Коррупционные преступления это в сфере экономической деятельности

Ответственность за преступления коррупционной направленности в сфере экономической деятельности

Коррупционные преступления это в сфере экономической деятельности

Как и любые иные множества, преступления, связанные с экономической деятельностью, могут быть классифицированы по различным основаниям.

Как показывает изучение проблем применения норм об ответственности должностных лиц за преступления в сфере экономической деятельности, наибольшую сложность для практики представляет неясность большого числа законодательных положений, причем как в хозяйственной, так и в уголовно-правовой сфере.

Данное обстоятельство влечет неединообразие квалификационной практики и многочисленные ошибки при решении вопроса о привлечении к уголовной ответственности за экономические, а также должностные преступления.

С теоретической точки зрения целесообразно выделить следующие группы экономических преступлений, включенных в главу 22 Уголовного кодекса Российской Федерации:

· в сфере управления предпринимательской деятельностью,

· в сфере осуществления предпринимательской деятельности,

· в финансовой сфере,

· в сфере внешнеэкономической деятельности.

За последние три года наибольшая часть из числа возбужденных уголовных дел и дел, по которым были вынесены обвинительные приговоры, приходится: на приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем (ст.175 УК РФ), фальшивомонетничество (ст.186 УК РФ).

Низок процент раскрываемости преступлений по ст.169 и ст.170, ст.184 и ст.185, а также по ст. ст.189, 190, 192 и 197 УК РФ.

Данные статистики свидетельствуют, что из года в год увеличивается количество выявленных экономических преступлений и лиц, осужденных за совершение таких преступлений.

Из коррупционных экономических преступлений наиболее заметными являются составы преступлений по ст.169 УК РФ «Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности» и ст.170 УК РФ «Регистрация незаконных сделок с землей», а также ст.170.1 «Фальсификация единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета».

В некоторых случаях совершение преступления должностным лицом является квалифицирующим обстоятельством, в других — субъектом преступления являются руководители предприятий и организаций, в том числе выполняющие функции должностных лиц. Преступление, признаки которого предусмотрены ст.

169 УК РФ, является посягательством на свободу предпринимательства, грубым нарушением установленных Конституцией РФ и гражданским законодательством гарантий предпринимательской деятельности, прав и свобод ее участников, что и составляет непосредственный объект данного преступления.

Субъектом воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности может быть только должностное лицо, использующее при этом свое служебное положение.

Значительный интерес представляет вопрос о соотношении составов воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности (ст.169 УК РФ), о злоупотреблении должностными полномочиями (ст.

285 УК РФ), о превышении должностными полномочиями (ст.286 УК РФ).

Поскольку первое из названных преступлений совершается только должностными лицами, обязательным, но дополнительным объектом преступления в этом случае являются интересы государственной службы или службы в органах местного самоуправления.

Такие действия (бездействие), как незаконные отказ в регистрации или в выдаче лицензии, уклонение от регистрации или лицензирования, ограничение самостоятельности и прав предпринимателей, иное незаконное вмешательство в их деятельность, совершаемые должностными лицами с использованием своего служебного положения являются не чем иным, как злоупотреблением должностными полномочиями или же их превышением и способны повлечь существенное нарушение прав и законных интересов граждан-предпринимателей либо юридических лиц, а крупный ущерб, о котором говорится в ч.2 ст.169 УК РФ, может рассматриваться и как тяжкое последствие (ч.3 ст.285 УК РФ, п. «в» ч.3 ст.286 УК РФ).

Совпадают и субъективные признаки конкурирующих преступлений. Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности, хотя и необязательно, но также может быть совершено по мотивам корыстной или иной личной заинтересованности, что требуется для состава злоупотребления должностными полномочиями.

Таким образом, складывается ситуация конкуренции общей нормы (ст.285 и ст.286 УК РФ) и специальной нормы (ст.169 УК РФ), когда уголовная ответственность в силу правила, ныне закрепленного в ч.3 ст.17 УК РФ, наступает по специальной норме.

Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности может оказаться в конкуренции и с другими составами преступлений (ст. ст.315, 178, 179 УК РФ).

Под общим названием «Регистрация незаконных сделок с землей» ст.170 Уголовного кодекса России фактически содержит описание признаков трех преступлений, отличающихся по объективной стороне:

1) регистрация заведомо незаконных сделок с землей;

2) искажение учетных данных Государственного земельного кадастра;

3) умышленное занижение размеров платежей за землю.

