Что значит предварительное следствие в органах внутренних дел

Органы предварительного следствия

Что значит предварительное следствие в органах внутренних дел

Учебные пособия
Правоохранительные органыРаздел: Экономика

Предварительное следствие в соответствии с действующим законодательством вправе осуществлять следователи: 1) прокуратуры; 2) органов внутренних дел; 3) органов Федеральной службы безопасности и 4) органов Федеральной службы налоговой полиции. Все они обладают равным объемом процессуальных полномочий и занимают одинаковое процессуальное положение.

Задачами органов предварительного следствия являются быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден, способствование укреплению законности и правопорядка.

Полномочия следователя. Следователями являются должностные лица соответствующих ведомств, специально назначаемые для расследования преступлений, которое является единственной осуществляемой ими функцией. Для этого они наделяются полномочиями, определенными Уголовно-процессуальным кодексом.

Прежде всего, следователь является полностью самостоятельным при расследовании преступлений.

Он сам осуществляет собирание доказательств, принимает решения о привлечении лица в качестве обвиняемого, применении к обвиняемому меры пресечения, об окончании предварительного следствия.

Только в случаях, предусмотренных законом (при заключении подозреваемого, обвиняемого под стражу, производстве обыска и др.), он должен получить санкцию прокурора. Следователь несет полную ответственность за законное и своевременное производство следственных действий.

Прокурор осуществляет надзор за точным исполнением законов следователями, может отменять принятые ими решения, давать обязательные для исполнения указания.

Однако, если следователь не согласен с указаниями по важнейшим вопросам следствия (о привлечении в качестве обвиняемого, об объеме обвинения, о квалификации преступления, о направлении дела для предания обвиняемого суду или о прекращении дела), то он вправе не исполнять указания прокурора, а представить дело со своими возражениями вышестоящему прокурору, который либо отменяет указания нижестоящего прокурора, либо передает дело другому следователю.

Следователь вправе давать органам дознания поручения и указания о производстве следственных и розыскных действий, требовать от органов дознания содействия при производстве следственных действий (например, обыска). Такие поручения и указания обязательны для исполнения. Обязательны для исполнения всеми гражданами, учреждениями и должностными лицами постановления следователя по делам, находящимся в его производстве.

Следователь обязан рассматривать заявления и сообщения о преступлениях; возбуждать уголовное дело; исследовать полно, всесторонне и объективно исследовать все обстоятельства дела, выявить уличающие и оправдывающие обвиняемого обстоятельства, а также отягчающие и смягчающие вину обвиняемого обстоятельства, осуществляет розыск лиц, совершивших преступление; обеспечивает участвующим в производстве по делу лицам возможности осуществления их прав и защиты законных интересов; возмещение материального ущерба; выявляет обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, и принимает меры к их устранению. Для осуществления возложенных на него функций следователь устанавливает наличие события преступления, обнаруживает лицо, совершившее преступление, собирает доказательства его виновности и привлекает в качестве обвиняемого, а также выясняет все обстоятельства, которые необходимы для правильного разрешения судом вопросов об ответственности обвиняемого.

Следователи органов внутренних дел осуществляют расследование большинства уголовных дел, по которым обязательно производство предварительного следствия. К ним относятся дела о таких преступлениях, как нанесение тяжких и менее тяжких телесных повреждений, кражи, грабежи, разбои, мошенничества и др.

Следственный аппарат органов внутренних дел состоит из:

* следственного комитета МВД РФ, который осуществляет контрольно-методическое руководство нижестоящими подразделениями и расследование уголовных дел о преступлениях особой важности;

* следственных управлений (отделов) МВД республик в составе РФ, ГУВД (УВД) краев, областей и других субъектов РФ, которые осуществляют те же функции, что и Следственный комитет МВД РФ, но только на определенной территории;

* следственных отделов (отделений) районных, городских отделов внутренних дел.

Соответствующие следственные подразделения имеются в подразделениях органов внутренних дел на транспорте и по охране режимных объектов.

