Ходатайство об ознакомлении с материалами административного дела после суда

Проблемы при ознакомлении с материалами дела в отделе ГИБДД

Ходатайство об ознакомлении с материалами административного дела после суда

Проблемы при ознакомлении с материалами дела в отделе ГИБДД

Сегодня будем разбираться в том, какие проблемы могут возникнуть (а могут и не возникнуть) у человека при ознакомлении с материалами дела в отделе ГИБДД и как эти проблемы можно решить.

Зачем человеку вообще знакомиться с материалами дела в отделе ГИБДД?

Например, произошло дорожно-транспортное происшествие в результате, которого причинен вред имуществу или здоровью человека (пассажира, водителя, пешехода). Человеку нужно выяснить, что происходит: возбуждено ли дело, ищут ли водителя (например, скрывшегося), вынесено ли постановление, составлен ли протокол, кого обвиняют в ДТП и т. д.

Эта информация очень важна и необходима чтобы: вовремя подать жалобу на бездействие или действия сотрудника ГИБДД; обжаловать постановление или определение по делу об административном правонарушении; дать подробные объяснения, которые являются одним из доказательств по делу; собрать важные доказательства; сделать важные заявления, обратиться с просьбами и т. д.

Как видно из вышесказанного ознакомление с материалами дела – это важное право участника дорожного движения, реализация которого помогает ему защитить свои интересы при ДТП, угрозе лишения водительских прав, штрафах, арестах, возмещении ущерба, причинении вреда здоровью.

Как получить данную информацию содержащуюся в материалах дела?

Можно конечно задать вопросы сотруднику ГИБДД, который ведёт производство по делу и надеяться на то, что он расскажет всё «от и до». А лучше всего ознакомиться с материалами дела в отделе ГИБДД, чтобы самому во всём разобраться.

Однако такая пытливость может прийтись не по нраву какому-нибудь инспектору. Зачем ему это? Он сам прекрасно (как он считает) во всём разберется без разных пытливых умов.

А если инспектор считает данного человека «правонарушителем», то вообще его стремление ознакомиться с материалами дела совсем не будет радовать сотрудника ГИБДД. Это ж лишние сложности (у человека наверняка возникнет много вопросов и т.д.).

Именно по этой причине у автолюбителя могут возникнуть определенные проблемы с ознакомлением с материалами дела. Разделим эти ситуации на две категории: с материалами дела не дают ознакомиться вообще; с материалами дела ознакомиться дают, но не в полном объёме.

С материалами дела не дают ознакомиться вообще

Такая ситуация навряд ли встретиться в реальности, так как право участника производства по делу об АП на ознакомление с материалами «черным по белому» дела прописано в КоАП РФ. Единственная проблема здесь водиться в том, что человека не будут признавать участником производства по делу и на этом основании не будут ему давать дело для ознакомления.

С материалами дела ещё могут не дать ознакомиться в ситуации, когда человек заявляет устное (а не письменное) ходатайство об ознакомлении с материалами дела.

Такому человеку могут не сказать, что нужно в обязательном порядке заявлять письменное ходатайство (промолчат) и будут уклоняться от ознакомления его с делом.

Например, ссылаясь, что нужно прийти в другой день или дело на проверке в полку или нет сотрудника, который занимается делом.

В такой ситуации (если вы участник производства по делу или ДТП, но дело не дают вообще) нужно начинать общаться только в письменной форме путём регистрации письменных ходатайств об ознакомлении с материалами дела.

Как уже было указано выше, участник дела об АП имеет безусловное право на ознакомление с материалами дела (статья 25.1, 25.2 КоАП РФ).

Это значить что, зарегистрировав пару таких ходатайств человек, либо будет ознакомлен с материалами дела, либо будет иметь на руках 100% доказательства создания проблем при попытке реализации своих прав.  

Теперь перейдём к более сложной ситуации (проблеме), когда с материалами дела ознакомиться дают, но не в полном объёме.

Какие возможны ситуации, когда водителю дают материалы дела, но не в полном объёме? Например, водителю могут не дать для ознакомления рапорт сотрудника полиции (со ссылкой, что якобы внутренний документ) или иные материалы дела. Если дело не подшито и не пронумеровано, то человек вообще не может быть уверен в том, что ему дали все материалы дела, а не их часть (в такой ситуации, нужно указывать, с чем именно вы были ознакомлены).

Как быть, если не дают ознакомиться с материалами дела в какой-то части или говорят, что ознакомят с делом (частью дела), но «попозже»?

