Можно ли продлить срок содержания под стражей без продления срока следствия

Статья 127. Сроки содержания под стражей и порядок их продления

Можно ли продлить срок содержания под стражей без продления срока следствия

1. Мера пресечения в виде заключения под стражу при предварительном расследовании уголовного дела не может превышать двух месяцев.

2. Срок содержания под стражей исчисляется со времени заключения подозреваемого, обвиняемого под стражу и до передачи уголовного дела прокурору для направления в суд.

В этот срок засчитывается время нахождения лица в местах лишения свободы (изоляторах временного содержания и иных местах содержания арестованных в органах внутренних дел и иных органах, ведущих досудебное производство), время, в течение которого лицо содержалось под стражей на территории иностранного государства в связи с выдачей его Республике Беларусь для осуществления уголовного преследования, а также время принудительного пребывания в судебно-психиатрическом экспертном стационаре, государственной организации здравоохранения лица, помещенного в этот стационар (эту государственную организацию) с санкции прокурора или его заместителя либо по постановлению Председателя Следственного комитета Республики Беларусь, Председателя Комитета государственной безопасности Республики Беларусь или лиц, исполняющих их обязанности, или по постановлению (определению) суда.

3.

 Срок содержания обвиняемого под стражей свыше двух месяцев во время предварительного расследования может быть продлен до трех месяцев прокурорами районов, районов в городах, городов, межрайонными и приравненными к ним транспортными прокурорами или их заместителями лишь в случае невозможности закончить расследование в срок, указанный в части 1 настоящей статьи, при отсутствии оснований для применения в отношении обвиняемого иной меры пресечения. Дальнейшее продление срока содержания обвиняемого под стражей осуществляется прокурорами области, города Минска или их заместителями до шести месяцев.

4.

 Продление срока содержания под стражей свыше шести месяцев допускается лишь в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, совершивших преступления на территории Республики Беларусь и не имеющих постоянного места жительства в Республике Беларусь, при наличии оснований полагать, что они могут скрыться от следствия и суда за пределы Республики Беларусь, а также в отношении лиц, содержащихся под стражей в иностранном государстве в связи с выдачей их Республике Беларусь для осуществления уголовного преследования. В этом случае продление срока содержания под стражей осуществляется заместителями Генерального прокурора Республики Беларусь на срок до двенадцати месяцев, Генеральным прокурором Республики Беларусь или лицом, исполняющим его обязанности, – на срок до восемнадцати месяцев.

41. Срок содержания под стражей лица, выдаваемого Республике Беларусь для осуществления уголовного преследования, свыше восемнадцати месяцев может быть продлен Генеральным прокурором Республики Беларусь или лицом, исполняющим его обязанности, на время, необходимое:

1) для выдачи лица Республике Беларусь;

2) для окончания предварительного расследования по уголовному делу после выдачи лица Республике Беларусь, но не более чем на шесть месяцев. При этом срок содержания под стражей не может превышать предельного срока наказания в виде лишения свободы, предусмотренного за преступление, в совершении которого лицо обвиняется.

5. Следователь, считая необходимым продление срока содержания обвиняемого под стражей, выносит мотивированное постановление о возбуждении ходатайства о продлении срока содержания обвиняемого под стражей и представляет его соответствующему прокурору не позднее чем за пять суток до истечения срока содержания под стражей, а при продлении указанного срока более шести месяцев – за десять суток.

6. Дальнейшее продление срока содержания под стражей во время предварительного расследования не допускается, и обвиняемый подлежит немедленному освобождению из-под стражи. При этом в отношении обвиняемого должна быть применена иная мера пресечения, предусмотренная статьей 116 настоящего Кодекса.

7. Решение прокурора о продлении срока содержания под стражей может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 143 настоящего Кодекса.

8. После окончания предварительного расследования и предъявления обвиняемому и его защитнику уголовного дела для ознакомления срок содержания под стражей на время, необходимое для ознакомления с делом, продлевается в порядке, установленном частями 3, 4 и 5 настоящей статьи.

9.

 В случае, когда ознакомление обвиняемого и его защитника с уголовным делом до истечения предельного срока содержания под стражей, установленного частью 4 настоящей статьи, невозможно, Генеральный прокурор Республики Беларусь или лицо, исполняющее его обязанности, вправе не позднее десяти суток до истечения этого срока возбудить ходатайство перед Председателем Верховного Суда Республики Беларусь о продлении срока содержания под стражей на время, необходимое для ознакомления обвиняемого и его защитника с уголовным делом.

10. Ходатайство Генерального прокурора Республики Беларусь или лица, исполняющего его обязанности, направленное в порядке, предусмотренном частью 9 настоящей статьи, рассматривается судьей Верховного Суда Республики Беларусь единолично с участием прокурора. По усмотрению суда в судебном заседании могут участвовать обвиняемый, его законный представитель, защитник.

11. Судья в срок не позднее пяти суток со дня получения ходатайства выносит одно из следующих постановлений:

1) о продлении срока содержания под стражей до момента окончания ознакомления обвиняемого и его защитника с уголовным делом, но не свыше шести месяцев;

2) об отказе в удовлетворении ходатайства Генерального прокурора Республики Беларусь и об освобождении лица из-под стражи.

