Как написать заявление в на розыск человека в прокуратуру

Новый порядок розыска безвестно исчезнувших граждан

Как написать заявление в на розыск человека в прокуратуру

Генерал-лейтенант внутренней службы Александр АВДЕЙКО, начальник Договорно-правового департамента МВД России, Заслуженный юрист Российской Федерации.

В настоящее время серьёзную обеспокоенность в обществе вызывает тема поиска без вести пропавших граждан.

20 марта 2015 года в Министерстве юстиции России прошёл государственную регистрацию приказ МВД России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и СК России от 16 января 2015 года № 38/14/5, утверждающий новую Инструкцию о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц (публикуется в этом номере).

Современная российская полиция является принципиально новой правоохранительной структурой, сформированной на основе партнёрской модели взаимоотношений с обществом.

Общественное доверие и поддержка граждан – важнейший принцип деятельности полиции.

Залогом ее эффективности является взаимодействие и сотрудничество с другими правоохранительными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами.

Приём, регистрация, проверка заявлений и сообщений о преступлениях, происшествиях и принятие по ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, является обязанностью полиции. Аналогичное полномочие возложено на органы предварительного следствия.

Достаточно серьёзную обеспокоенность в обществе вызывает в настоящее время проблема поиска без вести пропавших граждан. Данный вопрос регулярно обсуждается экспертным сообществом на различных дискуссионных площадках. При этом особое внимание справедливо уделяется наиболее уязвимой части общества – несовершеннолетним.

Структурные и функциональные изменения в правоохранительной системе государства последних лет, в том числе выделение из прокуратуры Российской Федерации Следственного комитета Российской Федерации в самостоятельный федеральный государственный орган, привели к определённому правовому вакууму в регламентации деятельности по рассмотрению сообщений о безвестном исчезновении граждан.

В результате нормативный правовой акт, определяющий порядок работы в данном направлении (приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России от 27 февраля 2010 года № 70/122) фактически не применялся.

В этой связи возникла безусловная необходимость издания межведомственного нормативного правового акта, определяющего порядок взаимодействия уполномоченных правоохранительных ведомств.

Для деятельности органов внутренних дел приоритетной является профилактика безнадзорности среди несовершеннолетних, профилактика преступлений и иных правонарушений, причём совершаемых как самими несовершеннолетними, так и в отношении их.

Любой несовершеннолетний, оставшийся без внимания взрослых, в том числе без вести пропавший, становится потенциальной жертвой наиболее опасных преступлений (против жизни, здоровья, половой неприкосновенности).

Несмотря на то, что в 2014 году зафиксировано снижение количества объявленных в розыск несовершеннолетних (7 806, на 29,7% ниже, чем в 2013 году), статистические данные свидетельствуют о том, что за последние четыре года в среднем только по одному из 14 случаев безвестного исчезновения несовершеннолетнего лица возбуждается уголовное дело. Эффективность розыска лица напрямую связана с незамедлительным принятием мер, пред­усмотренных законодательством, весь комплекс которых возможно осуществить при наличии возбуждённого уголовного дела.

Основной причиной такого состояния дел было отсутствие нормативной регламентации взаи­модействия правоохранительных органов.

Ситуация изменилась. Пунктом 10 новой Инструкции предусмотрен подробный список признаков, свидетельствующих о возможности совершения преступления в отношении без вести пропавшего лица, что даёт основание для незамедлительных оперативных действий по розыску. Одним из таких признаков является несовершеннолетний возраст (п. 10.14).

В чем принципиальные отличия нового порядка рассмотрения сообщений о безвестном исчезновении граждан? Несомненным преимуществом новой Инструкции является чёткая регламентация действий сотрудников полиции и следователей Следственного комитета Российской Федерации при приёме, рассмотрении сообщения о пропавшем лице и принятии по нему решения. Разграничена компетенция следователя СК России и сотрудника оперативного подразделения органов внутренних дел Российской Федерации.

Существенно расширен и уточнён перечень обстоятельств, которые свидетельствуют о совершении преступления в отношении без вести пропавшего лица.

Например, такими обстоятельствами считаются несовершеннолетний возраст, безвестное исчезновение лица с автотранспортом или со средствами мобильной связи, наличие при без вести пропавшем лице значительных денежных средств или других ценностей и т.д.

Определён механизм ведомственного контроля и прокурорского надзора за указанной деятельностью.

Данные новеллы обес­печат качественное рассмотрение сообщений о безвестном исчезновении граждан, своевременное осуществление всего комплекса розыскных мер и установление местонахождения лица.