В таком случае нужно действовать по аналогии со случаем, когда дело вообще не предоставляется для ознакомления. Нужно регистрировать письменные обращения (ходатайства, заявления, жалобы) в которых «черным по белому» указывать, что с материалами дела вас ознакомили в неполном объеме и требовать полного ознакомления.

В своих обращениях нужно указывать в какой именно части вам не было предоставлено дело, по какой причине, что или кто подтверждает ваши слова. К жалобам нужно прикладывать копии своих обращений в отдел ГИБДД с просьбой ознакомить с делом, другие доказательства возникновения проблем при попытке ознакомиться с материалами дела.

Источник: https://zakon.ru/Blogs/problemy_pri_oznakomlenii_s_materialami_dela_v_otdele_gibdd/59835

Авторский материал: Право на ознакомление с материалами, затрагивающими права и законные интересы лица

Ходатайство об ознакомлении с материалами административного дела после суда

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 20 сентября 2017 г.

Введение

Принятию административными органами различных решений в отношении граждан (как предоставляющих определенные блага, так и носящих правоограничительный характер), как правило, предшествует сбор определенной информации о гражданине.

Необходимая информация может предоставляться самим гражданином, запрашиваться у иных организаций, а также граждан, собираться из различных информационных ресурсов, баз данных и др. От ее полноты и точности во многом зависит итоговое управленческое решение. Не удивительно, что граждане заинтересованы в ознакомлении с собранными в отношении них материалами.

Ознакомление с такими материалами позволяет гражданину лучше понять мотивы принятого решения, поскольку получаемое решение нередко содержит лишь итоговый вывод, не раскрывая детально основания его принятия, исключить подозрения в различных злоупотреблениях.

Граждане также могут требовать внесения уточнений, если собранная информация не соответствует действительности или имеет неточности.

Наконец, ознакомление с информацией, на основании которой принято решение, дает возможность более полно сформулировать свои возражения при реализации права на обжалование соответствующего решения.

Важность ознакомления с собранными в отношении гражданина материалами обусловливает отнесение права на ознакомление с такими материалами к числу основных прав гражданина, предопределяет необходимость разработки соответствующего правового инструментария его реализации.

Подтверждением значимости рассматриваемого права является его закрепление в различных международных документах.

Особого внимания заслуживают положения одного из последних региональных документов в сфере прав человека – Хартии Европейского Союза об основных правах, принятой в 2000 году.

В данном документе право на ознакомление с материалами не выделяется в самостоятельное право, а признается неотъемлемой частью права на надлежащее управление.

В соответствии со статьей 41 Хартии Европейского Союза об основных правах право на надлежащее управление означает, что каждое лицо имеет право на рассмотрение своего дела институтами, органами и учреждениями Союза беспристрастно, справедливо и в разумный срок.

Это право включает, в частности:

  • право каждого лица быть заслушанным до принятия по отношению к нему меры индивидуального характера, способной иметь для него неблагоприятные последствия;
  • право каждого лица иметь доступ к материалам своего дела при соблюдении законных интересов, относящихся к конфиденциальности, профессиональной и коммерческой тайне;
  • обязанность органов управления мотивировать свои решения.

Подобная трактовка рассматриваемого права, на наш взгляд, достаточно точно определяет его место в системе прав человека, поскольку данное право имеет ценность не само по себе, а в качестве инструмента обеспечения принятия справедливого управленческого решения.

Еще одним региональным документом по данному вопросу выступает Конвенция Совета Европы о доступе к официальным документам (CETS № 205), которая заключена в г. Тромсе 18.06.20091.

Под официальным документом в ней понимается вся информация, зафиксированная в любой форме, составленная или полученная и имеющаяся в распоряжении государственных органов власти.

Конвенция определяет в целом процедуру доступа к официальным документам, допустимые ограничения соответствующего права и др.

______________________________
1В настоящее время еще не вступила в силу в связи с отсутствием необходимого количества стран, ее ратифицировавших.

Конвенция вступает в силу в первый день месяца, следующего после истечения трехмесячного срока с даты, когда десять государств – членов Совета Европы выразили свое согласие на обязательность для них положений настоящей Конвенции. В настоящее время лишь 7 государств ратифицировали Конвенцию.

Значительная роль, которая отводится праву на ознакомление с материалами на современном этапе, а также недостаточное внимание, уделяемое в белорусской юридической литературе данному вопросу, предопределяют интерес к его рассмотрению.

Правовое регулирование права на ознакомление с материалами, затрагивающими права и законные интересы лица, в Беларуси

Отечественный законодатель уделяет серьезное внимание вопросу ознакомления с материалами, затрагивающими права гражданина, что во многом обусловлено закреплением соответствующего права на уровне Основного Закона Беларуси.