12. В случае повторного применения меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении подозреваемого, обвиняемого по одному и тому же делу, а также по соединенному с этим или выделенному из него уголовному делу в ходе предварительного расследования срок содержания под стражей исчисляется с учетом времени, ранее проведенного под стражей.

13. По направленному прокурором в суд уголовному делу продление срока содержания обвиняемого под стражей осуществляется судом, в производстве которого находится дело. Вопрос о дальнейшем содержании обвиняемого под стражей рассматривается судом в срок не более десяти суток до истечения каждого месяца срока содержания обвиняемого под стражей.

Суд определением (постановлением) либо продлевает срок содержания обвиняемого под стражей, либо отменяет или изменяет меру пресечения.

Обвиняемый не может содержаться под стражей по уголовному делу, находящемуся в производстве любого суда, более шести месяцев со дня поступления уголовного дела в суд и до постановления приговора, а по делам в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, – более двенадцати месяцев.

Срок содержания обвиняемого под стражей со дня постановления приговора и до его вступления в законную силу не может превышать трех месяцев, а по делам в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, – шести месяцев. Определение (постановление) суда о продлении срока содержания под стражей может быть обжаловано в вышестоящий суд, решение которого является окончательным.

131.

 По уголовному делу в отношении лица, обвиняемого в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, когда рассмотрение уголовного дела судом до истечения срока содержания обвиняемого под стражей, предусмотренного частью 13 настоящей статьи, невозможно, а по обстоятельствам уголовного дела мера пресечения не может быть изменена, суд, рассматривающий уголовное дело, вправе не позднее десяти суток до истечения этого срока возбудить ходатайство перед Председателем Верховного Суда Республики Беларусь о продлении срока содержания обвиняемого под стражей на время, необходимое для рассмотрения уголовного дела судом.

132. Председатель Верховного Суда Республики Беларусь не позднее пяти суток со дня получения ходатайства, указанного в части 131 настоящей статьи, выносит одно из следующих постановлений:

1) о продлении срока содержания обвиняемого под стражей на время, необходимое для рассмотрения уголовного дела судом, но не свыше шести месяцев;

2) об отказе в удовлетворении ходатайства суда.

14.

 При направлении уголовного дела в суд для нового судебного разбирательства после отмены приговора, по которому срок содержания обвиняемого под стражей, установленный частью 1 настоящей статьи, истек, а по обстоятельствам дела мера пресечения в виде содержания под стражей не может быть изменена, продление срока содержания под стражей производится судом, в производстве которого находится уголовное дело, в порядке и пределах, установленных частью 13 настоящей статьи. При этом срок содержания под стражей исчисляется без учета времени, ранее проведенного под стражей.

15.

 При возвращении прокурором или его заместителем для производства дополнительно предварительного расследования уголовного дела, по которому срок содержания обвиняемого под стражей, установленный частью 1 настоящей статьи, истек, а по обстоятельствам дела мера пресечения в виде содержания под стражей не может быть изменена, продление срока содержания под стражей производится прокурором, осуществляющим надзор, или его заместителем в пределах одного месяца в соответствии с полномочиями, определенными частями 3 и 4 настоящей статьи. Об этом прокурором или его заместителем выносится соответствующее постановление. Дальнейшее продление указанного срока производится с учетом всего времени пребывания обвиняемого под стражей в пределах и порядке, установленных частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.

16.

 Срок содержания обвиняемого под стражей по делу, поступившему для направления в суд, может быть продлен прокурором или его заместителем на срок до пяти суток, по сложным и многоэпизодным уголовным делам – до пятнадцати суток, а в случае заявления обвиняемым ходатайства об освобождении его от уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным статьей 881 Уголовного кодекса Республики Беларусь, – на время, необходимое для рассмотрения в установленном порядке данного ходатайства.

Источник: http://kodeksy.by/ugolovno-processualnyy-kodeks/statya-127

6.9. Порядок продления срока содержания под стражу

Можно ли продлить срок содержания под стражей без продления срока следствия
По общему правилу содержание под стражей при расследовании преступлений не может превышать 2 месяца с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (а если таковое не имело места с момента фактической реализации постановления о заключении под стражу) до направления прокурором уголовного дела в суд. В срок содержания под стражей также засчитывается время: 1)

на которое лицо было задержано в качестве подозреваемого; 2)

домашнего ареста; 3)

принудительного нахождения в медицинском или психиатрическом стационаре по решению суда; 4)

в течение которого лицо содержалось под стражей на территории иностранного государства по запросу об оказании правовой помощи или о выдаче его Российской Федерации в соответствии со ст. 460 УПК РФ.

Между тем иногда в указанный срок закончить предварительное следствие невозможно, а основания для изменения или отмены рассматриваемой меры пресечения отсутствуют. В такой ситуации срок содержания под стражей может быть продлен.

Продление срока содержания под стражей на стадии предварительного расследования осуществляется по судебному решению.

Механизм продления срока содержания под стражей аналогичен тому, который предусмотрен для избрания заключения под стражу в качестве меры пресечения. Прокурор, а также следователь (дознаватель) с согласия прокурора выносит постановление о возбуждении перед судом соответствующего ходатайства.

Согласованное с надзирающим прокурором ходатайство о продлении указанного срока до 6 месяцев следователем (дознавателем) возбуждается перед судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня.

