Кто осуществляет административный надзор за органами исполнительной власти

Административный надзор. вопросы терминологии

Кто осуществляет административный надзор за органами исполнительной власти

&иссе&.ационнме исследование

ЛуминшсЯ-аймвное паво

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР

Вопросы терминологии1

«Административный надзор» — юридический термин, широко используемый в теоретических и нормативных правовых источниках административного права. Общественные отношения, возникающие в связи с его осуществлением, не раз становились предметом научных исследований. Несмотря на это, полной ясности относительно его содержания нет.

В характеристике административного надзора можно выделить две самостоятельные позиции, существующие параллельно, но как бы в разных измерениях.

Проблема существования двух юридических конструкций, имеющих общее название, но различное содержание, нуждается в разрешении. В целях решения этой задачи проведем краткий анализ их содержания.

1. Административный надзор в первом понимании — это деятельность уполномоченных субъектов, осуществляемая с целью обеспечения законности в государственном управлении. Объект надзора — органы исполнительной власти. Предмет надзора — соответствие деятельности объекта Конституции РФ и федеральному законодательству.

Субъект надзора — широкий круг субъектов социального контроля, уполномоченных контролировать деятельность исполнительной власти: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, прокуратура, органы судебной власти, институты гражданского общества.

В данном случае термин «административный надзор» формируется по объекту и предмету надзорных функций.

2.

Административный надзор в другом понимании — это деятельность уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц, осуществляемая с целью обеспечения исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения (см., напр., Указ Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»2).

Объект надзора — лица (физические и юридические, в том числе органы государственной власти и органы местного самоуправления), обязанные соблюдать и исполнять общеобязательные правила поведения. Предмет надзора — соответствие деятельности названных лиц указанным правилам. Субъект надзора — уполномоченные органы исполнительной власти — федеральные службы и государственные коми-

теты (вероятно, пока единственный комитет — по рыболовству) и их должностные лица. В этом случае термин «административный надзор» формируется по субъекту надзора. Заметим, что не оспариваемый никем термин «прокурорский надзор» также сформирован по признаку субъекта надзора, а не объекта.

В российском (дореволюционном) и в современном зарубежном административном праве термин «административный надзор» применяется в первом зна-чении3. В советском и в современном российском праве распространено второе значение4. Интересно, что в учебной литературе мирно сохраняются оба вида административного надзора.

Так, Д.Н. Бахрах рассматривает административный надзор как метод деятельности исполнительной власти и как способ обеспечения законности в управлении5. Очевидно, что такая неопределенность в понимании административного надзора должна быть преодолена.

Полагаем, что следует придерживаться ставшего уже традиционным в российском позитивном (писаном) праве понимания административного надзора как деятельности уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Для обоснования этого можно применить важный аргумент, связанный с юридической природой общественных отношений, возникающих в связи с осуществлением административного надзора.

С этим видом административного надзора (условно — № 1) связаны отношения с участием, с одной стороны, органов исполнительной власти и их должностных лиц, а с другой — прокуроров, Президента РФ, депутатов, палат парламента, судов, политических партий, общественных объединений.

Несмотря на то что объектом этих отношений выступает законность в управлении, данные отношения во многих случаях являются конституционными или процессуальными (гражданско-процессуальными или арбитражно-процессуальными). Более того, надзор, осуществляемый прокурором, принято называть прокурорским надзором. Высказывается даже мнение о существовании самостоятельной отрасли права6.

Общественные отношения, возникающие с участием органов исполнительной власти и их должностных лиц в связи с осуществлением другого вида административного надзора (условно — № 2), по своему юридическому содержанию являются административными, а сама административно-надзорная деятельность регламентируется нормами административного права и является одним из видов административной деятельности.

Закон и право 04 • 2008

50

&иссе&.ационнме исследование

Неприемлемым представляется нам предложение В.П. Беляева применять термин «надзор» только к прокурорскому надзору, а в отношении административной деятельности использовать исключительно термин «контроль»7.

В отличие от контроля административный надзор осуществляется в отношении неподчиненных объектов (граждан и организаций) и только в части законности (но не целесообразности) их деятельности, что сближает административный надзор с прокурорским.

К сожалению, в последние годы наметилась тенденция к ревизии квалификации контроля и административного надзора.