Следователи прокуратуры расследуют дела о таких преступлениях, как убийства, изнасилования, получение взятки, а также все дела о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями и должностными лицами органов внутренних дел, налоговой полиции, таможенных органов, учреждений органов уголовно-исполнительной системы, а также по уголовным делам о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью. В составе прокуратуры имеется военная прокуратура, следователи которой расследуют дела о преступлениях, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил РФ, другими лицами, приравненными по своему правовому положению к военнослужащим, сотрудниками Федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки.

В следственный аппарат прокуратуры входят:

* главное следственное управление Генеральной прокуратуры РФ, которое возглавляет работу по руководству следствием в органах прокуратуры, расследует дела о преступлениях особой важности;

* следственные управления (отделы) прокуратур субъектов РФ, осуществляющие те же функции, что и Главное следственное управление, но на определенной территории;

* следователи городских, районных и межрайонных прокуратур. Аналогично организован следственный аппарат в транспортной, военной прокуратуре и других специализированных прокуратурах.

Следователи Федеральной службы безопасности и ее органов расследуют дела о таких преступлениях, как терроризм, шпионаж, контрабанда, угон воздушного, водного судна или железнодорожного состава и др.

Структура следственного аппарата органов федеральной службы безопасности следующая:

* Следственное управление Федеральной службы безопасности РФ;

* следственные управления (отделы) в территориальных (краевых, областных и др.) органах безопасности;

* следственные управления (отделы) органов безопасности в Вооруженных Силах РФ, пограничных и внутренних войсках.

Следователи налоговой полиции расследуют дела об уклонении от уплаты налогов. Они производят предварительное следствие по делам о некоторых других преступлениях, если их расследование тесно связано с преступлениями, по которым возбуждено уголовное дело, и оно не может быть выделено в отдельное производством.

Следственный аппарат налоговой полиции состоит из двух звеньев:

* Главное следственное управление Федеральной службы налоговой полиции РФ, которое осуществляет организационно-методические функции в отношении нижестоящих подразделений, а также расследование особо сложных и важных дел;

* следственные управления (отделы) органов налоговой полиции субъектов Российской Федерации.

Надзор и контроль за деятельностью органов предварительного следствия

Надзор за законностью действий и решений следователей осуществляет прокуратура.

Правом процессуального контроля в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством обладают и начальники следственных отделов.

Они имеют право проверять уголовные дела, давать следователям обязательные для исполнения указания, которые в случае несогласия с ними следователь может обжаловать прокурору, и др.

УПК РСФСР понятие «начальник следственного отдела» распространил и на начальников вышестоящих подразделений следственных аппаратов прокуратуры, органов внутренних дел, налоговой полиции и Федеральной службы безопасности.

Ведомственный контроль осуществляют следователи контрольно-методических отделов вышестоящих следственных подразделений. По результатам проверки они составляют справку, которую представляют начальнику проверяемого следственного подразделения и своему непосредственному начальнику.

Судебный контроль за законностью предварительного следствия осуществляется в ходе рассмотрения уголовных дел, по которым осуществлялось предварительное следствие, а также при рассмотрении жалоб на применение меры пресечения в виде заключения под стражу.

