Коап РФ оскорбление должностного лица при исполнении служебных обязанностей

Коап рф оскорбление должностного лица при исполнении служебных обязанностей

Коап РФ оскорбление должностного лица при исполнении служебных обязанностей

 Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица государственного органа при исполнении им служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе, – влечет наложение штрафа в размере от двух до пятидесяти базовых величин или административный арест.

Незаконный отказ в доступе к архивному документу Статья 22.11.Нарушение законодательства в сфере архивного дела и делопроизводства Статья 22.12. Разглашение коммерческой или иной тайны Статья 22.14.

Нарушение установленного порядка рассылки обязательных бесплатных экземпляров документов Статья 22.15.

Разглашение служебной тайны по неосторожности Статья 22.16.Нарушение требований по использованию национального сегмента сети Интернет Статья 23.1.

Неисполнение выраженного в установленной законодательством форме требования, предписания либо представления Статья 23.2.Воспрепятствование проведению проверки, экспертизы Статья 23.3. Вмешательство в разрешение дела об административном правонарушении Статья 23.5.

Оскорбление должностного лица при исполнении им служебных полномочий Статья 23.6. Нарушение порядка льготного кредитования Статья 23.8.

Нарушение порядка работы с имуществом, обращенным в доход государства или взыскание на которое обращено в счет неисполненного налогового обязательства, или освобожденным от ареста Статья 23.9.Нарушение порядка декларирования доходов и имущества Статья 23.10.

Нарушение требований обязательного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг) требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации Статья 23.12.

Нарушение требований законодательства о техническом нормировании и стандартизации Статья 23.13.Нарушение требований в области обеспечения единства измерений Статья 23.14.

Адвокаты позитивно отнеслись к концепции проекта, поддержав идею уравновешивания интересов общества и государства в лице чиновников.

Оскорбление сотрудника полиции штраф и наказание

Вместе с тем они полагают, что документ нуждается в серьезной доработке, в частности потому, что содержащиеся в нем терминологические неясности вводят в заблуждение и на практике могут привести к путанице. 5.61.

1, в которой поясняется что оскорблением избирателей является публичное выражение должностным лицом, замещающим государственную или муниципальную должность либо находящимся на госслужбе, «явного неуважения к гражданам РФ и (или) публичное отрицание обязанности государства по созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В примечании к статье поясняется, что она не распространяется на граждан, включая представителей СМИ, опубликовавших высказывания должностного лица, содержащие оскорбление избирателей.14 февраля в Госдуму был внесен проект поправок в Ко АП РФ № 645494-7, предусматривающий административную ответственность должностных лиц за неуважение избирателей. Дела об административном правонарушении по данной статье будут возбуждаться прокурором и рассматриваться в судебном порядке. Как отмечается в пояснительной записке, разработка проекта обусловлена участившимися случаями публичных выступлений должностных лиц, в которых они «позволяют себе ставить под сомнение обязательства государства перед избирателями, в том числе по повышению уровня жизни населения».За оскорбление избирателей предусмотрен штраф от 30 тыс. Там же подчеркивается отсутствие законодательных механизмов привлечения к ответственности за подобные высказывания, а также обращается внимание, что дисциплинарные взыскания и увольнения возможны лишь по решению руководства и могут быть оспорены в суде.«При этом за оскорбление представителей власти предусмотрена уголовная ответственность», – сообщается в документе.Отмечается и рассматриваемый в настоящее время законопроект о введении административной ответственности за неуважительное отношение к государству и органам власти.В отзывах указывается, что необходимо уточнить объекты, в отношении которых распространяется информация, выражающая в неприличной форме явное неуважение, и дополнить положение о распространении в СМИ и интернете недостоверной общественно значимой информации Вместе с тем, подчеркивают авторы поправок, единственным источником власти в РФ в соответствии с Конституцией является народ, в связи с чем политика государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.По мнению разработчиков, законопроект позволит устранить дисбаланс между защитой интересов чиновников и избирателей.Комментируя «АГ» предлагаемые изменения, адвокат АБ «Качкин и партнеры» Андрей Алексейчук отметил, что они, в отличие от законопроекта об оскорблении властей гражданами, преследуют достойную цель, однако к нему есть некоторые вопросы с точки зрения юридической техники.

