Право осужденных к лишению свободы на получение образования

Право осужденного к лишению свободы на высшее образование: проблемы реализации

Право осужденных к лишению свободы на получение образования

В настоящее время получение образования, в том числе и отбывающими наказание в виде лишения свободы, становится особо актуальным.

Во всех сферах деятельности работодатель от своего потенциального работника требует наличия у последнего определенного уровня знаний, как правило, наличия высшего образования.

В связи с этим в условиях рыночных отношений возрастает потребность у населения в этих услугах.

В период реформирования уголовно-исполнительной системы (УИС) все большее внимание со стороны руководства Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) уделяется повышению образовательного и интеллектуального уровня осужденных к лишению свободы.

Так, Федеральным законом от 9 марта 2001 г. N 25-ФЗ ч. 4 ст. 108 УИК РФ была дополнена положением, обязывающим администрацию исправительного учреждения оказывать содействие осужденным в получении высшего профессионального образования. Однако этим законодатель ограничился, не урегулировав механизм реализации права осужденных на получение высшего образования.

Уголовно-исполнительная система взаимодействует со многими высшими учебными заведениями, которые обеспечивают получение образования осужденными.

Наиболее тесные контакты установлены с Современной гуманитарной академией (СГА), которая обладает широкой сетью филиалов, расположенных по всей территории России.

Поскольку исправительные колонии имеются во всех субъектах Российской Федерации, то наличие поблизости филиала академии дает возможность студентам, независимо от места их пребывания (проживания), получать в нем образование.

Позитивным является использование СГА возможностей спутниковой связи: академия эксплуатирует два спутника: один работает на восточную часть страны, другой — на западную, что позволяет охватить всю территорию России, а также ряд зарубежных стран. С помощью спутниковой связи, Интернета и телевидения было внедрено дистанционное обучение .

Болтков С.Н., Карпенко М.П. Образование через спутник // Преступление и наказание. 2005. N 4. С. 2 — 3.

При этом студент имеет возможность прослушивать лекции, получать задания, участвовать в семинаре или тестировании, сдавать зачеты или экзамены посредством использования компьютерных технологий.

Дистанционное обучение в учреждениях УИС с использованием телекоммуникационных технологий дает осужденным возможность получить высшее образование практически в любой географической точке без посещения вуза и непосредственного контакта с преподавателями.

В настоящее время, однако, многие практические работники и представители научного сообщества вкладывают разный смысл в понятие «дистанционное обучение».

«Многие считают, что получение образования таким способом представляет собой некое подобие заочной формы обучения. На самом деле это совершенно разные вещи. Дистанционная технология позволяет учиться очно, заочно и экстерном», — уточняет проректор СГА Н.С. Сельская .

Интервью с Н.С. Сельской. Телекоммуникационные технологии в образовательном процессе осужденных // Преступление и наказание. 2006. N 10. С. 23.

В уголовно-исполнительной системе данный способ реализации осужденными к лишению свободы права на получение образования является самым приемлемым и не идет вразрез с режимными требованиями исправительных учреждений. Причем для некоторых видов учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, он является единственно возможным.

Среди осужденных на сегодняшний день наиболее распространенной формой получения образования с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ) является заочная.

В Амурской области, например, все студенты-осужденные, обучающиеся в Амурском государственном университете (АмГУ) дистанционно, получают высшее образование по заочной форме.

Однако не стоит исключать и возможность обучения дистанционно по очной форме.

Так, например, осужденный, который в исправительном учреждении (ИУ) по независящим от него причинам (ввиду отсутствия рабочих мест) не занят трудовой деятельностью, имеет больше свободного времени, а значит, возможности обучения по очной форме (например, в СГА занятия по очной форме обучения составляют 24 часа в неделю).

Не все, однако, считают справедливым и разумным предоставлять осужденным к лишению свободы возможность реализации своего права на получение высшего образования. Тем не менее данная возможность для осужденных закреплена в законе, причем на самом высоком уровне.

В период действия ИТК РСФСР об этом не могло быть и речи. Известный ученый-пенитенциарист А.А. Беляев в свое время говорил: «В вузах осужденные учиться не могут, т.к. не имеют на это морального права.

Ведь даже лица, обучавшиеся в вузах, исключаются из них за совершенное преступление» . В настоящее время поменялись взгляды ученых на этот счет.