Появляются, например, предложения выделить три вида правоохранительной деятельности: контроль, надзор и контрольно-надзорная деятельность, «каждый из которых имеет собственное содержание и четко очерченные правовые грани»8. Это связано, по нашему мнению, с непониманием авторами значения разделения данных видов деятельности.

Необходимость разграничения контроля и административного надзора заключается в том, чтобы отграничить пределы вмешательства органов исполнительной власти в деятельность частных лиц, не находящихся в организационном подчинении этих органов.

В отличие от контроля административный надзор позволяет обеспечить соблюдение правил, нормативов и стандартов неподчиненными субъектами, гарантирует экономическую свободу, необходимую для осуществления предпринимательской деятельности.

Именно поэтому столь важно определить, кто и в каких случаях вправе вмешиваться и указывать, требовать целесообразности действий и решений, а кто — лишь проверять соблюдение норм законодательства.

Неясность в соотношении контроля и надзора приводит к свободному толкованию задач и функций контрольных и надзорных органов; в нормативных правовых актах применяются оба термина «контроль» и «надзор», причем произвольно, без должного разграничения.

Так, в Наставлении по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ все функции инспекции именуются контролем: «Контроль за конструкцией транспортных средств при их производстве и сертификации» и т.д.9.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора10 является контрольным органом и не осуществляет административный надзор, несмотря на ее название, а Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков11, напротив, производит административный надзор.

Административный надзор как деятельность уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц характеризуется следующими признаками:

— объект — физическое или юридическое лицо — не находится в организационном подчинении у субъекта административного надзора;

— цель — обеспечение реализации норм права, или правоохрана;

— основание — наличие потенциальной опасности, угрозы безопасности личности, обществу, государству;

— субъект — федеральная служба12 (государственный инспектор). Круг субъектов административного надзора конечен и ограничен;

— предмет административного надзора — исключительно соответствие поведения поднадзорного нор-

мативным требованиям, носящим общеобязательный характер;

— решения о проведении мероприятия по надзору принимаются по инициативе надзорного органа;

— принудительность, властность;

— предупредительный характер;

— специальные функции: профилактическая, правоохранительная, информационная;

— ярко выраженный межотраслевой характер;

— узкая специализация.

Таким образом, административный надзор можно определить как специальную самостоятельную функцию исполнительной власти, заключающуюся в систематическом наблюдении специальных субъектов, обеспечивающих поддержание специального объекта управления в заданном состоянии, и характеризующуюся обособленным нормативным регулированием с использованием специальных методов деятельности.

С.М. ЗЫРЯНОВ, кандидат юридических наук, доцент

1 Статья подготовлена с использованием системы «Консультант Плюс».

2 См.: СЗРФ. 2004. № 11. Ст. 945; № 21. Ст. 2023; № 31. Ст. 3234; 2005. № 12. Ст. 1023; № 52 (Ч. 3). Ст. 5690; 2007. № 40. Ст. 4717.

3 См., напр., Елистратов А. И. Основные начала административного права. 2-е изд., испр. и доп. М.: Г.А. Леман и С.И. Сахаров, 1917. С. 252; Галлиган Д., Полянский В.В., Старилов ЮН. Административное право: история развития и основные современные концепции. М.: Юристъ, 2002. С. 331—334; и др.

4 Такая позиция характерна для большинства ученых (Р.И. Денисов, Я.А. Здир, Ф.С. Разаренов, М.С. Студеникина, А.П. Шер-гин, О.М. Якуба и др.).

5 См.: Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2000. С. 394—409, 609; Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. М.: Юристъ, 2005. С. 364—368, 543—545; и др.

6 См., напр., Ергашев Е.Р. Прокурорское надзорно-охранительное право как составляющая единой системы отечественного права // Современное право. 2005. № 10. С. 39—43; Березовская С.Г. Сущность и основные характеристики в сфере прокурорского надзора // Вопросы теории и практики прокурорского надзора. Ч. 1.

1975. С. 57; Тадевосян В Н. Прокурорский надзор в системе советского права // Соц. законность. 1958. № 1. С. 40; Рохлин В.И. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учеб. пособие. СПб., 2000. С. 20—21; Маршунов М.Н. Прокурорско-надзорное право. М., 1991. С. 42; Звирбуль В.К.

