Понятие и сущность наказания в виде исправительных работ

Комментарий к СТ 39 УИК РФ

Понятие и сущность наказания в виде исправительных работ

Статья 39 УИК РФ. Порядок исполнения наказания в виде исправительных работ

Комментарий к статье 39 УИК РФ:

1. В соответствии со ст.

50 УК РФ исправительные работы назначаются осужденному, не имеющему основного места работы, для отбывания в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказания в виде исправительных работ, но в районе места жительства осужденного. Часть 1 ст. 45 УК РФ устанавливает, что исправительные работы применяются только в качестве основного наказания.

Исправительные работы осужденному могут быть назначены, во-первых, по приговору суда первой инстанции, во-вторых, в порядке изменения приговора первой инстанции определением или постановлением суда, рассматривавшего дело в апелляционном, кассационном или надзорном порядке и, в-третьих, в следующих случаях взамен: штрафа, назначенного в качестве основного наказания, за злостное уклонение от его уплаты (ч. 5 ст. 46 УК РФ); неотбытой части ограничения свободы, содержания в дисциплинарной воинской части или лишения свободы на определенный срок как на более мягкий вид наказания (ст. 80 УК РФ); оставшейся части наказания при отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей по достижении ребенком 14-летнего возраста как на более мягкий вид наказания (ч. 3 ст. 82 УК РФ).

Кроме того, исправительные работы осужденному могут быть назначены также в порядке амнистии или помилования.

2. Исправительные работы по действующему уголовному законодательству — это привлечение осужденного к труду с вычетом из его заработка определенной части в доход государства. Размер удержаний из заработка осужденного к исправительным работам регламентирует ч. 3 ст.

50 УК РФ, он составляет от 5 до 20%. Удержания в доход государства осуществляются ежемесячно в соответствии с приговором суда сроком от двух месяцев до двух лет. В УК РФ не содержится четко сформулированных оснований определения того или иного процента удержаний.

Суд должен руководствоваться ч. 3 ст. 60 УК РФ, т.е.

«учитывать характер и степень общественной опасности преступления и личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи».

Несовершеннолетним исправительные работы назначаются в соответствии с ч. 4 ст.

88 УК РФ, которая устанавливает максимально возможный срок данного вида наказания — до одного года, причем при назначении наказания данной категории осужденных, кроме обстоятельств, предусмотренных ст.

60 УК РФ, учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц.

Анализируемый вид наказания не может быть назначен нетрудоспособным гражданам, поскольку предполагает обязательную трудовую деятельность осужденного. Не может быть он назначен и военнослужащим, так как в соответствии с ч. 1 ст. 51 УК РФ вместо исправительных работ им назначается наказание в виде ограничения по военной службе.

Кроме того, новая редакция ст. 50 УК РФ установила круг лиц, к которым исправительные работы не могут применяться. В соответствии с ч. 5 ст.

50 УК РФ исправительные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами I группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

3.

Исполнение приговора суда, в соответствии с которым лицо обязано отбывать наказание в виде исправительных работ, возлагается на уголовно-исполнительную инспекцию , являющуюся структурным подразделением Федеральной службы исполнения наказаний. Функции УИИ по исполнению данного вида наказания подробно регламентированы Инструкцией о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества (далее — Инструкция) .

———————————
См.: Постановление Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 729 «Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности» (в редакции Постановления Правительства РФ от 20 февраля 1999 г. N 199) // СЗ РФ. 1997. N 25. Ст. 2947.

См.: Приказ Минюста России от 12 апреля 2005 г. N 38 «Об утверждении Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества» (в редакции Приказов Минюста России от 17 августа 2005 г. N 134, от 13 января 2006 г. N 1) // РГ. 2005. N 97.

Обращение к исполнению приговора, определения или постановления возложено на суд. В соответствии с ч. 4 ст. 390 УПК РФ приговор обращается к исполнению судом первой инстанции в течение трех суток со дня его вступления в законную силу или возвращения уголовного дела из суда апелляционной или кассационной инстанции.

В рамках данной нормы суд направляет распоряжение об исполнении наказания в виде исправительных работ и копию приговора в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства осужденного, которая не позднее 30 дней после получения распоряжения и копии приговора должна направить осужденного для отбывания наказания.