Действие Инструкции распространяется на розыск абсолютно всех пропавших граждан без деления их на какие-либо категории. В статье 2 Конституции Российской Федерации провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Назначение полиции – незамедлительно приходить на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств, вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. В этой связи положения Инструкции обес­печат надлежащее рассмотрение сотрудниками полиции и следователями Следственного комитета Российской Федерации заявлений, сообщений о преступлениях, а также иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства.

В контексте данного вопроса следует отметить, что полиция осуществляет розыск лиц, которые пропали без вести или утратили связь с родственниками; несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.

У граждан часто бытует мнение, что с заявлением о безвестном исчезновении гражданина можно обратиться в полицию только спустя трое суток. Также нередко возникают вопросы: кто должен выступать в качестве заявителя, чтобы не отказали в приёме заявления? Насколько правомерно требование о том, что с таким заявлением должен обратиться родственник?

Отвечая на эти вопросы, скажу сразу, что суждения по поводу трёх суток вымышлены и не имеют под собой никакой правовой основы.

Именно поэтому в третьем пункте Инструкции установлено: «сообщение о безвестном исчезновении лица подлежит приёму, регистрации и разрешению в установленном порядке независимо от давности и места его исчезновения, наличия или отсутствия сведений о месте постоянного или временного проживания или пребывания, полных анкетных данных и фотографии без вести пропавшего лица, сведений об имевшихся ранее случаях его безвестного исчезновения». Данное положение вытекает из требований Федерального закона «О полиции» и иных нормативных правовых актов.

Например, в соответствии с Инструкцией о порядке приёма, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях, происшествиях, утверждённой приказом МВД России от 29 августа 2014 года № 736, заявления и сообщения о преступлениях, происшествиях подлежат обязательному приёму во всех территориальных органах МВД России. При этом очень важно отметить, что приём сообщений о преступлениях и происшествиях осуществляется круглосуточно. Меры реагирования на такие сообщения принимаются сразу же.

Что касается второй части вопроса. В жизни происходит так, что зачастую с заявлением о пропаже человека обращаются именно родственники или иные близкие лица. Но это не означает, что другое лицо (сосед, коллега, знакомый и т.

д.) лишён права заявить об этом. В этом смысле законодательством не установлено никакого перечня лиц, поэтому с рассматриваемыми заявлениями, равно как и с заявлением о любом правонарушении, может обратиться каждый человек.

С учётом установленной компетенции правоохранительных органов я бы советовал обращаться по поводу исчезновения человека в органы внутренних дел Российской Федерации или следственные органы СК России.

Но это не исключает возможности обращения в любой иной правоохранительный орган.

Однако надо учитывать, что в таком случае может пострадать оперативность реагирования на заявление, поскольку неуполномоченный правоохранительный орган в конечном счёте направит его по подведомственности в органы внутренних дел или СК России.

Следует отметить, что деятельность по розыску без вести пропавшего регламентируется не только рассматриваемой Инструкцией, но и законодательными и иными подзаконными актами (например, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об оперативно-разыскных деятельности», приказ МВД России от 29 августа 2014 года № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приёма, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях, происшествиях», приказ Следственного комитета Российской Федерации от 11 октября 2012 года № 72 «Об организации приёма, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации».

В общих чертах алгоритм реагирования на сообщения о безвестном исчезновении лица состоит в следующем.

При поступлении сообщения выясняются обстоятельства его исчезновения, возраст, образ жизни, круг знакомых, близких, место его работы, предположительное место нахождения, наличие в собственности недвижимого имущества, автотранспортных средств и другие обстоятельства. Особое внимание уделяется выяснению обстоятельств, которые свидетельствуют о совершении преступления в отношении без вести пропавшего лица.

К таким обстоятельствам, наряду с указанными выше, относятся, например, отсутствие объективных данных, указывающих на намерение без вести пропавшего лица беспричинно и на длительное время убыть в неизвестном направлении или сменить место проживания или пребывания, отсутствие у без вести пропавшего лица заболевания, которое может обусловить его скоропостижную смерть, потерю памяти, ориентирования во времени и пространстве, наличие по месту проживания без вести пропавшего лица личных документов, вещей (одежды) и денежных средств, без которых он не может обойтись в случае длительного отсутствия, наличие у без вести пропавшего лица событий, участие в которых для него является важным (сдача экзамена, защита диссертации и других), безвестное исчезновение лица, связанное с отчуждением его собственности, отсутствие в правоохранительных органах заявления о без вести пропавшем лице (либо запоздалое или несвоевременное его направление) от иного лица, которое в силу родственных или иных отношений должно было его подать, внезапный (срочный) ремонт по месту жительства или пребывания без вести пропавшего лица, поспешное решение членами семьи без вести пропавшего лица и (или) иными лицами различных вопросов, которые можно решать только при уверенности, что без вести пропавшее лицо не возвратится (переоформление или продажа его имущества, обращение в свою пользу его сбережений, вступление супруга (супруги) в сожительство с другим лицом), безвестное исчезновение лиц, занимающихся проституцией и т.д.