Источник: //rscac.net.ru/pravo/koap-rf-oskorblenie-dolzhnostnogo-lica-pri-ispolnenii-sluzhebnyh-obyazannostey

Оскорбление сотрудника полиции

  • Когда полицейский не при исполнении служебных обязанностей или на отдыхе,то его оскорбление по общим правилам будет рассматриваться в соответствии со статьей 5.61 Ко АП РФ.
  • Штраф за оскорбление сотрудника полиции при исполнении служебных обязанностей составляет от 1 до 3 тысяч рублей.
  • Хотя в некоторых случаях, если оскорбление было нанесено в свете ранее исполняемых обязанностей, то есть в их контексте – оно может быть уголовным.
  • [attention]Объективную сторону оскорбления представителя власти составляют общественные отношения, в которых недопустимы деструктивные формы коммуникаций, во избежание разрыва в защите системы.
  • К объективным характеристикам преступления относятся: Субъектом оскорбления представителя власти являются дееспособные лица, достигшие возраста 16 лет.[/attention] [important]Опять же все зависит от обстоятельств и тяжести совершенного преступления.
  • В соответствии с УК РФ наказание назначается по статье 317, 318 или 319.

Оскорбительное поведение стало попыткой доказать собственную правоту. Когда человека оскорбили в соц сетях, он должен знать, что это также является правонарушением.

Оскорбление может быть как личного характера, так и нации человека. В соответствии с Конституцией РФ каждый человек имеет право на неприкосновенность личности, поэтому не стоит оставлять все на своем месте, всегда нужно наказать обидчика.

Это может быть действия начальника к своим подчиненным. Не стоит бояться начальства, ведь некоторые начальники получают моральное удовлетворение, когда доводят работников до нервного срыва и сыпят на них свои угрозы.

Также бывает, что сотрудник может оскорбить своего соседа по работе и если тот вздумает его проучить, то виновнику придется месяц работать бесплатно. Всегда нужно проучить человека за его скверные поступки. Привлечение субъекта к ответственности – это всегда сложный процесс.

Прежде чем обращаться в суд, необходимо проконсультироваться со специалистами.

Юридическая консультация по номеру телефона доступна каждому. Накажите виновника и помните, что закон всегда на вашей стороне.

Если сотрудник полиции находится при исполнении служебных обязанностей в отделении полиции и оскорбление поступило ему в присутствии коллег – он выступает в роли должностного лица, и оскорбление сотрудника полиции при исполнении служебных обязанностей будет наказываться в соответствии со статьей 130 УК РФ. В среде коллег он не может считаться униженным как представитель власти, так как в этом контексте он такую функцию не выполняет.

[/important] Это основные статьи за нарушение порядка и оказание противозаконных действий в отношении представителя полиции.

Статьи предусматривают наказание за попытку или причинение вреда здоровью или жизни полицейского, за применение насильственных действий в отношении потерпевшего или оскорбление сотрудника полиции при исполнении, статья 318 касается тех случаев, когда вред здоровью не был нанесен.

[info]Дело будет рассматриваться в суде, и при этом будут учитываться все обстоятельства, при которых было совершено данное противозаконное деяние.

Если сотрудник полиции или другой правозащитной системы находится при исполнении своих обязанностей, то изначально лучше повиноваться и выполнить действия, которые он совершает на законных основаниях.[/info] Состав преступления В качестве преступления считается оскорбление, выраженное в устной или письменной форме, сотруднику полиции.

В таком случае речь уже заходит о составе преступления: Объект Недопустимость любых общественных отношений с разрушительными формами коммуникации — это объективная сторона оскорбления представителя полиции.

Даже в том случае, когда виновный высказал или выразил письменно правдивую информацию о пострадавшем, но она имела вид оскорбления – в таких действиях обнаруживается состав преступления.

Смысл ответственности за это деяние определён тем, что кроме оскорбления личности, которое недопустимо ни при каких обстоятельствах, оно отягчается направленностью в адрес власти, которую представляет лицо. Это дискредитирует не только личность, что не позволяет ей надлежаще выполнять возложенные обязанности, но и структуру, которую она представляет.

Рекомендуем прочесть:  может ли муж выписать из квартиры жену без ее согласия

При определении состава преступления существует важный аспект – оскорбление должно иметь публичный характер, что, собственно, и определяет факт дискредитации власти или должности, которую занимает пострадавший. Если было совершено оскорбление сотрудника полиции при исполнении, статья за это предусмотрена 318 Уголовного Кодекса, вероятнее всего, наказание будет выражаться в виде штрафа.

Максимальный его размер может составлять 200 тысяч рублей. Это довольно большая сумма, назначаться штраф может также в зависимости от уровня заработной платы нарушителя. Выплатить необходимо будет от 12 до 18 месячных зарплат нарушителя порядка.