В случае изменения приговора апелляционной, кассационной или надзорной инстанцией помимо приговора направляется соответствующее определение, при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы более мягким видом наказания — копия определения суда, при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы более мягким видом наказания в порядке помилования — соответствующий акт о помиловании. Если приговор был обжалован, но оставлен в силе либо не обжаловался, то с копией приговора направляется справка о вступлении последнего в законную силу.

После поступления в УИИ копии приговора (определения, постановления) суда и приложений к ней они в этот же день регистрируются в журнале входящих документов инспекции и журнале учета осужденных, а затем в адрес суда направляется извещение о принятии приговора к исполнению.

На каждого осужденного заводится личное дело, заполняются контрольно-сроковая и сторожевая карточки. Первая помещается в картотеку, а вторая направляется в паспортно-визовую службу ОВД. Далее осужденному направляется письменное уведомление о необходимости явки в инспекцию.

Персональный учет осужденных к наказанию в виде исправительных работ необходим для контроля за своевременным привлечением осужденных к труду, правильностью производимых из заработной платы удержаний, а также своевременным снятием осужденного с учета при наступлении оснований, предусмотренных действующим законодательством, что в конечном счете способствует правильному исполнению исправительных работ.

4. В соответствии с ч. 3 ст. 39 УИК РФ в целях осуществления контроля за поведением осужденных к исправительным работам уголовно-исполнительные инспекции проводят следующие мероприятия:

— ведут учет осужденных; разъясняют порядок и условия отбывания наказания; контролируют соблюдение условий отбывания наказания осужденными и исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные;

— проводят с осужденными воспитательную работу; с участием сотрудников милиции в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, контролируют поведение осужденных;

— обращаются в органы местного самоуправления по вопросу изменения места отбывания осужденными исправительных работ;

— принимают решение о приводе осужденных, не являющихся по вызову или на регистрацию без уважительных причин; проводят первоначальные мероприятия по розыску осужденных; готовят и передают в соответствующую службу материалы об осужденных, местонахождение которых неизвестно.

Для эффективного исполнения рассматриваемого вида наказания осужденные состоят на одном из следующих видов учета.

Осужденные, привлеченные к труду, из заработка которых производятся удержания в доход государства, состоят на оперативном учете.

На предварительном учете состоят осужденные, не приступившие к работе по истечении 30 дней со дня постановки на учет; уволенные во время отбывания наказания с прежнего места работы и не поступившие на новую работу по истечении 30 дней со дня увольнения; не работающие без уважительных причин, в том числе в связи с болезнью, вызванной алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением или действиями, связанными с ним.

На контрольном учете состоят осужденные, не приступившие к работе до истечения 30 дней со дня постановки на учет; не работающие по уважительным причинам (болезнь, отпуск и т.д.

); уволенные во время отбывания наказания с прежнего места работы и не приступившие к новой работе до истечения 30 дней со дня увольнения; выбывшие за пределы территории, обслуживаемой инспекцией, в отношении которых не поступили подтверждения о получении личных дел; не работающие в связи с отбыванием административного взыскания в виде ареста, содержанием под домашним арестом или под стражей в порядке меры пресечения по другому делу в период отбывания исправительных работ; в отношении которых в суде решается вопрос об освобождении от дальнейшего отбывания исправительных работ в связи с тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, психическим расстройством, а также об отсрочке отбывания наказания в связи с беременностью; в отношении которых в суды направлены представления о замене исправительных работ другим видом наказания в соответствии с ч. 4 ст. 50 УК РФ; находящиеся на медицинском освидетельствовании для определения группы инвалидности, наличия психического расстройства или иной тяжкой болезни; в отношении которых проводятся первоначальные розыскные мероприятия.

Осужденные, объявленные в розыск службой криминальной милиции территориального органа внутренних дел, состоят на учете разыскиваемых.

5. Одной из основных обязанностей УИИ является своевременное направление осужденного на работу в места, определяемые органом местного самоуправления по согласованию с инспекцией, в районе места жительства осужденного.

Уголовно-исполнительной инспекцией, во-первых, осуществляется вызов осужденного в УИИ, где в ходе беседы разъясняются ему под расписку порядок и условия отбывания наказания, его права и обязанности, основания и порядок применения мер поощрения и взыскания; уточняются и проверяются анкетные данные; выясняются сведения о близких родственниках и лицах, которые могут оказывать влияние на осужденного, а также иные вопросы, имеющие значение для осуществления эффективного контроля за его поведением, после чего выдается предписание для отбывания исправительных работ, во-вторых, направляется администрации организации, в которой будет работать осужденный, копия приговора (определения, постановления), извещение и бланк расчетных сведений.