Все больше делается для того, чтобы осужденные не только вышли образованными на свободу, но и смогли стать полноценными членами общества, применив полученные в период отбывания наказания навыки и умения.

Беляев А.А. Правовое положение осужденных к лишению свободы. Горький: Горьковская высшая школа МВД СССР, 1976. С. 32.

Предоставление осужденным возможности получать высшее образование находит поддержку и со стороны руководства ФСИН России. В одном из интервью директор ФСИН России Ю.И.

Калинин отметил: «Сегодня в уголовно-исполнительной системе разрабатывается проект по развитию образовательных программ для осужденных. Свою задачу мы видим в том, чтобы на смену тюремным университетам пришли цивилизованные институты.

Любой осужденный получит дистанционный доступ к университетскому образованию» .

Калинин Ю.И. Адвокатов воспитывают на нарах // Российская газета. N 233(4199). 18 октября 2006 г.

Тем не менее и сегодня многие считают, в том числе и В.П.

Бернатович, что возможность посещать библиотеку в ИУ, участвовать в различных художественных кружках, а также дистанционно обучаться в высших учебных заведениях существенным образом искажает цели уголовного наказания в отношении лиц, преступивших закон, а наказание должно быть, прежде всего, карой за совершенное преступление . Не соглашусь с позицией В.П. Бернатович, ведь после отбытия наказания люди вернутся в наше общество, и, какими они выйдут на свободу, зависит от той работы, которую с ними проводили в период изоляции. Если лишить их возможности повышать свой интеллектуальный уровень, то ни о каком исправлении и осознании своих преступных действий говорить не придется. Государство, согласно действующему законодательству, берет на себя обязанность не только исправить осужденного, но также охранять и обеспечивать его права и законные интересы.

Бернатович В.П. О некоторых вопросах, возникающих в практике привлечения к уголовной ответственности лиц, отбывающих наказание в исправительных колониях, а также сотрудников учреждений УИС // Проблемы прокурорского надзора за законностью исполнения уголовных наказаний: Сборник статей. Выпуск 8. М., 2004. С. 93.

«Преступник — это человек, который опасен в данное время, которого нужно или изолировать, или попытаться исправить, но которому ни в коем случае не надо мстить» . Общество должно быть заинтересовано в гуманном отношении к осужденному как к своей частице в целях своего самосохранения.

Курский Д.И. Избранные статьи и речи. М., 1948. С. 81.

Важным, на наш взгляд, является вопрос относительно исключения рассматриваемой категории лиц из вузов в связи с их осуждением.

Закон «Об образовании» не предписывает отчислять студентов из вузов в связи с изменением их статуса. В ч. 1 ст.

5 названного Закона лишь говорится о возможных ограничениях в области получения профессионального образования при наличии судимости, но только если они (ограничения) установлены соответствующим законом.

УИК РФ таких ограничений не устанавливает. Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» говорит лишь о том, что профессиональное образование осужденных осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в основных законах, где ограничиваются права осужденных, ничего не говорится о пределах реализации осужденными к лишению свободы рассматриваемого права. В Федеральном законе от 22 августа 1996 г.

N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» законодатель определил одно из оснований отчисления студента из вуза — это «нарушение обязанностей, предусмотренных уставом учебного заведения и правилами его внутреннего распорядка» (ч. 9 ст. 16).

Согласно п. «г» ч. 5 ст. 13 Закона РФ «Об образовании» обязательным является лишь включение в устав вопроса относительно порядка и оснований отчисления обучающихся.

А вот определение этих оснований — сугубо прерогатива образовательного учреждения (в данном случае — вуза).

На основе вышесказанного получается, что только вуз может решать: оставить (с переводом на другую форму обучения) или отчислить студента, которому назначено наказание в виде лишения свободы.

Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. N 264, с изменениями от 17 января 2006 г.

) определяет право студента на восстановление в высшем учебном заведении, где он обучался, в течение пяти лет после отчисления из него по собственному желанию или по уважительной причине с сохранением основы обучения при наличии в высшем учебном заведении вакантных мест.

Порядок и условия восстановления в высшем учебном заведении студента, отчисленного по неуважительной причине, определяются опять же уставом высшего учебного заведения. Вместе с тем в Положении не уточняются понятия «уважительная причина» и «неуважительная причина».

Представляется алогичной ситуация, когда, например, человек, совершивший преступление по неосторожности и отбывающий наказание в колонии-поселении, подлежит отчислению из вуза (не учитываются даже его характеристика, отношение к учебе и прочее).

