Анонимное заявление о преступлении для возбуждения уголовного дела

Уголовно-процессуальное право

Анонимное заявление о преступлении для возбуждения уголовного дела

Это сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, сопровождаемое просьбой о привлечении лица к уголовной ответственности.

Официальное уведомление дознавателя, органа дознания, следователя, прокурора о преступлении, не содержащее такой просьбы (письмо), не является поводом для возбуждения уголовного дела в смысле п. 1 ч. 1 ст. 140 УПК РФ.

После дополнительной проверки в этом случае используется повод, указанный в п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ, т.е. сообщение о преступлении, полученное из иных источников. Заявление о преступлении может исходить от физического или должностного лица.

В частности, как заявление о преступлении расценивается обращение руководителя коммерческой организации с просьбой о привлечении лица к уголовной ответственности за преступление против интересов службы в коммерческой организации.

Поводом для возбуждения уголовного дела будет заявление, сделанное как лицом, потерпевшим от преступления, так и посторонним лицом, которому стало известно о совершенном или готовящемся преступлении.

При этом следует иметь в виду, что уголовные дела частного и частно-публичного обвинения возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя.

В этих случаях подача заявления лицом, не являющимся потерпевшим или его законным представителем, порождает у компетентного органа государства или должностного лица обязанности, связанные с появлением повода для возбуждения уголовного дела, однако в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 24 УПК РФ отсутствие заявления потерпевшего влечет отказ в возбуждении уголовного дела.

Заявление, автор которого не известен (анонимное заявление) либо подписанное вымышленным именем (псевдонимом), не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.

Анонимные заявления, поступившие по почте или информационным системам общего пользования, в которых содержатся признаки совершенного или готовящегося преступления, без регистрации передаются в соответствующие подразделения территориального органа МВД России для возможного использования в установленном порядке в оперативно-розыскной деятельности1Поступившие по почте или информационным системам общего пользования анонимные заявления, содержащие данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта, в соответствии с Административным регламентом МВД России регистрируются в общем порядке..

Заявление является поводом для возбуждения уголовного дела, прежде всего, в случаях, когда оно содержит данные, указывающие на признаки какого-либо преступления.

При этом заявитель может прямо указать на преступный характер сообщаемого им факта или ограничиться приведением данных об общественно опасном характере деяния, не давая ему уголовно-правовой оценки.

Если заявитель сообщает о каком-либо деянии как о преступном, в действительности не содержащем признаков преступления, то его заявление также должно рассматриваться как повод для возбуждения уголовного дела.

К заявлениям о преступлениях предъявляются определенные требования, направленные на обеспечение достоверности получаемой информации.

Заявление о преступлении может быть сделано как в устном, так и в письменном виде по усмотрению заявителя.

Если человек обратился с устным заявлением о преступлении, то лицо, принявшее его, обязано составить протокол принятия устного заявления о преступлении.

В нем указываются: его название, место, день и год составления, кем составлен документ (должность, классный чин или звание, фамилия и инициалы лица, принявшего заявление), статья УПК РФ, в соответствии с которой действует должностное лицо, в каком именно помещении и от кого принято устное заявление (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, место жительства, работы или учебы заявителя), сведения о паспорте или ином документе, предъявленном в удостоверение личности заявителем (кем документ выдан, когда, номер и серия), отметка о предупреждении за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ, удостоверенная отдельной подписью заявителя. Далее излагается содержание заявления о преступлении, удостоверяемое подписью заявителя. В конце протокола делается отметка о том, прочитан ли он лично заявителем или вслух лицом, принявшим заявление, правильно ли записано со слов заявителя, содержание замечаний либо указание на их отсутствие. Протокол в целом еще раз подписывается заявителем, а также лицом, принявшим данное заявление.

Устное заявление о преступлении может быть сделано и при производстве какого-либо следственного действия, например допроса, или в ходе судебного разбирательства.

В этом случае протокол принятия устного заявления о преступлении не составляется, а заявление заносится в протокол соответствующего следственного действия или протокол судебного заседания2Административный регламент МВД России предусматривает, что сообщение, сделанное при производстве следственного действия о ранее незарегистрированном преступлении, заносится в протокол следственного действия и одновременно оформляется рапортом сотрудника органа внутренних дел либо протоколом принятия устного заявления о преступлении в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Подобная процедура призвана обеспечивать полноту регистрации и соблюдение сроков разрешения сообщений о преступлениях..