В извещении администрации организации подробно разъясняются ее права и обязанности по исполнению приговора суда, условия отбывания исправительных работ, порядок производства удержаний из заработной платы осужденного, а также ответственность должностных лиц организации за злостное неисполнение приговора суда, предусмотренная ст. 315 УК РФ.

Одной из важных функций уголовно-исполнительной инспекции являются проведение с осужденными к исправительным работам воспитательной работы при содействии администрации организаций, в которых они работают. Все воспитательные мероприятия осуществляются с учетом личности осужденного, совершенного им преступления, отношения его к труду, а также других значимых обстоятельств.

Источник: http://uikod.ru/osobennaya-chast/razdel-2/glava-7/st-39-uik-rf/kommentarii

Исправительные работы как вид уголовного наказания Рахмаев Эдуард Саидович

Понятие и сущность наказания в виде исправительных работ

к диссертации

Введение

Глава 1. Понятие и юридическая природа исправительных работ как вида уголовного наказания

1.1. Развитие наказания в виде исправительных работ в российском уголовном законодательстве 10

1.2. Сущность и содержание исправительных работ 34

1.3. Специфические особенности исправительных работ и их отличие от иных видов наказаний, не связанных с лишением свободы 60

Глава 2. Применение наказания в виде исправительных работ

2.1. Назначение наказания в виде исправительных работ и характеристика лиц, осужденных к ним 78

2.2. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика злостного уклонения от отбывания наказания и рецидива среди лиц, осужденных к исправительным работам 105

2.3. Проблемы совершенствования правового регулирования и применения наказания в виде исправительных работ 125

Заключение 146

Список использованной литературы 156

Приложения 173

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В условиях реформирования уголовно-исполнительной системы современной России огромное внимание уделяется развитию учреждений, исполняющих наказания без изоляции от общества. Решающее значение при этом имеет изменение карательной политики государства в направлении ее либерализации по отношению к лицам, совершившим преступления небольшой или средней тяжести.

Необходимость гуманизации карательной политики предопределяется тем, что наказание в виде лишения свободы тяжким бременем ложится на бюджет государства, влечет разрыв социально полезных связей осужденных, порождает криминализацию общества.

Для нашей страны данная проблема приобретает особую актуальность, поскольку основным видом наказания является лишение свободы (в настоящее время в местах лишения свободы в России содержится около 775 тыс.

человек), а потому одним из основных направлений гуманизации карательной политики, направленной на сокращение численности осуждаемых к лишению свободы, является все более широкое применение наказаний, не связанных с лишением свободы.

В сентябре 2000 г. ГУИН Минюста России было подписано соглашение с международной неправительственной организацией «Международная тюремная реформа» о реализации проекта «Альтернативы тюремному заключению в Российской Федерации».

Цель проекта заключалась в сокращении применения наказания в виде лишения свободы за счет расширения и более эффективного исполнения альтернативных наказаний и мер уголовно-правового характера.

Реализация данного проекта позволила выявить немало проблем, связанных с введением новых видов наказания, показала всю сложность реформирования этой важной составляющей УИС России.

В настоящее время из наказаний, не связанных с лишением свободы, наиболее значимым по объему своего применения вслед за штрафом является наказание в виде исправительных работ. В этом наказании удачно сочетаются и карательное, и воспитательное воздействие.

С 2000 по 2005 год они назначались только 4-5 % осужденных. Данный факт вовсе не свидетельствует о том, что их необходимо исключать из системы наказаний. Различные точки зрения о невозможности их применения не имеют веских аргументов. Аргумент наличия высокой безработицы также несостоятелен.

На целесообразность их применения указали более половины опрошенных судей (73 %) и инспекторов уголовно-исполнительных инспекций (68,6 %).

Преимущество исправительных работ перед лишением свободы связано прежде всего с возможностью оставления осужденного на свободе, сохранения социально полезных связей с обществом, семьей.

Отмеченные обстоятельства обусловили актуальность выбранной темы и направления диссертационного исследования.

Степень научной разработанности темы исследования. Институт исправительных работ всегда был объектом пристального внимания ученых. Существенный вклад в его разработку внесли работы Г.А. Алексеевой, И.А. Бушуева, В.Я. Богданова, В.И. Гуськова, В.А.