Если он откажется это делать, то суд может ограничить его свободу на срок от 3 до 6 месяцев. При незаконных действиях граждан, которые квалифицированы как оскорбление сотрудника полиции при исполнении (статья 318 УК РФ), не должен наноситься ущерб здоровью и жизни полицейского.

Только при таких условиях можно отделаться лишь штрафом. В противных же случаях нарушитель будет лишен свободы на срок, который будет установлен судом. При рассмотрении в суде дела об оскорблении сотрудника полиции суд будет учитывать все обстоятельства, при которых произошел данный инцидент.

Поэтому, если вы уверены в своей правоте, то необходимо позаботиться о том, чтобы было как можно больше свидетельских показаний, которые могли бы опровергнуть или оправдать совершенные действия, за которые предусматривается наказание.

Если вы совершили оскорбление сотрудника при исполнении, статья 318 УК РФ предусматривает за это наказание в виде штрафных санкций.

Также стоит сказать и о том, что существуют некоторые ситуации, когда наказания можно избежать или несколько смягчитьв виду обстоятельств, которые могут квалифицироваться судом как смягчающие.

Не имеет значения и способ оскорбления: Отделение полиции не является общественным местом.

Даже если оскорбить полицейского в присутствии десятка других сотрудников или гражданских лиц в пределах такого отделения, возбудить уголовное дело не получится.

: Пример применения статьи 319 УК Далее вам предлагается просмотреть репортаж, в котором рассказывается о применении статьи 319 УК РФ после оскорбления нецензурными словами полицейского жителем города Кирсанов: Итак, ответственность за оскорбление полицейского закреплена в статье 319 УК РФ.

Она вступает в силу в тех обстоятельствах, если полицейский при оскорблении был на службе или, так или иначе, оно касалось исполнения его должностных обязанностей.

Если данные условия не выполняются (например, когда полицейский оскорблен вследствие личностной неприязни или во время отдыха или отпуска), тогда преступление, скорее всего, будет квалифицироваться судом в соответствии со статьями 5.61 Ко АП РФ (статья за оскорбление).

Когда оскорбление происходит в условиях, не связанных с работой (вне несения службы, на отдыхе или быту), то действия виновного будут квалифицированы по статье 130 УК РФ или подпадут под административную ответственность по 5.61 Ко АП РФ и могут быть рассмотрены в гражданском порядке.

Согласно ст.

319 Уголовного кодекса за оскорбление сотрудника полиции в публичном месте, в период нахождения его на службе, либо связанное с исполнением им должностных обязанностей, виновному лицу может быть назначен значительный штраф (до 40 тысяч рублей), либо из расчета из заработной платы за период до 3 месяцев, исправительные работы сроком до 1 года, либо обязательные работы — до 360 часов. Оскорбление сотрудника ГИБДД Любой из водителей транспортного средства, когда был остановлен сотрудниками Госавтоинспекции, хотя бы раз, но был не согласен с их действиями. Состав преступления определяется, если нелицеприятные высказывания были сделаны публично. Наказание за это предусматривается по причине того, что оскорбительные действия дискредитируют не только личность, но и мешают полноценно выполнять свои функциональные обязанности. Преступление является оконченным в момент публичного произнесения виновным оскорбительных слов, независимо от наступления последствий деяния. При этом публичность, как обязательное условие, может выражаться не только в словесном высказывании оскорблений в обществе, но и в публикации недостоверной информации в СМИ, на общедоступных ресурсах в Интернете, печатных изданиях. УК РФ могут быть применены только при нанесении оскорбления в момент нахождения потерпевшего на службе, либо они имеют прямую связь с его деятельностью (к примеру, касаются проведения оперативных мероприятий по уголовному делу).

Преступление считается оконченным в момент публичного произнесения виновным оскорбительных слов. Обязательным специфичным условием, для квалификации деяния по данной статье является публичность.

Она может выражаться не только в словесном высказывании оскорблений в обществе, но и в публикации подобной информации в СМИ, на общедоступных ресурсах в сети Интернет, в листовках, брошюрах.

Соответственно, к ним можно отнести всех сотрудников государственных силовых структур при исполнении и военных.

Она может выражаться не только в словесном высказывании оскорблений в обществе, но и в публикации подобной информации в СМИ, на общедоступных ресурсах в сети Интернет, в листовках, брошюрах. Соответственно, к ним можно отнести всех сотрудников государственных силовых структур при исполнении и военных.

Оскорбление сотрудника полиции – может рассматриваться в разных аспектах, которые имеют разное правовое содержание. А сотрудник полиции может выступать в разных ролях.