К содержанию книги:   Правоохранительные органы

Правоохранительные органы  Правоохранительные органы Налоговая полиция

Обращения в правоохранительные органыОбращения в правоохранительные органы. Наряду со специализированными природоохранными органами существуют правоохранительные органы, www.bibliotekar.ruwww.bibliotekar.ru/ecologicheskoe-pravo-1/55.htm
Международные договоры Российской Федерации как правовая Органы государственной власти, осуществляющие установленные для них функции в сфере судопроизводства и правоохранительной деятельности, bibliotekar.rubibliotekar.ru/mezhdunarodnoe-pravo-2/77.htm
Общегосударственный контроль. Правовое регулирование 2) налоговый — осуществляют налоговые органы, налоговая полиция, таможенные и иные правоохранительные органы;. 3) банковский — контроль www.bibliotekar.ruwww.bibliotekar.ru/finansovoe-pravo-5/15.htm
ТАМОЖНЯ. Обжалование постановления таможенного органав сфере таможенного дела и постановление о направлении материалов в другие. правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении bibliotekar.rubibliotekar.ru/kodex-tamozhnya/49.htm
Правовая охрана особо охраняемых природных территорий задерживать нарушителей законодательства об особо охраняемых природных территориях и доставлять их в правоохранительные органы; bibliotekar.rubibliotekar.ru/ecologicheskoe-pravo-2/102.htm
Налоговая полиция призвана выявлять, предупреждать и пресе 2) налоговый — осуществляют налоговые органы, налоговая полиция, таможенные и иные правоохранительные органы … зав. кафедрой финансов, www.bibliotekar.ruwww.bibliotekar.ru/administrativnoe-pravo-6/252.htm
УЧРЕЖДЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ, БЮДЖЕТНЫЕК бюджетным назначения, органы государственного управления, системы национальной обороны, правоохранительные органы, судебные органы и др. bibliotekar.rubibliotekar.ru/kodex-11-22/186.htm
7.1. Счетная палата Российской ФедерацииСчетная палата РФ передает соответствующие материалы в правоохранительные органы. При проведении ревизии и проверок должностные лица bibliotekar.rubibliotekar.ru/finansovoe-pravo/9.htm
Органы государственной власти Российской Федерации Правоохранительные органы – это специализированные государственные структуры, назначением которых является охрана прав и свобод граждан, bibliotekar.rubibliotekar.ru/osnovy-prava-1/107.htm
Функции Российского государства. Под функциями государства г) правоохранительные органы — прокуратура, министерство внутренних дел , полиция, милиция, таможенные органы, нотариат. Каждый орган наделен

Источник: http://www.bibliotekar.ru/pravoohranitelnye-organy-2/44.htm

Статья 151. Подследственность

Что значит предварительное следствие в органах внутренних дел

Новая редакция Ст. 151 УПК РФ

1. Предварительное расследование производится следователями и дознавателями.

2. Предварительное следствие производится:

1) следователями Следственного комитета Российской Федерации — по уголовным делам:

а) о преступлениях, предусмотренных статьями 105 — 110.2, 111 частью четвертой, 120, 126, 127 частями второй и третьей, 127.1 частями второй и третьей, 127.2 частями второй и третьей, 128, 131 — 149, 151.2, 169, 170.1, 171.2, 172.1, 172.3, 185 — 185.6, 194 частями третьей и четвертой, 198 — 199.4, 200.4, 200.

5, 200.6, 201, 201.1, 204, 204.1, 205 — 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 208 — 212.1, 215, 215.1, 215.3 частями второй — пятой, 216 — 217.2, 227, 235.1, 237, 238, 238.1, 239, 240.1, 242.1, 242.

2, 246 — 249, 250 частями второй и третьей, 251 частями второй и третьей, 252 частями второй и третьей, 254 частями второй и третьей, 255, 258.1 частями второй, второй.1, третьей и третьей.1, 263, 263.1, 270, 271, 271.1, 279, 282 — 282.3, 284.1, 285 — 291.

1, 292 — 293, 294 частями второй и третьей, 295, 296, 298.1 — 305, 317, 318, 320, 321, 327.2, 328, 330.1, 330.2, 332 — 354.1 и 356 — 361 Уголовного кодекса Российской Федерации;

б) о преступлениях, совершенных лицами, указанными в статье 447 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части третьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их профессиональной деятельностью;

в) о преступлениях, совершенных должностными лицами Следственного комитета Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части третьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью;

г) о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних;

2) следователями органов федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 189, 200.1 частью второй, 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 208, 211, 215.

4 частью второй пунктом «б», 217.1, 226.1, 229.1, 274.1, 275 — 281, 283, 283.1, 284, 322 частью третьей, 322.

1 частью второй, 323 частью второй, 355, 359 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации;

3) следователями органов внутренних дел Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 111 частями первой — третьей, 113, 114, 117 частями второй и третьей, 122 частями третьей и четвертой, 123 частью третьей, 124, 127.1, 127.

2, 150 частями второй и третьей, 151 частями второй и третьей, 158 частями второй — четвертой, 159 частями второй — седьмой, 159.1 частями второй — четвертой, 159.2 частями второй — четвертой, 159.3 частями второй — четвертой, 159.5 частями второй — четвертой, 159.

