Особенности осуществления надзора за осужденными в колониях поселениях

Уголовно-исполнительное право в вопросах и ответах

Особенности осуществления надзора за осужденными в колониях поселениях

Режим в исправительных учреждениях есть установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы. В режимных требованиях и ограничениях воплощается кара, составляющая сущность наказания.

Режимные требования распространяются и на иных субъектов уголовно-исполнительных правоотношений.

В сферу действия режима попадают не только осужденные, но и персонал и иные лица, участвующие в исправлении осужденных или находящиеся на территории исправительного учреждения.

Правила режима распространяются как на территорию исправительного учреждения, так и на прилегающие (режимные) территории. Режимные территории создаются с целью недопущения проникновения на территорию исправительного учреждения запрещенных предметов.

Основными задачами режима являются обеспечение охраны и изоляции осужденных, постоянный надзор за осужденными, надлежащее исполнение возложенных на осужденных обязанностей, реализация прав и законных интересов осужденных, обеспечение личной безопасности осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, обеспечение различных условий содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, изменение во время отбывания наказания условий содержания осужденных в зависимости от их поведения.

В установленных правоограничениях и обязательных правилах поведения реализуются карательная и воспитательная функции режима, относящиеся к осужденным.

Режим, сам являясь средством исправления, в то же время обеспечивает условия для применения других средств исправления, устанавливая порядок (принудительный) их применения. Это обеспечивающая функция режима.

Важнейшей функцией режима является превентивная (социального контроля), связанная с предупреждением правонарушений как со стороны осужденных, так и иных лиц. Субъектом такого контроля является персонал, а объектом — осужденные и иные лица.

Что относится к специальным средствам обеспечения режима?

Специальным средствам обеспечения режима посвящена отдельная глава 12 УИК РФ, где регулируются вопросы охраны и надзора за осужденными; меры безопасности; оперативно-розыскная деятельность; режим особых условий в исправительных учреждениях. Безусловно, соблюдение осужденными требований режима обеспечивается не только специальными средствами.

Главным элементом содержания наказания в виде лишения свободы является физическая изоляция осужденных. Степень физической изоляции разных категорий осужденных неодинакова и зависит от вида исправительного учреждения (например, колония-поселение или исправительная колония особого режима) и поведения осужденных (например, облегченные условия или помещение камерного типа).

Изоляция обеспечивается путем охраны, в том числе с использованием инженерно-технических средств, организуемой по внешнему периметру территории исправительного учреждения, и дополнительной охраны специальных помещений (штрафной изолятор, дисциплинарный изолятор) внутри. Охрана направлена также на обеспечение безопасности объектов исправительных учреждений, пресечение массовых беспорядков, предупреждение побегов осужденных и проникновения на территорию исправительного учреждения запрещенных предметов и лиц, не имеющих на то права.

Постоянный надзор за осужденными осуществляется круглосуточно на всех объектах исправительного учреждения и прилегающих режимных территориях и имеет целью обеспечение безопасности осужт денных, персонала и иных лиц, предупреждение правонарушений со стороны осужденных и иных лиц.

Для надзора и контроля могут использоваться технические средства (аудиовизуальные, электронные), о чем предупреждаются (под расписку) все осужденные.

Отдельные категории осужденных (склонные к гомосексуализму или лесбиянству, имеющие психические расстройства, склонные к побегу, к нападениям на представителей администрации и т. д.) ставятся на профилактический учет.

Надзор осуществляется также путем периодических проверок наличия осужденных и соблюдения ими распорядка дня. Проверки наличия осужденных проводятся ежедневно утром и вечером.

В необходимых случаях проверки могут проводиться в любое время суток.

Проверка осужденных в колониях-поселениях, проживающих с семьями, осуществляется путем их явки до четырех раз в месяц для регистрации к оперативному дежурному колонии, а также путем посещения сотрудниками их места жительства.

Передвижение групп осужденных по территории колонии (за исключением колоний-поселений) осуществляется строем в установленном администрацией порядке. В личное время осужденные могут передвигаться вне строя с разрешения представителей администрации.

Передвижение осужденных, отбывающих наказание в строгих условиях, за пределами запираемых помещений осуществляется только в сопровождении сотрудника колонии.

В период от отбоя до подъема нахождение осужденных за пределами общежития без разрешения администрации не допускается.

Надзор и контроль осуществляется также путем цензуры переписки; контроля за проведением свиданий и телефонных разговоров; наблюдения за поведением осужденных, находящихся за пределами исправительного учреждения.

Осужденные, а также помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных — досмотру. Личный обыск проводится лицами одного пола с осужденным.

Обыск жилых помещений при наличии в них осужденных допускается в случаях, не терпящих отлагательства.