Оскорбление ему может наноситься: Соответственно ответственность вменяется тогда, когда сотрудник полиции выступает в качестве защитника правопорядка на улице или в другом общественном месте, где его унижение мешает ему выполнять обязанности.

В данном случае неприличные выражения будут рассматриваться как адресованные представителю власти. Оскорбление сотрудника полиции — это вам не шутки, за нелицеприятные выражения в адрес представителя власти можно получить реальное наказание. Об этом должен помнить каждый гражданин, что поможет ему не попасть в неприятную ситуацию.

Источник: //ksbs.net.ru/koap-rf-oskorblenie-dolzhnostnogo-lica-pri-ispolnenii-sluzhebnyh-obyazannostey.html

ПрокуратураОренбургской области

Коап РФ оскорбление должностного лица при исполнении служебных обязанностей

     Федеральным законом от 7 декабря 2011 ? 420-ФЗ ?О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации?, вступившим в силу 8 декабря 2011 года, внесены изменения в уголовное и административное законодательство в части ответственности за клевету и оскорбление.

     Действовавшие ранее статьи 129, 130 и 298 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривавшие уголовную ответственность за клевету, оскорбление и клевету в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, судебного исполнителя, признаны утратившими силу.

В В В В  Этим же Федеральным законом Кодекс Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях (далее — РљРѕРђРџ Р Р¤) дополнен статьями 5.60, 5.61 Рё 17.

16, устанавливающими административную ответственность за клевету, оскорбление и клевету в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава.

     Таким образом, уголовная ответственность за указанные действия из действующего законодательства исключена. Вместо этого введена административная ответственность.

     Согласно части первой статьи 5.

60 РљРѕРђРџ Р Р¤ клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь Рё достоинство РґСЂСѓРіРѕРіРѕ лица или подрывающих его репутацию, влечет наложение административного штрафа РЅР° граждан РѕС‚ РѕРґРЅРѕР№ тысячи РґРѕ РґРІСѓС… тысяч рублей, РЅР° должностных лиц — РѕС‚ десяти РґРѕ двадцати тысяч рублей, РЅР° юридических лиц — РѕС‚ ста тысяч РґРѕ РґРІСѓС…СЃРѕС‚ тысяч рублей.

     Более высокие размеры штрафных санкций предусмотрены частями второй и третей этой статьи за клевету, содержащуюся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, а также за клевету, соединенную с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.

     Непринятие мер к недопущению клеветы в публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации по части четвертой статьи 5.

60 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц ? от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

     В соответствии с частью первой статьи 5.

61 РљРѕРђРџ Р Р¤ оскорбление, то есть унижение чести Рё достоинства РґСЂСѓРіРѕРіРѕ лица, выраженное РІ неприличной форме, влечет наложение административного штрафа РЅР° граждан РІ размере РѕС‚ РѕРґРЅРѕР№ тысячи РґРѕ трех тысяч рублей, РЅР° должностных лиц — РѕС‚ десяти тысяч РґРѕ тридцати тысяч рублей, РЅР° юридических лиц — РѕС‚ пятидесяти тысяч РґРѕ ста тысяч рублей.

     За оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации частью второй этой статьи также предусмотрены  административные штрафы в более высоких размерах.

В В В В  РќР° должностных лиц административный штраф РІ размере РѕС‚ десяти тысяч РґРѕ тридцати тысяч рублей Рё РЅР° юридических лиц — РІ размере  РѕС‚ тридцати тысяч РґРѕ пятидесяти тысяч рублей может быть наложен РїРѕ части третей этой статьи Р·Р° непринятие мер РїРѕ недопущению оскорбления РІ публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации.

     Статья 17.

16 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за клевету в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, в связи с рассмотрением дел или материалов в суде, а также за клевету в отношении прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава в связи с производством предварительного расследования, исполнением приговора суда, принудительным исполнением иного судебного акта, акта иного органа или должностного лица, а также в связи с обеспечением установленного порядка деятельности судов.

     Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.60 и 5.61 КоАП РФ, возбуждаются прокурором.

     Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 17.16, уполномочены составлять судебные приставы, а также должностные лица федеральных органов исполнительной власти.

     Дела об указанных административных правонарушениях рассматриваются судьями.

     Необходимо отметить, что указанные изменения не коснулись статьи 319 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей уголовную ответственность за публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением.