Деятельность прокуратуры по пр

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источник: http://naukarus.com/administrativnyy-nadzor-voprosy-terminologii

Перечень видов регионального государственного контроля (надзора) и органов исполнительной власти Хабаровского края, уполномоченных на их осуществление

Кто осуществляет административный надзор за органами исполнительной власти
sh: 1: —format=html: not found

/ КНД / Перечни видов государственного контроля (надзора)

ПЕРЕЧЕНЬ
видов регионального государственного контроля (надзора) и органов исполнительной власти Хабаровского края, уполномоченных на их осуществление (по состоянию на 10.07.2019)

№ п/пНаименование вида регионального государственного контроля (надзора)Орган исполнительной власти Хабаровского края, уполномоченный на осуществлениеРеквизиты нормативного правового акта (актов), в соответствии с которым (которыми) осуществляется региональный государственный контроль (надзор) 
1.Региональный государственный экологический надзор, в том числе:
1.1Региональный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недрГлавное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского краяПостановление Правительства Хабаровского края от 25.10.2019 № 439-пр «Об утверждении порядка осуществления регионального государственного экологического надзора в Хабаровском крае и о признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Хабаровского края»Приказ Комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края от_01.03.2018 №_10-П «Об утверждении Административного регламента исполнения комитетом регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края государственной функции по осуществлению регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения»
1.2Региональный государственный надзор в области обращения с отходамиПостановление Правительства Хабаровского края от 25.10.2019 № 439-пр «Об утверждении порядка осуществления регионального государственного экологического надзора в Хабаровском крае и о признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Хабаровского края»Приказ комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края от_21.02.2018 №_9-П «Об утверждении Административного регламента исполнения комитетом регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края государственной функции по осуществлению государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору»
1.3Региональный государственный надзор в области охраны атмосферного воздухаПостановление Правительства Хабаровского края от 25.10.2019 № 439-пр «Об утверждении порядка осуществления регионального государственного экологического надзора в Хабаровском крае и о признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Хабаровского края»Приказ комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края от_05.02.2018 №_5-П «Об утверждении Административного регламента исполнения комитетом регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края государственной функции по осуществлению государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору»
1.4Региональный государственный надзор в области использования и охраны водных объектовПостановление Правительства Хабаровского края от 25.10.2019 № 439-пр «Об утверждении порядка осуществления регионального государственного экологического надзора в Хабаровском крае и о признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Хабаровского края»Приказ комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края от_05.02.2018 №_7-П «Об утверждении Административного регламента исполнения комитетом регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края государственной функции по осуществлению регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору»
1.5Государственный экологический надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий краевого значенияМинистерство природных ресурсов Хабаровского краяПостановление Правительства Хабаровского края от_13.12.2011 №_415-пр «Об утверждении порядка осуществления государственного экологического надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий краевого значения»Приказ Министерства природных ресурсов Хабаровского края от_

Источник: https://xn--27-6kchp4azahjd.xn--p1ai/Deyatelnost/Perechni-vidov-gosudarstvennogo-kontrolya-nadzora-/274?version=special&special_color=calm

Административный надзор в Российской Федерации, в том числе надзор за исполнением наказаний, не связанных с лишением свободы

Кто осуществляет административный надзор за органами исполнительной власти

Тальцкова Наталья Михайловна Адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров, заочная форма обучения Академии ФСИН России, г. Рязань, Россия, г. Волжский Волгоградской области. Научный руководитель Поникаров Владимир Анатольевич, д.ю.н.,профессор,

E-mail: natali.taltskova@mail.ru

Аннотация: в статье рассматривается понятие административного надзора в Российской Федерации, включая надзор за исполнением наказания не связанногос лишением свободы, автором раскрывается его сущностьиреальность.

Ключевые слова: нормативные акты, административный надзор, надзор за исполнением наказания, не связанного с лишением свободы, Российская Федерация.

Administrative supervision in the Russian Federation, including supervision of the execution of punishment not connected with deprivation of freedom

TAL'CKOVA NATALIA MIKHAILOVNA,

Adjunct Academy of the Federal penitentiary

service of Russia, Ryazan,Russia,

Volzhski in Volgograd region

Scientific Director Ponikarov Vladimir,

D.Yu.N.,Professor, Faculty of scientific and

pedagogical staff training, correspondence form

of training of the Academy of FSIN of Russia

El.address: natali.taltskova@mail.ru

Annotation: the article discusses the concept of administrative supervision in the Russian Federation, including supervision of the execution of punishment not connected with deprivation of liberty, the author reveals its essence and reality.
Keywords: normative acts, administrative supervision, supervision of the execution of punishment not connected with deprivation of liberty, the Russian Federation.

