Дознание отличие дознания от предварительного следствия состоит в том что

Особенности производства дознания

Дознание отличие дознания от предварительного следствия состоит в том что

Дознание — это упрощенная (ускоренная) форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем или следователем по делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 УПК).

Смысл выделения дознания как особой формы расследования состоит в том, чтобы по относительно менее опасным и несложным с точки зрения их расследования преступлениям подготовка дела к судебному производству производилась более быст­ро и просто.

В отличие от предварительного следствия дознание обладает следующими особенностями, которые можно объединить в три группы: 1) условия для производства дознания; 2) субъекты дознания; 3) упрощенная процедура расследования.

Условия для производства дознания делятся на:

а) Материально-правовое — небольшая общественная опасность преступления. Дознание производится только по тем преступлениям, которые указаны в части 3 ст. 150 УПК
(а это, как правило, преступления небольшой или средней тяжести).

По преступлениям, которые относятся к категории дел частного обвинения (ч. 2 ст. 20), дознание производится лишь в случае возбуждения их в публичном порядке при неспособности пострадавшего самостоятельно воспользоваться своими процессуальными правами (ч. 4 ст. 20).

В остальных случаях жалоба потерпевшего направляется прямо в мировой суд, минуя предварительное расследование;

б) процессуальное — относительная несложность расследования, выраженная в том, что дознание проводится по делам, возбуждаемым в отношении конкретных подозреваемых (ч. 2 ст. 223), что означает «очевидность» преступления. При производстве дознания всегда участвует подозреваемый, который появляется с момента возбуждения дела в его отношении (п. 1 ч. 1 ст. 46).

Однако дознание не производится по деяниям, совершенным невменяемыми лицами (ч. 1 ст. 434), а также по преступлениям, совершенным в отношении лиц, обладающих служебным иммунитетом или статусом сотрудника правоохранительного органа (п. «б» и «в» п. 1 ч. 2 и п. 3 ч. 3 ст. 151).

Решением прокурора производство предварительного следствия может быть признано обязательным по уголовному делу, относящемуся к компетенции дознания (п. 8 ч. 2 ст. 37) или к категории дел частного обвинения (ч. 4 ст. 20).

Должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание – это дознаватели и следователи.

Дознаватели как штатные сотрудники специализированных подразделений дознания предусмотрены в: органах внутренних дел, пограничных органах Федеральной службы безопасности, органах службы судебных приставов Министерства юстиции на уровне субъектов Российской Федерации, таможенных органах, органах Государственной противопожарной службы и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ч. 3 ст. 151). Компетенция остальных органов дознания ограничена производством лишь неотложных следственных действий (ст. 157).

Дознаватель обладает меньшей процессуальной самостоятельностью, чем следователь, так как обязан выполнить указания начальника органа дознания и прокурора, а обжалование этих указаний не приостанавливает их исполнения (ч. 4 ст. 41).

Следователи прокуратуры проводят дознание в отношении лиц, обладающих служебным иммунитетом (п. 7 ч. 3 ст. 151), а следователи органов внутренних дел и органов госнаркоконтроля проводят дознание по указанию прокурора.

Порядок производства дознания такой же, как и предварительного следствия, за исключением некоторых изъятий, установленных главой 32 УПК. Эти изъятия делятся на три группы: 1) сокращенные сроки дознания, 2) особенности применения некоторых институтов предварительного расследования и 3) упрощенный порядок окончания дознания с обвинительным актом.

1. Срок дознания составляет 20 суток и может быть продлен прокурором, но не более чем на 10 суток. В то же время следует учесть, что к общему 30-суточному сроку прокурор может добавить еще 3 суток при возвращении уголовного дела для пересоставления обвинительного акта и 10 суток — для дополнительного дознания (п. 2 ч. 1 ст. 226).

2. Особенности использования отдельных институтов предварительного расследования.

При производстве дознания, как правило, не используются вообще или используются в ограниченном объеме некоторые институты предварительного расследования: а) процедура привлечения в качестве обвиняемого; б) сам обвиняемый (он обычно появляется в конце дознания – после вынесения обвинительного акта; в) не применяются самые строгие меры пресечения в виде заключения под стражу и домашнего ареста. При избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, обвинительный акт должен быть составлен в течение 10 суток с момента фактического задержания подозреваемого. При невозможности составить обвинительный акт в течение 10 суток с момента применения меры пресечения в виде заключения под стражу, она либо отменяется, либо выносится постановление о привлечении в качестве обвиняемого и предъявляется обвинение (ст. 223).

3. Особенности окончания дознания с обвинительным актом.

Обвинительный акт — это процессуальный документ, оформляющий итоговое для дознания решение, в котором описаны его ход, результаты и сформулировано обвинение, подлежащее рассмотрению в суде.

Во многом он аналогичен обвинительному заключению, однако в отличие от него имеет более простое содержание, включающее одновременно и первоначальное и окончательное обвинение.

Процессуальный порядок окончания дознания с обвинительным актом состоит из следующих действий:

1) систематизации материалов уголовного дела (приведение их в «прошитый и пронумерованный» вид);

2) составления обвинительного акта;

3) ознакомления сторон с обвинительным актом и материалами дела;

4) утверждения начальником органа дознания обвинительного акта, составленного дознавателем, и направления дела прокурору;

5) деятельности и решения прокурора по делу, поступившему с обвинительным актом (ст. 226).

