Правовые основания задержания лиц подозреваемых в совершении преступления

Правовые условия задержания лица по подозрению в совершении преступления

Правовые основания задержания лиц подозреваемых в совершении преступления

Одним из видов задержания является применение данной меры принуждения в уголовном судопроизводстве в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступлений.

Уголовно-процессуальное задержание — это средство принудительного характера, которое применяется к лицу, в отношении которого уже осуществляется уголовное преследование, но еще не собраны достаточные доказательства, позволяющие предъявить ему обвинение.

В противном случае он может быть арестован на основании судебного решения или подвергнут действию любой другой меры уголовно-процессуального пресечения.

Таким образом, человек, задержанный по подозрению в совершении преступления, вовсе не обязательно впоследствии станет обвиняемым, а сформированные в отношении него материалы будут направлены в суд. Основания задержания — это предусмотренные уголовно-процессуальным законом определенные фактические данные, позволяющие подозревать лицо в совершении преступления.

Так, в соответствии со ст. 97 УПК РФ основаниями для задержания подозреваемого являются следующие:

  1. Лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения. Данное основание предполагает нахождение лица в момент его фактического задержания вне посредственной близости от места совершения преступления или места обнаружения следов преступления. Это, в частности, может выражаться в пресечении сотрудниками правоохранительных органов самой преступной деятельности или попыток скрыться, уничтожить следы преступления, довести до конца преступный умысел и т.д. Подобное основание распространяется и на случаи, когда лицо застигнуто в ином месте, но после длительного преследования (погони), начатого в месте совершения преступления.
  2. Потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление. Это основание предполагает связь подозреваемого с преступлением посредством мысленного образа, запечатленного в сознании наблюдавших за его действиями (бездействием) лиц: самих потерпевших или очевидцев. Под очевидцами понимаются те свидетели, которые непосредственно присутствовали на месте преступления и наблюдали за его подготовкой, совершением или сокрытием.
  3. На этом лице или его одежде, при нем или в ею жилище будут обнаружены явные следы преступления. Такое основание предполагает связь подозреваемого с преступлением посредством объектов материального мира, элементов вещной обстановки. Поэтому, говоря о явных следах преступления, законодатель подразумевает именно материальные следы: следы-предметы, следы-вещества или следы-отображения (например, обнаруженный в кармане подозреваемого пистолет, след пальца руки подозреваемого на месте происшествия и т.д.).
  4. Иные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления — это любые сведения, позволяющие выдвинуть следственную версию о причастности данного лица к совершению преступления (например, его внешнее сходство с приметами разыскиваемого лица и т.д.)

Законодательство не содержит исчерпывающего перечня иных данных, оставляя решение этого вопроса на собственное усмотрение органа или должностного лица, проводящего задержание.

В этой связи возникает достаточно серьезная опасность чересчур расширенного истолкования сотрудниками правоохранительных органов соответствующей нормы закона или просто злоупотребления своими полномочиями.

Поэтому для минимизации возможных рисков законодатель вводит определенные ограничения — дополнительные условия, без которых задержание лица по последнему, четвертому основанию невозможно. Согласно ч. 2 ст.

91 УПК РФ таковыми условиями являются следующие: человек пытался скрыться; человек не имеет постоянного места жительства (БОМЖ); не установлена его личность; в суд уже направлено ходатайство об аресте этого лица в порядке ст. 108 УПК РФ.

https://www.youtube.com/watch?v=EoYvkW0Z7Gk

Более того, незавиcимо от основания такая мера принуждения как задержание в уголовном процессе вообще может быть применена только в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступлений, за которые УК РФ предусматривается наказание в виде лишения свободы. Если же человек подозревается в совершении иного преступления, за которое по закону он принципиально не может быть лишен свободы, то задержание в данном случае неприемлемо ни при каких условиях.

Законность задержания в уголовном процессе также обуславливается строгим порядком его осуществления, который регламентирован ст. 92-96 УПК РФ.

На практике процедура задержания обычно начинается с так называемого фактического задержания (захвата) лица, то есть с момента фактического лишения человека права на свободу и личную неприкосновенность. Далее захваченное лицо подлежит доставлению в орган дознания или к следователю, которые при наличии указанных выше оснований принимают процессуальное решение об его задержании.

Впоследствии задержанный может быть подвергнут личному обыску (ст. 9З УПК РФ) и в течение 12 часов с момента фактического задержания должен быть допрошен в качестве подозреваемого (ч. 2 ст. 46 УПК РФ).