В настоящее время, в Российской Федерации одной из главных форм обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении является административный надзор.

В юридической литературе мнения о понятии административного надзора расходятся. Часть ученых рассматривают административный надзор как разновидность контроля, имеющего при этом свои особенности.

А, например, Д. М. Овсянко, не поддерживающий данное мнение, считает, что административный надзор — самостоятельный вид контрольно-надзорной деятельности со своими особенностями. [1, с. 122-124].

Битяк Ю. П., в свою очередь, выражает предположение, что «надзор осуществляет единственный государственный орган — прокуратура. Санитарный, пожарный надзор и некоторые другие виды деятельности ошибочно именуют надзором. Однако по сути — это контроль».

Неоднозначность, разнообразие и противоположность мнений ученых о понятии административного надзора являются основаниями для его рассмотрения в соотношении с контролем и другими видами надзора.

При этом, из сравнения административногонадзора и контроля по содержанию, объему полномочий, субъектов и объектов проверок, правовых и организационных форм их осуществления, вытекает что административный надзор имеет особенности, не характерные для контроля.

При этом, административный надзор — специфический вид государственного контроля. Следовательно, надзор является ограниченным, суженным контролем.

В Российской Федерации в наше время функционируют три типа надзора:

-судебный;

-прокурорский;

-административный.

Однако административный надзор является самым большим по объему и разнообразию, поскольку его осуществляют сотни тысяч государственных служащих, и он существенно отличается от других видов надзора по:

— субъектам: структурные подразделения государственной администрации, субъекты публичной исполнительной власти;

— целям: обеспечение безопасности граждан, общества, государства;

— направленности действий: он всегда специализирован, направлен на соблюдение специальных правил (санитарных, ветеринарных, таможенных, рыбной ловли, в том числе, и из исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, торговли и др.), а не на соблюдение законности в целом;

— по характеру осуществления: носит инициативный характер, проводится не только в связи с поступлением сигналов, жалоб, дел, но и по инициативе самих субъектов власти, в плановом порядке, то есть за конкретными объектами производится систематически;

— по подчиненности субъектов: индивидуальные и коллективные субъекты, за которыми производится надзор, организационно не подчинены субъектам власти, которые их проверяют, следовательно, осуществляется,как правило, субъектами функциональной власти, наделенными надведомственными полномочиями;

— по полномочиям: надзорные структуры наделены большими юрисдикционными полномочиями, правом применять меры административного пресечения и административные наказания;

— по степени принуждения: связан с широким применением административного принуждения.

Отсюда, административный надзор — надведомственный, специализированный, систематический контроль государственной администрации за соблюдением гражданами и организациями правовых и технико-правовых норм, выступающее и в качестве средства административного воздействия, вида исполнительно-распорядительной деятельности, и как часть государственного надзора, средство обеспечения режима законности, охраны, и из исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, соответствующих общественных отношений и материальных ценностей и не только от правонарушений, но и от объективно противоправных действий и стихийных явлений.

Главным для субъектов надзорной деятельности является обязанность заботиться о не допущении, предотвращении наступления вредных последствий (пожаров, эпидемий, дорожно-транспортных происшествий и т. п.

), выявлении обстоятельств, могущих быть их причиной, и принятии мер для устранения обнаруженных отклонений, то есть, прежде всего,— прогноз, предупреждение, пресечение, во избежание наступления вреда сейчас, а затем — применение карательных санкций для общей и частной превенции правонарушений в будущем.

Согласно действующего законодательства, административный надзор осуществляется в отношении:

— неопределенного круга физических и юридических лиц при соблюдении ими определенных правил;

— определенного круга лиц (граждан, должностных лиц, юридических лиц) при соблюдении ими конкретных правил (например, приобретения, использования огнестрельного оружия);

— персонифицированный административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, включая надзор за исполнением наказания не связанного с лишением свободы.

Административный надзор, как правило, связан с применением мер:

— административного предупреждения;

— административного пресечения;

— наложения административных взысканий.