В отличие от предварительного следствия время  ознакомления потерпевшего, обвиняемого и его защитника не входит в срок дознания. После ознакомления сторон с обвинительным актом и материалами дознания обвинительный акт утверждается начальником органа дознания и вместе с материалами дела направляется прокурору. Прокурор в течение 2 суток принимает одно из четырех решений.

1) Об утверждении обвинительного акта и направлении дела в суд.

2) О возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания (сроком до 10 суток) или пересоставления обвинительного акта (сроком до 3 суток).

3) О прекращении уголовного дела.

4) О направлении уголовного дела для производства предварительного следствия.

Источник: http://www.kalinovsky-k.narod.ru/p/krat_kurs/15.htm

Отличительные особенности дознания от предварительного следствия

Дознание отличие дознания от предварительного следствия состоит в том что
Определение 1

Дознание и предварительное следствие — формы процессуальной деятельности, которые выстраиваются с помощью общих принципов и требований уголовно-процессуального законодательства РФ.

Единство между дознанием и предварительным следствием состоит в том, что органы, которые их осуществляют, принимают к руководству единые принципы процесса, единое процессуальное законодательство, решая общие и единые задачи уголовного судопроизводства.

Предварительное следствие и дознание представляют собой виды одной и той же стадии процесса (предварительное расследование), но для них характерны определенные отличия:

  1. Предварительное следствие проводится следователем, то есть специальным лицом, для которого расследование преступления представляет собой единственную и основную обязанность. Дознание может производиться законодательно устанавливаемыми органами, включая их должностных лиц. Для них ведение дознания является одной из возложенных обязанностей при исполнении задач, которые относятся к управлению и обеспечению порядка в определенной области социальной жизни.
  2. Выполняя обязанности по расследованию преступления, следователь органов предварительного следствия должен использовать лишь следственные и процессуальные действия. Как дознаватели, так и дознавательные органы в своей работе могут сочетать следственные или прочие процессуальные действия с ОРМ, проводимые посредством специального вспомогательного аппарата, оперативной техники, научно-технических средств, а также с помощью личного сыска. Подобные действия способны дополнять друг друга, обеспечивая своевременное раскрытие преступлений, розыск лиц, которые их совершили, и лиц, которые уклоняются от дознания, суда и следствия, включая уголовное наказание.
  3. Еще одно различие состоит в органах, которые входят в соответствующие ведомственные системы. По количеству органов дознания намного больше, чем органов предварительного следствия. Именно они способны отражать разнообразие социальных сфер, которые требуют правовое вмешательство государственных силовых структур.

Признаки, по которым отличается дознание и предварительное следствие

Рассматривая вопрос, чем отличается следствие от дознания, нельзя не отметить, что для них характерна разная подследственность уголовных дел. В число компетенций органов дознания включены дела, касающиеся преступлений средней и небольшой тяжести.

Чаще всего подобные типы преступлений совершаются в управленческой сфере и охране общественного порядка.

Они могут являться менее сложными и опасными для расследований и вскрываться в случае обеспечения общественного порядка и осуществления административных функций.

Замечание 1

В компетенцию следователя включены дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, которые представляют собой большую опасность для общества, трудоемки и сложны в расследовании.

Еще один признак отличия дознания от предварительного следствия заключается в процессуальном режиме. По делам, где производство предварительного следствия обязательно, неотложные следственные действия ведутся не больше десяти суток со дня возбуждения уголовного дела.

Этот срок не может быть продлен (ч. 3 ст. 157 УПК РФ). Дела, по которым расследование исчерпывается только дознанием, неотложные следственные действия ведутся в течение тридцати суток с момента возбуждения уголовного дела.

Этот срок может продлить надзирающий прокурор, но не больше, чем на 30 суток.

В случае производства предварительного следствия устанавливается срок в 2 месяца для расследования с момента возбуждения уголовного дела. По окончанию его потерпевший, ответчик и их представитель по ходатайству имеют право ознакомиться с материалами законченных расследований полностью или по частям, выписать нужную информацию и заявить различные ходатайства.

По окончанию дознания подобные права имеют только потерпевшие или их представители в соответствии с ходатайством. Определяя, чем отличается дознание от следствия, следует отметить, что по сравнению со вторым, первое более упрощено. Это обусловлено тем, что знакомство с материалами оконченного расследования осуществляют лишь обвиняемый, защитники, потерпевшие и их представители.

По делам, где обязательным является предварительное следствие, следователи имеют право давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении ОРМ, производстве соответствующих действий следствия, об исполнении постановлений в области задержания, привода, ареста, о производстве прочих процессуальных действий.

Замечание 2

Органы дознания не имеют право дать следователю определенное поручение или указание.

Также они не могут без письменного указания со стороны следователя осуществлять определенные процессуальные, следственные действия по делу, которое находиться у следователя в производстве.

Это отражает то, что в отношении к органу дознания следователи характеризуются особым положением, которое способно наделять их более широкими полномочиями.

Другие отличия предварительного следствия и дознания

Следователь имеет право по необходимости поручать органу дознания произвести следственное, розыскное или оперативно-розыскное мероприятие в других районах или в месте предварительного следствия. В этом случае следователь вправе ознакомиться с оперативными розыскными материалами, которые можно отнести к расследуемому делу.

Также он имеет право дачи письменных, обязательных для исполнения поручений с указанием и требованием их содействия в производстве определенных следственных мероприятий.

Прокурор, который должен осуществлять контроль процессуальной деятельности, вправе отстранять дознавателей от последующего расследования, изъять любые уголовные дела у органа дознания, указать на проведение оперативных и розыскных действий, утвердить решение дознавателя о прекращении производства по делу и др.