Дальнейшее продление срока может быть осуществлено в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, только в случаях особой сложности уголовного дела и при наличии оснований для избрания этой меры пресечения судьей того же суда по ходатайству следователя, внесенному с согласия прокурора субъекта Российской Федерации или приравненного к нему военного прокурора, до 12 месяцев.

Свыше 12 месяцев срок содержания под стражей может быть продлен лишь в исключительных случаях в отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, судьей верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа или военного суда соответствующего уровня по ходатайству следователя, внесенному с согласия Генерального прокурора РФ или его заместителя, до 18 месяцев. На этом возможность продления срока заключения под стражу исчерпывается. Дальнейшее продление срока допускается лишь в случае принятия судьей решения о продлении срока содержания под стражей до момента окончания ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела и направления прокурором уголовного дела в суд, в порядке п. 1 ч. 8 ст. 109 УПК РФ.

Согласно ч. 5 ст. 109 УПК РФ по окончанию предварительного расследования материалы уголовного дела должны быть предъявлены обвиняемому, содержащемуся под стражей, и его защитнику не позднее чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей.

Если это требование не нарушено, однако 30 суток оказалось недостаточно, следователь с согласия прокурора субъекта Российской Федерации вправе не позднее чем за 7 суток до истечения предельного срока содержания под стражей возбудить ходатайство о продлении этого срока перед верховным судом республики, краевым или областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области, судом автономного округа или военным судом соответствующего уровня. Когда же в производстве по уголовному делу участвует несколько обвиняемых, содержащихся под стражей, и хотя бы одному из них 30 суток оказалось недостаточно для ознакомления со всеми материалами уголовного дела, то следователь вправе возбудить вышеуказанное ходатайство и в отношении того обвиняемого или тех обвиняемых, которые ознакомились с материалами уголовного дела, если не отпала необходимость в применении к нему или к ним заключения под стражу и отсутствуют основания для избрания иной меры пресечения.

По общему правилу ходатайство о продлении срока содержания обвиняемого под стражей суд рассматривает с участием обвиняемого.

Рассмотрение данного ходатайства в отсутствие обвиняемого допустимо лишь в случае нахождения последнего на стационарной судебно- психиатрической экспертизе или при наличии иных обстоятельств, исключающих возможность его доставления в суд, что должно быть подтверждено соответствующими документами. Судья обязан вынести постановление о рассмотрении вопроса о продлении срока содержания под стражей в отсутствие обвиняемого, где указать причины, по которым присутствие обвиняемого невозможно. Во всех случаях, когда при рассмотрении ходатайства о продлении срока содержания под стражей обвиняемый отсутствует, в судебном заседании должен участвовать его защитник (ч. ч. 13 и 14 ст. 109 УПК РФ).

Судья в течение 5 суток со дня получения ходатайства принимает одно из следующих решений: 1)

о продлении срока содержания под стражей до момента окончания ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела и направления прокурором уголовного дела в суд; 2)

об отказе в удовлетворении ходатайства следователя и освобождении обвиняемого из-под стражи.

Источник: https://uchebnikfree.com/ugolovnoe-pravo/poryadok-prodleniya-sroka-soderjaniya-pod-5707.html

За продление арестов теперь будут отвечать и прокуроры

Можно ли продлить срок содержания под стражей без продления срока следствия

01.03.2018 00:01:00

Закон о сокращении полномочий следственных органов вступает в силу 2 марта

У прокуроров появится право действовать в суде более самостоятельно и без постоянной оглядки на следователей. Фото с сайта www.sudrf.ru

Инициированные правительством поправки в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК), которые расширяют полномочия прокуратуры по изменению сроков содержания под стражей, вступят в силу уже завтра.

Продлевать обвиняемым домашний арест или заключение в СИЗО следователи самостоятельно уже не смогут.

Эксперты пока продолжают спорить о том, насколько эти изменения кардинальны, но отмечают, что прокуратура более склонна к мягким мерам пресечения.

В принципе в законе никаких радикальных норм действительно нет. Сотрудники прокуратуры теперь смогут напрямую просить суды о продлении срока содержания обвиняемых под стражей или домашним арестом. Ранее же для этого им приходилось обращаться к следователю, который только один и мог подать ходатайство в суд.

Однако тот же прокурор может изучать материалы дела перед отправкой в суд и более 30 дней, то есть срок содержания задержанного может истечь. Как рассказал «НГ» юрист и правозащитник Александр Хуруджи, до этого времени вся ответственность за соблюдение сроков была на следствии, даже если дела уже передавались в прокуратуру.

«Речь идет об урегулировании коллизии в законе, – подчеркнул эксперт, – поскольку в подобных случаях сотрудники СК, уже не имея на руках уголовного дела и не зная его движения, не могли контролировать этот аспект уголовного процесса».

И это часто приводило к нарушениям процессуальных сроков содержания под стражей или домашнего ареста обвиняемого.

Теперь уже прокуратура будет отслеживать все сроки в отношении них и при необходимости ходатайствовать о продлении после получения в свои руки дела от следствия. А это, по мнению Хуруджи, положительно скажется на судьбе обвиняемых.

По словам управляющего партнера юридической компании «BMS LAW Firm» Алима Бишенова, есть серьезная проблема, когда следствие в большинстве случаев назначает меру пресечения, связанную с лишением свободы, если даже для этого практически нет оснований.