Далее, при отбывании наказания в ИУ администрация должна оказывать содействие этому осужденному в получении высшего образования с учетом имеющихся возможностей (ч. 4 ст. 108 УИК РФ).

Если же таких возможностей нет (а в настоящее время их нет у большинства ИУ), то осужденный так и не сможет реализовать свое право на получение образования (в данном случае — высшего).

Думается, что необходимо урегулировать данный пробел в праве и сделать образовательный процесс непрерывным.

Предлагаем в качестве обязательного предусмотреть порядок перевода осужденного, обучающегося в вузе на момент вынесения приговора, на другую форму обучения (если это возможно) либо предусмотреть возможность продолжения получения высшего образования другим способом (например, дистанционно при наличии возможностей).

Думается, что данное положение снимет с вуза обязанность отчисления студентов, преступивших закон, и освободит администрацию ИУ, где отбывает наказание осужденный-студент, от поиска возможностей организации получения им высшего образования.

Задача ФСИН России — создание необходимых условий для того, чтобы осужденный реализовал имеющееся у него право на получение образования.

И если между ФСИН России и Минобрнауки России заключить соглашение, позволяющее без отчисления из вуза (с переводом на другую форму обучения или без таковой) студенту продолжить свое образование, то конституционное право на получение образования будет гарантированно иметь любой осужденный.

В настоящее время около полутора тысяч осужденных обучаются на договорной основе в высших учебных заведениях. Наиболее востребованные специальности среди осужденных — это менеджмент, экономика, психология и юриспруденция (высшее юридическое образование получают более 600 человек).

В ИУ Амурской области сегодня обучаются в вузах 59 осужденных (из них 52 человека — в Амурском государственном университете). Дистанционно получать высшее образование в Амурской области на сегодняшний день могут лишь осужденные, отбывающие наказание в исправительной колонии N 3.

Остальные осужденные лишены такой возможности.

Предпосылкой для обеспечения возможности получения осужденными к лишению свободы высшего образования может послужить консолидация всех потенциальных студентов из числа осужденных в одном ИУ.

Практика работы СГА показывает, что для более эффективной деятельности вуза в местах лишения свободы такой шаг будет вполне оправдан, так как это позволит более рационально использовать техническую базу представительства и снизить материальные затраты на техническое оснащение малочисленных пунктов дистанционного обучения.

На сегодняшний день в Амурской области лишь в одной колонии (строгого режима) есть возможности для получения осужденными высшего образования. На территории названного субъекта в сорока километрах друг от друга функционируют две колонии строгого режима.

Чтобы обеспечить реализацию конституционного права на образование, целесообразно всех осужденных, направляемых к отбыванию наказания в колонии строгого режима и желающих получить высшее образование, отправлять именно в ту колонию (в данном случае — ИК N 3), где созданы для этого все условия.

Думается, что этим может заниматься специально созданная комиссия, которая после вступления приговора в законную силу с учетом мнения осужденного и его личностных характеристик будет принимать соответствующее решение.

Правовой основой для таких новелл может служить ведомственный акт (как вновь принятый, так и уже действующий с внесением требуемых дополнений).

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы изменился подход руководства к исполнению наказания в виде лишения свободы.

Сейчас особое внимание уделяется гуманизации условий отбывания наказания, однако еще многое предстоит сделать, чтобы осужденные к лишению свободы могли в полном объеме реализовывать свое право на получение образования, и многое, конечно, зависит от четкой позиции законодателя.

Источник: https://wiselawyer.ru/poleznoe/39819-pravo-osuzhdennogo-lisheniyu-svobody-vysshee-obrazovanie-problemy

Общее образование осужденных к лишению свободы

Право осужденных к лишению свободы на получение образования

Общее образование осужденных к лишению свободы в соответствии со ст. 112 УИК РФ отнесено к мерам воспитательного воздействия.

Это абсолютно оправданно, так как под образованием в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Право на образование для многих осужденных является не только конституционным правом, но и обязанностью. Согласно ч. 1 ст. 112 УИК РФ в исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, общего образования.

Осужденным, желающим продолжить обучение в целях получения среднего (полного) общего образования, администрацией исправительного учреждения и соответствующими органами местного самоуправления создаются необходимые условия.

