Образец соглашения о примирении сторон по кас РФ

Образец соглашения о примирении сторон по кас РФ

Образец соглашения о примирении сторон по кас РФ

Настоящее соглашение подписано [ число, месяц, год ] в Российской Федерации, городе [ вписать нужное ] и подлежит утверждению [ наименование суда ] в порядке, предусмотренном статьей 137 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Настоящее соглашение заключается Сторонами на основании статьи 137 Кодекса административного судопроизводства РФ в целях устранения спора, явившегося причиной предъявления исковых требований Административного истца к Административному ответчику, возникших в связи с [ указать суть спора, например, оспариванием результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего Административному истцу на праве собственности ], при том понимании, что: [ кратко описать суть спора ].[ Ф. И. О. и паспортные данные, ИНН (для ИП)/полное наименование организации, ИНН/ОГРН, Ф. И. О. и должность представителя, документ, подтверждающий его полномочия, адрес регистрации, адрес для корреспонденции ], именуемое в дальнейшем «Административный истец», с одной стороны и[ Ф. И. О. и паспортные данные, ИНН (для ИП)/полное наименование организации, ИНН/ОГРН, Ф. И. О. и должность представителя, документ, подтверждающий его полномочия, адрес регистрации, адрес для корреспонденции ], именуемое в дальнейшем «Административный ответчик», с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящее соглашение о нижеследующем.

Соглашение о примирении

  • соглашение участников с обстоятельствами дела;
  • частичны или же полный отказ стороны от выдвинутых требований;
  • полное или же частичное признание вдвинутых требований.

Если стороны обращают за решением налоговых вопросов, то им важно помнить, что предметом соглашения о примирении не может являться:

Оно помогает решить взаимные претензии и решить каким образом каждая из сторон могла пойти на уступки. Когда данные вопросы решены и утверждены для принятия обеими сторонами, то тогда соглашение примирения вступает в силу, а судебное делопроизводство останавливается.

Соглашение о примирении предусматривает несколько разнообразных элементов гражданско-правовых методов для исполнения обязательств. Закроют ли дело по заявлению о примирении сторон? Например, сторона может воспользоваться отсрочкой по выплатам, рассрочкой или уступкой прав.

Мировое соглашение содействует примирению сторон.

Это служит и на пользу суду, поскольку значительно снизилось количество обращений по поводу решения подобных конфликтов.

Кас рф, статья 137

По ходатайству сторон, их представителей суд приостанавливает производство по административному делу на срок, необходимый для примирения сторон.

На определение суда об утверждении соглашения о примирении сторон или об отказе в утверждении указанного соглашения может быть подана частная жалоба.

По результатам рассмотрения вопроса об утверждении соглашения о примирении сторон суд выносит определение об утверждении соглашения о примирении сторон или об отказе в утверждении указанного соглашения.3.

Стороны могут урегулировать спор, заключив соглашение о примирении сторон.

Соглашение о примирении сторон заключается в письменной форме и подписывается сторонами или их представителями при наличии у них соответствующих полномочий.

Соглашение о примирении сторон должно содержать условия, на которых стороны пришли к примирению, а также порядок распределения судебных расходов, в том числе расходов на оплату услуг представителей.8.

При утверждении судом соглашения о примирении сторон производство по административному делу прекращается полностью или в соответствующей части.

Статья 137 КАС РФ

Вопрос об утверждении соглашения о примирении сторон рассматривается судом в судебном заседании, в том числе в предварительном судебном заседании.

Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, в том числе предварительного судебного заседания.

Пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам

Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, или их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, является препятствием для утверждения соглашения о примирении сторон.

По итогам проведения судебного заседания по вопросу об утверждении соглашения о примирении суд принимает определение либо об утверждении соглашения о примирении, либо об отказе в утверждении с указанием причин. Определения принимаются в виде отдельного судебного акта.

Судебное заседание по вопросу об утверждении соглашения о примирении проводится с целью осуществления судом контроля за этим распорядительным действием.

Если хотя бы одно из этих условий нарушается, то суд отказывает в утверждении соглашения о примирении.6. По результатам рассмотрения вопроса об утверждении соглашения о примирении сторон суд выносит определение об утверждении соглашения о примирении сторон или об отказе в утверждении указанного соглашения.8.

Процессуальные последствия утверждения соглашения о примирении заключаются в том, что производство по административному делу подлежит прекращению (п. 4 ч. 1 ст. 194 КАС) и повторное обращение в суд с тождественным административным иском (по тем же предмету, основанию и участием тех же субъектов) недопустимо (ч. 1 ст.

195 КАС).

Примирение сторон

Примирение сторон может касаться только их прав и обязанностей как субъектов спорных публичных правоотношений и возможно в случае допустимости взаимных уступок сторон.

В случае утверждения судом соглашения о примирении сторон производство по административному делу прекращается полностью или в соответствующей части.

На определение суда об утверждении соглашения о примирении сторон или об отказе в утверждении указанного соглашения может быть подана частная жалоба.

Вопрос об утверждении соглашения о примирении сторон рассматривается судом в судебном заседании, в том числе в предварительном судебном заседании.

Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, в том числе предварительного судебного заседания.

Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, или их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, является препятствием для утверждения соглашения о примирении сторон.

