Неснятая или непогашенная судимость за совершение тяжкого преступления

ПрокуратураОренбургской области

Неснятая или непогашенная судимость за совершение тяжкого преступления

     На основании статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости.

    Судимость влечет установленные федеральными законами ограничения правового статуса гражданина.

    В уголовно-правовой сфере наличие судимости учитывается при признании рецидива преступлений и назначении наказаний.

    Рецидивом преступлений согласно статье 18 УК РФ признается совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление.

    В зависимости от количества судимостей и категории совершенных преступлений закон выделяет также опасный и особо опасный рецидив.

    Статья 63 УК РФ относит рецидив преступлений к обстоятельствам, отягчающим наказание, а статья 68 УК РФ требует при назначении наказания при рецидиве преступлений учитывать характер и степень общественной опасности ранее совершенных преступлений, обстоятельства, в силу которых исправительное воздействие предыдущего наказания оказалось недостаточным, а также характер и степень общественной опасности вновь совершенных преступлений.

    Срок наказания при рецидиве преступлений не может быть менее одной третьей части максимального срока наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление, но в пределах санкции соответствующей статьи Особенной части УК РФ.

    В соответствии со статьей 58 УК РФ рецидив преступлений учитывается при назначении вида исправительного учреждения осужденным к лишению свободы.

    Статья 73 УК РФ содержит запрет на применение условного осуждения при опасном и особо опасном рецидиве.

    Ряд ограничений по условиям отбывания наказания, связанных с рецидивом преступлений, содержат нормы Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

    До истечения срока погашения судимости за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, может быть установлен административный надзор.

    Более строгая ответственность и дополнительные ограничения для лиц, совершивших преступления при наличии судимости, направлена на предупреждение повторных преступлений.

         Вместе с тем, в соответствии с положенными в основу уголовного права России принципами справедливости и гуманизма часть третья статьи 68 УК РФ предусматривает возможность назначения рецидивистам более мягкого наказания при наличии смягчающих или исключительных обстоятельств.

    Кроме этого, в соответствии с частью 4 статьи 18 УК РФ при признании рецидива преступлений не учитываются судимости за умышленные преступления небольшой тяжести, судимости за преступления, совершенные лицом в возрасте до восемнадцати лет, а также судимости за преступления, осуждение за которые признавалось условным либо по которым представлялась отсрочка исполнения приговора, если условное осуждение или отсрочка исполнения приговора не отменялись и лицо не направлялось для отбывания наказания в места лишения свободы.

    Согласно закону при признании рецидива преступлений не учитываются судимости, снятые или погашенные в порядке, установленном статьей 86 УК РФ.

    На основании части 3 статьи 86 УК РФ судимость погашается:

Р°) РІ отношении лиц, условно осужденных, — РїРѕ истечении испытательного СЃСЂРѕРєР°;

Р±) РІ отношении лиц, осужденных Рє более РјСЏРіРєРёРј видам наказаний, чем лишение СЃРІРѕР±РѕРґС‹, — РїРѕ истечении РѕРґРЅРѕРіРѕ РіРѕРґР° после отбытия или исполнения наказания;

РІ) РІ отношении лиц, осужденных Рє лишению СЃРІРѕР±РѕРґС‹ Р·Р° преступления небольшой или средней тяжести, — РїРѕ истечении трех лет после отбытия наказания;

Рі) РІ отношении лиц, осужденных Рє лишению СЃРІРѕР±РѕРґС‹ Р·Р° тяжкие преступления, — РїРѕ истечении шести лет после отбытия наказания;

Рґ) РІ отношении лиц, осужденных Р·Р° РѕСЃРѕР±Рѕ тяжкие преступления, — РїРѕ истечении РІРѕСЃСЊРјРё лет после отбытия наказания.

    Если осужденный в установленном законом порядке был досрочно освобожден от отбывания наказания или неотбытая часть наказания заменена более мягким видом наказания, то срок погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказаний.

    Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, то по его ходатайству суд может снять судимость до истечения срока погашения судимости.