6 частями второй — четвертой, 160 частями второй — четвертой, 161 частями второй и третьей, 162, 163 частями второй и третьей, 164, 165 частью второй, 166 частями второй — четвертой, 167 частью второй, 171 частью второй, 171.1 частями первой.1, второй, четвертой и шестой, 171.3, 172, 172.2, 173.1, 173.2, 174, 174.

1, 175 частью третьей, 176, 178, 179, 180 частями третьей и четвертой, 181 частью второй, 183, 184, 186, 187, 191, 191.1 частью третьей, 192, 193, 193.1, 195 — 197, 200.1 частью второй, 200.2, 200.3 частью второй, 201, 202, 205, 206, 207 частями второй, третьей и четвертой, 208 — 210.1, 212.1, 213 частями второй и третьей, 215.2, 215.3, 217.

1, 219 частями второй и третьей, 220 частями второй и третьей, 221 частями второй и третьей, 222 частями второй и третьей, 222.1 частями второй и третьей, 223 частями второй и третьей, 223.1, 225 — 227, 228 частями второй и третьей, 228.1, 228.4, 229, 229.1, 230 частями второй и третьей, 230.1 частью третьей, 230.

2 частью второй, 231 частью второй, 232 частями второй и третьей, 234 частями второй и третьей, 234.1 частями второй и третьей, 235, 236, 240 частями второй и третьей, 241 частями второй и третьей, 243 частью второй, 243.2 частью третьей, 243.

3 частью второй, 245 частью второй, 259, 260 частями второй и третьей, 261 частями третьей и четвертой, 264, 266 частями второй и третьей, 267, 267.1, 268 частями второй и третьей, 272 — 274, 304, 313 частями второй и третьей, 322.1 частью второй, 325.1 частью второй, 327 частью второй, 327.1 частями второй — шестой и 330 частью второй Уголовного кодекса Российской Федерации;

4) утратил силу с 1 июля 2003 г.;

5) утратил силу.

3. Дознание производится:

1) дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации — по всем уголовным делам, указанным в части третьей статьи 150 настоящего Кодекса, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 3-6, 9 настоящей части;

2) утратил силу с 1 июля 2003 г.;

3) дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 253, 256 и частями первой и первой.1 статьи 258.1 (в части, касающейся преступлений, выявленных органами федеральной службы безопасности), частями первой и второй статьи 322 и частью первой статьи 323 Уголовного кодекса Российской Федерации;

4) дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 157 и 177, частью первой статьи 294, статьей 297, частью первой статьи 311, статьями 312 и 315 Уголовного кодекса Российской Федерации;

5) утратил силу;

6) дознавателями органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 168, частью первой статьи 219, частями первой и второй статьи 261 Уголовного кодекса Российской Федерации;

7) следователями Следственного комитета Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью третьей статьи 150 настоящего Кодекса, совершенных лицами, указанными в подпунктах «б» и «в» пункта 1 части второй настоящей статьи;

8) утратил силу;

9) дознавателями таможенных органов Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 194 частями первой и второй, 200.1 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации.

4. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 215.4 частью второй пунктом «б», 275, 276, 283, 283.1 и 284 Уголовного кодекса Российской Федерации, в совершении которых обвиняются лица, указанные в подпункте «в» пункта 1 части второй настоящей статьи, предварительное следствие производится следователями органов федеральной службы безопасности.

5. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 146, 158 частями третьей и четвертой, 159 частями второй — седьмой, 159.1 частями второй — четвертой, 159. 2 частями второй — четвертой, 159.3 частями второй — четвертой, 159.5 частями второй — четвертой, 159.

6 частями второй — четвертой, 160 частями второй — четвертой, 161 частями второй и третьей, 162, 171 частью второй, 171.1 частями первой.1, второй, четвертой и шестой, 172, 172.2, 173.1, 173.2, 174, 174.1, 176, 183, 187, 190, 191, 192, 193, 193.1, 194 частями первой и второй, 195 — 197, 200.1 частью первой, 200.