Регистрация заведомо незаконных сделок с землей может совершаться для придания законного характера владению земельным участком, полученным преступным путем. В этом случае виновное должностное лицо, кроме ответственности по ст.170 УК РФ, будет отвечать также и за участие в легализации имущества, приобретенного преступным путем (ст.174 УК РФ).

Но не все документы Государственного земельного кадастра могут быть предметом данного преступления. Вспомогательные и производные документы Государственного земельного кадастра не могут выступать предметом состава данного преступления. В связи с тем, что в тексте диспозиции ст.

170 УК РФ и ФЗ РФ «О Государственном земельном кадастре» используются разные термины, следует привести их в соответствие для того, чтобы не допускать разных толкований одного понятия. Таким образом, автор предлагает внести изменения в диспозицию ст.

170 УК РФ, заменив термин «учетные данные» на термин «основные документы».

Все преступления, предусмотренные ст.170 УК РФ, являются преступлениями небольшой тяжести, однако именно этот факт, с точки зрения диссертанта, и подталкивает людей использовать свое служебное положение в корыстных целях.

Извлечение прибыли должностным лицом действиями, предусмотренными ст.170 УК РФ, в крупном размере или по предварительному сговору, должно наказываться более строго.

В этом случае боязнь лишиться не только денег, имущества, положения в обществе, но и свободы, должна предостеречь людей, использующих свое служебное положение.

Имеет место характерная тенденция в развитии современного уголовного законодательства об ответственности за преступления, совершаемые должностными лицами с использованием своего должностного положения.

Она проявляется в том, что законодатель, отдавая предпочтение логике объекта в построении системы Особенной части УК РФ, расположил ряд основных составов, в которых специальным субъектом преступления является должностное лицо, не в главе 30, а в других главах УК РФ.

В отдельных составах в качестве специального субъекта предусмотрены одновременно и должностные лица, и лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, а в некоторых — и иные лица (ст. ст.142, 143,1451,149,155,156, 233, 236 — 238, 246, 247, 253, 254 — 257, 259, 261, 262, 266, 269, 270 УК РФ и др.).

Определение исчерпывающего перечня общественно опасных деяний, признаваемых преступлениями, и выделение среди них должностных, т.е. таких, специальным субъектом которых является только должностное лицо, — это, бесспорно, прерогатива законодателя.

Предпосылкой для установления в законе оптимального соотношения общих составов преступлений должностных лиц с так называемыми специальными составами преступлений должностных лиц и составами «альтернативно-должностных» преступлений является объективный учет законодателем, помимо общих критериев криминализации общественно опасного поведения, и характера влияния на типовую степень общественной опасности конкретного деяния особого способа — совершения его должностным лицом с использованием своего служебного положения.

Игнорирование названного критерия приводит к тому, что в процессе криминализации уже на законодательном уровне нарушаются системные связи уголовно-правовых норм, а это, в свою очередь, обусловливает несоответствие отдельных санкций сконструированных специальных норм реальной степени общественной опасности предусмотренного в их диспозиции преступления.

Такой подход к классификации рассматриваемых преступлений позволяет выделить в их числе следующие их группы: а) общие преступления должностных лиц; б) преступления должностных лиц со специальным субъектом; в) альтернативно-должностные преступления.

Применяя данный подход к главе 22 УК РФ, преступления должностных лиц, предусмотренные данной главой, можно классифицировать следующим образом:

1) совершаемые только должностными лицами (ст. ст.169, 170);

2) совершаемые в том числе и должностными лицами (ст. ст. 195, 196, 197 и др.);

3) совершаемые специальными должностными лицами (ст. ст.185, 185-1, 199-1 и др.).

Назначение наказания является одним из центральных институтов уголовного права, который переводит в практическую плоскость социальное предназначение уголовного законодательства.

Его охранительная и предупредительная функции, а также все регламентированные в Уголовном кодексе РФ цели наказания реализуются уже в процессе его назначения, которое в свою очередь выступает связующим звеном между уголовно-правовыми и уголовно-исполнительными средствами воздействия на лиц, совершивших преступление.

Так как наказание является основной формой реализации уголовной ответственности, наиболее оптимальным средством уголовно-правового реагирования в отношении лиц, совершающих преступления, поэтому и его назначение представляет собой важный этап ее реализации.