Исполнение соглашения о примирении сторон осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены указанным соглашением. 8. При утверждении судом соглашения о примирении сторон производство по административному делу прекращается полностью или в соответствующей части.4.

Вопрос об утверждении соглашения о примирении сторон рассматривается судом в судебном заседании, в том числе в предварительном судебном заседании.

Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, в том числе предварительного судебного заседания.

Статья упк рф о примирении сторон по уголовному делу? Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, или их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, является препятствием для утверждения соглашения о примирении сторон.

8.

При утверждении судом соглашения о примирении сторон производство по административному делу прекращается полностью или в соответствующей части.4. Вопрос об утверждении соглашения о примирении сторон рассматривается судом в судебном заседании, в том числе в предварительном судебном заседании.

Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, в том числе предварительного судебного заседания.

Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, или их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, является препятствием для утверждения соглашения о примирении сторон.

Вопрос об утверждении соглашения о примирении сторон рассматривается судом в судебном заседании, в том числе в предварительном судебном заседании, по результатам которых суд выносит определение об утверждении соглашения о примирении сторон или об отказе в утверждении указанного соглашения. Суд вправе приостановить производство по административному делу на срок, необходимый для примирения сторон, по соответствующему ходатайству сторон, их представителей.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.2. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации: федер. Закон Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ//Собрание законодательства РФ. — 2015. — № 9. 2.

По ходатайству сторон, их представителей суд приостанавливает производство по административному делу на срок, необходимый для примирения сторон.3. Стороны могут урегулировать спор, заключив соглашение о примирении сторон.

Соглашение о примирении сторон заключается в письменной форме и подписывается сторонами или их представителями при наличии у них соответствующих полномочий.

Соглашение о примирении сторон должно содержать условия, на которых стороны пришли к примирению, а также порядок распределения судебных расходов, в том числе расходов на оплату услуг представителей. 2.

Ходатайство о примирении сторон по уголовному делу частного обвинения? По ходатайству сторон, их представителей суд приостанавливает производство по административному делу на срок, необходимый для примирения сторон.3. Стороны могут урегулировать спор, заключив соглашение о примирении сторон.

Соглашение о примирении сторон заключается в письменной форме и подписывается сторонами или их представителями при наличии у них соответствующих полномочий.

Соглашение о примирении сторон должно содержать условия, на которых стороны пришли к примирению, а также порядок распределения судебных расходов, в том числе расходов на оплату услуг представителей.

По ходатайству сторон, их представителей суд приостанавливает производство по административному делу на срок, необходимый для примирения сторон.

Стороны могут урегулировать спор, заключив соглашение о примирении сторон.

Соглашение о примирении сторон заключается в письменной форме и подписывается сторонами или их представителями при наличии у них соответствующих полномочий.

Соглашение о примирении сторон должно содержать условия, на которых стороны пришли к примирению, а также порядок распределения судебных расходов, в том числе расходов на оплату услуг представителей.

Вопрос об утверждении соглашения о примирении сторон рассматривается судом в судебном заседании, в том числе в предварительном судебном заседании.

Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, в том числе предварительного судебного заседания.

Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, или их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, является препятствием для утверждения соглашения о примирении сторон.

7. На определение суда об утверждении соглашения о примирении сторон или об отказе в утверждении указанного соглашения может быть подана частная жалоба.6.

По результатам рассмотрения вопроса об утверждении соглашения о примирении сторон суд выносит определение об утверждении соглашения о примирении сторон или об отказе в утверждении указанного соглашения.

Статья 137

По ходатайству сторон, их представителей суд приостанавливает производство по административному делу на срок, необходимый для примирения сторон.

Вопрос об утверждении соглашения о примирении сторон рассматривается судом в судебном заседании, в том числе в предварительном судебном заседании.

Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, в том числе предварительного судебного заседания.

Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, или их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, является препятствием для утверждения соглашения о примирении сторон.

Стороны могут урегулировать спор, заключив соглашение о примирении сторон.

Соглашение о примирении сторон заключается в письменной форме и подписывается сторонами или их представителями при наличии у них соответствующих полномочий.

Соглашение о примирении сторон должно содержать условия, на которых стороны пришли к примирению, а также порядок распределения судебных расходов, в том числе расходов на оплату услуг представителей.7.

Исполнение соглашения о примирении сторон осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены указанным соглашением. Не исполненное в добровольном порядке соглашение о примирении сторон подлежит принудительному исполнению по правилам главы 38 настоящего Кодекса.

Если у вас остались вопросы по статье 137 КАС РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

По результатам рассмотрения вопроса об утверждении соглашения о примирении сторон суд выносит определение об утверждении соглашения о примирении сторон или об отказе в утверждении указанного соглашения.1.

Примирение сторон может касаться только их прав и обязанностей как субъектов спорных публичных правоотношений и возможно в случае допустимости взаимных уступок сторон.6.

Разрешение вопроса о принятии отказа от административного иска и утверждении соглашения о примирении сторон в стадии подготовки не отличается от соответствующих действий судьи при судебном разбирательстве (ст. 157 КАС РФ).

Процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора. В качестве преимуществ посредничества (медиации) можно выделить следующие: 6. По результатам рассмотрения вопроса об утверждении соглашения о примирении сторон суд выносит определение об утверждении соглашения о примирении сторон или об отказе в утверждении указанного соглашения.3.

Стороны могут урегулировать спор, заключив соглашение о примирении сторон.

