Что является предметом преступного посягательства при получении взятки

Содержание
  1. Статья 290 УК РФ определяет признаки данного состава преступления как получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.. Применительно к данному составу уголовно — правовой доктриной выработано понятие предмета взятки, которое использовалось при составлении Постановления Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000
  2. Способ совершения взяточничества как элемент криминалистической
  3. Методика расследования взяточничества
  4. Статья 290. Получение взятки

Статья 290 УК РФ определяет признаки данного состава преступления как получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.. Применительно к данному составу уголовно — правовой доктриной выработано понятие предмета взятки, которое использовалось при составлении Постановления Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000

Что является предметом преступного посягательства при получении взятки

Уголовное право.Общая часть. Учебник / Под ред. Н.И. Ветрова,Ю.И. Ляпунова. М., 1997. С. 188.Необходимым иглавным существенным признаком предметапреступления является не его материальныйхарактер, а наличие устойчивойкачественной связи с объектом преступногопосягательства, способность быть основой,поводом, проявлением определенных сторон,свойств общественного отношения.

Предмет преступления — это то, на чтонепосредственно воздействует преступник,причиняя вред или ставя под угрозупричинения такого вреда охраняемымобщественным отношениям. При этом предметимеет тесную связь с объектом преступления.

Предмет преступления необходиморассматривать как систему качеств, каксовокупность сторон общественногоотношения, воздействуя на которую субъектизменяет данное общественное отношение иэтим причиняет социально опасный вред.

Уголовно — правовое значение предметапреступления определяется в первую очередьне его физическими свойствами, а характероми содержанием выражающихся в немобщественных отношений. ———————————

Коржанский Н.И.Объект и предмет преступления. М., 1980. С. 21.
Кудрявцев В.Н. О соотношении предметаи объекта преступления по советскомууголовному праву.

Труды Военно -юридической академии. М., 1951. Вып. 13. С. 66.Если деньги, ценные бумаги, иное имуществоили выгоды имущественного характера такимобразом имеют уголовно — правовое значение,какое содержание они имеют в общественныхотношениях, охраняемых главой 30 УК РФ?

Всодержание общественных отношений,составляющих объект должностныхпреступлений, входит ряд обязательныхэлементов.

К ним относятся: а) конкретныйпредмет общественного отношения,являющийся определенным видомматериального либо нематериального блага(интересы личности, органа государства,выраженные в отношениях междугосударственными органами и их служащими всфере государственно — служебнойдеятельности, отношения междупредставителями органов власти игражданами, здоровье, жизнь людей, ихматериальные интересы и т.

д.); б) участники(субъекты) общественных отношений, междукоторыми складываются, устанавливаютсяопределенные связи, отношения по поводуразличных интересов (служба в учреждении,организации, отношения междугосударственным органом и его служащими,между представителем власти и гражданином)в) социальные связи между их субъектами(служащие, органы власти, должностные лица,физические, юридические лица) .

———————————

См.: Динека В.И.Преступления против государственнойвласти, интересов государственной службы ислужбы органов местного самоуправления. М.:ЮИ. С. 125.Видовым объектом получениявзятки являются общественные отношения поповоду государственной власти, интересовгосударственной службы и службы в органахместного самоуправления.

Но вместе с этимнеобходимо учитывать, что непосредственныйобъект ст. 290 УК РФ имеет своииндивидуальные особенности, которыепроявляются при совершении конкретногопреступления.

Предметом общественныхотношений, входящих в непосредственныйобъект получения взятки, являются интересыгосударства, выраженные в отношениях поповоду выполнения государственнымислужащими должностных обязанностей лишь заплату, предоставляемую государством.

Статус должностного лица предполагаетдобросовестное, надлежащее в рамкахсоблюдения интересов службы выполнениесвоих обязанностей, то есть исключаетзлоупотребление и превышение полномочий.При этом, поступив на службу, должностноелицо не вправе заниматься другими видамидеятельности, кроме научной,преподавательской и иной творческой.