Данное право закреплено в статье 34 Конституции Республики Беларусь, в соответствии с которой государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы. В этой же статье предусматриваются и допускаемые ограничения данного права. Закреплено, что пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав.

Как видим, в отличие от подхода Хартии Европейского Союза об основных правах рассматриваемое право выделено в самостоятельное правомочие гражданина. Это во многом обусловлено тем, что право на надлежащее управление относительно малоизучено в нашей стране и не получило законодательного закрепления.

Важным элементом механизма реализации права на ознакомление с материалами является установление административной ответственности за его нарушение. Статьей 9.

6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) предусматривается, что незаконный отказ должностного лица в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих его права, свободы и законные интересы, либо предоставление ему неполной или умышленно искаженной информации, если в этих деяниях нет состава преступления, влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.

Конституция Республики Беларусь и КоАП заложили необходимый правовой фундамент для обеспечения реализации права на ознакомление с материалами, затрагивающими права лица, который должен получить свое развитие в текущем законодательстве.

К сожалению, проведенный анализ показывает наличие ряда проблем, которые могут осложнить практическую реализацию гражданами рассматриваемого права. Весьма показательным в этом отношении является тот факт, что на практике соответствующая норма КоАП практически не применяется.

Так, в 2016 году по данной статье не было составлено ни одного протокола, в 2015 году – 2.

Во многом сложности с реализацией права на ознакомление с материалами, затрагивающими права лица, обусловлены отсутствием четкого механизма (границ) реализации данного права в текущем законодательстве, что затрудняет однозначный вывод о том, когда административные органы обязаны предоставить гражданину необходимые материалы, и, соответственно, усложняет оценку правомерности (неправомерности) действий работников таких органов.

Ниже мы рассмотрим существующие подходы к регулированию права на ознакомление с материалами на примере различных институтов законодательства.

Название актаФормулировка права на ознакомление с материаламиОграничения на ознакомление с материаламиПраво делать выписки или копии
Закон Республики Беларусь от 24.10.2016 «Об исполнительном производстве» (ст. 18)Стороны исполнительного производства имеют право знакомиться с материалами исполнительного производства.За исключением документов, содержащих информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено.Делать выписки из документов, содержащихся в материалах исполнительного производства, снимать за свой счет их копии.

Источник: http://pravo.by/novosti/novosti-pravo-by/2017/october/25844/

Всё об ознакомлении с материалами дела в суде | ЦПК

Ходатайство об ознакомлении с материалами административного дела после суда

Гражданский процессуальный кодекс РФ предоставляет участникам процесса определенный набор прав и свобод, которые являются методом реализации конституционных прав граждан на доступ к правосудию.

Одним из важнейших прав является возможность ознакомления с материалами дела. Статья 35 ГПК РФ, перечисляя права и обязанности лиц, участвующих в деле, называет это право первым.

Гражданский процессуальный кодекс РФ является федеральным законом, а значит любые приказы, постановления и даже судебные решения не могут ему противоречить. Пробелы в правовом регулировании, согласно ГПК РФ, устраняются при помощи аналогии права и закона.

Несмотря на простую формулировку, использованную законодателем, – «лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела», существуют различия в восприятии смысла этого утверждения между участниками процесса и сотрудниками суда.

С точки зрения толкования нормы права можно предположить, что законодатель имеет ввиду, что лицо, являющееся участником процесса, то есть обладающее процессуальными правами и обязанностями, может знакомиться с делом в любое время и без ограничений, поскольку указания на такие ограничения в федеральном нормативном акте отсутствуют. Здравый смысл также подсказывает, что такое право ограничено рабочим временем сотрудников суда – с 9 до 18, за исключением перерыва на обед – с 13 до 14. Однако в большинстве судов действуют собственные правила о том, как и когда участники процесса могут реализовать свое право. В некоторых случаях, требования доходят до того, что необходимо заранее отправить по факсу или электронной почте ходатайство об ознакомлении и дополнительно записаться по телефону или электронной почте. Без соблюдения этой процедуры ознакомление невозможно, потому что по правилам отдельных СОЮ, каждое ходатайство об ознакомлении должен одобрить председатель суда.

Отказ в реализации права на ознакомление в большинстве случаев сотрудники суда обосновывают ссылками на Инструкцию по судебному делопроизводству в районном суде (Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003 N 36 «Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде»). В Инструкции прописан порядок ознакомления, практический алгоритм реализации права, предоставленного статьей 35 ГПК РФ.