Соглашение о примирении сторон заключается в письменной форме и подписывается сторонами или их представителями при наличии у них соответствующих полномочий.

Соглашение о примирении сторон должно содержать условия, на которых стороны пришли к примирению, а также порядок распределения судебных расходов, в том числе расходов на оплату услуг представителей.

Читайте другие статьи на сайте:

Источник: https://urist-onlain.ru/osvobozhdenie/obrazec-soglashenija-o-primirenii-storon-po-kas-rf.html

Кас рф: первая практика и общие рекомендации по применению

Образец соглашения о примирении сторон по кас РФ

Кодекс административного судопроизводства РФ начиная с этапа внесения в качестве проекта в Госдуму и до его вступления в силу неоднократно освещался на страницах «ЭЖ» (см.

, например, «Новые правила административного судопроизводства, не вступив в силу, уже вызывают вопросы», «ЭЖ», 2015, № 12, «Кодекс административного судопроизводства: что, как и зачем?», «ЭЖ», 2015, № 35). На сегодняшний день Кодекс действует больше полугода (с 15 сентября 2015 г.

), и уже начала формироваться первая судебная практика его применения. Рассмотрим первоначальные итоги.

Кодекс административного судопроизводства РФ регулирует порядок рассмотрения Верховным судом РФ и судами общей юрисдикции (а также мировыми судьями) дел, возникших из публичных правоотношений, в частности, об оспаривании нормативно-правовых актов, об оспаривании решений, действий (бездействия) органов власти и должностных лиц и др.

Ранее нормы, регулирующие административное судопроизводство, содержались в ГПК РФ и АПК РФ, которые применялись судами общей юрисдикции и арбитражными судами при рассмотрении соответствующих категорий дел по подведомственности.

С вступлением в силу нового Кодекса соответствующие положения ГПК РФ утратили силу — теперь суды общей юрисдикции применяют КАС РФ, а арбитражные суды и Суд по интеллектуальным правам по-прежнему рассматривают административные дела по АПК РФ.

Основная идея законодателя при принятии нового процессуального кодекса заключалась в том, чтобы установить специальные правила для разрешения споров с участием публичных субъектов: если в обычном исковом производстве стороны спора находятся в равном положении, то в публичных правоотношениях равенство субъектов отсутствует. По логике законодателя, положения КАС РФ призваны отражать специфику административного судопроизводства и обеспечивать баланс интересов сторон.

Сфера применения КАС РФ

Дела, рассматриваемые в соответствии с КАС РФ, можно условно разделить на две категории:

  • защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ч. 2 ст. 1 КАС РФ), в частности: оспаривание нормативных правовых актов или актов, обладающих нормативным свойствами; оспаривание решений или действий (бездействия) публичных органов и должностных лиц; оспаривание решений или действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных публичными полномочиями, и др.;
  • обязательный судебный контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, организаций при реализации отдельных административных властных требований (ч. 3 ст. 1 КАС РФ): приостановление или ликвидация политической партии, прекращение деятельности СМИ, взыскание обязательных платежей и санкций с физических лиц, административный надзор и др.

Важно учитывать, что в данный момент КАС РФ применяют только суды общей юрисдикции. Суд по интеллектуальным правам и арбитражные суды по-прежнему рассматривают споры в соответствии с нормами АПК РФ.

Помимо этого, в данный момент вне сферы регулирования КАС РФ остаются дела об административных правонарушениях, об обращении взыскания на средства бюджетов Российской Федерации, о взыскании обязательных платежей и санкций с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

В основу Кодекса положены нормы ГПК РФ и АПК РФ, регулирующие порядок рассмотрения споров, возникших из публичных правоотношений. Однако КАС РФ содержит ряд нововведений, отражающих, в частности, специфику административного судопроизводства.

Активная («инквизиционная») роль суда

В целях обеспечения баланса интересов сторон, защиты «слабого» участника судебного процесса КАС РФ предоставляет суду активную роль в судебном процессе. Суд вправе по собственной инициативе истребовать доказательства (ч. 1 ст. 63 КАС РФ), привлечь надлежащего ответчика без согласия истца (ч. 1 ст.

43 КАС РФ), проверить соглашение о примирении на предмет допустимости взаимных уступок (ч. 5 ст. 137 КАС РФ). Кроме того, суду апелляционной инстанции предоставлена возможность самостоятельно применить меры предварительной защиты либо приостановить исполнение судебного решения по делу (ч. 1 ст. 306 КАС РФ).

Приведенные положения применяются на практике: наиболее часто суды используют полномочия по самостоятельному истребованию доказательств и привлечению надлежащего ответчика.

В одном деле, к примеру, апелляция отменила решение суда первой инстанции со ссылкой на необходимость привлечь надлежащего ответчика и истребовать доказательства (Апелляционное определение суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 01.03.2016 по делу № 33а-1755/2016).

Однако стоит отметить, что в действительности активность суда может проявляться в получении информации не только от публичного органа или должностного лица, но и от гражданина или организации.