Государство тем самым установило единыйисточник дохода, кроме дохода отвышеназванных видов деятельности, длядолжностных лиц — материальное обеспечениев форме должностного оклада и иных доплат, аполучение прибыли от деятельности внегосударственной службы неправомерно.Следовательно, государство заинтересованов установлении единого режима полученияприбыли должностными лицами. Таким образом,ст.

290 охраняются, прежде всего,общественные отношения, связанные спорядком получения должностными лицамивыгоды от государственной службы. Вместе стем она запрещает использованиедолжностного положения в корыстных целях.

Значит, непосредственным объектомполучения взятки являются общественныеотношения, складывающиеся междугосударством и должностным лицом по поводуисполнения должностных обязанностей винтересах государственной службы лишь заплату, предоставляемую государством.

Государство в данном случае являетсяработодателем для должностных лиц, и онозаинтересовано в надлежащем исполнениипоследними своих обязанностей. Государствоиспользует при этом как правовые, так инеправовые методы. Неправовые заключаютсяв обеспечении достойного социальногоблагосостояния должностных лиц и подборекандидатур, отвечающих морально -нравственным требованиям отношения кслужбе.

Правовые методы являются гарантомнадлежащего исполнения должностнымилицами своих служебных обязанностей, ибозаключаются в установлении юридическойответственности за злоупотребление ипревышение полномочиями.

Такимобразом, непосредственным объектомполучения взятки являются складывающиесямежду государством и должностным лицомобщественные отношения по поводувыполнения государственными служащимидолжностных обязанностей лишь за плату,предоставляемую государством, что являетсягосударственным интересом, которыйобеспечивается установлением рядасоциальных связей как правового, так инеправового характера.

Это являетсяглавным отличием непосредственногообъекта ст. 290 от объектов иных составов гл.30 УК РФ, скажем, ст. 285 или 286. Деньги, иноеимущество не могут определять содержаниеотношений в сфере осуществлениягосударственной службы.

Преступномувоздействию подвергается установленныйнормативно — правовыми актами порядокдеятельности должностных лиц по исполнениювозложенных на них полномочий, но не деньги,иное имущество, выгоды имущественногохарактера.

Определение предметапреступления, приведенное в учебнике поуголовному праву под редакцией Н.И. Ветрова,Ю.И.

Ляпунова, предусматривает егоизменение в результате преступноговоздействия (хотя существуют исключения,например, «предмет преступления не всегдатерпит изменение, иногда он сохраняется»). ———————————

Уголовноеправо. Общая часть. Учебник / Под ред. Н.И.Ветрова, Ю.И. Ляпунова. М., 1997. С. 188.

Какимже образом видоизменяется предмет взятки?

Наличие преступного воздействияпредполагает не только фактическоеизменение предмета, но и присутствиеобщественно опасной направленности состороны преступника. В данном случае этоподтверждает не только связь объекта ипредмета преступления, но и являетсяосновным критерием разграниченияпреступлений, имеющих сходный предметпосягательства.

При получении взяткидеяние должностного лица не направлено наобщественно опасное воздействие вотношении денег, ценных бумаг, иногоимущества или выгод имущественногохарактера, а следовательно, они не меняютсвоих свойств. Напротив, они выполняют своитрадиционные функции оплатыобязательственного действия,следовательно, не испытывают на себепреступного воздействия.

Конечно же, ониявляются средством достижения преступногорезультата, но это не основание причислятьденьги, ценные бумаги, иное имущество,выгоды имущественного характера к предметупреступления. «Предмет посягательствапредставляет собой цель, ради которойсовершается преступление» . ———————————

Уголовное право.Общая часть. Учебник / Под ред. Н.И. Ветрова,Ю.И. Ляпунова. М.

, 1997. С. 188.Таким образом,деньги, иное имущество, выгодыимущественного характера не обладаютспособностью быть основой, поводом,проявлением определенных сторон, свойствобщественных отношений, складывающихсямежду государством и должностным лицом.

Интересы государства, связанные сисполнением служебных обязанностей лишь зафиксированную плату — материальноеобеспечение должностного лица,подвергаются общественно опасномувоздействию со стороны получателя взятки.