2, 201, 201.1, 202, 205.4, 205.5, 206, 207 частями третьей и четвертой, 208 — 210.1, 215.4 частью второй пунктом «а», 222 частями второй и третьей, 222.1 частями второй и третьей, 223 частями второй и третьей, 223.1, 226 частями второй — четвертой, 226.1, 228 частями второй и третьей, 228.1, 228.4, 229.1, 234.

1 частями второй и третьей, 239, 243 частью второй, 243.2 частью третьей, 243.3 частью второй, 263.1, 272 — 274.1, 282.1 — 282.3, 284.1, 285, 285.4, 286, 308, 310, 327 частью второй и 327.

1 частями второй и четвертой Уголовного кодекса Российской Федерации, предварительное следствие может производиться также следователями органа, выявившего эти преступления.

6. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 150, 205.6, 285.1, 285.2, 306 — 310, 311 частью второй, 316 и 320 Уголовного кодекса Российской Федерации, предварительное следствие производится следователями того органа, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело.

7. При соединении в одном производстве уголовных дел, подследственных разным органам предварительного расследования, подследственность определяется прокурором с соблюдением подследственности, установленной настоящей статьей.

8. Споры о подследственности уголовного дела разрешает прокурор.

Источник: http://upkodeksrf.ru/ch-2/rzd-8/gl-21/st-151-upk-rf

Подследственность (ст. 151 УПК РФ).: Подследственность — это совокупность установленных в законе правил,

Что значит предварительное следствие в органах внутренних дел
Подследственность — это совокупность установленных в законе правил, которые позволяют определить принадлежность уголовного дела к компетенции следователя или дознавателя определенного ведомства. Принадлежность эта обусловлена квалификацией преступления, по признакам которого возбуждено уголовное дело.

В отдельных случаях, прямо указанных в законе, подследственность зависит от должностного положения лица, в отношении которого ведется предварительное расследование.

Согласно родовой (предметной) подследственности предварительное следствие осуществляют следователи: Следственного комитета при прокуратуре РФ; органов федеральной службы безопасности; органов внутренних дел Российской Федерации; органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Предварительное расследование в форме дознания согласно данному виду подследственности осуществляют дознаватели различных органов дознания, указанные в ч. 3 ст. 151 УПК РФ.

Следователи Следственного комитета при прокуратуре РФ осуществляют предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, указанных в п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ.

В основном это уголовные дела о преступлениях, представляющих наибольшую общественную опасность, в частности об убийствах, изнасилованиях, о преступлениях против политических, социальных, личных прав и свобод человека и гражданина, уголовные дела о терроризме, бандитизме, организации незаконных вооруженных формирований, массовых беспорядков.

208 Глава 12. Предварительное расследование

Следователи органов федеральной службы безопасности осуществляют предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, указанных в п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК РФ.

Это уголовные дела о преступлениях против государственной безопасности (государственная измена, шпионаж и др.

); ряде преступлений, совершенных в сфере экономической деятельности, против общественной безопасности (терроризм и др.).

Следователи органов внутренних дел Российской Федерации проводят предварительное следствие по основной массе уголовных дел. Это уголовные дела о причинении тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, истязаниях, кражах, грабежах, разбоях, мошенничестве, другие дела о преступлениях в сфере экономической деятельности и т. д.

Следователи органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ осуществляют предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, указанных в п. 5 ч. 2 ст. 151 УПК РФ, т. е. тех, которые связаны с профилем деятельности данных органов.

Дознание по всем уголовным делам, требующим расследования в этой форме, производится согласно п. 1 ч. 3 ст.

151 УПК РФ дознавателями органов внутренних дел, за исключением дел, по которым дознание производится дознавателями: а) пограничных органов федеральной службы безопасности (п. 3 ч. 3); б) органов службы судебных приставов (п. 4 ч.

3); в) органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы (п. 6 ч. 3). Дознаватели органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ производят дознание по уголовным делам о преступлениях, указанных в п. 8 ч. 3 ст.

151 УПК, — это преступления небольшой тяжести, связанные с незаконным изготовлением, приобретением, хранением, сбытом наркотических средств или психотропных веществ, и некоторые другие им подобные деяния.