В указанном документе в пункте 12.

2 указано, что ознакомление лиц, участвующих в деле, с материалами судебного дела (иными материалами) производится на основании их письменного заявления, на котором судья, в производстве которого находится (или находилось) судебное дело, а при его отсутствии — председатель суда (или его заместитель) либо иное уполномоченное им лицо делает соответствующую отметку о поручении работнику аппарата суда ознакомить с материалами дела. Данное заявление подшивается в дело, а в случае предъявления доверенности к делу приобщается также ее копия.

В документе отсутствуют разъяснения о том, когда судья должна сдать дело в канцелярию, обязана ли она выдавать его сторонам для ознакомления до момента изготовления протокола судебного заседания (если был процесс и суду были переданы документы для приобщения).

Во втором случае, можно сказать, что в законе нет условия о том, что суд может ограничить право на ознакомление на основании того факта, что не изготовлен протокол судебного заседания. Закон предоставляет судье три дня на составление протокола, но это не означает, что все дело должно быть вне зоны доступа.

Также не указано в течение какого времени после обращения должно быть выдано дело на ознакомление.

Обозначенный вопрос также частично включен в сферу действия Закона об обеспечении доступа к информации о деятельности судов.

В законе указано (статья 1), что информацией о деятельности судов является «информация, подготовленная в пределах своих полномочий судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества и относящаяся к деятельности судов».

Тавтология дополнена указанием на то, что судебные акты по конкретным делам и иные акты, регулирующие вопросы деятельности судов, также относятся к информации о деятельности судов. Нормы этого документа касаются вопросов ознакомления в части раскрытия процедуры предоставления дела.

В данном случае, суды не скрывают своих требований, публикуют на сайтах и сообщают по телефону. Проблемой является несоответствие дополнительных условий, установленных сотрудниками некоторых судов, к процедуре доступа к материалам.

Можно заключить, что вследствие того, что практические вопросы в законодательстве не отражены, это порождает серьезные противоречия между участниками процесса и судами. Сотрудники госоргана в данном случае считают возможным предоставлять материалы на ознакомление с ограничениями: не в день обращения, после многочисленных безрезультатных обращений или после длительного ожидания.

Существует ряд актов судебных органов, которые частично восполняют такие пробелы.

В соответствии с Примерным положением о приемной в судах общей юрисдикции (утверждено Генеральным директором Судебного департамента при ВС РФ 26.11.2008) в качестве функций сотрудников названы организация ежедневного приема граждан и представителей (параграф 3.

1), а также «создание условий для реализации прав граждан на снятие копий судебных документов, в том числе с помощью технических средств и за свой счет» (параграф 3.6). В разделе 4 (параграфы 4.1-4.2) указано, что прием ведется ежедневно и без предварительной записи.

В каждом суде действуют собственные Правила, которые составляются в соответствии с Постановлением Совета судей РФ от 18 апреля 2003 № 101 Об утверждении типовых правил внутреннего распорядка судов.

В пункте 4.1 Типовых правил указано, что прием граждан работниками аппарата суда ведется в течение рабочего времени, судьями — в соответствии с графиком, утвержденным председателем суда.

Какие причины сотрудники суда называют в качестве основания для отказа в ознакомлении:

— в течение времени, которое требуется на составление протокола судебного заседания;

— если дело не прошито;

— если отсутствует помощник судьи;

— если дело находится в архиве (регулируется Инструкцией о порядке отбора на хранение в архив федеральных судов общей юрисдикции документов, их комплектования, учета и использования).

Каким образом дело может быть выдано на ознакомление:

— через канцелярию

— непосредственно у судьи

По общепринятому мнению, распространенному в том числе среди сотрудников судов, наиболее правильным считается выдавать дело на ознакомление через канцелярию, однако в нормативных документах такой порядок не установлен.

Что суд обязан сделать по закону и в соответствии с документами о судебном делопроизводстве:

Организовать прием участника процесса, принять ходатайство об ознакомлении и «создать условия» для реализации прав граждан на ознакомление с материалами дела согласно Примерному положению о приемной в судах общей юрисдикции (утверждено по сути Верховным судом РФ) – параграфы 3.1, 3.6, а также Инструкции судебного делопроизводства (п.12.2).

Для этого положено получить разрешение у судьи либо председателя суда (его заместителя, другого уполномоченного лица) в виде подписи на ходатайстве об ознакомлении – на основании статей 35 ГПК РФ и пункта 12.2 Инструкции судебного делопроизводства.