Это отражает тройное подчинение дознавателя. Он подчиняется начальнику органа дознания, который дает полномочия органа дознания и в соответствии с утверждением которого происходит принятие важных решений по делу, прокурору и следователю.

Замечание 3

Дознаватель обладает меньшей процессуальной самостоятельностью, если сравнивать с процессуальной самостоятельностью следователя.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://zaochnik.com/spravochnik/pravo/ugolovno-protsessualnoe-pravo/otlichija-doznanija-ot-predvaritelnogo-sledstvija/

Органы дознания и предварительного следствия

Дознание отличие дознания от предварительного следствия состоит в том что

Выявление и расследование преступлений по преимуществу относятся к компетенции органов внутренних дел (главным образом милиции) и прокуратуры.

В последнее время в законодательство по вопросам выявления и расследования преступлений были внесены существенные изменения и дополнения.

В основном они связаны с новым Уголовно-процессуальным кодексом РФ, который вступил

в действие с 1 июля 2002 года.

Направлению уголовного дела в суд, который устанавливает факт наличия преступления, виновность (или невиновность) подсудимых, назначает им наказание за совершенное преступление или применяет иные меры реализации уголовной ответственности, предшествует предварительное расследование.

Предварительное расследование осуществляется в двух формах — дознания

и предварительного следствия.

Между органами дознания и предварительного следствия много общего, поэтому их часто путают. Это и неудивительно. По отношению к преступлениям у них по существу одни и те же задачи.

При обнаружении признаков состава преступления эти органы обязаны возбудить уголовное дело в пределах их компетенции.

В своей деятельности они руководствуются едиными требованиями уголовно-процессуального законодательства и уполномочены производить в принципе одинаковые следственные действия с целью выявления, фиксации,

проверки и оценки доказательств.

В то же время дознание и предварительное следствие проводятся, как правило, разными органами и должностными лицами и в отношении разных преступлений. Предварительное следствие уполномочены вести следователи, а дознание — дознаватели.

У них разный объем процессуальных полномочий. Начнем с того, что дознание возможно в отношении только тех преступлений небольшой и средней тяжести, которые перечислены в ч. 3 ст. 150 УПК РФ и при этом относятся к категории так называемых «очевидных».

На практике это означает, что лицо, совершившее такое преступление, известно. В отношении всех других преступлений (в том числе «неочевидных» или очевидных, но не указанных в перечне ч. 3 ст.

150 УПК РФ, или преступлений тяжких и особо тяжких), как правило, проводится расследование в форме предварительного

следствия.

К органам дознания, согласно ст.

40 УПК РФ, относятся: органы внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (например, оперативные подразделения Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной пограничной службы РФ, Министерства юстиции РФ и др.

); главный судебный пристав РФ, главный военный судебный пристав, главные судебные приставы субъектов Федерации, их заместители, а также старшие судебные приставы Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ; командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

органы Государственной противопожарной службы РФ.

Органы дознания при расследовании уголовных дел обязаны действовать по двум направлениям. Во-первых, выполнить действия, образующие в своей

совокупности собственно дознание. И, во-вторых, начать следственные
действия, которые уголовно-процессуальное законодательство относит

к числу неотложных. Следует отметить, что по подавляющему числу уголовных дел дознание и неотложные следственные действия проводятся

милицией.

Неотложные следственные действия совершаются органом дознания сразу же после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно. Лишь в этом случае возможно эффективное обнаружение и фиксация следов преступления, а также сбор доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

Дознание ведется с некоторым упрощением процессуальных форм в сравнении с предварительным следствием и отличается сжатостью сроков: согласно ст. 223 УПК РФ дознание должно быть завершено в течение 15 суток со дня возбуждения уголовного дела и до принятия решения о направлении уголовного дела прокурору.

Этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем еще на 10 суток.

После чего все собранные материалы необходимо передать следователю, который и будет вести дальнейшее предварительное следствие с соблюдением

всех формальностей.

В соответствии со ст. 151 УПК РФ предварительное следствие производится следователями прокуратуры, органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел РФ. В исключительных случаях его могут осуществлять

начальники следственных отделов прокуратуры.

Круг дел, по которым в обязательном порядке проводится предварительное
следствие, предусмотрен в ст. 150 УПК РФ. Там же установлена подследственность, т. е. определяются конкретные категории дел, которые подлежат расследованию

следователями различной ведомственной принадлежности.

Так, следователи прокуратуры уполномочены расследовать, в частности, преступления, связанные с посягательствами на жизнь и здоровье, конституционные права и свободы человека и гражданина; следователи федеральной службы безопасности — наиболее опасные преступления против государственного строя и общественной безопасности; следователи органов внутренних дел — преступления против собственности, общественного порядка, надлежащей

эксплуатации транспортных средств и др.

Закон наделяет следователей необходимыми полномочиями, которые обеспечивают их процессуальную независимость. Следователи свободны в принятии решений, связанных с ходом расследования и производством следственных и иных процессуальных действий.

В предусмотренных законом случаях решения, принимаемые следователем, приобретают законную силу лишь после получения согласия или санкции суда либо прокурора на совершение определенных действий (например, о прекращении уголовного дела, о заключении обвиняемого под стражу, об освобождении его под залог, о продлении срока предварительного следствия или содержания обвиняемого под стражей, об обыске, выемке

и т. д.).

Письменные указания прокурора по каждому конкретному делу обязательны для выполнения следователем.