Если в ходе предварительного расследования становится известно о совершении преступления, не связанного с расследуемым преступлением, дознаватель, следователь выносят постановление о выделении материалов, содержащих сведения о новом преступлении, из уголовного дела и направлении их для принятия решения: следователь — руководителю следственного органа, а дознаватель — прокурору.

В каждом случае обращения с устным заявлением о преступлении заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.

Заявитель, не достигший 16-летнего возраста, об уголовной ответственности за заведомо ложный донос не предупреждается, ему лишь разъясняются в доступной для него форме уголовно-процессуальные последствия, которые вытекают из подаваемого им заявления.

Отметку об этом действии также целесообразно сделать в протоколе принятия устного заявления о преступлении, удостоверив ее подписью заявителя.

В случае когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола (сведения о преступлении передаются по телефону, телефаксу, телеграфу, радио), его заявление оформляется рапортом об обнаружении признаков преступления и используется в качестве сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученного из иных источников (ч. 5 ст. 141, ст. 143 УПК РФ).

К форме письменного заявления о преступлении закон требований не предъявляет, за исключением одного — оно в обязательном порядке должно быть подписано заявителем.

Если заявитель лично подает письменное заявление о преступлении, то лицо, принимающее такое заявление, должно предупредить его об уголовной ответственности за заведомо ложный донос по ст.

306 УК РФ, сделав соответствующую отметку непосредственно на заявлении.

Если же заявление поступает по почте или передается нарочным, то отметка не делается, а предупреждение об ответственности производится при явке заявителя для получения объяснений, допроса или производства иных процессуальных действий с его участием.

В случаях когда письменное заявление маловразумительно, вследствие чего трудно однозначно оценить содержащиеся в нем сведения, целесообразно обратиться к лицу с рекомендацией оформить его заявление по правилам приема устного заявления и при согласии составить протокол о принятии устного заявления о преступлении.

Административный регламент предусматривает возможность подачи интернет-заявления.

В этом случае заявитель должен указать необходимые сведения, определенные законодательством Российской Федерации, Административным регламентом МВД России.

Поступившее в дежурную часть территориального органа МВД России интернет-заявление распечатывается на бумажном носителе и дальнейшая работа с ним ведется как с заявлением.

Если заявитель лично обращается с устным или письменным заявлением о преступлении, ему выдается документ о принятии сообщения о преступлении — талон-уведомление, в котором указываются данные о заявителе, лице, принявшем сообщение, дата приема, краткое содержание заявления о преступлении.

По таким талонам-уведомлениям осуществляется контроль за полнотой регистрации сообщений о преступлениях. Талон-уведомление состоит из двух частей — талона-корешка и талона-уведомления, имеющих одинаковый регистрационный номер. Талон-уведомление вручается заявителю.

Талон-корешок, на котором расписывается заявитель, остается в соответствующем правоохранительном органе.

Источник: //isfic.info/crimpro/lodne58.htm

Поводы и основание для возбуждения уголовного дела

Анонимное заявление о преступлении для возбуждения уголовного дела

Повод для возбуждения уголовного дела — это источник информации о совершенном или готовящемся преступлении, которому закон придает значение юридического факта, обязывающего компетентные государственные органы рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 140 УПК поводами для возбуждения уголовного дела являются: 1) заявление о преступлении; 2) явка с повинной; 3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников; 4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

Содержащийся в законе перечень поводов основан на неограниченном виде источников сведений о преступлении и носит открытый характер.

Первоначальная информация о преступном деянии может быть получена различным путем: посредством устного или письменного обращения граждан в правоохранительные органы, по телефону, обнаружена лично должностным лицом при выполнении служебных задач, почерпнута из средств массовой информации и т.д.

Наличие информации о преступлении всегда означает появление повода для возбуждения уголовного дела: либо в виде заявления о преступлении, либо в виде явки с повинной, либо в виде сообщения, полученного из иных источников. Поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных ст.

198—1992 УК, служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Заявление о преступлении — это сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, которое может исходить как от частного, так и от должностного лица. Поводом для возбуждения уголовного дела будет сообщение, сделанное лицом, пострадавшим от преступления, или любым иным лицом, которому стало известно о совершенном или готовящемся преступлении.

Заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде (ч. 1 ст. 141 УПК). Основное требование к заявлению — оно должно быть подписано лицом, его подавшим, т.е. инициатором уголовного преследования (ч. 2 ст. 141 УПК).

Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела (ч. 7 ст. 141 УПК). Такие заявления, за исключением тех, в которых содержатся признаки совершенного или готовящегося террористического акта, без регистрации передаются в соответствующие подразделения для возможного использования в ОРД.

Устное заявление о преступлении подлежит занесению в протокол, который подписывается заявителем и должностным лицом, его принявшим.

Протокол должен содержать данные о заявителе (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, место жительства, работы или учебы), а также о документах, удостоверяющих его личность (ч. 3 ст. 141 УПК).

Единственное требование, которое предъявляет закон к письменному заявлению, — оно должно быть подписано заявителем (ч. 2 ст. 141 УПК). Подпись, поставленная под таким сообщением, должна позволять удостовериться в личности заявителя.

Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания (ч. 4 ст. 141 УПК).

Лицо, обратившееся с устным заявлением, предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется его подписью (ч. 6 ст. 141 УПК).

Представляется целесообразным разъяснять ответственность за заведомо ложный донос и в случае поступления письменного сообщения. Это может быть сделано путем отобрания соответствующей подписки.

Не будет противоречить закону и составление отдельного протокола разъяснения положений ст. 306 УК.

Заметим, что когда с заявлением обращается несовершеннолетний, не достигший 16-летнего возраста, то он не должен предупреждаться об уголовной ответственности за заведомо ложный донос. По аналогии с ч. 2 ст. 191 УПК таким лицам достаточно в доступной форме разъяснить необходимость говорить правду.

К форме и содержанию заявления потерпевшего по делам частного обвинения, направляемому мировому судье, предъявляются особые требования (ч. 5 и 6 ст. 318 УПК). Необходимо также помнить, что в соответствии с ч. 2 и 3 ст. 20 УПК дела частного и частно-публичного обвинения возбуждаются не иначе, как по заявлению потерпевшего (его законного представителя).

А для возбуждения уголовного дела, предусмотренного гл. 23 УК, в определенных законом случаях требуется заявление руководителя организации (ст. 23 УПК). Подача заявления о таких преступлениях лицом, не являющимся пострадавшим, порождает обязанности, связанные с проверкой информации о преступлении. Однако отсутствие заявления потерпевшего в соответствии с п. 5 ч. 1 ст.

24 УПК влечет отказ в возбуждении уголовного дела.

В случае, когда о преступлении заявляется по телефону, телефаксу, через Интернет, такое сообщение о совершенном или готовящемся преступлении будет являться поводом, предусмотренным п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК, и оформляется рапортом об обнаружении признаков преступления в порядке, определенном ст. 143 УПК.

Заявление о явке с повинной — это добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении (ст. 142 УПК).

Явка с повинной предполагает: 1) совершение лицом преступления; 2) заявление лица о своем участии в нем.

Обязательными признаками такого заявления являются указания в нем, во-первых, на действия собственные, а во-вторых, на действия преступные; 3) обращение лица в правоохранительные органы, уполномоченные осуществлять уголовное преследование по факту преступления, — в орган дознания, дознавателю, следователю, прокурору. Представляется, что в отдельных случаях такое обращение может быть адресовано и другому должностному лицу, но при этом гражданин должен преследовать цель передать себя в руки правосудия.

Заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление принимается и заносится в протокол в порядке, установленном ч. 3 ст. 141 УПК для заявлений о преступлении.

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, чем указанные в ст. 141 и 142 УПК, принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления.

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, предусмотренное в качестве повода для возбуждения уголовного дела в п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК, охватывает прочие случаи получения сведений о преступлении, кроме тех, что поступили в виде заявления о преступлении или заявления о явке с повинной.