Меры процессуального принуждения

Активная роль суда также проявляется в использовании широких полномочий по поддержанию порядка в судебном заседании, в том числе посредством применения мер процессуального принуждения. В отличие от ГПК РФ, в административном процессе суд может:

  • ограничить выступление участника судебного разбирательства или лишить его слова (ст. 118 КАС РФ). Ограничение выступления применяется, если участник судебного разбирательства касается вопроса, не относящегося к делу, а лишение слова — если участник нарушает последовательность выступлений, дважды не исполняет требования председательствующего судьи, допускает грубые выражения или оскорбительные высказывания, призывает к осуществлению незаконных действий;
  • применить меру в виде обязательства о явке — письменного обязательства своевременно являться на заседание по вызову суда (ст. 121 КАС РФ) — в отношении лица, участие которого является обязательным по закону или по решению суда. При нарушении обязательства о явке суд вправе наложить судебный штраф либо вынести определение о приводе.

Кодекс также повышает размеры судебных штрафов (ст. 122 КАС РФ), например, в отношении организаций — до 50 000 руб., в отношении должностных лиц — до 30 000 руб., в отношении граждан — до 5000 руб. В отличие от КАС РФ, максимальный размер большинства штрафов по ГПК РФ не превышает 1000 руб. (ч. 3 ст. 57, ч. 3 ст. 159 ГПК РФ и др.).

Судебное представительство

Одной из наиболее обсуждаемых новелл КАС РФ стало установление квалификационного требования к представителям — обязательного наличия высшего юридического образования. В противном случае суд отказывает в признании полномочий лица на участие в административном деле.

На практике у судов возникал вопрос: допускать ли в процесс адвоката, который не представил диплом о высшем юридическом образовании? В Обзоре судебной практики № 3 (2015) (далее — Обзор № 3) Верховный суд РФ разъяснил, что адвокат не должен предъявлять документы о высшем юридическом образовании, поскольку наличие адвокатского статуса уже подтверждает квалификацию представителя (вопрос № 15). Аналогичные положения планируется прямо закрепить в Кодексе (проект федерального закона № 971508-6).

Еще одно нововведение — установление категорий дел, при рассмотрении которых судебное представительство является обязательным:

  • дела об оспаривании нормативных правовых актов, за исключением ситуаций, когда административный истец имеет высшее юридическое образование (ч. 9 ст. 208 КАС РФ);
  • дела о принудительной госпитализации гражданина в медицинскую организацию или принудительном психиатрическом освидетельствовании (ч. 6 ст. 277 КАС РФ).

Также при оформлении доверенности на представителя от организации следует учитывать обязательность проставления печати на документе (ч. 6 ст. 57 КАС РФ). Несмотря на то что с 1 сентября 2013 г.

печать не относится к обязательным реквизитам доверенности юридического лица (подробнее об использовании печатей читайте в статье «Использование печатей в коммерческом обороте: нужны ли они компаниям?», «ЭЖ», 2016, № 12), положения Кодекса имеют специальный (приоритетный) характер (Обзор судебной практики Верховного суда РФ № 2 (2015)).

Коллективный административный иск

В отличие от ГПК РФ, КАС РФ предоставляет группе лиц возможность предъявить коллективный административный иск.

Иными словами, если решения или действия публичных органов и должностных лиц затрагивают значительное число граждан, последние могут обратиться в суд совместно.

Например, в практике встречаются коллективные иски членов товарищества собственников жилья, собственников земельных участков, потребителей коммунальных услуг (при оспаривании нормативов потребления).

Институт коллективного иска способствует экономии времени суда, который рассматривает не множество однотипных требований, а единый иск, а также устраняет риск принятия противоречащих друг другу судебных актов.

Для обращения с коллективным административным иском необходимо соответствовать ряду условий (ч. 1 ст. 42 КАС РФ):

  • многочисленность или неопределенность числа членов группы — к требованию должно присоединиться не менее 20 человек. При этом следует учитывать, что присоединившиеся лица должны подписать текст заявления либо подать отдельное заявление о присоединении к иску. Суды проверяют количество подписей, а также требуют максимальной идентификации членов группы;
  • предмет спора и основания требований должны иметь однородный характер. Отметим, что это наиболее «произвольный» критерий. Из нормы закона не следует, что административные истцы должны быть связаны одним правоотношением, договором и пр. (так, например, применяется ч. 1 ст. 225.10 АПК РФ). Вместе с тем на практике существует риск использования более узкого подхода;
  • требования заявлены к одному административному ответчику (соответчикам);
  • участники группы должны избрать единый способ защиты прав (например, об оспаривании нормативного правового акта или об оспаривании решения административного ответчика и пр.), то есть требования не могут быть разными.

Ведение административного дела должно быть поручено так называемому истцу-представителю — одному или нескольким лицам, действующим от имени группы без доверенности. Суды также требуют представления документов о высшем юридическом образовании истца-представителя.

Вместе с тем большой блок вопросов по подаче или процедуре рассмотрения коллективного административного иска остался неурегулированным: порядок подготовки и рассмотрения коллективного иска, извещение членов группы, их взаимодействие с представителем, порядок выбора, замены и прекращения полномочий представителя. Судебная практика по рассмотрению коллективных исков еще не сформировалась. Не исключено, что суды по аналогии будут пытаться применять положения главы 28.2 АПК РФ.

Применение преюдиции в отношении одной категории лиц

Определенные изменения претерпели положения о преюдиции: обстоятельства по иному делу, установленные вступившим в законную силу судебным актом, имеют преюдициальное значение не только для лица — участника рассмотренного дела, но и для категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства (ч. 2 ст. 64 КАС РФ).