О факте задержания в обязательном порядке должны быть уведомлены заинтересованные лица (ст. 96 УПК РФ).

При этом очевидно, что задержание подозреваемого не ограничивается лишь осуществлением упомянутых предписаний закона. Как уже было отмечено выше, задержание не имеет своей самоцелью лишение человека права на свободу и личную неприкосновенность.

Оно необходимо для возможности проведения с его участием ряда следственных и иных процессуальных действий, направленных на собирание доказательств по уголовному делу. Именно проведение данных действий с участием подозреваемого: очных ставок, предъявлений для опознания, проверок показаний на месте и т.д.

как раз и занимает основную часть времени, отведенного законом для задержания подозреваемого.

А заканчивается процедура задержания подозреваемого в момент принятия ответственного решения о его дальнейшей судьбе — либо подозреваемый освобождается, либо суд выносит решение о его заключении под стражу.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов.

Остались вопросы к адвокату?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните по телефону +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Источник: https://pravo163.ru/pravovye-usloviya-zaderzhaniya-lica-po-podozreniyu-v-sovershenii-prestupleniya/

Адвокат при задержании

Правовые основания задержания лиц подозреваемых в совершении преступления

Конституцией Украины каждому гарантируется свобода передвижения. Это Конституционное право закрепляется статьей 33 Конституции Украины. Более того, Уголовным Кодексом Украины, а именно статье 146 УК Украины, за незаконное лишение свободы предусмотрена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до трех лет.

Кроме того, запрет задержания лица без решения суда нашло свое отражение и в статье 207 Уголовного процессуального кодекса Украины, согласно которой никто не может быть задержан без постановления следственного судьи, суда, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Какие же это случаи и когда задержание лица соответствует действующему законодательству Украины? Предлагаем рассмотреть данный вопрос ниже.

Прежде всего, в Уголовном процессуальном законодательстве Украины предусмотрено два вида задержания лица без решения суда. Это, так называемое законное задержание и задержание лица уполномоченным должностным лицом.

По первому виду задержания, то законодатель предусматривает, что каждый имеет право задержать без постановления следственного судьи, суда любое лицо в двух случаях: Лицо может быть задержано во время совершения преступления или покушения на преступление или непосредственно после совершения преступления или во время непрерывного преследования лица, подозреваемого в совершении преступления. При этом, после задержания лица по основаниям указанных выше, кто задержал соответствующее лицо обязан безотлагательно сообщить должностному лицу о задержании и доставить задержанное лицо в соответствующие правоохранительные органы. При задержании лица уполномоченным должностным лицом, должностное лицо имеет право без решения следственного судьи, суда задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы, только в случаях, когда лицо застигнуто непосредственно во время совершение преступления или покушения на преступление; или непосредственно после совершения преступления, если очевидцы указали на лицо, как на совершившее преступление; на теле, вещах лица, подозреваемого в совершении преступления, в наличие признаки, что именно этот человек только что совершил преступление; если есть основания полагать, что возможно бегство лица с целью избежания уголовной ответственности, но это основание касается подозреваемых в совершении тяжких и особо тяжких коррупционных преступлений, отнесенных к подследственности НАБУ. Сам порядок задержания лица должностным лицом четко регламентирован нормами УПК Украины. Непосредственно после задержания лица, должностное лицо обязано немедленно сообщить задержанному основания задержания и в совершении какого преступления он подозревается; разъяснить право иметь защитника; разъяснить, что задержанный имеет право не давать какие-либо объяснения по поводу подозрения; разъяснить, что задержанный имеет право требовать проверку обоснованности задержания и прочее. Кроме того, должностное лицо обязано немедленно сообщить близких лиц задержанного о факте задержания и месте пребывания задержанного. Кроме вышеупомянутых обязанностей, законодатель предоставляет право должностному лицу осуществить обыск задержанного в соответствии с нормами УПК Украины. Факт задержания лица оформляется соответствующим протоколом, в котором в обязательном порядке указывается место задержания, дата и время задержания, результаты обыска задержанного, заявления, ходатайства, жалобы задержанного, права задержанного и тому подобное. После составления указанного протокола, копия протокола немедленно вручается задержанному и направляется прокурору, а сам задержанный доставляется в ближайшее подразделение органа досудебного расследования. Срок задержания лица, без решения суда, не может превышать 72 часов и задержанный не позднее 60 часов с момента задержания должен быть доставлен в суд для рассмотрения ходатайства об избрании меры пресечения в отношении него или освобожден. При этом, моментом задержания лица, считается время, когда лицо вынуждено находиться рядом с уполномоченным должностным лицом или в помещении, определенном таким должностным лицом. С целью дополнительного обеспечения прав задержанного, УПК Украины предусмотрено, что в подразделении органа досудебного расследования должны быть назначены должностные лица, ответственные за пребывание задержанных и эти лица не могут быть следователями. На лицо, ответственное за пребывание задержанных, законодатель возложил перечень обязательных обязательств: зарегистрировать задержанного; разъяснить задержанному основания задержания, его права и обязанности; освободить задержанного немедленно после истечения срока задержания; обеспечить надлежащее обращение с задержанным и соблюдения его прав; обеспечить запись всех действий, проводимых с привлечением задержанного; обеспечить безотлагательное предоставление надлежащей медицинской помощи и фиксацию медицинским работником каких-либо телесных повреждений или ухудшения состояния здоровья задержанного.