Механизм достижения целей наказания — это система предусмотренных в уголовном законе средств и способов, которые применяются при их достижении, и поскольку наказание применяется за совершение преступления, то и его цели должны быть увязаны с преступлением, а в качестве основной цели наказания за преступления, совершаемые должностными лицами в сфере экономической деятельности, выступает восстановление социальной справедливости. Социальная же значимость назначения судом наказания, его исключительная сложность заключаются в том, что наказание имеет несколько адресатов и обращено в будущее.

Механизм достижения целей наказания при его назначении за преступления, совершаемые должностными лицами в сфере экономической деятельности, в первую очередь должен реализовываться через общие начала назначения наказания, т.е. за указанные преступления должно назначаться только то, которое позволяет достичь желаемой цели.

За преступления, совершаемые должностными лицами в сфере экономической деятельности, предусмотрено семь видов наказаний, которые варьируются от штрафа до лишения свободы с максимальным сроком до пятнадцати лет. В качестве дополнительных видов наказаний за указанные преступления могут быть назначены штраф, лишение права занимать определённые должности и заниматься определённой деятельностью.

В настоящее время реальным наказанием (которое можно назначить и исполнить) за преступления, совершаемые должностными лицами в сфере экономической деятельности, является штраф или лишение свободы, а такое положение затрудняет определение вида наказания на практике и не способствует достижению целей наказания.

В современных условиях следовало бы не сворачивать, а, наоборот, восстановить такой вид дополнительного наказания, как конфискация имущества.

Это восстановление могло бы выразиться в обязательном включении этого наказания в качестве дополнительного в санкции статей, в увеличении числа случаев конфискации предметов, используемых в качестве орудий и средств совершения преступления (поскольку по процессуальному законодательству она не является обязательной). Требует уточнения и предмет конфискации за счет включения в него возможности обращения взыскания не только на имущество, но и на имущественные комплексы (такие, как предприятия, имущественные доли и вклады в уставный капитал и т.п.). Такое решение позволило бы отказаться от необходимости введения уголовной ответственности юридических лиц. Например, можно ввести конфискацию как специальный вид наказания на имущество, добытое преступным путем.

Источник: https://studbooks.net/1097996/pravo/otvetstvennost_prestupleniya_korruptsionnoy_napravlennosti_sfere_ekonomicheskoy_deyatelnosti

Коррупционные преступления это в сфере экономической деятельности

Коррупционные преступления это в сфере экономической деятельности

Таким образом, складывается ситуация конкуренции общей нормы (ст. 285 и ст. 286 УК РФ) и специальной нормы (ст. 169 УК РФ), когда уголовная ответственность в силу правила, ныне закрепленного в ч. 3 ст. 17 УК РФ, наступает по специальной норме Басова Т. Б.

Уголовная ответственность за должностные преступления: проблемы правотворчества и правоприменения в условиях административной реформы: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. — Владивосток, 2005.. Совпадают и субъективные признаки конкурирующих преступлений.

Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности, хотя и необязательно, но также может быть совершено по мотивам корыстной или иной личной заинтересованности, что требуется для состава злоупотребления должностными полномочиями. 2) увеличение доли налоговых преступлений в общей массе экономических правонарушений.

По данным российских криминологов, темпы роста за1) исключительная латентность. Шпоры по праву преступления в сфере экономической деятельности? В качестве ос- новной причины В. В.

Лунеев указывает отсутствие потерпевших и других лиц, заинтересованных в выявлении экономических преступлений. Прямой и косвенный ущерб терпит государство. Интересы граждан затрагиваются прямо и косвенно.

При совершении взяточничества фактические жертвы таковыми себя не считают, ибо они от них имели свою выгоду. Государство пока беспомощно проконтролировать всю гамму экономических посягательств***;

Коррупционные преступления в сфере экономической деятельности и против интересов службы в коммерческих и иных организациях

Изменится ли квалификация содеянного, если стоимость похищенных марок составит 150тыс. руб., 500тыс. руб., 1,5млн. руб.?

Как изменится квалификация, если будет установлено, что К. за увеличение квоты получил от руководителя «Фиалки 100 тыс. дол

Через день М. был задержан на рынке, где он предлагал различным лицам приобрести эти марки. Директор крупного оборонного завода К.

по просьбе руководителя зарубежной компании-партнера «Фиалка в нарушение установленных экспортных квот осуществил поставку на экспорт материалов и оборудования, которые могут использоваться для создания оружия массового поражения.

Имеет ли значение то обстоятельство, что фермер согласился продать свою продукцию сразу или спустя несколько дней ?