Следовательно, органы административного надзора наделены административно — юрисдикционными полномочиями (так, контрольные органы такими полномочиями не наделены (как правило, имеют право применять меры дисциплинарного взыскания)).

В административной науке, как отмечено выше, известны три вида надзора: судебный, прокурорский и административный. По сравнению с двумя другими видами надзора, административный надзор является наиболее объемным и разнообразным. Ему присущ ряд особенностей, которые отличают его от судебного и прокурорского надзора, а именно:

1. Субъект административного надзора является субъектом исполнительной власти;

2. Основной целью является обеспечение безопасности граждан, общества, государства (а судебного и прокурорского — обеспечение законности в стране);

3. Специализированный характер, то есть он направлен на соблюдение специальных правил (санитарных, пожарных, ветеринарных, таможенных и др.);

4. Проводится систематически за конкретным объектом;

5. Осуществляется, как правило, субъектами исполнительной власти, наделенными надведомственными полномочиями;

6. Связан с применением административного принуждения.

Таким образом, административный надзор, включая надзор за исполнением наказания не связанного с лишением свободы, осуществляется с целью охраны соответствующих общественных отношений как от правонарушений, так и от объективно-противоправных действий и стихийных явлений и является необходимым средством обеспечения безопасности граждан, общества и государства.

Рассмотрев общий понятийный аппарат, классификацию и особенности административного надзора, проанализируем административный надзор за исполнением наказаний, не связанных с лишением свободы.

Данный надзор регулируется приказом Министерства юстиции Российской Федерации (Минюст России) от 11 октября 2010 г.

N 258 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы».

Кроме того, из вышеуказанного вытекает вывод о том, что административный надзор, включая обеспечение надзора за исполнением наказания не связанного с лишением свободы, — это вид государственной управленческой деятельности, который осуществляется специальными органами исполнительной власти в отношении организационно неподчиненных предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан по поводу исполнения ими требований действующего законодательства с применением мер административного принуждения.

К основным нормативным актам, регламентирующим административный надзор, включая обеспечение надзора за исполнением наказания не связанного с лишением, свободы, относятся:

Источник: http://journalpro.ru/articles/administrativnyy-nadzor-v-rossiyskoy-federatsii-v-tom-chisle-nadzor-za-ispolneniem-nakazaniy-ne-svya/

23.1. Понятие и сущность административного надзора

Кто осуществляет административный надзор за органами исполнительной власти

Административный надзор является одним из важнейших способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.

В юридической литературе нет единого мнения о сути административного надзора.

Ряд ученых считают, что он является разновидностью контроля, имея при этом свои особенности1. В противоположность этому мнению Д. М. Овсянко считает, что административный надзор является самостоятельным видом контрольно-надзорной деятельности, которому присущи свои особенности2. Ю. П. Битяк высказывает мнение о том, что «надзор осуществляет единственный государственный орган — прокуратура. Санитарный, пожарный надзор и некоторые другие виды деятельности неточно называют надзором. В действительности же это контроль»3. Такое разнообразие и противоположность мнений о природе административного надзора являются основанием для рассмотрения его сути в соотношении с контролем и другими видами надзора. Сравнивая административный надзор и контроль с точки зрения содержания, объема полномочий, субъектов и объектов проверок, правовых и организационных форм их осуществления, можно утверждать, что административному надзору присущи особенности, которые не характерны для контроля. В то же время есть основания считать, что административный надзор является специфическим видом государственного контроля. 1. Контроль включает в себя проверку состояния дел как с точки зрения законности, так и целесообразности. Административный надзор осуществляется только для проверки законности. 2. При осуществлении контроля соответствующие органы могут вмешиваться в оперативно-хозяйственную и производственную деятельность подконтрольного объекта, используя при этом меры дисциплинарного принуждения. Органы административного надзора такими полномочиями не обладают. Они имеют право осуществлять наблюдение, проверку соблюдения определенных норм, выявлять, пресекать правонарушения, а также привлекать виновных к административной ответственности. 3. Контроль, как правило, касается конкретных органов, пред- приятий, учреждений и их должностных лиц. В противоположность этому, административный надзор осуществляется в отношении: 1 Бахрах Д. Н. Административное право России: Учебник для вузов. — М., 2000. — С. 394.; Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. — М., 1996. — Ч. 1. —С. 619. 2 Административное право: Учебник / Под ред. Ю. М. Козлова, Л.П. Попова. — М., 1999. — С. 457. 3 Адміністративне право України: Підручник / За ред. Ю. П. Би-тяка. — X., 2000. — С. 222. а) неопределенного круга физических и юридических лиц при соблюдении ими определенных ппавил; б) определенного круга лиц (граждан, должностных лиц, юри- дических лиц) при соблюдении ими конкретных правил (например, приобретения, использования огнестрельного оружия); в) персонифицированный административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. 4. Административный надзор, как правило, связан с применением мер административного предупреждения, административного пресечения и наложения административных взысканий. То есть органы административного надзора наделены административно-юрисдикционными полномочиями. В отличие от них контрольные органы такими полномочиями не наделены (как правило, имеют право применять меры дисциплинарного взыскания). Административной науке известно три вида надзора: судебный, прокурорский и административный. По сравнению с двумя другими видами надзора, административный надзор является наиболее объемным и разнообразным. Ему присущ ряд особенностей, которые отличают его от судебного и прокурорского надзора, а именно: — субъект административного надзора является субъектом исполнительной власти; — основной целью является обеспечение безопасности граждан, общества, государства (а судебного и прокурорского — обеспечение законности в стране); — специализированный характер, то есть он направлен на соблюдение специальных правил (санитарных, пожарных, ветеринарных, таможенных и др.); — проводится систематически за конкретным объектом; — осуществляется, как правило, субъектами исполнительной власти, наделенными надведомственными полномочиями; — связан с применением административного принуждения. Административный надзор осуществляется с целью охраны соответствующих общественных отношений как от правонарушений, так и от объективно-противоправных действий и стихийных явлений.