    Порядок рассмотрения ходатайства о снятии судимости регламентируется статьей 400 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

    Ряд федеральных законов предусматривает ограничение прав и граждан в связи с судимостью и за пределами действия уголовного и уголовно-исполнительного законодательства.

    Чаще всего эти ограничения связаны с запретом на занятие определенными видами деятельности.

    Так, статьи 331 и 351.

1 Трудового кодекса Российской Федерации содержат запрет на занятие педагогической деятельностью и трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления  и т.д. лицам, имеющим судимости за определенные виды и категории преступлений.

    Граждане, имеющие судимость, не могут быть приняты на гражданскую службу, осуществлять адвокатскую деятельность, деятельность кадастрового инженера, арбитражного управляющего и быть членом временной администрации финансовой организации.

    Граждане, имеющие судимость за умышленные преступления, не могут работать специалистами авиационного персонала и в службе авиационной безопасности. 

    Таким гражданам не выдается охотничий билет и лицензия на приобретение оружия, лицензия на осуществление частной детективной или частной охранной деятельности.

    В соответствии с частью второй статьи 35 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) граждане, имеющие на момент установления опеки или попечительства судимость за умышленные преступления против жизни или здоровья граждан, не могут быть назначены опекунами и попечителями.

    Семейный кодекс Российской Федерации запрещает назначать лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления, и лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследования в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни, здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности, опекунами (попечителями) детей.

    Такие лица не имеют права на усыновление.

    Наличие судимости является основанием для отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации.

    В случаях, специально предусмотренных федеральными законами, осужденный за преступление гражданин, независимо от того снята или погашена у него судимость, навсегда лишается права быть принятым на службу в полицию, прокуратуру, стать судьей.

    Приведенный перечень ограничений прав граждан, имеющих судимость, не является исчерпывающим. Аналогичные ограничения предусмотрены федеральными законами по ряду других видов деятельности.

    Следует отметить, что эти ограничения введены и действуют в соответствии с  частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В 

Старший помощник прокурора области

по правовому обеспечению

21.11.2012

Версия для печати

Источник: http://www.orenprok.ru/interaction/prok-explains/2012/11/21/nov12-3/

Разъяснение ЦИК России о действующих нормах по ограничению права быть избранными лиц, имевших судимость

Неснятая или непогашенная судимость за совершение тяжкого преступления

15.11.2017

15 ноября 2017 года состоялось очередное заседание Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, открывая которое Председатель ЦИК России Элла Памфилова, в связи с поступающими обращениями, дала подробные разъяснения по поводу существующих норм ограничения права осужденных лиц быть избранными в органы государственной власти.

«До официального старта президентской кампании осталось больше месяца.

Несмотря на это предвыборная лихорадка набирает обороты, и в ЦИК России увеличилось число обращений граждан, которые были осуждены, в том числе за тяжкие и особо тяжкие преступления, но которые тем не менее желают выдвигаться кандидатами на пост Президента России, – сказала Элла Памфилова. – Они просят нас дать разъяснения.

Естественно, в каждом конкретном случае мы индивидуально, исходя из конкретной ситуации, всем заявителям ответим. Но поскольку и средства массовой информации, и даже некоторые политкомментаторы подчас некорректно интерпретируют ситуацию, я еще раз хотела бы вернуться к этой теме и дать подробные разъяснения».

Кто не может избираться

Элла Памфилова: «После вступления в силу Федерального закона от 2 мая 2012 года № 40-ФЗ, в котором было определено, что лица, осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений, лишены права когда-либо быть избранными на какую-либо выборную должность в органах государственной власти и местного самоуправления, возникло множество вопросов, на которые обратил внимание Конституционный Суд Российской Федерации».

В результате своим Постановлением от 10 октября 2013 года суд счел эти ограничения, предусматривающие фактически пожизненный запрет баллотироваться, чрезмерными.

Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации установил, что государство вправе вводить запрет на осуществление права быть избранным за пределами отбытого срока наказания; устанавливать к лицам, имевшим судимость, ограничения на определенный срок (с учетом степени опасности совершенного преступления) занимать публичные должности. В первую очередь – в органах государственной власти, в том числе формируемых на основе выборности.

