Административный надзор прекращается в случае снятия судимости с

Юридический практикум

Административный надзор прекращается в случае снятия судимости с

По материалам «Консультант Плюс» и «Гарант»

Новое в законодательстве

Административный надзор за освободившимися из мест лишения свободы(Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).

Принятый федеральный закон предусматривает введение административного надзора за освободившимися из мест лишения свободы. его цель – предупредить совершение указанными лицами повторных преступлений и других правонарушений.

Административный надзор устанавливается за осужденными за тяжкие и особо тяжкие преступления, умышленные преступления против несовершеннолетних либо за теми, у кого был рецидив.

Ограничения вводятся, только если данные лица злостно нарушали порядок отбывания наказания либо в течение года после освобождения дважды и более нарушали общественный порядок.

Кроме того, предусмотрено обязательное введение административного надзора за всеми, кто имеет судимость за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.

Административный надзор устанавливается только судом на основании заявления исправительного учреждения (ИУ) или органа внутренних дел (ОВД), продлевается судом на основании заявления ОВД, досрочно прекращается судом на основании заявления ОВД или поднадзорного лица либо его представителя.

Административный надзор устанавливается на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством для погашения судимости, а в отношении лиц, имеющих судимость за преступления в отношении несовершеннолетних – на срок, установленный законодательством для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. Административный надзор заключается в установлении следующих административных ограничений: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания поднадзорного лица в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в ОВД по месту жительства или пребывания для регистрации (установление данного ограничения является обязательным).

Срок административного надзора может быть продлен, если поднадзорный систематически нарушает общественный порядок. Но если поднадзорный демонстрирует добросовестное поведение, он может быть сокращен.

Закон также определяет права и обязанности поднадзорных, полномочия органов внутренних дел, порядок установления и прекращения надзора. Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2011 г.

Внесены поправки в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»(Федеральный закон от 6 апреля 2011 г.

№ 66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона ''Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы''»).

Внесены поправки в ГПК РФ, УПК РФ, УИК РФ, КоАП РФ и УК РФ. Они направлены на реализацию Закона об административном надзоре (АН) за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

Изменениями в ГПК РФ установлена процедура рассмотрения дел об установлении, продлении, досрочном прекращении, частичной отмене и дополнении АН.

Они относятся к делам, возникающим из публичных правоотношений. По делу об установлении АН в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, заявление подается в суд по месту нахождения ИУ.

В остальных случаях – по месту жительства или пребывания лица.

Дело об АН рассматривается и разрешается судьей единолично с обязательным участием самого лица, заявителя (ИУ или ОВД) и прокурора. О досрочном прекращении или частичной отмене АН может заявить как орган ОВД, так и само лицо.

Кроме этого в статьи УК РФ, определяющие понятия и последствия рецидива преступлений и судимости? включено упоминание «иных правовых последствий», под которыми подразумевается и установление административного надзора.

В УПК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми установлено, что дела об уклонении от административного надзора подсудны мировым судьям, а предварительное расследование по таким делам осуществляется в форме дознания.

Поправками к УК РФ и КоАП РФ предусматривается ответственность за уклонение от АН, несоблюдение сопутствующих ему ограничений (невыполнение обязанностей). Так, освобожденное из мест лишения свободы лицо, в отношении которого установлен АН, должно прибыть к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией ИУ срок.

За неприбытие без уважительных причин, а равно за самовольное оставление места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от АН, предусмотрено уголовное наказание. Это обязательные работы на срок от 180 до 240 часов, либо исправительные – до 2 лет, либо лишение свободы – до 1 года.

За несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при АН, на поднадзорного может быть наложен административный штраф от 1000 до 1500 рублей либо административный арест на срок до 15 суток.

За невыполнение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, обязанностей, предусмотренных федеральным законом, на поднадзорного может быть наложен штраф в размере от 500 до 1000 рублей либо ему может быть вынесено предупреждение.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2011 г.

Принят Закон, направленный на обеспечение прав и свобод граждан, страдающих психическими расстройствами, в том числе их права на судебную защиту(Федеральный закон от 6.04.2011 № 67-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации»).