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что административный надзор — это вид государственной управленческой деятельности, который осуществляется специальными органами исполнительной власти в отношении организационно неподчиненных предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан по поводу исполнения ими требований действующего законодательства с применением мер административного принуждения.

Источник: С. В. Кивалов. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО УКРАИНЫ. 2004

Источник: https://jurisprudence.club/administrativnoe-uchebnik/231-ponyatie-suschnost-administrativnogo.html

Административный надзор как способ обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти

Кто осуществляет административный надзор за органами исполнительной власти

Административный надзор — особый вид государственной деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц, направленный на строгое и точное исполнение органами исполнительной власти, коммерческими и некоммерческими организациями, а также гражданами общеобязательных правил, имеющих важное значение для общества и государства. Он представляет собой наблюдение полномочными государственными органами и должностными лицами за исполнением действующих в сфере управления специальных правовых норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах.

Основная цель административного надзора — обеспечение законности и правопорядка в государственном управлении.

В отличие от контроля, административный надзор осуществляется в отношении организационно неподчиненных объектов; в процессе его осуществления применяются меры административного воздействия к физическим и юридическим лицам; органы административного надзора проверяют соблюдение специальных правил (дорожного движения, пожарной безопасности, санитарии и др.) на поднадзорных объектах.

Полномочиями по осуществлению административного надзора обладают:

федеральные службы (к примеру, Федеральная служба в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и др.);

службы и органы, организационно входящие в структуры министерств, но которые по определенному кругу вопросов вправе контролировать деятельность органов управления, состоящих в системах других министерств федеральных служб и aгeнтств, ведомств.

Например, органы, осуществляющие Государственный пожарный надзор — Федеральная противопожарная служба, входящая в состав Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; надзор за безопасностью дорожного движения — Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ; санитарный надзор — Государственная санитарно-эпидемиологическая служба при Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и т.п.

Основными направлениями надзорной деятельности выступают предупреждение (профилактика) правонарушений, пресечение правонарушений, привлечение к административной ответственности лиц, совершивших правонарушения.

Прокурорский надзор — надзор, осуществляемый органами прокуратуры на основании Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации».

Предметом прокурорского надзора за исполнением закона является:

исполнение законов федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, контрольными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и объединениями, независимо от их подчиненности, органами военного управления, воинскими частями, общественными, политическими организациями, объединениями, должностными лицами;

установление соответствия законам правовых актов, издаваемых перечисленными органами, организациями, должностными лицами.

Цели прокурорского надзора:

своевременное реагирование на нарушения законности в управлении;

принятие мер по устранению причин и условий ее нарушения;

восстановление нарушенных прав, привлечение к ответственности виновных лиц.