Гуськовой, Р.С. Данелян, А.Т. Ивановой (Потемкиной), В.А. Казаковой, И.А. Кирилловой, А.В. Корнеевой, Л.Г. Крахмальника, И.Г. Кыдыякова, Б.З. Маликова, Ю.Б. іМельниковой, А.С. Михлина, В.Н. Орлова, Н.А. Стручкова, Ю.М. Ткачевского, Х.А. Тимершина и др.

В последнее время проблемам применения исправительных работ были посвящены некоторые кандидатские диссертации (например, Е.В. Рогова «Исправительные работы и особенности их применения к несовершеннолетним» и О.П. Шибанкова «Социально-правовые проблемы исполнения наказания в виде исправительных работ»).

Несмотря на то что эти работы внесли определенный вклад в развитие института наказания в виде исправительных работ, они не решили многих проблем, возникших после принятия Федерального закона РФ от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации».

Объект и предмет исследовании. Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу назначения и исполнения наказания в виде исправительных работ.

Предметом диссертационного исследования выступает совокупность норм уголовного, уголовно-исполнительного, трудового законодательства, регулирующих назначение и исполнение наказания в виде исправительных работ.

Цель диссертационного исследования — рассмотрение и анализ уголовно-правовых аспектов назначения наказания в виде исправительных работ, разработка теоретических и практических рекомендаций для более широкого применения исправительных работ в судебной практике.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

— исследовать вопросы зарождения, становления и развития наказания в виде исправительных работ в российском уголовном и уголовно-исполнительном праве;

— раскрыть сущность и содержание исправительных работ, их место в системе наказаний;

— определить специфические особенности наказания в виде исправительных работ и отличие от иных видов наказания, не связанных с лишением свободы;

проанализировать уголовно-правовые особенности назначения наказания в виде исправительных работ и характеристику лиц, осужденных к ним;

— провести криминологическое и уголовно-правовое исследование проблем злостного уклонения от отбывания наказания и рецидива среди лиц, осужденных к исправительным работам;

— подготовить предложения по дальнейшему совершенствованию правового регулирования и применения наказания в виде исправительных работ.

Методологическая и теоретическая основа исследования.

Методологическую основу диссертационного исследования составил диалектический метод научного познания, предполагающий изучение явлений в их развитии и взаимосвязи, а также частнонаучные методы: историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-логический, системно-структурный, статистический (анкетирование, интервьюирование, анализ документов).

Теоретической основой исследования явились основные положения науки уголовного, уголовно-исполнительного права, криминологии, педагогики и других наук. При написании диссертации автором использовались научные труды ученых в области уголовного и уголовно-исполнительного права, криминологии, истории и педагогики.

Нормативной базой работы послужили Конституция РФ, Конвенция іМеждународной Организации труда № 29 «О принудительном или обязательном труде», действующее уголовное, уголовно-исполнительное, трудовое законодательство России; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство зарубежных стран; законодательство, отражающее историю развития исправительных работ как вида наказания; руководящие постановления пленумов верховных судов СССР, РФ, относящиеся к наказанию в виде исправительных работ; ведомственные нормативно-правовые акты.

Эмпирическую основу исследования составили статистические данные ФСИН России, УФСИН России по Рязанской, Липецкой, Самарской областям, Краснодарскому краю, Судебного департамента при Верховном Суде РФ, управлений Судебного департамента при верховном суде РФ по Рязанской и Самарской областям, Государственной службы занятости по Рязанской области, материалы опубликованной практики верховных судов СССР, РСФСР и РФ, опубликованные результаты исследований, проведенных учеными-юристами и практиками в области применения исправительных работ. При подготовке диссертации было проинтервьюировано 126 сотрудников уголовно-исполнительных инспекций и судей, а также проанкетировано 187 осужденных к исправительным работам, изучено 103 уголовных дела о назначении наказания в виде исправительных работ.

Теоретическая н практическая значимость диссертационного исследования. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в ней впервые после принятия Федерального закона РФ от 8 декабря 2003 г.

«О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» конкретизируются и уточняются некоторые положения Общей и Особенной частей уголовного права, обусловленные проблемами применения наказания в виде исправительных работ.

Выводы и предложения, сформулированные в диссертации, могут быть использованы при дальнейших исследованиях вопросов, относящихся к наказанию в виде исправительных работ.