Более широкое распространение преюдиции является обоснованным: нередко решения или действия публичных органов и должностных лиц касаются не конкретного лица, а категории или группы лиц. В частности, применение ч.

2 ст. 64 КАС РФ допустимо, если истец отказывается от присоединения к коллективному иску: обстоятельства, установленные при рассмотрении коллективного административного заявления, будут преюдициальными для такого лица.

Риски отказа в принятии иска к производству

Как следует из п. 3 ч. 1 ст.

128 КАС РФ, суд вправе отказать в принятии административного иска, если оспариваемым актом, решением или действием (бездействием) не затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.

Применение нормы целесообразно, например, при очевидном отсутствии связи между оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) и требованиями заявителя — суду не придется тратить лишнее время на подобный иск.

Вместе с тем эта же норма порождает и риск необоснованного отказа — если суд необоснованно не усмотрит нарушения прав заявителя. Судебная практика складывается противоречиво, зачастую суды апелляционной инстанции отменяют отказные определения судов первой инстанции. На данном этапе можно попытаться минимизировать риски следующим образом:

  • максимально обосновать свой процессуальный интерес: указать на конкретные обстоятельства, приложить доказательства к исковому заявлению;
  • при отсутствии доказательств заявить о возможности их истребования: недостаточность доказательств не должна служить основанием для отказа суда (Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 09.12.2015 по делу № 33А-13256/2015);

Источник: https://www.eg-online.ru/article/314618/

Соглашение о примирении по Кодексу административного судопроизводства РФ

Образец соглашения о примирении сторон по кас РФ

Глуховцев В. И. магистрант ЮИ СФУ

УДК 347.92

В 2015 году был введен в действие Кодекс административного судопроизводства РФ[2] (далее также — КАС РФ, Кодекс). Данный закон вызвал множество споров в научной среде, поскольку выбивался из общего течения процесса. Кодекс ввел много новых терминов: «административное дело» (ч.2 ст.1 КАС РФ) «административное исковое заявление» (ст.4 КАС РФ), «административный истец» (ст.

38 КАС РФ) и «административный ответчик» (ст.38 КАС РФ), «соглашение о примирении» (ст. 137 КАС РФ), до этого не встречавшихся в нормативно правовых актах Российской Федерации. Особый интерес вызывает «соглашение о примирении». Чтобы понять его правовую природу, необходимо определиться с предметом регулирования КАС РФ. Согласно ст.

 1 КАС РФ «Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении судами общей юрисдикции, административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий». Далее в этой статье, во второй и третьей частях идет перечисление административных дел, разрешение которых регулируются данным кодексом. Из анализа положений ст.1 КАС РФ явствует, что предмет правового регулирования КАС — порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении судами общей юрисдикции, административных дел.

Сам термин «соглашение о примирении» закреплен в ст. 137 КАС РФ «Примирение сторон. Соглашение о примирении». Статья 137 КАС образует довольно интересную правовую конструкцию. В ч. 1 ст.

137 КАС РФ закреплено следующее: «Примирение сторон может касаться только их прав и обязанностей, как субъектов спорных публичных правоотношений и возможно в случае допустимости взаимных уступок сторон».

Таким образом, кроме общих условий реализации распорядительных прав, законодатель вводит дополнительные ограничения на заключение соглашения о примирении: 1) примирение может касаться только прав и обязанностей субъектов спорных публичных правоотношений, 2) допустимость взаимных уступок.

Вопрос о возможности примирения субъектов публичных правоотношений относится к числу наиболее дискуссионных в процессуальной науке. Данный вопрос связан с онтологическими проблемами цивилистического процесса, с вопросом о разграничении категорий «спора о праве» и «правового спора».

Так в ГПК РФ, для производства по делам, возникающим из публичных правоотношений был характерен правовой спор при отсутствии спора о праве субъективном. В правовом споре заинтересованное лицо защищает в суде не право, а законный интерес, выражающийся в требовании признать действие (бездействие) должностного лица незаконным.

Такое положение дел было обусловлено восприятием ГПК опосредованного механизма защиты конституционных прав и свобод, что законодательно было реализовано в конструкции производства по делам, возникающим из публичных правоотношений (подразд. III разд. II ГПК РФ)[4].

Это объяснялось правовой природой самих спорных правоотношений, составляющей предмет процесса по данным категориям дел. Поскольку указанные правоотношения характеризуются вертикальной структурой правовых связей и неравноправным положением их участников, где один участников правоотношения всегда является публичный орган или должностное лицо, выступающее носителем властных полномочий по отношению к другому участнику указанных отношений. Публичные органы (должностное лицо) не притязают на субъективные гражданские права. Спор возникает в результате превышения ими полномочий, неисполнения возложенных обязанностей, неправильного применения закона, нарушения пределов компетенции других органов.

В КАС РФ заложена другая идея — о наличии в административных делах спора о праве. То есть разработчики КАС РФ предполагают, что лица, заявляющие административный иск, обладают субъективными публичными правами.

Данная идея субъективных публичных прав была воспринята и нашла воплощение в праве Германии. В России данная идея не нашла отражения в законодательстве.

Поэтому создаются трудности с идентификаций правовой природы соглашения о примирении по КАС РФ[4].