Вместе с тем предусматривается возможность при несогласии следователя с указанием прокурора передать дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений.

В случае признания их убедительными указания нижестоящего прокурора будут отменены вышестоящим.

В противном случае дело будет поручено другому следователю.

Следователи процессуально независимы, а их полномочия носят властный характер. Следователь имеет право давать органам дознания письменные

указания о производстве оперативно-розыскных действий по конкретному

делу, находящемуся у него в производстве. Постановления следователя по делам, находящимся у него в производстве, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами

и гражданами.

Оперативно-розыскная деятельность, в отличие от деятельности по расследованию преступлений, опирается на несколько иную законодательную базу.

Осуществление оперативно-розыскных мероприятий регулируется Федеральным законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» (принят Государственной думой 5 июля 1995 года) и соответствующими ведомственными подзаконными нормативными актами, тогда как следователь в своей работе должен руководствоваться

уголовно-процессуальным законодательством.

Имеются и определенные процессуальные отличия: проведение следственных действий допускается только после возбуждения уголовного дела, тогда как оперативно-розыскные этим не ограничиваются.

Они могут проводиться не только при наличии возбужденного уголовного дела, но и в тех случаях, когда стало известно о подготовке противоправного деяния, но достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела нет, или, например, в случае сообщения о лицах без вести пропавших или при обнаружении неопознанных

трупов.

Наконец, существуют различия и в характере получаемых результатов.

Входе следственных действий, как правило, становятся известны источники тех фактов, которые могут стать доказательствами после их закрепления процессуальным путем.

Результатом же оперативно-розыскных действий являются лишь предварительные сведения, требующие дальнейшей проверки в ходе

необходимых оперативно-процессуальных действий.

Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» определяет те ведомства, которые обладают правом осуществлять такую деятельность.

К ним, в частности, относятся: оперативные подразделения органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, органов пограничной службы РФ, таможенных органов, органов службы

внешней разведки РФ, министерства юстиции РФ.

Задачами оперативно-розыскной деятельности являются выявление и раскрытие преступлений, их предупреждение и пресечение, установление лиц, участвовавших в совершении преступлений или их готовивших, розыск лиц, скрывающихся

от органов дознания, следствия и суда, а также без вести пропавших граждан.

Для ведения оперативно-розыскной деятельности могут применяться не только гласные, но и негласные методы. Их перечень установлен законодательством и может быть изменен только федеральным законом.

К числу оперативно-розыскных мероприятий относятся: опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности, транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи, оперативное

внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент.

На проведение некоторых из названных действий требуется обязательная санкция прокуроров соответствующих уровней, на которых возложен и общий

контроль за соблюдением законности всей оперативно-розыскной деятельности.

Важно отметить, что действующее законодательство не допускает частной деятельности в сфере оперативно-розыскных мероприятий. Частная детективная и охранная службы в какой-то мере схожи с оперативно-розыскными мероприятиями, но их не следует смешивать. Закон «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», принятый11.03.

1992 (в редакции от 10.01.2003), определяет такую деятельность как оказание на возмездной договорной основе услуг (сыска и охраны) физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. В ст.

1 указанного Закона прямо говорится, что граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания.

На граждан, занимающихся частной детективной и охранной деятельностью, действие законов, закрепляющих

правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется.

По уголовным делам частные детективы могут собирать сведения на договорной основе с гражданами. Однако в течение суток после подписания контракта с клиентом на сбор сведений, представляющих интерес для производства по делу, частный детектив обязан письменно уведомить об этом дознавателя, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное

дело.

Частным детективам запрещается скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты готовящихся или совершенных преступлений, выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов, прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан, а также ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан, разглашать собранную информацию и т. д. Проведение сыскных действий, нарушающих тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений либо связанных с нарушением гарантий неприкосновенности личности или жилища,

влечет за собой установленную законом ответственность.

Источник: http://www.strana-oz.ru/2003/2/organy-doznaniya-i-predvaritelnogo-sledstviya

Отличия предварительного следст­вия от дознания:

Дознание отличие дознания от предварительного следствия состоит в том что

1)В методе уголовно-процессуальногорегулирования.Так, со­гласно ч. 2 ст.

150 УПК производствопредварительного следст­вия являетсяобязательным по всем уголовным делам,за ис­ключением тех, по которым можетпроводиться дознание. Это означает, чтопо остальным делам, перечисленным в ч.3 ст.

150 УПК, возможно проведение дознания.Дознание при необходимости, в том числепо письменному указанию прокурора,может быть заменено предварительнымследствием.

2)В субъектах.Предварительноеследствие по уголовным делам осуществ­ляетследователь. В случае большого объемаили сложности уголовного делапредварительное следствие согласност. 163 УПК может быть поручено сразунескольким следователям (следственнойгруппе).

Лишь при необходимости быстрогообнаружения и закреп­ления следовпреступления, незамедлительногособирания до­казательств напервоначальном этапе расследования поделам, по которым обязательнопредварительное следствие, правомпроизводства неотложных следственныхдействий обладает так­же и органдознания (ч. 1-3 ст.157 УПК).

3) В сроках. Дляпредварительного следствия по сравнениюс дознанием законодатель устанавливаетболее длительные процессуальныесроки,которые к тому же не имеют максимальныхпределов (ч. 5 ст.162 УПК).