Методы работы органов прокуратуры по обеспечению законности в сфере управления:

проверка исполнения законов поднадзорными объектами;

проверка правовых актов, издаваемых поднадзорными объектами, с целью установления соответствия актов закону и иным нормативным актам;

участие прокурора в заседаниях органов представительной и исполнительной власти;

изучение, обобщение сведений о нарушениях законности и принятие соответствующих мер.

В случае нарушения законности прокурор обязан реагировать соответствующим образом.

Внести протест на противоречащий закону правовой акт. Протест приносится в орган, организацию или должностному лицу, издавшим акт, либо в вышестоящий орган и должностному лицу, либо в суд. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее, чем в 10-дневный срок с момента поступления его в соответствующий орган. Ответ прокурору дается в письменной форме.

Направить представление в орган, общественное объединение, политическую организацию, должностному лицу, которые полномочны принимать меры по устранению причин и условий, способствующих нарушению законности. Основаниями для внесения представления являются:-выявленное нарушение закона;-совокупность нарушений закона;-обобщение жалоб и заявлений граждан, поступающих в прокуратуру;-обобщение судебной практики.

Представление подлежит безотлагательному рассмотрению, и в месячный срок должны быть приняты меры по устранению нарушений законности, о чем прокурору сообщается в письменной форме.

Вынести постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Источник: https://studbooks.net/1166411/pravo/administrativnyy_nadzor_sposob_obespecheniya_zakonnosti_deyatelnosti_organov_ispolnitelnoy_vlasti

К вопросу о содержании административного контроля (надзора) органов внутренних дел

Кто осуществляет административный надзор за органами исполнительной власти

(Пузырев С. В.) («Административное право и процесс», 2006, N 3)

К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

С. В. ПУЗЫРЕВ

Происходящий в современной России бурный процесс совершенствования законодательства, переориентации его на защиту прав и законных интересов прежде всего личности предопределяют содержание контрольно-надзорной деятельности органов внутренних дел.

Органы внутренних дел Российской Федерации являются органами исполнительной власти и осуществляют специфические, отличные от других государственных органов, функции правоохраны. Одними из основных форм достижения целей реализации указанных функций являются контроль и надзор за соблюдением субъектами права законности. Н. М.

Конин определяет контроль как «специфическую форму деятельности по систематическому наблюдению и присмотру за деятельностью субъектов административно-правовых отношений с целью проверки соответствия их решений и действий требованиям законности» .

Специфику административного надзора он видит в ограничении компетенции надзорных органов проверкой только законности действий поднадзорных субъектов. Основываясь на узкоспециализированном характере исполнительной деятельности отдельных государственных органов исполнительной власти, Н. М.

Конин приходит к выводу о применении ими в своей деятельности «особого своеобразного организационно-правового способа обеспечения законности — контрольно-надзорной деятельности, интегрирующей в себе как элементы контроля, так и элементы надзора» . Здесь же целесообразно привести мнение В. М. Горшенева и И. Б.

Шахова: «…с точки зрения конкретного назначения форм деятельности органов государства применительно к каждому органу… можно различать: деятельность по планированию, организаторско-исполнительскую деятельность и контрольную (или надзорную) деятельность» .

Таким образом, органам внутренних дел как органам исполнительной власти, реализующим специфические правоохранительные функции, присуща контрольно-надзорная деятельность. Соотношение контрольных и надзорных функций зависит от управленческих отношений, в которые вступают органы внутренних дел. ——————————— Конин Н. М. Российское административное право. Общая часть: Курс лекций. Саратов: СГАП, 2001. С. 326. Там же. С. 329. Горшенев В. М., Шахов И. Б. Контроль как правовая форма деятельности. М., 1987. С. 19.

В научной литературе распространено достаточное множество суждений о содержании контроля и надзора.

Отдельные авторы отождествляют административный надзор с надведомственным контролем и ограничивают сферу его применения лишь проверкой выполнения сравнительно небольшого количества норм и правил.

Другие, аналогично определяя природу административного надзора, выделяют специфические, только ему присущие, черты . ——————————— Салищева Н. Г. Государственный и общественный контроль в СССР. М., 1970. С. 180. Студеникина М. С. Государственный контроль в сфере управления. М., 1974. С. 18.

Однако и те и другие однозначно сопрягают осуществление контроля и надзора с применением мер административного воздействия, в частности административного принуждения. По мнению В. П.