На место происшествия направляется следственно-оперативная (оперативная) группа из числа сотрудников органов внутренних дел, а при наличии указанных обстоятельств также следователь следственного органа СК России, который осуществляет руководство данной группой.

Проверка сообщения о безвестном исчезновении лица, в котором отсутствуют обстоятельства, свидетельствующие о совершении преступления в отношении данного лица, поручается сотруднику оперативного подразделения органов внутренних дел.

Взаимодействие правоохранительных органов в розыске без вести пропавших основывается на принципе разграничения компетенции следственных органов СК России и органов внутренних дел, критерии которого в достаточной степени определены Инструкцией.

При наличии обстоятельств, свидетельствующих о совершении преступления, рассмотрением сообщения о безвестном исчезновении лица должен заниматься следственный орган СК России, а при отсутствии – орган внутренних дел.

В то же время, даже если в момент получения сообщения отсутствуют сведения, указывающие на данные обстоятельства, но они устанавливаются в последующем в ходе розыска, то орган внутренних дел передаёт соответствующие материалы в следственный орган СК России.

https://www.youtube.com/watch?v=DsGU0O3mcAI

Персональная ответственность за обеспечение исполнения требований Инструкции в рамках ведомственного контроля возложена на руководителей органов внутренних дел и следственных органов СК России.

Вместе с тем Инструкцией предусмотрено, что разрешение споров между ведомствами относится к компетенции прокурора, который осуществляет надзор в целом за этой деятельностью.

19.06.2015

Источник: http://ormvd.ru/pubs/102/a-new-procedure-for-investigation-of-disappeared-citizens

Ваши действия в случае безвестного исчезновения человека

Как написать заявление в на розыск человека в прокуратуру

Волховская городская прокуратура предоставляет следующую информацию, которая будет полезна в случае исчезновения кого-либо из родных или знакомых.

Законодательство не дает четкого определения лица, пропавшего без вести. Оно вроде бы понятно по смыслу из самого названия данной категории граждан.

Однако, если гражданам ничего неизвестно о местонахождении их родственника, это не всегда означает, что человек пропал без вести. К примеру, есть такая категория разыскиваемых как лицо, утратившее связь с родственниками.

Местонахождение этих лиц также неизвестно, но без вести пропавшими они не являются. Граница между этими двумя категориями очень тонкая.

Без вести пропавшим считается лицо, исчезнувшее внезапно, без видимых к тому причин, местонахождение и судьба которого остается неизвестным.

Утратившим связь считаются родственники, супруги, отказавшиеся или не желающие поддерживать родственные или брачные отношения.

В своей деятельности органы внутренних дел руководствуются действующим законодательством и нормативными актами МВД РФ (приказами).

Перед обращением в полицию для начала необходимо проанализировать личность пропавшего гражданина и обстоятельства, при которых он пропал.

Если это малолетний ребенок и ему меньше 9 лет, то срочно обращайтесь в полицию!

Если это подросток, а время, в которое он обычно возвращается домой давно прошло, то подавайте заявление в полицию. Правда перед тем, как идти в полицию, можно попробовать позвонить друзьям или одноклассникам пропавшего.

Если пропавший является престарелым человеком, которому больше 60- 70 лет, так же не медлите с объявлением его розыска.

В полицию о без вести пропавшем следует обращаться незамедлительно в следующих случаях:

— угрозы от разных лиц в адрес без вести пропавшего перед его исчезновением,

— наличие у пропавшего при себе крупной суммы денег или иных ценностей, которые могли бы стать предметом преступного посягательства,

— в случаях, когда пропавший уехал на личном (или служебном) автотранспорте,

— в случаях наличия у пропавшего в единоличном или долевом владении недвижимого имущества, драгоценностей или других ценностей,

— в случаях, когда пропавший занимается предпринимательской (коммерческой) деятельностью или выполняет общественную, политическую деятельность или служит в правоохранительных органах,

— в случаях похищения или удерживании в заложниках, а так же при поступлении таких сведений или требований о выкупе.

Заявление о безвестном исчезновении человека можно подать в любой орган внутренних дел, где его обязаны принять. Не является основанием для отказа в приеме заявления о розыске отсутствие фотографии пропавшего, небольшой промежуток времени безвестного отсутствия, исчезновение или проживание до исчезновения лица на территории обслуживания другого органа внутренних дел.