«Я считаю, что эти изменения приведут к определенной либерализации применения мер пресечения», – подчеркнул Бишенов. Он напомнил, что следственные органы вообще склонны ходатайствовать о более жестких мерах пресечения, прокуратура же, наоборот, все время пытается смягчить «перегибы следствия». Поэтому, полагает эксперт, можно ожидать увеличения случаев назначения домашнего ареста.

«Данное нововведение может также изменить практику «автоматического» продления меры пресечения в виде заключения под стражу на стадии предварительного следствия», – заявил «НГ» адвокат Антон Пуляев. Он напомнил, что это нередко используется, чтобы оказать влияние на обвиняемого.

Однако среди экспертов оказались и скептики. Например, по мнению советника Федеральной палаты адвокатов (ФПА) Нвера Гаспаряна, основная цель закона – всего лишь «облегчить деятельность стороны обвинения на досудебной стадии по соблюдению сроков содержания под стражей».

Дело в том, что если раньше срок содержания под стражей высчитывался с момента взятия под нее и до направления прокурором уголовного дела в суд, то теперь – до момента направления дела от следователя прокурору.

«То есть сотрудники прокуратуры получили возможность для продления срока содержания под стражей через суд для обеспечения принятия ими самими решений по делу без учета ранее истекших сроков содержания», что не есть хорошо.

Иными словами, говорит Гаспарян, фактически введена отдельная стадия процесса – нахождение дела у прокурора с гарантированным сроком его рассмотрения до 30 суток. Поэтому, настаивает Гаспарян, «на практике это приведет к тому, что сроки содержания обвиняемых в ходе досудебного производства удлинятся».

А вот руководитель уголовной практики Адвокатской конторы «Бородин и Партнеры» Михаил Чечеткин полагает, что кардинальных перемен вообще ждать не стоит. Новый закон не приведет ни к сокращению сроков содержания под стражей, ни к их затягиванию. По мнению эксперта, инициатива носит скорее технический характер.

«Явная несогласованность норм на практике ранее решалась путем обращения следователя в суд с ходатайством о продлении на сроки, необходимые прокурору для принятия решения по делу, а суду – для назначения судебного заседания и решения вопроса о необходимости продления ранее избранной меры пресечения», – отметил Чечеткин. 

Источник: http://www.ng.ru/politics/2018-03-01/3_7182_arest.html

Статья 109. Сроки содержания под стражей

Можно ли продлить срок содержания под стражей без продления срока следствия

Новая редакция Ст. 109 УПК РФ

1. под стражей при расследовании преступлений не может превышать 2 месяца.

2.

В случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до 2 месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть продлен судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня в порядке, установленном частью третьей статьи 108 настоящего Кодекса, на срок до 6 месяцев.

Дальнейшее продление срока может быть осуществлено в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, только в случаях особой сложности уголовного дела и при наличии оснований для избрания этой меры пресечения судьей того же суда по ходатайству следователя, внесенному с согласия руководителя соответствующего следственного органа по субъекту Российской Федерации, иного приравненного к нему руководителя следственного органа либо по ходатайству дознавателя в случаях, предусмотренных частью пятой статьи 223 настоящего Кодекса, с согласия прокурора субъекта Российской Федерации или приравненного к нему военного прокурора, до 12 месяцев.

3.

Срок содержания под стражей свыше 12 месяцев может быть продлен лишь в исключительных случаях в отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, судьей суда, указанного в части третьей статьи 31 настоящего Кодекса, или военного суда соответствующего уровня по ходатайству следователя, внесенному с согласия в соответствии с подследственностью Председателя Следственного комитета Российской Федерации либо руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при соответствующем федеральном органе исполнительной власти), до 18 месяцев.

4. Дальнейшее продление срока не допускается. Обвиняемый, содержащийся под стражей, подлежит немедленному освобождению, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 части восьмой и частями восьмой.1 — восьмой.3 настоящей статьи.

5. Материалы оконченного расследованием уголовного дела должны быть предъявлены обвиняемому, содержащемуся под стражей, и его защитнику не позднее чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей, установленного частями второй и третьей настоящей статьи.

6. Если после окончания предварительного следствия материалы уголовного дела были предъявлены обвиняемому и его защитнику позднее чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей, то по его истечении обвиняемый подлежит немедленному освобождению. При этом за обвиняемым и его защитником сохраняется право на ознакомление с материалами уголовного дела.

7.

В случае, если после окончания предварительного следствия сроки для предъявления материалов данного уголовного дела обвиняемому и его защитнику, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, были соблюдены, однако 30 суток для ознакомления с материалами уголовного дела им оказалось недостаточно, следователь с согласия руководителя следственного органа по субъекту Российской Федерации или приравненного к нему руководителя иного следственного органа вправе не позднее чем за 7 суток до истечения предельного срока содержания под стражей возбудить ходатайство о продлении этого срока перед судом, указанным в части третьей статьи 31 настоящего Кодекса, или военным судом соответствующего уровня. Если в производстве по уголовному делу участвует несколько обвиняемых, содержащихся под стражей, и хотя бы одному из них 30 суток оказалось недостаточно для ознакомления с материалами уголовного дела, то следователь вправе возбудить указанное ходатайство в отношении того обвиняемого или тех обвиняемых, которые ознакомились с материалами уголовного дела, если не отпала необходимость в применении к нему или к ним заключения под стражу и отсутствуют основания для избрания иной меры пресечения.