Деньги, иное имущество, выгодыимущественного характера являются лишьсредством преступного влияния надолжностных лиц с целью совершениязлоупотреблений и превышений полномочий винтересах лиц, их предоставляющих. Значит,объект получения взятки не содержитпредмета как факультативного признака.

Суголовно — правовой позиции нелогичноназывать имущество, выгоды имущественногохарактера предметом взятки, исходя изположений Общей части о предметепреступления и основных принциповпостроения Особенной части Уголовногокодекса. Они являются стимулирующимсредством незаконной деятельностидолжностных лиц.

Понимание денег какформа выражения не вызывает затруднений, кним относится национальная и иностраннаявалюта.

Что касается ценных бумаг, то всоответствии со статьей 143 ГК РФ к нимотносятся: государственная облигация,облигация, вексель, чек, депозитный исберегательный сертификаты, банковскаясберегательная книжка на предъявителя,коносамент акция, приватизационные ценныебумаги и другие документы, которые законамио ценных бумагах или в установленном имипорядке отнесены к числу ценных бумаг.

Приэтом необходимо отметить, что среди ценныхбумаг наиболее часто в качествевознаграждения используются ордерные иценные бумаги на предъявителя. Иноеимущество включает в себя все видыдвижимого имущества. Не имеет при этомзначения, может ли конкретная вещьнаходиться в гражданском обороте, изъята изнего или ограничена в нем законом.

В двухпоследних ситуациях потребуетсядополнительная квалификация, например, пост. 191 (незаконный оборот драгоценныхметаллов, природных драгоценных камней илижемчуга), ст. 220 (незаконное обращение сядерными материалами или радиоактивнымивеществами), ст.

222 (незаконное приобретение,передача, сбыт, хранение, перевозка илиношение оружия, его основных частей,боеприпасов, взрывных веществ и взрывныхустройств) или ст. 228 УК РФ (незаконноеизготовление, приобретение, хранение,перевозка, пересылка либо сбытнаркотических средств и психотропныхвеществ).

Относительно недвижимогоимущества представляется, что далеко не всеего виды могут реально выступать в качествевознаграждения. Согласно ст. 130 ГК РФ кнедвижимым вещам относятся земельныеучастки недр, обособленные водные объекты ивсе, что прочно связано с землей, в том числелеса, многолетние насаждения, здания,сооружения.

Недвижимым имуществомсчитаются также подлежащиегосударственной регистрации воздушные иморские суда, суда внутреннего плавания,космические объекты. Если некоторые видыземельных участков, некоторые здания,сооружения, отдельные воздушные и морскиесуда и т.д.

могут находиться в частнойсобственности и, соответственно, могутслужить предметом взяточничества, токосмические объекты, леса, многолетниенасаждения, участки недр, воды и т.п.исключены из гражданского оборота ипоэтому едва ли могут быть переданы вкачестве незаконного вознаграждениядолжностному лицу . ———————————

Лопашенко Н.А.Взяточничество: проблемы квалификации. С.106.В отношении понятия «выгодимущественного характера» в доктринеуголовного права существует множестворазногласий. Его можно определить в узком ишироком смысле. Традиционное (в узкомсмысле) их понимание дается ПленумомВерховного Суда Российской Федерации вПостановлении от 10 февраля 2000 N 6 «О судебнойпрактике по делам о взяточничестве икоммерческом подкупе»: «Под выгодамиимущественного характера следует понимать,в частности, занижение стоимостипередаваемого имущества приватизируемыхобъектов, уменьшение арендных платежей,процентных ставок за пользованиебанковскими ссудами».