4) В процессуальном статусе лица,подвергающегося уголовному преследованию. Входе предварительного следствия лицо,в отношении которого осуществляетсяуголовное преследование, вначале, какправило, пребывает в статусе подозреваемого,а затем — обвиняемого.

В зависимости от характера совершенно­гопреступления и от конкретных обстоятельствуголовного де­ла привлечение лица вкачестве обвиняемого может иметь местона любом этапе предварительногоследствия. Входе дознания лицо,в отношении которого осуществляет­сяуголовное преследование, получаетстатус обвиняемого лишь на самомпоследнем этапе — в момент вынесенияв отношении его обвинительного акта.

Таким образом, на всем протяжениипредшествующей процессуальнойдеятельности дознавателя это лицопребывает в статусе подозреваемого.

5) В способе формирования позиции стороныобвинения для по­следующего судебногоразбирательства.

 Предварительноеслед­ствие характеризуется двухэтапнымспособом формирования позиции обвинения:вначале следователь привлекает лицо вкачестве обвиняемого (в порядке,предусмотренном гл. 23 УПК), а затем вотношении его составляется обвинительноезаключение.

В случаях, требующих измененияили дополнения предъявленного обвиненияв порядке ч. 1 ст. 175 УПК, проце­дурапривлечения лица к уголовной ответственностидолжна быть повторена применительно ккаждому новому обвинению.

Позицияобвинения при рассмотрении вформе дознания выражаетсяв вынесении в отношении подозреваемогообвини­тельного акта. Этот процессуальныйдокумент (ст. 225 УПК) сочетает элементыи постановления о привлечении в качествеобвиняемого, и обвинительного заключения.

6) В соотношении прокурорского надзора иведомственного контроля. Прокурорскийнадзор и ведомственный контрольпредставляют собой установленныезаконом процессуальные механизмыобеспечения законности дознания ипредваритель­ного следствия.

Нарядус судебным контролем эти формыдея­тельности прокурора, руководителяследственного органа и начальникаоргана дознания (руководителя подразделениядознания) создают дополнительныеправовые гарантии соблюде­нияпорядка производства по уголовномуделу, качества и эф­фективностипредварительного расследования,обеспечения прав и свобод участниковуголовного судопроизводства. Законодательустанавливает различные полномочияпроку­рора и правила прокурорскогонадзора за дознанием и предвари­тельнымследствием. Так, полномочия прокурораза дознанием весьма существенны.Прокурорский надзор заходом предварительного следствия сводитсялишь к некоторым полномочиям. Так,прокурор име­ет право рассматриватьжалобы на действия (бездействие) илирешения следователя, требовать оторганов предварительно­го следствияустранения нарушений федеральногозаконо­дательства, разрешать спорыо подследственности, принимать решениепо уголовному делу, поступившему собвинительным заключением и выполнятьнекоторые иные надзорные полно­мочия.

7)В формеокончания предварительногорасследования. Дознаниеможет оканчиваться прекращениемуголовного де­ла (гл. 29 УПК) и егонаправлением в суд с обвинительнымак­том (ст. 225, 226 УПК). Кроме того,дознание может быть окончено посредствомсмены формы предварительного расследования,т.е. путем передачи уголовного дела длядальнейшего производства предварительногоследствия.

Для предварительного следствияхарактерны такие формы оконча­ниярасследования, как прекращение уголовногодела (гл. 29 УПК) и направление уголовногодела в суд с обвинительным заключением(гл. 30, 31 УПК).

Помимо этого предварительноеследствие может оканчиваться и ещеодной специфической формой — направлениемматериалов уголовного дела в суд дляприменения принудительных мер медицинскогохарактера (ст. 439 УПК). 

Дознание

Дознаниеосуществляется в трех видах:

    1. производство неотложных следственных действий, осущест­вляемых органами дознания в определенных случаях при на­личии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно (ст. 157 УПК РФ);

    2. собственно дознание («упрощенное» расследование — в некоторых учебниках) (ст. 223-225 УПК РФ);

    3. сокращенное дознание (ст. 226.1-226.9 УПК РФ) — введено в марте 2013 года.

Первыйвид дознания рассчитан на случаи, когдаследова­тель в силу объективных причинперегружен или следственно-оперативнойгруппы нет на месте ввиду командировки,выполнения срочной работы по другомууголовному делу. Вместе с тем в УПК РФпроизводство неотложных следственныхдействий четко не отнесено ни к дознанию,ни к предварительному следствию.

Второйвид представляет собой собственнодознание, т.е. «уско­ренное» (упрощенное)расследование преступлений в порядкеи сро­ках, указанных в гл. 32 УПК РФ (ст.223-225) по уголовным делам, указанным в ч.3 ст. 150 УПК РФ.

Дознаниев сокращенной форме производится наосновании ходатайства подозреваемогоо производстве по уголовному делудознания в сокращенной форме и приналичии одновременно следующих условий:

    • уголовное дело возбуждено в отношении конкретного лица по признакам одного или нескольких преступлений, указанных в пункте 1 части третьей ст. 150 Кодекса;
    • подозреваемый признает свою вину, характер и размер причиненного преступлением вреда, а также не оспаривает правовую оценку деяния, приведенную в постановлении о возбуждении уголовного дела;
    • отсутствуют предусмотренные ст. 226.2 Кодекса обстоятельства, исключающие производство дознания в сокращенной форме.

Источник: https://studfiles.net/preview/6317971/page:103/

Методические рекомендации по изучению темы. Тема 9.2. Предварительное расследование преступлений

Дознание отличие дознания от предварительного следствия состоит в том что

Учебные вопросы темы

Тема 9.2. Предварительное расследование преступлений

Дополнительная

1. Багмет А. Трудности при разрешении заявлений и сообщений о преступлениях // Законность. 2006. № 7.

