Амнистия и помилование как виды досрочного освобождения от наказания

( 1. АМНИСТИЯ И ПОМИЛОВАНИЕ: Применение амнистии и помилования к лицам, совершившим преступления,

Амнистия и помилование как виды досрочного освобождения от наказания

Применение амнистии и помилования к лицам, совершившим преступления, выступает проявлением по отношению к ним гуманизма и доверия.

Сами по себе амнистия и помилование — акты государственно-правовые, однако правовые последствия их реализации лежат в сфере уголовного права. Поэтому вполне обоснованна их регламентация как самостоятельных оснований освобождения от уголовной ответственности и от наказания в самом уголовном законе.

В ранее действовавшем уголовном законодательстве упоминание об амнистии и помиловании носило самый общий характер, а норма об этом помещалась в главе «О назначении наказания и об освобождении от наказания» (ст. 56 УК РСФСР 1960 г.). Однако взгляд на них только как на виды освобождения от наказания был бы неполным и односторонним.

Специалистами всегда отмечалось своеобразие амнистии и помилования (особенно амнистии), проявляющееся в их универсальном характере. Так, на основании актов амнистии возможно освобождение и от уголовной ответственности, и от отбывания назначенного наказания, и досрочное освобождение от наказания, и замена наказания более мягким, и снятие судимости.

Точно так же решается вопрос и при помиловании, за исключением освобождения от уголовной ответственности.

Это своеобразие и позволяет говорить об амнистии и помиловании особо. Именно им объясняется регламентация вопросов об амнистии и помиловании в УК РФ 1996 г. в отдельной от освобождения от наказания главе — главе 13.

Амнистия и помилование имеют много схожих черт. И амнистия, и помилование являются комплексными институтами, при помощи которых высшие органы государственной власти страны могут освободить от наказания, смягчить наказание, снять судимость и т.п. Оба анализируемых института могут выражаться, таким образом, в любом смягчении участи лиц, совершивших преступления.

И амнистия, и помилование исходят от высших органов государственной власти, которые не связаны никакими заранее регламентированными рамками в части смягчения участи амнистируемых и помилованных; являются актами разового характера и распространяются на деяния, совершенные до издания акта амнистии или помилования.

Наконец, и амнистия, и помилование могут носить как условный, так и безусловный характер.

В то же время амнистия и помилование отличаются друг от друга. Во-первых, акт амнистии носит нормативный характер, а акты помилования индивидуально определенны и распространяются только на названных в них лиц.

В акте амнистии, в отличие от помилования, указываются лишь категории подлежащих освобождению лиц (например, инвалиды I и II групп, беременные женщины, лица, награжденные орденами и медалями Российской Федерации).

Амнистия имеет более широкий спектр применения. Согласно УК актом амнистии лица могут быть освобождены не только от наказания, но и от уголовной ответственности (ст. 84 УК). При помиловании же речь идет только об освобождении от наказания (ст. 85 УК).

Акты амнистии принимаются независимо от желания амнистируемых лиц. Инициатива при этом идет как бы «сверху». При помиловании ходатайства о помиловании могут поступать как от самих осужденных, так и от их родных, близких, администрации учреждений, исполняющих наказания, — то есть инициатива в постановке вопроса о помиловании идет, как правило, «снизу».

Различны и субъекты, принимающие решение об амнистии и помиловании. Согласно Конституции РФ решение вопроса об амнистии является прерогативой Государственной Думы Российской Федерации (п. (е» ст. 103 Конституции). Решение о помиловании принимает Президент Российской Федерации (п. «в» ст. 89 Конституции).

Амнистия. Акты амнистии традиционно издаются в связи с наступлением каких-либо знаменательных событий или празднованием различных юбилейных дат, например, годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., принятия Конституции РФ и т.д. Так, первая амнистия была приурочена к годовщине Октябрьской революции в 1918 г. После этого, вплоть до 1928 г.

, амнистии по этому поводу принимались ежегодно. После 1928 г. «октябрьские» амнистии принимались через каждые десять лет. Были амнистии и в честь завершения «великих строек», например, окончания строительства Беломорско-Балтийского канала, и в связи с событиями международного характера (амнистия от 19 октября 1979 г.

, принятая в связи с Международным годом ребенка).

Первой после обретения Российской Федерацией независимости стала амнистия от 18 июня 1992 г.92 После этого объявлялись достаточно крупные амнистии от 23 февраля 1994 г. в связи с принятием Конституции РФ и от 19 апреля 1995 г. в связи с 50-летием Победы в Великой Отечественной войне.

Амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально не определенного круга лиц. Таким образом, в акте амнистии называются отдельные категории лиц, подлежащих амнистии. Так, например, амнистия от 18 июня 1992 г.

распространялась на осужденных, проходивших службу в составе действующих армий и соединений либо принимавших участие в боевых действиях по защите СССР или при исполнении связанного с этим служебного долга; на женщин; на мужчин старше 60 лет и др.

Тот же круг лиц (а также инвалиды I и II групп) упоминается в амнистии от 23 февраля 1994 г.93

В случае освобождения от уголовной ответственности и от назначения наказания амнистия распространяется на лиц, совершивших преступления до издания акта амнистии или до дня, указанного в этом акте.

В случае же освобождения от наказания акты амнистии, как показала практика (а в настоящее время предусматривает и сам уголовный закон — см. ч. 2 ст.

 84 УК), могут устанавливать следующие виды смягчения положения осужденных: 1) полное освобождение от дальнейшего отбывания наказания; 2) сокращение срока наказания; 3) замену наказания более мягким; 4) освобождение от дополнительного наказания; 5) снятие судимости.

Применение акта амнистии обычно связывается с определенным поведением осужденных. Так, в амнистии от 18 июня 1992 г. было указано, что она не распространяется на лиц, злостно нарушающих режим отбывания наказания (п. «г» ст. 11 Постановления)94.

Не применяются обычно амнистии к лицам, которые ранее освобождались от наказания в порядке амнистии или помилования и вновь совершили умышленное преступление (см., например, п. «д» ст. 8 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ «Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Российской Федерации» от 23 февраля 1994 г.)95.

Одним из наиболее распространенных оснований неприменения амнистии является тяжесть совершенного преступления. Обычно речь идет о наиболее тяжких преступлениях против личности и собственности, наиболее опасных преступлениях против государства и воинских преступлениях (см., например, п. «а» ст.

9 Постановления Государственной Думы «Об объявлении амнистии в связи с 50-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» от 19 апреля 1995 г.)96. Основанием неприменения амнистии может быть и повышенная общественная опасность самого осужденного (речь идет об особо опасном рецидиве — см., например, п. «в» ст.

 11 Постановления от 18 июня 1992 г., п. «в» ст. 8 Постановления от 23 февраля 1994 г.).

Формой акта амнистии является Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, наряду с которым обычно издается постановление о порядке применения постановления об амнистии.

В нем определяются органы, исполняющие постановление об амнистии, разъясняются различные процедурные вопросы исполнения, расшифровываются категории лиц, подлежащих или не подлежащих амнистии, и т.п.

97

Помилование имеет ряд существенных отличий от амнистии. Решение о помиловании принимает Президент Российской Федерации (см. п. «в» ст. 89 Конституции РФ).

Такому решению предшествует большая подготовительная работа. Ходатайства о помиловании предварительно рассматривает Комиссия по вопросам помилования при Президенте РФ. Однако состав Комиссии немногочислен.

Поэтому для обеспечения эффективной работы Комиссии Указом Президента РФ от 13 августа 1996 г. в составе Администрации Президента образовано Управление Администрации Президента РФ по вопросам помилования98.

Одной из основных функций созданного Управления является обеспечение деятельности Комиссии по вопросам помилования.

В ходатайствах о помиловании не должна подвергаться сомнению законность вынесенного в отношении осужденного приговора. В подобных случаях имеются основания для пересмотра дела, но отнюдь не для помилования. Вместе с ходатайством о помиловании в адрес Администрации Президента направляются и другие необходимые документы (копии приговоров, определений судов, характеристика осужденного и т.д.).

В отличие от амнистии применение помилования не ограничено ни тяжестью преступления, ни строгостью избранной меры наказания или какими-либо другими обстоятельствами. Поэтому возможны помилование лица, осужденного за особо тяжкое преступление, замена в порядке помилования смертной казни лишением свободы и т.п.

Прямых требований по отбытию определенной части срока наказания при помиловании ст. 85 УК не содержит, но на практике возбуждение ходатайства о помиловании возможно, как правило, лишь по отбытии осужденным более или менее значительной части срока наказания.

Только в этом случае и при наличии соответствующего поведения лица можно сделать вполне определенные выводы о допустимости применения этого акта гуманизма по отношению к осужденному.

Однако основанием для помилования в отдельных случаях могут быть и иные обстоятельства, например, героический поступок осужденного при спасании жизни людей или имущества при стихийном бедствии, массовых беспорядках в местах лишения свободы и т.п.; тяжелое материальное положение семьи осужденного и другие обстоятельства.

Помилование, как и амнистия, может носить безусловный и условный характер.

