Федеральный закон об оперативно розыскной деятельности 2019 с комментариями

Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ

Федеральный закон об оперативно розыскной деятельности 2019 с комментариями

Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 18 августа 1995 г. N 160, в Собрании законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г. N 33 ст. 3349

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 311-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 августа 2019 г.

Федеральный закон от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ

Изменения вступают в силу с 20 июля 2016 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 173-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 369-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. N 302-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 53-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 ноября 2012 г. N 207-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 июля 2012 г. N 114-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 декабря 2011 г. N 424-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 января 2011 г.

Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 293-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 272-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 211-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 декабря 2005 г. N 150-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон РФ от 20 марта 2001 г. N 26-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 1999 г. N 225-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 января 1999 г. N 6-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 1997 г. N 101-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Источник: http://base.garant.ru/10104229/

Разъяснение законодательства Российской Федерации, регламентирующего порядок и основания проведения проверок хозяйствующих субъектов органами внутренних дел, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. / Прокурор разъясняет / Прокуратура КЧР

Федеральный закон об оперативно розыскной деятельности 2019 с комментариями

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ   «О полиции», одним из основных направлений деятельности полиции является  предупреждение и пресечение преступлений, а также их выявление и раскрытие.

В соответствии со ст. 6 указанного закона  полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.

Согласно ст. 13 закона для выполнения возложенных на нее обязанностей, полиции предоставляется право проводить оперативно-розыскные мероприятия и производить при осуществлении оперативно-розыскной деятельности изъятие документов, предметов, участвовать в налоговых проверках по запросам налоговых органов Российской Федерации.

Как правило, непосредственные проверки хозяйствующих субъектов проводятся сотрудниками МВД, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

         Оперативно-розыскная деятельность – это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

         Одной из задач оперативно-розыскной деятельности является выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

         Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

 В большинстве случаях проверка хозяйствующего субъекта, при наличии сведений о совершении противоправного деяния,  начинается с изъятия соответствующих документов финансово-хозяйственной деятельности предприятия.   

         В соответствии со ст. 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», уполномоченные органы вправе проводить оперативно-розыскное мероприятие в виде обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, в ходе которых производится изъятия соответствующих документов финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Проведение обследования с учетом территориальной компетенции (обслуживаемой территории) назначает должностное лицо органа внутренних дел, указанное в Перечне должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств путем издания (подписания) Распоряжения о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств

В соответствии со ст. 15 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и требованиями Приказа МВД России от 1 апреля 2014 г.

N 199, при решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, на основании Распоряжения о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, имеют право производить изъятие документов и предметов, по результатам которого должен быть составлен протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.

Протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств.

В протоколе указываются: место и дата проведения обследования, в ходе которого проводилось изъятие, время его начала и окончания с точностью до минуты; должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол; фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в обследовании, а в необходимых случаях его адрес и другие данные о его личности; перечень изъятых предметов и документов, с указанием их количества и индивидуальных признаков; сведения о технических средствах, использованных при проведении обследования, объекты, к которым эти средства были применены, общее время аудио-, видеозаписи.

Если при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий изымаются документы и (или) электронные носители информации, то изготавливаются копии документов, которые заверяются должностным лицом, изъявшим документы, и (или) по ходатайству законного владельца изъятых электронных носителей информации или обладателя содержащейся на них информации информация, содержащаяся на изъятых электронных носителях, копируется на другие электронные носители информации, предоставленные законным владельцем изъятых электронных носителей информации или обладателем содержащейся на них информации. Копии документов и (или) электронные носители информации, содержащие копии изъятой информации, передаются лицу, у которого были изъяты эти документы, и (или) законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации, о чем делается запись в протоколе.