Выгода вшироком смысле предполагает получениевсякого рода предложений по оказанию услуги выполнению работ, а также иных действийматериального характера. «Оказанием услуг ивыполнением работ являются действия,экономический результат которых различен взависимости от того, в какой формевыражается результат этой деятельности, атакже в зависимости от того, может ли бытьгарантирован ее положительный результат». К иным действиям материальногохарактера можно отнести, например,включение в коллектив авторов дляполучения гонорара, предоставлениефиктивных дипломов, оформление трудовыхкнижек, удостоверений и т.п. ———————————

В толковом словареВ. Даля под словом «выгода» понимается»польза, барыш или прибыль». В. Даль. Толковыйсловарь живого великорусского языка. Т. 1: А -З. М., 1994. С. 694.
Гражданское право. Том2. Учебник. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К.Толстого. М., 2000. С. 541.
Законодательспециально подчеркивает их материальнуюокраску. Однако в теории существуют идругие позиции. Так, Т.В. Кондрашоваполагает, что «вручение должностному лицудокументов (например, фиктивных дипломов,оформление трудовых книжек, удостоверенийи т.п.) следует расценивать как взятку». Обоснование этой позиции дается в другойработе и состоит в следующем: «Получениеподобных предметов в конечном итогепреследует корыстную цель и приноситимущественную выгоду». С данной позициейне соглашается Н.Л. Лопашенко, мотивируя этотем, что «имущественная выгода не зависит отвручающего такое незаконноевознаграждение, что совершенно обязательнодля наличия в действиях виновного составадачи взятки». В данном примере необходимозаострить внимание не на тех выгодах,которые позволяют получить фиктивныедипломы и т.д., а на их самостоятельнойценности. Эти вещи имеют свою неофициальнуюстоимость, что подтверждает ихматериальную окраску. Причем стоимостьдолжна быть значительной , что позволитполучение фиктивных документовквалифицировать по статье 290 УК РФ. Что жекасается определения их стоимости, тоданная проблема сродни другой спорнойситуации по поводу рассмотрения оказаниясексуальных услуг в качестве выгодыимущественного

Источник: https://www.lawmix.ru/comm/4249/17395

Способ совершения взяточничества как элемент криминалистической

Что является предметом преступного посягательства при получении взятки

Способ совершения взяточничества как элемент криминалистической ХАРАКТЕРИСТИКИ

Екатерина Германовна ДЕСЯТНИЧЕНКО,

соискатель кафедры криминалистики Кубанского государственного аграрного университета

E-mail: mfc-zap@mail.ru

Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность;

оперативно-розыскная деятельность

Аннотация. Научная статья посвящена вопросам, касающимся способа совершения взяточничества как элемента криминалистической характеристики.

Ключевые слова и словосочетания, криминалистическая характеристика преступлений; взяточничество; судебно-следственная практика; подготовка, совершение и сокрытие преступления; местные органы, самоуправления; получение взятки; дача взятки; служебный подлог; злоупотребление должностными полномочиями; превышение должностных полномочий.

Annotation. This article focuses on scientific issues related to the method of committing bribery as part of the specifications criminology.

Key words and word combinations. criminological characteristics of crimes; bribery; judicial and investigative practice; preparation, commission and concealment of crimes; local governments; acceptance of bribe; giving a bribe; official forgery; abuse of official powers; abuse of power.

Рецензент и научный руководитель — Г.М. Меретуков, доктор юридических наук, профессор

Сточки зрения судебно-следственной практики, криминалистическая характеристика преступлений представляет собой накопление и переработку определенного опыта расследования того или иного вида преступлений или исследования моделей группы преступлений, вбирая в себя наиболее существенные их черты.

В этом случае предварительное следствие начинается не с «чистого листа», не путем экспериментирования, а по определенной схеме, которая разработана по результатам исследования подобных преступлений. Это позволяет вести следствие оптимальным, экономичным путем, достигая его положительных результатов наиболее эффективными и квалифицированными действиями.

К криминалистической характеристике взяточничества применить незыблемую систему элементов непросто. В частности, взяточничество в муниципальных управлениях сопровождается совершением таких преступлений, как служебный подлог, злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных пол-

номочий, причем в основном это связано с незаконным выделением земли, с выдачей разрешения на строительство и т.п.