Практическое значение диссертационного исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в работе по совершенствованию уголовного и уголовно-исполнительного законодательства.

Сформулированные в диссертации положения направлены на совершенствование правоприменительной деятельности судов и органов, исполняющих наказание в виде исправительных работ.

Кроме того, материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе при обучении курсантов и слушателей учебных заведений ФСИН России и других правоохранительных органов по курсу уголовного, уголовно-исполнительного права, а также в системе переподготовки и повышения квалификации практических работников уголовно-исполнительной системы.

Научная новизна исследования заключается в том, что на основе теоретических и эмпирических результатов исследования сделана попытка комплексной разработки проблем применения исправительных работ с учетом положений обновленной нормативной базы, регулирующей указанные вопросы (Уголовный кодекс РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Федеральный закон РФ от 8 декабря 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации»).

На основе обобщения судебной практики, результатов социологических исследований дана уголовно-правовая характеристика назначения наказания в виде исправительных работ, уголовно-правовая и криминологическая характеристика злостного уклонения от отбывания наказания и рецидива среди осужденных к исправительным работам.

Изучение нормативной базы, теоретических исследований, научных публикаций, обобщение правоприменительной и судебной практики, анализ результатов интервьюирования судей, сотрудников уголовно-исполнительных инспекций позволили разработать предложения по дальнейшему совершенствованию практики применения наказания в виде исправительных работ.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Исправительные работы являются более мягким видом наказания, чем штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Это объясняется тем, что в современных социально-экономических условиях последствия применения штрафа или лишегіия права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью более серьезны для осужденного, чем назначение исправительных работ.

2. Отказ законодателя от возможности назначения исправительных работ лицам, имеющим основное место работы, не отвечает социальным потребностям современного общества и государства, стремящегося гуманизировать карательную политику.

В ходе исследования установлено, что в настоящее время необходимо применение двух видов исправительных работ: по основному месту работы и в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с органами, ведающими исполнением данного вида наказания.

3. Исправительные работы следует назначать только лицам, впервые совершившим преступления небольшой или средней тяжести.

В процессе исследования была выявлена тенденция назначения судами исправительных работ без достаточных к тому оснований. По имеющимся данным уровень рецидива среди лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость, но осужденных при этом к исправительным работам, составляет 97 %. Среди лиц, впервые осужденных к исправительным работам, — только 0,12%.

4. В настоящее время единственно возможным средством контроля за поведением осужденных к исправительным работам, склонных к совершению правонарушений, является возложение на них дополнительных обязанностей.

5. Предложения по совершенствованию уголовного и уголовно- исполнительного законодательства.

Источник: http://www.dslib.net/kriminal-pravo/ispravitelnye-raboty-kak-vid-ugolovnogo-nakazanija.html

Исправительные работы: значение, проблемы применения

Понятие и сущность наказания в виде исправительных работ


Данная статья посвящена феномену исправительных работ в российской правовой практике. Обосновывается значение применения данного вида наказания, а также проблемы, с которыми приходится сталкиваться при его реализации.

Ключевые слова: наказание, исправительные работы, карательная политика, гуманизация, реализация наказания

При назначении наказания лицу, совершившему преступление необходимо учитывать характер и общественную опасность совершенного им деяния, а также данные о личности самого преступника, что способствует реализации принципов и задач уголовного законодательства.

В последнее время наблюдается гуманизация карательной политики государства, что нашло свое отражение и в применении уголовного законодательства, выражающейся в индивидуализации наказания. Одним из таких направлений выступает применение в качестве наказания исправительных работ.

Государство, проводя гуманизацию карательной политики, не только повышает лояльность населения к себе и своей деятельности, а также дает шанс лицу, совершившему преступное деяние, исправиться, назначая более мягкий вид наказания, тем самым поощряя виновного на правомерное поведение.

Кроме того, государство таким образом предупреждает распространение преступности в дальнейшем.

Связано это с тем, что, как правило, «лица, отбывшие лишение свободы, возвращаясь в общество, распространяют и пропагандируют криминальные традиции и обычаи среди населения, особенно среди молодежи, что является одной из причин роста преступности среди несовершеннолетних и других неустойчивых граждан, способствует повышению криминогенного потенциала общества» [8].