В случае, если при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий невозможно изготовить копии документов и (или) скопировать информацию с электронных носителей информации или передать их одновременно с изъятием документов и (или) электронных носителей информации, указанное должностное лицо передает заверенные копии документов и (или) электронные носители информации, содержащие копии изъятой информации, лицу, у которого были изъяты эти документы, и (или) законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации в течение пяти дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе. При копировании документов и (или) информации, содержащейся на изымаемых электронных носителях информации, должны обеспечиваться условия, исключающие возможность утраты или изменения документов и (или) информации. Не допускается копирование документов и (или) информации, содержащейся на изымаемых электронных носителях информации, если это может воспрепятствовать осуществлению оперативно-розыскной деятельности.

При проведении оперативно-розыскного мероприятия могут использоваться помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями.

В случае, если по истечении пяти дней после изъятия документов заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением.

Копии документов направляются по адресу места нахождения юридического лица или адресу места жительства физического лица, указанному в протоколе.

Протокол предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в обследовании.

При этом указанным лицам разъясняется их право делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении, в том числе и собственноручно.

Все внесенные замечания о дополнении и уточнении протокола удостоверяются подписями этих лиц. Протокол подписывается лицом, составившим его, и лицами, участвовавшими в обследовании.

После подписания протокола изготавливается его копия, которая передается юридическому лицу либо физическому лицу, указанному в протоколе, о чем в нем делается запись. При невозможности изготовления копии протокол составляется в двух экземплярах.

В случае отказа от получения, а также при невозможности вручить копию протокола по иным обстоятельствам об этом делаются отметки в протоколе и в его копии (втором экземпляре), удостоверенные подписью сотрудника, проводившего обследование, а также подписями лиц, приглашенных для удостоверения факта, содержания, хода проведения и результатов обследования. Копия протокола (второй экземпляр) направляется юридическому лицу либо физическому лицу, указанному в протоколе, по почте заказным письмом не позднее рабочего дня, следующего за днем окончания обследования.

Действия (бездействие) сотрудника полиции, нарушающие права и законные интересы гражданина, государственного и муниципального органа, общественного объединения, религиозной и иной организации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в органы прокуратуры Российской Федерации либо в суд.

Ведомственный контроль за деятельностью сотрудников, осуществляющих данное оперативно-розыскное мероприятие, осуществляется вышестоящими руководителями органов внутренних дел.

Надзор за исполнением полицией законов осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством.

Источник: http://prokkchr.ru/prokuror-raziasniaet/raziasnenie-zakonodatelstva-rossiiskoi-federatsii-reglamentiruiushchego-poriadok-i-osnovaniia-provedeniia-proverok-hoziaistvuiushchih-subektov-organami-vnutrennih-del-osushchestvliaiushchimi-operativno-rozysknuiu-deiatelnost

Фз 144 об оперативно-розыскной деятельности (в редакции 2018 года): виды орм, характеристика и комментарии, надзор за исполнением

Федеральный закон об оперативно розыскной деятельности 2019 с комментариями

Государственная Дума принимает в области ОРД массу нормативных правовых актов, среди которых и ФЗ 144. В российской федерации предоставление той или иной информации о гражданах и организациях, дача характеристик в рамках проведения уголовных действий не должно нарушать конституционные права граждан. Это и регламентировано ФЗ. Разберёмся подробнее с некоторыми его положениями.

Федеральный Закон 144 об оперативно-розыскной деятельности: основные положения и понятия

Федеральный закон об оперативно-розыскной деятельности (сокращенно — ОРД) был принят в 1995 году. Этот нормативный правовой акт состоит из преамбулы, глав и статей, каждая из которых делится на пункты.

Он содержит в себе положения о том, что такое ОРД. Это такой вид деятельности, который осуществляется органами внутренних дел (МВД, ФСБ и др.). Осуществление регламентируется также законом о полиции, уголовным исполнительным кодексом, приказами министерств и ведомств.

Перед ОРД стоят следующие задачи:

  1. Пресечение уже совершенных или еще готовящихся преступлений.
  2. Розыск преступников.
  3. Добывание необходимой для следствия информации и др.

При осуществлении розыскной деятельности, уполномоченные сотрудники должны действовать на принципах законности, разумности и гуманизма.