«Еще раз отмечу: ограничения могут быть, государство вправе их накладывать, исходя из тех или иных оснований, но они не должны быть бессрочными.

Такие выводы были сделаны Конституционным Судом на основе требований международных правовых норм, ратифицированных Российской Федерацией, – отметила Элла Памфилова.

– В частности, Конвенции ООН против коррупции и против транснациональной организованной преступности, а также Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию».

Как сообщила Председатель ЦИК России, подобные выводы содержатся и в пяти решениях Европейского Суда по правам человека, принятых по аналогичным искам граждан Бельгии, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Австрии, Литвы, Италии и проанализированных Конституционным Судом Российской Федерации.

«Есть основания полагать, что Европейский Суд по правам человека не будет применять двойные стандарты и может принять аналогичные решения и по обращениям из России».

Элла Памфилова напомнила, что на основе упомянутого Постановления Конституционного Суда Российской Федерации и согласно его рекомендациям был принят Федеральный закон от 21 февраля 2014 года № 19-ФЗ, который действует и сегодня.

В соответствии с ним не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации:

- осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день ания неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

- осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, – до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости;

- осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, – до истечения пятнадцати лет со дня снятия или погашения судимости;

- осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день ания на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

- подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

- статьей 20.3 КОАП РФ «Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами» и статьей 20.29 КОАП РФ «Производство и распространение экстремистских материалов».

В данных случаях граждане не имеют права быть избранными, если ание на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Элла Памфилова напомнила, что тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом, не превышает десяти лет лишения свободы. Что касается особо тяжких преступлений, то наказание за них составляет свыше десяти лет лишения свободы.

«Законодатель обязал кандидатов в своих заявлениях о согласии баллотироваться указывать сведения о когда-либо полученных судимостях при наличии , – сказала Председатель ЦИК России. – А если судимость снята или погашена, необходимо представить сведения о дате снятия или погашения судимости.

За три с половиной года действия этой нормы, – продолжила Элла Памфилова, – около 250 кандидатов не были допущены на выборы разных уровней, так как на день ания не прошло 10 или 15 лет с момента снятия или погашения тяжких или особо тяжких судимостей соответственно.

Или имелись судебные решения по их экстремистской деятельности».

Как сообщила Элла Памфилова, среди этих 250 человек есть представители всех парламентских и ряда крупных непарламентских партий. При этом некоторые кандидаты, получившие отказ в регистрации в связи с отсутствием у них пассивного избирательного права, обжаловали отказы в суды различных инстанций. И везде получали отказ. Ни разу эти решения не были подвергнуты сомнению.

По словам Председателя ЦИК России, среди таковых есть кандидаты, которых неоднократно избирали на выборные должности до принятия вышеуказанной правовой нормы. Однако после ее вступления в силу они потеряли возможность баллотироваться в течение 10-15 лет после снятия или погашения судимости по тяжким или особо тяжким преступлениям.

Несколько актуальных примеров

Председатель ЦИК России привела несколько примеров, иллюстрирующих данные разъяснения.

***

Кандидат П. на выборах депутатов одного из городских округов Свердловской области 10 сентября 2017 года в своем заявлении о согласии баллотироваться указал, что его судимость была погашена 27 декабря 2014 года. Ранее он был осужден по части 3 статьи 159 УК РФ «Мошенничество» и части 3 статьи 30 УК РФ «Приготовление к преступлению и покушение на преступление».

Территориальная избирательная комиссия отказала кандидату в регистрации в связи с отсутствием у него пассивного избирательного права, так как с момента погашения судимости по тяжкому преступлению, предусмотренному частью 3 статьи 159 УК РФ, прошло менее трех лет из установленных десяти лет ограничения на право избираться в органы государственной власти и местного самоуправления.

***

Кандидат К. в своем заявлении о согласии баллотироваться на выборах в один из городских советов депутатов Новосибирской области 18 сентября 2016 года указал судимость по части 3 статьи 160 УК РФ «Присвоение или растрата». Статья тяжкая, предусматривает максимальное наказание в виде 6 лет лишения свободы.