В соответствии с приказом МВД РФ, розыск без вести пропавших граждан осуществляется органом внутренних дел, на территории обслуживания которого достоверно установлено последнее пребывание (нахождение) разыскиваемого. Указанное правило так же распространяется и на лиц, пропавших в пути следования железнодорожным, водным, воздушным или автомобильным транспортом

Заявление подается на имя начальника полиции. В заявлении указываются данные пропавшего, время, место и обстоятельство исчезновения, приметы пропавшего. При приеме заявления, сотрудники полиции обязаны предупредить заявителя об уголовной ответственности, за заведомо ложный донос или отказ от дачи показаний.

Если Вы, по каким либо причинам, не можете написать заявление самостоятельно, то в полиции обязаны принять устное заявление.

Перед обращением в полицию рекомендуем подготовить следующие сведения о пропавшем:

— приметы внешности (рост, телосложение, цвет глаз, волос, размеры, головного убора и обуви); наличие особых примет (родинки, шрамы, следы от операции, татуировки, физические недостатки); состояние зубов (наличие зубных протезов, пломб, коронок); наличие хронических заболеваний, общее состояние здоровья, группа крови;

— одежа в которую был одет пропавший в день исчезновения: головной убор, верхняя одежда, платье, нижнее белье, обувь. Цвет, размер, фасон одежды;

— какие документы, предметы, вещи, ювелирные украшения и ценности, примерную сумму денег, имел при себе пропавший (часы, сумки, портфели, сотовый телефон, ключи, кольца, цепочки, записные книжки, и.т.п.)

— имеются ли у пропавшего в наличии недвижимость (квартира, дача и.т.п.) или транспортные средства;

— известные связи пропавшего (друзья, знакомые, коллеги по работе, их

имена, телефоны);

— места предполагаемого местонахождения.

В полиции, могут спросить другие необходимые сведения о пропавшем или попросить предоставить различные документы или их копии.

Старайтесь не скрывать какие-либо сведения отрицательного характера о пропавшем (к примеру, что разыскиваемый злоупотреблял спиртными напитками, употреблял наркотики, имел связи в «криминальном мире»), так как это только осложнит розыск и увеличит его время.

Перед тем, как обратиться в полицию, не забудьте взять с собой документ, удостоверяющий Вашу личность.

После того, как Ваше заявление приняли, оно будет рассмотрено в порядке ст. 144 УПК РФ. Заявление рассматривается в течение 3-х суток, а в исключительных случаях — 10 суток. В течение этого времени органами внутренних дел проводится проверка и выполняются розыскные мероприятия.

По истечении указанного времени по заявлению может быть принято одно из следующих решений:

Вынесено постановление о возбуждении уголовного дела. Данное решение принимается, если имеются основания полагать, что в отношении пропавшего было совершено преступление.

Такими основаниями может послужить наличие в собственности у пропавшего недвижимости, крупной суммы денег, автомашины (исчез вместе с автотранспортом), занятие коммерческой деятельностью, и другие обстоятельства.

В этом случае розыск пропавшего будет вестись оперативным подразделением МВД, в компетенцию которого входит раскрытие этого преступления. Как правило, уголовные дела возбуждаются по признакам преступлений, предусмотренных статьями 105 (убийство) или 126 (похищение) УК РФ.

Вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Данное решение принимается при отсутствии оснований указывающих, что в отношении пропавшего было совершено преступление. В данном случае необходимые материалы передаются в оперативно-розыскные отделения (отделы) для организации розыска пропавшего. Данное решение можно обжаловать в надзирающей прокуратуре.

Передать заявление для рассмотрения в другой орган внутренних дел (по территориальности или принадлежности). Данное решение, как правило, принимается, если в ходе проверки было установлено другое место исчезновения, или, что оно находится на территории обслуживания другого ОМВД.

Розыск без вести пропавшего ведется до установления его местонахождения. Розыск прекращается в случаях, только когда пропавший разыскан (в т.ч.

когда установлена его судьба, например в случаях установления факта его смерти) или за сроком давности, когда со дня объявления розыска пропавшего истекло 15 лет.

По истечении 5 лет производство по делу в отношении без вести пропавшего может быть приостановлено, если исчерпаны все возможности для его обнаружения. При этом, вся информация о розыске пропавшего продолжает находиться в соответствующих учетах МВД РФ в течение 10 лет.

Работа по розыску граждан контролируется надзирающей прокуратурой и вышестоящими органами внутренних дел.

В начале августа 2012 года на территории Волховского района в садоводстве без вести пропал житель Санкт-Петербурга. Заявление и материалы проверки были направлены в городскую прокуратуру для определения подследственности.