Виды ОРМ в ОРД

Под ОРМ понимаются «оперативно розыскные мероприятия». Именно они и проводятся при оперативно-розыскной деятельности. ОРМ может проводить только лицо, имеющее соответствующий правовой статус. Такие полномочия отданы следователю, лицам, осуществляющим прокурорскую деятельность и др.

ОРМ бывают таких видов:

  1. Опрос.
  2. Поучение справок.
  3. Наблюдение.
  4. Выявление личности.
  5. Обследование вещей и предметов.
  6. Обследование зданий и сооружений.
  7. Прослушка телефонов и просмотр сообщений и др.

Перечень может быть изменен или дополнен только одним способом, а именно, внесением поправок в вышеуказанный федеральный закон.

Статья 2 ФЗ 144

Здесь прописаны задачи, стоящие перед сотрудниками при осуществлении оперативных розыскных мероприятий. Сюда входит и снижение уровня преступности в стране путем своевременного выявления преступлений, передача преступников следователям и в суд, защита российской федерации от негативного преступного воздействия и др.

Статья 5 ФЗ 144

Тут раскрывается такой важный конституционный принцип, как соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

Этот принцип раскрывается и в уголовной деятельности. Проведение тех или иных действий органами, осуществляющими ОРД, не должны нарушать прав и свобод человека и гражданина.

В той ситуации, если произошло нарушение данного права, гражданин имеет право обратиться к прокурору или в судебные органы.

Такое нарушение может повлечь за собой ответственность, предусмотренную как гражданским, так и уголовным законом.

Статья 6 ФЗ 144

Здесь описаны оперативные розыскные мероприятия. Подробнее о них рассказывалось выше.

Нужно отметить, что при выполнении тех или иных ОРМ могут быть использованы аудио и видео фиксаторы, а также иные информационные системы. При этом не должен наноситься вред окружающей среде. Все ОРМ должны проводиться только уполномоченными лицами. Их проведение иными субъектами не допускается в соответствие с законодательством.

Статья 7 ФЗ 144

Здесь указаны основания для ОРМ. К таковым относятся возбуждение уголовного дела, сообщение о преступлении, поручение следователя и др.

Статья 8 ФЗ 144

Здесь определены условия проведения ОРМ. Предусмотрено, что исполнение ОРМ должно происходить без какой бы то ни было дискриминации по поводу расы, пола, возраста, социального и имущественного положения.

Статья 9 ФЗ 144

Здесь указаны возможные варианты ограничения конституционных прав граждан при проведении оперативных розыскных мероприятий. Речь идет о нарушении тайны неприкосновенности жилища, переписки, личной и семейной тайны. Такое нарушение может происходить исключительно по судебному решению.

Статья 10 ФЗ 144

Здесь речь идет об информационном обеспечении. Уполномоченные должностные лица могут использовать сторонние или созданные ими информационные системы для обеспечения доступа к той или иной информации, контроля за ее изменением и др.

Ст. 11 ФЗ 144

Использование ресурсов ОРД происходит в целях возбуждения уголовного дела, применение информации в следственных и дознавательных мероприятиях и др. Использование подобных ресурсов может происходить только специально уполномоченными на то должностными лицами.

Ст. 12 ФЗ 144

Все действия, применяемые в ходе ОРД, являются государственной тайной. За ее разглашение для должностных и иных лиц, разгласивших данную информацию, предусмотрена уголовная ответственность.

Ст. 13 ФЗ 144

В этой статье перечислены органы, которые имеют право осуществлять ОРД. К таковым относятся:

  1. МВД.
  2. ФСБ.
  3. Таможня.
  4. ФСИН.
  5. Служба внешней разведки.

Никакие иные должностные лица других органов, которые не указаны выше, не имеют права на проведение подобного рода мероприятий.

Ст. 14 ФЗ 144

Здесь предусмотрены обязанности вышеуказанных органов. К таковым, прежде всего, относятся соблюдение конституционных прав человека, четкое выполнение требований законодательства, исполнение всех необходимых действий, фиксация и доведение до сведения уполномоченных должностных лиц информации о ходе проведения ОРМ.

