судья выносит определение: 

— об отказе в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорная жалоба, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции; 

— о передаче надзорной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции. 

В суде надзорной инстанции, за исключением Верховного Суда Российской Федерации, надзорная жалоба рассматривается не более чем один месяц, если дело не было истребовано, и не более чем два месяца, если дело было истребовано, не считая периода времени со дня истребования дела до дня его поступления в суд надзорной инстанции. 

В Верховном Суде Российской Федерации надзорная жалоба рассматривается не более чем два месяца, если дело не было истребовано, и не более чем три месяца, если дело было истребовано, не считая периода времени со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд Российской Федерации. 

Дела рассматриваются судом надзорной инстанции в судебном заседании не более чем месяц, а в Верховном Суде Российской Федерации не более чем два месяца со дня вынесения судьей определения. 

Суд, рассмотрев дело в порядке надзора, вправе: 

1) оставить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции без изменения, надзорную жалобу о пересмотре дела в порядке надзора без удовлетворения; 

2) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение; 

3) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу; 

4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;

5) отменить либо изменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело для нового рассмотрения, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права.

Источник: http://oldsmb.economy.gov.ru/content/guide/doingbusiness/monitoring/vindicating/m,f,313835/

19.3. Основания к отмене судебных постановлений в надзорном порядке

Прекращение производства по делу в суде надзорной инстанции

В соответствии со ст. 390 ГПК суд, рассмотрев дело в порядке надзора, вправе:

306

• оставить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции без изменения, надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора без удовлетворения;

• отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение;

• отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;

• оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;

• отменить либо изменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело для нового рассмотрения, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права.

Суд надзорной инстанции оставляет решение, определение или постановление без изменения, а протест без удовлетворения, если придет к выводу о том, что вынесенное решение, определение или постановление соответствует закону, а доводы протеста несущественны. В этом случае в постановлении суд надзорной инстанции должен указать мотивы, по которым доводы протеста признаны неправильными или не являющимися основанием к отмене решения.

Решение, определение или постановление подлежат отмене, если суд неправильно применил или истолковал нормы материального права либо допустил существенное нарушение норм процессуального права, повлекшее вынесение незаконного решения, определения, постановления. Отменяя решение, определение, суд надзорной инстанции может направить дело на новое рассмотрение в суд первой или кассационной инстанции.

На новое рассмотрение в суд кассационной инстанции дело может быть передано, если суд второй инстанции допустил существенные процессуальные нарушения, которые не дали возможности надлежащим образом проверить законность и обоснованность решения и доводов жалобы или протеста (неизвещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела; рассмотрение дела в ненадлежащем составе и т.п.).

Прекращение производства по делу и оставление заявления без рассмотрения могут иметь место лишь по основаниям, перечисленным в ст. 220, 222 ГПК, и если обстоятельства, влекущие принятие такого решения, не требуют проверки в суде первой инстанции.

307

Полномочия суда надзорной инстанции несколько шире, чем суда кассационной инстанции. При рассмотрении дела в надзорной инстанции суд вправе оставить в силе одно из ранее вынесенных по делу решений, если оно не противоречит закону и соответствует обстоятельствам дела.

Воспользоваться полномочием отменить, изменить судебное постановление суда первой, кассационной или надзорной инстанции суд надзорной инстанции может только в том случае, когда эти суды не применили закон, подлежащий применению, применили закон, не подлежащий применению, либо неправильно истолковали нормы материального права.

Если суд, рассматривающий дело в порядке надзора, отменив полностью или в части решение, определение или постановление, приходит к выводу о наличии обстоятельств, предусмотренных ст.

215, 216 ГПК, то он может передать дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции с указанием в мотивировочной части определения (постановления) на необходимость обсудить вопрос о приостановлении производства по делу.

Применительно к ст.

200, 202, 203 ГПК суд, рассматривающий дело в порядке надзора, вправе исходя из фактических обстоятельств дела, установленных судом первой инстанции, исправить арифметическую ошибку, допущенную в вынесенном этой надзорной инстанцией определении (постановлении) об изменении решения либо о вынесении нового решения, а также разъяснить это определение (постановление) в случае его неясности либо разрешить вопрос об отсрочке, рассрочке исполнения измененного или вынесенного им нового решения, об изменении способа и порядка его исполнения.