2. Быков В.М. Возбуждение уголовного дела в отношении конкретного лица // Уголовный процесс. 2006. № 6.

3. Быков В., Сазонова Т. Иные процессуальные действия как способы собирания доказательств // Уголовное право. 2007. № 6.

4. Власов А. Возбуждение уголовного дела // Законность. 2004. № 20.

5. Волынский В.В. Судебный контроль, прокурорский надзор и ведомственный процессуальный контроль на стадии возбуждения уголовного дела: назначение и соотношение // Российский следователь. 2011. № 9. С. 9-12.

6. Григорьев В.Н. Постановление прокурора – новый повод для возбуждения уголовного дела? // Законность. 2011. № 8. С. 45-47.

7. Малышева О.А. Возбуждение уголовного дела: теория и практика: Монография. М.: Юрист. 2008. 198с.

После изучения данной темы студент должен:

знать:

— основные положения уголовного процесса о предварительном расследовании как стадии уголовного процесса и его формах;

уметь:

— оперировать понятиями «предварительное расследование», «общие условия предварительного расследования», «дознание», «подследственность», «предварительное следствие»;

— принимать процессуальные решения и осуществлять процессуальные действия, обусловленные общими условиями предварительного расследования, в строгом соответствии с законом;

владеть:

— навыками разрешения правовых проблем, связанных с реализацией общих условий предварительного расследования;

— навыками анализа правоприменительной практики, касающейся общих условий предварительного расследования;

— навыками процессуального оформления решений, касающихся общих условий предварительного расследования.

1. Понятие и значение стадии предварительного расследования.

2. Формы предварительного расследования.

3. Общие условия предварительного расследования.

Стадия предварительного расследования следует за стадией возбуждения уголовного дела и по отношению к стадии судебного разбирательства носит предварительный характер.

Сущность данной стадии состоит в том, что органы предварительного расследования под надзором прокурора и контролем начальника органа расследования выясняют обстоятельства совершенного преступления, устанавливают и изобличают виновных, пресекают их преступную деятельность.

Для решения этих задач на стадии предварительного расследования происходит расследование по уголовному делу, которое может завершиться составлением обвинительного заключения или обвинительного акта. Кроме того, на этой стадии органы предварительного расследования могут прекратить или приостановить уголовное дело по предусмотренным в законе основаниям.

Следует уяснить, что на стадии предварительного расследования происходит привлечение лица в качестве обвиняемого. Однако данное обстоятельство еще не означает признания его виновным, поскольку в соответствии со ст. 49 Конституции РФ это является прерогативой только суда.

При изучении второго вопроса необходимо понять, что по действующему УПК РФ (ст. 150) предварительное расследование осуществляется в двух формах: предварительное следствие и дознание.

В контексте данного вопроса следует выяснить содержание и процессуальное различие двух форм; органы, осуществляющие предварительное следствие и дознание; виды дознания.

Особо следует остановиться на соотношении понятий «орган дознания», «дознание», «дознаватель».

Изучая вопрос об общих условиях предварительного расследования, необходимо уяснить, что последние представляют собой установленные уголовно-процессуальным законом и обусловленные принципами уголовного судопроизводства правила производства предварительного расследования.

Эти правила распространяются не только на предварительное следствие, но и на дознание. Правовое закрепление общих условий предварительного расследования осуществлено в гл. 21 и 22 УПК РФ.

Ответ на данный вопрос предполагает уяснение системы общих условий предварительного расследования и содержания каждого из них.

Вопросы и практические задания для самоконтроля

1. Что представляет собой стадия предварительного расследования?

2. Каковы формы предварительного расследования по УПК РФ? Каковы виды дознания?

3. Назовите задачи стадии предварительного расследования.

4. Перечислите общие условия предварительного расследования. В чем состоит их значение?

5. Поясните, в чем состоит различие между органами предварительного следствия и органами дознания?

6. Дайте понятие подследственности и назовите ее виды.

7. Каковы сроки предварительного следствия и дознания?

8. Каковы обстоятельства и порядок создания следственных групп и групп дознавателей для расследования уголовных дел?

9. Раскройте условие определения места предварительного расследования.

10. Каковы основания для соединения и выделения уголовных дел?

11. Какова структура протокола следственного действия?

12. Назовите основания и порядок привлечения для осуществления предварительного расследования специалиста, переводчика и понятого.

13. Каков порядок восстановления уголовных дел?

Практические задания

Задача 1

Начальник отдела полиции возбудил уголовное дело в отношении Каверина по признакам преступления, предусмотренного ст. 172 УК РФ (незаконная банковская деятельность).

Производство первоначальных следственных действий было поручено участковому уполномоченному, на участке которого проживал Каверин.

Выполнив несколько следственных действий, участковый уполномоченный на шестые сутки после возбуждения уголовного дела вынес постановление о направлении уголовного дела в следственный отдел органа внутренних дел.

Руководитель следственного органа, ознакомившись с материалами уголовного дела, установил, что выполнены не все первоначальные следственные действия, в связи с чем возвратил дело участковому уполномоченному с письменными указаниями о производстве соответствующий следственных действий.

Со ссылкой на уголовно-процессуальный закон оцените законность действий начальника отдела полиции, участкового уполномоченного и руководителя следственного органа.