Ст. 15 ФЗ 144

В этой статье раскрываются права органов, имеющих возможность проводить ОРД. К таким правам относятся право на проведение ОРМ, фиксация результатов, доступ к предметам, зданиям и сооружениям и необходимой информации и др.

Ст. 17 ФЗ 144

В этой статье указывается необходимость содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Для этого отдельные лица могут привлекаться в качестве понятых, свидетелей или подставных лиц. При этом, права граждан не должны быть ущемлены или нарушены.

Ст. 21 ФЗ 144

Здесь речь идет о прокурорском надзоре за ОРД.
Все виды результатов ОРД при производстве действий, приобщении материалов к делу, рассекречивании целевой информации и др.

должны отвечать требованиям законности, разумности и гуманизма. Именно для этого и необходим прокурорский надзор.

Только прокурор имеет действенные рычаги воздействия на органы, осуществляющие оперативные розыскные мероприятия.

Проверочная закупка по закону об ОРД

Проверочная закупка регулируется статьей шестой вышеуказанного закона. Это такого рода мероприятие, направленное на выявление точек продаж незаконной и опасной продукции для последующего пресечения этих действий.

Как правило, проверочная закупка осуществляется для выявления торговцев контрафактным алкоголем, наркотиками, оружием и др. основания для проверочной закупки указываются в постановлении конкретного должногстного лица, его издавшего.

Постановление о проведении проверочной закупки, образец, бланк

Скачать образец и бланк постановления можно здесь.

Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий

Основанием для проведения таких мероприятий может стать уже имеющееся в производстве уголовное дело, сообщение о готовящемся или совершенном преступлении от посторонних лиц, поручение следователя или же дознавателя.

Понятие, список и перечень конкретных оперативных розыскных мероприятий уже рассматривались выше.

Как заверяется судебное постановление на проведение ОРМ

Для проведения некоторых оперативных розыскных мероприятий необходимо получить судебное решение. Как правило, это такие мероприятия, которые непосредственно затрагивают конституционное право на сохранение личных и семейных тайн, неприкосновенности жилища и др.

Вынесение подобного решения происходит на основании ходатайства следователя, дознавателя или прокурора. Вынесенное судебное решение ни в каком заверении не нуждается.

Постановление о проведении оперативно-розыскных мероприятий образец

Постановление о проведении оперативно-розыскных мероприятий можно скачать по данной ссылке. ⇐

Закон о оперативно-розыскной деятельности ФСБ

Закон номер 144 распространяется и на деятельность федеральной службы безопасности. Это прямо указано в перечне органов, которые наделены компетенцией на проведение ОРД.

Так как деятельность ФСБ является довольно специфической, то проведение некоторых из оперативных розыскных мероприятий могут регулироваться отдельными законодательными актами, защищаемыми как государственная тайна.

Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД

Этот вопрос освещался ранее. Стоит отметить, что прокуроры могут осуществлять надзор путем проведения как плановых, так и внеплановых проверок.

Также деятельность органов, осуществляющих оперативные розыскные мероприятия, может проверяться по заявлению граждан.

На основании выявленных нарушений прокурором выносится акт, в котором указано, что необходимо немедленно прекратить неправомерную деятельность.

Источник: https://rusfz.ru/fz-144-ob-operativno-rozysknoj-deyatelnosti-poslednej-redaktsii-vidy-orm-harakteristika-i-kommentarii-nadzor-za-ispolneniem

Проект Изменений и дополнений в Федеральный закон

Федеральный закон об оперативно розыскной деятельности 2019 с комментариями

ПРЕЗИДЕНТРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ______» 18 »    марта    2000 г.»    Пр-500 г.Москва.КремльГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПредседателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской ФедерацииГ.Н.СЕЛЕЗНЕВУ

В соответствии с пунктом «г» статьи 84 Конституции Российской Федерации направляю проект федерального закона»О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Приложение: на 19 л. в 1 экз.

Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации В.Путин

Вносится Исполняющим обязанности
Президента Российской Федерации

Проект

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОНО внесении изменений и дополнений в некоторые

законодательные акты Российской Федерации

. . . . .

Статья 4. Внести в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, » 33, ст. 3349; 1999, » 2, ст. 233) следующие изменения и дополнения:

  1. В названии и тексте Федерального закона слова «оперативно-розыскная деятельность» и «оперативно-розыскные мероприятия» заменить словами «оперативно-разыскная деятельность» и «оперативно-разыскные мероприятия» в соответствующем падеже.

  2. В часть седьмую статьи 5 после слов «или правосудие не требует иного.» включить предложение «Фонограммы и другие материалы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров лиц, в отношении которых не было возбуждено уголовное дело, уничтожаются в течение б месяцев с момента
    прекращения прослушивания, о чем составляется соответствующий протокол.».

  3. В статью 8 после части третьей включить новые части четвертую и пятую следующего содержания: «Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях. Фонограммы прослушиваемых телефонных и иных переговоров хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих их прослушивание и тиражирование посторонними лицами.

    В случае возбуждения уголовного дела в отношении лица, телефонные и иные переговоры которого прослушиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом, фонограмма и бумажный носитель записи переговоров передаются следователю для приобщения к уголовному делу в качестве вещественных доказательств. Дальнейший порядок их использования определяется уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.».

. . . . .

Статья 6. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации

Пояснительная запискак проекту федерального закона»О внесении изменений и дополнений в некоторые

законодательные акты Российской Федерации»

Ратификация Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод требует от Российской Федерации приведения своего национального законодательства в соответствие с положениями данной Конвенции. С учетом этого Минюстом России совместно с Главным государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации подготовлен проект настоящего федерального закона.

В соответствии с ним вносятся поправки в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности».

Основные положения законопроекта сводятся к следующему.

Раскрывается понятие «жилище», которое в виде примечания к статье 139 Уголовного кодекса Российской Федерации будет распространяться на все статьи Кодекса, в которых оно использовано.

При определении этого понятия учитывались положения жилищного законодательства, а также следственно-судебная практика по делам о преступлениях против собственности.

Дополнение части 2 статьи 102 УК Российской Федерации направлено на более полное обеспечение прав лиц, в отношении которых применены принудительные меры медицинского характера..

Эти лица в соответствии с предлагаемым дополнением вправе самостоятельно ставить вопрос об изменении им вида принудительного лечения или об отмене такого лечения.

Такое же право предоставленолечащему врачу, а также близким родственникам лица, которому назначено принудительное лечение.

Изменение редакции части 2 статьи 91 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, касающееся вопроса переписки осужденного с защитником, не только отражает требования статьи 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основньтх свобод, но и конкретизирует ее положения. Новая редакция полностью соответствует практике Европейского суда по правам человека.

Изменения и дополнения, вносимые в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, направлены на обеспечение обвиняемого (подозреваемого) защитником по делам, связанным с производством по применению принудительных мер медицинского характера.

Кроме того, устраняется пробел в Уголовно-процессуальном кодексе РСФСР и Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности», связанный с особенностями использования, хранения и уничтожения фонограмм с записями прослушивания лиц, подозреваемых в совершении преступлений.

Предусмотренное проектом федерального закона новое написание словосочетаний «оперативно-розыскная деятельность» и «оперативно-розыскные мероприятия» с буквой «а» объясняется тем, что написание входящего в их состав слова «розыскной» признано Институтом русского языка Российской академии наук противоречащим современным орфографическим нормам (копия письма директора Института с соответствующим разъяснением прилагается). Указанное положение нашло отражение в ряде изданных в последние годы нормативных изданий, таких, как Орфографический словарь русского oязыка (издание 29-е и последующие); Букчина Б.3. Слитно? Раздельно? Через дефис? Орфографический словарь русского языка. М., 1998;Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 1998, и некоторьк других.

Изменения и дополнения, вносимые в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, направлены на создание равных правовых условий для правонарушителя и для потерпевшего от совершенного правонарушения. В связи с этим проект закрепляет состязательные начала участников производства по делам об административных правонарушениях.