8. Ходатайство о продлении срока содержания под стражей должно быть представлено в суд по месту производства предварительного расследования либо месту содержания обвиняемого под стражей не позднее чем за 7 суток до его истечения.

В ходатайстве должны быть указаны конкретные, фактические обстоятельства, подтверждающие необходимость дальнейшего применения меры пресечения в виде заключения под стражу.

Судья не позднее чем через 5 суток со дня получения ходатайства принимает в порядке, предусмотренном частями четвертой, восьмой и одиннадцатой статьи 108 настоящего Кодекса, одно из следующих решений:

1) о продлении срока содержания под стражей на срок, необходимый для окончания ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела, направления уголовного дела прокурору с обвинительным заключением, обвинительным актом, обвинительным постановлением или постановлением о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера, а также для принятия прокурором и судом решений по поступившему уголовному делу, за исключением случая, предусмотренного частью шестой настоящей статьи. В постановлении о продлении срока содержания под стражей указывается дата, до которой продлевается срок содержания под стражей. Продление срока содержания под стражей в случае, предусмотренном частью седьмой настоящей статьи, допускается каждый раз не более чем на 3 месяца;

2) об отказе в удовлетворении ходатайства следователя и освобождении обвиняемого из-под стражи.

8.1.

По уголовному делу, направляемому прокурору с обвинительным заключением, обвинительным актом, обвинительным постановлением или постановлением о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера, по ходатайству следователя или дознавателя, возбужденному в порядке, установленном частью третьей статьи 108 настоящего Кодекса и частью восьмой настоящей статьи, срок запрета определенных действий, срок домашнего ареста или срок содержания под стражей может быть продлен для обеспечения принятия прокурором, а также судом решений по поступившему уголовному делу на срок, продолжительность которого определяется с учетом сроков, предусмотренных частью первой статьи 221, либо частью первой статьи 226, либо частью первой статьи 226.8, а также частью третьей статьи 227 настоящего Кодекса.

8.2.

В случае возвращения прокурором уголовного дела следователю в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 221 или пунктом 2 части пятой статьи 439 настоящего Кодекса и обжалования данного решения следователем в соответствии с частью четвертой статьи 221 настоящего Кодекса, а также возвращения уголовного дела дознавателю в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 226, пунктом 2 или 3 части первой статьи 226.8 настоящего Кодекса и обжалования данного решения дознавателем в соответствии с частью четвертой статьи 226 или частью четвертой статьи 226.8 настоящего Кодекса по ходатайству следователя или дознавателя, возбужденному в порядке, установленном частью третьей статьи 108 настоящего Кодекса и частью восьмой настоящей статьи, срок запрета определенных действий, срок домашнего ареста или срок содержания под стражей может быть продлен для обеспечения принятия вышестоящим прокурором, а также судом решений по поступившему уголовному делу на срок, продолжительность которого определяется с учетом сроков, предусмотренных частью четвертой статьи 221, либо частью четвертой статьи 226, либо частью четвертой статьи 226.8, а также частью третьей статьи 227 настоящего Кодекса.

8.3. В случае, предусмотренном частью второй.1 статьи 221 настоящего Кодекса, по ходатайству прокурора, возбужденному перед судом в период досудебного производства не позднее чем за 7 суток до истечения срока запрета определенных действий, срока домашнего ареста или срока содержания под стражей, срок указанных мер пресечения может быть продлен до 30 суток.

9. В срок содержания под стражей в период досудебного производства включаются срок содержания под стражей в период предварительного расследования и срок содержания под стражей в период рассмотрения уголовного дела прокурором до принятия им одного из решений, предусмотренных частью первой статьи 221, частью первой статьи 226, частью первой статьи 226.

8 и частью пятой статьи 439 настоящего Кодекса.

Срок содержания под стражей в период предварительного расследования исчисляется с момента заключения подозреваемого, обвиняемого под стражу до направления уголовного дела прокурору с обвинительным заключением, обвинительным актом, обвинительным постановлением или постановлением о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера.

10. В срок содержания под стражей также засчитывается время:

1) на которое лицо было задержано в качестве подозреваемого;

1.1) запрета, предусмотренного пунктом 1 части шестой статьи 105.1 настоящего Кодекса, из расчета два дня его применения за один день содержания под стражей;

2) домашнего ареста;

3) принудительного нахождения в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, по решению суда;

4) в течение которого лицо содержалось под стражей на территории иностранного государства по запросу об оказании правовой помощи или о выдаче его Российской Федерации в соответствии со статьей 460 настоящего Кодекса.

11. По истечении предельного срока содержания под стражей в случаях, предусмотренных пунктом 4 части десятой настоящей статьи, и при необходимости производства предварительного расследования суд вправе продлить срок содержания лица под стражей в порядке, установленном настоящей статьей, но не более чем на 6 месяцев.

12. В случае повторного заключения под стражу подозреваемого или обвиняемого по тому же уголовному делу, а также по соединенному с ним или выделенному из него уголовному делу срок содержания под стражей исчисляется с учетом времени, проведенного подозреваемым, обвиняемым под стражей ранее.

13.

Рассмотрение судом ходатайства о продлении срока содержания обвиняемого под стражей в его отсутствие не допускается, за исключением случаев нахождения обвиняемого на стационарной судебно-психиатрической экспертизе и иных обстоятельств, исключающих возможность его доставления в суд, что должно быть подтверждено соответствующими документами. При этом участие защитника обвиняемого в судебном заседании является обязательным.