Согласно ч. 2 ст. 85 УК правовыми последствиями применения помилования могут быть: освобождение от дальнейшего отбывания наказания, сокращение назначенного наказания, замена наказания более мягким видом наказания, а также снятие судимости с лица, уже отбывшего наказание.

Источник: https://lib.sale/ugolovnoe-pravo-rossii/amnistiya-pomilovanie-49818.html

Помилование, как освобождение от наказания — комментарии Федерального Судьи / Юрсервис бесплатных юридических консультаций

Амнистия и помилование как виды досрочного освобождения от наказания
Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Уголовные дела — комментарии Федерального Судьи / Юрсервис бесплатных юридических консультаций » Наказание » Помилование, как освобождение от наказания — комментарии Федерального Судьи / Юрсервис бесплатных юридических консультаций

Помилование, как освобождение от наказания – бесплатные ответы юристов онлайн

Осужденные наделяются правом на помилование, которое закреплено в Конституции, а также УК и УПК РФ. Положения Конституции гласят, что право на прошение о помиловании или о смягчении назначенного уровня ответственности, имеет любой из заключенных. Основной закон государства также определил, что помилование осуществляет исключительно Президент РФ.

Являясь важнейшим отраслевым законодательным актом, УК содержит в себе нормы, которые уточняют процесс, в котором осуществляется помилование. Действие имеет индивидуальный характер, что означает его осуществление лишь в отношении определенного осужденного.

Акт помилования может освобождать лицо от отбывания срока ответственности, стать основанием для назначения сокращенного или более мягкого вида наказания. Лиц, которые отбыли наказания, но стали субъектами помилования, могут быть избавлены от правового последствия – судимости.

Прошение о помиловании относится к мерам поощрения лиц, которые осуждены и отбывают наказание. Использовать данное право могут лишь те осужденные, которые имеют положительные характеристики за время отбытия наказания.

Зачастую, право на помилование не предоставляется: лицам, которые осуждены за умышленное преступное деяние, при условии, что им назначено условное осуждение; осужденным, которые злостно нарушают порядок отбытия; тем лицам, которые были освобождены условно-досрочно; осужденным, которые ранее освобождались в результате амнистии или помилования; в отношении которых наказание уже было смягчено.

Обеспечение деятельности государства, связанной с помилованием, возложено на комиссию по вопросам помилования, которая функционирует в каждом отдельном государственном субъекте. Данный орган занимается подготовкой проектов, по которым, впоследствии, принимает решение Президент.

Субъектом помилования может выступать любое осужденное лицо, а равно и те люди, которые находятся в следственном изоляторе, привлечены к следственным действиям или судебному разбирательству.

Помимо самого осужденного, прошение о помиловании может исходить от его родственников или близких, а также от общественных организаций. Предъявить такое ходатайство осужденный может через администрацию учреждения, в котором он отбывает наказание.

Вместе с ходатайством подается пакет документов, которые необходимы для разрешения вопроса по существу. К ним могут быть отнесены документальные подтверждения возмещения ущерба, причиненного преступным деянием, справки о семейном статусе осужденного и других обстоятельствах, которые, по его мнению, должны быть приняты во внимание.

Документы, которые подаются осужденным, подлежат предварительному рассмотрению комиссией, действующей в том государственном субъекте, в котором происходит отбывание наказания. Заключение данного органа вместе с документами осужденного передаются на рассмотрение Президенту.

Отличие помилования от амнистии

Под определением амнистии необходимо понимать государственный акт, цель которого заключается в смягчении наказания неопределенного круга лиц, являющихся субъектами преступлений.

Такой акт позволяет освобождать от ответственности осужденных, подсудимых и даже подозреваемых. Акт амнистии позволяет досрочно снять судимость тем лицам, которые наказание уже отбыли.

Вся полнота власти по применению процедуры амнистии, сосредоточена в руках главного законодательного органа – Госдумы, что полностью исключает возможность применения данных мер на уровне региональной власти.

В практике применения амнистия подразделилась на две группы. В первую, уголовно-правовую, вошли случаи смягчения наказания лица, которые объединены определенными критериями (степенью тяжести, возрастом и т.д.).

К группе политической амнистии относятся акты, касающиеся отказа государства от применения уголовных видов ответственности к лицам, совершившим преступления массового характера, в которых роль индивидуумов не могла иметь решающей роли (вооруженные мятежи и т.д.).

Помилование относится к исключительной компетенции Президента и выражается в освобождения конкретных лиц от наказания или его замене на более мягкое. Как средство проявления милосердия, амнистия и помилование, осуществляются в отношении уголовных правонарушителей.