Обнаруженные у осужденных деньги изымаются и передаются в финансовую часть, где они зачисляются на лицевой счет осужденного, а иные ценности передаются на хранение на склад, о чем владельцу выдается квитанция.

Осужденные не имеют права пользования и распоряжения ими в период отбывания наказания. Запрещенные предметы, а также вещи сверх установленного веса передаются на хранение или уничтожаются по акту, о чем осужденный уведомляется под роспись. Деньги и ценности, владелец которых не установлен, обращаются в доход государства.

Осужденные в исправительных колониях, за исключением колоний-поселений, обязаны носить одежду установленного образца с нагрудными знаками, на которых указывается фамилия, имя, отчество осужденного и номер отряда, и нарукавными знаками, на которых указывается должность (бригадир).

Объектом надзора являются также и лица, находящиеся на территории исправительного учреждения или режимных территориях (кроме указанных в ч. 1 и 2 ст. 24 УИК РФ).

Администрация исправительного учреждения может производить досмотр этих лиц, принадлежащих им вещей и транспортных средств, а обнаруженные запрещенные предметы изымать.

В этом случае такие лица могут привлекаться в установленном порядке к административной ответственности.

Впервые в уголовно-исполнительном законодательстве регламентировано проведение оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях (ст. 84 УИК РФ).

Оперативно-розыскная деятельность как средство обеспечения режима направлена на обеспечение личной безопасности осужденных, персонала и иных лиц; предупреждение, выявление и раскрытие преступлений и иных правонарушений; розыск скрывшихся осужденных; содействие другим правоохранительным органам в выявлении и раскрытии преступлений. Оперативные аппараты исправительных учреждений осуществляют свою деятельность на основе Федерального закона от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». В необходимых случаях для проведения оперативно-розыскных мероприятий могут привлекаться на конфиденциальной основе совершеннолетние осужденные.

При возникновении чрезвычайных ситуаций может быть применено чрезвычайное средство обеспечения режима в исправительном учреждении — введен режим особых условий (ст. 85 УИК РФ).

Основанием для введения могут быть обстоятельства внешнего (стихийное бедствие в районе исправительного учреждения; введение чрезвычайного положения в соответствии с Законом РФ от 17.05.1991 г.

№ 1253-1 «О чрезвычайном положении» или военного положения) и внутреннего (массовые беспорядки; групповое неповиновение осужденных) характера.

В период действия режима особых условий в исправительном учреждении может быть приостановлено осуществление прав осужденных, предусмотренных ст.

88—97 УИК РФ; введен усиленный вариант охраны и надзора; введен особый порядок допуска на объекты исправительного учреждения; ограничена деятельность некоторых служб исправительного учреждения, за исключением медико-санитарных.

Режим особых условий вводится на срок до 30 суток (с возможностью продления еще на 30 суток) решением Министра юстиции РФ либо начальника территориального органа уголовно-исполнительной системы, согласованным с Генеральным прокурором РФ либо прокурором субъекта Федерации.

В исключительных случаях, при возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью осужденных, персонала или иных лиц, начальник исправительного учреждения может самостоятельно вводить меры, предусмотренные режимом особых условий. О принятом решении немедленно уведомляются соответствующее должностное лицо, которое в течение трех суток принимает решение о введении режима особых условий или об отмене решения начальника исправительного учреждения.

В случаях оказания осужденными сопротивления персоналу, злостного неповиновения законным требованиям персонала, проявления буйства, участия в массовых беспорядках, захвата заложников, нападения на граждан или совершения иных общественно опасных действий, а также при побеге или задержании бежавших из исправительных учреждений осужденных в целях пресечения указанных противоправных действий, а также предотвращения причинения этими осужденными вреда окружающим или самим себе могут применяться меры безопасности (физическая сила, специальные средства и оружие). Порядок применения этих мер уже рассматривался выше.

Одним из средств обеспечения режима являются также меры дисциплинарного воздействия (поощрения и взыскания), которые одновременно есть средства стимулирования правопослушного поведения осужденных.

Источник: https://isfic.info/samet/funt48.htm

Об утверждении Инструкции по организации надзора за лицами, содержащимися в исправительных учреждениях Министерства юстиции Республики Казахстан

Особенности осуществления надзора за осужденными в колониях поселениях

      Сноска. Утратил силу приказом Министра внутренних дел РК от 29.03.2012 № 182 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования).

      Сноска. В заголовок внесены изменения — приказом Министра юстиции РК от 12 мая 2005 года N 128. 