Однако некачественный сбор материала со стороны сотрудников полиции по заявлению родственников пропавшего послужил основанием для возвращения его на дополнительную проверку. По данному факту Волховской городской прокуратурой в адрес начальника полиции было направлено представление об устранении нарушений федерального закона.

Спустя несколько дней без вести пропавший гражданин был обнаружен с признаками насильственной смерти, возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 105 УК РФ (убийство).

Всего за 10 месяцев 2012 года в ОМВД по Волховскому району разыскивалось 131 человек. Заведено 15 розыскных дел. Установлено 9 человек, остаются в розыске 120, из них — 2 несовершеннолетних.

Источник: https://prokuratura-lenobl.ru/explain/142-vashi-deystviya-v-sluchae-bezvestnogo-ischeznoveniya-cheloveka

МВД: Чтобы подать заявление о пропаже человека, не надо ждать трое суток

Как написать заявление в на розыск человека в прокуратуру

Ежегодно в России без вести пропадают около 80 тысяч человек. Так бывает: ушел кто-то из дома — и не вернулся.

Так когда можно и надо сообщать об исчезновении человека? Не секрет, что во многих отделениях милиции до недавнего времени отказывались принимать заявление, если с момента его пропажи не прошло трое суток. Логика такова: мол, большинство «пропавших» сами объявляются на второй или третий день живыми и здоровыми. Ну, загулял человек, где-то засиделся, переночевал у друзей. А позвонить родным забыл.

Однако и информация о трех днях, только по прошествии которых якобы можно подавать заявление, устарела. Заместитель начальника департамента уголовного розыска МВД генерал-майор милиции Александр Фролов, который руководит управлением по организации розыска, рассказал, что заявитель сам решает, когда обращаться в милицию.

И заявление у него обязаны принять незамедлительно, причем именно в том органе внутренних дел, куда человек обратился. То есть не обязательно по месту жительства, не обязательно по тому адресу, где человек проживал на момент исчезновения.

Хотя, конечно, розыск в дальнейшем все равно будет осуществляться тем органом внутренних дел, на территории которого достоверно установлено последнее местонахождение пропавшего.

По словам генерала Фролова, с заявлением может обратиться любой человек или организация. Если сотрудник пропал с работы, то заявление имеют право подать его коллеги.

Сигнал тревоги о пропавшем может подать в милицию и сосед по коммунальной квартире.

По милицейским нормативным документам «без вести пропавшим» считается лицо, исчезнувшее внезапно, при неизвестных обстоятельствах, без видимых причин, местонахождение которого остается неизвестным.

Заявить о пропаже человека родственники вправе и по телефону. Сотрудники милиции могут приехать домой, в офис или пригласят к себе. Дежурная часть зарегистрирует обращение и выдаст талон-уведомление. Кроме того, на дежурного возложена обязанность организовать первоначальные розыскные мероприятия. После этого заявление передают руководителю органа внутренних дел.

Как правило, требуется информация о последнем местонахождении человека, его образе жизни, связях, обстоятельствах исчезновения, его фотография, особые приметы, наличие у пропавшего мобильного телефона.

Могут выдвигаться розыскные версии в зависимости от того, что произошло и какие обстоятельства предшествовали исчезновению. В том числе обязательно рассматривается и совершение преступления.

Пропавшие дети — отдельная и очень больная тема. Большая часть — из неблагополучных семей. Немало ребятишек убегают из дома в поисках лучшей жизни. Многие из них совершают это неоднократно — два-три раза и больше.

Таких оперативники в регионах знают пофамильно. Некоторые все детство проводят в бегах. Правда, большинство через какое-то время либо сами приходят домой, либо их возвращают сотрудники милиции.

В этом году пропали 14 055 несовершеннолетних, разыскано — 13 732.

В МВД существует специальное досье, в котором ведется учет всех людей, пропавших без вести. Это ведомственная база Главного информационно-аналитического центра. В ней содержатся опознавательные карты, фотографии, особые приметы, вся информация, которая может понадобиться при идентификации личности.

Но самое главное, в России сегодня работает 33 Бюро регистрации несчастных случаев. Эти бюро круглосуточно занимаются установлением местонахождения людей, которых разыскивают родственники или знакомые.

Их ищут среди пострадавших в несчастных случаях, доставленных в больницы и травмпункты, задержанных или арестованных милицией. И, конечно же, среди тел, находящихся в морге. В бюро постоянно стекается информация об обнаруженных и пока не опознанных трупах, о неизвестных больных.

Разумеется, подобных милицейских бюро должно быть намного больше — во всех краевых и областных центрах субъектов России.

Иногда случается, что пропавшие люди после обнаружения их сотрудниками милиции сами просят сохранить их местонахождение в тайне.