Осужденные старше 30 лет и осужденные, являющиеся инвалидами I или II группы, получают основное общее или среднее (полное) общее образование по их желанию.

Порядок получения общего образования определен в совместном приказе Минюста России № 61, Минобрнауки России № 70 от 27.03.2006 «Об утверждении Положения об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы».

Согласно этому Положению право осужденных на получение образования гарантируется путем создания вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений (школ, учебно-консультационных пунктов) при исправительных учреждениях, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Типовым положением о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении (утв.

постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 № 1237).

Школы учреждаются (создаются), реорганизуются и ликвидируются органами управления образованием субъектов РФ по согласованию с Минюстом России.

Администрация исправительного учреждения и педагогический коллектив школы работают в тесном контакте.

На администрацию учреждения возлагается ведение учета осужденных, подлежащих обязательному обучению, а также желающих повысить свой общеобразовательный уровень, оказание помощи работникам школы в изучении документов, регламентирующих деятельность учреждения.

Она обеспечивает условия для проведения образовательного процесса (безвозмездно предоставляет и содержит на должном санитарно-гигиеническом уровне помещения школы, производит их ремонт, оборудует их мебелью, обеспечивает письменными принадлежностями, организует их падежное храпение и правильное использование обучающимися); выделяет для школы обслуживающий персонал и содержит его за счет учреждения в пределах лимита штатной численности работников учреждения; организует в дни учебы внеочередное бытовое обслуживание обучающихся, приобретение ими продуктов питания и предметов первой необходимости.

Сотрудники исправительного учреждения осуществляют контроль за соблюдением режимных требований работниками школы, а также обеспечивают их безопасность во время нахождения их па территории учреждения.

Представители администрации учреждения могут по согласованию с администрацией школы присутствовать на занятиях и других мероприятиях, связанных с образовательным процессом, с целью улучшения работы по обучению осужденных, участвовать в работе педагогического совета, конференций, совещаний и других мероприятий, организуемых и проводимых школой.

Администрация школы и педагогический коллектив проводят совместно с администрацией учреждения необходимую работу по обеспечению полного охвата подлежащих обязательному обучению осужденных к лишению свободы, не достигших возраста 30 лет и не имеющих основного общего образования, организует образовательный процесс и оказывает помощь обучающимся в подготовке к занятиям, овладении методами самообразования. Педагогические работники оказывают помощь администрации учреждения в духовно-нравственном воспитании осужденных, в работе по их социальной адаптации. Для этого директор школы и педагогические работники входят в состав советов воспитателей отрядов, участвуют совместно с администрацией учреждения в воспитательной работе с осужденными.

Прием в школу осужденных, не достигших возраста 30 лет и не имеющих основного общего образования, производится по представлению администрации учреждения, а остальных осужденных — по их личному заявлению.

Зачисление оформляется приказом директора школы по согласованию с начальником учреждения.

Обучающиеся, успешно выполняющие учебный план, на период сдачи выпускных и переводных экзаменов освобождаются от работы с сохранением заработной платы по месту работы, не привлекаются в дни занятий к сверхурочным работам, связанным с отрывом от учебных занятий, имеют право на сокращенную рабочую неделю.

В период учебного года не допускается перевод обучающихся из одного учреждения в другое, если это не вызвано требованиями оперативного и режимного характера или другими исключительными обстоятельствами.

Для выпускников IX, XII классов, освобождаемых от отбывания наказания за три месяца до начала государственной (итоговой) аттестации, могут быть организованы досрочные экзамены.

Обучающиеся, водворенные в штрафной изолятор, переведенные в помещения камерного типа, единое помещение камерного тина, одиночную камеру в исправительных колониях особого режима, на строгие условия отбывания наказания, обучаются по заочной форме.

Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, к общему образованию не привлекаются. Им создаются условия для самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания.

Получение осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования поощряется и учитывается при определении степени их исправления.

Свои особенности имеет организация и деятельность общеобразовательных учреждений в воспитательных колониях. В соответствии с приказом Минюста России от 21.11.

2005 Л» 223 «Об организации получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования в вечерней (сменной) общеобразовательной школе воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы» учредителем школы воспитательной колонии является ФСИН России.

Школа является юридическим лицом, содержится за счет средств федерального бюджета, выделяемых на содержание УИС. Тем самым путем создания школ в каждой воспитательной колонии гарантируется право воспитанников на получение образования.