Исправительные работы — это мера государственного принуждения, применяемая в качестве основного вида наказания к осужденному как имеющему, так и не имеющему основное место работы, с удержанием части его заработной платы, от пяти до двадцати процентов, в доход государства.

Исправительные работы с уверенность можно назвать гуманизацией карательного направления уголовной политики, так как данный вид уголовного наказания является более мягким по сравнению с остальными и выступает альтернативным по отношению к аресту, лишению свободы, смертной казни.

Популярность и гуманизм исправительных работ в первую очередь проявляется в том, что данный вид наказания не требует обязательной изоляции осужденного от общества, цели наказания достигаются материальными ограничениями, а в случаях назначения их отбывания на основном месте работы еще и ограничением трудовых прав осужденного, а также исправительно-трудовым воздействием, выражающемся в том, что с осужденными проводятся воспитательные работы, организуемые инспекцией, с привлечением общественности и трудовых коллективов по месту работы. По отношению же к тем осужденным, которых в последствие трудоустраивают органы местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, исправительные работы можно назвать благом, ведь осужденный не только исправляется на моральном уровне, но еще и получает работу и, соответственно, доход, на который может жить, обеспечивать себя и свою семью. Ведь ни для кого не секрет, что одним из детерминантов преступности является высокий уровень безработицы.

Из вышесказанного следует, что данный вид наказания предпочтительнее для лиц, не имеющих постоянного места работы, к тому же, в случае, если осужденный зарекомендует себя в качестве хорошего работника во время отбывания исправительных работ, есть основания полагать, что работодатель предоставит ему работу в дальнейшем на постоянной основе.

Стоит сразу оговориться, что «поскольку отбывание исправительных работ неразрывно связано с трудовой деятельностью, то данный вид наказания не может быть назначен нетрудоспособному гражданину» [6, с. 20].

Ограничения, при которых не назначаются исправительные работы, предусмотрены ч. 5 ст.

50 УК РФ, они «не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву» [1].

Не смотря на все плюсы уголовного наказания в виде исправительных работ, имеется существенный минус, который не предусмотрен законодателем, а именно трудоустройство осужденного, после вынесения и вступления в законную силу приговора суда.

Если с теми осужденными, которые имеют основное место работы, на практике особых проблем не возникает, то в отношении тех, которые не имеют такового, возникает вопрос: «Куда их трудоустраивать?».

«По смыслу закона, указание в приговоре места отбывания осужденным исправительных работ не требуется, место отбывания определяется уголовно-исполнительной инспекцией при исполнении приговора в зависимости от наличия или отсутствия у лица основного места работы» [3].

Законом предусмотрено, что осужденный отбывает наказание в районе места жительства [2], что также не всегда дает реальные возможности реализации данного предписания, ведь на территории Российской Федерации имеются населенные пункты, где не только нет возможности трудоустроиться, но даже цивилизация до таких районов «никак не может дойти».

Кроме того, наряду с указанной проблемой возникает еще один немаловажный вопрос: «Может ли осуждённый отказаться от конкретного вида работ, например, в случае, если она не соответствует его квалификации?».

В ч. 4 ст. 40 УИК РФ указано, что «осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы», соответственно, он будет направлен на ту работу, которую ему определит местное самоуправление по согласованию с инспекцией.

Как правило, назначается физическая работа и на квалификацию подсудимого никто не обращает никакого внимания.

В данном случае, не смотря на гуманизацию карательной политики, стоит поставить вопрос о справедливости индивидуализации наказания.

Выход имеется в том случае, если осужденный, который не имеет основного места работы на момент вынесения приговора судом, может по собственной инициативе до постановки на учет в уголовно-исполнительной инспекции устроится на работу по своему желанию.

Однако в данном случае может иметь место противоречие резолютивной части приговора, согласно которой исправительные работы должны отбываться в местах, которые определяют органы местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

Если избранное осужденным место работы находится в районе его места жительства, то существенных сложностей в организации исполнения назначенного наказания не возникает.

«В случае трудоустройства осужденного, не имевшего основное место работы, до постановки на учет инспекции в организацию, не определенную органом местного самоуправления, инспекция согласовывает с органом местного самоуправления данную организацию в качестве места для отбывания исправительных работ» [9].

В случае же, когда осужденный самостоятельно трудоустраивается на работу, которая находится за пределами района его места жительства, это противоречит законодательству, в частности ч. 1 ст. 50 УК РФ и ч. 1 ст. 39 УИК РФ, соответственно, единственным выходом, не противоречащим закону, является увольнение с последующим устройством на работу, определенную органами местного самоуправления и уголовно-исполнительной инспекцией.