Сроки, в которые должны быть осуществлены эти действия и выдано дело, не установлены. Примерное положение о приемной в СОЮ и Типовые правила внутреннего распорядка подтверждают, что прием ведется ежедневно (в рабочие дни, кроме обеда) и без предварительной записи (пункты 4.1-4.

2 положения и пункт 4.1 типовых правил соответственно).

Предлагается алгоритм обжалования отказа в выдаче материалов дела:

1. Подать письменное ходатайство об ознакомлении в канцелярию суда «под отметку» с указанием на необходимость предоставления мотивированного отказа в случае ограничения в доступе к материалам

2. Подать письменную жалобу Председателю суда на непредоставление материалов для ознакомления без уважительных причин через канцелярию также «под отметку»

3. Если при повторном обращении дело не будет выдано, подать ходатайство в канцелярию и председателю районного суда снова, и обращаться с частной жалобой в вышестоящий суд как в случае обжалования определения суда.

* Подать жалобу в Квалификационную коллегию судей и в вышестоящий суд Председателю суда.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СУДЕБНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ

ПРИКАЗ

от 29 апреля 2003 г. N 36

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ

ПО СУДЕБНОМУ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВУ В РАЙОННОМ СУДЕ

Список изменяющих документов

(в ред. Приказов Судебного департамента при Верховном Суде РФ

Источник: http://cpk42.com/portfolio/vsyo-ob-oznakomlenii-s-materialami-dela-v-sude/

Порядок ознакомления с делом и снятия копий с материалов дела

Ходатайство об ознакомлении с материалами административного дела после суда
Информация для граждан » Порядок ознакомления с делом и снятия копий с материалов дела

Порядок ознакомления с материалами дела лиц, участвующих в деле

Судебные дела выдаются для ознакомления по письменному заявлению лиц, участвующих в деле. Рекомендуемая форма заявления об ознакомлении с делом/материалом (форма № 62).

Работник аппарата мирового судьи (единого аппарата мировых судей) при выдаче судебного дела для ознакомления в помещении судебного участка проверяет наличие письменного заявления с соответствующей резолюцией мирового судьи и следующих документов:

а) у обвиняемых, подсудимых, осужденных, оправданных, лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевших, сторон по делу, третьих лиц, законных представителей по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях, заявителей и других заинтересованных лиц по административным делам, гражданских истцов, ответчиков по уголовным делам – документа, удостоверяющего личность, а у их представителей, защитников – также доверенности, оформленной в соответствии с требованиями законодательства;

б) у адвокатов, выступающих по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях, – ордера соответствующего адвокатского образования и удостоверения личности и (или) удостоверения адвоката;

в) у других заинтересованных лиц, выступающих по уголовным, гражданским, административным делам, делам об административных правонарушениях, – документов, удостоверяющих личность и полномочия;

г) у прокуроров – служебного удостоверения;

д) у иных должностных лиц при наличии законного основания – мотивированного письменного запроса.

Заявление об ознакомлении подшивается в дело, а в случае предъявления доверенности к делу приобщается также ее копия.

Ознакомление с делами (иными материалами) должно проходить в помещении судебного участка в присутствии уполномоченного на то работника аппарата мирового судьи (единого аппарата мировых судей) в условиях, которые исключают изъятие, повреждение, уничтожение материалов дел, а также внесение в них исправлений и дописок, передачу их другому лицу.

Об ознакомлении с судебным делом ставится отметка в справочном листе.

После ознакомления с судебным делом (иными материалами) работник аппарата мирового судьи (единого аппарата мировых судей) в присутствии лица, которое ознакомилось, проверяет состояние дела и наличие всех документов в нем, делает отметку в заявлении об ознакомлении о том, что дело возвращено. В случае если после возвращения дела работником аппарата мирового судьи (единого аппарата мировых судей) выявлено изъятие, повреждение материалов дел, а также внесение в них исправлений и дописок, об этом незамедлительно сообщается мировому судье.

Инструкция по судебному делопроизводству
на судебном участке мирового судьи

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

пункты 15.1, 15.2.

Порядок ознакомления с протоколом судебного заседания и аудиозаписью судебного заседания

Протокол судебного заседания по уголовным делам должен быть изготовлен и подписан в течение трех суток со дня окончания судебного заседания (ч. 6 ст. 259 УПК РФ).

По гражданским делам протокол судебного заседания должен быть составлен и подписан не позднее трех дней после его окончания, протокол отдельного процессуального действия – не позднее следующего дня после дня его совершения (ч. 3 ст. 230 ГПК РФ).