Преступления в сфере экономической деятельности, совершаемые должностными лицами, как проявление коррупции

В развитие Национального плана противодействия коррупции 25 декабря 2008 г. Президент РФ подписал Федеральный закон «О противодействии коррупции», в котором впервые на законодательном уровне дано определение коррупции.

Преступления, совершаемые в процессе экономической деятельности должностными лицами, обладают признаками коррупционных деяний. Некоторые из них (ст. ст. 169, 170 УК РФ) содержатся в гл. 22 УК РФ, а другие — в гл. 30 УК РФ (ст. ст. 289, 285.1, 285.2 УК РФ).

Например , незаконное участие должностных лиц в предпринимательской деятельности нарушает не только установленный порядок государственной службы и службы в органах местного самоуправления, но и принципы осуществления экономической деятельности.

Указом Президента РФ от 31 июля 2008 г. N Пр-1568 был утвержден Национальный план противодействия коррупции, в котором были обозначены меры по законодательному обеспечению противодействия коррупции. В качестве первоочередной меры было указано на необходимость подготовки и внесения в Государственную Думу проекта Федерального закона «О противодействии коррупции».

В то же время А. Г. Безверхов полагает, что, жестко следуя нормативному (догматическому) подходу, согласно которому общие и специальные нормы находятся в логическом отношении подчинения, нормы, объединенные в гл. 30 УК и расположенные в других главах Особенной части УК, не конкурируют обыкновенно как общие и специальные и на них не распространяется положение, предусмотренное ч.

3 ст. 17 УК.

Понятие преступлений в сфере экономической деятельности. Анализ иных признаков составов преступлений в сфере экономической деятельности. Характеристика проблемы применения нормы об освобождении от уголовной ответственности за совершение преступлений. Методологические принципы изучения коррупционных преступлений в системе ГИБДД.

Криминалистические признаки взяточничества, отграничение от смежных составов. Личность сотрудника, совершившего преступление. Меры профилактики коррупционных преступлений.

С принятием УК РК РК 1997 г. в рассматриваемую главу «Преступления в сфере экономической деятельности законо­датель включил 24 новые уголовно-правовые нормы.

Субъектом преступлений могут быть должностные и иные (частные) лица, достигшие к моменту совершения преступле­ния 16 лет. понятия должностного лица раскрыва­ется в п. 3 примечания к ст. 307 УК РК 1.

В коррупционных пре­ступлениях, предусмотренных п. «а ч. 3 ст.

193 и п. «а ч. 3 ст. 209 УК РК субъектом выступают лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, и приравненные к ним лица. Россия, согласно результатам международных социологических исследований, в последние десятилетия неизменно лидирует по уровню коррупции.

Объем коррупции оценивается экспертами в 300 с лишним миллиардов долларов в год, т. е. речь идет о сумме, сопоставимой с федеральным бюджетом [1]. Особо следует остановиться на проблемах пенализации некоторых преступлений в сфере экономической деятельности, которые совершаются должностными лицами и имеют коррупционную направленность.

В частности, сравнительный анализ санкций ст. 169, 170, 289 и ст.

285, 286 УК РФ заставляет задуматься о справедливости и обоснованности законодательной оценки степени общественной опасности некоторых экономических преступлений коррупционной направленности. С принятием УК РК РК 1997 г.

в рассматриваемую главу «Преступления в сфере экономической деятельности законо­датель включил 24 новые уголовно-правовые нормы. Преступления, связанные с банкротством: Неправомерные действия при банкротстве (ст. 215 УК РК); Преднамерен­ное банкротство (ст.

216 УК РК); Ложное банкротство (ст. 217 УК РК).

Ларина Л. Понятие состав и виды преступлений в сфере экономической деятельности? Ю. Проблемы уголовно-правовой регламентации, назначения наказания и предупреждения совокупности преступлений / Л. Ю. Ларина. — М., 2013. – 165 с. Цель коррупционных правонарушений — получение незаконным путем какой-либо выгоды, для себя или для третьего лица.

Понятие коррупционного преступления

Единой точки зрения на этот вопрос не существует.

Особенности возбуждения уголовного дела в сфере экономической деятельности? Между тем отсутствие научно разработанной концепции коррупционного преступления в материальном праве свидетельствует об отставании уголовно-правовых разработок от потребностей юридической науки и правоприменительной практики. В то же самое время уголовным законом напрямую определены такие понятия, как «неосторожная преступность (ст. 26 УК РФ), «преступность несовершеннолетних (ст. 19-20 УК РФ).