14. В случае, предусмотренном частью тринадцатой настоящей статьи, судья выносит постановление о рассмотрении вопроса о продлении срока содержания под стражей в отсутствие обвиняемого с указанием причин, по которым присутствие обвиняемого невозможно.

Источник: http://upkodeksrf.ru/ch-1/rzd-4/gl-13/st-109-upk-rf

В целом положительные поправки

Можно ли продлить срок содержания под стражей без продления срока следствия

18 июля 2019 г. 17:17

Во втором чтении принят законопроект об изменении норм УПК РФ о заключении предпринимателей под стражу

Как сообщает «АГ», 16 июля депутаты Государственной Думы ФС РФ приняли во втором чтении законопроект Верховного Суда РФ о внесении изменений в ст. 108 и 109 УПК РФ в части уточнения сроков содержания под стражей и порядка их продления для предпринимателей.

Оценивая доработанный проект закона, адвокаты позитивно оценили то, что для продления сроков содержания в СИЗО необходимо будет отчитываться о проведенных следственных действиях по делу и предоставлять постановление о продлении срока предварительного следствия или дознания.

Вместе с тем они посчитали, что помимо этого стоило бы обязать следствие предоставлять и копии протоколов проведенных следственных действий.

Советник ФПА РФ Сергей Насонов заметил, что внесенные в законопроект изменения в целом соответствуют ранее озвученной позиции ФПА РФ, хотя вместо императивной нормы о запрете продления срока в случае установления необоснованных задержек производства по делу в документ внесена диспозитивная.

Как ранее писала «АГ», проект закона был внесен в Госдуму в октябре 2017 г., а в первом чтении принят в апреле 2018 г. Изначально поправками предлагалось дополнить ч. 1.1 ст.

108 УПК РФ уточнением, на кого конкретно распространяются установленные данной нормой гарантии о невозможности применения меры пресечения в виде заключения под стражу в случае совершения ряда преступлений в экономической сфере индивидуальными предпринимателями или руководителями коммерческой организации, сопряженных с их профессиональной деятельностью.

В ст. 109 УПК РФ предлагалось закрепить, что судья по поступившему ходатайству о продлении срока содержания обвиняемого под стражей может или удовлетворить его, продлив срок до момента окончания ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела и направления его в суд, или отказать в удовлетворении с одновременным освобождением обвиняемого из-под стражи.

При этом судья должен принимать решение на основании оценки приведенных в таком ходатайстве мотивов, а также с учетом правовой и фактической сложности материалов уголовного дела, общей продолжительности досудебного производства по уголовному делу, эффективности действий должностных лиц органов предварительного расследования и своевременности проведения следственных и иных действий. В случае отказа в удовлетворении ходатайства о продлении срока содержания под стражей предполагалось установить, что судья по собственной инициативе вправе избрать в отношении подозреваемого или обвиняемого меру пресечения в виде залога или домашнего ареста.

В феврале 2018 г.

Правительство РФ, как сообщала «АГ», поддержало проект поправок, при этом указав, что в него необходимо внести изменения, исключив требование указывать в ходатайстве о продлении срока содержания под стражей перечень следственных и иных действий, которые предстоит выполнить в ходе дальнейшего расследования. По мнению Правительства, это могло бы привести к разглашению данных предварительного расследования, что, в свою очередь, представляет угрозу безопасности участников уголовного судопроизводства или уничтожения доказательств.

Кроме того, Федеральная палата адвокатов РФ также предложила скорректировать поправки путем усиления гарантий, обеспечивающих запрет продления срока содержания под стражей, в случае если по уголовному делу имеет место неэффективная организация расследования.

Важнейшим критерием, определяющим разумные пределы содержания обвиняемого под стражей, как указала ФПА РФ, является должная активность органов предварительного расследования по проведению следственных и (или) иных процессуальных действий в отношении лица, содержащегося под стражей.

«Длительный отказ от проведения с участием обвиняемого в период его содержания под стражей следственных и (или) иных процессуальных действий обессмысливает само продление его срока содержания под стражей, трансформирует примененную меру уголовно-процессуального принуждения в разновидность наказания в отношении лица, еще не признанного виновным», – указывалось в правовой позиции.

В итоге ко второму чтению проект закона претерпел заметные изменения, которые в большей степени затрагивают предложенные поправки в ст. 109 УПК РФ.

Так, в принятой депутатами редакции документа закреплено, что суд может продлить срок содержания под стражей на срок, необходимый для окончания ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела, направления уголовного дела прокурору с обвинительным заключением, обвинительным актом, обвинительным постановлением или постановлением о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера, а также для принятия прокурором и судом решений по поступившему уголовному делу, за исключением случая, предусмотренного ч. 6 данной статьи.

При этом суд вправе продлить содержание под стражей на меньший срок, чем указано в ходатайстве, если посчитает его достаточным для выполнения объема следственных и иных процессуальных действий. Продление срока содержания под стражей в случае, предусмотренном ч. 7 данной статьи, допускается каждый раз не более чем на 3 месяца.

Кроме того, указано, что суд может отказать в удовлетворении ходатайства следователя и освободить обвиняемого из-под стражи.