Прошение о помиловании относится к конституционному праву осужденного, вне зависимости от меры его наказания. Основное отличие обоих понятий состоит в том, что помилование не может быть применимо к лицам, ответственность которых не определена судебным приговором.

Акт амнистии действует относительно неопределенного состава лиц, в то время, как помилование носит исключительно индивидуальные признаки.

Исходя из определений правовых явлений, можно отметить, что применение амнистии не требует наличия волевого критерия и желания лица, которое попадает под ее действие. Для помилования характерно наличие признака воли и желание, которое находит свое отражение в письменном ходатайстве, основанием которого является право на помилование.

Реализация процедуры амнистии осуществляется посредством деятельности правоохранительных и уголовно-исполнительных органов, что включает в себя подготовку пофамильного списка лиц, подпадающих под определенную категорию, а также вынесение постановлений об исполнении решений Госудумы, принявшей решение по вопросу амнистирования.

Для помилования характерно немедленное исполнение, не требующее создания дополнительной документации и проведения каких-либо процессуальных действий. Оба акта, порождающие правовые последствия не являются основанием реабилитации виновных и не оспаривают законность и правомерность вынесенных приговоров.

Обращение о помиловании. Образец

Право на помилование является конституционным. Им наделяются лица, в отношении которых имеется вступивший в силу приговор. Принятие решения о помиловании является прерогативой Президента.

Таким решением лицо может быть освобождено от отбывания неотбытого времени наказания, может быть проведено сокращение неотбытой его части, проведена замена наказания или его неотбытой части на более мягкое, снята судимость, выполнено освобождение заключенного от применения дополнительной ответственности, в том случае, если этот вид наказания еще не выполнен.

Прошение о помиловании, подготовленное осужденным, выражается в виде ходатайства. Образец ходатайства о помиловании не имеет строгой формы, в результате чего, осужденный произвольно может описать те обстоятельства, которые, по его мнению, являются основанием для его помилования.

Помимо самого ходатайства, необходимо приобщить и документы, которые свидетельствуют о наличии обстоятельств, которые изложены в прошении. Весь объем документации направляется через исправительное учреждение, в котором осужденный отбывает назначенный ему срок. О факте подачи ходатайства будет свидетельствовать штамп исправительного учреждения.

Документы, переданные в комиссию по вопросам помилования, передаются в 30-дневный срок главному должностному лицу субъекта федерации. К ним прилагается заключение, содержащее информацию о целесообразности применения такого акта и соответствующие рекомендации.

На протяжении 15 дней, а в некоторых случаях и 10-ти, со стороны губернатора должно поступить представление Президенту о целесообразности помилования конкретного лица, имеющего судимость.

Разрешение данного вопроса требует изучения и установления: характера и уровня общественной опасности деяния; характеристик поведения лица после осуждения; срока исполненной ответственности; фактов применения к осужденному актов амнистии, помилования или применения УДО в прошлом; факта возмещения ущерба, который был причинен деянием и иные обстоятельства, касающиеся личности осужденного.

Решение о помиловании

Осужденные используют свое право на помилование путем предъявления соответствующего ходатайства. Прошение о помиловании подается в простой письменной форме и адресуется Президенту РФ, обладающему исключительным правом на принятия решений о помиловании конкретных лиц.

Принятию решения предшествует работа по изучению ходатайства и предоставленных осужденным документов, что осуществляется соответствующей комиссией. После того, как обращение осужденного будет изучено, комиссия выносит свои рекомендации относительно возможности помилования. Данные рекомендации ложатся в основу решения, принимаемого Президентом.

В результате помилования осужденный может быть освобожден от неотбытой части наказания, его ответственность может быть смягчена, может быть отменено дополнительное наказание, которое еще не выполнено или снята судимость.

Источник: https://advokat-malov.ru/nakazanie/pomilovanie.html

Комментарий к СТ 172 УИК РФ

Амнистия и помилование как виды досрочного освобождения от наказания

Статья 172 УИК РФ. Основания освобождения от отбывания наказания

Комментарий к статье 172 УИК РФ:

1. Освобождение от наказания означает прекращение отбывания наказания и отмену вытекающих из него правоограничений. Оно осуществляется в соответствии с нормами уголовного и уголовно-процессуального законодательства на основаниях и в порядке, которые предусмотрены ст. ст. 172 и 173 УИК РФ.

Наиболее часто применяемым основанием освобождения от наказания является отбытие срока наказания, назначенного по приговору суда. В связи с этим в ст. 172 УИК РФ оно помещено на первое место. Наказание считается отбытым в момент истечения его срока.