Напротив, Д. Н. Тишин, оценивая признаки коррупции, ведет речь о наличии властных полномочий должностного лица [15].

Надо отметить, что ряд исследователей, в частности К. А. Волков, говорят о том, что в России происходит искусственное расширение перечня коррупционных преступлений [16]. Такие рассуждения еще раз обостряют вопрос о признаках и определении коррупционного преступления.

  • а) злоупотребление служебным положением, дача (получение) взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера для себя или для третьих лиц либо иное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
  • б) совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица.

В юридической литературе выделяют следующие группы преступлений коррупционной направленности: В другом случае судом была признана виновной по ч. 3 ст. 159 УК РФ специалист администрации сельской администрации Б.

, которая, не являясь должностным лицом, в целях хищения денежных средств вносила в табель учета рабочего времени заведомо ложные сведения о фактически отработанном времени, с помощью чего были похищены денежные средства муниципального образования [32].

Проблемные вопросы противодействия коррупционным преступлениям в сфере экономической деятельности в Казахстане

Чуть позже, после принятия нового закона «О государственной службе [10], глава государства заявил, что борьба с коррупцией будет приобретать все более последовательный и системный характер [11].

Кстати, с 1 января 2017 года вроде должна была вступить в силу новая система оплаты труда государственного служащего, исходя из его компетенции и результатов деятельности.

То есть за наиболее эффективную деятельность предусматривается выплата бонусов [12].

Таким образом, в Казахстане уже много что сделано для борьбы с коррупцией.

Утвержден Этический кодекс государственных служащих Республики Казахстан (Правила служебной этики государственных служащих) [16]. При Министерстве по делам государственной службы Республики Казахстан создано Национальное бюро по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба) [17].

Одним из 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ Главы государства Нурсултана Назарбаева является 13-е направление по усилению противодействию коррупции [15].

Обозначения «экономические преступления», «экономическая преступность в последнее десятилетие у всех на слуху.

Обращается, в частности, внимание на то, что экономическая преступность стала проблемой национального масштаба, ибо она обладает мощным зарядом деструктивных и дисфункциональных свойств и оказывает «негативное воздействие на процессы, протекающие как в хозяйственной, так и в социальной сфере жизнедеятельности общества» [25].

Особенности методики расследования коррупционных преступлений

При этом Казахстан находится в ТОП-1017 стран с худшими законами о доступе к информации, не смотря на то, что разработка и принятие Закона РК «О доступе к информации» [26] отвечала международным обязательствам Казахстана по обеспечению прав и свобод человека, обязательствам по борьбе с коррупцией, и должна была повысить качество государственного управления.

Уголовно-правовая характеристика коррупционных преступлений

Общепризнано, что одной из актуальных проблем для многих стран мира является коррупция в органах государственной власти и экономической деятельности.

Волков К. А. Уголовно-правовые проблемы противодействия коррупционным преступлениям // Российский следователь. – 2011. – № 15. – С. 5-9.

Богданов И. Я., Калинин А. П. Коррупция в России: Социально-экономические и правовые аспекты / Институт социально-политических исследований РАН. – М.: ИСПИ РАН, 2001. – 240 с. Ключевые слова: уголовно-правовая характеристика, коррупционные преступления, анализ, законодательство, положения, cудебная практика, подходы.2. Zhadan V. N.

About the criminal-legal counteraction of corruption in Russia // News of Science and Education. – 2017. – № 3 (51). – P. 104-108. 3) внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (ст. 285.3 УК РФ);1) преступления против свободы личности: незаконное помещение в психический стационар (ст.

128 УК РФ);

Читайте другие статьи на сайте:

Источник: https://urist-onlain.ru/osvobozhdenie/korrupcionnye-prestuplenija-jeto-v-sfere.html

научная статья по теме ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СТЕПЕНЬ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОПАСНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В ОРГАНИЗОВАННОЙ ФОРМЕ ЛИЦАМИ, ИМЕЮЩИМИ КОРРУПЦИОННЫЕ СВЯЗИ Государство и право. Юридические науки

Коррупционные преступления это в сфере экономической деятельности

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СТЕПЕНЬ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОПАСНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В ОРГАНИЗОВАННОЙ ФОРМЕ ЛИЦАМИ, ИМЕЮЩИМИ КОРРУПЦИОННЫЕ СВЯЗИ

Равиль Шайхлисланович ШЕГАБУДИНОВ, заместитель начальника УВД по Юго-Восточному административному округу ГУ МВД России по г. Москве, кандидат юридических наук E-mail: office@unity-dana.ru

Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология;

уголовно-исполнительное право

Аннотация. В рамках настоящей статьи автор на основе проведенного им выборочного исследования рассматривает совокупность факторов, определяющих степень общественной опасности экономических преступлений, совершаемых в организованной форме лицами, имеющими коррупционные связи.