При отказе в удовлетворении ходатайства о продлении срока содержания под стражей судья по собственной инициативе вправе при наличии оснований, предусмотренных ст. 97 УПК РФ, и с учетом обстоятельств, указанных в ст.

99 УПК РФ, избрать в отношении обвиняемого меру пресечения в виде запрета определенных действий, залога или домашнего ареста.

В принятом во втором чтении документе указывается, что должно содержать ходатайство.

Так, в нем должны быть изложены сведения о следственных и иных процессуальных действиях, произведенных в период после избрания меры пресечения или последнего продления срока содержания обвиняемого под стражей, а также основания и мотивы дальнейшего продления.

Срок, на который продлевается содержание обвиняемого под стражей, должен определяться исходя из приведенных в ходатайстве объемов следственных и иных процессуальных действий.

Если одним из мотивов продления срока содержания обвиняемого под стражей является необходимость производства следственных и иных процессуальных действий, приведенных в предыдущих ходатайствах, то должны указываться причины, по которым они не были произведены ранее. Кроме того, должна прилагаться и копия постановления о продлении по уголовному делу срока предварительного следствия или дознания.

Советник ФПА РФ Сергей Насонов, который ранее участвовал в подготовке правовой позиции Федеральной палаты адвокатов РФ, оценил поправки положительно.

Он отметил, что они направлены на усиление процессуальных гарантий основной новеллы законопроекта – установления зависимости между решением суда о продлении срока содержания обвиняемого под стражей и степенью эффективности расследования уголовного дела, определяемой наличием или отсутствием необоснованных задержек производства следственных и (или) иных процессуальных действий.

«Эти поправки в целом соответствуют позиции ФПА.

Вместе с тем подход ФПА состоял в необходимости еще большего усиления указанных процессуальных гарантий, что обеспечивалось введением в УПК нормы, императивно запрещающей продление срока содержания под стражей в случае установления необоснованных задержек производства по делу», – отметил Сергей Насонов. По его мнению, поправки предусматривают более «мягкий» вариант – диспозитивную норму, дающую суду возможность отказать в таком продлении.

Старший партнер АБ «ЗКС» Андрей Гривцов также положительно оценил внесенные в законопроект изменения.

При этом он посчитал, что для того, чтобы механизм судебного контроля реально работал, необходимо ввести требование при продлении срока содержания под стражей не только отчета о том, какие следственные действия проведены, а какие – нет, но и предоставления копий протоколов проведенных следственных действий.

По его мнению, так суд сможет оценить, действительно ли они проводились и имеют ли они какое-то отношение к расследованию, а не будет в очередной раз руководствоваться лишь словами и голословными утверждениями следователя, являющегося представителем стороны обвинения.

Вице-президент АП Ленинградской области Денис Лактионов согласился с этим мнением, добавив, что заявления следователя без протоколов – это непроверяемая информация. «Кроме того, бывают следственные действия, которые проводятся без участия обвиняемого, и тогда защита не имеет никаких сведений, выполнены ли они или нет», – отметил он.

Также Денис Лактионов указал, что формулировка «суд может продлить срок содержания под стражей на срок, необходимый для окончания ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела, направления уголовного дела прокурору с обвинительным заключением…» свидетельствует о том, что решение должно приниматься именно для этих целей, с указанием срока, необходимого для окончания следствия. «То есть продление может быть только для завершения процесса предварительного расследования после окончания выполнения всех следственных действий. Соответственно, это свидетельствует о том, что сроки следствия по таким делам должны сократиться», – указал адвокат.

Резюмируя, Андрей Гривцов заметил, что, хотя введение очередного законодательного запрета на применение меры пресечения по преступлениям в сфере предпринимательской деятельности не будет лишним, практика показывает, что это не является полной гарантией от нарушения на стадии правоприменения. «Фактически такой запрет существует и так, может быть, в чуть сокращенной форме, без полного раскрытия того, в каких случаях он должен применяться, и на данный момент его успешно обходят. Не вижу причин, почему судьи, рассматривающие ходатайства следователей, не смогут обходить его и в таком виде», – указал эксперт. По его мнению, необходимы не дополнительные законодательные запреты, а изменение самого практического подхода судей ко всем документам, поступающим от стороны обвинения, – от согласительного к справедливому.

Источник: https://fparf.ru/news/fpa/v-tselom-polozhitelnye-popravki/

Прокуроров наделят правом продлевать сроки содержания под стражей без суда?

Можно ли продлить срок содержания под стражей без продления срока следствия

Сегодня во втором чтении приняты поправки в УПК в части урегулирования пределов срока содержания под стражей на досудебной стадии уголовного судопроизводства (законопроект № 40165-7).

Согласно предлагаемым изменениям, срок содержания под стражей в период предварительного расследования будет исчисляться с момента заключения подозреваемого или обвиняемого под стражу и до момента направления уголовного дела прокурору.

По мнению некоторых СМИ, поправки фактически наделяют прокуроров право продлевать арест без суда.

В пояснительной записке к законопроекту необходимость его принятия обоснована тем, что в настоящее время из-за несогласованности норм, регламентирующих сроки предварительного расследования и содержания под стражей, следователь или дознаватель вынуждены продлевать срок предварительного следствия или дознания. Авторы инициативы объяснили, что такое продление осуществляется исключительно в целях содержания обвиняемого под стражей в период рассмотрения прокурором уголовного дела, то есть когда дальнейшее производство следственных действий уже не требуется, а производство расследования фактически окончено.