Обязанность исчисления срока наказания возлагается на орган, исполняющий тот или иной вид наказания в отношении конкретного осужденного.

Например, исчисление срока наказания в виде лишения свободы возлагается на специальную часть исправительного учреждения, в котором содержится осужденный.

Начало срока наказания исчисляется на основании документа суда, а если лицо было взято под стражу после вынесения приговора, то на основании документов о взятии под стражу.

При отсутствии или противоречивости таких сведений орган, исполняющий наказание, направляет соответствующий запрос в суд.

Данные о начале и окончании срока наказания отражаются исполняющим его органом в личном деле осужденного и документах учета.

2. Моральный и материальный ущерб, причиненный лицу, необоснованно осужденному и отбывшему часть срока назначенного наказания, вряд ли может быть компенсирован полностью. Тем не менее государство предпринимает для этого все возможное.

В частности, при освобождении лицу должно быть разъяснено Положение о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 г.

Данным законодательным актом предусмотрены: а) восстановление необоснованно осужденного в прежних правах (например, в прежней должности, в специальном, воинском или почетном звании, в классном чине, в правах на утраченную жилплощадь, на возвращение государственных наград); б) материальная компенсация причиненного необоснованным осуждением вреда (например, возмещение утраченного заработка, пенсии и пособия, взысканных во исполнение приговора суда денежных сумм, конфискованного имущества).

При освобождении от наказания вследствие отмены приговора в связи с прекращением уголовного дела в целях восстановления репутации лица письменно не только указывается основание его освобождения, но и приносятся официальные извинения от имени государства.

От освобождения по данному реабилитирующему основанию следует отличать освобождение от отбывания наказания в случаях пересмотра дела и сокращения вышестоящим судом (областным, краевым судом, верховным судом республики в составе РФ, Верховным Судом РФ) срока наказания, первоначально определенного приговором нижестоящего суда.

В этом случае освобождение производится в общем порядке по истечении срока наказания, установленного судом, последним вынесшим решение по делу. Если при этом фактически отбытый срок наказания превышает назначенный после изменения приговора, освобожденный имеет право на частичную компенсацию ущерба.

Например, ему возвращаются суммы необоснованных удержаний из заработной платы при отбывании исправительных работ.

3. Условно-досрочное освобождение относится к числу достаточно часто применяемых оснований освобождения от наказания. Решение об условно-досрочном освобождении может быть принято судом при наличии условий, предусмотренных ст. 79 УК РФ. Их принято делить на материальные и формальные.

К числу материальных условий относится осуждение к таким видам наказания, как исправительные работы, ограничение свободы, ограничение по военной службе, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы. Условно-досрочное освобождение от других видов наказаний законом не предусмотрено.

Другим материальным условием является вывод суда о том, что осужденный не нуждается в полном отбывании назначенного наказания. Основным критерием, дающим возможность для такого вывода, является безупречное поведение лица во время отбывания наказания.

Наряду с этим могут приниматься во внимание и другие обстоятельства, например преклонный возраст, состояние здоровья и т.д.

В качестве формальных условий законом предусмотрено, во-первых, отбытие определенных сроков вышеназванных наказаний.

Осужденный должен фактически отбыть: а) не менее одной трети срока наказания, назначенного за преступление небольшой или средней тяжести; б) не менее половины срока наказания, назначенного за тяжкое преступление; в) не менее двух третей срока наказания, назначенного за особо тяжкое преступление, а также двух третей срока наказания, назначенного лицу, ранее условно-досрочно освобождавшемуся, если условно-досрочное освобождение было отменено в связи с совершением преступления или по иным основаниям, предусмотренным законом. Во-вторых, при осуждении к лишению свободы на определенный срок лицо во всех случаях должно отбыть не менее шести месяцев назначенного ему наказания, а при осуждении к пожизненному лишению свободы — не менее 25 лет.

В случае положительного решения вопроса об условно-досрочном освобождении суд может одновременно освободить лицо полностью или частично от отбывания назначенных ему дополнительных видов наказаний.

Орган, осуществляющий досрочное освобождение, вносит об этом запись в личное дело осужденного, его учетные документы, а также документы, выдаваемые лицу на руки при освобождении.

При частичном освобождении от дополнительного наказания его отбывание продолжается в установленном законом порядке до полного истечения срока.

4.

Если при рассмотрении представления суд отказал в условно-досрочном освобождении, это не препятствует внесению в суд администрацией исправительного учреждения представления о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания. В представлении должны содержаться данные о поведении осужденного, его отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, об отношении осужденного к совершенному деянию.