К иным источникам информации относятся: материалы, собранные в результате служебной, в том числе оперативно-разыскной деятельности, правоохранительных органов; информация граждан, представителей общественных организаций и должностных лиц, поступившая по телефону (телефаксу), телеграфу, посредством радиосвязи, через сеть Интернет, включая сообщения персонала лечебных учреждений об обращении граждан с телесными повреждениями, происхождение которых может быть результатом преступных действий; статьи, заметки и письма, опубликованные в средствах массовой информации, содержащие сведения о преступлениях; сведения из иных источников об авариях, пожарах, эпизоотиях, стихийных бедствиях, несчастных случаях с людьми и других событиях, угрожающих личной и общественной безопасности.

Однако по смыслу п. 43 ст. 5, ч. 1 ст. 144, ч. 4 ст. 146 УПК процессуальной проверке подлежит сообщение о преступлении, к которому отнесен рапорт, а не информация о преступлении, полученная из иных источников.

Из текста закона не ясно, когда должностному лицу надлежит составлять рапорт — при получении сообщения о преступлении либо при обнаружении в связи с поступившим сообщением признаков преступления. В ситуациях, когда поступившая информация требует проверки, не вполне понятен момент начала уголовно-процессуальных отношений.

Возможны разные подходы к решению этого вопроса:

  • 1. Рапорт должен составляться по факту поступления сообщения о преступлении. Такой подход не предполагает «отсева» сведений, которые не имеют отношения к уголовному судопроизводству (например, ложное срабатывание охранной сигнализации, действия «телефонных хулиганов» и т.п.). Это может привести к неоправданному отвлечению сил и средств, поскольку наличие повода для возбуждения уголовного дела предполагает процессуальное разрешение вопроса.
  • 2. Составление рапорта по итогам проверки первоначального сигнала о преступлении инициирует вопрос о правовой природе деятельности, направленной на уточнение обстоятельств деяния, указанного в сообщении.

Постановление прокурора о направлении материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании. Данный повод появляется в случаях, когда в результате осуществления прокурорского надзора выявлены факты нарушения уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37 У11 К).

В качестве условий, необходимых для законного возбуждения уголовного дела, требуется наличие не только повода, но и основания. В соответствии с ч. 2 ст.

140 УПК основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Таким образом, установление основания для возбуждения уголовного дела содержит три неразрывно связанных элемента: 1) наличие признаков преступления; 2) наличие данных, из которых устанавливаются признаки преступления; 3) достаточность этих данных.

Установление признаков преступления предполагает получение данных о виновном совершении общественно опасного, уголовно наказуемого деяния, предусмотренного определенной нормой Особенной части УК. Особое внимание необходимо обращать на признаки, позволяющие отграничить уголовно наказуемое деяние от действий, порождающих административные, гражданско-правовые и иные отношения.

Для первоначальной квалификации деяния как преступного не обязательно иметь исчерпывающие сведения обо всех элементах состава преступления (объекте, объективной стороне, субъекте и субъективной стороне), достаточно иметь данные лишь о признаках, характеризующих содержание некоторых элементов состава преступления.

На момент принятия решения о возбуждении уголовного дела в любом случае необходимо определить признаки, относящиеся к объекту и объективной стороне преступления, т.е.

установить наличие деяния, его противоправность и общественную опасность, а для возбуждения дела с материальным составом также сведения о последствиях деяния и причинно-следственной связи между ними.

Полное и всестороннее установление виновных лиц, формы вины, мотивов и других обстоятельств совершения преступления является задачей последующих стадий уголовного процесса.

Практические работники, пытаясь предрешить судебную перспективу дела, нередко откладывают решение вопроса о возбуждении уголовного дела до установления лица, совершившего преступления, установления формы его вины и т.д. Такая деятельность не основана на законе и ведет к недопустимому затягиванию решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Однако имеют место ситуации, когда на момент возбуждения уголовного дела в обязательном порядке необходимо установить помимо объективных признаков и специальные признаки субъекта преступления.

Сведения о лице, причастном к преступлению, в обязательном порядке выясняются тогда, когда возбудить уголовное дело только по факту совершения преступления невозможно, например при злостном уклонении от уплаты средств на содержание несовершеннолетних детей (ст. 157 УК), дезертирстве (ст.

338 УК) и т.п. Эти ситуации являются частными случаями возбуждения уголовного дела в отношении лица.

Следует также иметь в виду, что для возбуждения некоторых категорий уголовных дел (например, по ст. 115, 285 УК и др.) необходимо располагать данными относительно признаков субъективной стороны преступления.