Источник: http://www.index.org.ru/nevol/2011-25/02-praktikum.html

Административный надзор за бывшими осужденными. Практика рассмотрения судами дел об установлении данного надзора

Административный надзор прекращается в случае снятия судимости с

В  апреле 2011 года был принят закон № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в соответствии с которым  органы внутренних дел осуществляют наблюдение за соблюдением бывшими осужденными временных ограничений их прав и свобод, а также за выполнением ими обязанностей, предусмотренных данным законом.

        Основной задачей административного надзора является предупреждение совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, новых преступлений и правонарушений путем оказания на них индивидуального профилактического воздействия.

        Установление административного надзора, а также его продление и досрочное прекращение возможно только в судебном порядке. Инициаторами судебного процесса в указанных случаях могут быть исправительные учреждения, органы внутренних дел, поднадзорные лица либо их представители при наличии оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 9 вышеназванного закона.

       Дела об установлении административного надзора рассматриваются с обязательным участием лица, в отношении которого подано заявление, а также заявителей (представителей исправучреждения  или ОВД) и прокурора.

       В Ростовской области в 2012-2013 годах рассмотрено 990 дел данной категории. В удовлетворении 14 заявлений отказано, остальные заявления судами удовлетворены.

       Более 50 % дел были инициированы начальниками колоний.

Из  всей совокупности рассмотренных дел — 41 % составляют дела в отношении лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений (29 %) либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (12 %). Чуть больше (58 %) – в отношении лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, а также в связи с наличием предусмотренных законом оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (ст. 2 и 3 закона № 64-ФЗ). Лишь     1 % составили дела по заявлениям о продлении сроков административного надзора.

       При рассмотрении судами дел возникают проблемы в толковании и применении норм материального и процессуального права, поскольку институт административного надзора является комплексным институтом права (административного, уголовного, уголовно-исполнительного и гражданского процессуального).

      Поскольку административный надзор относится к правовым последствиям судимости, закон № 64-ФЗ по общему правилу предусматривает установление срока административного надзора в пределах срока определенного законодательством России для погашения судимости (ст.86 УК РФ).

      Для целей установления административного надзора преступность и наказуемость определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения деяния, и уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом  ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет, то есть не распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления этого закона в силу (ст.9, 10 УК РФ).

      Поскольку ст. 86 УК РФ в июле 2013 года была изменена в неблагоприятную сторону в отношении срока погашения судимости за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, суд не может исчислять сроки ее погашения по-новому и, соответственно, увеличивать срок административного надзора.

      Между тем судами первой инстанции допускались факты исчисления срока с нарушением указанного положения закона, в связи с чем судом апелляционной инстанции такие решения судов первой инстанции отменены по апелляционным жалобам и представлениям прокуроров.

       Следует отметить, что административный надзор не является продолжением уголовного наказания, а служит мерой предотвращения совершения повторных преступлений ранее судимыми лицами путем систематического наблюдения за ними и оказания на них индивидуального профилактического воздействия со стороны органов внутренних дел, а не органов исполнения наказания. Такая мера установлена государством для поддержания общественного порядка, пресечения правонарушений и обеспечения в стране законности. 

Источник: http://www.prokuror-rostov.ru/law_explanation/152250/161438/

Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Административный надзор прекращается в случае снятия судимости с

19.05.2017

постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 16 мая 2017 г. № 15.

В частности, указано, что для предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов судом устанавливаются временные ограничения их прав и свобод, возлагаются определенные обязанности. Органами внутренних дел осуществляется наблюдение за соблюдением лицом, в отношении которого установлены административные ограничения, таких ограничений. Исходя из изложенного административное ограничение не является наказанием за совершение преступления и (или) правонарушения, а представляет собой меру, направленную на предотвращение повторного совершения преступлений и (или) иных правонарушений лицами, имеющими судимость за определенные виды преступлений, предусмотренные Законом, посредством осуществления административного надзора.

Также в постановлении рассмотрены вопросы определения подсудности.

Кроме того, указано, что административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетних лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления при рецидиве преступлений или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего в случае признания их злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания

Административный надзор может быть применен к иностранным гражданам или лицам без гражданства при условии их проживания (пребывания) на территории Российской Федерации на законных основаниях, а также в случае принятия в отношении их решения о реадмиссии, если они не были помещены на основании решения суда в специальное учреждение.