Относительно задержания лица по решению следственного судьи, то Уголовным процессуальным законодательством Украины предусмотрен следующий порядок.

Прокурор, следователь по согласованию с прокурором, с целью задержания лица на основании определения следственного судьи, обязан обратиться в суд с ходатайством о разрешении на задержание подозреваемого для участия последнего в рассмотрении ходатайства о применении меры пресечения в виде содержания под стражей.

Указанное ходатайство рассматривается судом немедленно в закрытом судебном заседании и по факту рассмотрения указанного ходатайства, суд принимает решение или отказать в предоставлении разрешения на задержание подозреваемого, или выносит определение о разрешении на задержание с целью повода.

При этом, следственный судья отказывает в предоставлении разрешения на задержание подозреваемого, если прокурор в ходатайстве и в судебном заседании не докажет, что подозреваемый, обвиняемый скрывается от органов предварительного расследования или суда или подозреваемый совершит действия, направленные на уничтожение, скрытие доказательств, может влиять на потерпевшего, свидетеля, других участников уголовного производства, препятствовать уголовному производству иным образом, может совершить другое уголовное преступление или продолжить уголовное преступление, в котором он подозревается, обвиняется.

Если Вы или Ваш родственник, знакомый были задержаны, Вам просто необходима срочная юридическая помощь адвоката по уголовным делам.

Задача уголовного адвоката( Киев, Киевская область ) Титова Игоря Сергеевича освободить своего Клиента любым правовым способом.

Мы быстро прибудем к месту задержания своего клиента — 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.

Обеспечим в полном объеме реализацию прав задержанного, убедим сторону обвинения и суд избрать меру пресечения Клиенту не связанную с лишением свободы, освободить задержанного.

Номер телефона адвоката при задержании +380973383586 , +380507536475 .

Источник: http://advokat-ua.info/ru/zakhyst-vid-kryminalnoho-peresliduvannya/advokat-pid-chas-zatrymannia

Введение

Правовые основания задержания лиц подозреваемых в совершении преступления

уголовный задержание подозреваемый правовой

Одной из мер уголовно — процессуального принуждения ограничивающей личную свободу граждан, конституционные права, свободы и законные интересы гражданина является задержание лиц, что ставит под сомнение его честь, достоинство, влияет на дальнейшую судьбу, а также причиняет нравственные страдания в случае необоснованного или незаконного ее применения.

Определение понятия «задержание подозреваемого» указано в п. 11 ст.

 5 УПК РФ — «мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления». Такая мера пресечения, как задержание необходима для предупреждения, пресечения и расследования преступлений.

Сотрудники правоохранительных органов зачастую сталкиваются с проблемами задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, это связано прежде всего с недостаточной правовой регламентацией, общественные отношения по поводу задержания подозреваемого урегулированы не в полном объеме, и, как следствие, сотрудники ежедневно, осуществляя задержание, совершают правонарушения.

Следовательно, целью данной работы является изучение лица, подозреваемого в совершении преступления с точки зрения проблематики теоретического и практического характера.

Объектом изучения в работе является задержание лица, подозреваемого в совершении преступления как институт уголовного процесса. А предметом изучения — нормы уголовно-процессуального законодательства, которые действуют в области задержания. Методами исследования являются сравнительно-правовой, историко-диалектический и статический.

Подозрение — это предположение о субъекте преступления, неполная осведомленность о каких-либо фактах, обстоятельствах, то есть вероятное, предположительное объяснение их. Возникшее в сознании следователя (дознавателя) подозрение не делает это лицо подозреваемым в процессуальном смысле. Как отмечал В.Г. Кочетков, это происходит потому, что мнение следователя процессуально не закреплено.