Персональная (субъектная) подследственность зависит от личности или должностного положения лиц, относительно которых имеются сведения как о совершивших преступление.

Так, следователи Следственного комитета при прокуратуре РФ согласно ч. 2 ст.

151 УПК РФ осуществляют предварительное следствие по уголовным делам (независимо от квалификации преступления) в отношении: 1) лиц, указанных в ст. 447 УПК РФ, т. е.

в отношении депутатов, прокуроров, следователей, адвокатов, некоторых других должностных лиц, названных в данной статье; 2) должностных лиц правоохранительных

§ 2. Общие условия предварительного расследования 209

органов, военнослужащих, некоторых других лиц, названных в подп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ. Также следователи прокуратуры расследуют преступления, совершенные иными лицами в отношении сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих, ряда других лиц в связи с их служебной деятельностью.

Альтернативная подследственность — это правило, в соответствии с которым предварительное следствие по определенным категориям преступлений может осуществляться следователем органа, выявившего эти преступления. Перечень таких составов содержится в ч. 5 ст. 151 УПК РФ (квалифицированные кражи, мошенничество, незаконная банковская деятельность, контрабанда, злоупотребление должностными полномочиями и др.).

Подследственность по связи уголовных дел установлена для преступлений, названных в ч. 6 ст. 151 УПК РФ.

По этим уголовным делам предварительное следствие производит следователь того органа, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее дело.

Это уголовные дела о злоупотреблениях должностным положением, получении взятки, заведомо ложном доносе и др.

Споры о подследственности уголовного дела разрешает прокурор (ч. 8 ст. 151 УПК РФ).

Источник: https://lib.sale/ugolovnyiy-protsess-uchebnik/podsledstvennost-151-upk.html

Органы предварительного расследования

Что значит предварительное следствие в органах внутренних дел

Предварительное расследование представляет собой урегулированную нормами уголовно-процессуального права деятельность уполномоченных государственных органов и должностных лиц по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях раскрытия преступлений, привлечения лиц, их совершивших, к уголовной ответственности, обеспечения возмещения вреда, причиненного в результате совершенного преступления.

Предварительное расследование начинается с момента возбуждения уголовного дела и принятия его следователем, дознавателем к своему производству, заканчивается составлением обвинительного заключения (обвинительного акта) и направлением его прокурору для утверждения и передачи в суд.

Расследование называется предварительным потому, что все выводы, сделанные при производстве предварительного следствия и дознания о виновности и доказанности виновности лица в совершении преступления, не являются для суда обязательными.

Суд не связан выводами органов предварительного расследования и принимает решение после исследования в ходе судебного следствия доказательств, представленных сторонами, основываясь при этом на нормах материального и процессуального права, своей совести и личного убеждения.

Предварительное расследование является формой досудебного производства по уголовным делам. УПК предусматривает, что расследование по уголовному делу должно осуществляться в форме предварительного следствия или дознания.

Основной формой расследования по уголовно-процессуальному законодательству является предварительное следствие.

Оно обязательно по делам: о наиболее опасных преступлениях; о преступлениях, совершенных лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту; лицами, заболевшими душевной болезнью после совершения преступления; а также по делам об общественно опасных деяниях невменяемых. Предварительное следствие может вестись и по делам, отнесенным к компетенции органов дознания, если прокурор признает это необходимым.

Предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела.

В этот срок включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.

В срок предварительного следствия не включается время на обжалование следователем решения прокурора в случае, предусмотренном п. 2 ч. 1 ст. 221 У П К, а также время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено по основаниям, предусмотренным законом.

Срок предварительного следствия может быть продлен до трех месяцев руководителем следственного органа по району, городу или приравненным к нему руководителем специализированного следственного органа, в том числе и военного.

По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту РФ и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями до 12 месяцев.

Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета РФ, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.

Предварительное следствие ведет специально на то уполномоченное государством лицо – следователь. УПК возлагает производство предварительного следствия на следователей СК РФ, следователей органов внутренних дел (ОВД), следователей Федеральной службы безопасности (ФСБ России) и Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России).