К настоящему времени еще не накоплен значительный объем фактического материала, который бы указал на четкое содержание криминалистической характеристики анализируемой категории преступлений. Очевидным, по нашему мнению, является тот факт, что ведущая роль в криминалистической характеристике взяточничества принадлежит именно способу совершения преступления.

Под способом преступления, с точки зрения P.C. Белкина, понимается «система действий по подготовке, совершению и сокрытию преступления, детерминируемых условиями внешней среды и психофизиологическими свойствами личности»1.

К числу ведущих элементов криминалистической характеристики относится именно способ совершения преступления, а его установление «необходимо для правильного выдвижения версий и планирования предварительного расследования»2.

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2013

Более того, как отмечает А.П.

Резван, «способ совершения преступления в структуре криминалистической характеристики занимает особое место, так как он по своей «следовой» информативности действительно объединяет все четыре элемента: предмет преступного посягательства, обстоятельства совершения преступления, личность преступника и потерпевшего, а также обстоятельства, способствующие совершению преступления»3.

Г.Г. Зуйков, обосновывая приоритетное положение способа совершения преступления, отмечал, что «способ совершения преступления является необходимым элементом каждого преступного деяния, так как любое из них осуществляется посредством определенного поведения субъекта, намерения которого не могут быть реализованы иначе»4.

С нашей точки зрения, способ совершения преступления дает представление о деянии с качественной стороны, описывает присущие только ему (преступлению) черты, проявляющиеся в конкретной криминальной ситуации, что способствует выявлению, расследованию и раскрытию данного деяния, в частности взяточничества. Зная способ совершения взяточничества, можно установить лицо, его совершившее. В этом и заключается практическая значимость анализируемого понятия.

Из сказанного выше следует вывод о важности изучения и обобщения способов подготовки, совершения и сокрытия преступлений, причем способу подготовки и сокрытия взяточничества должно уделяться особое внимание, поскольку на сегодняшний день наблюдается значительная нехватка теоретических разработок в этой области.

Именно ввиду перечисленных ранее обстоятельств нами сделан особый акцент на исследовании подготовки и способа совершения, а также способа сокрытия следов взяточничества. Неоднозначным является и вопрос о соотношении способа сокрытия преступления со способом совершения преступного деяния.

Вместе с тем некоторые ученые-криминалисты (Е.В. Баранов, Г.Г. Зуйков, И.Ш. Жордания, Э.Д. Куранова, М.С. Уткин) пришли к выводу, что «сокрытие преступления надлежит включить в понятие способа совершения преступления»5.

В структуре криминалистической характеристики, как мы уже отмечали, способ совершения преступлений занимает особое место, объединяя «…по своей «следовой» информативности… предмет преступного посягательства, обстоятельства совершения преступления, личность преступни-

ка и потерпевшего, а также обстоятельства, способствовавшие совершению преступления»6.

С учетом изложенного следует отметить, что способ преступления, предусмотренный ст. 290 (получение взятки) и ст.

291 (дача взятки) УК РФ, характеризуется системой взаимосвязанных и взаимообусловленных действий по подготовке, совершению и сокрытию преступления, детерминированных свойствами личности преступника (групповым интересом — в случае совершения преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой), непосредственным предметом преступного посягательства с использованием соответствующих полномочий, возложенных на должностных лиц или служащих органов местного самоуправления.

Уяснению способа преступления как элемента его криминалистической характеристики должен предшествовать краткий уголовно-правовой анализ диспозиции статей 290 и 291 УК РФ. Указанное преступление, очевидно, может быть совершено путем активных либо пассивных действий.

Анализ уголовных дел по преступлениям, предусмотренным ст. 290 УК РФ, зарегистрированных на территории Краснодарского края, подтверждает, что все преступления совершаются в результате активных действий.