Задержание — это неотложное, комплексное следственное действие, состоящее в захвате лица, подозреваемого в совершении преступления, доставлении и выдворении в место содержания задержанных.

Определение понятия «задержание подозреваемого» указано в п. 11 ст.

 5 УПК РФ — «мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления».

Статья 91 УПК РФ определяет основания задержания подозреваемого:

1. Орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:

1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

2.

При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

Задержание возможно, если на лице или одежде субъекта, при нем или в его жилище обнаружены явные следы преступления. В данной формулировке ключевым является слово «явные».

Явные следы — следы, которые непосредственно, категорично и твердо указывают на причастность лица к преступлению, что исключает возможность другого разумного объяснения их некриминального происхождения. Таковыми являются орудия преступления, похищенные материальные ценности или документы и т.п.

В ряде случаев наличие следов преступления, обнаруженных у определенного лица, не дает оснований для его задержания. В связи с этим нельзя формально руководствоваться п. 3 ч. 1 ст. 91 УПК РФ.

В каждом конкретном случае при обнаружении явных следов преступления необходимо сопоставлять их с другими обстоятельствами дела, а только затем принимать решение о задержании лица, подозреваемого в совершении преступления.

Лицо также может быть задержано при наличии иных данных, позволяющих подозревать его в совершении преступления в случаях, перечисленных в ч. 2 ст. 91 УПК РФ.

Данное основание, будучи (в отличие от уже рассмотренных) условным, наиболее сложно для толкования.

Прежде всего, «иные данные» могут выступать в качестве основания задержания только в том случае, если будет удовлетворено одно из четырех требований.

При наличии «иных данных» лицо, подозреваемое в совершении преступления, может быть задержано, если не установлена его личность. В связи с этим в теории уголовного процесса существует мнение, что сначала подозреваемого можно задержать в административном порядке для установления личности, а впоследствии — уже в уголовно-процессуальном порядке.

Описание процедуры задержания в ст. 92 УПК РФ начинается с момента доставления лица и содержит только указания на необходимость: 1) составления протокола задержания; 2) уведомления прокурора о задержании; 3) допроса подозреваемого. Поэтому, ст. 92 УПК РФ регламентирует только незначительную часть задержания — его заключительный этап.

В УПК РФ вообще отсутствует норма, которая регулировала бы всю процедуру задержания. Отсутствие соответствующей нормы в УПК РФ порождает произвольный подход к производству задержания.

Начало задержания лица по подозрению в совершении преступления большинство сотрудников правоохранительных органов связывают с составлением протокола и помещением задержанного в камеру ИВС. По их мнению, принудительное лишение лица свободы передвижения не есть задержание.

Практики считают, что до возбуждения уголовного дела и составления протокола имеет место доставление лица по подозрению в совершении преступления, т.е. так называемое фактическое, а не уголовно-процессуальное задержание.

https://www.youtube.com/watch?v=SS9_VQXudDY

Если разрешить производство процессуального задержания до возбуждения уголовного дела, то подобное неизбежно вызовет противоречие с задачами и содержанием стадии возбуждения уголовного дела.

Напомним, что первая стадия уголовного процесса предназначена для проверки поступающих сообщений и констатации преступления как юридического факта.

Применение задержания подозреваемого до установления оснований к возбуждению уголовного дела лишает эту меру принуждения единственного материально-правового основания, которое позволяет правомерно ограничить свободу и неприкосновенность личности.

Поэтому нельзя согласиться с предложением отдельных авторов разрешить производство задержания подозреваемого до возбуждения уголовного дела.

Началом задержания необходимо определить момент принуждения, ограничения свободы передвижения лица, а не время составления протокола. Именно ограничение свободы передвижения, а не его процессуальное оформление нарушает право лица на свободу, предусмотренное ст. 22 Конституции РФ.

Правильность такого подхода подтверждает решение Конституционного Суда РФ от 27.06.

2000, где прямо указывается, что задержание лица по подозрению в совершении преступления не должно быть связано с формальным составлением протокола задержания, а достаточно фактического ограничения свободы для приобретения лицом статуса задержанного по подозрению в совершении преступления — процессуального статуса «подозреваемый».

Задержание должно отвечать строжайшему соблюдению законности, быть обусловленным и мотивированным, проводиться с максимальной безопасностью для всех участников и граждан, случайно оказавшихся на месте проведения операции, и с оптимальной затратой сил, средств и времени.