Предварительное следствие ведется одним следователем, наделенным законом необходимыми полномочиями. Однако в случае сложности или большого объема производство предварительного следствия по уголовному делу может быть поручено следственной группе.

Решение о производстве предварительного следствия следственной группой принимает руководитель следственного органа. К работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Следователь – это должностное лицо, единственной функцией которого является деятельность по собиранию и исследованию доказательств, установлению факта преступления и лица, виновного в его совершении.

В отличие от следователя орган дознания выполняет целый ряд взаимосвязанных функций (задач). Так, основной функцией органа дознания является оперативно-розыскная деятельность, которая не имеет процессуального характера. Выполняет орган дознания и функции в сфере административной деятельности, а также по охране общественного порядка.

Наконец, дознание по уголовно-процессуальному законодательству РФ – одна из форм предварительного расследования. Процессуальные акты органа дознания в пределах его компетенции имеют такое же юридическое значение, как и акты следователя, а материалы законченного расследованием уголовного дела служат основанием для рассмотрения дела в суде.

Предварительное расследование в форме дознания производится по уголовным делам, не представляющим большой степени общественной опасности и, как правило, не представляющим большой сложности в собирании доказательств виновности лица в совершении преступления.

Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. Этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток.

В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен прокурором района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до шести месяцев.

В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о международной правовой помощи, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта и приравненного к нему военным прокурором до 12 месяцев.

По окончании дознания дознаватель составляет обвинительный акт, который утверждается начальником органа дознания. Материалы уголовного дела вместе с обвинительным актом направляются прокурору для утверждения и затем в суд.

Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. Следователь уполномочен:

  • – возбуждать уголовное дело;
  • – принимать уголовное дело к своему производству или передавать его прокурору для направления по подследственности;
  • – самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с требованиями УПК требуется получение судебного решения;
  • – давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, исполнении постановлений о задержании, приводе, аресте, производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;
  • – осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК.

В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

Руководитель следственного органа осуществляет как организационно-распорядительные функции, в силу возложенных на него должностных обязанностях, так реализует и процессуальные полномочия. Так, в соответствии с УПК руководитель следственного органа уполномочен:

  • – поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству;
  • – проверять материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя;
  • – давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения;
  • – давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
  • – отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК;
  • – отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном УПК;
  • – возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования и др.

Указания начальника следственного отдела по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем, но могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного органа.

Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, а также производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению.

При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного отдела.

К органам дознания в соответствии с УПК относятся:

  • 1) органы внутренних дел РФ и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;
  • 2) органы Федеральной службы судебных приставов;
  • 3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
  • 4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Кроме того, возбуждение уголовного дела в порядке, установленном ст. 146 УПК, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также:

  • 1) на капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;
  • 2) руководителей геологоразведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;
  • 3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации – по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

На органы дознания возлагаются следующие полномочия:

  • – производить дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно;
  • – выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

Полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя начальником органа дознания. Однако в соответствии с требованиями УПК не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

Дознаватель наделен следующими полномочиями:

  • – самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение;
  • – осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК.

Указания прокурора и начальника органа дознания обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора– вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения.

Источник: https://studme.org/95380/pravo/organy_predvaritelnogo_rassledovaniya

2.2.4 Органы, осуществляющие предварительное следствие, и их компетенция

Что значит предварительное следствие в органах внутренних дел

Другой формой предварительного расследования является предварительное следствие.

Данная форма предварительного расследования представляет собой досудебную стадию уголов­ного судопроизводства, на которой следователь, осу­ществляют деятельность по собиранию, проверке и оценке до­казательств, на основании которых устанавливаются имеющие значения для дела обстоятельства.

Целью проведения предва­рительного следствия является быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение и привлечение в качестве обвиня­емых лиц, их совершивших, принятие мер по пресечению пре­ступлений, выявление причин и условий, им способствовавших, а также обеспечение возмещение ущерба, причиненного пре­ступлением.