Основаниями к отмене решения, определения, постановления являются неправильное применение или толкование норм материального права. Нормы материального права считаются неправильно примененными, если суд не применил закон, подлежащий применению, либо применил закон, не подлежащий применению.

Неприменение закона, подлежащего применению, имеет место в тех случаях, когда суд не только не указывает в решении подлежащую применению норму материального права, но и разрешает дело вопреки нормам законодательства.

С этим нарушением надзорная инстанция сталкивается и тогда, когда суд, разрешая дело, применил отмененный закон либо нормы подзаконного акта, противоречащие закону или принятые с нарушением установленного порядка.

Применение закона, не подлежащего применению, имеет место в тех случаях, когда при разрешении дела суд руководствуется не

308

той нормой материального права, которая регулирует спорное правоотношение. Подобное нарушение объясняется, как правило, неправильной квалификацией отношений сторон.

При неправильном истолковании закона суд применяет ту норму, которая подлежит применению в данном случае, но содержание и смысл ее понимает неверно, вследствие чего в решении суд делает неправильный вывод о правах и обязанностях сторон.

Неправильное применение норм материального права не всегда приводит к отмене решения суда. В соответствии с п. 5 ст.

390 ГПК суд, рассмотрев дело в порядке надзора, своим определением вправе изменить решение суда первой, кассационной или надзорной инстанции, не передавая дела на новое рассмотрение, если допущенная им ошибка в применении или толковании норм материального права дает основания для изменения решения. Судебное решение не может быть отменено по формальным соображениям.

Все нарушения норм процессуального права в законе разделены на две группы. К первой можно отнести такие нарушения, которые во всех случаях влекут отмену решения, независимо от доводов протеста. Их принято называть безусловными основаниями к отмене решения. Все они перечислены в ст. 364 ГПК.

Во вторую группу входят процессуальные нарушения, которые повлекли вынесение незаконного решения. Эти нарушения называются существенными нарушениями норм процессуального права. Перечня таких нарушений в законе нет. В каждом конкретном случае суд должен сам определить, является ли данное процессуальное нарушение существенным и повлекло ли оно вынесение незаконного решения.

В ст. 390 ГПК не указывается на необоснованность решений как на самостоятельное основание к их отмене. Однако требование обоснованности решений закреплено в ст. 195.

Невыполнение судом этих требований следует отнести к существенным нарушениям норм процессуального права, которые должны влечь отмену решения суда.

К таким нарушениям, в частности, можно отнести неправильное определение судом предмета доказывания, обоснование решения недопустимыми доказательствами, вовлечение в процесс и исследование доказательств с нарушением установленных правил.

По результатам рассмотрения дела в порядке надзора суд надзорной инстанции выносит мотивированное определение, в котором должны быть указаны:

• наименование и состав суда, вынесшего его; • дата и место его вынесения; • дело, по которому оно вынесено; • наименование лица, подавшего надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора;

309

• фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение о передаче дела в суд надзорной инстанции для рассмотрения по существу;

• содержание обжалуемых судебных постановлений нижестоящих судов;

• закон, на основании которого вынесено определение по результатам рассмотрения дела по существу.

При отклонении протеста суд надзорной инстанции обязан указать мотивы, по которым доводы протеста признаны неправильными или не являющимися основанием к отмене решения суда.

При отмене решения и передаче дела на новое рассмотрение суд обязан в своем определении (постановлении) указать, какие обстоятельства дела необходимо выяснить, какие доказательства следует истребовать, а также какие другие действия должен совершить суд, вновь рассматривающий дело.

Определение президиума соответствующего суда подписывается его председателем, определение судебной коллегии — судьями, рассматривавшими дело в порядке надзора.

Определение (постановление) суда надзорной инстанции обжалованию не подлежит и вступает в законную силу с момента его вынесения.

Суд, рассматривающий дело в надзорном порядке, вправе в случаях, предусмотренных ст. 224 ГПК, вынести частное определение.

Источник: https://lib.sale/grajdanskiy-protsess-uchebnik/193-osnovaniya-otmene-sudebnyih-postanovleniyv.html

Надзорные жалобы

Прекращение производства по делу в суде надзорной инстанции

   Обжалование решения суда в порядке надзора – это третья ступень для восстановления справедливости и исправления ошибок судопроизводства. В гражданском праве порядок составления и подачи надзорной жалобы регламентируется Гражданским и Гражданско-процессуальным кодексом.