Источник: https://studbooks.net/1117371/pravo/ponyatie_osnovaniya_zaderzhaniya_litsa_podozrevaemogo_sovershenii_prestupleniya

2.1 Задержание лица, подозреваемого в совершении преступления — Курсовые работы по праву

Правовые основания задержания лиц подозреваемых в совершении преступления

Подозреваемый в уголовном процессе
2.1 Задержание лица, подозреваемого в совершении преступления
Значение задержания как следственного действия велико, поскольку, с одной стороны, представляет следствию важные доказательства, с другой — лишает подозреваемого возможности скрыться, с третьей — позволяет следователю тщательно допросить задержанное лицо об обстоятельствах совершения преступления [13, с.10]. Задержание лица в уголовно-процессуальном порядке следует отличать от физического задержания, административно-правового и иных видов задержания граждан, не связанных с проверкой причастности лиц к совершению преступления и не имеющих уголовно-процессуального характера.Задержание лица в уголовно-процессуальном порядке допускается только в том случае, если оно подозревается в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.Задержание лица может быть произведено лишь при наличии оснований, предусмотренных законом [5, ст. 106]: 1) когда это лицо застали при совершении преступления или непосредственно после его совершения; 2) когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо, что именно оно совершило преступление; 3) когда на подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилье будут выявлены явные следы преступления. При наличии других данных, которые дают основания подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано лишь в том случае, если старалось убежать или не имеет постоянного местожительства, или когда подозреваемое лицо не установлено . Задержание подозреваемого в совершении преступления не может продолжаться свыше 72 часов. О каждом случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, следователь обязан составить протокол и разъяснить ему право иметь свидание с защитником до первого допроса и в течение 24 часов сделать письменное сообщение прокурору о задержании лица. В течение 48 часов с момента получения извещения о произведенном задержании прокурор обязан дать санкцию на заключение под стражу либо освободить задержанного.В Германии установлен следующий порядок задержания лиц, подозреваемых в совершении пречступления: если кого-нибудь застали на месте осуществления преступления, или лицо преследуется, или подозревается в бегстве, или не может немедленно удостоверить свое лицо, то любой гражданин имеет право его задержать без предписания судьи; прокуратура и чиновники полиции имеют право при неотложности действий задержать лицо в случае, если имеются предпосылки для приказа об аресте или о направлении в соответствующее учреждение; при осуществлении действия за которое предусмотрено криминальное наказание, преследование за которое предусмотрено лишь в порядке частного обвинения, задержание допускается и в том случае, когда криминальное преследование проводится по разрешению или требованию [14, ст. 127].Задержанный, поскольку не последовало его освобождения, немедленно, но не позднее следующего дня после задержания, должен быть доставлен к судье участкового суда, в округе которого он задержан. Судья подвергает доставленного допросу Если судья считает задержание неоправданным или отпали основания для его задержания, то он освобождает задержанного. В другом случае он по ходатайству прокуратуры, а при невозможности установления с ней связи — по обязанностям службы отдает приказ об аресте или направлении задержанного в соответствующее учреждение. Во Франции обвиняемого, задержанного на основании мандата об аресте, немедленно сопровождают в арестантский дом. Он должен быть допрошен на протяжении 48 часов после задержания. Если допрос не проведен в указанный срок, комендант арестантского дома обязан направить обвиняемого к прокурору Республики, который заявляет следственному судье или из-за его отсутствия — председателю трибунала требование про немедленное проведение допроса. Если допрос не проводится, обвиняемый подлежит освобождению [15, с. 123].Применение задержания, как правило, на начальном этапе расследования, его неотложный характер, ограниченность данных о преступлении и преступнике вызовет значительные трудности для правильного решения вопроса о необходимости применения в каждом конкретном случае этого мероприятия [16, с.169].Среди ученых особенно острую дискуссию вызывает решения вопроса о том, что вкладывается в понятие «задержания», какой круг действий подпадает под это определение. Рассматривая данную проблему и анализируя действующее законодательство, И. Петрухин отмечает, что «сейчас задержание и доставление лиц, подозреваемых в совершении преступлений, — «ничейная зона», поскольку эти действия не регламентированы ни административным, ни уголовно-процессуальным правом». Бесспорным считает он то, что «деятельность относительно задержания и доставления в органы дознания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, не следует оставлять вне рамок уголовно-процессуального регулирования» [17, с. 19]. Некоторые ученые считают, что в уголовно-процессуальном законе фактически названы два вида процессуальных действий, которые входят в понятие «задержания» , и создают вокруг него путаницу на практике и споры в науке. Это, во-первых, задержание как следственное действие, которое производится для предотвращения преступления и закрепления его следов, и, во-вторых, задержание как мероприятие процессуального принуждения, что заключается во взятии подозреваемого под стражу на срок до 72 ч.Такое деление задержания на два относительно самостоятельных вида процессуальных действий требует более четкого терминологического определения каждого из них и более детальной процессуальной регламентации. Это разрешит избегнуть разного толкования закона, правильно и эффективно его применять.Важным для обоснованости применения задержания является определение его целей. В процессуальной литературе цели задержания рассматривают по-разному. Некоторые ученые считают целями задержания выяснение причастности лица к преступлению и решение вопроса о применении к нему предупредительной меры в виде содердания под стражей. Другие считают что задержание применяется с целью препятствования преступной деятельности, попыткам утаиться от следствия и суда, попыткам препятствования установлению истины. И. Гуткин, стараясь объяснить расхождения во взглядах на цели задержания, первые называет конечными целями задержания, вторые — непосредственными [18, с. 86]. На мой взгляд, цели, названные первыми, имеют более широкое значение, чем цели задержания и выступают как цели всей деятельности органа следствия на данном этапе расследования. Исходя из вышеизложенного, целями задержания можно признать обеспечение пребывания лица в месте проведения расследования в деле, предотвращение попыток уклониться от следствия и суда, воспрепятствованию установлению истины в уголовном деле или продолжения преступной деятельности.