Об использовании технических средств для фиксирования хода судебного заседания в протоколе судебного заседания делается отметка, а соответствующие носители информации (один электронный носитель информации по каждому делу отдельно) приобщаются к материалам дела (протоколу судебного заседания).

По уголовным делам, при наличии письменного ходатайства сторон, иных участников судебного разбирательства об ознакомлении с протоколом судебного заседания, возможность ознакомления должна быть обеспечена в течение трех суток со дня получения ходатайства. Копия протокола изготавливается по письменному ходатайству участника судебного разбирательства и за его счет (ч.  8 ст. 259 УПК РФ).

Лица, участвующие в гражданском деле, их представители вправе ознакомиться с протоколом судебного заседания и подать на него замечания в письменной форме в течение пяти дней со дня его подписания.

Ознакомление лиц, участвующих в деле, с аудиозаписью судебного заседания, приобщенной к протоколу судебного заседания, осуществляется по их письменному заявлению в указанном выше порядке, предусмотренном для ознакомления с материалами дела.

Ознакомление вышеперечисленных лиц с аудиозаписью судебного заседания осуществляется в специально оборудованном для этой цели помещении судебного участка, строго в присутствии уполномоченного на то работника аппарата мирового судьи (единого аппарата мировых судей). Указанным лицам предоставляется возможность прослушивания соответствующей аудиозаписи с использованием необходимых технических средств.

Право на снятие копии аудиозаписи судебного заседания с использованием технических средств предоставлено обвиняемым, подсудимым, осужденным, оправданным, их защитникам и представителям, потерпевшим, (гражданскому истцу, его представителю – в части копий процессуальных решений, относящихся к предъявленному им гражданскому иску, гражданскому ответчику и его представителю – в части материалов уголовного дела, которые касаются гражданского иска, сторонам и иным лицам, участвующим в гражданском деле, а также их представителям, лицам, участвующим в административном деле.

Изготовление и выдача копии аудиозаписи судебного заседания осуществляется по письменному заявлению лиц, участвующих в деле, их представителей (сторон, иных участников судебного разбирательства) и за их счет с разрешения мирового судьи.

На письменном заявлении мировой судья, в производстве которого находится (или находилось) судебное дело, а при его отсутствии – мировой судья, на которого возложено исполнение обязанностей отсутствующего мирового судьи, делает соответствующую отметку о поручении работнику аппарата мирового судьи (единого аппарата мировых судей) изготовить и выдать копию аудиозаписи судебного заседания. Рекомендуемая форма заявления о выдаче копии аудиозаписи судебного заседания (форма № 68).  

Копия аудиозаписи судебного заседания может быть изготовлена на оптическом диске или ином материальном носителе информации уполномоченным работником аппарата мирового судьи (единого аппарата мировых судей) только после подачи соответствующего заявления и при наличии соответствующей отметки мирового судьи, в производстве которого находится (или находилось) судебное дело, а при его отсутствии – мирового судьи, на которого возложено исполнение обязанностей отсутствующего мирового судьи.

Уплата государственной пошлины для изготовления копии аудиозаписи судебного заседания действующим законодательством не предусмотрена.

Изготовление копии аудиозаписи осуществляется на материальном носителе информации (флеш-карта, диск CD-R, DVD и другие носители информации, техническая возможность записи на которые имеется на судебном участке). Представленные на судебный участок материальные носители информации не должны содержать какую-либо информацию.

В целях безопасности перед записью аудиопротокола судебного заседания представленный на судебный участок материальный носитель может быть отформатирован уполномоченным работником аппарата мирового судьи (единого аппарата мировых судей), ответственным за изготовление и выдачу копии аудиозаписи, с предварительным уведомлением лица, подавшего соответствующее заявление.

Запись аудиофайла на материальный носитель лица, подавшего заявление, производится уполномоченным на то работником аппарата мирового судьи (единого аппарата мировых судей) на локальном компьютере, не присоединенном к локальной сети судебного участка, и не имеющем доступа в сеть Интернет.

Копию аудиозаписи судебного заседания мировой судья не заверяет.

После выдачи копии аудиозаписи судебного заседания на письменном заявлении об изготовлении и выдаче уполномоченный работник аппарата мирового судьи (единого аппарата мировых судей) делает отметку об изготовлении и выдаче, а лицо, получившее копию аудиозаписи, делает соответствующую запись о получении. Данное заявление приобщается к материалам дела, при этом уполномоченный работник аппарата мирового судьи (единого аппарата мировых судей) делает соответствующую отметку в справочном листе по делу.