Беляева, «контрольная функция по своему содержанию включает в себя три элемента: получение необходимой информации; ее анализ и оценка; реагирование на выявленные отклонения от установленных правил и требований» . Подобное реагирование выражается в применении к объектам мер принуждения (административного).

По нашему мнению, это утверждение справедливо отнести и к административному надзору. В подтверждение изложенного целесообразно привести точку зрения Р. В. Владимирова, выделяющего в качестве одного из элементов содержания административного надзора «включение» юрисдикционного механизма .

Пределом «включения» он определил применение мер административного принуждения до момента назначения административных наказаний. На первый взгляд изложенное позволяет представить отсутствие различий между контролем и надзором. Однако это ошибочное мнение.

Существенное различие между административным контролем и надзором ОВД заключается именно в объеме соответствующей компетенции, в глубине проникновения в деятельность подконтрольного объекта. ——————————— Беляев В. П. Контроль и надзор как средства реализации правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. 2003. N 4. С. 41. Владимиров Р. В. Дис. … к. ю.н. М., 1998. С. 55.

Компетентный орган, включая юрисдикционный механизм, неизбежно вынужден довести начатое до логического завершения.

Иначе говоря, выявив отклонение от регламентированного порядка осуществления деятельности подконтрольного (поднадзорного) объекта, орган внутренних дел в лице его компетентного должностного лица должен произвести в полном объеме мероприятия по административному расследованию и рассмотрению дела и назначить нарушителю конкретный вид административного наказания. Иначе становится неопределенной цель контроля (надзора). В конечном счете сердцевина всех полномочий милиции состоит в праве насильственно заставлять неопределенный круг лиц что-либо сделать или, наоборот, воздержаться от каких-либо действий. Собственно, для этого общество, сознающее, что механизмы социальной саморегуляции срабатывают далеко не всегда, и имеет полицию. Вне рассматриваемой особенности милиция просто не может быть адекватно понята . ——————————— Соловей Ю. П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации. Омск, 1993. С. 112.

Кодексом Российской Федерации (ст. 29.13) установлена необходимость вносить в государственные органы, на предприятия, в учреждения, организации, общественные объединения обязательные для рассмотрения представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Причем не определена принадлежность этой меры конкретно к контролю или надзору, поэтому данная норма применяется как по результатам контроля, так и по результатам надзора. Это положение также не доказывает отсутствие различий между контролем и надзором.

Это всего лишь одна из составляющих компетенции органа внутренних дел, реализуемая по результатам контрольно-надзорной деятельности. Причины и условия совершения правонарушения устанавливаются в процессе рассмотрения административного дела.

Вмешательство же в непосредственную организацию деятельности объекта происходит при осуществлении административного контроля. Административный контроль и административный надзор осуществляются в процессуальной форме и могут быть отнесены как к юрисдикционному, так и к процедурному производству.

Критерием отнесения к юрисдикционному производству служит наличие в деятельности объекта признаков правонарушения (либо информации о правонарушении), т. е. наличие юридического спора. Если же такие признаки или информация отсутствуют и контроль или надзор осуществляются в плановом порядке, то их результаты оформляются в соответствии с установленной процедурой .

Выделяя контрольно-надзорную деятельность органов внутренних дел, осуществляемую в рамках процедурного производства, мы исходили из положений п. 4 ст. 7 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Этим Законом закрепляется право контрольно-надзорных органов производить плановые мероприятия по контролю (надзору) за выполнением обязательных требований и внеплановые мероприятия, связанные с конкретными правонарушениями. ——————————— См.: Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» // СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3436; 2002. N 44. Ст. 4297.

Таким образом, контрольно-надзорная деятельность органов внутренних дел на современном этапе является сложной и многогранной. Ее реализация зависит от компетенции ОВД в сфере обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности. Осуществляется такая деятельность в процессуальной форме.

Анализ специальных функций органов внутренних дел позволяет сделать вывод, что контроль и надзор являются основными направлениями деятельности, реализуемыми в рамках юрисдикционных полномочий ОВД.

Нельзя рассматривать указанную деятельность как нечто стороннее, лежащее вне специальных функций ОВД и юрисдикционных полномочий этих органов.

——————————————————————

Источник: http://www.center-bereg.ru/m3544.html

Юрист Воеводин
Добавить комментарий