Надзорная жалоба – это важный процессуальный документ, благодаря которому участники судопроизводства могут оспорить решения суда, вступившие в законную силу: постановления, определения.

Она может быть подана только в том случае, если были исчерпаны попытки обжалования судебного решения до вступления его в законную силу.

   Срок обжалования решения суда в суд надзорной инстанции по гражданским делам составляет 3 месяца со дня вступления решения в законную силу (ст. 391.2 Гражданского процессуального кодекса РФ).

  Спецификой обжалования решения суда в надзорном порядке является тот факт, что суд проверяет правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами, рассматривавшими дело, только в пределах доводов надзорной жалобы.

   Для подачи надзорной жалобы необходимо досконально знать все обстоятельства дела.

Как показывает практика, при составлении этого документа необходимо учесть огромное количество тонкостей и нюансов, грамотно аргументировать свою правовую позицию.

Составление надзорной жалобы по шаблону невозможно, поэтому надзорное обжалование без участия адвоката в этом процессе – пустая трата времени и сил.

В соответствии со ст. 391.3 Гражданско-процессуального кодекса, надзорная жалоба обязательно должна содержать следующие реквизиты:

  1. Наименование суда, в который подается надзорная жалоба;
  2. Наименование лица, подающего жалобу, его роль в судебном процессе, адрес места регистрации или преимущественного проживания;
  3. Указание на решения суда предыдущих инстанций и их содержание;
  4. Описание оснований для пересмотра судебного решения в порядке надзора и доводы, подтверждающие эти основания;
  5. Просьба лица, подающего надзорную жалобу;
  6. Перечень документов, прилагаемых к жалобе;
  7. Дата и подпись лица, подающего жалобу.

одно из следующих решений:

  1. Оставить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции без изменения, а надзорную жалобу без удовлетворения;
  2. Отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение;
  3. Отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения, либо прекратить производство по делу;
  4. Оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;
  5. Отменить либо изменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело для нового рассмотрения, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права.

   Разобраться во всех тонкостях и нюансах надзорного обжалования решения суда простому человеку будет крайне сложно. Даже если такой человек имеет юридическое образование, найти в деле нарушения норм материального права нижестоящими судами и правильно сформулировать доводы сможет только профессионал, обладающий практикой в обжаловании судебных решений. Чтобы не упустить возможность, не потратить зря нервы и душевные силы и отстоять свои доводы в надзорной инстанции, лучше обратиться к нашим опытным адвокатам.

В наши услуги по обжалованию решения суда в надзорной инстанции входит:

  1. Юридическая консультация профессионального адвоката, специализирующегося на обжаловании судебных решений;
  2. Ознакомление с материалами гражданского дела, по которому вынесено спорное решение;
  3. Полный правовой анализ материалов дела с целью выявления существенных нарушений процессуальных норм и норм материального права, что является основанием для подачи надзорной жалобы;
  4. Правовое заключение адвоката по Вашему делу и оценка перспектив обжалования решения суда в порядке надзорного производства;
  5. Определение подсудности дела суду надзорной инстанции;
  6. Помощь в сборе необходимых документов;
  7. Составление и подача мотивированной надзорной жалобы с изложением всех обстоятельств и полной правовой аргументацией, в суд надзорной инстанции;
  8. Представление интересов клиента в суде надзорной инстанции до вынесения решения.

  • Позвоните нам +7 (925) 016-00-37или

    оставьте заявку

  • Адвокат пригласит Вас на консультацию на которой изучит ситуацию и предложит варианты решения Ваших проблем
  • У Вас появляется возможность заключить договор с опытным адвокатом изучившим Вашу проблему
  • Адвокат подготовит необходимые документы, найдет доказательства необходимые для победы в суде
  • Адвокат обеспечит эффективную защиту, представит Ваши интересы, добьется решения проблем

Источник: https://advokatmoskva.info/departament-grazhdanskogo-prava/obzhalovanie-reshenij-suda/nadzornye-zhaloby

Юрист Воеводин
Добавить комментарий