Освобождение от наказания ввиду замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, согласно ст. 80 УК РФ, может быть применено только к лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы. Как и условно-досрочное освобождение, данный институт применяется при наличии определенных материальных и формальных условий, предусмотренных законом.

Материальными условиями замены неотбытой части наказания более мягким наказанием являются: а) отбывание осужденным наказания в виде лишения свободы на определенный срок; б) поведение осужденного в период отбывания наказания, свидетельствующее о возможности достижения целей наказания без изоляции данного лица от общества в исправительном учреждении.

Формальными условиями такого освобождения являются: отбытие осужденным не менее одной трети срока назначенного наказания за совершение преступления небольшой или средней тяжести; половины срока наказания — при осуждении за тяжкое преступление; не менее двух третей срока наказания, назначенного за совершение особо тяжкого преступления.

5. Освобождение от наказания может осуществляться на основании помилования или амнистии. Согласно ст. 176 УИК РФ осужденный вправе обратиться к Президенту РФ с ходатайством о помиловании. Ходатайство осужденный подает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание.

Согласно п. «ж» ст. 103 Конституции РФ объявление амнистии относится к ведению Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Актом об амнистии осужденные могут быть освобождены от наказания либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания.

Такие лица могут быть освобождены и от дополнительного наказания. С отбывших наказание может быть снята судимость.

Правовой формой объявления амнистии является постановление Государственной Думы, в котором указывается, на какие категории осужденных она распространяется и в какой мере. Определяются категории осужденных, на которых не распространяется амнистия.

Обычно принимается также отдельное постановление о порядке применения амнистии с указанием органов, которые должны ее осуществлять.

Для решения вопроса о возможности применения амнистии к конкретным осужденным создаются комиссии с участием работников прокуратуры, учреждений и органов, исполняющих наказания, депутатов и других представителей общественности.

Они изучают личное дело осужденного, при необходимости заслушивают его самого, после чего принимают решение. Письменное решение комиссии выступает в качестве непосредственного основания для освобождения лица от дальнейшего отбывания наказания.

6. В некоторых случаях дальнейшее отбывание осужденным наказания может стать невозможным ввиду существенного ухудшения состояния его здоровья. С учетом этого обстоятельства ч. 2 ст.

81 УК РФ допускает возможность освобождения от отбывания наказания лица, заболевшего после совершения преступления тяжелой болезнью, препятствующей исполнению назначенного наказания. Поэтому в ст.

172 УИК РФ в качестве одного из оснований освобождения от наказания предусмотрена тяжелая болезнь или инвалидность осужденного.

Перечень заболеваний, являющихся основанием для представления к досрочному освобождению, утверждается Правительством РФ.

Обычно кроме психических расстройств в этот перечень входят острые формы туберкулеза, злокачественные образования, болезни эндокринной системы, органов чувств, кровообращения, пищеварения, болезни почек, костно-мышечной системы, анатомические дефекты, образовавшиеся вследствие заболевания или травмы во время последнего отбывания наказания (высокие ампутации конечностей).

В случае такого рода заболевания либо наступления инвалидности у осужденного начальник учреждения или органа, исполняющего наказание, вносит в суд представление об освобождении данного лица от отбывания наказания. К представлению прилагаются врачебное заключение и личное дело осужденного.

Если болезнь не носит характера психического расстройства, то в представлении должны содержаться данные, характеризующие личность и поведение осужденного в период отбывания наказания.

Когда болезнь осужденного наступает в результате его умышленных действий (членовредительства), он к освобождению не представляется, за исключением тех случаев, когда лицо причинило себе вред в состоянии расстройства психики.

В соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства в случае психического заболевания судья по представлению учреждения или органа, исполняющего наказание, на основании заключения врачебной комиссии выносит постановление об освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания.

Такому лицу суд может назначить принудительные меры медицинского характера или передать его на попечение органов здравоохранения.

Если же осужденный заболел иной тяжкой болезнью, судья решает вопрос о его освобождении от отбывания наказания с учетом тяжести совершенного преступления, особенностей личности и других обстоятельств.

На осужденных, в отношении которых отказано в освобождении по болезни, при ухудшении течения болезни материалы повторно направляются в суд независимо от времени отказа.

7. Статья 172 УИК РФ допускает возможность освобождения от отбывания наказания и по иным основаниям, предусмотренным законом. К числу таких оснований относится прежде всего изменение уголовного закона. Согласно ст. 54 Конституции РФ «закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет». В то же время в ст.

10 УК РФ указано: «Уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, т.е. распространяется на лиц, отбывающих наказание.

Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом».