Таким образом, в законодательстве Российской Федерации, несомненно, наблюдается гуманизация карательной политики, что выражается, в том числе, и в применении уголовного наказания в виде исправительных работ.

Однако законодатель не предусмотрел до конца реализацию наказания на практике, так как имеются существенные проблемы его исполнения, что требует доработки норм закона и уточнения многих положений, в частности, что является «районом места жительства»; куда трудоустраивать осужденных при отсутствии рабочих мест; идти на уступки при трудоустройстве осужденного самостоятельно, на что необходимо закрепить право в нормах закона; трудоустраивать осужденных согласно их квалификации и образованию.

Литература:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации: с изм. и доп., вступ. в силу с 30.03.2017 г. // Собр. законодательства РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.

Источник: https://moluch.ru/archive/149/42049/

Исправительные работы, как вид уголовного наказания

Понятие и сущность наказания в виде исправительных работ

Исправительные работы – это разновидность уголовного наказания, применимого только к преступникам и только по решению суда.

Если судья посчитает доказанным тот факт, что подсудимый действительно провинился и совершил неправомерные действия по отношению к другим лицам или государству, то он принудит его поработать на благо общества в виде поучительного наказания.

В этой статье вы можете больше узнать об обстоятельствах, которые могут смягчить наказание в рамках уголовного производства.

Суть исправительных работ заключается в привлечении к труду в принудительном порядке человека, при этом часть полученных доходов будет удерживаться в пользу государства.

Другими словами, осужденный будет продолжать работать в обычном режиме, если суд не назначил ничего другого, но при этом государство будет взымать с его оклада определенную часть – размер отчислений может составлять от 5 до 25 процентов.

Удержание той части, которая была указана в приговоре, будет производиться каждый месяц.

Удержание будет производиться также из всех других выплат, которые получает осужденный.

А если зарплата выплачивается не в материальном, а натуральном виде, тогда будет производиться расчет, какую часть удержать из нее.

При этом налоги и другие платежи, которыми облагается заработная плата, не исключаются.

Знайте,исправительные работы обычно не означают лишение свободы.

Но это не значит, что их не могут назначить преступнику, который осужден к лишению свободы за другие, более тяжелые наказания.

Также законодательством Российской Федерации предусмотрены исключительные случаи, когда исправительные работы могут быть заменены временным лишением свободы.

Цель исправительных работ – не только ограничение свободы и наказание преступника с удержанием части его доходов, но его исправление.

Cчитается, что принудительная трудовая деятельность на благо государства дает больший эффект и предупреждает рецидивы, чем заключение преступника.

Виды исправительных работ за уголовное преступление

Если судом принудительно назначены исправительные работы, виды их могут быть следующими:

  • по официальному месту работы осужденного;
  • с отбыванием в тех местах, которые будут определены местными органами управления и органами, которые контролируют исполнение приговора – обычно это какие-либо предприятия в регионе места жительства осужденного;

Таким образом, наказание в виде исправительных работ может быть назначено и официально трудоустроенному лицу, и постоянно или временно неработающему.

Исполнение решения суда по исправительным работам за уголовное преступление

Выбирая исправительные работы как меру уголовного наказания, суд всегда учитывает характер совершенного преступления.

Эта мера адекватного наказания обычно избирается, если преступление средней или легкой тяжести.

Осуждены могут быть:

  • лица, нарушившие Уголовный кодекс РФ.
  • лица, достигшие 16 лет, в отдельных случаях при убийстве или изнасиловании, и 14 лет.

Но при этом суд основательно проверяет психическое состояние подсудимого, мог ли он отдавать себе отчет в том, что совершает преступление.

Если доказана невменяемость подсудимого, то приговор в виде исправительных работ не выносится.

Подобная мера наказания после судебного заседания может быть сразу же внесена судьей в приговор.

Или же он вносит ее позже, как смягчающее наказание после вынесения более тяжкого, то есть, в качестве замены лишения свободы.

В законодательстве России четко определены также лица, которые не могут быть привлечены к наказанию исправительными работами.