Окружная избирательная комиссия, рассмотрев документы кандидата, отказала К. в регистрации, так как его судимость на основании статьи 86 УК РФ не была погашена и, следовательно, у кандидата отсутствовало пассивное избирательное право.

***

Кандидат в депутаты одного из муниципальных районов Забайкальского края на выборах 10 сентября 2017 года С.

указал в заявлении о согласии баллотироваться свои судимости по части 3 статьи 159 УК РФ «Мошенничество» и части 3 статьи 160 «Присвоение или растрата».

Приговор предусматривал 6 лет лишения свободы условно с испытательным сроком 4 года. Судимость была снята постановлением районного суда 16 января 2017 года.

Однако кандидату было отказано в регистрации, так как не прошло 10 лет с момента снятия судимости. То есть данный кандидат может баллотироваться на выборные должности в органах государственной власти и местного самоуправления не раньше января 2027 года.

***

Кандидат З. был зарегистрирован кандидатом в депутаты одного из поселений Самарской области третьего созыва на выборах 13 сентября 2015 года.

В своем заявлении о согласии баллотироваться З. указал на снятие 17 сентября 2014 года с него судимостей, предусмотренных частью 1 статьи 30 УК РФ «Приготовление к преступлению и покушение на преступление» и подпунктом «б» части 3 статьи 158 УК РФ («Кража из нефтепровода, газопровода»).

Несмотря на то, что это тяжкое преступление (статья предусматривает максимальное наказание – 6 лет лишения свободы) и судимость не была погашена, территориальная избирательная комиссия зарегистрировала З. кандидатом в депутаты. Более того, кандидат З. был избран депутатом, получив по итогам выборов около двух третей избирателей.

В районный суд был подан иск об отмене результатов выборов. И суд принял решение отменить результаты выборов, так как З. не мог быть зарегистрирован кандидатом в связи с отсутствием у него пассивного избирательного права. Решение суда вступило в законную силу.

***

Кандидат в депутаты Собрания депутатов одного из районов Чувашской Республики на выборах 10 сентября 2017 года С. указал в своем заявлении, что был осужден по части 1 статьи 280 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности».

Это преступление – небольшой тяжести. Судимость погашена. И вроде бы кандидат может баллотироваться. Однако было установлено, что кандидат привлекался к административной ответственности по статье 20.

29 КОАП РФ «Производство и распространение экстремистских материалов» и срок, в течение которого С. считается подвергнутым административному наказанию, еще не истек.

В связи с этим данному кандидату было отказано в регистрации.

***

Житель Брянской области (назовем его полностью) Казаков Сергей Викторович обратился в Конституционный Суд Российской Федерации, оспаривая конституционность запрета баллотироваться на выборах кандидатам до истечения 10-15 лет после снятия судимости за тяжкие или особо тяжкие преступления.

До обращения в Конституционный Суд Российской Федерации Казаков Сергей Викторович несколько раз не был зарегистрирован кандидатом в депутаты:

в 2014 году, баллотируясь от партии «ЯБЛОКО» в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва;

в 2015 году, баллотируясь в депутаты Совета народных депутатов поселка Любохна Дятьковского района Брянской области.

Причина отказа – отсутствие у него пассивного избирательного права.

Кандидат в своем заявлении о согласии баллотироваться указывал свою судимость по части 3 статьи 290 УК РФ «Получение взятки» и по части 3 статьи 159 УК РФ «Мошенничество».

Так как преступления по вышеуказанным статьям являются тяжкими, то должно пройти 10 лет с момента снятия или погашения судимости, прежде чем кандидат может баллотироваться на выборные должности.

Приговор был вынесен 26 марта 2008 года, а 24 июня 2009 года судимость была снята, и Казаков был освобожден от наказания. Таким образом, Казаков Сергей Викторович может баллотироваться кандидатом на выборах в органы государственной власти и местного самоуправления, которые должны состояться не ранее 25 июня 2019 года.

Оспаривая данные ограничения, Казаков и обратился в Конституционный Суд Российской Федерации, который не нашел оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.