Данными, указывающими на признаки преступления, могут быть сведения, как содержащиеся в установленных уголовно-процессуальным законом источниках, так и полученные в ходе непроцессуальной служебной деятельности правоохранительных органов, регламентируемой, в частности, законами о полиции, об ОРД и т.д.

Совокупность фактических данных должна быть достаточной для принятия решения. Она зависит от особенностей исследуемого события, характера полученных сведений и т.д. Представляется, что на момент возбуждения уголовного дела знания о преступлении могут носить вероятностный характер.

Источник: //studme.org/35237/pravo/povody_osnovanie_dlya_vozbuzhdeniya_ugolovnogo_dela

Порядок приёма, регистрации и проверки сообщений о преступлениях(выписка из уголовно-процессуального кодекса рф)

Анонимное заявление о преступлении для возбуждения уголовного дела

18.09.2021  217

Статья 140 УПК РФ Поводы и основания для возбуждения уголовного дела

1. Поводами для возбуждения уголовного дела служат:

1) заявление о преступлении; 2) явка с повинной; 3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

2. Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Статья 141 УПК РФ Заявление о преступлении

1. Заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде.

2. Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем.

3. Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.

4. Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания.

5. В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление оформляется рапортом об обнаружении признаков преступления.

6. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ, о чём в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.

7. Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.

Статья 142 УПК РФ Явка с повинной

1. Заявление о явке с повинной – добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении.

3. Заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление принимается и заносится в протокол в порядке, установленном ч. 3 ст. 141 УПК РФ.

Статья 144 УПК РФ Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной ст.ст. 150-151 УПК РФ, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.

При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов и привлекать к участию в этих проверках, ревизиях, исследованиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

2. По сообщению о преступлении, распространённому в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь.

Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

3. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству следователя, дознавателя продлить срок проверки до 10 суток.

При необходимости производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

4. Заявителю выдаётся документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

5. Отказ в приёме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 УПК РФ.

6. Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьёй в соответствии со статьёй 318 УПК РФ.

Статья 145 УПК РФ Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении

1. По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь принимает одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного дела; 2) об отказе в возбуждении уголовного дела; 3) о передаче сообщения по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения – в суд.

2. О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.

3. В случае принятия решения, предусмотренного пунктом 3, дознаватель, орган дознания, следователь принимает меры по сохранению следов преступления.

Статья 148 УПК РФ Отказ в возбуждении уголовного дела

1. При отсутствии основания для возбуждения уголовного дела следователь, орган дознания или дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

2. При вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, связанного с подозрением в его совершении конкретного лица или лиц, следователь, орган дознания обязаны рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о преступлении.

3. Информация об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, распространённого средством массовой информации, подлежит обязательному опубликованию. Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования. Дата изменения: 18.09.2021 10:05:45 Количество показов: 217

Источник: //admmegion.ru/org/346263/

Характеристика поводов для возбуждения уголовного дела

Анонимное заявление о преступлении для возбуждения уголовного дела
Заявление о преступлении — это сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, сопровождаемое просьбой о привлечении лица, виновного в его совершении, к уголовной ответственности.

Официальное уведомление дознавателя, органа дознания, следователя о преступлении, не содержащее такой просьбы (письмо), не является поводом для возбуждения уголовного дела в смысле п. 1 ч. 1 ст. 140 УПК РФ и относится к полученному из «иных источников», предусмотренных п. 3 ч. 1 ст. 140 Кодекса.

Заявление о преступлении может исходить как от частного, гак и от должностного лица. Например, как заявление о пре-

188 Глава 11. Возбуждение уголовного дела

ступлении расценивается обращение руководителя коммерческой организации с просьбой о привлечении к уголовной ответственности за преступление против интересов службы в коммерческой организации.

Поводом к возбуждению уголовного дела будет сообщение, сделанное как лицом, потерпевшим от преступления, так и посторонним лицом, которому стало известно о совершенном или готовящемся преступлении.

При этом следует иметь в виду, что уголовные дела частного и частно-публичного обвинения возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего.

В этих случаях подача заявления лицом, не являющимся потерпевшим, порождает обязанности, связанные с появлением повода к возбуждению уголовного дела, однако отсутствие заявления потерпевшего в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 24 УПК РФ влечет отказ в возбуждении уголовного дела.