Рассмотрим соглашение о примирении в соотношении с мировым соглашением, хорошо знакомым для Российского права. В ГПК РФ в производстве по делам из публичных правоотношений исключалась возможность заключения мирового соглашения.

Поскольку процессуальные примирительные процедуры (мировое соглашение) всегда направлены на окончательное урегулирование спорного материального правоотношения, выступающего предметом процесса самими сторонами путем взаимных уступок относительно предмета существа сложившихся между ними прав и обязанностей.

Мировое соглашение предназначено для урегулирования частноправовых отношений, участники которых юридически равны и не обладают властными полномочиями по отношению друг к другу.

В современной науке некоторые авторы отождествляют данные правовые явления. Так, исследователь О. Н. Шмелева[5] раскрывает вопрос о возможности регулирования спора из административного дела по КАС.

Она приходит к определенным выводам о том, что административные споры на основании того, что составляет их предмет, подразделяются на 1) споры о субъективном административном праве, т.е. о правах и обязанностях сторон спорного административного правоотношения и 2) споры об объективном административном праве, т.е.

 о законности административного акта. При этом в рамках первых из них ставится вопрос о том, нарушено ли право конкретного индивида или группы индивидов, т.е. субъективное право. А вопросы общих публичных интересов и правопорядка в целом здесь не затрагиваются, что позволяет урегулировать их посредством заключения соглашений.

Данный исследователь приходит к выводу, что в рамках первой группы споров возможно урегулирование спора с помощью соглашения о примирении. Автор видит в этом продолжение концепции административного договора, то есть соглашение о примирении является административно правовым договором.

Мировое соглашение исследователь рассматривает как договор материального права. И приходит к выводу, «соглашение о примирении» по КАС и «мировое соглашение» тождественные явления.

Другой исследователь, О. Л. Бегдан,[2] рассматривая мировое соглашение как гражданско-правовой договор, приходит к выводу, что соглашение о примирении является договором материального права. Автор отождествляет понятия мировое соглашение и соглашение о примирении, поскольку они, на его взгляд, имеют материально-правовую природу.

На наш взгляд, возможность заключения мирового соглашения ставится в зависимость от урегулирования предмета процесса, спорного материально-правого отношения самими сторонами.

Это возможно только в том случае, если предмет процесса является правоотношением координационного типа, там, где есть возможность сторонам самим с помощью взаимных уступок определить свои права и обязанности.

В спорах, возникающих из административных дел, такая возможность сторонам не предоставлена. Стороны ограниченны рамками публичных правоотношений. В силу этого мы не можем отождествлять мировое соглашение с соглашением о примирении.

Мы не можем отнести соглашение о примирении по КАС к примирительным процедурам. Мировое соглашение и соглашение о примирении разные правовые явления, имеющие различную правовую природу.

Список литературы:

  1. Бегдан, О. Л. Институт соглашения о примирении по административному делу: его соотношение с мировым соглашением и правовая природа/О. Л. Бегдан// Административное право и процесс. — 2016. — № 3. — С. 75 — 78.
  2. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации: федер.

    Закон Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ//Собрание законодательства РФ. — 2015. — № 9.

  3. Сахнова, Т. В. Административное судопроизводство: проблемы самоидентификации/ Т. В. Сахнова// Арбитражный и гражданский процесс. — 2016. — № 9. — С. 35 — 40. — № 10. — С. 45— 48.
  4. Сахнова, Т. В.

     Курс гражданского процесса. 2-е изд., перераб. и доп./ Т. В. Сахнова. — Москва: Статут, 2014. — С 477.

  5. Шеменева, О. Н. Соглашение о примирении в административном судопроизводстве: принципиальная допустимость и соотношение с мировым соглашением в гражданском процессе/ А. М. Шеменева // Юрист. — 2016. — № 10.

    — С. 37–40.

Источник: http://journalpro.ru/articles/soglashenie-o-primirenii-po-kodeksu-administrativnogo-sudoproizvodstva-rf/

Заявление об утверждении мирового соглашения: понятие и особенности, правила составления и подачи ходатайства + образец мирового соглашения по гражданскому делу

Образец соглашения о примирении сторон по кас РФ

Образец мирового соглашения по гражданскому делу можно скачать на этой странице. В процессе производства по делу истцу и ответчику становится известна правовая позиция друг друга и доказательства, представленные каждой из сторон. Часто они могут спрогнозировать, что решение, которое может быть принято по спору, не вполне будет соответствовать их интересам.

Тогда, при взаимном согласии, есть возможность закончить спор путем заключения мирового соглашения на твердо, установленных ими условиях. При этом в суд необходимо представить заявление об утверждении мирового соглашения, иногда также именуемое ходатайством.

Такая договоренность, иногда является более выгодной для участников конфликта, чем решение, которое может быть принято по их спору судьей. О том, как это сделать правильно, а также процессуальных особенностях решения конфликта в суде миром, читайте в этой статье.

При рассмотрении дела в судебном заседании неизбежно ставится вопрос о решении конфликта миром. Ведь согласно ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ в обязанности суда входит принятие мер по примирению сторон.

https://www.youtube.com/watch?v=74IuDq0EWeE

Мировое соглашение – это установленный законом альтернативный вариант разрешения спора.

Вместо принятия окончательного решения, суд выносит определение об утверждении мирового соглашения, которым оканчивается судебное разбирательство и прекращается производство по делу.