В своем Определении от 9 ноября 2017 года Конституционный Суд Российской Федерации указал, что ранее, 10 октября 2013 года, подтвердил конституционность установления ограничения пассивного избирательного права граждан, осужденных к лишению свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, на определенный срок.

Также Конституционный Суд Российской Федерации в этом определении указал, что ограничение пассивного избирательного права не зависит от того, было ли наказание назначено условно или подлежало реальному отбыванию, поскольку само назначение наказания свидетельствует об особой общественной опасности совершения противоправного деяния.

«Примеров можно приводить много, они разные, – констатировала Председатель ЦИК России, – но общее для всех: кандидаты указывали в своих заявлениях о согласии баллотироваться сведения о судимостях по тяжким или особо тяжким статьям Уголовного Кодекса и (или) об их снятии или погашении. Избирательные комиссии устанавливали, что такая судимость либо не снята, либо с момента снятия не прошло 10–15 лет, и отказывали таким кандидатам в регистрации.

Любые утверждения о том, что в отношении того или иного претендента на участие в выборах был вынесен несправедливый приговор, или что это был политический заказ, или неправильно было возбуждено уголовное дело – к работе избирательных комиссий не имеют никакого отношения. У осужденных есть право и возможности добиваться пересмотра дел в соответствующих инстанциях.

Что касается избирательных комиссий, то они не вправе обсуждать, с чем был связан приговор, справедлив ли он и т.д. Это не наша функция и не наша компетенция. Наша задача – в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, с нормами закона, которые соответствуют Конституции России, действовать четко, внятно и понятно», – завершила свое выступление Элла Памфилова.

Возврат к списку

Источник: http://cikrf.ru/news/cec/23508/

Порядок и сроки погашения судимости — Прокуратура Ненецкого автономного округа

Неснятая или непогашенная судимость за совершение тяжкого преступления
18.11.2015 22:59

Согласно ч.3 ст. 86 УК РФ, лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судимость в соответствии с Уголовным кодексом учитывается для несовершеннолетних только при назначении наказания.

Согласно п. «б» ч.4 ст. 18 УК РФ, при признании рецидива преступлений не учитываются судимости за преступления, совершенные лицом в возрасте до восемнадцати лет.

Судимость представляет собой правовое состояние лица, обусловленное фактом осуждения и назначения ему по приговору суда наказания за совершенное преступление и влекущее при повторном совершении этим лицом преступления установленные уголовным законодательством правовые последствия; имеющаяся у лица непогашенная или неснятая судимость порождает особые, складывающиеся на основе уголовно-правового регулирования публично-правовые отношения его с государством, которые при совершении этим лицом новых преступлений служат основанием для оценки его личности и совершенных им преступлений как обладающих повышенной общественной опасностью и потому предполагают применение к нему более строгих мер уголовной ответственности.

Уголовно-правовое значение судимости для осужденного несовершеннолетнего возникает лишь при совершении им нового преступления. Это значение проявляется в том, что оно служит препятствием для освобождения лица от уголовной ответственности (ч.1 ст. 75, ст. 76,80.1 УК РФ).

Согласно ч.2 ст. 86 УК РФ лицо, освобожденное от наказания, считается несудимым. Несудимым считается лицо, освобожденное от наказания в связи с изменением обстановки (ст. 80.1 УК РФ), с истечением срока давности обвинительного приговора суда (ст.

83 УК РФ); несовершеннолетний, освобожденный от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия или с помещением в специальное воспитательное либо лечебно-воспитательное учреждение ( ст.

92  УК РФ), а также осужденные, освобожденные от наказания (в полном объеме) по амнистии (ст. 84 УК РФ).

Не имеют судимости лица, освобожденные от уголовной ответственности (ст. 75-78, 84, 90 УК РФ), поскольку они не осуждены приговором суда, а также лица, судимость которых погашена или досрочно снята в установленном законом порядке

Судимость в иных случаях освобождения от наказания регламентируется правилами ч.3 и 4 УК чт.86 УК РФ.