Заявление, автор которого неизвестен (анонимное заявление либо подписанное вымышленным именем), не может служить поводом для возбуждения уголовного дела. Анонимные письма не регистрируются, а подлежат уничтожению.

Исключение составляют анонимные письма, содержащие данные о конкретных готовящихся или совершенных преступлениях.

Такие письма передаются без регистрации в оперативные службы для использования в пресечении и раскрытии преступлений.

Заявления о преступлении могут быть как письменными, так и устными. Однако устное заявление подлежит занесению в протокол, поэтому в конечном счете в обоих случаях заявление приобретает форму письменного документа. Письменно-документальная форма заявлений служит надежным способом хранения первичной информации о преступлении и о ее авторе.

Письменное заявление должно быть подписано лицом, от которого оно исходит. Когда заявитель лично прибыл в орган дознания, к следователю или прокурору, чтобы вручить написанное им заявление, он предупреждается об ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ, о чем делается отметка на заявлении, удостоверяемая подписью заявителя.

Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и должностным лицом, его составившим. При приеме устного заявления необходимо удостовериться в личности заявителя по соответствующему документу (паспорту, удостоверению личности, свидетельству о рождении и т. п.), реквизиты которого отражаются в протоколе.

§ 2. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела 189

Заявитель предупреждается об ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя. Далее излагается содержание заявления о преступлении, удостоверяемое подписью заявителя.

В конце протокола делается отметка о том, прочитан ли он лично или вслух лицом, принявшим заявление, правильно ли записано со слов заявителя содержание замечаний либо указание на их отсутствие.

Протокол в целом еще раз подписывается заявителем, а также лицом, принявшим заявление.

Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания. Отдельный протокол принятия устного заявления не составляется.

В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола (сведения о преступлении передаются по телефону, телефаксу, телеграфу и т. п.), его заявление оформляется в порядке, установленном для случаев обнаружения признаков преступления из иных, нежели заявление, источников информации, т. е. рапортом об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК РФ).

Явка с повинной является одним из видов позитивного постпреступного поведения.

Она предполагает: а) совершение лицом преступления; б) заявление лица, совершившего преступление, о своем участии в нем с одновременной передачей себя в руки правосудия; в) обращение сделанного заявления в правоохранительные органы, уполномоченные осуществлять уголовное преследование по факту преступления, — в орган дознания или следователю.

В соответствии с ч. 1 ст. 142 УПК РФ заявление о явке с повинной — это добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении. Сущность явки с повинной заключается в том, что лицо, совершившее преступление, заявляет об этом преступлении и своем участии в нем в правоохранительные органы, уполномоченные осуществлять уголовное преследование по факту такого преступления.

В содержание деятельности при явке с повинной входит комплекс следующих действий: 1) совершение лицом преступления как основание явки с повинной; 2) формирование волеизъявления лица, совершившего преступление, на явку с повинной; 3) собственно явка лица в правоохранительные органы;

190 Глава 11. Возбуждение уголовного дела

4) прием и оформление явки с повинной должностным лицом правоохранительного органа; 5) использование явки с повинной должностным лицом правоохранительного органа.

При характеристике органов, явка в которые создает соответствующую правовую ситуацию, следует различать адресата заявления и тот конкретный орган, куда это заявление было представлено. В качестве адресата при явке с повинной могут выступать только правоохранительные органы или их должностные лица — следователь, дознаватель, орган дознания.

Заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление принимается и заносится в протокол в порядке, установленном применительно к заявлению о преступлении.

Явка с повинной в качестве повода к возбуждению уголовного дела имеет значение обстоятельства, побуждающего к началу уголовно-процессуальной деятельности и принятию решения о возбуждении уголовного дела либо об отказе в этом.

В ходе последующего судопроизводства явка с повинной может выступить в качестве обстоятельства, вызывающего прекращение уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием (ст. 28 УПК РФ). При вынесении обвинительного приговора явка с повинной выступает как обстоятельство, смягчающее наказание.

В соответствии со ст. 62 УК РФ при наличии смягчающих обстоятельств, предусмотренных п. «и» и «к» ч. 1 ст.