 Образец мирового соглашения по гражданскому делу

Решения вопроса миром выгодно для истца тем, что оно может быть исполнено значительно раньше, чем решение суда. Так как в определении устанавливается срок исполнения обязательств, то эти обязательства могут быть исполнены добросовестным ответчиком в добровольном порядке.

Однако, даже если оппонент не выполнил условия, в установленный срок, истец вправе обратиться в суд, с целью получения исполнительного листа и его подачи в ФССП для принудительного исполнения.

Тогда как при вынесении решения, ответчик вправе был бы обжаловать его в апелляционной инстанции.

А в случае апелляционного обжалования, вступление решения в законную силу, получение исполнительного листа и принудительное исполнение невозможно до момента вынесения апелляционным судом итогового судебного акта.

При этом решение суда первой инстанции в апелляции может быть отменено или изменено. Таким образом, примирение участников процесса ведет к скорейшему получению истцом исполнительного листа и возможности предъявления его для принудительного исполнения.

Возврат госпошлины и другие плюсы

Когда найден консенсус в ходе рассмотрения спора в арбитражном суде, истцу из бюджета возвращается половина от суммы государственной пошлины, уплаченной при подаче иска.

Ведь пошлина не возвращается лишь при заключении мирового соглашения на стадии исполнительного производства.

Данный путь выгоден ответчику тем, что истцом предоставляется дополнительный срок для исполнения обязательств. А также истец обычно частично или полностью отказывается от отдельных заявленных требований.

К таким послаблениям можно отнести:

  • уменьшение размера неустойки;
  • снижение судебных расходов;
  • отказ от части исковых требований.

Что ведет к уменьшению размера обязательств ответчика.

Последствия для истца

Решения конфликта миром является невозможность повторно обратиться с иском за разрешением спора между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.

А также участниками может быть предусмотрено обязательство истца отказаться от предъявления к ответчику в будущем иных требований, в том числе связанных с предметом иска.

Исходя из сказанного, взаимная договоренность ведет к уменьшению размера обязательств ответчика перед истцом, и может предотвратить возникновение новых в будущем.

Суд всегда заинтересован в прекращении спора, так как при таком варианте конфликт разрешается быстрее.

Определение об утверждении мирового соглашения принимается судом по просьбе конфликтующих участников процесса. Поэтому и обжалуется значительно реже, чем принимаемые самостоятельно решения, а отмена определения вышестоящими инстанциями менее вероятна.

Как составить заявление об утверждении мирового соглашения

При подготовке мирового соглашения в виде отдельного документа к заявлению, направляемому в суд, прилагается один экземпляр, а остальные передаются сторонам и иным лицам, участвующим в деле.

В письменном заявлении о достижении согласия по предмету иска должно быть указано:

  • наименование суда, рассматривающего спор;
  • Ф. И. О. или наименования сторон, процессуальное положение (истец, ответчик), а также адреса места жительства или нахождения;
  • существо требований, рассматриваемого судом, и номер дела;
  • просьба утвердить договоренности, достигнутые между сторонами по указанному делу;
  • заверение, о том, что известны и понятны последствия примирения и прекращения производства по делу, установленные законом.

При гражданском и административном судопроизводстве условия мирового соглашения могут быть изложены непосредственно в самом заявлении или соглашении о примирении.

В арбитражном судопроизводстве закон требует составления письменного мирового соглашения в виде отдельного документа, подписанного сторонами.

Примирение участников по гражданскому делу – не воспрещается, и признается судами не противоречащим закону. Указанные процессуальные документы подписываются уполномоченными представителями.

В случае, если соглашение и заявление о его утверждении подписано представителем по доверенности, право на подписание таких документов должно быть прямо указано в доверенности.

 Заявление об утверждении мирового соглашения

Заявление должно быть представлено в суд, рассматривающий спор. В нем указываются обстоятельства послужившие примирению.

Обсуждение ходатайства происходит в открытом судебном заседании, с обязательным участием обеих сторон.

Рассмотрение ходатайства об утверждении мирового соглашения без участия истца или в отсутствие ответчика возможно лишь в случае если от каждой не явившейся стороны заранее поступило заявление о рассмотрении данного вопроса без них.

Иначе, вопрос об утверждении соглашения не может быть рассмотрен. Примирение по административному делу при неявке сторон не рассматривается.

Суд может отложить судебное заседание на более позднюю дату, чтобы оппоненты сумели обеспечить явку своих представителей, либо успели направить ходатайства о рассмотрении вопроса без их участия.

Заявление об утверждении мирового соглашения может быть подано и при пересмотре дела в апелляционной инстанции. В случае если апелляционный суд утвердит его, то определением одновременно отменяется принятое решение и прекращает производство по делу.

Мировое соглашение не утверждается судом если:

  • договоренности противоречат закону, если при заключении и определении его условий были нарушены правила и обязательные требования, установленные законом;
  • нарушает права и интересы других лиц, если в результате решения конфликта мирным путем, нарушены права третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, или будут причинены убытки кредиторам, бюджету.

Определение суда об утверждении мирового соглашения, как и определение об его отказе, могут быть обжалованы в установленном законом порядке.

Утверждение мирового соглашения в гражданском процессе

Процедура заключения и утверждения мирового в гражданском процессе урегулирована статьей 173 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ).