Освобождение от отбывания наказания ввиду издания уголовного закона, имеющего обратную силу, в соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства производится судьей по месту исполнения наказания по заявлению осужденного либо по представлению прокурора либо органа, ведающего исполнением наказания.

В порядке ч. 3 ст. 82 УК РФ от отбывания оставшейся неотбытой части наказания могут освобождаться женщины, к которым ранее была применена отсрочка отбывания наказания.

В соответствии со ст. 33 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» основанием освобождения может быть постановление прокурора об освобождении из мест лишения свободы лица, содержащегося там без законных оснований.

Источник: http://uikod.ru/osobennaya-chast/razdel-6/glava-21/st-172-uik-rf/kommentarii

Сравнительный анализ амнистии и помилования как видов досрочного освобождения от отбывания наказания

Амнистия и помилование как виды досрочного освобождения от наказания

Право на досрочное освобождение — один из важнейших элементов правового положения осужденного. Отечественная и зарубежная наука уголовного и исправительно-трудового права, а в определенной степени и криминология, достаточно интересно разрабатывают широкий круг проблем эффективности различных видов досрочного освобождения.

В соответствии с УК освобождение от уголовной ответственности может иметь место только тогда, когда имеются все необходимые предпосылки для привлечения лица к уголовной ответственности, т.е. в содеянном им содержатся все признаки конкретного состава преступления.

Поэтому если в деянии лица не установлено наличие состава преступления, то это означает, что такое лицо изначально не подлежит уголовной ответственности, а не освобождается от нее.

Равным образом не может идти речь об освобождении от уголовной ответственности лица, совершившего малозначительное деяние (ч. 2 ст. 14 УК РФ), лица, которое добровольно отказалось от доведения преступления до конца (ст. 31 УК РФ), правомерно причинило вред посягающему при необходимой обороне (ст.

37 УК РФ), действовало в состоянии крайней необходимости (ст. 39 УК РФ) или при наличии иных обстоятельств, исключающих преступность деяния (глава 8 УК РФ), а также лица, допустившего невиновное причинение вреда (ст. 28 УК РФ).

Во всех этих случаях содеянное вообще не рассматривается как преступное деяние, в силу чего тут с самого начала отсутствует основание уголовной ответственности, что исключает применение принудительных мер уголовно-правового характера.

Освобождение от уголовной ответственности не следует смешивать с прекращением уголовного дела при недоказанности участия обвиняемого в совершении преступления, так как в последнем случае недоказанность виновного лица означает, что оно невиновно в инкриминируемом ему веянии.

Освободить же от уголовной ответственности, как уже сказано, можно только лицо, в действиях которого установлен состав конкретного преступления, т.е. виновное лицо.

Именно поэтому такого рода освобождение от уголовной ответственности именуют освобождением по нереабилитирующим (не оправдывающим лицо) основаниям.

Освобождение от уголовной ответственности не следует отождествлять с ее прекращением.

Уголовная ответственность прекращается при наступлении таких не зависящих от усмотрения суда, прокурора, следователя или лица, производящего дознание, обстоятельств, которые делают объективно невозможной реализацию уголовно-правовых санкций (например, смерть виновного, его психическое заболевание, отмена уголовно-правового запрета — декриминализация).

Освобождение от уголовной ответственности может состояться только в тех случаях, когда правоохранительные органы точно установят, что нет никаких препятствий для реализации охранительных уголовно-правовых отношений и применения к лицу, совершившему преступление, мер уголовно-правового характера (наказания).

Однако, такие виды досрочного освобождения, как помилование и амнистия, менее других подвергались исследованию, хотя они, благодаря своему чрезвычайному характеру, оказывают заметное воздействие не только на помилованных и амнистированных лиц и членов их семей, но и на формирование правосознания широких слоев населения.

Амнистия и помилование имеют глубокие исторические корни и в том или ином виде существуют в любом цивилизованном государстве. Вопросы помилования касаются, как правило, наиболее сложных ситуаций досрочного освобождения, когда обычные его институты неприменимы, рецидив среди помилованных лиц минимален.

Поэтому важно рассмотреть те вопросы подготовки материалов к помилованию, его устройства и социального контроля в отношении помилованного, опыт решения которых может оказаться полезным и для совершенствования практики «обычных» видов досрочного освобождения.

Помилование как один из видов досрочного освобождения является ярким примером реализации принципа гуманизма в уголовном праве.

Гуманизм в уголовной политике государства означает охрану общества от преступных посягательств, неотвратимость справедливого наказания, сочетание карательных элементов наказания с педагогическим воздействием на осужденных, что ведет к исправлению и перевоспитанию преступников и предупреждению совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

Амнистия (гр.-забвение, прощение) является смешанным видом освобождения: с помощью акта амнистии возможно применение любого вида освобождения как от ответственности, так и от наказания, и практически на любой стадии уголовного процесса.