Представленный законопроект не потребует каких-либо финансовых затрат и внесения изменений в другие законодательные акты.

ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА
им. В.В. Виноградова

121019, Москва, ул. Волхонка 18/2Тел.: (7-095) 202-65-40 Факс: (7-095) 291-23-17

E-mail: irlras@irl.msk.su

103132, Москва, ул. Ильинка, д. 8/4, п. 20. Администрация Президента Российской Федерации Главное государственно-правовое управление Президента Российской Федерации Начальнику Главного управленияР.ОРЕХОВУ

Источник: http://www.libertarium.ru/22542

Статья 89. Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности

Федеральный закон об оперативно розыскной деятельности 2019 с комментариями

СТ 89 УПК РФ

В процессе доказывания запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам настоящим Кодексом.

Комментарий к Статье 89 Уголовно-процессуального кодекса

1. Положение комментируемой статьи устанавливает, что не будут считаться доказательствами по уголовному делу сведения, полученные каким-либо другим способом, за исключением способов, соответствующих уголовно-процессуальной форме, т.е.

посредством проведения следственных и иных процессуальных действий.

ОРД по уголовному делу не является способом, при помощи которого собираются доказательства по уголовному делу, в силу того, что этот способ не соответствует уголовно-процессуальной форме.

2. Кроме того, ОРД может быть связана с уголовно-процессуальной деятельностью при производстве по уголовным делам. Это проявляется в вопросах, связанных с собиранием доказательств по уголовному делу. Дело в том, что запрещается использование результатов ОРД, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам.

Таким образом, доказательства, полученные в результате ОРД, все же могут быть признаны доказательствами по уголовному делу, если они соответствуют требованиям, предъявляемым к доказательствам, т.е. требованиям относимости, допустимости и достоверности.

Кроме того, ОРД осуществляется посредством ОРМ, в результате которых могут быть составлены процессуальные акты (справки, объяснения и т.д.). Данные документы могут служить доказательствами по уголовному делу (п. 6 ч. 2 ст. 74 и ст. 84 УПК).

Но во всех случаях в результате ОРД полученные результаты (сведения), в том числе и процессуальные акты, и имеющиеся в них сведения ни при каких условиях не должны быть признаны доказательствами по уголовному делу, а только источниками получения доказательств .

Таким образом, проявляется явное отождествление сведений, которые являются результатами ОРМ, проводимых в рамках ОРД, и доказательственных сведений, которые могут составлять в дальнейшем доказательство по уголовному делу, после закрепления их надлежащим процессуальным путем, а именно на основе соответствующих норм уголовно-процессуального закона .

———————————

Более подробно об этом см.: Доля Е.А. Формирование доказательств на основе результатов оперативно-розыскной деятельности: Монография. М.: Проспект, 2009. С. 76, 77; Егоршин В.М., Зорин В.В. Основы оперативно-розыскной деятельности: Учебник для юридических вузов / Под ред. В.Б. Рушайло. 4-е изд. СПб.: Лань, 2002. С. 644 — 652.

На данной позиции стоит Верховный Суд РФ. Так, согласно п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 31 октября 1995 г.

N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» могут быть использованы в качестве доказательств результаты ОРМ по делам, лишь когда они получены по разрешению суда на проведение таких мероприятий и проверены следственными органами в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

Кроме того, Конституционный Суд РФ также высказал схожую позицию. Так, в Определении Конституционного Суда РФ от 4 февраля 1999 г. N 18-О «По жалобе граждан М.Б. Никольского и М.И.

Сапронова на нарушение их конституционных прав отдельными положениями Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» отмечено, что результаты ОРМ являются не доказательствами, а лишь сведениями об источниках тех фактов, которые, будучи полученными с соблюдением требований Закона об ОРД, могут стать доказательствами только после закрепления их надлежащим процессуальным путем, а именно на основе соответствующих норм уголовно-процессуального закона, т.е. так, как это предписывается ст. 49 (ч. 1) и 50 (ч. 2) Конституции РФ.