И это требование вполне правомерное, ведь существует закон о защите персональных данных. У любого человека могут быть самые разные причины не общаться с родными, близкими или знакомыми.

Сообщать кому-либо о себе или нет — добровольное дело каждого дееспособного совершеннолетнего гражданина.

А вот обращаться к экстрасенсам, гадалкам и прочим колдунам при поиске близких в уголовном розыске не рекомендуют. Прежде всего потому, что эти обращения нисколько не помогают, а, скорее, мешают поиску. То, что люди напрасно тратят свои деньги, причем немалые, это их личное дело.

Но ведь они еще идут на поводу у этих «ясновидящих» и требуют, чтобы милиционеры проверяли всю их «информацию». Или — наоборот, не выполняют рекомендации сыщиков. Например, милиционеры выяснили, что в психиатрической клинике находится похожий на разыскиваемого человек, и просят съездить туда родственников.

Но заявители отказываются: они свято верят, что пропавший человек уехал за границу — так сказал им экстрасенс.

Генерал-майор милиции Александр Фролов привел официальную статистику. За 9 месяцев объявлена в розыск 51 тысяча 363 без вести пропавших людей. Нашли 47 тысяч 251 человека. При этом ненайденных — с учетом прошлых лет — 47 тысяч 681 человек. Кстати, розыск каждого человека ведется в течение 15 лет. То есть ежегодно милиция находит более 90 процентов разыскиваемых.

Любопытно, что примерно 32 процента пропавших без вести — женщины, около 6 процентов — малолетние и несовершеннолетние, остальные — мужчины. Половина же всех пропавших — это люди, употребляющие спиртные напитки.

Источник: https://rg.ru/2010/11/30/notfound.html

Внимание: розыск!

Как написать заявление в на розыск человека в прокуратуру

3 апреля 2015 года вступила в силу новая Инструкция о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц (приказ МВД России, Генеральной прокуратуры РФ и Следственного комитета РФ от 16 января 2015 г. № 38/14/5, далее – Инструкция). Данный документ пришел на смену ранее действовавшему акту (приказ Генеральной прокуратуры РФ и МВД России от 27 февраля 2010 г. № 70/122).

Необходимость обновления Инструкции связывалась, прежде всего, с затруднительностью межведомственного взаимодействия, которое проявилось после того, как в 2011 году Следственный комитет РФ отделился от Генеральной прокуратуры РФ.

В ранее действовавшем акте порядок совместной работы ведомств по поиску пропавших детально не регламентировался, в результате чего полиция и следователи часто не могли договориться между собой относительно сотрудничества при рассмотрении таких заявлений.

Это, в свою очередь, служило причиной нарушения сроков рассмотрения обращений граждан и снижения скорости реагирования на происшествия.

Заместитель начальника Договорно-правового департамента МВД России, генерал-майор внутренней службы Иван Иванов уточняет: «Структурные и функциональные изменения в правоохранительной системе привели к определенному правовому вакууму в регламентации деятельности по рассмотрению сообщений о безвестном исчезновении граждан. В результате нормативный правовой акт, ранее определявший порядок работы в данном направлении, фактически не применялся».

Так, за последние четыре года даже при безвестном исчезновении несовершеннолетних уголовные дела возбуждались лишь в одном из 14 случаев. На конец первого квартала 2015 года, по данным МВД России, в розыске находилось 1596 детей.

Новая Инструкция призвана исправить эти недостатки. Кроме того, в документе существенно расширен перечень обстоятельств, которые свидетельствуют о совершении преступления в отношении без вести пропавшего лица.

Рассмотрим новый порядок розыска без вести пропавших подробнее.

Основные положения Инструкции  

ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Система ГАРАНТ дает возможность анализировать списки полученных документов по видам информации. Для этого в строке базового поиска (F2) необходимо ввести поисковый запрос, например, «безвестное исчезновение». После того, как будет построен список найденных актов, следует выбрать расположенную в нижней части окна кнопку «Анализ списка» или найти соответствующий пункт в выпадающем меню кнопки «Работа со списком». В результате появится диалоговое окно с перечислением всех видов информации и количеством представленных в данном списке документов. Выбрав интересующий вид информации, можно построить новый список подходящих документов.

Новая Инструкция, как и прежняя, устанавливает, что сообщение о безвестном исчезновении человека должно быть принято и зарегистрировано независимо от:

  • давности и места исчезновения лица;
  • наличия или отсутствия сведений о его месте жительства или пребывания;
  • наличия или отсутствия полных анкетных данных и фотографии пропавшего;
  • наличия или отсутствия сведений об имевшихся ранее случаях его безвестного исчезновения (п. 3 Инструкции).