В связи с этим сроки предварительного расследования необоснованно увеличиваются на срок, необходимый для реализации прокурором полномочий по поступившему уголовному делу.

При этом процедура продления срока предварительного расследования также требует значительных временных затрат, в том числе связанных с необходимостью передачи уголовного дела на рассмотрение руководителя вышестоящего следственного органа, находящегося не по месту производства расследования.

При этом законопроектом предлагается установить, что в случае направления уголовного дела прокурору срок содержания под стражей может быть продлен на срок, необходимый для принятия решения по поступившему уголовному делу, самим прокурором, а также судом. По мнению авторов, это позволит исключить отвлечение прокурора на возбуждение и поддержание в суде ходатайств о продлении срока содержания под стражей.

На стадии внесения законопроекта в Госдуму эксперты «АГ» указали, что он направлен лишь на формальное приведение норм уголовно-процессуального закона в соответствие друг с другом и с практической точки зрения не имеет сколько-нибудь принципиального значения.

Адвокат КА «Свердловская областная гильдия адвокатов» Сергей Колосовский отметил, что Постановление КС РФ от 22 марта 2005 г.

№ 4-П более 10 лет назад принципиально разрешило обсуждаемую проблему: при продлении срока содержания под стражей суд должен закладывать «запас», необходимый для утверждения прокурором обвинительного заключения и принятия судом, в который поступит дело, самостоятельного решения по этому вопросу. «“Прокурорский” срок определен ч. 1 ст. 221 УПК РФ – 10 суток. Применительно к суду КС в указанном постановлении отметил, что разумным представляется 2-недельный срок. Таким образом, следователи по завершении расследования выходили в суд с ходатайством о продлении срока содержания под стражей на срок, который на 25 дней превышал срок следствия. И чаще всего суды удовлетворяли такое ходатайство следователя», – пояснил он.

Однако адвокат заметил, что на практике действительно возникла коллизия, обозначенная в пояснительной записке. «Отдельные хитрые адвокаты, движимые стремлением “половить рыбу в мутной воде” и, пользуясь этой коллизией, освободить обвиняемого из-под стражи, стали возражать против продления срока содержания под стражей за пределами срока следствия», – объяснил Сергей Колосовский.

Он рассказал, что эта позиция порой с пониманием воспринимается судом. В итоге следствие вынуждено продлевать срок предварительного расследования с запасом, однако это бывает проблематично в силу положений ст.

162 УПК РФ, особенно когда этот срок подходит к годичному рубежу, после которого требуется продление в Москве. В результате описанных коллизий иногда следствие действительно заходит в тупик и освобождает обвиняемого.

«Однако это явление носит несистемный характер и погоды не делает, поэтому законопроект не носит революционного характера и никаких существенных изменений в практике продления меры пресечения не повлечет», – резюмировал адвокат.

Управляющий партнер АБ «АВЕКС ЮСТ» Игорь Бушманов согласился с малозначительностью предлагаемых поправок. Однако он заметил, что необходимо решить другую насущную проблему – чрезмерное использование следственными органами полномочий по неоднократному инициированию продления не только срока предварительного следствия, но и содержания граждан под стражей.

«Для судов удовлетворение подобных ходатайств давно превратилось в формальность, отвлекающую от основного назначения судопроизводства. Суд не вникает в суть обвинения (подозрения) и обычно исходит из “презумпции доверия” следствию», – отметил он.

При этом фактически утрачен контроль за такого рода процессуальными решениями со стороны органов прокуратуры, на которую в конечном итоге возлагаются важнейшие функции уголовного судопроизводства по утверждению обвинительного заключения и поддержанию государственного обвинения.

Игорь Бушманов считает целесообразным возвращение законодателем органам прокуратуры полномочий по решению вопросов о продлении срока содержания обвиняемых под стражей (домашним арестом) на всей досудебной стадии уголовного судопроизводства, которые были у нее изъяты в начале 2000-х гг.

«Прокурор будет более эффективно контролировать ход следствия по “арестным” делам, изначально вникая в суть обвинения и неся все бремя ответственности за ограничение свободы подследственных в случае его необоснованности, – уверен он.

– Судам достаточно оставить только решение вопросов о первичном избрании меры пресечения и о ее продлении исключительно на стадиях судебного разбирательства».

В то же время адвокат КА Pen & Paper Алена Гришкова назвала инициативу поспешной: «Разработчики законопроекта не учли положение ст. 158 УПК РФ, определившей, что предварительное следствие оканчивается в порядке, предусмотренном гл. 29–32 УПК РФ, то есть в момент направления уголовного дела в суд, – объяснила она.

– Кроме того, утверждение, что следователь или дознаватель вынуждены продлевать срок расследования уголовного дела и содержания под стражей на период рассмотрения уголовного дела прокурором для утверждения обвинительного заключения или обвинительного акта, ошибочно, так как срок следствия или дознания в соответствии со ст.

162 УПК РФ продлевается исключительно для производства следственных и процессуальных действий».

Источник: https://www.advgazeta.ru/novosti/prokurorov-nadelyat-pravom-prodlevat-sroki-soderzhaniya-pod-strazhey-bez-suda/

Юрист Воеводин
Добавить комментарий