Закон предусматривает два способа прекращения судимости:

а) погашение, предполагающее истечение определенного срока, после чего судимость прекращается автоматически;

б) снятие до истечения такого срока судом, актом амнистии или помилования.

Сроки погашения судимости по действующему законодательству зависят, во-первых, от того, является ли наказание условным или реальным и, далее, лишение ли это свободы или более мягкое наказание. Если это лишение свободы, сроки дифференцируются в зависимости от категории совершенного преступления.

В соответствии с ч.3 ст.

86 УК РФ судимость погашается: в отношении условно осужденных — по истечении испытательного срока; в отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, — по истечении одного года после отбытия или исполнения наказания; в отношении лиц, осужденных к лишению свободы, — по истечении указанных в законе сроков, продолжительность которых зависит от категории совершенного преступления.

Во всех случаях назначения дополнительного наказания предусмотрены ч. 3 ст. 86 УК РФ сроки следует исчислять с момента отбытия дополнительного наказания. Равным образом, если лицо было досрочно освобождено от отбывания наказания (ст. 79, 93, ч.

3 ст. 81  УК РФ) или не отбытая часть наказания была заменена более мягким видом, срок погашения судимости определяется по общим правилам, но начинает исчисляться с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказания.

Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, то по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока погашения судимости (ч.5 ст. 86 УК РФ).

 Порядок рассмотрения судом ходатайств о снятии судимости предусмотрен ст. 400 УПК РФ.

В случае отказа в снятии судимости повторное ходатайство об этом может быть возбуждено перед судом не ранее чем по истечении года со дня вынесения постановления об отказе.

Досрочное снятие судимости может иметь место также в силу актов об амнистии (ст. 84)  или актов помилования (ст. 85).

В соответствии со ст. 95 УК РФ для лиц, совершивших преступления до достижения возраста 18 лет, сроки погашения судимости, предусмотренные ч.3 ст.86 УК РФ, сокращаются и соответственно равны:

а) шести месяцам после отбытия или исполнения наказания более мягкого, чем лишение свободы;

б) одному году после отбытия лишения свободы за преступление небольшой или средней тяжести;

в) трем годам после отбытия лишения свободы за тяжкое или особо тяжкое преступление.

Срок погашения судимости может истечь, когда лицу уже исполнилось 18 лет, однако исчисление срока производится исходя из того, что преступление было совершено лицом до достижения им 18 лет, следовательно, в этом случае применяются правила ст. 95 УК РФ.

Согласно ч.3 ст. 86 УК РФ, лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судимость в соответствии с Уголовным кодексом учитывается для несовершеннолетних только при назначении наказания.

Согласно п. «б» ч.4 ст. 18 УК РФ, при признании рецидива преступлений не учитываются судимости за преступления, совершенные лицом в возрасте до восемнадцати лет.

Судимость представляет собой правовое состояние лица, обусловленное фактом осуждения и назначения ему по приговору суда наказания за совершенное преступление и влекущее при повторном совершении этим лицом преступления установленные уголовным законодательством правовые последствия; имеющаяся у лица непогашенная или неснятая судимость порождает особые, складывающиеся на основе уголовно-правового регулирования публично-правовые отношения его с государством, которые при совершении этим лицом новых преступлений служат основанием для оценки его личности и совершенных им преступлений как обладающих повышенной общественной опасностью и потому предполагают применение к нему более строгих мер уголовной ответственности.

Уголовно-правовое значение судимости для осужденного несовершеннолетнего возникает лишь при совершении им нового преступления. Это значение проявляется в том, что оно служит препятствием для освобождения лица от уголовной ответственности (ч.1 ст. 75, ст. 76,80.1 УК РФ).

Согласно ч.2 ст. 86 УК РФ лицо, освобожденное от наказания, считается несудимым. Несудимым считается лицо, освобожденное от наказания в связи с изменением обстановки (ст. 80.1 УК РФ), с истечением срока давности обвинительного приговора суда (ст.

83 УК РФ); несовершеннолетний, освобожденный от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия или с помещением в специальное воспитательное либо лечебно-воспитательное учреждение ( ст.