     Совершение такого преступления наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

В 

Старший помощник прокурора области

по правовому обеспечению

13.01.2012

В В В В В В В В В В В 

Версия для печати

Источник: //www.orenprok.ru/interaction/prok-explains/2012/01/13/jan12-1/

За неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, за публичное оскорбление представителя власти или применение к нему насилия предусмотрена ответственность

Коап РФ оскорбление должностного лица при исполнении служебных обязанностей
8 Декабря 2018 года Прокуратура разъясняет

Государство своими законами и подзаконными актами закрепляет систему прав и свобод, а также устанавливает обязанности и силами своих органов обеспечивает их исполнение.

Однако в последнее время, все чаще возникают ситуации, когда защиты требуют сами сотрудники правоохранительных и контролирующих органов, которые наталкиваются на выраженную агрессию со стороны нарушителей правопорядка.                             

Чувствуя себя всесильными, не отдавая отчет своим действиям, нарушители нецензурно выражаются, оскорбляют полицейских, и зачастую оказывают активное физическое сопротивление, срывают погоны, портят имущество и даже применяют насилие.

Вместе с тем, законодателем за такие действия предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

За неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей установлена административная ответственность.

Наказание — штраф в размере от 500 до 1 тысячи рублей или административный арест на срок до 15 суток (ст.19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

Привлечение к административной ответственности за данное правонарушение происходит в связи с совершением лицом другого правонарушения или в связи с воспрепятствованием в применении к нему меры процессуального обеспечения по делу об административном правонарушении: например, воспрепятствование в доставлении, в административном задержании, в личном досмотре и т.д.

Неповиновение может выражаться в совершении, как активных действий, так и бездействия. При этом не имеет значения наступление каких-либо последствий.

Достаточно неповиновения законному распоряжению или требованию следующих уполномоченных должностных лиц:

— сотрудника полиции;

— военнослужащего;

— сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы;

— сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации;

— сотрудника органов внутренних дел, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции;

— сотрудника органов федеральной службы безопасности;

— сотрудника органов государственной охраны.

При этом распоряжения и требования уполномоченных лиц должны быть законными и должны быть связаны исключительно с исполнением обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Также состав правонарушения образуется, если происходит воспрепятствование исполнению должностными лицами служебных обязанностей в целом.

Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое действует умышленно.

Рассматриваются такие дела судьями районных судов. Протоколы составляют должностные лица полиции, органов государственной охраны, федеральной службы безопасности, федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, учреждений уголовно-исполнительной системы.

Если не исполняются требования и распоряжения других должностных лиц, например, контролирующих органов, за это также предусмотрена административная ответственность.

Так статьёй 19.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль.

Это может быть должностное лицо органа охраны континентального шельфа Российской Федерации или органа охраны исключительной экономической зоны Российской Федерации, выдвигающие требование об остановке судна, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и т.д.

Статьёй 9.4.1. КоАП РФ установлена административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля.

Статьёй 19.4.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за воспрепятствование осуществлению законной деятельности должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, или должностных лиц его территориальных органов и т.д.

За 9 мес. 2018 г. в городе Севастополе по ст.19.3 КоАП РФ за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудников полиции в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно за воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей привлечено к административной ответственности 64 лица.

Уголовная ответственность предусмотрена за публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением по ст. 319 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ).

Наказание за данное преступление — штраф в размере до 40 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательные работы на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительные работы на срок до одного года.

Так, например, если гражданин в присутствии иных лиц выражается в адрес сотрудника полиции в момент несения им службы нецензурной бранью – это является уголовно-наказуемым деянием.

Если же нарушитель осмелится применить в отношении сотрудника полиции насилие или станет угрожать применением насилия, то за такое преступление придется заплатить штраф в размере до 200 тысяч рублей или лишиться свободы на срок до 5 лет (ч. 1 ст. 318 УК РФ), а если примененное насилие будет, к тому же, опасно для жизни или здоровья, то срок наказания составит до 10 лет лишения свободы (ч. 2 ст. 318 УК РФ).

В тех же случаях, когда нарушитель окончательно теряет чувство меры и посягает на жизнь сотрудника полиции, то за это он может отправиться за решетку пожизненно (ст. 317 УК РФ). (Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа – от 12 до 20 лет с ограничением свободы на срок до 2-х лет либо пожизненное лишение свободы).

В городе Севастополе за 9 мес. 2018 года по ст.318 УК РФ (за применение насилия в отношении представителя власти) возбуждено 40 уголовных дел. По ст.319 УК РФ (за оскорбление представителя власти) — 83 уголовных дела.