Ключевые слова и словосочетания: общественная опасность преступлений в сфере экономики; факторы, обусловливающие преступления в сфере экономики; экономические преступления, совершаемые в организованной форме лицами, имеющими коррупционные связи; мнения экспертов-практиков; меры по предупреждению преступлений в сфере экономики.

Annotation. In this article, the author on the basis of its sample study considers a combination of factors that determine the degree of social danger of economic crimes committed in an organized manner by persons with corruption ties.

Key words and word combinations: social danger of economic crimes; factors that contribute to economic crimes; economic crimes, committed in an organized manner by persons with corrupt ties; opinions of expert practitioners; measures to prevent economic crimes.

Несмотря на повышенную общественную опасность экономических преступлений, совершаемых в организованной форме лицами, имеющими коррупционные связи, проблемы, связанные с данной преступностью, не стали сегодня предметом специального углубленного изучения.

Такое изучение, на наш взгляд, не самоцель, оно, прежде всего, предполагает разработку системы мер, направленных на снижение степени опасности.

Как нам представляется, добиться этого можно лишь на основе устранения факторов, обусловливающих разрастание опасности.

На основе проведенного нами выборочного исследования мы предприняли попытку в рамках данной статьи рассмотреть совокупность факторов, определяющих степень общественной опасности указанных видов преступлений.

Не вдаваясь в глубину вопроса о разновидностях преступлений в сфере экономики, отметим, что экономические преступления могут совершаться также в организованных формах лицами, имеющими коррупционные связи.

Благодаря таким связям, как показывает исследование, организованные структуры легализуют значительную часть теневых капиталов с помощью созданных ими фирм-«однодневок». При их выявлении и раскрытии правоохранительные органы сталкиваются с серьезным противодействием со стороны криминальных структур и их окружения.

Анализ убедительно свидетельствует, что данные структуры все большее влияние оказывают на сферу политики, а это расширяет диапазон различных способов и форм воспрепятствования.

Одновременно повсеместно (по данным выборочного исследования) отмечаются факты

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2013

проникновения криминалитета в структуры власти, захвата преступными сообществами экономических структур и осуществления контроля ими наиболее прибыльных направлений бизнеса (финансовое, предпринимательское, торговое, внешнеэкономические виды деятельности).

Рассматриваемые нами виды преступлений, как правило, вызывают повышенный общественный резонанс. Это обусловлено рядом обстоятельств.

Во-первых, должностное лицо (нередко высокопоставленное) совершает преступление в интересах организованных групп или преступного сообщества. При этом оно использует свое служебное положение.

Во-вторых, зачастую между представителями криминальных структур и должностными лицами складываются партнерские взаимоотношения. Тем самым субъекты подкупа — продажности, находясь в составе организованных групп и преступных сообществ, оказываются заинтересованными лицами в совершаемых ими сделках. В результате, как правило, наблюдается сращивание власти с криминалом.

В-третьих, установившаяся взаимосвязь проявлений коррупции с организованной преступностью носит скрытый характер. Несовершенство методики и тактики выявления экономических преступлений, совершаемых в организованных формах лицами, имеющими коррупционные связи, продлевает «жизнь» таким преступлениям.

К тому же из-за латентности связи коррупции и организованной преступности трудно судить о реальном состоянии организованной экономической преступности, сопряженной с коррупцией.

Зарегистрированные указанные виды преступлений не отражают их действительное состояние, скорее всего это лишь верхушка «айсберга» фактически совершаемых противоправных посягательств.

Анализ судебно-следственной практики убедительно показывает, что в последнее время были причастны к их совершению и сотрудники правоохранительных органов.