В ходе проведенного исследования нам удалось выяснить, за какие преступные действия подозреваемые получают взятки, а именно:

■ за покровительство при приватизации недвижимости (зданий, сооружений, квартир, обанкротившихся предприятий, организаций, различных ведомств и т.д.);

■ за согласие отвода земельного участка и предоставление права аренды земли;

■ за предоставление аренды «СТО» от Рыб-завода;

■ за оформление пакета документов на право торговли, предоставление места торговли;

■ за заключение договора по продаже части завода ОАО «Стройдеталь»;

■ за размещение наружной рекламы;

■ за оформление технического (кадастрового) паспорта на строение;

■ за содействие в заключении контракта между ООО «Контакт» и ООО «Догор-К»;

■ за предоставление аренды помещения;

■ за выдачу пакета документов на право собственности на недвижимость;

■ за оформление сделки купли / продажи недвижимости.

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2013

Как правило, представители местных органов самоуправления стараются создать видимость осуществления законной деятельности, заранее продумывают место и способ передачи взятки, систему защиты от информационного и фактического проникновения в определенный круг субъектов с тем, чтобы обеспечить конфиденциальность, отсутствие свидетелей / очевидцев.

Кроме того, они предпринимают всевозможные меры по сокрытию следов преступления — стремятся как можно быстрее разменять полученные в качестве подкупа деньги, приобрести на них какое-либо имущество, уничтожают управленческую документацию.

Способы преступления можно подразделить на несколько видов в зависимости от:

особенностей передачи взятки — без посредников и с посредниками;

по наличию или отсутствию давления со стороны получателя на лицо, передавшее взятку, — с вымогательством и без такового;

по характеру служебных действий (бездействия) взяткополучателя — совершение законных либо незаконных действий (бездействия) в пользу лица, передавшего взятку лицу, выполняющему функции в органах местного самоуправления.

Несмотря на применение преступниками различных способов сокрытия преступления, всегда остаются следы совершенных ими противоправных действий (бездействия).

Типичными следами при этом являются: материально-фиксированные следы (деньги, ценные предметы, сберегательные книжки, квитанции, управленческие, бухгалтерские и регистрационные документы, лицевые счета вкладчика, квитанции, протоколы заседаний, товарные ярлыки, фотографии, а также следы рук, ног, автомобиля, веществ на теле и одежде, образованные в результате контакта лица, осуществляющего управленческие функции в органах местного самоуправления, с предметом взятки, следы биологического происхождения);

идеальные следы — сведения, полученные от сослуживцев подозреваемого и потерпевшего, посредников и других участников коррупции, членов их семей, случайных свидетелей.

В процессе расследования квалифицированного взяточничества, других проявлений коррупции устанавливаются следующие обстоятельства:

■ имел ли место факт дачи / получения взятки должностным лицом;

■ что явилось предметом взятки, каков денежный эквивалент оказанной услуги или переданных ценностей, вещей;

■ сведения о лице, получившем взятку, о посредниках, в том числе о том, является ли получивший взятку должностным лицом, каков круг его служебных полномочий, характе

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источник: http://naukarus.com/sposob-soversheniya-vzyatochnichestva-kak-element-kriminalisticheskoy

Методика расследования взяточничества

Что является предметом преступного посягательства при получении взятки

Одним из наиболее опасных должностных преступлений является взяточничество. Уголовная ответственность за получение взятки, дачу взятки и посредничество в этом предусмотрена ст. 290, 291, 291.1 УК.

Предметом взятки могут быть деньги (российские и других государств, находящиеся в обращении на момент совершения преступления), ценные бумаги (чек, акция, вексель, облигация государственного займа, другие документы, которые законом о ценных бумагах отнесены к таковым), иное имущество, а также выгоды имущественною характера (безвозмездное предоставление взяткополучателю различных услуг, подлежащих оплате: строительство или ремонт дачи либо квартиры; организация туристических поездок внутри страны и за рубежом; повышение по службе; «продажа» дорогостоящего имущества за несопоставимо низкую цену по сравнению с реальной ценой и т.п.)

По договоренности сторон взятка может быть передана в любое время суток в любом месте.

Деньги, драгоценности обычно передаются на рабочем месте или в квартире одного из соучастников взяточничества, в автомашине, в нотариальных конторах, посреднических фирмах и учреждениях, когда взятка вуалируется под законную сделку, а также в других местах, где возможно незаметно получить взятку и скрыться.