3. Для того чтобы результаты ОРД стали не только сведениями по уголовному делу, а доказательствами, необходимо посредством процесса доказывания по уголовному делу с использованием уголовно-процессуальных механизмов перевести их из разряда сведений в разряд доказательств по уголовному делу.

Но при этом все результаты ОРД (сведения) сами должны соответствовать определенным требованиям. Так, все результаты ОРД (сведения) должны быть получены посредством ОРМ и на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД (ст. 7 и ч. 7 ст. 8 Закона об ОРД) .

Все остальные требования, предъявляемые к результатам ОРД (сведениям), определены совместным Приказом МВД России N 368, ФСБ России N 185, ФСО России N 164, ФТС России N 481, СВР России N 32, ФСИН России N 184, ФСКН России N 97, Минобороны России N 147 от 17 апреля 2007 г.

«Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд» .———————————

Это положение отражено и в п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 15 июня 2006 г.

N 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» (в ред. от 30 июня 2015 г.

N 30), согласно которому в тех случаях, когда материалы уголовного дела о преступлении рассматриваемой категории содержат доказательства, полученные на основании результатов оперативно-разыскного мероприятия, судам следует иметь в виду, что для признания законности проведения такого мероприятия необходимо, чтобы оно осуществлялось для решения задач, определенных в ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», при наличии оснований и с соблюдением условий, предусмотренных соответственно ст. ст. 7 и 8 указанного Федерального закона. Исходя из этих норм, в частности, оперативно-разыскное мероприятие, направленное на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступления, а также выявление и установление лица, его подготавливающего, совершающего или совершившего, может проводиться только при наличии у органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность, сведений об участии лица, в отношении которого осуществляется такое мероприятие, в подготовке или совершении противоправного деяния. Результаты оперативно-разыскного мероприятия могут использоваться в доказывании по уголовному делу, если они получены и переданы органу предварительного расследования или суду в соответствии с требованиями закона и свидетельствуют о наличии у лица умысла на незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, сформировавшегося независимо от деятельности сотрудников органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность // .

Так, в соответствии с вышеназванной Инструкцией к результатам ОРД дополнительно предъявляются следующие требования в виде обобщенного официального сообщения либо в виде подлинников оперативно-служебных документов (п. п. 9 — 18 Инструкции).

Кроме того, представляемые материалы должна сопровождать информация о времени, месте и обстоятельствах изъятия предметов, материалов и документов, получения сообщений, видео- и аудиозаписей, кино- и фотоматериалов, копий и слепков, а также должно быть описание индивидуальных признаков указанных предметов и материалов (п. п. 20, 21 Инструкции).

4. Процесс перевода результатов ОРД (сведений) имеет определенные сложности и состоит из трех этапов процесса доказывания по уголовному делу. Во-первых, он должен производиться в рамках уголовно-процессуальной деятельности по уголовному делу.

Во-вторых, элемент собирания процесса доказывания, в рамках перевода результатов ОРД (сведений) в доказательства по уголовному делу, должен регламентироваться следующими особенностями. Так, процесс собирания должен происходить посредством производства следственных или иных процессуальных действий, которые предусмотрены УПК.

Речь в данном случае идет о производстве таких следственных действий, как осмотр, освидетельствование, следственный эксперимент, обыск, выемка, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, контроль и запись переговоров, получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, допрос, очная ставка, опознание, проверка показаний, производство судебной экспертизы. Кроме того, предусматривается производство таких процессуальных действий, как получение образцов для сравнительного исследования (ст. 202 УПК); получений объяснений (ч. 1 ст. 144 УПК РФ); истребование документов и предметов и их изъятие в порядке, предусмотренном УПК РФ (ч. 1 ст. 144 УПК РФ); исполнение поручений и запросов (ч. 4 ст. 21 УПК). К примеру, сведения, полученные при проведении такого ОРМ, как наблюдение, в ходе которого оперативный сотрудник соответствующего органа, имеющего право производить ОРМ, скрытно наблюдал за действиями соответствующего лица, в дальнейшем обвиняемого по уголовному делу (адрес дома, в который входило данное лицо, его внешность, верхняя одежда, имеющиеся при нем предметы и т.д.), и зафиксированные в деле оперативного учета, будут иметь статус доказательств по уголовному делу, если они получены в процессе производства такого следственного действия, как допрос свидетеля. Таким образом, элемент собирания процесса доказывания должен соответствовать такому критерию допустимости доказательств, как надлежащий способ получения доказательства, т.е. путем производства следственных и иных процессуальных действий. При этом все следственные и процессуальные действия должны быть произведены в соответствии с требованиями норм УПК. В данном случае налицо такой критерий допустимости, как соблюдение правил проведения следственных и процессуальных действий.