92  УК РФ), а также осужденные, освобожденные от наказания (в полном объеме) по амнистии (ст. 84 УК РФ).

Не имеют судимости лица, освобожденные от уголовной ответственности (ст. 75-78, 84, 90 УК РФ), поскольку они не осуждены приговором суда, а также лица, судимость которых погашена или досрочно снята в установленном законом порядке

Судимость в иных случаях освобождения от наказания регламентируется правилами ч.3 и 4 УК чт.86 УК РФ.

Закон предусматривает два способа прекращения судимости:

а) погашение, предполагающее истечение определенного срока, после чего судимость прекращается автоматически;

б) снятие до истечения такого срока судом, актом амнистии или помилования.

Сроки погашения судимости по действующему законодательству зависят, во-первых, от того, является ли наказание условным или реальным и, далее, лишение ли это свободы или более мягкое наказание. Если это лишение свободы, сроки дифференцируются в зависимости от категории совершенного преступления.

В соответствии с ч.3 ст.

86 УК РФ судимость погашается: в отношении условно осужденных — по истечении испытательного срока; в отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, — по истечении одного года после отбытия или исполнения наказания; в отношении лиц, осужденных к лишению свободы, — по истечении указанных в законе сроков, продолжительность которых зависит от категории совершенного преступления.

Во всех случаях назначения дополнительного наказания предусмотрены ч. 3 ст. 86 УК РФ сроки следует исчислять с момента отбытия дополнительного наказания. Равным образом, если лицо было досрочно освобождено от отбывания наказания (ст. 79, 93, ч.

3 ст. 81  УК РФ) или не отбытая часть наказания была заменена более мягким видом, срок погашения судимости определяется по общим правилам, но начинает исчисляться с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказания.

Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, то по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока погашения судимости (ч.5 ст. 86 УК РФ).

 Порядок рассмотрения судом ходатайств о снятии судимости предусмотрен ст. 400 УПК РФ.

В случае отказа в снятии судимости повторное ходатайство об этом может быть возбуждено перед судом не ранее чем по истечении года со дня вынесения постановления об отказе.

Досрочное снятие судимости может иметь место также в силу актов об амнистии (ст. 84)  или актов помилования (ст. 85).

В соответствии со ст. 95 УК РФ для лиц, совершивших преступления до достижения возраста 18 лет, сроки погашения судимости, предусмотренные ч.3 ст.86 УК РФ, сокращаются и соответственно равны:

а) шести месяцам после отбытия или исполнения наказания более мягкого, чем лишение свободы;

б) одному году после отбытия лишения свободы за преступление небольшой или средней тяжести;

в) трем годам после отбытия лишения свободы за тяжкое или особо тяжкое преступление.

Срок погашения судимости может истечь, когда лицу уже исполнилось 18 лет, однако исчисление срока производится исходя из того, что преступление было совершено лицом до достижения им 18 лет, следовательно, в этом случае применяются правила ст. 95 УК РФ.

Источник: https://prokuratura-nao.ru/2012-10-24-08-55-28/2011-05-10-06-53-58/3078-44223131111

ЦИК: люди с неснятой судимостью за тяжкие преступления не могут выдвигаться в президенты

Неснятая или непогашенная судимость за совершение тяжкого преступления

МОСКВА, 15 ноября. /ТАСС/. Председатель ЦИК РФ Элла Памфилова на заседании комиссии в среду напомнила, какие ограничения закон накладывает на кандидатов, имеющих судимости. По ее словам, это разъяснение необходимо в связи с участившимися запросами в ЦИК от судимых потенциальных кандидатов на президентский пост.

«До официальной избирательной кампании президентской осталось еще больше месяца. Несмотря на это (это, наверное, естественный процесс), некая избирательная лихорадка набирает обороты», — сказала Памфилова.

По ее словам, увеличилось число обращений в ЦИК со стороны граждан, которые были осуждены за тяжкие и особо тяжкие преступления, а сейчас хотели бы участвовать в выборах президента.