Обязательному обучению в школе подлежат все воспитанники, не имеющие основного общего образования.

Количество классов устанавливается исходя из численности осужденных, нуждающихся в получении общего образования. Наполняемость классов в школе устанавливается в количестве не более 25 человек; в специальных (коррекционных) классах — не более 16 человек.

Воспитанники обеспечиваются учебниками, тетрадями и школьно-письменными принадлежностями за счет средств воспитательной колонии.

Учебный процесс в школе организуется в соответствии с Типовым положением о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении. Отвлекать воспитанников от уроков категорически запрещается.

Выпускникам школы, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, выдаются документы о соответствующем уровне образования. Документы об образовании хранятся в личных делах воспитанников, а при их освобождении вручаются под расписку.

Педагоги школы принимают активное участие в воспитании воспитанников. Они организуют и проводят кружковую, внеклассную и внешкольную воспитательную работу.

Источник: https://studme.org/159612278995/pravo/obschee_obrazovanie_osuzhdennyh_lisheniyu_svobody

Комментарий к СТ 112 УИК РФ

Право осужденных к лишению свободы на получение образования

Статья 112 УИК РФ. Общее образование осужденных к лишению свободы

Комментарий к статье 112 УИК РФ:

1. Комментируемая статья устанавливает порядок организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования осужденными к лишению свободы в исправительных учреждениях.

Организация получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства образования и науки РФ и Министерства юстиции РФ .

———————————
См.: Приказ Минюста Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 марта 2006 г.

N 61/70 «Об утверждении Положения об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы»; Приказ Минюста России от 21 ноября 2005 г.

N 223 «Об организации получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования в вечерней (сменной) общеобразовательной школе воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы».

Право осужденных на получение образования обеспечивается путем создания вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений (вечерних (сменных) общеобразовательных школ, учебно-консультационных пунктов) (далее — школы) при исправительных колониях и тюрьмах. Они осуществляют свою деятельность в соответствии с Типовым положением о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1237.

2. Школы создаются, реорганизуются и ликвидируются органами исполнительной власти субъектов Федерации по согласованию с Минюстом России на базе имущества, предоставляемого им исправительным учреждением по согласованию с Федеральной службой исполнения наказаний. Организация обучения осужденных осуществляется на основе договора, заключенного между школой и учреждением.

Органы исполнительной власти субъектов Федерации осуществляют финансирование школы за счет собственных бюджетных средств, создают необходимые условия для повышения квалификации и методического обеспечения педагогических работников школы, оказывают практическую помощь в подборе педагогических кадров, обеспечении документацией, учебными пособиями, техническими средствами обучения.

Учредителем школ в воспитательных колониях является Федеральная служба исполнения наказаний, которая осуществляет финансирование школы за счет средств федерального бюджета, закрепляет за школой на праве оперативного управления имущество, необходимое для осуществления образовательной деятельности в соответствии с уставом школы, создает необходимые условия для организации образовательного процесса.

3. Лицензирование образовательной деятельности школы осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Федерации.

Образовательный процесс организуется в соответствии с учебными планами и программами с учетом особенностей режима отбывания наказания обучающихся, с применением современных педагогических технологий.

Обязанности обучающихся определяются уставом и правилами внутреннего распорядка школы с учетом особенностей режима отбывания наказания.

В воспитательных колониях в школах при необходимости создаются специальные (коррекционные) классы для обучения осужденных, имеющих отклонения в развитии, проводится кружковая, внеклассная и внешкольная воспитательная работа.

Окончившим обучение осужденным по результатам государственной (итоговой) аттестации, которая осуществляется в соответствии с положением, утверждаемым Министерством образования и науки РФ, вручаются документы о соответствующем уровне общего образования государственного образца.

4. Осужденным, желающим продолжить обучение в целях получения среднего (полного) общего образования, администрацией исправительного учреждения и соответствующими органами местного самоуправления создаются необходимые условия.

5. Обязательному обучению в школе подлежат осужденные к лишению свободы, не достигшие возраста 30 лет и не имеющие общего образования.

Осужденные старше 30 лет и осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, получают основное общее или среднее (полное) общее образование по их желанию.

Поэтому прием в школу осужденных, не достигших возраста 30 лет и не имеющих общего образования, производится по представлению администрации учреждения, а остальных осужденных — по их личному заявлению.