61 УК РФ (среди которых предусмотрена явка с повинной), и отсутствии отягчающих обстоятельств срок или размер наказания не могут превышать трех четвертей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК РФ.

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. В соответствии со ст.

143 УПК РФ сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, нежели указанные в ст.

141 и 142 Кодекса (заявление о преступлении и явка с повинной), принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления.

Таким образом, сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, предусмотренное в качестве повода для возбуждения уголовного дела в п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК, охватывает все прочие случаи получения сведений о преступлении, кроме тех, что поступили в виде заявления о преступлении или заявления о явке с повинной.

§ 2. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела 191

К числу иных источников информации, содержащиеся в которых сообщения о преступлении будут поводом для возбуждения уголовного дела, относятся:

1) материалы, собранные в результате служебной деятельности органов государственного обвинения, специально направленной на обнаружение преступлений (это прежде всего результаты оперативно-розыскной деятельности; отчасти сюда могут быть отнесены результаты прокурорско-надзорной деятельности);

2) материалы, полученные в ходе служебной деятельности правоохранительных органов, для которой обнаружение преступлений является побочным результатом, например при выполнении милицией задач по обеспечению безопасности личности, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности или при производстве следователем или дознавателем расследования по факту другого преступления;

3) информация граждан, представителей общественных организаций и должностных лиц, поступившая по телефону (телефаксу), телеграфу или радио, включая сообщения персонала лечебных учреждений об обращении граждан с телесными повреждениями, происхождение которых может быть результатом преступных действий;

4) статьи, заметки и письма, опубликованные в печати и других средствах массовой информации, содержащие сведения о преступлениях;

5) оповещения о других происшествиях, событиях или фактах, имеющих отношение к борьбе с преступностью и обеспечению охраны общественного порядка; сведения об авариях, пожарах, эпизоотиях, стихийных бедствиях, несчастных случаях с людьми.

Факт получения информации о совершенном или готовящемся преступлении из указанных источников оформляется рапортом об обнаружении признаков преступления.

С целью исключения случаев укрытия преступлений от учета, а также правильного исчисления сроков принятия решения составленный рапорт подлежит регистрации в книге учета сообщений о преступлениях. В органах внутренних дел эта книга ведется в дежурной части. После регистрации рапорт передается руководителю следственного органа или начальнику органа дознания.

Источник: //lib.sale/ugolovnyiy-protsess-uchebnik/harakteristika-povodov-dlya-vozbujdeniya.html

Информация для посетителей ОВД

Анонимное заявление о преступлении для возбуждения уголовного дела

ИНФОРМАЦИЯ О ПОРЯДКЕ ПРИЕМА ЗАЯВЛЕНИЙ И СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ И АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Заявления и сообщения о преступлениях, административных правонарушениях и информация о происшествиях принимаются круглосуточно в оперативно-дежурных службах ОВД  старшими инспекторами-дежурными, инспекторами-дежурными, их помощниками или сотрудниками, назначенными на дежурство в установленном порядке в составе штатного и суточного наряда, иными сотрудниками по указанию начальника органа внутренних дел, а в отделениях внутренних дел на транспорте и линейных пунктах – по решению начальника соответствующего отдела внутренних дел на транспорте.
Вне зданий ОВД, а так же в ОВД, в которых нет оперативно-дежурных служб, заявления и сообщения о преступлениях, административных правонарушениях, информацию о происшествиях  принимают находящиеся при исполнении служебных обязанностей сотрудники органов внутренних дел, к которым обратились граждане или должностные лица государственных органов и иных организаций.

СТАТЬЯ 168 УПК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
(ЗАЯВЛЕНИЯ ГРАЖДАН)

  1. Заявления граждан о преступлении могут быть устными и письменными.
  2. Письменное заявление должно быть подписано лицом, от которого оно исходит.
  3. Устное заявление заносится в протокол, который подписывается заявителем и должностным лицом органа дознания, дознавателем, следователем или прокурором принявшим заявление. Протокол должен также содержать  сведения о заявителе.
  4. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности (по ст. 400 УК Республики Беларусь) за заведомо ложный донос, о чем в заявлении или протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.
  5. Анонимные заявления не могут служить поводом к возбуждению уголовного дела.
  6. В случае, когда имеются основания полагать, что заявителю, членам его семьи, близким родственникам и иным лицам, которых он обоснованно считает близким, могут угрожать убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением имущества и применением других противоправных действий, в заявлении не указываются анкетные данные заявителя и не ставится его подпись.