вернуться к списку источников перейти на главную страницу

Источник: https://uchebnikfree.com/page/podozrevaemij-ugolovnij/ist/ist-15--idz-ax261--nf-4.html

Основания и порядок задержания подозреваемого

Правовые основания задержания лиц подозреваемых в совершении преступления
04.09.2018  / Центральный аппарат

     Задержанию подозреваемого посвящена ст. 91 УПК РФ, которая дает исчерпывающий перечень обстоятельств, служащих его основаниями.

      Уголовно-процессуальный закон закрепляет 4 основания задержания лица, подозреваемого в совершении преступления:

1. когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2. когда потерпевшие или свидетели укажут на данное лицо, как на совершившее преступление;

3. когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления;

4. иные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления.

     Последнее основание применяется при наличии одного из дополнительных условий:

а) лицо пыталось скрыться;

б) не имеет постоянного места жительства;

в) не установлена его личность;

г) следователем с согласия руководителя или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

    Задержание лица – мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем или следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления. Момент фактического задержания определяется с момента ограничения следователем или дознавателем права подозреваемого на свободу передвижения и личного объявления об этом.

     Порядок задержания определен ст. 92 УПК РФ. После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные ст. 46 УПК РФ, а именно о том, что подозреваемый вправе:

1) знать, в чем он подозревается, и получить копию постановления о возбуждении уголовного дела, либо копию протокола задержания, либо копию постановления о применении к нему меры пресечения;

2) давать объяснения и показания по поводу имеющегося в отношении его подозрения либо отказаться от дачи объяснений и показаний. При согласии подозреваемого дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и при его последующем отказе от этих показаний;

3) с момента возбуждения в отношении него уголовного дела, фактического задержания, а также вручения ему уведомления о подозрении в совершении преступления пользоваться помощью защитника и иметь свидание с ним наедине и конфиденциально до первого допроса;

4) с момента избрания меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста иметь свидания без ограничения их числа и продолжительности с нотариусом в целях удостоверения доверенности на право представления интересов подозреваемого в сфере предпринимательской деятельности. При этом запрещается совершение нотариальных действий в отношении имущества, денежных средств и иных ценностей, на которые может быть наложен арест в случаях, предусмотренных УПК РФ;

5) представлять доказательства;

6) заявлять ходатайства и отводы;

7) давать показания и объяснения на родном языке или языке, которым он владеет;

8) пользоваться помощью переводчика бесплатно;

9) знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания;

10) участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству, ходатайству его защитника либо законного представителя;

11) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, прокурора и суда;

12) защищаться иными средствами и способами, не запрещенными УПК РФ.

     В протоколе указывается дата и время его составления, дата, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и иные обстоятельства задержания, после чего он подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.

     В каждом случае задержания подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента его фактического задержания. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально.