«Естественно, в каждом конкретном случае мы официально индивидуально всем этим заявителям ответим», — отметила глава ЦИК. Пока комиссия обнародует разъяснение нормы закона, чтобы заявления участников избирательного процесса не могли быть неправильно интерпретированы.

Памфилова напомнила, что в 2012 году федеральным законом было установлено, что не имеют права быть избранными лица, осужденные когда-либо за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Затем Конституционный суд РФ счел эти ограничения чрезмерными и посчитал, что основания для ограничения пассивного избирательного права есть, но они не должны быть бессрочными.

Таким образом, по ныне действующему законодательству не имеют права быть избранными граждане РФ, приговоренные «к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день ания неснятую и непогашенную судимость», сказала Памфилова.

Также ограничения распространяются на приговоренных к лишению свободы за совершение тяжких преступлений лиц, судимость которых снята или погашена, до истечения 10 лет со дня ее снятия или погашения.

Для осужденных за преступление особой тяжести срок со дня снятия или погашения судимости установлен больший — 15 лет.

Мировая практика

Как сообщила глава ЦИК, аналогичные выводы содержатся в пяти решениях Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), принятых по искам граждан Бельгии, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Австрии, Литвы, Италии.

«Если ЕСПЧ не будет руководствоваться двойными стандартами, как это иногда бывает, он должен принять аналогичные решения в отношении любого попадающего под действие этих решений кандидата из России на какую-либо выборную должность в органах государственной власти и местного самоуправления, который выдвигается до истечения 10-15 лет с момента погашения или снятия судимости по тяжким или особо тяжким преступлениям, в том числе преступлениям экстремистской направленности», — подчеркнула Памфилова.

Экстремизм и пропаганда нацизма

Кроме того, по закону не имеют права быть избранными осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом РФ, и имеющие на день ания на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления.

Аналогично ограничены в правах лица, подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями Кодекса РФ об административных правонарушениях, в частности статьей 20.

3 «Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций» и статьей 20.29 «Производство и распространение экстремистских материалов».

В данных случаях граждане не имеют права быть избранными, если ание на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Памфилова напомнила, что все кандидаты должны указывать в заявлении о согласии баллотироваться информацию о наличии судимостей, дате их снятия или погашения.

Около 250 кандидатов на выборах разного уровня, среди которых были представители всех парламентских партий, за 3,5 года не были допущены до выборов из-за неснятых или непогашенных судимостей, сообщила глава ЦИК.

«За 3,5 года действия этой нормы около 250 кандидатов не были допущены на выборы, так как на день ания не прошло 10 или 15 лет с момента снятия или погашения тяжких или особо тяжких судимостей соответственно. Или имелись судебные решения по их экстремистской деятельности», — сказала Памфилова.

По словам главы Центризбиркома, среди этих 250 человек есть представители всех парламентских партий и ряда крупных непарламентских партий. При этом кандидаты, получившие отказ в регистрации в связи с отсутствием у них пассивного избирательного права, обжаловали отказы в суды различных инстанций, но получали отказ, подчеркнула она.

Памфилова добавила, что среди этих кандидатов есть те, кого неоднократно избирали на выборные должности до принятия ограничительной правовой нормы.

Избиркомы не должны толковать приговоры

Избирательные комиссии не должны интерпретировать приговоры судимых кандидатов, рассуждая, были ли они несправедливыми или политически мотивированными, заявила председатель ЦИК.

«Когда идут разного рода интерпретации или такого рода утверждения: «Приговор был несправедливым, понятно, что это политический»… Коллеги, мы в нашей системе избирательных комиссий не вправе — это не наша компетенция — обсуждать, с чем был связан приговор, справедлив ли он, какая подоплека за ним стоит. Это не наша функция», — сказала Памфилова.

Она отметила, что если сам осужденный не согласен с приговором, он вправе обжаловать его.

«Это не наша компетенция — устанавливать, хорош приговор или плох приговор. Наша задача — в соответствии постановлением Конституционного суда, с нормами закона действовать четко, внятно и понятно», — заключила глава Центризбиркома.

Источник: https://tass.ru/politika/4730272

Юрист Воеводин
Добавить комментарий