Такого рода правонарушения и преступления подрывают основы управления в государстве, правопорядок и общественную безопасность, а также препятствуют исполнению возложенных на представителей власти нормативными правовыми актами полномочий и предусмотренных законом обязанностей в отношении граждан, общества и государства, поэтому каждый, кто посягает на порядок управления, допускает вольности по отношению к представителям власти будет строго наказываться.

Источник: //sev.gov.ru/info/prokuratura/45362/

За оскорбление должностными лицами граждан предложено ввести уголовную ответственность

Коап РФ оскорбление должностного лица при исполнении служебных обязанностей

12 сентября в Госдуму внесен законопроект №792837-7, которым предлагается дополнить УК РФ статьей 286.2, предусматривающей уголовную ответственность за оскорбление, совершенное должностным лицом при исполнении служебных обязанностей.

Помимо основного предлагаются несколько квалифицированных составов. В частности, разработчик отнес к таковым оскорбление в ходе публичного выступления и оскорбление, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или региона. При этом поправки предусматривают широкий диапазон мер ответственности: от штрафа в 500 тыс. рублей до лишения свободы на пять лет.

Аргументы в обоснование необходимости поправок

Как отмечено в пояснительной записке, представители власти нередко позволяют себе оскорблять граждан: «Едкие высказывания чиновников, направленные на унижение чести и достоинства населения, свидетельствуют о явном неуважении к народу, который, согласно Конституции, является носителем суверенитета и единственным источником власти».

Тезис подтверждается конкретными примерами. В частности, авторы отметили, что 6 марта 2021 г.

депутат Волгоградской областной думы от партии «Единая Россия» Гасан Набиев, бывший генеральный директор «Газпром трансгаз Волгоград», на заседании Волгоградской областной думы заявил, что пенсии в восемь тысяч рублей в России получают исключительно «тунеядцы и алкаши» и что эти люди «сами виноваты в своем материальном положении». Инициатор нововведений полагает, что действия Гасана Набиева – «вопиющий случай проявления явного неуважения к народу со стороны представителя власти».

Автор законопроекта сообщил, что приведенные им случаи оскорбления граждан связаны с пренебрежением должностными лицами служебной дисциплиной и нарушениями ими своих должностных обязанностей.

По мнению депутата, повышенная административная ответственность для должностных лиц за оскорбление (ч. 1 ст. 5. 61 КоАП) не является эффективным механизмом предотвращения проявления неуважения к людям со стороны представителей власти.

Отмечается, что большая часть таких инцидентов не придается огласке и позволяет виновным избежать ответственности.

Сославшись на общую теорию права, разработчик напомнил, что наказание не должно быть чрезмерно мягким, чтобы не породить у правонарушителя чувство безнаказанности, а поскольку действующая административная санкция не является сдерживающим фактором, он считает, что необходимо установить уголовную ответственность за оскорбление, совершенное должностным лицом.

В пояснительной записке отмечается, что объектом нового преступления является честь и достоинство гражданина. Потерпевшими могут быть как частные лица, так и должностные.

Объективная сторона выражается в действиях, содержащих отрицательную обобщенную оценку личности потерпевшего в неприличной форме и унижающих его честь и достоинство. При этом не имеет значения, соответствовала ли отрицательная оценка личности потерпевшего действительности.

Субъектом преступления, как указано в законопроекте, является должностное лицо, понятие которого дается в примечании к ст. 285 Уголовного кодекса.

Президент подписал «пакет Клишаса»Оскорбление власти и fake news будут караться штрафными санкциями, а также административным арестом до 15 суток

Необходимость дополнения УК новой статьей обосновывается еще и тем, что его ст.

319 предусматривает ответственность гражданина за оскорбление представителя власти.

По мнению автора законопроекта, необходимо «уравнять» правовое положение субъектов публичной власти и граждан «в части сбалансированного действия уголовной ответственности за оскорбительные высказывания в целях восстановления социальной справедливости».

Разработчик напомнил, что в марте 2021 года вступил в силу Закон о внесении изменений в ст. 20.1 КоАП, который ввел штрафы за оскорбление представителей власти в информационно- телекоммуникационных сетях. Депутат указал, что именно это обстоятельство предопределяет необходимость принятия предложенных им изменений.

ВС и Правительство считают административную ответственность эффективной

В соответствии с требованиями ст. 8 Закона о введении в действие УК РФ законопроект был рассмотрен Верховным Судом, который напомнил, что ранее Кодекс содержал ст. 130, предусматривающую ответственность за оскорбление. Указанное деяние было декриминализировано Законом от 7 декабря 2011 г. с одновременным установлением за него административной ответственности в ст. 5.61 КоАП.