С учетом того, что при решении вопроса о назначении административного надзора определяющее значение имеет установление устойчивого общественно опасного поведения освободившегося из мест лишения свободы лица, факт совершения лицом одного противоправного действия (бездействия), содержащего составы разных правонарушений, не образует обязательного признака неоднократности совершения административных правонарушений.

Факт признания административного ответчика злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания либо привлечения его к административной ответственности не предопределяет выводы суда о необходимости установления административного надзора.

Если в период рассмотрения дела административный ответчик осужден к лишению свободы, суд отказывает в удовлетворении административного иска, поскольку данное обстоятельство является основанием для прекращения административного надзора.

Назначение по приговору суда наказания, не связанного с лишением свободы, либо осуждение лица к лишению свободы условно не отнесены Законом к основаниям прекращения административного надзора, поэтому данные обстоятельства подлежат учету при разрешении дела об административном надзоре.

Суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений, характеризующих личность поднадзорного лица, в том числе о соблюдении им административных ограничений и выполнении предусмотренных Законом обязанностей и иных заслуживающих внимания обстоятельств, может частично отменить административные ограничения (ограничение), а также на основании заявления органа внутренних дел дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.

В целях соблюдения баланса публичных и частных интересов при рассмотрении дела о дополнении ранее установленных административных ограничений суд вправе установить административные ограничения, на введение которых не указано в заявлении органа внутренних дел, и одновременно принять решение об отмене административных ограничений, о снятии которых не просит административный истец.

Истечение срока административного надзора не исключает его повторного назначения до дня погашения судимости в случае совершения им в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, которые ранее не являлись основанием для установления административного надзора, его продления или установления дополнительных административных ограничений.

При этом указанные административные правонарушения могут быть совершены лицом как в период ранее установленного административного надзора, так и после его прекращения.

Административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные Законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства либо пребывания.

В связи с принятием постановления признано утратившим силу постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 года № 22 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре».

Старший помощник прокурора округа по правовому обеспечению

Возврат к списку

Источник: http://www.prokhmao.ru/legal-advice/58676/

Административный надзор

Административный надзор прекращается в случае снятия судимости с

   В РФ принят федеральный закон № 64 от 06.04.2011 г. «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», регулирующий вопросы административного надзора за лицами, которые освобождены из мест лишения свободы.

   Указанный надзор заключается в том, что контролирующие органы наблюдают за тем, чтобы лицо, которое вышло из мест лишения свободы, соблюдало ограничения его прав и свобод, установленные судом, а также выполняло обязанности, которые предусмотрены законом.

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по уголовным делам г. Екатеринбург поможет в вопросе обжалования административного надзора, его снятия: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните уже сегодня!

Решение об установлении административного надзора

   Решение об установлении административного надзора принимается районным судом. Для того, чтобы суд принял такое решение, ОВД обращается в суд с административным иском по правилам КАС РФ об установлении административного надзора в отношении конкретного лица. Производству по таким делам в КАС РФ посвящена целая 29 глава.

   Также в суд может обратиться исправительное учреждение в отношении лица, которое только освобождается.

Максимальный срок административного надзора

   Максимальный срок надзора зависит от того, какое по тяжести и по составу преступление было совершено лицом, в отношении которого устанавливается надзор.

Если лицом было:

  • совершено тяжкое или особо тяжкое преступление;
  • имелся рецидив преступлений;
  • лицо совершило два и более преступления по статьям, которые предусмотрены в законе, касающиеся преступлений с наркотическими, психотропными веществами,

    Административный надзор может быть установлен от 1 года до 3-х лет, НО этот срок не может превышать срок погашения судимости, который установлен законом.

Если лицом было совершено:

  • умышленное преступление в отношении несовершеннолетнего;
  • преступление, связанное с половой неприкосновенностью и половой свободой несовершеннолетнего;
  • имелся опасный или особо опасный рецидив;
  • совершено преступление по статьям, которые перечислены в п.3 ч.2 ст. 3 закона № 64, связанные с убийством по мотивам политической, расовой ненависти, с террористическими актами и другими подобными преступлениями;
  • если лицо находилось под надзором и в этот период совершило преступление, за которое ему было назначено наказание в виде лишения свободы и было направлено для отбывания наказания,

   Административный надзор устанавливается на срок, который установлен законом для погашения судимости.  