СТАТЬЯ 172 УПК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
(ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ ПРИНЯТИЯ И РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЙ И СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИИ)

  1. Орган уголовного преследования обязан принять, зарегистрировать и рассмотреть заявление или сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении. Заявителю выдается документ (талон) о регистрации принятого заявления или сообщения о преступлении с указанием должностного лица, принявшего заявление или сообщение, и времени их регистрации.
  2. Необоснованный отказ в приеме заявления или сообщения  о преступлении может быть обжалован прокурору в порядке, установленном статьями 139, 141, 143Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь.
  3. Заявления или сообщения о преступлении, поступившие в суд, за исключением поданных в соответствии с ч. 1 ст. 426 УПК Республики Беларусь, направляются прокурору, о чем должен быть уведомлен заявитель.

СТАТЬЯ 173 УПК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
(СРОКИ РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЙ И СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИИ)

  1. Решение по заявлению или сообщению должно быть принято в срок не позднее трех суток, а при необходимости проверки достаточности наличии отсутствия оснований к возбуждению уголовного дела – не позднее десяти суток.
  2. До возбуждения уголовного дела могут быть получены объяснения, истребованы дополнительные документы, произведены осмотр места происшествия, трупа, местности, экспертизы, задержания и личный обыск при задержании.
  3. В случае невозможности принятия решения в сроки, указанные в части первой настоящей статьи, этот срок может быть продлен прокурором по мотивированному постановлению органа дознания или следователя до одного месяца.
  4. В необходимых случаях вышестоящим прокурором срок проверки по заявлению или сообщению о преступлении может быть продлен до трех месяцев.
  5. При направлении прокурором в соответствии с п.п. 2 и 4-1 ст. 179 УПК Республики Беларусь материалов для проведения дополнительной проверки им устанавливается срок до 10 суток.

СТАТЬЯ 174 УПК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
(РЕШЕНИЯ, ПРИНИМАЕМЫЕ ПО ЗАЯВЛЕНИЯМ ИЛИ СООБЩЕНИЯМ О ПРЕСТУПЛЕНИИ)

  1. По поступившему заявлению или сообщению о преступлении либо при непосредственном обнаружении признаков преступления орган дознания, следователь или прокурор принимают одно из следующих решений:
  2. о возбуждении уголовного дела
  3. об отказе в возбуждении уголовного дела
  4. о передаче заявления, сообщения по подследственности
  5. о прекращении проверки и разъяснении заявителю права возбудить в суде в соответствии со ст. 426 Уголовно-процессуального кодекса уголовное дело частного обвинения.
  6. О принятом решении сообщается заявителю и одновременно ему разъясняют право на обжалование решения
  7. При направлении заявления или сообщения по подследственности орган уголовного преследования обязан принять меры к предотвращению или пресечению преступления, а равно к закреплению следов преступления.

ОБРАЗЕЦ
принятия заявления о преступлении

Начальнику Кировского РОВДИванова Ивана Ивановичапроживающего: г. Кировск, ул. Ленина д. 1 кв. 1 т.д. 311222 т.м. 6666677

работающего в ОАО «Кировск лен» аппаратчиком т.раб.  24-5-45

ЗАЯВЛЕНИЕ

Об уголовной ответственности по ст. 400 УК Республики Беларусь за заведомо ложный донос о совершенном преступлении предупрежден.

                                                                                                _____________________
Подпись

          Прошу Вас привлечь к уголовной ответственности Петрова Петра Петровича 1981 года рождения, проживающего в доме 1 по ул. Гагарина в г. Кировске, который в период времени с 12.00 по 14.00 часов 01.01.

2010, находясь у меня дома по адресу: г. Кировск ул. Ленина д. 1 кв. 1, воспользовавшись отсутствием моего внимания, тайно похитил из комнаты принадлежащий мне DVD-плеер «Самсунг» стоимостью  240.000 рублей.

  

Источник: //kirovsk.gov.by/informaciya-dlya-posetiteley-ovd

Юрист Воеводин
Добавить комментарий