В своем отзыве ВС указал, что согласно сведениям Судебного департамента за оскорбление другого лица в 2017–2021 гг. ежегодно подвергались административному наказанию примерно 14 тыс.

человек, от 60 до 120 из которых составляли должностные лица.

По мнению Верховного Суда, эти данные свидетельствуют о достаточно активном применении мер административной ответственности к должностным лицам, признанным виновными по ст. 5.61 КоАП РФ.

«Приведенное автором законопроекта утверждение о чрезмерной мягкости административного наказания, не достигающего целей восстановления социальной справедливости и предупреждения правонарушений, и необходимости криминализации в связи с этим рассматриваемого деяния недостаточно аргументировано, – подчеркнул Суд.

Как отмечено в отзыве, в пояснительной записке следовало отразить конкретные факты, свидетельствующие о явной недостаточности имеющихся средств правовой защиты, распространенности и общественной опасности подобных деяний.

Такие доводы, по мнению ВС, должны однозначно свидетельствовать о целесообразности возвращения в УК нормы, предусматривающей ответственность за оскорбление.

Верховный Суд также отметил, что в случае принятия законопроекта в правоприменительной практике возникнут трудности, обусловленные конкуренцией между предлагаемым составом преступления и превышением должностных полномочий в части ответственности за оскорбление, совершенное должностным лицом с применением насилия или угрозой его применения. При этом, отметил ВС, в предлагаемой к введению норме установлено более мягкое наказание: «В санкции проектной ч. 4 ст. 286.2 УК предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от трех до пяти лет, тогда как в санкции ч. 3 ст. 286 УК РФ – от трех до десяти лет».

Дополнительно Верховный Суд сообщил, что, по его мнению, в диспозиции предлагаемой нормы целесообразно раскрыть, что следует понимать под оскорблением, по аналогии с тем, как это определено в ст. 5.61 КоАП или в утратившей силу ст. 130 УК.

30 августа 2021 г. свой официальный отзыв на законопроект представило Правительство РФ, которое также не поддержало инициативу. Оно посчитало, что в пояснительной записке отсутствуют доводы, подтверждающие недостаточность существующих мер административной и дисциплинарной ответственности должностных лиц за оскорбления ими граждан.

В качестве аргумента правительство использовало позицию Конституционного Суда, изложенную в Определении от 10 июля 2003 г. № 270-О и Постановлении от 17 июня 2014 г. № 18-П.

В этих актах КС указал, что уголовный закон является крайним средством, с помощью которого государство осуществляет реагирование на факты правонарушающего поведения.

Исходя из этого, Суд сделал вывод, что уголовная ответственность должна распространяться лишь на те сферы общественных отношений, регулирование которых с помощью правовых норм иной отраслевой принадлежности недостаточно.

Большинство экспертов высказались против нововведения

Адвокат, старший партнер КА Pen & Paper, статс-секретарь ФПА РФ Константин Добрынин назвал законопроект «очередным образцом законодательного спама». Он полагает, что дополнение УК предлагаемой нормой не соответствует целям и задачам уголовного законодательства и является «примером излишней криминализации деяний».

Депутаты предложили штрафовать чиновников за оскорбление избирателейПроект поправок предусматривает административную ответственность за демонстрацию неуважения к гражданам и публичное отрицание обязанности государства повышать уровень жизни населения

Константин Добрынин сообщил, что оценка общественной опасности оскорбления уже давно была проведена законодателем, в результате чего ст. 130 была исключена из УК РФ с одновременным установлением за такое деяние административной ответственности.

«Повторное внесение в УК РФ аналогичного состава, но только со специальным субъектом, является непоследовательным и неграмотным», – подчеркнул адвокат. По его мнению, более юридически обоснованным могло бы стать усиление административной ответственности путем увеличения размера санкции ст. 5.61 КоАП для должностных лиц.

(Стоит отметить, что ранее «АГ» сообщала о внесении в Думу законопроекта о внесении изменений как раз в ст. 5.61 КоАП, предусматривающих введение административной ответственности должностных лиц за неуважение избирателей.)

Адвокат полагает, что установление уголовной ответственности как ответ на возрастающую активность представителей власти в социальных сетях и интернет-медиа приведет к «казуальности и нагромождению» уголовного закона.

«Стремление охватить все возможные варианты преступного поведения посредством новых уголовно-правовых составов свидетельствует, увы, о низком уровне юридической техники», – выразил свое сожаление Константин Добрынин.