Криминальные структуры, имея коррумпированные связи, нередко совершают тяжкие и особо тяжкие преступления экономической направленности. Исследование показывает, что на счету каждого крупного организованного преступного формирования не один десяток тяжких и особо тяжких преступлений в сфере экономики, воздействие на государственные и муниципальные структуры и должностных лиц

путем их подкупа. Это стало возможным в результате безнаказанного совершения преступлений в течение длительного времени. Многоэпи-зодность — характерная черта рассматриваемых видов преступлений.

Под контроль организованных структур, как показывает исследование, перешла значительная часть экономического потенциала и финансовых ресурсов страны. На фоне всеобщей криминализации существенно расширился диапазон криминальных видов их деятельности.

Особенно для них характерны криминальный передел собственности (противоправный захват имущественных комплексов), «контрабанда» товаров массового спроса, фальшивомонетничество, незаконное обналичивание денежных средств, проведение «заказных» конкурсов (аукционов).

Здесь, как нигде, проявляются и организованная преступность, и коррупция.

Ярким свидетельством повышенной опасности этих преступлений, на наш взгляд, выступают факты хищений и нецелевого использования бюджетных средств, выделяемых для реализации приоритетных национальных проектов «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», «Развитие агропромышленного комплекса», «Образование», «Здоровье»1. Уже из самих названий программ видно, что государственная поддержка оказывается не каким-либо сферам, а жизненно важным.

Между тем обращает на себя внимание тот факт, что число преступлений, связанных с реализацией приоритетных национальных проектов, несмотря на принимаемые правоохранительными органами меры, нисколько не уменьшилось, наоборот, их количество постоянно растет.

Так, в 2012 г. в результате реализации комплекса мероприятий, направленных на защиту бюджетных средств, выделенных в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» на закупку медицинского оборудования, было выявлено 138 преступлений2, связанных с закупками медоборудования3, а лиц, их совершивших, — 107. Размер установленного материального ущерба превысил 4 млрд руб.

Следует отметить, что преступления в сфере реализации национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», как правило, связаны с хищениями бюджетных средств, а также нецелевым расходованием субсидий и кредитов.

Как показывает изучение следственной практики, возникающие при расследовании дел данной категории сложности можно объяснить

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2013

тем, что лица, совершающие экономические преступления в сферах обеспечения граждан доступным и комфортным жильем, развития агропромышленного комплекса, образования и здравоохранения, обладают административными функциями, создают завуалированные схемы реализации преступного умысла.

Разоблачены, например, группа риэлторов, которые обналичивали жилищные сертификаты за утраченное в результате стихийных бедствий в Республике Ингушетия жилье на общую сумму более 1 млрд руб., а также межрегиональное преступное сообщество, которое в 2006— 2007 гг.

путем внесения в сводный список и реестр разрушенных домов заведомо ложных сведений и документов о гражданах, якобы пострадавших в результате чрезвычайных и стихийных бедствий, произошедших на территории названной республики, завладело и в дальнейшем обналичило более 109 жилищных сертификатов серии «А» на общую сумму более 1 млрд руб.

Как видим, криминальные структуры последовательно проводят в жизнь стратегию быстрого наращивания капиталов путем совершения коррупционных преступлений.

Из 250 опрошенных сотрудников подразделений экономической безопасности ОВД только 35 согласились с утверждением, что существующая проблема, связанная с наличием организованной преступности, сильно преувеличена, ибо по статистике лишь порядка 6% преступлений выявляется как совершенные организованной структурой. Остальные опрошенные были единодушны в том, что организованная преступность на самом деле высоколатентна и ей в большей мере присущ «беловоротничковый», экономический оттенок.

По данным проведенного нами исследования, криминальные структуры всячески пытаются усиливать свои позиции в сфере экономики.

Несмотря на принимаемые в последнее время меры, направленные на подрыв экономических и финансовых основ организованной преступности, вытеснение криминальных субъектов хозяйствования из легальной экономической деятельности, нефтегазовый и лесопромышленный комплексы, энергетика и иные отрасли все еще не стали криминологически «чистыми».

При этом не следует забывать и о том, что происходит постоянный рост потенциала преступной среды. Ее ядро создавалось еще при «обвальном» переходе к рынку «за счет притока специалистов из числа разорившихся и прекра-

тивших свою деятельность учреждений (банки, инвестиционные фонды, биржи и т.д.), а также рабочих и технической интеллигенции с остановившихся производств»4.