5.

Правом производить следственные и иные процессуальные действия на основании результатов ОРД (сведений), тем самым участвовать в процессе доказывания в соответствии с принципом публичности и в пределах своих полномочий в соответствии с определенными основаниями , обладают дознаватель, следователь, прокурор и суд (ч. 1 ст. 86 УПК) . Данное положение свидетельствует о наличии другого критерия допустимости доказательств — получение доказательственных сведений надлежащим участником уголовного судопроизводства. В данном случае, если на основании результатов ОРД необходимо дать показания свидетелю, то он должен соответствовать процессуальному статусу свидетеля по уголовному делу. В отношении данного свидетеля должны учитываться все требования, определенные в ст. 58 УПК. Таким образом, уже на этапе собирания доказательств результаты ОРД (сведения) могут приобрести статус доказательств по уголовному делу. И они уже должны соответствовать требованиям, предъявляемым к доказательствам: относимости, допустимости и достоверности.———————————

Речь идет о наличии материальных и процессуальных оснований для данных участников уголовного судопроизводства производить соответствующие следственные и иные процессуальные действия.

У этого правила есть одна особенность. Дело в том, что одним из общих условий предварительного расследования является производство неотложных следственных действий. В соответствии со ст.

157 УПК они производятся в случае, если имеются признаки преступления, по которому обязательно производство предварительного следствия. Кроме того, неотложные следственные действия в течение 10 суток производятся органами дознания в пределах своей компетенции.

Органами дознания в соответствии со ст. 40 УПК и ст. 13 Закона об ОРД являются оперативные подразделения соответствующих правоохранительных органов исполнительной власти, которые вправе производить все следственные действия, определенные в уголовно-процессуальном законодательстве РФ.

Таким образом, правом собирать доказательства в течение срока производства неотложных следственных действий (10 суток) может обладать и орган дознания.

6. На этапе проверки доказательств те доказательства, которые были получены на основе результатов ОРД, наравне с другими доказательствами, имеющимися в материалах уголовного дела, также проверяются.

Речь идет о сопоставлении их с другими доказательствами, которые имеются в уголовном деле, об установлении их источников, о получении новых доказательств, которые подтверждают или опровергают проверяемое доказательство.

Как на этапе собирания, так и при проверке доказательств доказательства, полученные на основе результатов ОРД, должны быть рассмотрены под углом их относимости, допустимости и достоверности.

Кроме того, на этапе проверки процесса доказывания доказательства, полученные на основе результатов ОРД (сведений), в зависимости от их целесообразности могут и не учитываться в дальнейшем производстве по уголовному делу.———————————

Данную целесообразность, как правило, определяет то лицо, которое, исходя из своих уголовно-процессуальных функций, обязано осуществлять процесс доказывания по уголовному делу и на данный момент ответственно за данное уголовное дело.

7. На этапе оценки процесса доказывания доказательства, полученные на основе результатов ОРД, еще раз рассматриваются с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности. Кроме того, на основе мыслительной деятельности дознавателя, следователя, прокурора и судьи они наравне с другими доказательствами уже используются для принятия того или иного процессуального решения.

Источник: http://upkod.ru/chast-1/razdel-3/glava-11/st-89-upk-rf

Юрист Воеводин
Добавить комментарий