Амнистия может быть общей и частичной. Общая распространяется на всех лиц, совершивших преступления, предусмотренные определёнными статьями УК. Частичная относится к определённой категории лиц, которые предусмотрены актом амнистии.

Согласно ст.

5 УПК освобождение от уголовной ответственности на основании акта амнистии оформляется: на стадии возбуждения уголовного дела — постановлением об отказе в его возбуждении; на стадии расследования, либо в отношении дел, по которым закончено расследование, но не вынесен приговор, — постановлением о прекращении уголовного дела; на стадии судебного разбирательства — определением суда о прекращении уголовного дела.

Амнистия как государственно-правовой акт имеет следующие признаки. Во-первых, она при всех обстоятельствах носит нормативный характер, т.е. распространяется на индивидуально не определённый круг лиц, на неопределённое количество уголовных дел, независимо от того, на какой процессуальной стадии они находятся.

Во-вторых, инициатива их издания всегда исходит от государственного органа. В-третьих, акты амнистии имеют общеобязательный характер как для правоохранительных органов, которые призваны применять акты амнистии, так и для тех лиц, которые попадают под амнистию.

Единственное исключение — лица, признающие себя невиновными в совершении инкриминируемого преступления и настаивающие на судебном разбирательстве. Наконец, в-четвёртых, акт амнистии лишь создаёт нормативное основание для освобождения лица, определяет категории лиц, которые подпадают под амнистию, порядок и условия её применения.

Юридическим же основанием освобождения от уголовной ответственности (наказания) служит индивидуально определённый акт применения норм права: постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, определение суда о прекращении уголовного дела; обвинительный приговор суда с освобождением от наказания; постановление начальника исправительно-трудового учреждения, санкционированное прокурором, либо постановление специальной комиссии по освобождению из мест лишения свободы и т.д.

Так же как и амнистия, помилование является смешанным видом освобождения от уголовного ответственности и наказания. Однако ч.2 ст.

85 УК предпринимает попытку сузить круг: “Актом помилования лицо, осуждённое за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость”.

Тем самым устанавливается, что с помощью акта помилования лицо не может быть освобождено от уголовной ответственности. Невозможно освободить от наказания и в момент вынесения приговора. Таким образом, помилование трансформируется из смешанного вида в разновидность освобождения от дальнейшего отбытия наказания.

Существует мнение, что подобное сужение сферы действия помилования и тем самым изменение её юридической природы не совсем оправдано. Действительно, чаще всего помилование применяется к лицам, уже осуждённым и отбывающим наказание, в большинстве случаев — при замене смертной казни пожизненным заключением.

Но помилование, так же, как и амнистия, является внесудебным актом. Это — прерогатива Президента Российской Федерации, который может применить любой вид освобождения на любой стадии уголовного процесса и по любому уголовному делу.

Помилование и амнистия, несмотря на очевидное сходство, различаются между собой:

1. Помилование не носит нормативного характера, а представляет собой акт применения права в конкретном случае.

2. Помилование осуществляется в отношении определённого лица, тогда как амнистия распространяется на неопределённое количество лиц.

3. Акт о помиловании является юридическим основанием для освобождения лица от наказания, тогда как для применения амнистии необходим акт соответствующего органа, на который возложена обязанность по реализации амнистии.

4. Ходатайство о помиловании всегда исходит от самого осуждённого, его родственников, наблюдательных комиссий, администрации ИТУ. В тех случаях, когда помилование осуществляется в отношении иностранных граждан, ходатайство может исходить от органов власти или управления иностранного государства. Акты же амнистии всегда издаются по инициативе органов власти, правомочных на их издание.

5. Помилование носит единичный, разовый характер, тогда как применение амнистии — это достаточно продолжительный период, требующий усилий многих правоохранительных органов: следствия, дознания, суда, прокуратуры, органов, ведающих исполнением приговора (обычно амнистия подлежит исполнению в течение шести месяцев).

6. Реализуя амнистию, соответствующие органы лишь в некоторой степени учитывают поведение осуждённого, например, она не применяется к злостным нарушителям режима, тогда как помилование полностью зависит от поведения осуждённого в местах лишения свободы.

Источник: https://studbooks.net/1004192/pravo/sravnitelnyy_analiz_amnistii_pomilovaniya_vidov_dosrochnogo_osvobozhdeniya_otbyvaniya_nakazaniya

Юрист Воеводин
Добавить комментарий