Напомним, что обратиться в полицию с заявлением о пропаже человека можно как в устной, так и в письменной форме (п. 2.1.3, п. 2.2.

3 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; далее – Инструкция о порядке приема заявлений и сообщений).

Каждому заявлению или сообщению присваивается очередной порядковый номер в Книге учета (п. 4 Инструкции о порядке приема заявлений и сообщений).

Затем дежурный полиции обязан оформить талон, состоящий из двух частей: талона-корешка, который остается в дежурной части, и талона-уведомления, который вручается заявителю (п. 34 Инструкции о порядке приема заявлений и сообщений). С помощью талона-уведомления впоследствии можно подтвердить факт обращения в полицию, его дату и время.

На своем официальном сайте МВД России отмечает, что действующим законодательством не установлен какой-либо перечень лиц, которые могут обратиться с заявлением об исчезновении человека, а, следовательно, сделать это может любое заинтересованное лицо (родственники, соседи, коллеги, знакомые и т. д.). Более того, новая Инструкция, в отличие от прежней, охватывает случаи исчезновения не только россиян, но также иностранных граждан и лиц без гражданства (п. 1 Инструкции).

Получив сообщение об исчезновении лица, оперативный дежурный территориального органа МВД России выясняет все обстоятельства случившегося, информирует следователя, а также определяет состав следственно-оперативной группы и направляет ее на место происшествия (п. 4 Инструкции).

В ходе проверки подробно выясняются обстоятельства, относящиеся к событию исчезновения (время, место, способ и др.), сведения, характеризующие личность пропавшего, его психоэмоциональное состояние и круг связей (п. 12 Инструкции). При этом действовать представители правоохранительных органов должны незамедлительно (п. 2 ст. 1 и подп. 2 п. 1 ст.

12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»).

Розыск пропавших может осуществляться как сотрудниками полиции, так и следователями. Решающим фактором при определении подведомственности является наличие обстоятельств, свидетельствующих о совершении преступления. Например, если:

  • нет данных о том, что пропавший собирался на длительное время уехать в неизвестном направлении;
  • он не страдает от заболеваний, которые могли бы обусловить его скоропостижную смерть, потерю памяти, ориентирования во времени и пространстве;
  • дома у без вести пропавшего лица обнаружены личные документы, вещи (одежда) и деньги, без которых он не сможет обойтись в случае длительного отсутствия;
  • у него намечались важные события (например, сдача экзамена, защита диссертации, медицинское обследование, служебная командировка и т. п.);
  • при нем были значительные денежные средства или другие ценности, которые могли привлечь внимание преступников;
  • у пропавшего были конфликтные ситуации дома, на работе, в связи с его общественной деятельностью, долговыми или кредитными обязательствами;
  • в отношении него поступали угрозы;
  • пропал несовершеннолетний и т. д. (п. 10 Инструкции).

Данный перечень не является исчерпывающим. 

Сообщения без обстоятельств, свидетельствующих о совершении преступления, проверяются сотрудником полиции (п. 8 Инструкции). Если без вести пропавшее лицо не обнаружено и не получены данные, указывающие на совершение в отношении него преступления, сотрудник оперативного подразделения заводит розыскное дело (п. 16 Инструкции).

При наличии обстоятельств, свидетельствующих о совершении преступления, выезд на место происшествия и руководство следственно-оперативной группой осуществляет следователь (п. 6 Инструкции).

Если в ходе проверки удается установить признаки преступления, следователь незамедлительно возбуждает уголовное дело, о чем уведомляет полицию (п. 14 Инструкции).

После возбуждения следователем уголовного дела розыскное дело прекращается (п. 18 Инструкции).

Если следователь и сотрудник полиции не могут решить, кто из них должен вести дело о розыске, такой спор разрешает прокурор (п. 20 Инструкции).

При этом Инструкция предусматривает персональную ответственность руководителей органов внутренних дел за надлежащую организацию розыска без вести пропавших лиц и соблюдение законности при его осуществлении (п. 21 Инструкции).

Вместе с тем, закрепляя порядок взаимодействия между ведомствами, новый акт не регулирует особенности сотрудничества правоохранительных органов с волонтерами. По данным МВД России, ежегодно без вести пропадает около 100 тыс. человек. С учетом того, что предельный штат сотрудников полиции составляет чуть более 900 тыс.

человек (Указ Президента РФ от 5 мая 2014 г. № 300 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации»), а поиск одного пропавшего ведут десятки полицейских, возможность оперативной работы в этом направлении ставится под сомнение. Поэтому помощь волонтеров часто становится незаменимой.

Так, к розыску пропавших, по словам министра внутренних дел России, генерал-полковника полиции Владимира Колокольцева, все чаще подключаются представители волонтерского движения. При их содействии в 2014 году было найдено 428 человек, что в 2,3 раза больше, чем в 2013 году.