Инструкция по судебному делопроизводству
на судебном участке мирового судьи

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
пункты 9.14, 9.15

Порядок выдачи из судебных дел письменных вещественных доказательств, документов и их копий

Подлинные документы из судебных дел (иных материалов) и их надлежащим образом заверенные копии, представленные участниками уголовного, гражданского, административного судопроизводства и участниками производства по делам об административных правонарушениях, а также письменные справки по делам выдают уполномоченные работники аппарата мирового судьи (единого аппарата мировых судей) на основании письменного заявления, а судам общей юрисдикции, органам дознания и следствия — на основании мотивированного запроса и (или) иных необходимых документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации. На заявлении или запросе о выдаче подлинных документов из судебного дела проставляется разрешающая резолюция мирового судьи, рассмотревшего дело, а при его отсутствии – мировым судьей, на которого возложены обязанности временно отсутствующего мирового судьи.

Взамен выданного подлинника к делу приобщается его копия, заверенная подписью мирового судьи и его гербовой печатью.

При выдаче подлинников документов из судебного дела на их заверенных копиях должны указываться фамилия, имя, отчество лица, получившего документ, его процессуальное положение по делу, данные документа, удостоверяющего личность. При получении документа это лицо ставит свою подпись и дату получения. Лицо, выдавшее документ, должно указать свою фамилию, должность и поставить подпись. При предъявлении доверенности ее копия и подшивается в дело.

Документы, на основании которых из судебного дела выданы подлинники, а также их заверенные копии, подшиваются в дело. В случае направления подлинного документа заказной почтой в дело подшивается копия сопроводительного письма с исходящим номером и датой.

Письменные доказательства из дела с разрешения мирового судьи могут быть возвращены представившим их лицам и до вступления решения суда в законную силу (ст. 72 ГПК РФ).

Копии судебного акта (приговора, решения, определения, постановления) мирового судьи по делам выдаются (направляются) в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством.

С приговора, решения, определения или постановления, вынесенного по делу, снимаются копии, которые удостоверяются подписями мирового судьи и секретаря судебного заседания (уполномоченного работника аппарата мирового судьи (единого аппарата мировых судей) с приложением гербовой печати мирового судьи. При заверении соответствия копии судебного акта подлиннику на лицевой стороне последнего листа под текстом копии судебного акта (ниже реквизита «Подпись») проставляется штамп «Копия верна» и гербовая печать мирового судьи.

Копии запрашиваемых судебных актов изготавливаются уполномоченным работником аппарата мирового судьи (единого аппарата мировых судей) в день поступления заявления, а при невозможности – в срок не более пяти рабочих дней с указанной даты.

Изготовленные, но не полученные заявителем копии судебных актов, письменных справок передаются для отправки по почте.

Лицо получает копию судебного акта под расписку. В случае направления копии документа по почте в дело подшивается копия сопроводительного письма с исходящим номером и датой. Также делаются соответствующие отметки в справочном листе.

Копии судебных актов, вступивших в законную силу, могут быть выданы (направлены) иным лицам, чьи интересы непосредственно затрагиваются судебным актом, с разрешения мирового судьи по письменному заявлению, в котором должно быть указано, какие права или законные интересы этого лица затронуты этими судебными актами. Рекомендуемая форма заявления о выдаче копии судебного акта (форма № 63).

Право на снятие копий документов с материалов дела за свой счет, в том числе с использованием технических средств, предоставляется следующим лицам:

обвиняемым, подсудимым, осужденным, оправданным, их защитникам и представителям (п. 13 ч. 4 ст. 47, п. 7 ч. 1 ст. 53 УПК РФ);

потерпевшим (п. 12 ч. 2 ст. 42 УПК РФ);

гражданскому истцу, его представителю – в части копий процессуальных решений, относящихся к предъявленному им гражданскому иску (п. 13 ч. 4 ст. 44 УПК РФ);

гражданскому ответчику и его представителю – в части материалов уголовного дела, которые касаются гражданского иска (п. 9 ч. 2 ст. 54, ч. 2 ст. 55 УПК РФ);

сторонам и иным лицам, участвующим в гражданском деле, а также их представителям (ч. 1 ст. 35 ГПК РФ);

лицам, участвующим в административном деле (ч. 1 ст. 45 КАС РФ).

Все перечисленные лица снимают копии по письменному заявлению с разрешающей резолюцией мирового судьи, которое подшивается в судебное дело.

Снятые перечисленными лицами за свой счет копии с материалов судебного дела, в том числе с помощью технических средств, не заверяются подписями и печатями.

Повторная выдача копий судебных актов осуществляется по письменному мотивированному заявлению указанных выше лиц.