Преступные формирования, страхуясь от возможного изобличения, периодически проводят чистку в своих рядах, избавляясь от так называемых неблагонадежных членов. В то

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источник: http://naukarus.com/faktory-opredelyayuschie-stepen-obschestvennoy-opasnosti-ekonomicheskih-prestupleniy-sovershaemyh-v-organizovannoy-forme-

Перечень преступлений коррупционной направленности

Коррупционные преступления это в сфере экономической деятельности

1.

К преступлениям коррупционной направленности относятся противоправные деяния только при наличии всех перечисленных ниже критериев :— наличие надлежащих субъектов уголовно наказуемого деяния, к которым относятся  должностные лица, указанные в примечании к статье 285 УК РФ (Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.  Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.  Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов), лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой и иной организации, действующие от имени  и в интересах юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, указанные в примечании к статье 201 УК РФ;- связь деяния со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей;- совершения преступления с только прямым умыслом;

Исключением  являются преступления , хотя и не отвечающие указанным требованиям, но относящиеся к коррупционным в соответствии с рацифицированными РФ международно-правовыми актами и национальным законодательством, а также связанные с подготовкой условий для получения должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды  в виде денег, ценностей, иного имущества или услуги имущественного характера, иных имущественных прав либо незаконного представления такой выгоды.

2. Преступления, относящиеся к перечню без каких-либо условий :Ст. 141.1Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума;Ст.

184 Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсовП. «б» ч. 3 ст.188 Контрабанда б) должностным лицом с использованием своего служебного положения;Ст.204 Коммерческий подкупСт.289 Незаконное участие в предпринимательской деятельностиСт.290 Получение взятки

Ст.

291 Дача взятки

3. Преступления, относящиеся к перечню при наличии определенных условий :

3.1 Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке основного преступления отметки о его коррупционной направленности :Ст.

174 Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путемСт. 174.1 Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления

Ч.

3 ст.210 Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)

3.2 Преступления, относящиеся к перечню в соответствии с международными актами при наличии в статистической карточке основного преступления отметки о его коррупционной направленности:Ст.294 Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследованияСт.

295 Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследованиеСт.296 Угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследованияСт.302 Принуждение к даче показанийСт.307 Заведомо ложные показание, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод

Ст.

309 Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу

3.3 Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления с корыстным мотивом:П.п. «а», «б» ч. 2 ст.

141 Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий а) соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения; б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;Ч. 2 ст.142 Фальсификация избирательных документов, документов референдумаСт.

170 Регистрация незаконных сделок с землейСт.201 Злоупотребление полномочиямиСт.202 Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторамиСт.285 Злоупотребление должностными полномочиямиСт.285.1 Нецелевое расходование бюджетных средствСт.285.2 Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондовСт.286 (за исключением п.п. «а», «б» ч.

3) Превышение должностных полномочий (за исключением а) с применением насилия или с угрозой его применения; б) с применением оружия или специальных средств;)Ст.292 Служебный подлог

Ст. 305 Вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта

3.4 Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации :
Ч. 4 ст.

188 Контрабанда Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой,П. «в» ч. 3 ст. 226 Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. в) лицом с использованием своего служебного положения;Ч. 2 ст.228.

2 Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов 2. Те же деяния, совершенные в особо крупном размереП. «в» ч. 2 ст.229 Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ в) лицом с использованием своего служебного положения;3.

5 Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации и с корыстным мотивом :Ч.ч.3,4 ст.

183 Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну. 3. Те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности. 4. Деяния, предусмотренные частями второй или третьей настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствияП. «б» ч. 3 ст.228.

1 Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов 3.

Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:а) организованной группой;б) лицом с использованием своего служебного положения;в) лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении несовершеннолетнего;г) в особо крупном размере3.

6 Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, с использованием своего служебного положения:Ч.ч.3,4 ст.

159 Мошенничество 3. Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере 4. Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере

Ч.ч. 3,4 ст.160 Присвоение или растрата 3. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере 4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере

4.Преступления, которые могут способствовать совершению преступлений коррупционной направленности должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке сведений о совершении преступления, связанного с подготовкой, в том числе мнимой, условий для получения должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества незаконного представления такой выгоды:Ст.159 (за исключением случаев, указанных в п. 3.6)  МошенничествоСт.169 Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельностиСт.178 Недопущение, ограничение или устранение конкуренции

Ст.179 Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения.

Время создания/изменения документа: 13 июля 2011 03:00 / 20 февраля 2013 22:07

Версия для печати

Источник: http://r56.fssprus.ru/Prkorr7/

Юрист Воеводин
Добавить комментарий