Способы получения-дачи взятки определяются характером деятельности субъектов взяточничества, их профессиональным и криминальным опытом, спецификой предмета взятки и т.д.

Эти способы можно подразделить на несколько видов по следующим основаниям: а) по наличию или отсутствию посредничества во взяточничестве (с помощью посредника, без посредника); б) содержанию действий должностного лица, направленных на удовлетворение интересов взяткодателя (с совершением незаконных служебных действий (бездействия) или с совершением законных действий); в) наличию или отсутствию воздействия, побуждающего заинтересованное лицо к даче взятки (с вымогательством и без вымогательства); г) форме передачи взятки (с вуалированием под законную сделку, без вуалирования, бесконтактная передача взятки (например, по почте)).

Взяточничество – труднораскрываемое преступление, поскольку соучастники преступления принимают все меры к сокрытию следов преступной деятельности. Тем не менее следы преступления остаются.

Наиболее характерными являются идеальные, а также материально фиксированные следы: предметы взятки, их упаковка, ярлыки, товарные чеки, почтовые переводы, вклады в банках на счетах взяткополучателя, его родственников или близких, фото- и видеоматериалы, свидетельствующие о взаимных контактах субъектов взяточничества, служебная документация, отражающая действия взяткополучателя в пользу взяткодателя или подтверждающая его пребывание в месте, где им предположительно была получена взятка; следы рук, ног, автотранспорта, а также специальных веществ на теле и одежде взяткополучателя от контакта с предметом взятки.

Субъектом получения взятки может быть только должностное лицо. Взяткодателями могут быть физические лица, заинтересованные в скорейшем удовлетворении их интересов. В последние годы наблюдается тенденция к созданию организованных групп взяточников, их сближению с другими организованными преступными формированиями.

Взяточникам, главным образом получателям взятки, свойственны корысть, стяжательство, пренебрежительное отношение к нормативно установленному порядку осуществления возложенных на них служебных полномочий, поиск связей, способствующих их неправомерному обогащению, достижению других корыстных целей. Взяткополучатели, как правило, высокопрофессиональны, обладают хорошими организаторскими способностями, инициативны, коммуникабельны, что позволяет им быстро устанавливать контакты с взяткодателями.

Обстоятельства, подлежащие установлению.

В процессе расследования уголовных дел о взяточничестве установлению подлежат следующие обстоятельства: имело ли место получение взятки или иное деяние; кто, кому, когда, где, с какой целью (за выполнение каких действий) и каким способом передал взятку; каковы предмет взятки, его денежный эквивалент и источник происхождения; должностное положение и круг полномочий лица, получившего взятку; имеются ли квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки преступления, а также основания для освобождения взяткодателя от уголовной ответственности; условия, способствовавшие взяточничеству и формированию преступной группы взяточников. Если преступление совершено группой, устанавливается форма соучастия, состав группы, роль каждого ее члена в совершении конкретных преступлений, коррумпированные связи и т.п.

Источник: https://studme.org/80555/pravo/metodika_rassledovaniya_vzyatochnichestva

Статья 290. Получение взятки

Что является предметом преступного посягательства при получении взятки

Новая редакция Ст. 290 УК РФ

1.

Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе —

наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки или без такового.

2. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) —

наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до двух миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой — третьей настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, или в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.

5. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) с вымогательством взятки;

в) в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.

6. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой, пунктами «а» и «б» части пятой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от трех миллионов до пяти миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет, или в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет или без такового.

Примечания.

1.

Значительным размером взятки в настоящей статье, статьях 291 и 291.1 настоящего Кодекса признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки — превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки — превышающие один миллион рублей.

2. Под иностранным должностным лицом в настоящей статье, статьях 291, 291.

1 и 304 настоящего Кодекса понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.

Источник: http://ukodeksrf.ru/ch-2/rzd-10/gl-30/st-290-uk-rf

Юрист Воеводин
Добавить комментарий