К слову, два года назад в Госдуму был направлен законопроект1, регулирующий особенности волонтерства в России – в его тексте, в частности, было сказано, что участие в поиске пропавших без вести людей является одним из основных видов добровольческой (волонтерской) деятельности.

Однако до настоящего времени данный проект так и не был рассмотрен даже в первом чтении.

Кроме того, в тексте нового нормативного правового акта ничего не сказано про упрощение ряда процедурных действий – например, установление местонахождения абонента по мобильному телефону и получение детализации звонков от сотового оператора.

Последнее возможно только по решению суда, на принятие которого отведены сутки (ст. 186.1, ч. 2 ст. 165 УПК РФ), и потом еще как минимум несколько часов займет получение детализации от оператора связи.

Это значит, что поиски пропавшего затянутся на один-два дня.

Тем не менее представители МВД России подчеркивают, что ключевая роль Инструкции – это именно регламентация ранее отсутствовавшего межведомственнного взаимодействия.

«Мы рассчитываем на то, что основная цель Инструкции будет достигнута.

Однако необходимо опробовать новый порядок в течение хотя бы одного года, исходя из итогов которого можно говорить об успешности указанной деятельности», – рассказал порталу ГАРАНТ.РУ Иван Иванов.

Правило «трех суток» – миф или реальность?

Бытует мнение, что оперативные дежурные нередко отказывают в принятии заявления о пропаже лица, если с момента исчезновения не истекло трое суток. Считается, что за это время человек, по той или иной причине не сообщивший о своем намерении сменить местонахождение, может одуматься или «нагуляться» и вернуться обратно.  

МНЕНИЕ

Иван Иванов, заместитель начальника Договорно-правового департамента МВД России, генерал-майор внутренней службы:

«Суждения по поводу трех суток ошибочны, они не имеют под собой правовой основы. Сообщения о пропаже человека подлежат обязательному приему во всех территориальных органах МВД России вне зависимости от того, когда он пропал (п. 8 Инструкции о порядке приема заявлений).

При этом очень важно отметить, что прием сообщений о преступлениях и происшествиях осуществляется круглосуточно. Меры реагирования по таким сообщениям принимаются сразу же.

Следует учитывать, что действия (бездействие) должностных лиц органов внутренних дел и следственных органов могут быть обжалованы вышестоящему руководителю, прокурору или в суд в порядке, установленном действующим законодательством (УПК РФ, Федеральный закон от 7 февраля 2011 г.

№ 3-ФЗ «О полиции», Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации»)».

Стоит отметить, что упоминание об отсутствии в течение не менее трех суток сведений о судьбе и местонахождении без вести пропавшего лица в Инструкции все же есть (п. 10.7 Инструкции). Однако в контексте данного акта оно является одним из обстоятельств, свидетельствующих о совершении в отношении пропавшего лица преступления, и никоим образом не может влиять на факт принятия заявления.

Таким образом, отказ сотрудника полиции принять заявление или затягивание процесса поиска являются незаконными.

Обратиться с жалобой на действия сотрудников полиции можно в Главное управление собственной безопасности МВД России, позвонив по телефону 8 (495) 667-07-30 или заполнив форму на сайте ведомства.

Кроме того, существуют территориальные управления собственной безопасности при МВД России – например, в Москве можно связаться с уполномоченными сотрудниками по телефону 8 (499) 255-96-57 или обратившись в отдел собственной безопасности по тому или иному округу (телефоны отделов можно уточнить на сайте территориального ведомства). Еще один вариант – обжаловать действия или бездействие полицейского или следователя прокурору (п. 25.1 Инструкции).

За допущенные нарушения должностное лицо может быть привлечено к административной или уголовной ответственности. В частности, несоблюдение должностными лицами установленного порядка рассмотрения обращений граждан влечет наложение административного штрафа в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб. (ст. 5.59 КоАП РФ).

Более того, неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан, может быть квалифицировано как халатность (ст. 293 УК РФ).

В этом случае может быть назначено наказание в виде штрафа в размере до 120 тыс. руб.

или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо в виде обязательных работ на срок до 360 часов, либо исправительных работ на срок до одного года, либо в виде ареста на срок до трех месяцев.

Если же в результате халатности причинен тяжкий вред здоровью человека или наступила его смерть, виновное лицо могут привлечь к принудительным работам на срок до пяти лет либо лишить свободы на такой же срок (в обоих случаях сотрудник полиции может быть лишен права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет).

Источник: http://www.garant.ru/article/627695/

Юрист Воеводин
Добавить комментарий