В период пребывания в строгих условиях отбывания наказания, нахождения в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа и в одиночных камерах осужденные, обучающиеся в общеобразовательных школах, на занятия не выводятся. Им разрешается иметь при себе учебники и предоставляется возможность самостоятельной учебы и консультаций с преподавателями.

Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, к общему образованию не привлекаются. Им создаются условия для самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания.

6. Для сдачи экзаменов учащиеся осужденные освобождаются от работы в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Гарантии и компенсации работникам, обучающимся в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, установлены ст. 176 ТК РФ.

Обучающиеся, успешно выполняющие учебный план, на период проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации освобождаются от работы с сохранением заработной платы по месту работы, не привлекаются в дни занятий к сверхурочным работам, связанным с отрывом от учебных занятий, имеют право на сокращенную рабочую неделю.

В период учебного года не допускается перевод обучающихся из одного учреждения в другое, если это не вызвано требованиями оперативного и режимного характера или другими исключительными обстоятельствами.

7. Поскольку получение осужденными общего образования является одним из основных средств исправления осужденных (ст. 9 УИК РФ), оно отнесено к критериям оценки степени исправления осужденных.

Поэтому отношение осужденных к обучению учитывается при решении вопросов об условно-досрочном освобождении от наказания, о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, об изменении вида исправительного учреждения, а также при применении к ним мер поощрения или взыскания и изменении условий отбывания наказания.

Учитывая, что для определенных категорий осужденных получение образования обязательно, уклонение от учебных занятий является нарушением установленного порядка отбывания наказания и может повлечь применение к осужденному мер взыскания, предусмотренных ст. 115 настоящего Кодекса.

8. Педагогические коллективы образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы оказывают помощь администрации исправительного учреждения в воспитательной работе с осужденными.

Работники школ входят в состав советов воспитателей отрядов и различных комиссий, создаваемых в исправительных учреждениях, ведут индивидуально-воспитательную работу с осужденными, читают тематические лекции, пропагандируют знания и т.д.

В воспитательных колониях организуется единый учебно-воспитательный процесс с участием педагогических коллективов, направленный на формирование у осужденных законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе, получение начального профессионального образования и подготовки, повышение образовательного и культурного уровня.

Источник: http://uikod.ru/osobennaya-chast/razdel-4/glava-15/st-112-uik-rf/kommentarii

Мурзина А.Н. Право на образование несовершеннолетних осужденных

Право осужденных к лишению свободы на получение образования

Материалы Всероссийской НПК «Право. Экономика. Общество» 1 апреля 2017 г.

Право на образование несовершеннолетних осужденных

The right to education of juvenile offenders

Аннотация. Данная статья посвящена вопросу реализации права на образование отдельных категорий осужденных в местах лишения свободы. Проблемы получения образования в исправительных учреждениях. Законодательное закрепление право на образование несовершеннолетних осужденных.

Annotation. This article is devoted to the realization of the right to education     of certain categories of convicted prisoners in places of deprivation of liberty. Problems of education in correctional institutions. Legislative recognition of the right to education of juvenile offenders.

Ключевые слова: несовершеннолетние, осужденные, право на образование, проблемы реализации, уголовно – исполнительное законодательство РФ.

Keywords: Minors, convicts, the right to education, the problems of implementation of criminal Executive legislation of the Russian Federation.

Образование в современном обществе рассматривается как первоочередная задача деятельности государства. [1] В отношении несовершеннолетних осужденных к лишению свободы право на образование применяется как средство исправления.  В настоящее время несовершеннолетние осужденные отбывают наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях разных условий.

Несовершеннолетние, содержащиеся в воспитательных колониях, претерпевают некоторые неблагоприятные последствия совершенного им преступления.

  Например, они не вправе выбирать вид труда, ограничиваются семейные, культурно – массовые и иные отношения, свобода передвижения.

Лишение свободы, как вид наказания, формирует сильное эмоциональное воздействие на несовершеннолетнего, вызывает чувство страдания, вины, горя, то есть типичное психическое страдание. [2]

Право на образование осужденных к лишению свободы регулируется ст. 108 УИК РФ. Также право на получение профессионального образование предусмотрено в КРФ, согласно ст. 43 каждый имеет право на образование. [3]  Осужденные остаются гражданами РФ, поэтому они не теряют право на получение образование.