Это:

  • беременные женщины;
  • матери малолетних детей (до 3 лет);
  • инвалиды первой степени, имеющие официальное подтверждение этого;
  • военнослужащим-призывникам или контрактникам, которые занимают должность в рядовом или сержантском составе, если на момент вынесения приговора срок службы по призыву не истек.

То есть, такая мера наказания не применяется к лицам, трудовая деятельность которых временно ограничена.

Сразу же после вынесения приговора и вступления его в силу, осужденный обязан встать на учет в уголовно-исполнительной инспекции по месту жительства.

Смотрите здесь, как и в какой срок можно оспорить судебное решение путем подачи апелляционной жалобы.

Все моменты проведения исполнительных работ как уголовного наказания регулируются статьей 7 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.

Официально трудоустроенный осужденный уведомляет инспекцию о месте своей работы, туда направляется извещение, как только оно получено администрацией, начинается исполнение приговора.

Если же осужденный не трудоустроен, место работы для него выбирает уголовно-исполнительная инспекция.

Тут более подробно написано, как встать на учет в центр занятости.

Условия выполнения исправительных работ за уголовное преступление

Отбывание наказания исправительных работ производится по строго установленным правилам, осужденный обязан прилежно выполнять возложенные на него обязанности и задания.

Если он получает повестку от уголовно-исполнительной инспекции, он должен явиться в указанное время для контроля выполнения наказания.

Человек, получивший исправительные работы в наказание, не имеет права в этот период самовольно увольняться с места работы.

Для этого требуется разрешение уголовно-исполнительной инспекции.

Его можно получить, только если для увольнения по собственному желанию действительно есть веские основания.

Осужденный не может отказываться от вида и срока работ, которые на него возложены, равно как и от места их выполнения.

Если работа сменяется или осужденный меняет место жительства, он обязан об этом сообщить в уголовно-исполнительную инспекцию не позднее чем в десятидневный срок.

Замена исправительных работ на лишение свободы может быть назначена уголовно-исполнительной комиссией:

  1. если осужденный злостно уклоняется от выполнения условий приговора;
  2. нарушает эти условия, не является на место работы, сознательно вредит;
  3. или же меняет без предупреждения место жительства.

Согласно действующему в Российской Федерации законодательству, если назначены исправительные работы, срок их исчисляется от двух месяцев до двух лет.

Если срок подобного наказания превышает один год, то осужденный имеет право на законный отпуск продолжительностью 18 месяцев.

Этот отпуск будет оплачен той организацией, в которой осуществляется исполнения наказания осужденным, после согласования с уголовно-исполнительной инспекцией.

Другие виды отпусков, предусмотренных Трудовым Кодексом РФ, тоже могут быть назначены при наличии располагающих к этому обстоятельств, так же, как и оплачиваемый больничный.

Если исправительные работы были заменены на лишение свободы, то срок его будет определяться из расчета один день лишения свободы за три дня невыполненных исполненных работ.

При первом прогуле или появлении на работе в нетрезвом виде выносится порицание, при повторном – приговор пересматривается и заменяется более жестким.

Какие последствия уклонения от исправительных работ?

Прогулы, как, кстати, и другие нарушения, могут стоить приговоренному к исправительным работам комфортных условий отбывания наказания.

В УИК РФ перечислены следующие виды нарушений:

  1. невыход на работу в течение 5 дней после того, как в инспекции будет выбрано место работы;
  2. пропуск визитов в инспекцию;
  3. прогул;
  4. появление на работе в нетрезвом виде или под действием наркотиков.

После 1-го такого нарушения приговоренному к исправительным работам выносят предупреждение. А вот повторное нарушение порядка отбывания наказания теми осужденными, которые уже имеют письменное предупреждение, считается злостным уклонением.

Суд может пересмотреть свой выбор наказания по отношению к злостным уклонистам и заменить его более строгим. В данном случае могут быть использованы принудительные работы или лишение свободы.

Как следует из названия такого вида уголовного наказания, как исправительные работы, их основная цель — направить осужденного на путь исправления, дав ему возможность работать, но при этом находиться по месту своего жительства, а не в тюрьме.

У осужденного с началом исполнения наказания появляется обязанность постоянно вести трудовую деятельность с перерывами только по уважительным причинам. Но в целом отношения между осужденным и работодателем продолжают регулироваться трудовым законодательством.

Источник: https://urist.one/dolzhnostnye-prestupleniya/nakazaniya/ispravitelnye-raboty.html

Юрист Воеводин
Добавить комментарий