Условия примирения, достигнутого в процессе, заносятся в протокол судебного заседания и подписываются обеими сторонами.

Если же мировое соглашение сторон выражено в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти документы приобщаются к делу, на что указывается в протоколе.

Судебная практика также допускает составление мирового соглашения в виде отдельного документа, подписанного сторонами, предоставляемого в суд совместно с письменным заявлением о его утверждении.

Суд не утверждает договоренности сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц (ч. 2 ст. 39 ГПК РФ).

Как договориться в арбитражном суде

Вопросы достижения компромисса между истцом и ответчиком в арбитражном процессе, урегулированы главой 15 (статьи 138–142) Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ).

Как правило, этот порядок применяется по спорам, связанным с предпринимательской деятельностью с участием организаций и ИП.

Мировое соглашение может быть заключено сторонами (ст.139 АПК РФ):

  • на любой стадии арбитражного процесса и при исполнении судебного акта;
  • по любому делу, если иное не предусмотрено законом;
  • с условием, что оно не нарушает права и законные интересы других лиц и не противоречит закону;
  • с условием вступления его в силу только после утверждения его арбитражным судом.

Мировое соглашение составляется и подписывается в экземплярах, превышающем на один количество лиц, его заключивших. Один оригинал приобщается к материалам дела (ч. 4 ст. 140 АПК РФ).

В нем могут содержаться следующие условия:

  • об отсрочке или о рассрочке исполнения обязательств ответчиком;
  • об уступке прав требований;
  • полном или частичном прощении либо признании долга;
  • о распределении судебных расходов;
  • иные условия, не противоречащие федеральному закону (ч.2 ст.140 АПК РФ).

Обязательно в документ должен содержать согласованные истцом и ответчиком сведения об условиях, о размере и о сроках исполнения обязательств, друг перед другом или одной стороной перед другой.

Примирение в административном судопроизводстве

Порядок заключения и утверждения судом соглашения о примирении в процессе административного судопроизводства урегулирован статьями 137 и 157 КАС РФ.

Данный кодекс применяется по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Исключением являются дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в соответствии с КоАП РФ.

Примирение административного истца и ответчика может касаться только их прав и обязанностей как субъектов спорных публичных правоотношений и возможно в случае допустимости взаимных уступок (ч.1 ст.137 КАС РФ).

Суд не утверждает соглашение о примирении, если его заключение прямо запрещено законом, противоречит существу рассматриваемого административного дела или нарушает права других лиц.

Например, соглашение о примирении сторон по административному делу об оспаривании нормативного правового акта не может быть утверждено (ч. 12 ст. 213 КАС РФ).

А также оно не будет утверждено при неявке в процесс лиц, участвующих в деле, или их представителей, если их уведомили надлежащим образом о времени и месте судебного заседания (ч.4 ст.137 КАС РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 157 КАС РФ условия соглашения о примирении сторон, достигнутого в судебном заседании, заносятся в протокол и подписываются участниками процесса и их представителями.

Изложенные в письменной форме условия соглашения о примирении приобщаются к административному делу, о чем также указывается в протоколе.

При этом оно должно содержать условия, на которых участники пришли к примирению, а также порядок распределения судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителей (ч. 3 ст. 137 КАС РФ).

На что следует обратить внимание

На предварительной беседе или в начале рассмотрения дела по существу судья выясняет у сторон, возможно ли примирение и заключение соглашения, при этом ответы участников и их представителей вносятся в протокол судебного заседания.

В связи с чем должна быть заготовлена правовая позиция на случай предложения оппонентом окончить спор миром. Определены те максимальные уступки, на что готов пойти истец, и те условия, которые должен выполнить ответчик.

Когда судом будет поставлен вопрос о возможности примирения, сторона может заявить о том, что она не возражает против такого исхода дела. Тогда при согласии утвердить эти условия суд может объявить перерыв, чтобы, выйдя из зала, участники обсудили их.

Иногда предложение о заключении соглашения поступает от ответчика еще до начала рассмотрения искового заявления по существу.

Тогда, если полученные предложения устраивают истца, он может заявить суду о возможности решения конфликта миром. При необходимости, можно попросить об отложении рассмотрения дела для составления и подписания сторонами соглашения и заявлений о его утверждении.

Иногда предложенные условия примирения одного из участников не устраивают, или он вообще не заинтересован в решении спора по обоюдному согласию.

Или у истца бывают основания предполагать, что ответчик использует предложение о заключении соглашения в качестве повода для затягивания судебного процесса.

При таких обстоятельствах можно заявить о невозможности примирения и просить рассмотреть дело по существу без объявления перерыва или его отложения.

Заключительные рекомендации участникам судебного разбирательства

В заключение отметим, что мировое соглашение иногда становится действительно наилучшим вариантом решения спора, так как ведет к скорейшему разрешению противоречий и конфликтов.

Избавляет участников от необходимости присутствия в длительных заседаниях и предоставления неоспоримых доказательств.

А также ведет к сокращению объема ответственности сторон, снижению судебных издержек и иных расходов, тем самым позволяет сэкономить при разрешении спора значительные средства и время.

Олег Росляков, источник sud-isk.ru.

Обязательно поделитесь с друзьями!

Источник: https://sud-isk.ru/xod/zayavlenie-ob-utverzhdenii-mirovogo-soglasheniya.html

Юрист Воеводин
Добавить комментарий