   Если лицо совершило в возрасте старше 18 лет преступление, связанное с половой неприкосновенностью несовершеннолетнего, который не достиг 14 лет, и которое является педофилом, при этом его вменяемость не исключается, надзор устанавливается на срок, на который ему назначены принудительные меры медицинского характера, НО при этом такой срок не может быть меньше срока погашения судимости, который установлен законом.

   Максимальный срок для погашения судимости установлен 10 лет после того как лицо отбыло наказания, соответственно, с учетом вышеуказанных положений закона № 64, максимальный срок на который может быть установлен надзор равен 10 годам, все зависит от тяжести совершенного преступления.

ВАЖНО: стоит отметить, что не всегда может быть установлен надзор, если лицо, например, совершило тяжкое преступление. Более подробно о том, в каких случаях устанавливается надзор, смотрите ниже в разделе «как избежать надзора после освобождения».

Как снять надзор после освобождения?

   После освобождения лицу может быть установлен надзор на определенный срок. Можно ли до истечения срока, на который установлен надзор, снять его? Можно. Закон 64 предусматривает возможность прекращения административного надзора досрочно при совокупности определенных факторов:

  • заявление подается в суд ОВД — поднадзорным лицом или его представителем;
  • до обращения в суд должно истечь не менее половины срока административного надзора;
  • в течение срока, когда лицо находится под надзором, оно должно добросовестно соблюдать ограничения, выполнять обязанности, предусмотренные законом и положительно характеризоваться.

   Суд рассматривает заявление о досрочном прекращении надзора и если приходит к выводу, что имеются все основания для удовлетворения заявления, то выносит соответствующий судебный акт.

ИНТЕРЕСНО: читайте, как убрать судимость из базы данных ИЦ по ссылке

Как избежать надзора после освобождения?

   Как мы уже знаем надзор устанавливается при совершении определенных преступлений, а также с учетом того, имелся ли рецидив.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: в части 3 статьи 3 закона 64 говорится, что надзор в отношении лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость за то, что совершил:

  • ♦ тяжкое или особо тяжкое преступление;
  • ♦ имеющий рецидив преступлений;
  • ♦ умышленное преступление в отношении несовершеннолетнего;
  • ♦ два и более преступления по перечисленным в законе статьям, касающихся преступлений с наркотическими, психотропными веществами

устанавливается только в том случае, если:

  • лицо, когда отбывало наказание в виде лишения свободы, признавалось злостным нарушителем порядка отбывания наказания;
  • лицо отбыло наказание, судимость у него не снята и не погашена, и оно совершает в течение 1 года 2 и более административных правонарушения против порядка управления или совершенные правонарушения посягают на общественный порядок и безопасность, на здоровье населения и общественную нравственность или совершены по ч.7 ст. 11.5, ст. 11.9, ст. 12.8, ст. 12.26 КоАП РФ.

   С учетом указанного, чтобы обозначенной категории лиц избежать надзора после освобождения следует не допускать нарушений при отбывании наказания и после освобождения.

Обжалование административного надзора

   При установлении судом лицу административного надзора, путем принятия соответствующего решения, лицо вправе обжаловать такое решение суда, если считает его незаконным и нарушающим его права.

   Суд разъясняет при оглашении решения суда право на обжалования, а также в самом решении суда, в какой срок и куда можно обжаловать решение суда.

Помощь адвоката по административному надзору

   Если у Вас возникли вопросы, связанные с административным надзором, Вы можете обратиться за помощью к нашим адвокатам по уголовным делам, которые

  • ► проконсультируют по вопросам административного надзора
  • ► разъяснят положения действующего законодательства, регулирующего порядок установления, продления, прекращения надзора
  • ► подготовят процессуальные документы, такие как возражения на заявление об установлении административного надзора, заявление о прекращении надзора и другие
  • ► могут представлять Ваши интересы в суде
  • ►окажут иную юридическую помощь по Вашей проблеме

Источник: https://katsaylidi.ru/blog/administrativnyj-nadzor/

Юрист Воеводин
Добавить комментарий