Инструкция по судебному делопроизводству
на судебном участке мирового судьи

 Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
пункты 15.4 — 15.6

 Информация опубликована по состоянию на 22.06.2018

Источник: http://mirsud86.ru/informcitizen/orderfamil/

Порядок ознакомления с материалами дела лиц, участвующих в деле

Ходатайство об ознакомлении с материалами административного дела после суда

Порядок и сроки выдачи для ознакомления судебных дел (иных материалов), находящихся в районном суде, устанавливается Инструкцией по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29 апреля 2003 года № 36, а также председателем районного суда.

Судебные дела (иные материалы) выдаются для ознакомления в помещении районного суда на основании письменного заявления и при предъявлении следующих документов:

а) обвиняемыми, подсудимыми, осужденными, оправданными, лицами, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшими, сторонами по делу, третьими лицами, законными представителями по уголовным, гражданским, административным делам и делам об административных правонарушениях, заявителями и другими заинтересованными лицами по делам особого производства и административным делам, гражданскими истцами, ответчиками по уголовным делам — документа, удостоверяющего личность, а их представителями, защитниками – также доверенности, оформленной в соответствии с требованиями законодательства;

б) адвокатами, выступающими по уголовным, гражданским, административным делам и делам по административным правонарушениям, — ордера соответствующего адвокатского образования и удостоверения личности и (или) удостоверения адвоката;

в) другими заинтересованными лицами, выступающими по уголовным, гражданским, административным делам, делам об административных правонарушениях, — документов, удостоверяющих личность и полномочия;

г) прокурорами – служебного удостоверения;

д) иными должностными лицами при наличии законного основания — мотивированного письменного запроса;

е) реабилитированным лицам, а с их согласия или в случае их смерти – наследникам, близким родственникам, родственникам, иждивенцам в соответствии со статьями 133, 134 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 11 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» — документа, удостоверяющего личность и (или) полномочия, а также подтверждающего соответствующее родство (факт нахождения на иждивении).

Ознакомление вышеуказанных лиц с материалами судебного дела (иными материалами) производится на основании их письменного заявления, на котором судья, в производстве которого находится (или находилось) судебное дело, а при его отсутствии – председатель районного суда (или его заместитель) либо иное уполномоченное им лицо делает соответствующую отметку о поручении работнику аппарата районного суда ознакомить с материалами дела. Данное заявление подшивается в дело, а в случае предъявления доверенности к делу приобщается также ее копия.

Ознакомление с делами (иными материалами) проходит в специально оборудованном для этой цели помещении районного суда в присутствии уполномоченного на то работника аппарата районного суда в условиях, которые исключают изъятие, повреждение, уничтожение материалов дел, а также внесение в них исправлений и дописок, передачу их другому лицу.

После ознакомления с судебным делом (иными материалами) уполномоченный работник аппарата районного суда в присутствии лица, которое ознакомилось с судебным делом (иными материалами), проверяет состояние данного дела и наличие всех документов в деле, делает отметку в заявлении о том, что дело возвращено. В случае если после возвращения дела уполномоченным работником аппарата районного суда выявлено изъятие, повреждение материалов дел, а также внесение в них исправлений и дописок, об этом незамедлительно сообщается председателю районного суда либо его заместителю.

Порядок выдачи судебных дел, находящихся в архиве районного суда, а также снятие с них копий регулируются Инструкцией о порядке отбора на хранение в архив федеральных судов общей юрисдикции документов, их комплектования, учета и использования, утвержденной приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 28 декабря 2005 года № 157.

Документами, удостоверяющими личность лица, обращающегося с просьбой о выдаче судебных дел (иных материалов), являются:

— паспорт гражданина Российской Федерации;

— временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации по форме № 2П (для утративших паспорт граждан, а также для граждан, в отношении которых до выдачи паспорта проводится дополнительная проверка);

— удостоверение личности или военный билет военнослужащего;

— паспорт моряка;

— общегражданский заграничный паспорт (для прибывших на временное жительство в Российскую Федерацию граждан России, постоянно проживающих за границей);

— паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность — для иностранных граждан;

— разрешение на временное проживание, вид на жительство;

— удостоверение беженца;

— свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем;

— документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства; иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность, — для лиц без гражданства;

— удостоверение адвоката;

— редакционное удостоверение для журналиста;

— другие документы, удостоверяющие личность.

опубликовано: 26.12.2016 14:53:26

Источник: https://www.mos-gorsud.ru/rs/perovskij/help/familiarization

Юрист Воеводин
Добавить комментарий