Задача 2

Обвиняемый Мерзликин обратился к прокурору района с письменным заявлением, в котором изложил просьбу об отводе следователя, поскольку тот, по мнению заявителя, применяет недозволенные методы предварительного следствия: угрозы, грубость, оскорбления.

Оцените ситуацию и в роли прокурора района примите решение.

Задача 3

При рассмотрении поступившего от следователя уголовного дела с обвинительным заключением прокурор района установил, что при осмотре в ночное время места происшествия – места наезда автомобиля на пешехода, находящегося недалеко от населенного пункта, в качестве понятого участвовал сержант полиции Власов, являющийся водителем служебной автомашины отдела полиции. Кроме того, осмотр места происшествия произведен без участия второго понятого.

Какие действия должен предпринять прокурор района в данной ситуации?

Задача 4

Наочной ставке между свидетелем Савкиным и обвиняемым Горидзе следователь зачитал протокол и предложил подписать его участникам следственного действия.

Свидетель Савкин подписал каждую страницу и протокол в целом. В свою очередь обвиняемый Горидзе подписал лишь собственные показания, а каждую страницу протокола подписывать не стал.

Свой отказ он мотивировал тем, что не согласен с показаниями свидетеля Савкина.

Проанализируйте ситуацию и определите действия следователя.

Задача 5

Следователь Следственного отдела Управления МВД России по г. Твери 27 октября 20 …г. по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 160, возбудил уголовное дело в отношении главного бухгалтера мясокомбината Морева.

В ходе следствия установлено, что в производстве СО Следственного комитета РФ по г. Твери находится уголовное дело, возбужденное 12 сентября 20 …г.

по факту дачи взятки Моревым главе администрации Пригородного сельского поселения.

Что следует предпринять в данной ситуации?

Задача 6

Неработающие Чаров, Мезин и Шадрин совершили разбойное нападение на гражданина Панфилова и отобрали у него меховую шапку и кожаную куртку, в связи с чем было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 162 УК РФ.

Принятыми оперативно-розыскными мерами Чаров и Мезин были задержаны, а Шадрин скрылся, и его место нахождения установлено не было.

Проведя все необходимые следственные действия, следователь принял решение об окончании предварительного следствия и составлении обвинительного заключения в отношении Чарова и Мезина и о выделении уголовного дела в отношении Шадрина в отдельное производство.

Составьте постановление о выделении уголовного дела в отношении Шадрина С.Н.

Перечислите основания выделения уголовного дела в отдельное производство.

Литература

Основная

1. УПК РФ, главы 21, 22.

2. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» // СЗ РФ, 1995. №33, ст. 3349.

3. Федеральный закон от 5 июня 2007 года № 87-ФЗ «О внесении изменений в УПК РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ» // СЗ РФ, 2007, № 24, ст. 2830.

4. Федеральный закон от 6 июня 2007 года № 90-ФЗ «О внесении изменений в УПК РФ» // СЗ РФ, 2007, № 24, ст. 2833.

5. Указ Президента РФ от 23.11.1998 г. № 1422 «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе МВД РФ». Положение об органах предварительного следствия в системе МВД РФ // СЗ РФ, 1998. № 48, ст.5923.

6. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 2 августа 2007 года № 114 «Об организации испол­нения в органах прокуратуры РФ федерального закона «О внесении изменений в УПК РФ и федеральный закон «О прокуратуре РФ» // Законность, 2007, № 9, с. 61.

7. Приказ Генерального прокурора РФ от 06 сентября 2007 года № 136 «Об организации проку­рорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» // Законность, 2007, № 11, с. 48*

8. Приказ Генерального прокурора РФ от 06 сентября 2007 года № 137 «Об организации проку­рорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» // Законность, 2007, № 11, с. 53.

9. Приказ МВД РФ от 4 января 1999 № 1 «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 23 ноября 1998 года № 1422 «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе МВД РФ».

10. Указание начальника Следственного комитета при МВД РФ от 23 августа 2007 года № 17/1 — 15453 «Об усилении процессуального и ведомственного контроля».

11. Приказ начальника Следственного комитета при МВД РФ от 23 августа 2007 года № 27 «Об организации процессуального контроля при продлении сроков предварительного следствия и содержания обвиняемых под стражей».

12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 14 от 15 июня 2006 года «О судебной прак­тике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» // БВС РФ, 2006, № 8, с. 3.

13. Безлепкин Б.Т. Настольная книга следователя и дознавателя: с учетом изменений и дополне­ний, внесенных в УПК РФ. — М: Проспект, 2008.

14. Ефремова Н.П., Кальницкий В.В. Правовые и организационные вопросы предупреждения ут­раты и восстановления уголовных дел: учебное пособие // МВД РФ, ДКО. — М. ЦОКР МВД РФ, 2007.

15. Руководство по расследованию преступлений: учебное пособие / отв. ред. А.В. Гриненко. — М.: Норма, 2008.

16. Уголовный процесс. Досудебное производство: учебник / под ред. А.В. Гриненко и А.В. Ендольцевой. — М.: ЦОКР МВД России, 2006.

Дополнительная

1. Александров А., Белов С., Кухта А. Реформа предварительного расследования // Уголовное право. 2007, № 5, с. 66.

2. Баранов A.M., Супрун С.В. Процессуальная форма досудебного производства как условие обеспечения законности в деятельности органов предварительного расследования // Совре­менное право, 2007, № 2, с. 77.