Прокурор отдела отдела по надзору за процессуальной деятельностью в органах СУ СК РФ по Тульской области М.А. Мицура

Источник: http://www.prokuror-tula.ru/prosecutors-office/explanation/central-office/50532/

Понятие, основания и виды задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений

Правовые основания задержания лиц подозреваемых в совершении преступления

⇐ Предыдущая12345678Следующая ⇒

Задержание — это неотложное, комплексное следственное действие, состоящее в захвате лица, подозреваемого в совершении преступления, доставлении и водворении в место содержания задержанных[1].

Правовые основания задержания подозреваемого в совершении преступления предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством (ст. 91 УПК).

Возлагая обязанности по задержанию на орган дознания, следователя, прокурора, законодатель определил ряд оснований, при наличии которых лицо, подозреваемое в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишение свободы, может быть задержано. В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством задержание правомерно, когда:

1) подозреваемый застигнут при совершении преступления или не посредственно после него.

Лицо считается застигнутым во время совершения преступления или непосредственно после совершения преступления, если его застали на месте при покушении на преступление, во время совершения действий, образующих оконченное преступление, или сразу же после их окончания. Рассматриваемое основание распространяется и на те случаи, когда лицо настигли в результате преследования, начатого в связи с обнаружением совершенного преступления;

2) потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление.

«Под прямыми указаниями очевидцев, образующими основания задержания, понимаются сообщения одного или нескольких свидетелей или потерпевших, непосредственно воспринимавших факт преступления и утверждавших, что в его совершении участвовало то лицо. на которое они указывают. Очевидец либо называет известное ему лицо, совершившее преступление, либо показывает на конкретного человека»[2];

3) на подозреваемом или его одежде, при нем или в его жилище обнаружены явные следы преступления.

Явными считаются открытые, видимые, очевидные следы, по механизму образования (происхождения) свидетельствующие о причастности подозреваемого к совершенному преступлению. В тех случаях, когда отсутствуют достаточные данные о самом преступлении, обнаруженные следы (если даже лицо не может объяснить их происхождения) не могут повлечь задержания.

Все три приведенных основания можно отнести к категории безусловных, которые говорят о лице, уже совершившем преступление, и не только дают право, но и обязывают орган дознания, следователя, прокурора произвести задержание названной категории граждан. Однако в практике встречаются случаи задержания граждан, которые еще не совершили преступление, но готовились к этому.

Нередко, принимая решение, органы дознания вынуждены пользоваться иными данными, дающими основание подозревать лицо в подготовке или совершении преступления. К таким данным относятся: показания обвиняемых, свидетелей, сообщения должностных лиц, сведения, полученные из различных документов, информация, полученная при проведении оперативно-розыскных мероприятий, и др.

«При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в гуд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу» (ч. 2 ст. 91).

Уголовно-процессуальное законодательство определяет и порядок удержания подозреваемого. Он состоит в следующем:

— после доставления подозреваемого в орган дознания, к следователю или прокурору в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные ст. 46 УПК;

— в протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым;

— о произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого;

— подозреваемый должен быть допрошен в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 46, ст. 189 и 190 УПК[3].

Следует отметить, что на практике требование закона об указании в протоколе мотивов задержания зачастую по различным обстоятельствам не выполняется. А ведь указание в законе на необходимость и мотиве задержания призвано ограничить применение задержания лишь теми побуждениями, которые соответствуют достижению целей данной меры процессуального принуждения.

Конкретными мотивами задержания следует признать стремление не допустить, чтобы лицо, подозреваемое в совершении преступления а) уклонялось от дознания или следствия; б) помешало установлению истины по уголовному делу; в) продолжало преступную деятельность

В практике правоохранительных органов существует несколько видов задержания:

— в зависимости от числа лиц, подлежащих задержанию: одиночное и групповое;

— в зависимости от места проведения: в квартире, отдельном строении, вагоне поезда, каюте судна, самолете, городском транспорте, общественном месте, на улице, на местности и т.п.;

— в зависимости от времени на подготовку проведения: с предварительной подготовкой, без предварительной подготовки;

— в зависимости от наличия у подозреваемых оружия — вооруженных и невооруженных подозреваемых и др.

⇐ Предыдущая12345678Следующая ⇒

Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 1951. Нарушение авторских прав

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://studopedia.info/2-5612.html

Уголовный процесс

Правовые основания задержания лиц подозреваемых в совершении преступления

В п. 11 ст. 5 УПК задержание подозреваемого определяется как «мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания. дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления». Основания и порядок задержания подозреваемого регламентированы в ст. 91 и 92 УПК.