Предварительное следствие производят:

· следователи следственного комитета при прокуратуре РФ;

· следователи органов внутренних дел;

· следователи органов Федеральной службы безопасности РФ;

· следователи Федеральной службы РФ по незаконному обороту наркотиков и психотропных веществ.

Предварительное следствие мо­жет производиться и начальником следственного отдела, об­ладающим при этом в полном объеме всеми полномочиями следователя.

При производстве предварительного следствия необходи­мо учитывать, какие уголовные дела подследственны соответ­ствующим следователям. Само понятие подследственности представляет собой систему указанных в законе юридических признаков

дела и характеристик органов расследования, в со­вокупности позволяющих определить орган, который полно­мочен расследовать конкретное уголовное дело. Так, при про­изводстве предварительного следствия выделяют признаки подследственности:

· предметный (родовой);

· территориальный (местный);

· персональный (личный).

Предметный признак позволяет определить подследствен­ность в соответствии с характером и степенью опасности со­вершенного преступления.

Территориальный признак служит разграничению подследственности между одноименными орга­нами расследования в зависимости от границ обслуживаемой ими территории.

Персональный признак определяет подслед­ственность с учетом личных характеристик субъекта преступления. Различают также факультативные признаки подслед­ственности: альтернативный и по связи расследуемых дел.

Следователи прокуратуры исходя из родового признака подследственности расследуют уголовные дела, как правило, об особо тяжких и тяжких преступлениях.

Это преступление против жизни, здоровья, свободы человека, половой неприкосновенности, конституционных прав и свобод человека гражданина.

Им подведомственны дела о терроризме, другие дела о наиболее опасных преступлениях и имеющих повышенное общественное значение, а именно против общественной безопасности, общественного порядка, здоровья населения общественной нравственности, экологической безопасности, безопасности движения и эксплуатации отдельных видов транспорта, государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, против правосудия, против порядка управления, против военной службы и против мира и безопасности человечества.

Следователям органов ФСБ РФ подследственны уголовные дела о таких преступлениях, которые посягают на основы кон­ституционного строя РФ, безопасность государства, а также не­которые преступления против экономической безопасности государства:

· контрабанда с квалифицирующими признаками;

· незаконный экспорт технологий, научно-технической инфор­мации, услуг, сырья, материалов и вооружения, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и во­енной техники;

· терроризм, организация незаконного воору­женного формирования и участие в нем;

· угон судна воздушного или водного транспорта, железнодорожного подвижного соста­ва и др.

Следователям органов внутренних дел подследственны дела, которые неподве­домственны другим органам следствия.

Это преступления про­тив здоровья, против семьи и несовершеннолетних, против собственности, ряд преступлений в сфере экономической дея­тельности и др.

Закон наделяет следователя широким кругом полномочий. Так, следователь при наличии поводов и оснований с согласия прокурора может возбудить уголовное дело, вынеся об этом со­ответствующее постановление. Кроме этого, следователь, при­нявший уголовное дело к своему производству и вынесший об этом постановление, вправе применить соответствующие меры уголовно-процессуального принуждения:

· задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, до 48 часов;

· при­менение соответствующих мер пресечения;

· привод лица;

· взя­тие обязательства о явке;

· отстранение от должности и др.

Помимо этого, следователь обязан выполнить все указания надзирающего за данным уголовным делом прокурора, который дает ему указания в письменном виде. Но при этом следователь может не согласиться с указаниями прокурора и в письменном виде изложить свои возражения вышестоящему прокурору.

Следователь является процессуально независимым лицом, и его полномочия носят властный характер. Он имеет право в Рамках уголовного дела давать письменные указания органам Дознания о производстве оперативно-розыскных действиях по конкретному уголовному делу.

Следователями могут быть лица, имеющие гражданство Российской Федерации, высшее юридическое или иное специальное образование и обладающие необходимыми про­фессиональными и моральными качествами, а также способ­ные по состоянию здоровья выполнять возложенные обязан­ности.

Источник: http://libraryno.ru/2-2-4-organy-osuschestvlyayuschie-predvaritel-noe-sledstvie-i-ih-kompetenciya-pravooxr/

Юрист Воеводин
Добавить комментарий