Источник: https://studopedia.su/20_125643_metodicheskie-rekomendatsii-po-izucheniyu-temi.html

Отличительные черты дознания от предварительного следствия

Дознание отличие дознания от предварительного следствия состоит в том что

В данной статье исследуются отличительные стороны дознания от предварительного следствия. Рассматриваемая тема является актуальной, потому что данные две формы предварительного расследования имеют как схожие, так и отличительные стороны. Исследование вопросов осуществляется путем анализа имеющихся научных работ авторов по данной тематике.

В теории уголовного процесса, большое количество научных работ различных авторов посвящено теме дознания и предварительного следствия.

Основными вопросами исследуемых тем являлось место этих двух форм уголовно-процессуальной деятельности в предварительном расследовании, их отличия друг от друга и особенности каждого как формы предварительного расследования, и все эти вопросы, так или иначе, переплетаются между собой.

Ныне действующая УПК РФ в п. 8 ст. 5 рассматривает дознание, как разновидность предварительного расследования, осуществляемую дознавателем, по уголовным делам в которых осуществление предварительного следствия необязательно. Хотя ранее дознанием именовалось и деятельность, по которым обязательно предварительное следствие. Сейчас же, п. 19 ст.

5 УПК РФ причисляет данную форму к неотложным следственным действиям [3, c. 244].

В отличие от дознания, предварительное следствие понимается как форма предварительного расследования, состоящая из процессуальных действия и решений, включающая в себя осуществление следственных действий, применение мер уголовного принуждения, привлечение лиц как обвиняемых по делу и т.д.

По словам Н.Н. Апостоловой, «дознание — это только производство неотложных следственных действий (и соответствующих решений)» [2, c. 23]. Как правильно отмечает В.В.

Дронов, «дознание всегда является лишь первым этапом (частью) расследования, а так называемое дознание в полном объеме — это проводимая деятельность органом следствия, при этом ограничивая права граждан» [5, c. 48].

Вполне оправданно, именовать эти две формы деятельности одинаково, в том числе и уголовно-процессуальную практику дознания.

А вот о существенных различиях в дознании и предварительном следствии, говорит Ю.Н. Кабанцев.

Он отмечает, что «дознание — это форма расследования, вспомогательная по отношению к предварительному следствию, заключающаяся в закреплении следов преступления и совершении первоначальных и неотложных следственных действий, с тем, чтобы полнее и всестороннее расследование дела было произведено на предварительном следствии» [6, c. 169]. По его мнению, дознание играет роль «раскачки» для дальнейшего, более полного и всестороннего предварительного следствия.

При производстве дознания, орган, осуществляющий данную деятельность, принимает меры по установлению обстоятельств, которые подлежат доказыванию в уголовном деле, руководствуясь при этом, процессуальными правилами предварительного следствия [4, c. 36]. У этих двух видов деятельности есть много общих сторон: начиная от момента начала и окончания, заканчивая основания производства процессуальных действий. Основными отличиями дознания от предварительного следствия является:

  1. Срок дознания меньше сроков предварительного следствия. Он составляет 30 дней, а первоначальный срок предварительного следствия-2 месяца. Срок дознания не может быть продлен более чем на 12 месяцев, пределов продлении срока предварительного следствия нет. Срок дознания, проводимого органом дознания, продлевается прокурором, а срок предварительного следствия продлевается руководителем следственного органа. Существуют различия в причинах продления.
  2. Дознание обычно проводится дознавателем, статус которого отличается от правового положения следователя. Прокурор может давать дознавателю обязательные письменные указание. Донное лицо имеет право обжаловать любое указание прокурора, но в этом случае обязан немедленно приступить к его исполнению. Обжалование дознавателем письменного распоряжения прокурора, ни при каких обстоятельствах не приостанавливает его исполнения.
  3. При дознании, лицо может быть уведомлено о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном статьей 223.1 уголовно-процессуального кодекса, после чего он становится подозреваемым. Если в ходе расследования подозреваемый задержан, расследование должно быть закончено, либо подозреваемому предъявлено обвинение не позднее 10 дней со дня избрания указанной меры пресечения. Если в течение этого срока невозможно составить обвинительный акт, подозреваемому предъявляется обвинение в общем порядке, после чего производство дознания продолжается или отменяется.

Еще одной отличительной особенностью двух форм предварительного расследования является тот факт, что расследование в форме дознания заканчивается составлением обвинительного заключения, прекращением разбирательства. Согласно Э.Н.

Алимамедову, «предварительное следствие заканчивается обвинительным заключением, обвинительным заключением с постановлением о применении принудительной меры медицинского характера, прекращением производства, постановлением о направлении уголовного дела в суд для подачи заявления несовершеннолетнему об обязательных мерах воспитательного характера» [1, c. 4]. Особенностью обвинительного акта, в отличие от обвинительного заключения, является то, что с момента составления данного документа подозреваемый по уголовному делу приобретает статус обвиняемого. Таким образом, обвинительное заключение по своему правовому характеру приравнивается к решению о привлечении лица в качестве обвиняемого, составленному следователем.

Исходя из всего вышеотмеченного, две формы расследования имеют как схожие черты, так и отличительные стороны.

Основными отличительными чертами дознания и предварительного следствия являются правила проведения расследования, регламентация сроков проведения расследования, наличие исключительной процедуры уведомления о подозрении в совершении преступления.

Существенное различие, в зависимости от формы процедур расследования, проявляется в документировании завершения предварительного следствия обвинительным заключением или обвинительным актом.

Источник: https://novainfo.ru/article/15130

Юрист Воеводин
Добавить комментарий