Отечественное законодательство предусматривает единую системы общеобразовательной программы, состоит из двух частей: общеобразовательная программа и профессиональная программа. Первая программа включает в себя дошкольное, начальное среднее образование. Вторая программа включает в себя получение средне – специального, высшего образования.

Среднее образование имеет цель подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного, общего, среднего профессионального образования. Раньше осужденным не предоставлялось право на получение высшего образования.

Сейчас им предоставляется такое право, это говорит о гуманизации уголовно – исполнительной системы. Высшее образование имеет своей целью подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение личности в углублении и расширении образования на базе среднего общего, среднего профессионального образования.

Осужденные, имеющие начальное образование, среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.

Несмотря на то, что осужденные в местах лишения свободы некоторым образом ограничены в получении право на образование, но право на получение основного общего образования они не ограничены.

Ограничение в получении право на образование состоит в том, что осужденные обязаны получить общее образование, у них нет возможности выбора профессии, которые не имеются в данном исправительном учреждении. Получение общего образования, то есть 9 классов общеобразовательной школы, гражданами РФ является конституционной обязанностью. Также в соответствии со ст.

112 УИК РФ каждый осужденный не достигший 30 – летнего возраста обязан получить общее образование. [4] Но государство обеспечивает лицам, не получившим общее образование, условия для получения профессиональной подготовки.

В настоящее время вопрос о получении образования в исправительных колониях, становится все более актуальным, так как работодатель требует от своего работника определенный уровень знаний, то есть наличие профессионального образования. Поэтому в УИК РФ были внесены изменения по содействию осужденным в получении образования.

Это является достижением законодателя в сфере прав осужденных, так как мы считаем, что при отбытии наказания, осужденные должны выходить образованными и полноценными членами общества. Тем не менее и на сегодняшний день существует мнения ученых, которые не согласны с предоставлением права на образование осужденным. Так, В.П.

Бернатович считает, что посещение библиотеки в исправительных учреждениях, участие в различных конференциях, дистанционное обучение в высших учебных заведениях, искажает цели наказания, то есть осужденный, совершивший преступление не исправляется, поэтому и е может идти и речи о социальной справедливости.

[5] Вряд ли можно согласиться с данной точкой зрения, потому что осужденные, отбывшие наказание, вернуться в общество и какими они вернуться зависит от того, какие работы с ними проводили в исправительных учреждениях.

Государство должно не только обеспечивать исправление осужденного, но и охранять и реализовывать его права и законные интересы.

Дистанционное обучение несовершеннолетних осужденных в исправительных учреждения с использованием телекоммуникационных технологий дает возможность осужденным возможность получить высшее образование практически в любой географической точки без посещения института и без непосредственного контакта с преподавателем.

Но вместе с тем имеется проблема в реализации права на получении образования заключенными, попросту говоря, механизм реализации права на образования в УИК не прописан. Также не урегулирован вопрос об исключении данной категории граждан из образовательных учреждений, в связи с их осуждением. Лицо, совершившее преступление, подлежит отчислению из вуза, но согласно ч. 4 ст.

108 УИК РФ исправительные учреждения должны оказывать содействие при получении высшего образования данной категорией граждан, при наличии имеющихся возможностей. Но у большинства исправительных учреждений данных возможностей нет, поэтому осужденные так и не могут реализовать свое право на получение высшего образования.

Мы считаем, что нужно непременно урегулировать данный вопрос в праве и сделать процесс получения высшего образования непрерывным. Это освободит, прежде всего, администрацию исправительного учреждения от поиска возможностей организации получения осужденным высшего образования, а с вузов снимет обязанность отчисления студентов, нарушивших закон.

Предлагаем не отчислять студентов, а предусмотреть порядок перевода осужденного, обучающегося в вузе после вынесения приговора на другую форму обучения.

В ч. 4 ст. 108 УИК РФ говорится лишь о том, что осужденные могут получать высшее образование. Но ни слова не говорится о послевузовском образовании. Законодатель говорит о том, что обучение в аспирантуре может осуществляться в очной или заочной формах. В силу режимных требований, осужденный в местах лишения свободы может обучаться в аспирантуре только на заочной форме обучения. [6]

Список источников

  1. Кобец П.Н. Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы, назначаемого несовершеннолетним по законодательству РФ // Уголовно – исполнительная система: право, экономика, управление. – 2014. – №6. – с. 13 –18. – http://www.consultant.ru/
  2. Антонян Е.А. Исполнение наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетнего // Уголовно – исполнительная система: право, экономика, управление. – 2006. – №6. – с. 16–18. – http://www.consultant.ru/

Источник: https://posidpo.ru/murzina-a-n-pravo-na-obrazovanie-nesov/

Право осужденных на получение образования

Право осужденных к лишению свободы на получение образования

В соответствии со ст. 112 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) осужденные к лишению свободы, не достигшие возраста 30 лет, имеют право на получение в исправительных учреждениях общего образования.