      В целях совершенствования деятельности исправительных учреждений Министерства юстиции Республики Казахстан приказываю:

     1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации надзора за лицами, содержащимися в исправительных учреждениях Министерства юстиции Республики Казахстан.
     Сноска. В пункт 1 внесены изменения — приказом Министра юстиции  РК от 12 мая 2005 года N 128.
     2.

Комитету уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан обеспечить строгое руководство данной Инструкцией в практической деятельности.
     3.

Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Председателя Комитета УИС Министерства юстиции Республики Казахстан.

     4. Приказ вводится в действие с 1 января 2002 года.

     Министр

    Согласовано                         Утверждена    Генеральная прокуратура             Приказом Министра юстиции    Республики Казахстан                Республики Казахстан

                                       от 11 декабря 2001 года N 154

Инструкцияпо организации надзора за лицами, содержащимися в исправительных учреждениях

Министерства юстиции Республики Казахстан

      Сноска. По всему тексту слово «УКУИС» заменены словами «ДУИС КУИС» приказом Министра юстиции РК от 22.12.2010 № 341 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

     Сноска. В заголовок внесены изменения — приказом Министра юстиции  РК от 12 мая 2005 года N 128.

Глава 1. Общие положения

     1. Надзор является одними из средств обеспечения установленного порядка отбывания наказания осужденными.
     Сноска. В пункт 1 внесены изменения — приказом Министра юстиции  РК от 12 мая 2005 года N 128.
     2. Организация и руководство службой надзора возлагается на заместителя начальника исправительного учреждения по режиму.

При исполнении задач по надзору сотрудникам исправительных учреждений (далее — ИУ) запрещено вступать с осужденными и их родственниками в контакты, не предусмотренные их функциональными обязанностями.
     Сноска. В пункт 2 внесены изменения — приказом Министра юстиции  РК от 12 мая 2005 года N 128.

; от 5 декабря 2007 года N 327 (вводится в действие со дня официального опубликования).
     3.

Надзор в ИУ — это система мер, направленных на обеспечение процесса исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы, путем постоянного контроля за поведением осужденных в местах их размещения и работы, предупреждения и пресечения их противоправных действий, обеспечения изоляции, а также безопасности осужденных и сотрудников администрации ИУ.

     4.

Надзор в ИУ включает в себя:      1) постоянное наблюдение за поведением осужденных с целью предотвращения и пресечения совершения ими новых преступлений и других антиобщественных поступков;      2) обеспечение выполнения осужденными распорядка дня, своих обязанностей, предусмотренных Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее — Правила внутреннего распорядка);      3) осуществление установленного пропускного режима между жилой и производственной зонами, изолированными участками, цехами и другими объектами, контроль за соблюдением осужденными порядка передвижения, ношения предусмотренной формы одежды;      4) проведение проверок наличия осужденных в местах их размещения и работы;      5) контроль за исправностью инженерных заграждений и средств блокировки подземных коммуникаций и сооружений, изолированных участков, просматриваемых коридоров, а также за состоянием внутренней запретной зоны и прилегающих к ней 15-ти и 50-метровых полос. Выполнение работ, в пределах этой территории, осуществляются только по согласованию и под руководством режимного отделения ИУ;      6) пресечение использования осужденными не по назначению промышленного оборудования, рабочего инструмента, электроэнергии, сырья и материалов, а также предотвращение самовольного возведения ими различных строений, шкафов, хранилищ;      7) проведение обысков осужденных, помещений, а также осмотров территорий жилых зон и производственных объектов, изъятие предметов, изделий и веществ, хранение которых осужденным запрещено;

     8) контроль за поведением осужденных, пользующихся правом передвижения без конвоя или без сопровождения, а также осужденных, которым в соответствии с законом разрешено проживание вне ИУ;

     9) обеспечение порядка проведения свиданий с родственниками и иными лицами, контроль заведением телефонных переговоров;      10) досмотр, проверку и выдачу посылок, передач и бандеролей, поступающих в адрес осужденных;      11) сопровождение транспортных средств по территории объекта, контроль за погрузочно-разгрузочными работами;      12) контроль за соблюдением лицами, работающими на объектах ИУ, установленного порядка взаимоотношений с осужденными, проведение в необходимых случаях досмотра вещей и одежды этих лиц при входе на объекты ИУ и выходе из них;

     13) обеспечение установленного порядка отбывания наказания осужденными в помещениях камерного типа (далее — ПКТ), штрафных изоляторах (далее — ШИЗО), дисциплинарных изоляторах (далее — ДИЗО), строгих условиях и одиночных камерах;

Источник: https://tengrinews.kz/zakon/pravitelstvo_respubliki_kazahstan_premer_ministr_rk/ugolovnoe_pravo/id-V010001723_/

Юрист Воеводин
Добавить комментарий