Он подчеркнул, что законопроект в целом является юридически безграмотным. Адвокат напомнил, что в основу построения системы Особенной части положены родовой (разделы) и видовой (главы) объекты преступлений.

«В пояснительной записке указано, что объектом предлагаемого состава является честь и достоинство гражданина, то есть такое преступление должно располагаться в главе 17 раздела 7 УК.

Однако автор, видимо, исключительно из-за специального субъекта предлагает поместить новое преступление в главу 30, направленную на защиту государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Это идет вразрез с установленной структурой уголовного законодательства и является недопустимым», – рассказал Константин Добрынин

Адвокат АК «Бородин и партнеры» Аким Ложковой согласился с тем, что авторитет государственной власти, несомненно, необходимо повышать.

«Ответственность за оскорбление, совершенное должностным лицом, – это своевременная мера, направленная на защиту конституционных прав граждан и государственных интересов.

Инициатива позволит служащим всех уровней более взвешенно высказывать свое мнение по тем или иным вопросам», – сообщил адвокат.

Аким Ложковой полагает, что именно введение уголовной ответственности за данное деяние на фоне недостаточно эффективных мер административной ответственности является «тем «лозунгом», которого ждали».

Однако, по его мнению, позиция Верховного Суда и Правительства создает впечатление о неготовности государства к ужесточению ответственности госслужащих за их «неаккуратные высказывания, перерастающие в оскорбления».

Юрист уголовно-правового направления адвокатского бюро LOYS Иван Ларионов полагает, что принятие законопроекта нецелесообразно и излишне. «Сегодня уже существуют правовые механизмы привлечения должностного лица к ответственности за оскорбления граждан. Введение новой статьи в УК не решит проблему резких и оскорбительных высказываний», – сообщил он.

//www.youtube.com/watch?v=B0k_USME8Fw

Иван Ларионов отметил, что практика применения ст. 5.61 КоАП свидетельствует о том, что к ответственности по ней привлекаются и должностные лица.

По словам юриста, если их действия направлены на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека или группы лиц по отдельным признакам, при соблюдении необходимых условий возможно привлечение к ответственности по ст. 20.3.1 КоАП РФ или ст. 282 УК РФ.

«Если должностное лицо позволяет себе оскорбительные высказывания в адрес граждан, то в первую очередь нужно поставить вопрос о соответствии такого лица занимаемой им должности и применить меры дисциплинарного характера», – полагает юрист.

Адвокат АБ «S&K Вертикаль» Максим Стрильченко полагает, что законопроект не будет принят. Он напомнил, что уголовная ответственность должна наступать за совершение противоправных деяний, имеющих существенную общественную опасность.

«За оскорбление предусмотрена административная ответственность, при этом в законопроекте не указано, почему в предлагаемом составе степень общественной опасности существенно выше и почему совершение указанных действий требует наступления именно уголовной ответственности», – отметил адвокат.

Отсутствие определения понятия «оскорбление» в УК, по словам Максима Стрильченко, повлечет за собой трудности в разграничении оскорбления и неэтичного выражения мнения. «Необходимо будет назначать экспертизу, а это повлечет дополнительные финансовые и временные затраты», – сообщил он.

Адвокат также указал на конкуренцию между предлагаемой статьей и ст. 286 УК, поскольку обе они предусматривает одинаковые квалифицирующие признаки (применение насилия или угроза его применения, а также причинение тяжких последствий).

Он обратил внимание и на тот факт, что для отдельных категорий должностных лиц предусмотрен особый порядок возбуждения уголовных дел по нормам главы 52 УПК РФ.

Это, как сообщил Максим Стрильченко, создаст сложности при привлечении таких лиц к ответственности.

Эксперт напомнил, что для многих категорий должностных лиц предусмотрены внутренние требования профессиональной этики, нарушение которых является предметом рассмотрения дисциплинарных органов и может иметь для лица неблагоприятные последствия вплоть до прекращения полномочий.

«Полагаю, что имеющаяся административная и дисциплинарная ответственность полностью отвечает требованиям достаточности, соразмерности и справедливости.

Законные меры воздействия есть, необходимо добиваться надлежащего применения закона и неотвратимости наказания», – подытожил Максим Стрильченко.

Источник: //www.advgazeta.ru/novosti/za-oskorblenie-dolzhnostnymi-litsami-grazhdan-predlozheno-vvesti-ugolovnuyu-otvetstvennost/

Юрист Воеводин
Добавить комментарий