Согласно ст. 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» одной из задач уголовно-исполнительной системы является обеспечение условий для получения осужденными общего образования.

Одновременно, получение образования является конституционным правом осужденного, оно же выступает в качестве одного из основных средств исправления и применяется только в отношении осужденных к лишению свободы.

Организацию получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях, тюрьмах, лечебно-профилактических учреждениях, лечебных исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы (далее — учреждения УИС) определяет ст. 112 УИК РФ и совместный Приказ Министерства Юстиции России и Минобрнауки России от 06.12.2016 № 274/1525, в соответствии с которыми лица, осужденные к лишению свободы и не достигшие возраста 30 лет, получают общее образование в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации, созданных при учреждениях УИС.

Осужденные к лишению свободы и достигшие возраста 30 лет, а также являющиеся инвалидами первой или второй группы, получают основное общее или среднее общее образование по их желанию.

Лицам, осужденным к пожизненному лишению свободы, создаются условия для получения общего образования в форме самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания.

Общеобразовательная организация совместно с администрацией учреждения УИС организует образовательную деятельность в соответствии с основными образовательными программами начального общего, основного общего, среднего общего образования, обеспечивает реализацию образовательных программ, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным и психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся осужденных.

Общеобразовательная организация оказывает помощь осужденным в подготовке к учебным занятиям, овладении методами самообразования, ходатайствует перед администрацией учреждения УИС о поощрении осужденных за успехи в учебе и соблюдение дисциплины.

Зачисление осужденных в общеобразовательную организацию оформляется приказом до начала учебного года и производится на основании имеющихся в их личных делах сведений об образовании. В случае отсутствия указанных сведений осужденные зачисляются в соответствующий класс на основании результатов промежуточной аттестации, проведенной педагогическими работниками общеобразовательной организации.

Осужденным, направленным для отбывания уголовного наказания в учреждение УИС после окончания комплектования учебных классов предоставляется возможность для самообразования.

Права и обязанности обучающихся определяются уставом и правилами внутреннего распорядка с учетом режимных требований, установленных в учреждении УИС.

В соответствии со ст. 112 УИК РФ для сдачи экзаменов осужденные освобождаются от работы, получают учебный отпуск с сохранением среднемесячной заработной платы.

В период учебного года перевод обучающихся из одного учреждения УИС в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации учреждения УИС, а также при иных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном учреждении УИС.

Государственная итоговая аттестация осужденных, освоивших образовательные программы основного общего образования, среднего общего образования в учреждениях УИС осуществляется в соответствии с порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам с учетом специальных условий содержания и необходимости обеспечения общественной безопасности во время ее прохождения.

Государственная итоговая аттестация для обучающихся в общеобразовательной организации, освобождаемых от отбывания наказания не ранее чем за три месяца до ее начала, проводится досрочно.

Осужденные, водворенные в штрафной изолятор, переведенные в помещение камерного типа, единое помещение камерного типа, одиночную камеру в исправительных колониях особого режима, в строгие условия отбывания наказания, осваивают образовательные программы по заочной форме.

В тюрьмах и лечебных исправительных учреждениях получение осужденными общего образования может осуществляться в заочной форме и форме самообразования.

Обязательность получения общего образования для лиц, не достигших возраста 30 лет, означает, что уклонение от получения образования может рассматриваться как нарушение требований режима.

Согласно ст.ст. 112, 113 УИК РФ, стремление осужденных к получению образования может расцениваться как стремление к исправлению, как намерение изменить свой образ жизни после освобождения, в связи с чем добросовестное отношение осужденных к обучению является одним из оснований применения мер поощрения и учитывается при определении степени их исправления.

Источник: http://vladprok.ru/pravo-osuzhdennyh-na-poluchenie-obrazovaniya

Юрист Воеводин
Добавить комментарий