Лицо может быть задержано по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы (срок лишения свободы в законе не оговорен), при наличии любого из следующих оснований:

  1. когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
  2. когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
  3. когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если:

  • пыталось скрыться;
  • не имеет постоянного места жительства;
  • не установлена его личность;
  • следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

УПК усилил требования к дознавателю, следователю, прокурору в плане защиты прав подозреваемого, в том числе и относительно срока задержания. В частности, срок задержания сократился с 72 ч до 48 ч (т.е. с 3 до 2 сут). Сообщение прокурору о произведенном задержании должно быть направлено в течение 12 ч с момента задержания (вместо 24 ч в прежнем УПК).

Подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 ч с момента:

  • вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, за исключением случаев, когда место его нахождения не установлено;
  • фактического задержания.

Безусловно, такие требования должны побудить органы расследования проверять причастность лица к совершению преступления в максимально короткие сроки.

Необходимо различать задержание за совершение преступления в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом, и задержание за совершение административного правонарушения в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях. При этом в соответствии с КоАП (ст. 27.5) задержание в административном порядке допускается на время до трех часов, за исключением отдельных случаев.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 ч. Срок административного задержания лица в отличие от задержания в соответствии с УПК исчисляется с момента доставления в соответствующий орган — например, в помещение органа внутренних дел.

УПК в ст. 5 (п. 15) ввел новый термин — «момент фактического задержания», определив его как момент производимого в порядке, установленном УПК, фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления.

Данный термин в УПК РСФСР не использовался, однако судебно-следственной практике он был известен.

К сожалению, в силу некоторых объективных и субъективных причин в ряде случаев орган дознания или следователь, фактически задержав подозреваемого, протокол задержания оформлял позже.

После доставления подозреваемого в орган дознания с ним проводились беседы, отбиралось объяснение и т.п. Если подозреваемого доставили вечером, то он мог быть оставлен в милиции до утра по так называемому рапорту либо оформлен как лицо, совершившее административное правонарушение».

Все эти незаконные «хитрости» (фактически речь идет о грубейшем нарушении прав человека) в основном характерны для работы уголовного розыска, но зачастую они совершаются с ведома или молчаливого согласия следователя. Поэтому нередко во время судебного разбирательства на вопрос о дате и времени своего задержания подсудимый дает ответ, который не совпадает с официальным протоколом задержания.

И нередко разница между фактическим задержанием и датой, временем задержания по официальному протоколу составляет от нескольких часов до нескольких дней.

Поэтому важная обязанность следователя — правильно и в соответствии с фактическими обстоятельствами составить протокол задержания. В соответствии со ст.

92 УПК протокол задержания должен быть составлен не позднее трех часов после доставления подозреваемого в орган дознания, к следователю. При этом подозреваемому разъясняются права, предусмотренные ст. 46 УПК, о чем делается отметка в протоколе задержания.

В протоколе задержания должны быть указаны дата и время

  1. составления протокола;
  2. задержания подозреваемого.

Необходимо обратить внимание и на ст. 95 УПК о порядке содержания подозреваемых под стражей. В ч. 2 этой статьи установлено.

что в случае необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий допускаются встречи сотрудника органа дознания, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с подозреваемым с письменного разрешения дознавателя, следователя или суда в производстве которых находится уголовное дело. Очевидно, при этом речь идет о письменном разрешении, иначе эта норма теряет смысл.

Подозреваемый в соответствии со ст. 94 УПК подлежит освобождению по постановлению дознавателя или следователя в следующих случаях.

  1. не подтвердилось подозрение в совершении преступления;
  2. отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;
  3. задержание было произведено с нарушением требований ст. 91 УПК.

По истечению 48 ч. с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении него не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не отложат окончательное принятие решения в порядке, установленном п. 3 ч. 6 ст. 108 УПК.

В этом случае суд, рассматривая ходатайство об аресте подозреваемого, принимает решение об отложении принятия решения по ходатайству стороны на срок не более чем 72 ч. для представления ею дополнительных доказательств обоснованности задержания. Ходатайство об отложении принятия решения могут заявить стороны, т.е.

сторона обвинения (уголовного преследования) и сторона защиты от обвинения. В этом случае судья указывает в постановлении дату и время, до которых он продлевает срок задержания.

Следовательно, если срок задержания подозреваемого следователем, дознавателем составляет 48 ч, а суд может отложить принятие решения еще до 72 ч. с продлением срока задержания, то в итоге максимальный срок задержания может составить 5 сут.

Источник: https://isfic.info/urpro/ugcou51.htm

Юрист Воеводин
Добавить комментарий